Интервал и дистанция – Дистанция и боковой интервал — какими они должны быть? — журнал За рулем

Безопасность движения. Лекция 5 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Лекция 5. Движение


О вождении автомобиля в сложных условиях, в потоке, а также в ограниченном пространстве.

Начнем с главного. О чем в первую очередь надо заботиться при движении в потоке? Об интервале и дистанции.
Дистанция – это расстояние до автомобиля в вашем ряду. До того, за которым вы следуете, и до того, который следует за вами. От бампера до бампера.
А интервал – это расстояние до автомобиля в соседней полосе, от борта до борта. Причем расстояние до автомобиля как в попутной, так и во встречной полосе.

В экзаменационном билете предлагается определить, где на картинке дистанция, а где – интервал. Здесь Б — дистанция, А и В — интервал.

А если кто вдруг запутается в словах, всегда есть подсказка, и она прячется в дорожных знаках. Плакаты со знаками всегда развешаны в классах и очень часто – в помещениях, где принимают экзамены. Поднимите глаза, найдите «Запрещающие знаки», а среди них – знак 3.16:

Под ним написано: «Ограничение минимальной дистанции». И нарисовано расстояние от бампера до бампера. А от бампера до бампера – это только в своей полосе. И вы сразу вспомните, что дистанция – от бампера до бампера – в своей полосе, а интервал – от борта до борта – расстояние с автомобилем в соседней полосе.

А теперь перейдем непосредственно к тем вопросам ПДД, где эти термины используются:
Интервал.
Итак, автомобиль – не поезд, он едет не по рельсам, а по дороге, и колеса у него не стальные, а резиновые, и без реборд. Резиновые колеса эластичны, в том числе и в боковом направлении, а на покрытии встречаются неровности, иногда ещё дует ветер – все это отклоняет автомобиль от заданной траектории. Это означает, что он всегда «гуляет» по полосе. И чем выше скорость – тем сильнее «гуляет». Поэтому с увеличением скорости водитель должен увеличивать и боковой интервал.
Встречные автомобили намного опаснее попутных, столкновение с ними чревато самыми страшными последствиями. Поэтому при встречном разъезде интервал должен быть больше. И

чем выше скорость встречного разъезда, тем больше должен быть боковой интервал.

Если вам попадется фура или машина с прицепом, нужен приличный запас бокового интервала. Дело в том, что прицеп при повороте смещается к центру этого поворота, и тем сильнее, чем круче поворот.

На рисунках хорошо видно, насколько шире коридор движения грузовика, чем сам грузовик.
Не пытайтесь протиснуться между фурой и обочиной, если фура намеревается повернуть! Водитель вас может просто не увидеть, а полуприцеп, смещаясь при повороте к центру, сомнет ваш автомобиль! На рисунке справа хорошо видно – при ширине грузовика 2.5 метра, коридор движения, который он захватывает – больше 7 метров.

Вот конкретный случай. 9 апреля 2018 года, перекресток Мичуринская-Косыгина, совсем рядом с МГУ 19 июля 2018 года, на перекрестке Лебедева-Хохлова, в 100 метрах от ГЗ МГУ

На мокром, скользком, неровном покрытии автомобиль менее устойчив и хуже управляется (см. Лекцию 1). Поэтому увеличьте боковой интервал!
Словом, при любых неблагоприятных условиях, при движении на высокой скорости, разъездами с длинномерными автопоездами – всегда увеличивайте боковой интервал!

Дистанция.
Если вы едете в плотном потоке, и вдруг заметили, что к вам сзади пристроился и едет слишком близко, то есть «прилип» автомобиль, что делать в этом случае?
Если нажать на «газ», автомобиль вас догонит и снова прилипнет сзади. А дистанция между вами и едущим впереди вас автомобилем уже сталнет меньше. Это плохо.
Если затормозить, аккуратно и плавненько, он испугается и отстанет. Но отстанет ненадолго, и снова пристроится сзади.
А надо немного снизить скорость и увеличить дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Так вы создадите себе резерв времени и пространства, и если впереди идущий автомобиль вдруг резко затормозит, вы сможете замедляться плавно. Так, чтобы задний в вас не въехал.

А какой именно должна быть дистанция? На каком расстоянии держаться от автомобиля, идущего перед вами?
Вспомним, что мы говорили про остановочный путь. Про Билли Бонса и препятствие в виде пиратов. Из каких частей состоит остановочный путь?
Реакция водителя. Время срабатывания тормозной системы. И тормозной путь.
Так вот. Тормозной путь у всех автомобилей примерно одинаков. Если, конечно, это исправные автомобили. В общем случае он не зависит от массы автомобиля – огромная тяжелая фура остановится так же быстро, как малыш «Фиат-500». Значит, если вы начнете тормозить одновременно с впередиидущим автомобилем, то дистанция между вами будет неизменной до самого момента остановки. Но дело в том, что одновременного начала торможения в природе не бывает!
Разберем этот вопрос на примере. Наш Билли Бонс едет с доктором Ливси, каждый на своей машине. Скорость держат разрешенную – 90 км/ч. И тут на дороге что-то произошло, и Доктор Ливси ударил по тормозам.


Билли Бонс увидел вспыхнувший стоп-сигнал на «Дюзенберге» доктора, и тоже затормозил. Мы помним, что реакция у Билли Бонса неплохая – с момента, когда он увидел «стоп-сигнал» и до начала принятия мер, то есть до удара по педали, ушла секунда. Это, напомним, называется временем реакции водителя. 1 секунда – среднее время, общепринятое для водителя. Пока Билли Бонс принимал решение и двигал руками-ногами, его «Фольксваген» бежал вперед. И пробежал 25 метров!
Дальше идет время срабатывания тормозной системы. Еще 0.4 секунды.
Автомобиль прокатился еще целых 10 метров. Итого 25 + 10 = 35. Целых 35 метров «Фольксваген» Билли Бонса ехал вперед со скоростью 90 км/ч – всё это время доктор Ливси уже отчаянно тормозил! Дальше просто – тормозной путь у «Дюзенберга» окажется такой же длины, как «Фольксвагена» — мы об этом уже говорили, он не зависит от массы автомобиля. На рисунке тормозные пути обоих машин обозначены буквами Sтор и подкрашены в цвет автомобиля.

Выходит, если тормозные пути одинаковы, нас интересует только реакция Билли Бонса и время срабатывания тормозной системы (Sрв – реакции водителя и Sст – срабатывания тормоза). Их сумма. Вместе они обозначены на рисунке буквой «Д» — дистанция. В нее-то и должны входить мгновения, «потерянные» на срабатывание тормозной системы и раздумья водителя. Сколько у нас набралось мгновений? 1с + 0.4 с = 1.4 с. Значит, если бы расстояние было меньше этих 1.4 с (или 35 метров), то Билли Бонс гарантированно бы въехал в корму «Дюзенберга», и всю оставшуюся жизнь расплачивался бы за ремонт.

Делаем вывод: расстояние до впереди идущего автомобиля, измеренное в секундах, должно быть больше времени реакции водителя и времени срабатывания системы. Время реакции водителя может колебаться в пределах от 0,4 до 1,6 секунд, а время срабатывания тормозной системы 0,1 — 0,4 секунд. Стало быть, правильной дистанцией для легковых автомобилей можно считать расстояние, которое проедет автомобиль за время не менее 2 секунд

. Это надо знать как «отче наш» — это ваша безопасность. К тому же это есть в билетах.
А дальше встает вопрос – как вычислить эти самые 2 секунды. Сколько метров должно быть до машины? Расстояние зависит от скорости. Скажем, при 40 км/ч автомобиль проедет 22.2 метра, при 60 км/ч – 33.2 метра, а при 90 км/ч – 50 метров. К счастью, есть очень простой способ вычислить это расстояние, причем не в секундах, а сразу в метрах. Достаточно посмотреть на спидометр – и цифру, на которую указывает стрелка, поделить на два. Вы получите расстояние в метрах, очень близкое по значению к расстоянию «2 секунд». Например, возьмем скорость 90 км/ч. Делим 90 пополам: 90/2 = 45. Получаем 45 метров. Для 60 км/ч мы получим 30 метров. И так далее. Это работает! Ну а расстояние до автомобиля определять придется на глазок – по-другому никак.

Про дистанцию осталось добавить только один нюанс, а именно – про большие грузовики. Вы на них ездить, скорее всего, за рулем не будете, но на дорогах попадаться они будут. Так вот – тормоза у них другие. На легковых машинах и маленьких грузовичках тормоза с гидравлическим приводом – по шлангам гоняется жидкость, и когда вы давите на педаль, усилие передается через неё на сами тормоза в колесах. Скачок давления в жидкостях распространяется со скоростью звука, для тормозной жидкости это примерно 1200 м/с – вдвое быстрее пули, выпущенной из автомата. Ну а в грузовиках привод тормозов – пневматический, сжатым воздухом. Работает такая система ощутимо медленнее. Если гидропривод срабатывает за 0.1-0.4 с, то пневматический – от 0.6 до 1.2 с, а у фуры с полуприцепом – до 1.4 с. Это означает, что правильная дистанция для грузовика не 2, а не менее 3 секунд. Не забывайте об этом при перестроениях – если вы влезете перед грузовиком на «нормальном», как вам кажется расстоянии, вы можете сильно ошибиться, и заставите водителя нервничать и тормозить, увеличивая дистанцию до вас.

И напоследок добавим, что в дождь, снег, гололедицу дистанцию, конечно, надо увеличивать.

О движении остались разношерстные сведения, перечислим их по порядку.

1. Если вы едете в достаточно плотном потоке, и у Вас спереди, сзади, слева и справа – другие автомобили (при этом вы, конечно, соблюдаете дистанцию и интервал), то безопаснее всего ехать со скоростью этого потока, даже если вам это кажется некомфортным, и хотелось бы сбавить скорость. Дело в том, что если вы будете ехать медленнее, то водители, следующие за вами, буту вынуждены перестраиваться, чтобы опередить вас, а водители из соседних рядов будут постоянно «заныривать» перед вами. То и другое чревато аварийной ситуацией.
Поэтому запомним: При движении в плотном потоке вероятность аварийной ситуации меньше тогда, когда ваша скорость равна средней скорости потока.

2. Принимая решение об обгоне, надо помнить, что скорость встречного крупногабаритного автомобиля воспринимается большей, чем в действительности, а маленького по размеру мотоцикла — меньше

.

3. В условиях плохой видимости скорость надо выбирать такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. То есть вы должны успеть затормозить, если увидите препятствие. А если остановочный путь окажется больше предела видимости, вы физически не успеете остановиться, увидев препятствие, и врежетесь в него.

4. В повороте более устойчив автомобиль без груза и пассажиров. Дело в том, что у автомобиля центр тяжести расположен очень низко, И, значит, именно у него самый маленький опрокидывающий момент. Любая загрузка автомобиля перемещает центр тяжести вверх, и его устойчивость уменьшается.

5. Длительный разгон на первой передаче, когда двигатель работает на повышенных оборотах, увеличивает расход топлива. Наименьший расход будет при плавном ускорении и плавном замедлении.

6. Если вы долго ехали за грузовиком, не имя возможности его обогнать (например, из-за разметки), и такая возможность появилась, то начинать обгон надо с безопасной дистанции, или даже большей.

Если вы приблизитесь к грузовику перед обгоном, у вас будет очень плохая обзорность, вы не увидите встречных (позиция 1). Кроме того, сам обгон займет много времени, так как начать разгоняться вы сможете, только двигаясь по встречной полосе рядом с грузовиком. Поэтому правильно будет отстать от грузовика на безопасную дистанцию, откуда обзор намного лучше (поз.2). После этого сразу перестраивайтесь на полосу встречного движения, где и начинайте разгон (поз.3). Эта позиция даст вам наилучший обзор, позволит быстро опередить грузовик, так как приблизитесь к нему вы уже на более высокой скорости, и минуете его быстро. Кроме того, водитель грузовика увидит вас и уже не будет мешать обгону.
Итак, перестраиваемся на встречную полосу издалека, с безопасной дистанции, откуда и начинаем обгон.

7. Обычно водитель определяет скорость автомобиля по тому, насколько быстро перемещаются разные объекты, вроде деревьев, дорожных знаков, столбов, которые попадаются по пути. Если поблизости их нет, а видны только те, что вдали, то угловая скорость их перемещения уменьшается. Водителю из-за этого кажется, что он едет медленнее, чем на самом деле. Поэтому в таких условиях надо почаще бросать взгляд на спидометр.

8. В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности. Это увеличивает опасность столкновения при встречном разъезде, обгоне и объезде.

9. При движении в тумане надо помнить, что расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности.

10. С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как водитель вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить меняющуюся дорожную обстановку.

11. Существенное снижение давления в шинах приводит к увеличению сил трения, а значит, и увеличению расхода топлива.

12. При выборе безопасных условий для движения легкового автомобиля на скорости 90 км/час водителю полезно помнить, что автомобиль за 1 секунду перемещается на 25 м.
На самом деле для того, чтобы узнать, сколько метров проедет автомобиль за секунду, надо скорость (в км/ч) поделить на 3.6. Например, при 40 км/ч – 40 / 3.6 = 11.1 м.

Статья написана по материалам лекций Автошколы МГУ (Университетской автошколы)

wiki.zr.ru

Шпаргалка для водителя: безопасные дистанция и боковой интервал

В Правилах дорожного движения есть пункт 9.10, говорящий о том, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». В этих трех строках заключен основной принцип дорожного движения. Не зря же нарушение этого пункта является одной из основных причин ДТП, указываемых автоинспекторами в протоколах.

Есть еще похожий пункт 10.1: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения».

Формулировки не менялись десятилетиями, что как бы намекает на их идеальность. На самом деле, ничего подобного! Никакой конкретики: ПДД не учат водителя, не подсказывают ему, как необходимо вычислять дистанцию и боковой интервал. В обучающем курсе автошкол этот момент тоже затрагивается вскользь. Уверены, мало кто из получивших права сможет описать принципы, по которым можно понять, безопасно расположен автомобиль на проезжей части или нет.

Точно так же вчерашние ученики не помнят, что максимально допустимая скорость движения – это не та, что прописана в ПДД для конкретного участка дороги или обозначена на знаке. В ряде случаев ее разумно снизить, чтобы не создавать на дороге опасность для себя и окружающих. Да, камеры вас за игнорирование инстинкта самосохранения не накажут, но вряд ли в гололед разумно ехать те же 60-80 км/ч, к которым вы привыкли на сухом асфальте.

С другой стороны, правильно ли упрекать Правила в непроработанности? Водитель находится за рулем движущегося объекта, измерить дистанцию «на глаз» точно невозможно, а более точных инструментов для ее определения у него нет. Между тем, это отнюдь не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий. В конце концов, и самочувствия водителя тоже. Понятно, что в городской пробке и на свободной загородной трассе расстояния между машинами будут отличаться на порядки. Можно ли их определить самостоятельно на ходу?

Можно! Общее правило таково: безопасная дистанция равна половине скорости. На спидометре 50? Отпусти передний автомобиль на 25 метров. При загородной скорости в сотню держать нужно уже 50 метров. Но надо понимать, что такие стандарты применимы для идеальных условий. В дождь коэффициент сцепления шин снижается в полтора раза, зимой – вдвое и более. Поэтому необходимо делать соответствующие погодные поправки.

Возникает резонный вопрос, как определить эти метры, сидя за рулем? Подсказки для водителя – в окружающих объектах. Стандартное (хотя и не посвеместное) расстояние между столбами освещения на шоссе как раз составляет 50 метров. Так что, когда автомобиль впереди проезжает мимо мачты, вы должны находиться аккурат около предыдущей. Стандартная длина фуры с бескапотным тягачом – 16,5 метра. То есть безопасные за городом полсотни метров равны трем автопоездам, поставленным вплотную. Можно ориентироваться и по дорожным знакам (100 метров до съезда, 50 метров до АЗС).

Если не уверены в своем глазомере, призывайте на помощь секунды. Для этого нужно отвлечься от стереотипа, что дистанция – это метры. Раз машины находятся в движении, расстояние между ними можно измерять в секундах, как это происходит в автогонках. Как и в случае с метрами, выбираете неподвижный ориентир на обочине и считаете до двух с момента, когда его миновал ваш впередиидущий попутчик. Если за две секунды вы успели проехать объект, дистанцию нужно увеличить. Величину можно назвать стандартной, ведь с ростом скорости растет и пройденное за это время расстояние. Но, как и в предыдущем случае, не забывайте о поправке на дорожные условия.

Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее. Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее. В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары, да задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом. Вряд ли поток будет настолько интенсивным, что перед вашей машиной постоянно будет кто-то влезать.

Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В теории все просто: смотрите на разметку, ведите машину строго посередине полосы, и проблем не возникнет. Реальность вносит свои коррективы. Российские дороги изобилуют колеями, порой оказывающими весьма опасное влияние на управляемость, неаккуратными люками и, наконец, выбоинами. Инстинктивно подавляющее большинство водителей их объезжает. В мегаполисах наметился тренд на сужение полос. Значит, на изгибах дороги грузовики и автобусы чисто физически не могут оставаться в пределах своего ряда. Это тоже надо принимать во внимание. Наконец, есть мотоциклисты, использующие «междурядье».

Так что применительно к боковому интервалу, в отличие от дистанции, совет можно дать только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения.

Источник:carclub.ru

automotomag.ru

от чего зависят эти показатели

Текущий прогресс будет потерян

Пауза Чтобы продолжить нажмите

Тема 26.1. Что такое безопасная дистанция и безопасный боковой интервал.

Требования к безопасной дистанции и к безопасному боковому интервалу изложены в девятом разделе Правил,

а именно в пункте 9.10:

Правила. Раздел 9. Пункт 9. 10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, в также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Как видим, Правила не содержат никакого численного значения для безопасной дистанции и для безопасного бокового интервала, да и не могут содержать.

На дороге случился затор, и водители невольно уменьшили и дистанции, и боковые интервалы.

Но скорость ничтожна, покрытие ровное и сухое, и если никто никого не ударил, то и такую дистанцию, и такой боковой интервал можно считать безопасными.

Но чем больше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.

И про боковой интервал в Билетах есть одна простейшая задача:

Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?

1. Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит.

2. При увеличении скорости боковой интервал необходимо увеличить.

Вы, наверняка, видели вот такую надпись на задней части сочленённого автобуса или троллейбуса.

Водитель такого автобуса как бы предупреждает вас: «Я не могу контролировать поведения задней оси моего прицепа! Его может и болтонуть туда-сюда. Будьте внимательны! Держите увеличенный боковой интервал!».

Так что от длинномерного транспортного средства (даже на при небольшой скорости) лучше держаться подальше.

В каких случаях следует увеличить боковой интервал?

1. При встречном разъезде на большой скорости.

2. При разъезде с длинномерным транспортным средством.

3. Во обоих перечисленных случаях.

Теперь, что касается безопасной дистанции.

Время от момента, когда водитель обнаружил препятствие на дороге, до момента, начала нажатия на пе

www.petroel.ru

Скорость движения, дистанция и интервал

112 Водитель транспортного средства должен двигаться со скоростью, не превышающей установленные ограничения, с учетом интенсивности дорожного движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, а также дорожных и метеорологических условий (особенно видимости в направлении движения)

113 При возникновении препятствия или опасности для дорожного движения, которые водитель транспортного средства в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости или прекратить движение транспортного средства или, не создавая опасности для других участников дорожного движения, объехать препятствие.

[Запомни! Расстояние видимости в направлении движения всегда должно быть больше длины остановочного пути.]

114 В населенных пунктах скорость движения всех транспортных средств не должна превышать 50 км/ч, а в жилых зонах, на территории дворов многоквартирных зданий, автозаправочных станций и мест стоянки — 20 км/ч.

115 Вне населенных пунктов скорость движения транспортных средств не должна превышать:

115.1. для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т, и автобусов — 90 км/ч;

115.2. для автомобилей и автобусов с прицепом и грузовых автомобилей полной массой свыше 7,5 т — 80 км/ч.

116 На участках дороги, перед которыми установлены соответствующие дорожные знаки, разрешается движение транспортных средств со скоростью, не превышающей указанную на дорожном знаке.

117 Скорость движения транспортных средств в других случаях не должна превышать:

117.1. 60 км/ч — при перевозке пассажиров вне кабины грузового автомобиля, предназначенного для производства специальных работ — типа фургон, в котором оборудованы сидячие места для пассажиров;

117.2. 50 км/ч — при буксировке механических транспортных средств;

117.3. 40 км/ч — при буксировке прицепов — технологических агрегатов, упомянутых в 249 пункте настоящих Правил.

117.4. при движении по дороге, обозначенной дорожным знаком , для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т и автобусов — 110 км/ч, автомобилей и автобусов с прицепом, грузовых автомобилей полной массой более 7,5 т — 90 км/ч, а в период времени с 1 декабря до 1 марта — 90 км/ч и 80 км/ч соответственно.

117.5. 45 км/ч — для мопедов.

118 Водителю запрещается:

 

118.1. превышать максимальную скорость движения, установленную изготовителем данного транспортного средства;

118.2. превышать скорость, указанную на опознавательном знаке, установленном на транспортном средстве согласно требованиям, упомянутым в п. 263 настоящих Правил.

118.3. создавать помехи дорожному движению, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

118.4. резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности дорожного движения.

119 Водитель транспортного средства в зависимости от скорости движения должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения в случае его торможения, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения.

120 Водители транспортных средств (составов транспортных средств), упомянутых в 266 и 268 пунктах настоящих Правил, при движении по дорогам вне населенных пунктов должны поддерживать между своим и следующим впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на правую сторону дороги. Это требование теряет силу, если водитель транспортного средства готовится к обгону, а также при интенсивном движении.

www.gross.lv

Дистанция и боковой интервал — Уроки вождения для начинающих

В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции до движущейся впереди машины. Все они сводятся к тому, что на сухой дороге безопасным будет расстояние, которое автомобиль пройдет за две секунды.

Иными словами, около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся впереди машина, Вам советуют оказаться примерно через две секунды. В метрах это расстояние приблизительно равно величине, которая получается, если скорость, с которой движется Ваша машина, разделить на два (например, 60 км/ч : 2 = 30 м).

Рекомендации разумные. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая должна обеспечить безопасную оставновку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но есть одна проблема. Если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным? Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые «мечтают» перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины, а также учитывать прочие особенности национальной езды.

Поэтому вместо системы сухой математики советую Вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния, применительно к конкретной ситуации. Поверьте, Вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, для этого надо просто периодически задавать себе простой вопрос: «Какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?» Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать движущуюся впереди машину в поле своего периферического зрения, и оно Вам подскажет, оптимальная ли дистанция у Вас в данный момент.

На сухой дороге безопасной дистанцией до движущейся впереди машины считается расстояние, которое пройдет автомобиль примерно за две секунды.

А что делать, если в плотном потоке транспорта машина, движущаяся сзади, приблизилась к Вам на небезопасное расстояние?

Что ж, такое бывает. Водитель той машины хочет, чтобы Вы ехали быстрее или вообще освободили его полосу.

В таких случаях следует немного уменьшить скорость, но только очень плавно. Тем самым Вы увеличиваете дистанцию до впереди идущей машины, что позволит Вам применить в случае необходимости менее эффективное торможение, и водитель сзади идущей машины тоже сможет вовремя остановиться. А вообще стоит подумать, Ваша ли это полоса? В состоянии ли Вы поддерживать скорость и дистанцию, которые применяют большинство водителей при движении по этой полосе. Если Вы сомневаетесь, то лучше перестроиться на другую полосу.

Разумной должна быть не только дистанция, но и боковой интервал. Безопасным интервалом считается расстояние, приблизительно равное половине ширины автомобилф. Для среднестатического легкового автомобиля это: 1,7 м : 2 = 0,85 м, или 85 см. Такое расстояние позволяет водителю вовремя среагировать на внезапное изменение направления движения соседней или встречной машины.

Но есть опять проблемы. Всегда ли возможно поддерживать рекомендованный интервал? Надо ли его увеличивать пли уменьшать в зависимости от ситуации?

При выборе бокового интервала следует учитывать скорость и интенсивность движения, покрытие дороги и погодные условия, а также много других факторов.

При любом ухудшении дорожной ситуации боковой интервал необходимо увеличивать.

А если увеличивать некуда?

Тогда водитель должен следовать правилу: «Чем меньше боковой интервал, тем меньше скорость». Пытаясь проехать через узкую щель между припаркованными машинами, проезжая вплотную мимо стоящего на остановке автобуса и в других аналогичных случаях, когда боковой интервал слишком мал, скорость надо снижать вплоть до скорости движения пешехода. Если в транспортном потоке соседние автомобили зажимают Вас с боков, то и здесь есть выход — пропустите их вперед, для чего достаточно лишь немного снизить скорость.

  • При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо также увеличить.
  • Чем меньше боковой интервал, тем меньше должна быть скорость движения.
вернуться к оглавлению «Уроки вождения»

avtoprofy.ru

Шпаргалка для водителя: безопасные дистанция и боковой интервал

В Правилах дорожного движения есть пункт 9.10, говорящий о том, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». В этих трех строках заключен основной принцип дорожного движения. Не зря же нарушение этого пункта является одной из основных причин ДТП, указываемых автоинспекторами в протоколах.

Есть еще похожий пункт 10.1: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения».

Формулировки не менялись десятилетиями, что как бы намекает на их идеальность. На самом деле, ничего подобного! Никакой конкретики: ПДД не учат водителя, не подсказывают ему, как необходимо вычислять дистанцию и боковой интервал. В обучающем курсе автошкол этот момент тоже затрагивается вскользь. Уверены, мало кто из получивших права сможет описать принципы, по которым можно понять, безопасно расположен автомобиль на проезжей части или нет.

Точно так же вчерашние ученики не помнят, что максимально допустимая скорость движения – это не та, что прописана в ПДД для конкретного участка дороги или обозначена на знаке. В ряде случаев ее разумно снизить, чтобы не создавать на дороге опасность для себя и окружающих. Да, камеры вас за игнорирование инстинкта самосохранения не накажут, но вряд ли в гололед разумно ехать те же 60-80 км/ч, к которым вы привыкли на сухом асфальте.

С другой стороны, правильно ли упрекать Правила в непроработанности? Водитель находится за рулем движущегося объекта, измерить дистанцию «на глаз» точно невозможно, а более точных инструментов для ее определения у него нет. Между тем, это отнюдь не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий. В конце концов, и самочувствия водителя тоже. Понятно, что в городской пробке и на свободной загородной трассе расстояния между машинами будут отличаться на порядки. Можно ли их определить самостоятельно на ходу?

Можно! Общее правило таково: безопасная дистанция равна половине скорости. На спидометре 50? Отпусти передний автомобиль на 25 метров. При загородной скорости в сотню держать нужно уже 50 метров. Но надо понимать, что такие стандарты применимы для идеальных условий. В дождь коэффициент сцепления шин снижается в полтора раза, зимой – вдвое и более. Поэтому необходимо делать соответствующие погодные поправки.

Возникает резонный вопрос, как определить эти метры, сидя за рулем? Подсказки для водителя – в окружающих объектах. Стандартное (хотя и не посвеместное) расстояние между столбами освещения на шоссе как раз составляет 50 метров. Так что, когда автомобиль впереди проезжает мимо мачты, вы должны находиться аккурат около предыдущей. Стандартная длина фуры с бескапотным тягачом – 16,5 метра. То есть безопасные за городом полсотни метров равны трем автопоездам, поставленным вплотную. Можно ориентироваться и по дорожным знакам (100 метров до съезда, 50 метров до АЗС).

Если не уверены в своем глазомере, призывайте на помощь секунды. Для этого нужно отвлечься от стереотипа, что дистанция – это метры. Раз машины находятся в движении, расстояние между ними можно измерять в секундах, как это происходит в автогонках. Как и в случае с метрами, выбираете неподвижный ориентир на обочине и считаете до двух с момента, когда его миновал ваш впередиидущий попутчик. Если за две секунды вы успели проехать объект, дистанцию нужно увеличить. Величину можно назвать стандартной, ведь с ростом скорости растет и пройденное за это время расстояние. Но, как и в предыдущем случае, не забывайте о поправке на дорожные условия.

Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее. Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее. В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары, да задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом. Вряд ли поток будет настолько интенсивным, что перед вашей машиной постоянно будет кто-то влезать.

Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В теории все просто: смотрите на разметку, ведите машину строго посередине полосы, и проблем не возникнет. Реальность вносит свои коррективы. Российские дороги изобилуют колеями, порой оказывающими весьма опасное влияние на управляемость, неаккуратными люками и, наконец, выбоинами. Инстинктивно подавляющее большинство водителей их объезжает. В мегаполисах наметился тренд на сужение полос. Значит, на изгибах дороги грузовики и автобусы чисто физически не могут оставаться в пределах своего ряда. Это тоже надо принимать во внимание. Наконец, есть мотоциклисты, использующие «междурядье».

Так что применительно к боковому интервалу, в отличие от дистанции, совет можно дать только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения.

Источник:carclub.ru

130km.ru

Дистанция и скорость движения. Энциклопедия начинающего водителя

Дистанция и скорость движения

Среди многих факторов, от которых зависит безопасность дорожного движения, основными являются скорость и дистанция. В зависимости от скорости водитель должен выбрать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасное движение. Следовательно, для безопасного управления начинающий водитель должен учитывать все: и неожиданное торможение идущего впереди автомобиля, и появление препятствий на дороге, и плотность транспортного потока.

Ориентировочно принято считать безопасной дистанцией между автомобилями, движущимися в транспортном потоке с одинаковой скоростью, расстояние в метрах, равное половине величины скорости. Интервал между движущимися транспортными средствами также определяется скоростью движения и должен составлять при движении в попутном направлении со скоростью 60 км/ч 1–1,5 м.

В Правилах дорожного движения (9.11) сказано, что вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Однако это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Специалисты, изучавшие влияние дистанций на поведение водителей, установили, что наезд автомобиля на впереди идущий часто вызван «пешеходными» оценками величины дистанции. Поэтому неопытному водителю необходимо тренировать глазомер и отвыкать от привычных оценок дистанций, учиться оценивать их по-водительски. В пешеходных представлениях 8–10 м – это довольно большое расстояние. Неопытный водитель поэтому ведет себя, особенно за городом, очень странно. На незагруженной дороге он, увидев впереди автомобиль, не желая того, догоняет его, а на расстоянии около 10 м он спохватится, прекратит сближение и будет продолжать движение на таком же расстоянии. Самое неприятное обстоятельство состоит в том, что на близких дистанциях водители-новички чувствуют себя вне опасности. Опытный водитель, наоборот, избегает тесноты и стремится уйти от идущего сзади. Однако начинающий не отстает. Попытка оторваться от «преследователя» приводит к тому, что волей-неволей оба автомобиля догоняют третий, идущий впереди. Не случайно профессиональные водители с неприязнью смотрят иной раз на малоопытных, которые в своей беспечной «пешеходной» логике постоянно пренебрегают безопасными дистанциями.

Дистанция безопасности не является величиной раз и навсегда заданной для какой-то конкретной скорости. Она зависит и от тормозных возможностей впереди идущей машины (если они выше, чем ваши, дистанция должна быть увеличена в 1,5–2 раза против обычной) и от состояния дорожного покрытия: на сухой грунтовой дороге дистанцию следует увеличивать в 1,2–1,3 раза, на мокрой асфальтобетонной – в 1,4–1,6, на мокрой грунтовой – в 1,8–2, на заснеженной – в 2,5–3, на обледенелой – в 4–5 раз.

Несоблюдение безопасной дистанции часто ведет к попутным столкновениям. Достаточно распространенной является следующая ситуация. Водитель, не соблюдая безопасную дистанцию, двигается в условиях ограниченного обзора и, не сосредоточив внимание на стоп-сигналах впереди идущей машины, при внезапном ее торможении совершил наезд сзади. Но и первый водитель здесь поступил неверно. Он должен был заблаговременно предупредить о своем намерении. При внезапной остановке впереди идущего автомобиля водитель второй машины также должен остановиться; объезжать остановившиеся машины можно лишь выяснив обстановку и не создавая помех для других автомобилей.

На выбор безопасной дистанции очень влияет и скорость едущих один за другим автомобилей. Чем больше скорость, тем меньше у начинающего водителя времени для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска допустить ошибку. В результате небольшие объекты могут оказаться незамеченными на значительном расстоянии, а по мере приближения к ним остаться вне поля зрения.

Правила дорожного движения требуют от водителя выбирать такую скорость, чтобы с учетом интенсивности движения, дорожных условий, в частности ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности, а также особенностей груза быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению транспортным средством. Часто случается, что на легко идущем автомобиле человек за рулем почти не ощущает скорости. Впереди крутой поворот. Доверяясь своему ощущению скорости, начинающий водитель выполняет маневр: сбрасывает газ, входит в поворот. Ему и пассажирам кажется, что машина не едет, а ползет. Но, не доехав и до середины кривой, водитель начинает чувствовать, что автомобиль не хочет вписываться в поворот и его буквально выбрасывает в кювет.

Многие начинающие водители не знают, например, о том, что при высокой скорости движения автомобиля происходит искажение соотношений пропорций окружающих предметов. Так, совершая обгон на большой скорости, водитель воспринимает дорогу как более узкую, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Иллюзорные восприятия опасны, так как даже при незначительном искажении действительности они легко могут привести к дорожно-транспортному происшествию.

В прямой зависимости от скорости движения находится длина тормозного пути: автомобиль, двигающийся со скоростью 50 км/ч, после начала торможения пройдет путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч – 60 м, то есть тормозной путь увеличивается в 4 раза.

Для безопасного управления автомобилем самым важным является соблюдение ограничения скорости, установленного Правилами дорожного движения. Так, при движении в городских условиях на скорости 80 км/ч опасность аварии почти в 2 раза выше, чем на скорости 60 км/ч. Если скорость движения автомобиля отличается от средней скорости транспортного потока всего на 30 км/ч, то вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие для такого автомобиля выше почти в 10 раз по сравнению с теми, кто движется со средней скоростью потока.

Правилами дорожного движения в населенных пунктах (пункт 10.2) разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видом транспортных средств на автомагистралях.

В соответствии с пунктом 10.3 Правил дорожного движения вне населенных пунктов движение разрешается:

легковым и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;

междугородным и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах – не более 90 км/ч;

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 79 км/ч;

грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, – не более 60 км/ч;

транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, – не более 60 км/ч;

транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, – не более 50 км/ч.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что из 100 аварий и наездов 40 происходит из-за превышения скорости. Доказано, что при скорости 100 км/ч вероятность смертельного исхода в случае аварии в 8 раз больше, чем при скорости 40 км/ч; удар о стену при движении со скоростью 120 км/ч эквивалентен падению с крыши 12-этажного дома, а при скорости 30 км/ч падению с крыши одноэтажного дома. Следует иметь в виду, что при лобовом столкновении скорости объектов складываются.

Правила дорожного движения запрещают водителю:

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства, или скорость, указанную на специальном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;

затруднять нормальное движение других транспортных средств, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

При выборе скорости основная задача начинающего водителя заключается в умении найти такое оптимальное значение, которое обеспечит и быстрое движение, и безопасность.

В настоящее время многие предприятия выпускают автомобили с мощными двигателями, позволяющими развивать скорость до 200 км/ч. Однако мощный двигатель означает обычно не столько большую скорость, сколько быстрый разгон с места, что в условиях городского движения значительно повышает пропускную способность перекрестков, что очень важно для городских улиц. Мощный двигатель – это прежде всего гарантия его малого износа и длительного срока службы, так как на своих предельных режимах он работает довольно редко. И только после этого мощный двигатель – это потенциальная скорость, которую можно развить только на хороших магистралях.

Кроме того, начинающий водитель должен знать, что с увеличением скорости движения возрастают расходы топлива и масла. Особенно неэкономичной считается движение со скоростью близкой к максимальной. Для большинства автомобилей наиболее экономичной является скорость 80–90 км/ч. При увеличении скорости на 20 % расход топлива возрастает на 15 %. При этом выигрыш во времени с учетом реальной дорожной обстановки очень мал. Наиболее экономичными считаются условия работы двигателя при его максимально крутящем моменте, что обычно соответствует 2/3 максимальной скорости.

Понятие экономичности вождения включает не только экономию эксплуатационных материалов, но и снижение износа отдельных деталей и узлов автомобиля.

Многие, даже достаточно опытные автомобилисты, часто не осознают в полной мере тот факт, что стиль вождения и различные внешние факторы в значительной степени влияют на увеличение эксплуатационных расходов.

Скорость является одновременно и силой, и слабостью современного автомобиля. Чем больше скорость, тем опаснее движение, тем труднее предотвратить аварию и тем тяжелее ее последствия. Потому очень важно для начинающих водителей правильно выбрать скорость движения, особенно на городских улицах, при прохождении крутых поворотов.

На все возможные случаи, к сожалению, конкретных рекомендаций дать нельзя, так как многое зависит от дорожной ситуации, состояния водителя и его умения. Даже сравнительно высокая скорость, оправданная условиями движения, может быть безопасной для участников, а небольшая – может привести к столкновению. Так, начинающему водителю рекомендуется снижать скорость в следующих случаях:

плохая дорога;

ограниченная ширина проезжей части;

повороты на крутых спусках;

приближение к перекресткам и пешеходным переходам;

разъезд с колонной машин или ее объезд на стоянках;

объезд общественного транспорта во время посадки и высадки пассажиров;

встречные разъезды с гужевыми повозками, обгон стад животных;

приближение к железнодорожным переездам;

недостаточная видимость.

Некоторые начинающие водители считают езду на высокой скорости признаком мастерства. Такое мнение ошибочно – опытные, бывалые водители ездят без больших перепадов скоростей, без резких разгонов и торможений, с наименьшим количеством переключения передач.

Необходимо знать, что с увеличением скорости время на получение необходимой информации о дорожной обстановке (поворотах, знаках, спусках и др.) резко сокращается. Это заставляет водителя устремлять взгляд все дальше вперед и поле зрения значительно уменьшается. Любое усложнение дорожной ситуации должно сопровождаться снижением скорости, чтобы создать резерв времени для оценки изменившейся обстановки и выработки необходимого решения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *