Термин дорога в пдд – , 1. /
Термины и понятия, используемые в ПДД редакции 2012 года
Пункт 1
ПДД — полезный и необходимый документ не только для жителей городов и любых населенных пунктов, но и для тех, кто едет или идет по проселочной или грунтовой дороге. Постановления, определяющие нормы дорожного движения, принимаемые во всех регионах России, должны разрабатываться только на основе единых государственных ПДД. Обозначения терминов в документации, особенно при оформлении ДТП, чтобы не было разночтения, должно соответствовать нормам ПДД.
Пункт 2
Термины и понятия, используемые в ПДД редакции 2012года:
Автомагистраль — дорога, с разделением встречных потоков легковых и грузовых автомобилей дорожным ограждением или разделительной полосой. Пересечения автомагистрали с второстепенными дорогами, трамвайными и ж/д путями, велосипедными дорожками, пешеходными переходами выполняются в виде эстакад и тоннелей. Знаки обозначающие автомагистраль – 5.1, устанавливаются они на боковых дорогах до их пересечения с автомагистралью.
Автопоезд — тягач (автомобиль, или иное транспортное средство) с одним, или несколькими прицепами, либо с полуприцепом. На тягачи устанавливаются опознавательные знаки – три оранжевых фонаря. Легковой автомобиль с прицепом считается автопоездом, но оранжевые фонари на него не устанавливаются.
Велосипед — двухколесное (в основном) транспортное средство, приводимое в движение ногами седока. Инвалидные коляски к категории велосипедов не относятся. Для велосипедистов предусмотрены специальные светофоры и дорожные знаки.
Водитель — человек, которому после сдачи экзаменов в ГИБДД выдано удостоверение на право вождения механическими транспортными средствами: мотоциклами, мотороллерами, легковыми и грузовыми и предназначенными для перевозки людей автомобилями, трамваями, троллейбусами. К водителям причисляют и погонщиков животных.
Вынужденная остановка – непреднамеренная остановка транспортного средства, возникшая в результате его неисправности, опасности, которую может создать перевозимый груз, болезни водителя или пассажира. Незапланированная (вынужденная) остановка не считается нарушением ПДД.
Главная дорога — термин, используемый при определении правил пересечения перекрестков и определении права преимущественного движения. Главная дорога отмечается знаком 2.1. Грунтовые дороги, по отношению к дорогам с твердым покрытием считаются второстепенными. Если пересекаются две дороги с одинаковым покрытием, то главной считается та, на которой установлен знак 2.1.
Дневные ходовые огни — их назначение обозначить в светлое время дня движущиеся транспортные средства. Если на транспортном средстве нет специальных ходовых огней, их разрешают заменять ближним светом фар.
Дорожное движение – термин применяется для описания любых общественных отношений появляющихся при перемещении грузов и людей на всех участках дорог, как с применением транспортных средств, так и без них.
Дорожно-транспортные происшествия — негативные события, возникающие во время движения или нахождения на дорогах транспортных средств. К последствиям ДТП причисляют: гибель или ранение людей, уничтожение или повреждение грузов, транспортных средств, сооружений и другие виды материального и морального ущерба и вреда.
Железнодорожный переезд
— короткий участок дороги, оснащенный специальными устройствами регулирующими пересечение транспортными средствами ж/д полотна. Пересечение путей на разных уровнях: по мостам, эстакадам, тоннелям к переездам не причисляют.Маршрутное транспортное средство — троллейбус, автобус или иное общественное транспортное средство, перевозящее людей по заданному маршруту с остановками, обозначенными специальными указателями. Маршрутные такси не считают маршрутными транспортными средствами.
Механическое транспортное средство — этим термином обозначают все транспортные средства с двигателем, в том числе самоходные машины и тракторы. Мопеды, прицепы, полуприцепы в группу механических транспортных средств не включены.
Мопед — транспортное средство двух- или трехколесное с двигателем не более 50см? и скоростью не выше 50км/час. Скутеры, мокики, велосипеды с подвесным моторчиком относятся к классу мопедов.
Мотоцикл — транспортное средство двух- или трехколесное, с прицепом (боковым), или без прицепа. К классу мотоциклов относят транспортные средства трех- или четырехколесные, снаряженная масса которых не более 400кг.
Населенный пункт — территория, застроенная зданиями разного назначения, и обозначаемая на дорогах большим количеством дорожных знаков и указателей, начиная со знаков 5.23, и далее до 5.26 включительно.
Недостаточная видимость — дорожные условия: дождь, туман, снегопад, сумерки и другие дорожные условия, ухудшающие видимость до 300 метров. В таких условиях без включенных световых приборов движение запрещено.
Обгон — перестроение с выездом на сторону или полосу движения встречного. Обгон выполняется водителем для опережения транспортных средств (одного или нескольких) едущих в попутном направлении. После обгона необходимо выполнить возврат на сторону проезжей части, занимаемую до обгона.
Обочина — один из элементов дороги, созданный для активной безопасности транспортных средств. Обочина выполняется на одном уровне с дорогой, но с другим видом дорожного покрытия. Для опасной обочины используют знак 1.19 или табличку 8.12.
Ограниченная видимость — снижение и ухудшение обзора водителем дороги по направлению движения. Причины, вызывающие ограничение видимости – рельеф местности, геометрические параметры дороги, растительность, строения, сооружения и прочие объекты, в том числе транспортные средства.
Опасность для движения — дорожная ситуация, создающая угрозу для движения в выбранном направлении с прежней скоростью. Она может послужить причиной возникновения ДТП.
Опасный груз — опасные для людей (жизни и деятельности) вещества, все изделия из них, или с их применением, вредные отходы производства и хозяйственной деятельности.
Опережение
Организованная перевозка группы детей — специальным образом организованная перевозка школьников или детей дошкольного возраста (двух и более) в механическом транспортном, не маршрутном, средстве.
Организованная пешая колонна — люди движущихся организованно в одном направлении по дороге. Для обозначения колонны людей применяются методы указанные в разделе 4 ПДД.
Организованная транспортная колонна — движущиеся по одной полосе, с небольшим интервалом, три и более, механических транспортных средств. Все транспортные средства следуют с включенными фарами.
Остановка — предпринятое водителем преднамеренное, на время до 5 минут прекращение движения транспортного средства для высадки и посадки пассажиров, или в случае разгрузки и загрузки транспортного средства.
Пассажир — человек, находящийся в транспортном средстве (на нем, если это мото транспортное средство), и человек входящий или выходящий из транспортного средства. Водитель пассажиром не считается.
Перекресток — участок дорожного полотна, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги находящиеся на одном уровне. Выезды с прилегающих территорий не считаются перекрестками.
Перестроение — предпринимаемый водителем выезд, на многополосной дороге, из занимаемого ряда или полосы. Первоначальное направление движения не меняется.
Пешеход — человек находящийся вне транспортного средства расположенного на дороге, и не выполняющий на дорожном полотне работу. Пешеходами считаются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках (без двигателя), ведущие мопед, велосипед, мотоцикл и аналогичные устройства.
Пешеходный переход — элемент проезжей части, специально выделенный для перехода дороги пешеходами. Обозначается переход разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и знаками 5.19.1, 5.19.2. Если разметка на дороге отсутствует, то ширина перехода определяется знаками перехода.
Полоса движения — продольная часть (полоса) дороги шириной достаточной для движения транспортных средств в один ряд. Полосы движения обозначаются разметкой.
Преимущество (приоритет) — предоставленное, на основании ряда разрешительных документов, транспортному средству право на первоочередное движение в выбранном направлении.
Препятствие — находящийся на полосе движения любой неподвижный объект препятствующий дальнейшему движению. Транспортное средство, остановившееся на полосе в соответствии с требованиями ПДД, или дорожный затор препятствием не считаются.
Прилегающая территория — жилые массивы, дворы, автостоянки, предприятия и другие территории, не предназначенные для сквозного движения.
Прицеп — транспортное средство немеханическое, без двигателя, предназначено для движения совместно с транспортным средством оборудованным двигателем. Полуприцепы, полуприцепы- роспуски включены в класс прицепов.
Проезжая часть — один или несколько полос (элементов) дороги, на которых разрешено движение только безрельсовым транспортным средствам.
Разделительная полоса — разделяет смежные части дороги с помощью линии сплошной разметки, или выделяется конструктивно, или огораживается бордюрным камнем. На разделительных полосах движение безрельсовых транспортных средств не допустимо, разрешено размещать трамвайные пути.
Разрешенная максимальная масса — предприятием-изготовителем устанавливается для любого транспортного средства, рассчитывается как сумма груза, водителя и пассажиров и всех заправочных материалов (топлива). Для автопоезда это сумма масс всех транспортных средств автопоезда.
Регулировщик — человек наделенный полномочиями регулировать движение на дорогах, железнодорожных переездах, паромных переправах. К ним относятся и сотрудники дорожных и эксплуатационных служб.
Стоянка — предпринятая водителем на время больше, чем 5 минут остановка транспортного средства без выполнения работ (погрузочно-разгрузочных) и не для высадки (посадки) пассажиров.
Темное время суток — часть суток между вечерними и утренними сумерками.
Транспортное средство — единый термин, обозначающий немеханические и механические средства для перевозки по дорогам грузов, людей или оборудования, размещенного на них.
Тротуар — один из элементов дороги, обеспечивающий пешеходам безопасное движение вдоль проезжей части. Расположен тротуар на одном уровне с дорогой или приподнят над ней, от проезжей части его отделяют бордюром или газоном.
Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, направленное к другим участникам дорожного движения не осуществлять какой-либо маневр на дороге, если эти действия мешают движению транспортных средств с преимущественным правом проезда.
Участник дорожного движения — люди непосредственно участвующие в дорожном движении: водители, пассажиры, пешеходы.
Пункт 3
Водители обязаны знать все дорожные знаки и указатели – постоянные и временные. Необходимо также твердое знание дорожной разметки и правил проезда, которые она диктует.
Пешеходы и пассажиры городского транспорта должны знать дорожную разметку, сделанную для них на дорогах – пешеходный переход и островки безопасности, обозначающие место на дороге, если ее не успели перейти.
Все участники дорожного движения обязательно должны:
- знать сигналы светофоров, в том числе сигнал разрешения движения пешеходам через дорогу
- выполнять указания регулировщиков (сотрудников ГИБДД).
Пункт 3
В России и в большинстве других стран разрешено правостороннее движение. Все транспортные средства, при двухстороннем движении должны двигаться только по правой полосе дороги и разъезжаться друг с другом со стороны левого борта.
Пункт 4
Одно из основных положений ПДД — организация безопасного движения на дорогах, поэтому ко всем участникам движения предъявляются требования:
- запрещено повреждать дорожное покрытие
- запрещено загрязнять дороги
- запрещено загораживать, повреждать и снимать дорожные знаки
- запрещено самовольно устанавливать светофоры, дорожные знаки
- запрещено устанавливать любые, не соответствующие ПДД средства организации движения
- недопустимо на дороге оставлять предметы, которые могут создать помехи для движения
- лицу, создавшему помеху на дороге, нужно ее устранить
- при невозможности самостоятельно устранить помеху на дороге нужно информировать участников движения о помехе и сообщить в полицию.
Участники движения, виновные в нарушении пункта 5, в зависимости от тяжести последствий (материального ущерба, вреда здоровью и т.д.), привлекаются или к административной, или к уголовной ответственности.
Пункт 5
Транспортные средства, в соответствии с законодательными нормами, считаются источниками повышенной опасности.
Действующее в России законодательство для водителей и владельцев транспортных средств, в зависимости от вида и последствий нарушения ПДД предусматривает: гражданскую, административную или уголовную ответственность.
classcar.ru
Занятие по ПДД «Основные термины и понятия»
Занятие №1. Тема: «Основные термины и понятия»
Цель — изучить основные понятия и термины правил дорожного движения.
Задачи:
Обучающая: иметь понятие об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения.
Развивающая: развивать внимательность, зрительную память.
Воспитывающая: воспитание правовой культуры
Ход урока
Организационный этап.
— приветствие;
— проверка готовности к уроку;
— объявление темы занятия и цели урока.
Этап изучения нового материала.
Высокий рост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах и дорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжёлыми последствиями. Знать и соблюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения – закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.
Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации, помогают установить порядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населённых пунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленных предприятий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение правил обязательно для всех граждан и организаций.
Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Особое внимание уделим следующим терминам (демонстрация презентации):
СЛАЙД 2
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.
СЛАЙД 3
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
СЛАЙД 4
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележки, детскую или инвалидную коляски.
СЛАЙД 5
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
СЛАЙД 6
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.
СЛАЙД 7
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
СЛАЙД 8
«Дорога» — обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
СЛАЙД 9
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.
СЛАЙД 10
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.
СЛАЙД 11
«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.
СЛАЙД 12
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
СЛАЙД 13
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами
СЛАЙД 14
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
СЛАЙД 15
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
СЛАЙД 16
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
3.Вопросы для закрепления:
1. Что такое полоса движения?
2. Для чего предназначена проезжая часть?
3. Кто становится участником движения и в каких случаях?
4. Для чего нужен тротуар?
infourok.ru
ПДД Украины § 1. Общие положения
1.1.Настоящие Правила в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины.
Другие нормативные акты, касающиеся особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т.п.), должны основываться на требованиях данных Правил.
1.2.В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.3.Участники дорожного движения обязаны знать и неуклонно выполнять требования данных Правил, а также быть взаимно вежливыми.
1.4.Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют данные Правила.
1.5.Действия либо бездействие участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.
Лицо, создавшее такие условия, обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить уполномоченному подразделению Национальной полиции, владельцу дороги или уполномоченному им органу.
1.7.Водители обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как велосипедисты, лица, передвигающиеся в колёсных креслах и пешеходы. Все участники дорожного движения должны быть особенно осторожны по отношению к детям, пожилым людям и лицам с явными признаками инвалидности.
1.8.Ограничение в дорожном движении, кроме предусмотренных настоящими Правилами, могут быть введены в установленном законодательством порядке.
Термины, приведенные в настоящих Правилах, имеют следующие значения:
Автобус — автомобиль с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оснащению предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.
Автомагистраль — автомобильная дорога, которая:
- специально построена и предназначена для движения транспортных средств, не предназначена для въезда на прилегающую территорию или выезда из нее;
- имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части отделенные одна от другой разделительной полосой;
- не пересекает на одном уровне другие дороги, железнодорожные и трамвайные пути, пешеходные и велосипедные дорожки, пути перегона скота, имеет ограждения обочин и разделительную полосу, огороженную сеткой;
- обозначена дорожным знаком 5.1.
Автомобильная дорога, улица (дорога) — часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей).
Автомобильные дороги государственного значения — автомобильные дороги общего пользования, к которым принадлежат международные, национальные и региональные автомобильные дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками.
Автопоезд (транспортный состав) — механическое транспортное средство, соединенное с одним или несколькими прицепами с помощью сцепного устройства.
Безопасная дистанция — расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра.
Безопасная скорость — скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях.
Безопасный интервал — расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств либо между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения.
Буксировка — перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации автопоездов (транспортных составов), на жесткой или гибкой сцепке либо способом частичной погрузки на платформу или специальное опорное приспособление.
Велосипед — транспортное средство, кроме колесных кресел, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем.
Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом.
Велосипедная дорожка — выполненная в пределах дороги или вне ее дорожка с покрытием, которая предназначена для движения на велосипедах и мопедах и обозначена дорожным знаком 4.12.
Видимость в направлении движения — максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и расположение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра.
Владелец транспортного средства — физическое или юридическое лицо, обладающее имущественными правами на транспортное средство, что подтверждается соответствующими документами.
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя (удостоверение тракториста-машиниста, временное разрешение на право управления траспортным стредством) соответствующей категории. Водителем также является лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве.
Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием участника дорожного движения или появлением препятствия для движения.
Габаритно-весовой контроль — проверка габаритных и весовых параметров транспортного средства (в том числе механического транспортного средства), прицепа и груза на предмет соответствия установленным нормам габаритов (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства) и нагрузки (фактическая масса, осевая нагрузка), которая проводится в соответствии с установленным порядком на стационарных или передвижных пунктах габаритно-весового контроля.
Газон — участок однородной территории с дерновым покрытием, созданный искусственно путем посева и выращивания дернообразующих трав (в основном многолетних злаков) или одернения.
Главная дорога — дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначенная знаками 1.22, 1.23.1, 1.23.2, 1.23.3, 1.23.4 и 2.3. Наличие на второстепенной дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой.
Грузовой автомобиль — автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов.
Дневные ходовые огни — внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства, установленные спереди транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток.
Дорожная обстановка — совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие и состояние дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель во время выбора скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством.
Дорожные работы — работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения.
Дорожные условия — совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени года, времени суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены (травмированы) люди либо причинен материальный ущерб.
Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Жилая зона — дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31.
Колесное кресло — специально сконструированное колесное средство, предназначенное для движения на дороге лиц с инвалидностью или лиц, относящихся к другим маломобильным группам населения. Кресло колесное имеет по меньшей мере два колеса и оснащается двигателем или приводится в движение мускульной силой человека
Колонна пешеходов — организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении.
Колонна транспортных средств — организованная группа из трех и более транспортных средств, совместно движущихся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар.
Край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) — видимая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке.
Крайнее положение на проезжей части — положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе).
Легковой автомобиль — автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.
Маневрирование (маневр) — начало движения, перестроение транспортного средства в движении с одной полосы на другую, поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части, движение задним ходом.
Маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) — автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров.
Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 см3), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт.
Микроавтобус — одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати с местом водителя включительно.
Мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 см3 или электродвигатель мощностью до 4 кВт.
Мост — сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и прочие препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений.
Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель рабочим объемом 50 куб. см и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и другие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг.
Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды из которой отмечаются дорожными знаками 5.45, 5.46, 5.47, 5.48.
Недостаточная видимость — видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п.
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения.
Обзорность — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя.
Обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гужевых повозок (саней).
Ограниченная обзорность — видимость дороги в направлении движения, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами.
Опасность для движения — изменение дорожной обстановки (в том числе появление подвижного объекта, приближающегося к полосе движения транспортного средства либо пересекающего ее) либо технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться. Частным случаем опасности для движения является движение в пределах полосы другого транспортного средства навстречу общему потоку.
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе.
Ослепление — физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, при котором водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии.
Остановка — прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований настоящих Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.).
Островок безопасности — техническое средство регулирования дорожного движения на наземных пешеходных переходах, конструктивно выделенное над проезжей частью дороги и используемое как защищающий элемент для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится часть разделительной полосы, через которую пролегает пешеходный переход.
Пассажир — лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им.
Перевозка организованных групп детей — одновременная перевозка десяти и больше детей с руководителем, ответственным за их сопровождение во время поездки (на группу из тридцати и больше детей назначается дополнительно медицинский работник).
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются условные линии между началом скруглений краев проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрестком место примыкания к дороге выезда из примыкающей территории.
Пешеход — лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются также лица, движущиеся в колесных креслах без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Пешеходная дорожка — дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная знаком 4.13.
Пешеходный переход — участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенные для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1, 5.35.2, 5.36.1, 5.36.2, 5.37.1, 5.37.2, дорожной разметкой 1.14.1, 1.14.2, 1.14.3, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке с отсутствием пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки — шириной тротуаров или обочин. Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым — пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или отключены или работают в режиме мигания желтого сигнала.
Покидание места дорожно-транспортного происшествия — действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения полицейскими мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства.
Полоса движения — продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75 м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и предназначенная для движения нерельсовых транспортных средств.
Преимущество — право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения.
Препятствие для движения — неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать либо уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства.
Примыкающая территория — территория, прилегающая к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т.п. или выезда с них.
Прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения только в соединении с другим транспортным средством. К этому виду транспортных средств относятся также полуприцепы и прицепы-роспуски.
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы.
Путепровод — инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по нему на разных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу.
Разделительная полоса — выделенный конструктивно или при помощи сплошных линий дорожной разметки 1.1 и 1.2 элемент автомобильной дороги, который разделяет смежные проезжие части. Разделительная полоса не предназначена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на разделительной полосе тротуара на нем разрешается движение пешеходов.
Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, которая установлена технической характеристикой транспортного средства как максимально допустимая. Разрешенная максимальная масса автопоезда — это сумма разрешенной максимально допустимой массы каждого транспортного средства, входящего в состав автопоезда.
Регулировщик — полицейский, выполняющий регулирование дорожного движения в форменной одежде повышеной видимости с элементами из световозвращающего материала при помощи жезла, свистка. К регулировщику приравниваются работники военной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, имеющие соответствующее удостоверение, нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом или световозвращателем, красный фонарь или флажок и выполняющие регулирование в форменной одежде.
Рельсовое транспортное средство — трамвай и платформы со специальным оборудованием, движущиеся по трамвайным путям. Другие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, считаются нерельсовыми.
Стоянка — прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с необходимостью выполнения требований настоящих Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, загрузкой (разгрузкой) груза.
Темное время суток — часть суток от захода до восхода солнца.
Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала осуществления воздействия на механизм управления тормозной системой (педаль, рукоятку) до места его остановки.
Трамвайный путь — элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 11 настоящих Правил.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов.
Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который примыкает к проезжей части или отделен от нее газоном.
Усовершенствованное покрытие — цементобетонное, асфальтобетонное, железобетонное или армобетонное сборное покрытие, брусчатки, вымощенные брусчаткой и мозаикой, сборное покрытие из мелкоразмерных бетонных плит, из щебня и гравия, обработанных органическими и вязкими материалами.
Уступить дорогу — требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость.
Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира, погонщика животных, велосипедист, а также лицо, движущееся в колесном кресле
Эксплуатация транспортного состава — транспортирование тягачом прицепа согласно инструкции по его использованию (соответствие прицепа тягачу, наличие страхового соединения, единой системы сигнализации, освещение и т.п.).
Эстакада — инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, которая не имеет съездов на другую дорогу.
›pdd.ua
Основные понятия ПДД. Элементы улиц и дорог.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
города Иркутска
«Дом детского творчества №1»
Автор-составитель:
Пуляевская Н.П.,
педагог дополнительного образования
Иркутск, 2015
Цель: ознакомление и закрепление знаний об основных понятиях правил дорожного движения, назначении улиц и дорог, их элементах. Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.
Интеллектуальная разминка
Опиши самый сложный маршрут, который тебе приходится преодолевать в течение недели?
Какие понятия и термины, относящиеся к ПДД, ты использовал при описании? Объясни их значение.
Новый материал
Ежедневно каждый из нас оказывается участником дорожного движения в качестве пешехода, пассажира, велосипедиста. Стали распространенными роликовые коньки, скейтборды, скутеры. Знать и соблюдать Правила дорожного движения должны не только водители всех автотранспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Чтобы ориентироваться в Правилах, прежде всего, необходимо усвоить значение основных понятий и терминов, которые в них используются.
Почему дорога стала называться дорогой, откуда возникли первые дороги, кто их строил? Было это очень давно. Люди жили тогда среди непроходимых лесов. И вот люди стали прорубать в них проходы-тропинки. Их называли «путиками». Путики, соединяющие между собой населенные пункты, именовались дорогами.
Первые мощеные дороги начали строить римляне еще две тысячи лет назад. Они были нужны, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления своим войскам, завоевывавшим страну за страной. Тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединенных известковым раствором. На это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем слой помельче, величиной с орех. А сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Некоторые из таких дорог до сих пор сохранились, сегодня по ним ездят автобусы с туристами.
В России первые мощеные дороги появились лишь в конце 17 века в Москве. До этого в столице, как и в других русских городах, на проезжих улицах местами прокладывали «гати» – уложенные поперек круглые бревна. В 1692 году главные московские улицы решили замостить камнем. Был объявлен царский указ о том, чтобы с каждых десяти дворов жители столицы представили либо по большому камню мерой в аршин, либо по два – в поларшина, либо столько же мелких камней, но каждый не мельче, чем гусиное яйцо. Но для того, чтобы замостить даже самые главные улицы, этих камней не хватило. И тогда был объявлен новый указ: не пропускать в столицу ни одного приезжего, пока он не сдаст страже у городских ворот три привезенных камня каждый не меньше гусиного яйца.
Что же касается первой государственной дороги, то она появилась в России в 1722 году, при Петре I, и соединила Москву с только что основанной императором новой столицей – Петербургом. Такие дороги были большей частью просто хорошо укатанными грунтовыми и лишь в отдельных местах укреплены бревенчатыми настилами.
Сейчас в России дороги очень разные. В России принято правостороннее движение. Вспомним, что это такое? По дорогам движется много машин, и чтобы они не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в другом. Такое движение транспорта называется двусторонним.
Если машины едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то такое движение называется односторонним. Двигаться навстречу транспортному потоку на таких дорогах запрещено.
Все автомобильные дороги делятся на дороги общей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
Дороги общей сети разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.
Что же такое дорога? Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Между селами чаще всего вьются узкие, проселочные дороги. Самые широкие и гладкие – скоростные дороги. Обычно их называют автострады или автомагистрали.
Они соединяют крупные города, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой скоростью. Некоторые магистрали настолько широки, что посередине проходит разделительная полоса из газона или кустарника. По одну сторону этой полосы все машины движутся только в одном направлении, по другую – в обратном. Скоростными эти трассы называются потому, что их не пересекает ни одна дорога и водителям ничто не мешает вести машину с большой скоростью, не замедляя движение. Все поперечные шоссе проходят либо в туннелях под магистралью, либо над магистралью по переброшенной через нее эстакаде. Для пешеходов строятся надземные пешеходные переходы.
Широкие дороги, по которым двигаются транспортные средства, называются шоссе.
Они соединяют между собой города и поселки, большие стройки и станции. По ним машины могут ехать в 4, 6 или 8 рядов, а по возможности – и обгонять друг друга. Однако самое главное во всякой дороге – не ширина, а ее покрытие.
При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.
Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.
Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.
Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними — остановочные пункты, станции, площадки отдыха.
Для содержания и обслуживания автомобильной дороги необходимы комплексы линейных сооружений дорожной службы, которые, как правило, размещают в населенных пунктах вблизи дороги и по возможности в середине обслуживаемых участков.
Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.
Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.
По магистралям, шоссе и дорогам движутся транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем. К ним относятся: автомобили, мотоциклы, мопеды, гужевые повозки. Транспортные средства делятся на пассажирские (автобусы и легковые) и грузовые.
Механические транспортные средства – это транспортные средства, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем. К ним же относятся тракторы и любые другие самоходные машины.
Маршрутные транспортные средства – транспортные средства общего пользования, предназначенные для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами. Стоить отметить, что Правила не отнесли к маршрутным средствам маршрутное такси.
Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо для загрузки или выгрузки.
Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидной коляски, имеющее 2 колеса и приводимое в движение мускульной силой.
Участники дорожного движения – лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. К пешеходам относятся лица, находящиеся вне транспортного средства и не производящие на нем работы. Стоит запомнить, что к пешеходам относятся лица, передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Водитель управляет каким – либо транспортным средством, ведет по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающийся вождению. Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а так же входит в него или выходит из него.
Вспомним понятие «Дорога». Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы и кюветы при их наличии. Это и есть элементы дороги.
Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Обочиной называется не мощеная полоса вдоль дороги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров. Есть одно важное правило, касающееся обочины. Если вдоль дороги нет пешеходной дорожки, то пешеходу следует идти по обочине навстречу идущему транспорты, чтобы самому видеть автомобиль и чтобы водители видели его. Стоит отметить, что с ноября 2015 года вступило в силу дополнение: пешеход, передвигаясь по обочине в темное время суток должен иметь светоотражающие элементы на одежде или аксессуарах.
Еще один элемент дороги – кювет. Когда-то кюветами называли наполненные водой канавы перед стенами крепостей. Они должны были преграждать дорогу солдатам, идущим на приступ. С тех давних времен слово «кювет» сохранилось, хотя и приобрело другой смысл. Кюветами называют глубокие, по большей части сухие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе. Для чего же нужны эти кюветы? Главным образом для того, чтобы после сильного дождя в них стекала с дороги вода и дорога просыхала быстрее. Для того же и проезжую часть всякой благоустроенной автомобильной дороги делают с небольшим наклоном к краям.
Понятие «улица» несколько шире, чем «дорога» и включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины, дворовые территории.
Дорога — это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.
Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.
Тротуар — это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.
Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.
Пешеходная дорожка — это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.
Велосипедная дорожка — это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по неё могут двигаться и пешеходы. С апреля 2015 года вступило в силу новое правило: по полосе для движения общественного транспорта могут двигаться и велосипедисты при наличии специальной разметки, которую начнут наносить в ближайшее время.
Иногда тротуар отделяется от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.
На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.
При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности — обозначенное или выделенное бортовым камнем на проезжей части улицы безопасное место для остановки пешеходов при переходе улицы.
Перекресток – это место пересечения дорог, которое является очень опасным участком дороги, так как транспорт движется в разных направлениях. Перекрестки бывают четырехсторонние, улицы на которых дороги пересекаются под прямым или острым углом. Трёхсторонние перекрестки напоминают буквы Т и Y.
Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью.
Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.
Перекресток, где движением управляет светофор или регулировщик, называется регулируемым, если их нет – нерегулируемым.
С апреля 2015 года в силу вступили поправки в ПДД о правилах перехода перекрестков. Если раньше переход осуществлялся только под прямым углом, то сейчас разрешено переходить дорогу по диагонали. В скором времени перекрестки оборудуют диагональными светофорами и нанесут специальную разметку.
Обеспечение безопасности движения на дорогах:
Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем безопасности движения, для чего водитель должен видеть перед собой участок такой длины, на котором бы он, заметив препятствие, мог быстро затормозить.
Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные переходы между элементами трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.
Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог.
Пересечения дорог является местом формирование и распределение потоков движения.
Оборудование дорог для безопасности движения ночью.
В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10—15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5—7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков со светоотражающей поверхностью или специальной подсветкой.
Дорожные знаки, разметка проезжей части.
Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки. Разумное сочетание дорожных знаков с простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.
Оценка безопасности движения.
Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена: совершенствованием автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.
Содержание дорог.
На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с рассчитанными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.
Задание
Игра «Пешеход-водитель». Учащиеся разбиваются на две группы по 3-5 человек — водителей и пешеходов. В руках у водителей — рисунки с изображенными на них транспортными средствами. У одного из учащихся в руках три кружка — красного, желтого и зеленого цветов — он будет изображать светофор.
При включении зеленого сигнала светофора движение начинают транспортные средства и пешеходы. При этом транспорт создает помехи движению пешеходов, совершая повороты. Затем учащиеся меняются местами.
«Отгадай кроссворд».
Транспортное средство, кроме инвалидной коляски, имеющее 2 колеса и приводимое в движение мускульной силой.
Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Широкие многополосные дороги, по которым двигаются транспортные средства.
Транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.
Лицо, находящееся вне транспортного средства и не производящее на нем работы, а так же передвигающееся на инвалидной коляске без двигателя, ведущее велосипед, мопед, мотоцикл, везущее санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Эти дороги соединяют крупные города, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой скоростью и их не пересекают другие дороги.
Преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для повадки или высадки пассажиров либо для загрузки или выгрузки.
Он управляет каким – либо транспортным средством, ведет по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К нему приравнивается обучающийся вождению.
Устройства предназначенные для перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем. К ним относятся: автомобили, мотоциклы, мопеды, гужевые повозки.
Немощеная полоса вдоль дороги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров.
Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям, ведь это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Глубокие, по большей части сухие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе.
Лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а так же входит в него или выходит из него.
Включает в себя дорогу вместе с прилегающими к ней газонами и домами, являющимися элементами улицы.
Ответы на кроссворд:
Велосипед
Дорога
Шоссе
Маршрутное
Пешеход
Автомагистраль
Водитель
Остановка
Транспортное средство
Обочина
Тротуар
Кювет
Пассажир
Улица
«Любопытное письмо».
«Нарисуй». Изобразите схему дороги, содержащую основные элементы.
«Раскраска». Раскрасьте картинку, выделив разными цветами элементы улицы и дороги.
«За окном». Выгляните в окно и назовите части улицы и дороги.
«Строители». Разделитесь на 2 подгруппы и сделайте из любых материалов (пластик, дерево, пластилин, бумага) макет городской улицы с фигурками людей. Обязательно выделите все элементы улиц и дорог.
«Ну и задачка!». Лена и Вася собрались переходить дорогу. Они очень спешили, так как опаздывали, да еще и дождь лил не переставая. На некотором расстоянии они увидели машину и поняли, что успеют перейти дорогу. Перечислите ошибки, которые допустили дети и назовите опасные факторы, которые могут привести к беде.
«Как называется?». Подпиши названия элементов дороги.
infourok.ru