Какие независимые азс в россии – Как в России устроен рынок АЗС – ВЕДОМОСТИ

Содержание

Что такое независимые АЗС и сколько их в России? | Обслуживание | Авто

Независимым сетям АЗС разрешили поднять цены на топливо на 4%, сообщил РБК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, независимые владельцы АЗС и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесли изменения в соглашение правительства с нефтяниками о заморозке цен на топливо, которое было заключено в начале ноября.

Как говорит Аркуша, в документе была ошибка. В нем говорилось, что независимые АЗС могут продавать топливо не более чем на 4% выше мелкооптовых, а не розничных цен. После внесения поправок независимые станции смогут увеличить маржу до 8-9% вместо прежних 4-5%. Но при этом цены на бензин могут вырасти на 3,49 рубля за литр бензина АИ-92 и на 3,59 рубля — за литр АИ-95, заявил РБК глава Независимого топливного союза Павел Баженов.

Независимые АЗС принадлежат частным трейдерам, а не крупным компаниям вроде «Лукойла» или «Газпромнефти». В отличие от дочерних заправок нефтяных компаний они не покупают топливо по корпоративным ценам, а приобретают горючее, исходя из его биржевой стоимости. Такие АЗС никак не связаны с добычей и переработкой нефти. Хотя в других странах существуют крупные торговые сети, которые владеют своими нефтебазами и часто имеют свою переработку нефтяного сырья.

Кроме независимых АЗС в России встречаются еще единичные — так называемые джобберы. Это АЗС, которые работают под флагом крупных компаний и по их стандартам. Взамен нефтекомпании гарантируют им поставки по фиксированным и заранее оговоренным ценам.

Также есть совсем маленькие автозаправочные станции в отдаленных районах, которые зачастую являются мелким семейным бизнесом.

Сколько независимых АЗС в России?

Как заявил «Ведомостям» начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин, всего в России 15 000 АЗС, из них только около 40% принадлежат нефтяным компаниям, остальные – независимые.

aif.ru

Где лучше заправляться в 2019: рейтинг АЗС по качеству бензина в России

Аппетитный хот-дог и бодрящий кофе предлагает любая крупная автозаправочная сеть. А что с топливом? Где заправиться так, чтобы машина, как говорится, поехала? И где в конце концов обманывают, недоливая оплаченное? Смотреть будем в лица непосредственных клиентов, которые день ото дня посещают различные заправки. Они лучше всякого прибора чувствуют разницу между конкурентами и сразу распознают недолив по приборному топливомеру.

В целом по России: рейтинг крупных АЗС по качеству бензина в центральной части РФ


 
В сфере нашего интереса – борьба тяжеловесов. Межрегиональные гиганты Роснефть, Лукойл, Газпром со своими заводами по перегонке нефти активно соперничают с «перекупами» — Татнефтью и Shell. Мелкие сети вне обзора. Гости предпочитают обходить стороной внутриобластные ООО.

По опросам водителей Центрального федерального округа мы определили, на какой заправке самый качественный бензин сорта АИ-95. Это полугосударственный Газпром. Остальные сети пользуются популярностью в порядке убывания:

  • Shell.
  • BP.
  • Роснефть.
  • Татнефть.
  • Лукойл.

Явный аутсайдер всего один – полностью частный Лукойл. 95 ЕВРО время от времени точно не отвечает пунктам Техрегламента Таможенного союза о топливе. На деле машина то едет, то не едет, выдавая Check Engine. На бензин Татнефть поступали жалобы по части плохого пуска и троения на холодную в мороз, что свидетельствует о проблемах с испаряемостью.

В категории «дизельное топливо» в основном отклоняются от зимних стандартов. Злостных нарушителей нет. Есть АЗС, пренебрегающие входным контролем, а производственные мощности иногда дают сбой. Зимой на этом не раз попадались полугосударственная Роснефть и принадлежащая ей сеть BP.

Под видом арктического дизеля с температурой парафинизации -27°C в бак лили летнюю солярку, из которой выпадали парафины при -5°C. Застраховаться можно – например, обустроить

обогрев топливного бака или установить подогреватель топливного фильтра.

Главный порок иностранного Shell – франчайзеры, которые иногда подкачивают с качеством. Официалы только в Москве и области, а в регионах – просто купленные вывески. Отсюда все нарекания. Одни не чувствуют разницы между V-Power и обычным «пятым», другие – между 92-м и 95-м. Зимняя омывайка качественная, но пренебрегать тем, сколько заливать незамерзайки в бачок, не стоит.

 


В Москве и области: на какой заправке столицы самый качественный бензин с октановым числом 95

Газпромовская Газпромнефть (ГПН) признана столичными водителями как безупречный гарант хорошего топлива. Поставки жестко контролируются, характеристики бензина и дизеля отвечают бумагам. К сервису замечаний нет: в кафе – вкусно, в туалете – чисто, в магазине – товары первой необходимости.

ГПН возглавляет рейтинг АЗС по качеству бензина в московском регионе. В целом тенденция распределения доверия к реализаторам топлива похожа на всероссийскую:

  • Газпромнефть.
  • Shell.
  • Трасса.
  • ЕКА.
  • Нефтьмагистраль.
  • BP.
  • Роснефть.
  • Татнефть.
  • Лукойл.

Горючка от Shell и Трасса не уступает по качеству Газпромнефти. Фактически это одно и то же топливо, поскольку «перекупы» берут их на Московском НПЗ, владелец которого – та самая ГПН. Шелл нравится водителям из-за системы постоплаты, а Трасса – несколько меньшими ценами (в пределах 30-40 копеек).

Родственники BP и Роснефть везут топливо со своих заводов (Рязанский и Ярославский НПЗ). Горючка сама по себе неплохая, но из-за проблем с контролем иногда в продажу просачивается низкосортный продукт.

ЕКА закупает бензин и дизель либо у заводов Роснефти, либо у Газпромнефти. Замечаний к АЗС этой сети москвичи не выражают. Нефтьмагистраль льет в бак продукцию Ярославского НПЗ. Ранее жалобы были на предмет чистоты топливной аппаратуры после долговременного использования «пятого» этих заправок. Ныне таких ремарок не замечено.

Татнефть сотрудничает с Московским НПЗ. В области бензин часто залеживается и страдает сервис. Встречаются заправочные станции, которые не готовы предоставить услуги второго плана – горячий кофе, туалет, подкачивающую аппаратуру для колес.

У Лукойла, как и в общей картине, раз на раз не приходится. Бывает, и бензин хорош, и зимний дизель заставляет машину «переть». Немало и совершенно обратных ситуаций. Поставщик у данной АЗС свой – Нижегородский НПЗ. Установки глубокой переработки нефти совершенно новые и способны производить топливо стандарта ЕВРО 5. Откуда такой контраст – непонятно.

 

По дороге на Юга: на какой заправке трассы М4 лучше заправляться в летнюю пору

На встречу с морем приходится проезжать Тульскую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край. В окрестностях Тулы ситуация с бензином и ДТ абсолютно аналогична московской. Забираясь поближе к Югу, соблюдайте всероссийский ориентир по АИ-95:

  1. Воронежская область: Газпром (Астраханский завод) и Роснефть (Рязанский НПЗ).
  2. Ростовские окраины: Газпром (Астраханский НПЗ), франшизный Shell (закупает у Саратовской компании по переработке нефти), Башнефть (Уфимский НПЗ).
  3. Краснодарский край: Газпром (Астраханские мощности) и Роснефть (Саратовский завод).

По рассказам путешественников мы уяснили, на какой заправке лучше заправляться в пределах транзитных областей. Это Газпром. Хоть они и прилично недоливают, но машина едет как положено.

Совет. Выезжая из Москвы, планируйте дозаправку примерно через 200 км. АЗС в 300-400 км от столицы часто переполнены машинами, поскольку к этому пробегу опустошается бак.

Где недоливают: рейтинг заправок по недоливу

Оставить оплаченный литр-другой на балансе автозаправочного комплекса – вполне знакомая цель, которую обычно ставят перед заправщиками. Не хотите быть обманутым – требуйте отсутствия контакта человека с пистолетом во время заливки топлива в бак. Другой вариант – не посещайте АЗС с недобросовестными намерениями.

В черном списке числятся любители накрутить лишние 0,5 литра и более:

  • Газпром и Газпромнефть.
  • Трасса.
  • Нефтьмагистраль.
  • Татнефть.
  • Роснефть.
  • BP.

Прозрачной бухгалтерией отсчета литража в Москве отличается любая из АЗС ЕКА. Shell и Лукойл тоже не страдают зависимостью от черного заработка – даже в регионах счетчик считает то, что есть.

 

Где купить качественный АИ-98

Однозначно не в регионах. Во многих крупных городках «восьмой» не популярен, поэтому залеживается в хранилищах, теряя кондицию. Нет, турбомоторы там имеются, но 98-й оправдывает вложения только в жару или при высоких нагрузках. Мощность без дополнительного чип-тюнинга одинакова, что на «пятом», что на АИ-98.

Совет. Если двигатель регулярно раскручивается до высоких оборотов, в стиле вождения преобладают резкие старты и ускорения, не экономьте! Заливайте топливо с октаном побольше, иначе детонация на предельных режимах за год-два убьет поршневую и блок цилиндров.

В московском регионе высокооктановая горючка пользуется спросом. Газпромнефть, Лукойл, Shell и BP – на этих заправках Москвы самый качественный бензин АИ-98. Топливо чистое и привито фирменными многофункциональными присадками (моющие вещества + ингибиторы коррозии и пр.).

К сведению. «Пятый», «восьмой» и «сотый» уже давно не получают методом добавления присадок к АИ-80.

Когда лить 100-й и какого бренда

Первым, кто достиг сотого октанового числа (ОЧ) по исследовательскому методу является компания Лукойл. В 2017-м на смену ЭКТО-98 пришел ЭКТО-100. Через год подключилась Газпромнефть, выставив на продажу G-Drive 100. «Восьмые» Ultimate от BP и V-Power Racing от Shell – основные конкуренты «соток», поскольку ОЧ по моторному методу практически идентичны.


Самые высокие показатели ОЧ отмечены у G-Drive 100, а наибольшая доля маркетинга – у ЭКТО-100. Это вовсе не значит, что один – аутсайдер, а другой стоит лить всем. Нет, рейтинг АЗС здесь не уместен, каждому свое:

  • Shell V-Power Racing: гражданские поездки на машинах с турбированными моторами без доли дерзости и дополнительного тюнинга. Присадка BASF Nemo 6125 обладает лучшей комплексной защитой среди конкурентов.
  • ЭКТО-100: «чипованные» турбированные двигатели в ежедневной эксплуатации.
  • BP Ultimate: данные аналогичны ЭКТО-100, при этом многофункциональная присадка лучше. Сфера использования: там, где и Shell.
  • G-Drive 100: форсированные атмосферные моторы в любой эксплуатации и спортивные поездки на закрытых трассах на турбированных силовых установках.

Более высокое ОЧ достигают за счет увеличения концентрации оксигинатов и бензола. В них – дополнительный кислород, который благотворно влияет на полноту сгорания, но снижает калорийность топлива. Поэтому 100-ки полезны только из-за детонационной стойкости. Но при их использовании интервал, определяющий,

как часто менять моторное масло, следует сократить – нагрузка на жидкость на 100-м бензине возрастает.
 

autostadt.su

Новость: Что такое независимые АЗС и сколько их в России?

Ответ эксперта 0 + —

Независимым сетям АЗС разрешили поднять цены на топливо на 4%, сообщил РБК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, независимые владельцы АЗС и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесли изменения в соглашение правительства с нефтяниками о заморозке цен на топливо, которое было заключено в начале ноября.

Как говорит Аркуша, в документе была ошибка. В нем говорилось, что независимые АЗС могут продавать топливо не более чем на 4% выше мелкооптовых, а не розничных цен. После внесения поправок независимые станции смогут увеличить маржу до 8-9% вместо прежних 4-5%. Но при этом цены на бензин могут вырасти на 3,49 рубля за литр бензина АИ-92 и на 3,59 рубля — за литр АИ-95, заявил РБК глава Независимого топливного союза Павел Баженов.

Вопрос-ответ Где выгоднее заправлять машину? Инфографика Независимые АЗС принадлежат частным трейдерам, а не крупным компаниям вроде «Лукойла» или «Газпромнефти». В отличие от дочерних заправок нефтяных компаний они не покупают топливо по корпоративным ценам, а приобретают горючее, исходя из его биржевой стоимости. Такие АЗС никак не связаны с добычей и переработкой нефти. Хотя в других странах существуют крупные торговые сети, которые владеют своими нефтебазами и часто имеют свою переработку нефтяного сырья.

Кроме независимых АЗС в России встречаются еще единичные — так называемые джобберы. Это АЗС, которые работают под флагом крупных компаний и по их стандартам. Взамен нефтекомпании гарантируют им поставки по фиксированным и заранее оговоренным ценам.

Также есть совсем маленькие автозаправочные станции в отдаленных районах, которые зачастую являются мелким семейным бизнесом.

Сколько независимых АЗС в России?

Как заявил «Ведомостям» начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин, всего в России 15 000 АЗС, из них только около 40% принадлежат нефтяным компаниям, остальные – независимые.

По сообщению сайта Аргументы и Факты

aqparat.info

10 лучших АЗС по качеству бензина

Обновлено: 09.10.2019 11:46:04

Эксперт: Давид Вайнберг

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Каждый автовладелец знает, насколько сильно качество бензина влияет на ходовые характеристики машины. Октановое число чуть меньше номинального – и всё, двигатель не может поднять обороты до нормального уровня. Кроме того, некачественный бензин способен негативно повлиять на состояние автомобиля – и при регулярной заправке неподходящим горючим мотор очень скоро выйдет из строя.

Для автовладельцев, которые хотят заправляться только соответствующим всем стандартам топливом мы подготовили рейтинг из 10 лучших АЗС по качеству бензина.

Рейтинг лучших АЗС по качеству бензина

10 место: «Башнефть»

Рейтинг: 4.1

Башкирская сеть автозаправочных станций «Башнефть» характеризуется приемлемым качеством бензина. АЗС этой компаний работают по всей России. В основном на автозаправках «Башнефть» разливают бензин собственной добычи и обработки, который вывозят из Уфимского нефтеперерабатывающего завода.

Качество бензина – равномерное и одинаково приемлемое по всей стране, кроме отдельных АЗС на территории Ульяновской области. Однако заправлять на «Башнефти» транспорт, чувствительный к октановому числу топлива, всё равно не рекомендуется. А вот для двигателей, устойчивых к воздействию не всегда качественного бензина, представленный на этих АЗС подходит.

Стоит отметить, что АЗС «Башнефть» регулярно получают негативные отзывы за качество обслуживания и инфраструктуры. Так что если хочется скорее передохнуть после длинной дороги, чем заправиться, то стоит выбрать какую-нибудь заправку.

9 место: «Лукойл»

Рейтинг: 4.2

У «Лукойла» также собственный поставщик бензина. Его получают на нижегородском нефтеперерабатывающем заводе. Этот производственный центр недавно прошёл модернизацию и теперь оснащается новыми установками глубокой перегонки, которые способны вырабатывать горючее, отвечающее стандартам «Евро-5».

Однако качество бензина на АЗС «Лукойл» постоянно меняется. Бывают партии, которые характеризуются высокой степенью чистоты и соответствуют своему октановому числу, благодаря чему автомобиль едет ровно и уверенно. А бывают – некачественные, приводящие к рывкам и другим проблемам с управлением транспортом.

На АЗС «Лукойл», кроме стандартного горючего, можно приобрести бензин марки «Экто плюс». Конечно, он немного дороже, но стоит того. Качество этого бензина обычно на высоком уровне. Также в него добавляются специальные присадки, которые продлевают срок службы двигателя и обеспечивают экологичность.

8 место: «Татнефть»

Рейтинг: 4.3

Сеть автозаправочных станций «Татнефть» закупает бензин на московского нефтеперерабатывающем заводе. И это – важный плюс для жителей столицы и прилегающих территорий. Они обеспечены качественным топливом по приемлемым ценам.

А вот жителям регионов не так повезло. На АЗС «Татнефть» они могут столкнуться с некачественным горючим, которое буквально залёживается. Так, именно региональные водители говорят, что после заправки на «Татнефти» наблюдается затяжной разгон и неравномерное движение автомобиля. Столичные же отмечают высокое качество бензина.

Аналогично жителям столицы повезло и с обслуживанием, а также дополнительными сервисами. АЗС, расположенные внутри Московской области, а также вдоль наиболее нагруженных трасс, отличаются хорошей инфраструктурой. Здесь и колёса подкачать можно, и кофе выпить, и просто отдохнуть. На заправках за пределами дорог наибольшей проходимости никакого дополнительного сервиса нет.

7 место: BP (British Petroleum)

Рейтинг: 4.4

Британская компания British Petroleum – или, сокращённо, BP – на российском рынке сотрудничает с «Роснефтью». Обе эти сети АЗС получают бензин с двух заводов нефтеперерабатывающих заводов – Рязанского и Ярославского. И, по всей видимости, этим и объясняется неравномерное качество топлива на станциях BP.

На российских АЗС BP представлено топливо качества Ultimate – с высокой степенью очистки, номинальным октановым числом и специальными присадками, которые снижают износ двигателя и повышают общую экологичность. И в большинстве случаев оно такое и есть. Но иногда, по сообщениям водителей, качество топлива заметно снижается – видимо, при смене поставщика-НПЗ.

Зато автозаправочные станции BP предлагают полный спектр дополнительных услуг. Даже на небольших региональных площадках представлен мини-маркет, работают дружелюбные сотрудники, можно подкачать колёса – а в некоторых случаях даже пропылесосить салон.

6 место: «Нефтьмагистраль»

Рейтинг: 4.5

АЗС сети «Нефтьмагистраль» могли бы стать одними из лучших по качеству топлива – оно у них всегда равномерное и выше среднего. Кроме того, у них имеется понятная бонусная программа, благодаря которой можно раз в определённый период заметно сэкономить или даже вовсе бесплатно заправить машину.

Однако всё перекрывается одним немаловажным «но». Согласно сообщениям от водителей, на АЗС сети «Нефтемагистраль» регулярно встречается такая проблема, как недолив горючего.

Впрочем, по сообщениям некоторых автовладельцев, на некоторых особенно старых автозаправках используются металлические ёмкости для хранения бензина. Из-за этого качество топлива снижается. Новые ёмкости из композитных материалов установлены лишь на некоторых станциях.

Из-за недолива горючего и не всегда равномерного качества сеть АЗС «Нефтемагистраль» отправляется только на 6 место нашего рейтинга.

5 место: «ЕКА»

Рейтинг: 4.6

Сеть АЗС «ЕКА» — это практически независимая и довольно молодая транспортная компания. Поэтому её сотрудники стараются следить за качеством бензина. Правда, покупается горючее на заводах, которые принадлежат компаниям-конкурентам – «Газпромнефти» и «Роснефти». Кроме того, АЗС «ЕКА» крайне сложно – да, по сути, практически невозможно – встретить за пределами МКАД.

Автозаправочные станции «ЕКА» характеризуются высоким качеством бензина. Точнее – стабильно высоким, то есть переезжая с одной площадки на другую нет риска «нарваться» на горючее с низким октановым числом или плохой очисткой. Кроме того, «ЕКА» характеризуется адекватной ценовой политикой.

С другой стороны, ценовая политика отнюдь не равномерная. На некоторых заправках «ЕКА» бензин может оказаться неоправданно дорогим. Поэтому лучше всего постоянно наполнять бак на станциях этой сети и участвовать в программе лояльности – и тогда можно сэкономить или получить горючее по «нормальным» ценам.

4 место: «Трасса»

Рейтинг: 4.7

Сеть АЗС «Трасса», как понятно из названия, базируется на наиболее крупных транспортных магистралях нашей страны. И очевидно, что в длинных поездках – например, по М4 – качество топлива имеет решающее значение. Никому не хочется, чтобы автомобиль перестал набирать ускорение или начал двигаться рывками в потоке на участках со скоростью 90-120 километров в час.

Поэтому на АЗС «Трасса» стабильно высокое качество бензина. Горючее компания приобретает на московском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем «Газпромнефти».

А вот с ценовой политикой «Трасса» немного прогадали. В Московской области, где и находится большая часть заправок этой сети, имеются и менее дорогостоящие площадки. Так, в среднем топливо на АЗС «Трасса» стоит на 10-30 копеек дороже, чем у конкурентов. При заправке полного бака переплата может быть весьма существенной.

3 место: «Роснефть»

Рейтинг: 4.8

Сеть АЗС «Роснефть» — одна из крупнейших транспортных компаний в стране. Ей принадлежит сразу несколько нефтеперерабатывающих заводов, а также огромное количество заправочных станций. Горючее на них привозят из Рязанского, Ярославского и Саратовского НПЗ.

Именно поэтому качество бензина на них высокое – но при этом нестабильное. То есть на одной АЗС топливо может быть отличным, на другой – чуть-чуть хуже, на третьей – чуть-чуть лучше, и так далее. И именно из-за этого незначительного количества «нехороших» станций (примерно 1 из 10) данная сеть занимает почётное третье место в нашем рейтинге.

Ценовая политика на АЗС «Роснефть» — адекватная. Кроме того, у неё есть программа лояльности, то есть при регулярной покупке топлива здесь можно получить дополнительные скидки. На большинстве заправок имеются дополнительные услуги – от мини-кафе до подкачки колёс. Приятным бонусом является чистота – даже в туалетах.

2 место: Shell

Рейтинг: 4.9

На заправки Shell стоит отправляться за бензином премиум-класса. Конечно, он несколько дороже обычного, но цена себя оправдывает. Премиальное горючее имеет стабильное октановое число, высокую степень очистки, а также дополняется специальными присадками, которые снижают расход топлива и степень износа автомобиля. Таким образом, Shell – это выбор автомобилистов, которые заботятся о своём «железном коне» и готовы тратить на это деньги.

А вот обычное топливо на Shell имеет качество «выше среднего». И это совершенно не оправдывается сравнительно высокой стоимостью – литр классического АИ-92 или АИ-95 на этих станциях может стоить на 10-40 копеек больше, чем у конкурентов.

Впрочем, если регулярно заправляться и иметь специальную бонусную карту (в том числе электронную), то можно сэкономить. Даже на горючем премиум-класса.

1 место: «Газпромнефть»

Рейтинг: 5.0

«Газпромнефть» предлагает не только стабильно высокое качество топлива с честным октановым числом и отсутствием фактов недолива, но и множество дополнительных услуг. Так, на этих автозаправках всегда есть небольшой минимаркет, возможность подкачать колёса, пропылесосить салон или даже промыть фары. Поэтому множество автомобилистов выбирают именно эту сеть.

К приобретению рекомендуется фирменное топливо G-Drive. Это – вполне традиционный АИ-95, только прошедший дополнительную очистку. Также в него добавляются специальные присадки, которые положительно действуют на ходовые характеристики и надёжность автомобиля.

Впрочем, остальные виды бензина на «Газпромнефти» также хороши. И именно в этом кроется важный недостаток, с которым придётся смириться.

Заправки «Газпромнефти» благодаря сочетанию цены и качества очень популярны среди автомобилистов. И поэтому на станциях часто встречаются очереди, сравнительно долгое обслуживание и не всегда чисто. Сотрудники просто не успевают справляться со всеми посетителями.

Цена на топливо – адекватная. А благодаря бонусным программам можно дополнительно сэкономить.



Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

expertology.ru

Независимые АЗС пугают власти массовыми банкротствами – ВЕДОМОСТИ

Проблема в разном порядке ценообразования на оптовом и розничном топливных рынках

М. Стулов / Ведомости

Российский топливный союз (РТС), объединяющий независимые АЗС, обратился за помощью к президенту России Владимиру Путину. Более половины российских заправок не принадлежат крупным нефтяным компаниям. Но сейчас они находятся на грани выживания, пишет президент РТС Евгений Аркуша. «Ведомости» ознакомились с текстом письма, Аркуша подтвердил его содержание.

Проблема в разном порядке ценообразования на оптовом и розничном топливных рынках. Розничный конкурентен, находится под контролем госорганов, цены на АЗС изменяются плавно, и их рост не превышает инфляцию. В то же время оптовый рынок олигопольный, на цены влияет много факторов: производство топлива, поставки на внутренний рынок, экспорт, запасы, цены на мировом рынке, курс рубля и т. д. «В отсутствие достаточной конкуренции и жесткого контроля ценообразования нефтяные компании влияют на биржевые цены», – пишет Аркуша. В итоге возникает диспаритет оптовых и розничных цен. К примеру, оптовые цены на дизтопливо во второй декаде октября выросли более чем на 20%, тогда как розничные – всего на 7,5%.

Нефтяные компании сдерживают розничные цены на собственных АЗС и несут убытки, но зарабатывают в опте, пишет Аркуша: «Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей малого и среднего бизнеса». Усилий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), контролирующей ценообразование, недостаточно, считает Аркуша и просит Путина навести порядок в ценообразовании на оптовом рынке «вплоть до введения контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте». «Необходимо создание конкурентных, единообразных условий <…> как для АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, так и для независимых АЗС», – заключает Аркуша.

Нефтяные компании манипулируют объемами и ценами нефтепродуктов, извращая смысл и цели биржевой торговли, говорит гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Но введение госрегулирования в какой бы то ни было форме – это окончательное убийство топливного рынка в России и прямой путь к скорому разорению независимых участников, уверен он. При таком сценарии в России не будет рынка нефтепродуктов, согласен аналитик «Атона» Александр Корнилов: «Все помнят госплан и госмонополию на ценообразование. Это привело к дефициту всего».

Единственный способ решить проблему – резкое повышение нормативов продаж нефтепродуктов на бирже, говорит Турукалов. «Это вернет ценообразование в рыночное русло и ликвидирует неоправданные антиконкурентные преимущества, которыми сейчас обладают сбытовые предприятия нефтяных компаний». В 2013 г. ФАС и Минэнерго в совместном приказе определили, сколько топлива нефтяники должны продавать на бирже: 10% бензина, 5% дизтоплива. Эти нормативы следует увеличить до 15 и 10% соответственно, говорит Аркуша. Минэнерго не видит необходимости увеличивать нормативы, сообщил 23 октября ТАСС со ссылкой на замминистра энергетики Кирилла Молодцова.

Представитель Минэнерго не стал комментировать предложения РТС. Представители ФАС, «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» на запросы «Ведомостей» не ответили. Путин письма пока не получил, сказал «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

www.vedomosti.ru

Как независимые АЗС взвинчивают цены на бензин

Термин «независимые АЗС» в последнее время регулярно употребляется в экономических СМИ, хотя его смысл остается непонятным даже для большинства читателей. Между тем влияние этой категории автозаправочных станций на розничные цены постепенно растет.

Под независимыми обычно подразумевают одиночные и сетевые АЗС, не принадлежащие к вертикально интегрированным сетевым компаниям (ВИНК). Вертикально интегрированные же – те, кто обеспечивает полный цикл производства: добычу нефти, поставку ее на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), производство бензина и дизельного топлива и, наконец, розничную продажу их на собственных АЗС. Независимые АЗС могут быть связаны со столь же независимыми НПЗ, а могут вообще работать автономно, закупая топливо на «чужих» заводах.

Нетрудно догадаться, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно поддерживает независимые заводы и заправки – ведь они вроде бы препятствуют диктату ВИНКов и способствуют рыночному ценообразованию на дорогах России.

Что ж, с терминами и аббревиатурами мы разобрались. Давайте теперь поймем, каким именно образом независимые АЗС влияют на цены на бензин. Эту проблему хорошо разобрал эксперт нефтяного рынка Алексей Мухин.

Он напомнил, откуда вообще появились такие АЗС – как правило, изначально это собственность региональных криминальных группировок, предназначенная для легализации совсем иных доходов. Однако со временем владельцы этих заправок научились получать прибыль и с легальной деятельности, хотя по старой привычке используют «различные «контрафактные» схемы, которые позволяют продавать моторное топливо «мимо налогов», что позволяет нарастить сверхприбыль».

На примере Приморья Алексей Мухин показывает, кто и как «держит» сети:

Крупным региональным игроком на рынке является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС «Октант», он же является президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз». Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах. С «Приморским топливным союзом» Чирскова тесно связан, к примеру, как говорят, Юрий Чубко, учредитель ООО «УссурНефтеПродукт», которое управляет достаточно крупной сетью «независимых» АЗС. В регионе рассказывают об очень интересном прошлом руководства этой сети. Интересно, что указанные сети закупают в четыре, а то и в пять раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями.

Есть разные способы, которыми независимые АЗС получают свою сверхприбыль, рассказывает гендиректор компании «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев. «Партии многократно перепродаются, они первично покупают на бирже по фиксированной цене, установленной соглашением, нефтепродукты, то есть бензин и дизельное топливо для дальнейшей продажи. Потом они перепродают, причем перепродают во многих случаях сами себе по несколько раз. В итоге по завышенной цене это все уходит на реализацию, на АЗС. Страдает население, страдают и вертикально интегрированные нефтяные компании», — пояснил он.

По словам экономиста Никиты Кричевского, «в отдельных регионах России до 20% добываемой нефти не учитывается и проходит мимо кассы – за счет приписок, недописок, неучета, «черной» наличности и прочих логистических способов».

Добытая нефть через нефтепроводы или при помощи нефтевозов поставляется на теневые нефтеперерабатывающие заводы, которые формально опять же существуют не как мини-НПЗ, но как установки по производству, например, битума или ещё каких-то ингредиентов, необходимых в национальном хозяйстве. Дальше происходит переработка этой неучтённой, «чёрной» во всех смыслах нефти, и после этого суррогат либо же контрафакт, если мы говорим о легально произведённом бензине, но не учтённом на нефтеперерабатывающих заводах, поступает уже на автозаправочные станции. Как правило, в этом теневом обороте всё контролируется весьма и весьма жёстко. Ну, достаточно сказать, что один и тот же «предприниматель», его, скорее, можно назвать «теневым олигархом», является собственником как мини-НПЗ, так и нескольких фирм-посредников, а также сети АЗС, что в наибольшей степени практикуется, например, на Дальнем Востоке,

— описал ситуацию Кричевский.

И вот такие независимые бизнесмены, контролирующие сейчас примерно 30% розничных продаж бензина в России, играют в политические игры, чтобы получить максимальные преференции от власти. Эти 30% рынка влияют на ценообразование, так как их фактически поддерживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). У нас ведь принято жалеть маленьких и слабых, которых «зажимают» страшные монополисты. Но чего хотят эти маленькие и слабые?

Фото: www.globallookpress.com

Требования, на самом деле, очень простые: по возможности оставьте нас в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей. Кроме того, независимые АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и возобновление производства низкооктанового бензина АИ-80.

Зачем нужна эта устаревшая технология? Да для того, чтобы под видом «восьмидесятого» продавать малообеспеченным автовладельцам суррогат с подпольных нефтезаводов. «Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ. В Приморье у того же Чубко, например, есть свой маленький заводик с романтичным названием «Голубая звезда», — отметил Мухин.

Игорь Сечин, глава «Роснефти» (крупнейшая ВИНК России), в интервью «Коммерсант-FM» в среду рассказал о том, что «независимость» этих АЗС более чем сомнительна. Именно они стараются монополизировать продажу топлива в регионах, вытесняя конкурентов — когда административными, а когда и иными методами. Он описал типичную схему:

Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из в целом 300 работающих. Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети.

Торги на бирже в регионе, естественно, происходят уже в интересах фактического монополиста, а ВИНКи вынуждены лишь подстраиваться под условия, которые им диктуют «маленькие и слабые независимые АЗС». Иначе никак – стоит снизить цены, и тут же обвинят в нарушении антимонопольного законодательства, в попытках убить малый и средний бизнес.

Согласно мудрому правилу «Критикуешь – предлагай», та же «Роснефть» сформировала целый пакет предложений по нормализации ситуации на рынке, по отказу от ручного управления. Вот часть этих инициатив:

— Перенос акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции и уплата их не в федеральный, а в региональные бюджеты;

— Создание полноценной системы учета топлива от скважины до бензобака;

— Создание механизма плавающих ставок акциза на топливо с обратной зависимостью от цен на нефть – рынок станет куда более предсказуемым;

— Реализация на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. Ведь в России, которая добывает ежегодно около 520 млн тонн нефти, потребление нефти находится на уровне 90 млн тонн – это и есть 17,5%.

Вместо этого региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей, и своих коллег — ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства, а это никуда не годится. Причём этот шантаж проводится на тех площадках – вот где Приморье опять «прорастает», — на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти процессы предвыборного характера. Ситуация усугубляется, как говорится, на глазах,

— заявил Мухин.

«Эти, так называемые, независимые сети не несут никакой ответственности. Ни за устойчивое обеспечение региона топливом. Они не перерабатывают почти ничего, а если перерабатывают, то гонят такую бодягу, что лучше бы они вообще ничего не перерабатывали. Они не платят акциз, что, на самом деле, удивительно, потому что акциз платится с розницы и с потребителя.. Они не несут никакой ответственности за качество топлива. При этом они нагло и абсолютно лживо шантажируют местную власть, а через неё федеральное правительство. И они жалуются на оптовые цены. Ребята, что же вы жалуетесь на опт, если вы столько закупаете? То есть вам это выгодно. Всё, чем они занимаются, как правило, оно некоторым образом подходит под определенную статью уголовного кодекса», — сказал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Правительство не должно подчиняться диктату неквалифицированного меньшинства. И прежде чем жертвовать интересами ВИНКов ради «регионального бизнеса», стоило бы провести аудит работы этого бизнеса. Правда, после этого общаться со многими его представителями придется не законодателям, а прокурорам.

tsargrad.tv

Сечин объяснил независимым АЗС, как зарабатывать на рынке

14 ноября 2018, 19:32Глава «Роснефти» Игорь Сечин посоветовал независимым АЗС увеличить объем дополнительных услуг, чтобы получать выгоду при работе на рынке. Его слова процитировало РИА «Новости».

По словам главы «Роснефти», независимые АЗС во всем мире зарабатывают во многом за счет увеличения дополнительных услуг. Однако в России этого не происходит.

Независимые АЗС будут привлечены к подписанию соглашения о сдерживании цен

Подробнее

«Во всем мире все независимые сети существуют только при нефтепереработке. Все сети связаны с нефтепереработкой. Кто хочет работать независимо, может работать, но при этом должен поднимать и увеличивать объем дополнительных услуг. На этом зарабатывать. Вот это определенно не происходит вообще», — сказал Сечин.

По его словам, информация о том, что независимые сети поставляют на рынок порядка 60% потребляемого в розницу топлива, не соответствует действительности. Он уверен, что некоторые ведомства, а также топливные союзы намеренно искажают представление о рынке.

«Все происходит ровным счетом наоборот. По фактической реализации топлива 70% рынка — это ВИНКи (крупные нефтекомпании), и около 30% — это независимые сети», — заявил Сечин.

Ранее представители Независимого топливного союза сообщили, что автономные компании занимают на российском рынке топлива около 60%. Из них только 30% приходятся на продажу бензина. Это обусловлено тем, что АЗС зачастую расположены на удаленных территориях.

В октябре «Роснефть» обвинила независимые АЗС в обострении ситуации на топливном рынке. компания предложила проверить их деятельность, а также решить ситуацию со стабилизацией цен на топливо со всеми участниками рынка.

Поделиться статьей

360tv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *