Левостороннее движение в швеции: Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение

Содержание

Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение

Сейчас практически вся Европа имеет привычное нам правостороннее движение транспорта. Из Беларуси мало кто доезжает на своей машине до «левосторонних» стран, поэтому автомобильные путешествия для нас не составляют трудностей в плане ПДД. Сегодня уже мало кто помнит, но некоторые страны Европы (в том числе континентальной) имели «английскую» схему автомобильного движения. Венгрия, Австрия, Португалия и Швеция когда-то были «левосторонними», что кроме всего прочего связано (не удивляйтесь) с противостоянием наполеоновской армии. Венгрия, Австрия (частично) и Португалия перешли на правостороннее движение еще в те времена, когда количество машин на улицах было минимальным, поэтому «рокировка» не вызвала трудностей. А вот Швеция «дотерпела» аж до 1967 года, когда на тысячу жителей в крупных городах приходилось более двух сотен автомобилей. 3 сентября 1967-го местные водители (да и пешеходы) запомнили на всю жизнь. Это был день «H» (Höger — это «право» по-шведски).

О проблеме заговорили еще в 1927-м

В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было — интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год. Именно тогда в Швеции впервые заговорили о необходимости перейти на правостороннее движение, которым пользовались все соседи: Дания, Финляндия и Норвегия.

Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны. Смена полос движения на границах становилась причиной десятков аварий ежемесячно.

Интенсивный рост автомобилизации в Швеции и в целом по Европе увеличивал масштабы проблемы. Но в конце 1920-х правительство посчитало, что переход на правостороннее движение — слишком затратная процедура, и идею об «инверсии» полос забросили, предложив водителям быть более внимательными на границах.

Машины в Швеции всегда были с левым рулем

Парадоксально, но более 90% автомобилей в самой Швеции были леворульными (т. е. предназначенными для стран с правосторонним движением). Значительную долю машин в стране занимали американские модели, и в США не собирались переделывать заводы под выпуск партий с правым расположением руля для такого маленького рынка, как Швеция.

Абсолютно все импортные автомобили в стране были леворульными — даже многие британские модели. Да и шведские производители продавали у себя на родине такие же модельные линейки, как в Норвегии, т. е. особо не переживая по поводу расположения «баранки». Тем более сами водители привыкли сидеть «не на своем месте».

Проблема стоимостью 340 миллионов долларов

С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения. В эти десятилетия автомобильные парки в Швеции и Норвегии многократно увеличились, и меняющиеся местами потоки транспорта на границах создавали целый коллапс. Еще одной проблемой стали опасные обгоны на загородных трассах. Как известно, левое расположение руля не позволяет водителю безопасно «заглянуть» на встречную полосу во время таких маневров при левостороннем движении.

В дело включились Северный совет и Совет Европы. Представители организаций выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. Эксперты выяснили, что переход на правостороннее движение обойдется Швеции в 340 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 0,5 миллиарда долларов).

В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение. Тем не менее в 1961-м в Риксдаге заявили, что с каждым годом масштабы грядущей «дорожной революции» только увеличиваются, поэтому переход на общепринятое в континентальной Европе правостороннее движение транспорта уже был неизбежным.

10 мая 1963 года было официально объявлено о «4-летней готовности» к переходу, после чего началась подготовка к самой важной реформе в истории автомобильной Швеции. Парламент образовал целую Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens högertrafikkommission, или просто HTK), которой поручили разработать и воплотить комплекс мер для безопасной смены полос на общественных дорогах. Дедлайн — 3 сентября 1967 года.

Трудности перехода

За четыре года выявилось огромное количество трудностей, связанных со сменой направлений движения в целой стране. Вся инфраструктура (к слову, достаточно развитая) была заточена под левостороннее движение. К революции были не готовы светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, даже придорожные кафе, съезды и заезды к которым были «левыми».

Но больше всего вопросов вызвал общественный транспорт. Мало того что все остановки были расположены слева по ходу движения и далеко не всех их можно было оставить для новой схемы, так еще и все автобусы в стране были оборудованы пассажирскими дверями только с левой стороны. Для решения этой проблемы почти все такие транспортные средства получили дополнительные двери справа. Те, что остались «леводверными», были проданы в Пакистан.

Подготовка страны 

HTK, щедро тратя государственный бюджет, четыре года разрабатывала различные меры по подготовке страны к переходу на «зеркальное» движение по полосам. Как уже говорилось выше, автопарк, за исключением общественного транспорта, был готов — большинство машин в Швеции всегда были леворульными. Дело оставалось за инфраструктурой и самым главным — информированием людей. Ведь знаки, разметка, светофоры и прочее — это дело простое. А вот заставить миллионы людей мыслить «зеркально» в и без того опасном процессе дорожного движения — куда более трудоемкий процесс.

Было задействовано все. Школы, общественные организации, телевидение, радио, газеты и журналы… НТК объявила конкурс на лучшую «правую песню», где победила композиция «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») группы Telstars. Ее крутили по радио, чтобы напоминать водителям о приближении дня Х. Точнее, дня «H». Начиная с октября 1966 года по телевидению периодически показывали программы с видеороликами, посвященными особенностям правостороннего движения. В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая — зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.

Летом 1967 года на дорогах начали устанавливать новые знаки дорожного движения, которые завешивали черной тряпкой до сентября. Некоторые трудности вызвали односторонние улицы, которые пришлось переделывать, как и многочисленные перекрестки. В Стокгольме установили больше новых знаков, чем было старых. Водителей обязали отрегулировать фары, а желтую (как в США) разметку заменили на привычную для европейцев белую. К августу на дорогах все стрелки с направлениями движения были «правосторонними», но водителям велели «пока не обращать на них внимания». Кроме того, возле пешеходных переходов разместили надписи, призывающие людей, пересекающих проезжую часть, сначала смотреть налево. К сентябрю Швеция была готова поменять «лево» на «право»!

День «H» и его последствия

3 сентября в час ночи движение автомобилей в Швеции полностью остановилось (за исключением машин различных служб). Запрет действовал до шести утра. За это время дорожные службы расчехлили новые знаки, активировали необходимые светофоры, убрали атрибуты «левосторонней» дорожной инфраструктуры. Рук не хватало, и для «перевода» была привлечена армия. В крупных городах движение транспорта было закрыто более чем на сутки. В Стокгольме, например, выезжать на дорогу нельзя было с 10 часов утра 2 сентября до 3 часов дня 3 сентября.

Первое время после перехода в Швеции действовало дополнительное ограничение скорости (на 20—40 км/ч меньше привычной). На крупных перекрестках несколько дней дежурили регулировщики, указывая потокам верные направления движения. День «H» стал главной новостью для страны — все газеты пестрели заголовками и фотографиями «запутавшихся» перекрестков. Несмотря на подготовку и всевозможные способы информирования водителей, в Швеции случилось большое количество аварий. Все они были мелкими — в ДТП 3 сентября в стране не погибло ни одного человека. Как писали журналисты, «переход стал причиной помятых крыльев и задетого самомнения водителей».

Зато в первые месяцы после перехода на правостороннее движение аварийность в Швеции значительно снизилась. Связано это в первую очередь с тем, что водители были предельно внимательными и аккуратными. Позже количество аварий «вернулось» к показателям, существовавшим до 3 сентября, но у шведов больше не было проблем при пересечении границы, как и у гостей страны. Трамваи тоже поменяли направления движения и стали «правосторонними», а вот метро и поезда используют левостороннюю схему движения по сей день. В Швеции по-прежнему разрешено ездить на машинах с правым расположением руля, хотя их количество ничтожно мало. В мае 1968 года аналогичный день «H» устроили в Исландии.

Тормозные жидкости в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Как шведы руль меняли — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Улица в Швеции, на следующий день после того как левостороннее движение поменяли на правостороннее.

В Швеции — правостороннее движение. Но так было на всегда. Лишь в 1967 году Швеция перешла с левостороннего (как в Англии) на правостороннее автомобильное движение (как в России).

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Да, левосторонне движение было и остаётся до сих пор в Англии, например, или в Японии, но это — островные государства! А все соседние с сухопутной Швецией страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции. Представь: переезжаешь через границу на машине и оказываешься на встречной полосе! Кстати, большая часть шведских автомобилей была оборудована левым рулём.

 

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Еще одной статёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света.

Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.

За 4 (!) года до дня Н шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Замечу — это была не комиссия, которая нанимала подконтрольные фирмы и фирмочки для отмытия денег нацпроекта. Люди хотели снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. И делали именно это.

Нужно было повесить новые знаки, светофоры, переоборудовать перекрестки (шведы стали использовать белую разметку вместо желтой, используемой ранее). Отдельно стоит отметить общественный транспорт переносить остановки нужно было только на дорогах с односторонним движением, а вот автобусы нужно было переделать. И фабрики по производству автобусов (внимание!) разработали и выпустили около 8 тысяч переходных моделей автобусов с дверями с обоих сторон (это стало самой затратной частью всего проекта перехода для государства).

3 сентября Стокгольм лишился трамваев — от них давно хотели отказаться из-за тесных улочек. Другие трамвайные системы в Гетеборге и Норкопинге стали правосторонними. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление — газ — тормоз» надлежало изменить на «сцепление — тормоз — газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.

В ночь на день перехода и до 6 утра личному транспорту ездить запретили. В Стокгольме и Мальмо перекрыли движение еще в субботу и практически до вечера воскресения — проводили последние работы по демонтажу знаков и организации движения. Некоторые города так же расширили время действия ограничений.

Большое внимание уделялось и информации для населения.  »День перемен» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года.

В «День перемен» в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после «Дня перемен» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности, потому что все ездили очень аккуратно и строго следили за знаками и дорогой.

 

 

 

[источники]

источники

http://gava.chgk.info

http://www.kamensky.ru

http://www.zateevo.ru

 

Что еще интересного я вам могу напомнить про Швецию ? Ну это несомненно Шведские нарицательные: семья, стол, стенка, спичка и очень необычная Крепость — звезда Ландскруна (Landskrona) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=13387

Автомобильные истории. Стороны для движения — Блоги — Эхо Москвы, 02.09.2016

3 сентября 1967 года Швеция перешла на правостороннее движение. Этот день обозначили просто «Dagen H». «Dagen» означало день, а «Н» — «Högertrafik», правостороннее движение. Несмотря на простоту названия, само мероприятие и подготовка к нему были очень сложными. Однако грандиозная шведская операция прошла удачно. Впрочем, Швеция была не единственной страной, которой пришлось «перейти на другую сторону».

В ночь на третье сентября 1967 года, которое приходилось на воскресенье, движение частного транспорта в Швеции было запрещено до наступления утра. А в 4:50 все автомобили в стране, которые находились на дороге, должны были остановиться и сменить сторону на противоположную, продолжить движение они могли только в 5:00. В некоторых крупных городах запрет действовал несколько дольше. В интернете можно найти множество черно-белых фотографий того знаменательного дня.

Если смотреть на них и не держать в голове, как именно был организован процесс, то складывается ощущение хаоса. Можно подумать так: в стране провели референдум, спросили, хотят ли люди ездить по другой стороне дороги, а те ответили отказом и сделали все по-своему. Однако это впечатление окажется ложным. Сделано все было очень по-немецки. Именно от этой страны, где народ такой организованный и любит правила и порядок, можно было бы ожидать четкого, слаженного перехода всей страны на новую систему организации движения.

Предупреждающий знак о смене сторон автомобильного движения

Референдум об одномоментном переводе всей страны с левостороннего на правостороннее движение был проведен в Швеции в 1955 году. В тот момент специалистам уже стало понятно, что такой переход назрел. У автомобилистов возникали сложности при пересечении границы, так как во всех соседних странах было принято правостороннее движение. Многие автомобили, причем не только иностранного производства, но и выпущенные в самой Швеции, были оборудованы правым рулем. Не говоря уже о том, что большинство представителей других европейских стран считали, что шведы ездят по «неправильной» стороне дороги.

Однако опрос показал, что местное население не поддерживает реформу. 85% шведов, принявших участие в референдуме, высказались против. Таким образом, победили несколько аргументов. Часть экспертов утверждала, что в течение первых дней после такого «перехода» возникнет множество аварий, погибнут и водители, и пешеходы. Автобусным компаниям пришлось бы переоборудовать, а проще закупить новый парк автомобилей. Но «наверху», видимо, решение было уже принято, поэтому правительство спустя несколько лет создало специальную комиссию по «убеждению» населения. «Операция» потребовала многолетней подготовки, гигантских капиталовложений, масштабного переоборудования всех дорог в стране и, конечно, информирования населения.

Символ перехода на правостороннее движение отпечатали даже на нижнем белье

Всем критикам назло перевод страны на «другие рельсы» прошел спокойно. Количество аварий в последующие дни даже снизилось из-за того, что все старались ездить аккуратно.

Несмотря на такой удачный пример, путешественники из Европы, России и ряда других государств и сейчас сталкиваются с проблемами, когда например, пересекают границу Франции и Великобритании, или когда хотят взять машину на прокат в Японии, Австралии, Таиланде, на маленьком, но популярном у туристов острове Мальта.

Страны с право— и левосторонним движением

Сегодня в мире 72% правосторонних дорог и 28% — левосторонних, при этом 66% водителей мира ездят по правой стороне, а 34% — по левой. Среди левосторонних стран — Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Индия. Часть стран, которые изначально были «левосторонними», такие как США, Португалия и Австрия, перешли на правую сторону.

Как так получилось, что в вопросе, где делать руль, нет единогласия? Считается, что изначально выбор, по какой стороне дороги двигаться, зависел от того, правша ли человек или левша. Хотя это зависело, в том числе, от выбранного метода перемещения и целей путешествия. Так, если человек вел на поводу вьючное животное, то упряжь он держал правой рукой, а значит, в случае встречи с другим «участником движения» было проще разойтись, приняв немного вправо — на обочину. Та же ситуация с одноместной повозкой или экипажем. А вот вооруженным войнам выгоднее было поступить по-другому, и разойтись так, чтобы правая рука с мечом была на стороне «противника», то есть принять левее. Также поступали и кучера в многоместном дилижансе.

Родоначальником «левизны» в мире считается Великобритания. Некоторые говорят, что начало положили римляне, которые завоевали остров, — известно, что они ездили слева. Но, скорее всего, свой отпечаток наложило развитие определенных транспортных средств — конных экипажей, в которых на козлах кучера сидели справа, а значит, при разъезде со встречным экипажем брали левее. Левостороннее движение в Великобритании было закреплено в 1756 году, правда, в тот момент оно действовало только на одном Лондонском мосту. А через 20 лет правило было введено уже на всей территории страны. Разумеется, что в бывших британских колониях движение было также организовано по левой стороне.

Что касается нашей страны, то в России еще в начале XVIII века было негласно принято разъезжаться по правой стороне. Этот факт упоминается в некоторых исторических хрониках. В 1752 году, за несколько лет до Великобритании, русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

Оригинал

Миры Джона Толкина, или почему не стоит дразнить живого дракона 

Каким лидером запомнится первый президент Узбекистана Ислам Каримов? Diletant.media спросил у экспертов

Криминальное чтиво. Чикагские отравления (18+)

Фото дня: Мухаммед Али отправил Кливленда Уильямса в нок-аут 

как шведы стали ездить по правильной стороне :: Autonews

«Прими вправо, Свенссон. Иначе это закончится плохо», – пело радио. Андерсу Свенссону нравилось, что популярный шведский коллектив обращается как будто персонально к нему. Сама идея смены стороны дороги пришлась тоже по душе – он с радостью наклеил значок с буквой H на переднюю панель. Швед снова боязливо высунул длинный капот своей P1800 из-за грузовика, но на встречке маячила носатая Scania. «Проклятье, черт тебя дери», – выругался он. – Сотня лошадей, два карбюратора! И вот так плестись. Ничего, осталось потерпеть всего неделю».
 
День Х, по-шведски Dagen H (от Hogertrafikomlaggningen – правостороннее движение), был назначен на 3 сентября 1967 г. – ровно 49 лет назад Швеция поехала по правой стороне движения. Скептики предрекали хаос, аварии и нечто похожее на сцены из фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир», но они ошиблись.

В 1718 г. король Швеции Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. При следующем короле Фредрике I всадников и экипажей обязали ездить по противоположной стороне и это правило сохранялось вплоть до XX века. К тому моменту Швеция оставалась единственным левосторонним государством континентальной Европы.
 


Причем, сами шведы исторически ездили на машинах с левым рулем. Ассар Габриэльсон, один из основателей Volvo, рассказывал, что американские автопроизводители, открывшие сборочные производства в этой скандинавской стране, отказывались менять расположение руля для небольшого экспортного рынка. Также поступали и национальные производители Volvo и Saab – отчасти из-за сложившейся традиции, отчасти по экспортным причинам они были заинтересованы в левосторонних рынках Европы и США. Например, более половины выпущенных Volvo Amazon ушла на экспорт.
 
Шведские дороги были узкими и извилистыми и на них было сложно разъехаться со встречным автомобилем или телегой, что уж тут говорить про обгон. Левое расположение руля в такой ситуации было удобным – позволяло видеть обочину и вплотную прижиматься к краю дороги для разъезда.
 
Тем не менее, возможность перехода на левостороннее движение обсуждалась с 1920-х, и затем каждые 3-5 лет шведский Риксдаг (парламент) поднимал этот вопрос. Наконец, на 1955 г. был назначен референдум – население восприняло идею отрицательно, явка была низкой, а 83% из тех, кто пришел, проголосовали против смены стороны движения. Однако в 1963 г., несмотря на результаты референдумов и критиков, пугавших страшными расходами и хаосом на дорогах, Риксдаг большинством голосов одобрил переход на левостороннее движение.
   

Трасса из Мальмё в Лунд


К этому времени число автомобилей на дорогах Швеции выросло втрое – до полутора миллионов, а к 1975 г. оно должно было увеличиться до 2,8 млн единиц. Ежегодно несколько миллионов автомобилей пересекали границу страны и путались, по какой стороне им ехать. Шведская экономика находилась на подъеме, по дорогам ездило множество тихоходных грузовиков. К началу 1950-х в стране было всего 5 000 км асфальтированных дорог, а в 1953 г. была запущена первая автомагистраль «Мальмё-Лунд». Масштабное дорожное строительство началось только на рубеже 1960-1970-х.
Из-за увеличения трафика и скоростей движения количество ДТП росло: в 1966 г. на дорогах Швеции погибло рекордное количество человек – 1313, причем наибольшая доля аварий приходилась на лобовые столкновения. Риксдаг торопился: при переходе на левостороннее движение нужно было заменить оптику автомобилей, которая вместо того, чтобы освещать обочину, слепила встречных водителей. На шведских машинах пока еще были распространены простые круглые фары, но в других странах набирали популярность блок-фары, стоимость которых была выше.
 
Понимая сложность подобного перехода, на подготовку выделили четыре года. Была создана специальная комиссия, которая занялась оценкой масштаба бедствий. Предстояло не только реконструировать дороги, нанести новую разметку и установить дорожные знаки, но еще и адаптировать под правостороннее движение общественный транспорт. Шведские автобусы были с правым рулем и дверьми слева, что потребовало дорогостоящих переделок. В итоге часть транспортных средств продали, а вместо них приобрели новые. На правостороннее движение были переведены и трамвайные линии, а из центра Стокгольма этот вид транспорта было решено убрать.
 
Затраты на реорганизацию планировали покрыть за счет транспортного налога с владельцев машин и мотоциклов, взимаемого в течение четырех лет. По первоначальным оценкам, смена полосы движения должна была стоить правительству 400 млн крон, но в итоге превысила 628 миллионов. Сейчас эта сумма эквивалентна 64 млн евро.

«Держись правее, Свенссон»
 


Переход на правостороннее движение был запланирован на воскресенье 3 сентября — к этому моменту было практически все готово. Новую разметку наносили не желтой, а белой краской, появилась сплошная полоса, пересекать которую было категорически запрещено. Предстояло заменить 360 тыс. дорожных знаков, часть из которых обновили в последнюю ночь. Кроме того, на дорогах установили 130 тыс. знаков с буквой H, напоминающих о грядущей реорганизации движения. В августе через телевидение и печать стартовала информационная компания, частью которой была и песня популярной группы The Telstars «Hall dig till hoger, Svensson» («Держись правее, Свенссон»). Логотип H оказался не только на наклейках и информационных материалах, но даже на нижнем белье. Для водителей выпускали перчатки с подсказкой: левая была запретительного красного цвета, правая — разрешающего зеленого. «Правосторонние» фары новых автомобилей снабжались специальными наклейками, дабы не слепить встречных водителей.
 
Одновременно были введены жесткие скоростные ограничения: не более 40 км/ч в городе, на 10 км/ч меньше, чем было, и 60 км/ч за городом. В последующие годы загородный лимит увеличили до 90 км/ч, а на широких и прямых дорогах — до 110 км в час.
 
В ночь на 3 сентября до 6:00 утра движение частного транспорта не разрешалось. В крупных городах этот запрет начал действовать еще в субботу. В 4:50 движение по дорогам было полностью остановлено, водители сняли с фар защитные наклейки и переехали на противоположную сторону дороги, и спустя 10 минут транспорт пошел. На фотографиях переход выглядит, как настояший хаос, однако это впечатление обманчиво: регулировать движение полиции помогали военные и 150 тыс. волонтеров.
 
«День H» прошел относительно спокойно. Андерс Свенссон, который часто ездил за границу и привык к правостороннему движению, адаптировался без проблем, чего не скажешь о его соотечественнике, с непривычки запутавшемся на круговом движении. И теперь растерянно осматривал царапину на крыле и разбитую фару, с которой Андерс только сегодня утром снял наклейку. За оставшиеся 9 часов 3 сентября было зафиксировано 157 ДТП, в которых пострадали 32 человека, и только один – серьезно, да и тот был пьян. На следующий день, 4 сентября, было зафиксировано всего 125 аварий и снова обошлось без смертельных случаев. Для сравнения, по понедельниками обычно происходило от 130 до 190 ДТП. В сентябре на дорогах Швеции погибли 59 человек, против 99 годом ранее, а всего число погибших за год составило 1 077 человек — на 236 меньше в сравнении с 1966 годом. Причем, автопарк Швеции к этому времени уже превысил отметку в два миллиона автомобилей.
 
Тем не менее, только переход на правостороннее движение и скоростные ограничения до конца не исправили ситуацию. Пару лет водители привыкали к новым правилам и ездили аккуратно, но затем число аварий вновь стало расти. В последующие годы в Швеции стали обязательными ремни безопасности и ближний свет днем, но кардинальный перелом произошел после того, как власти страны приняли программу нулевой смертности Vision Zero. Она включала дальнейшее снижение скорости в населенных пунктах, строительство безопасных дорог с круговыми перекрестками, разделительными барьерами, повышение безопасности автомобилей и велосипедистов (их обязали ездить в шлеме). В течение 15 лет количество погибших в ДТП снизилось с 500 до 286 случаев – почти в двое. За прошлый год в Швеции было зафиксировано только 260 смертей в дорожных авариях – меньше, чем средний показатель по Евросоюзу.
 

 

Кто и когда свернул налево

В настоящее время 68% населения планеты ездит по правой стороне дороги. Это повелось еще с древних времен – натягивать вожжи повозки было удобнее сильной правой рукой. Великобритания в XVIII веке узаконила левостороннее движение, возможно, для того, чтобы кучер многоместного экипажа не задел хлыстом пассажиров. Во Франции во время революции начали ездить по правой «простонародной» стороне. Позже Наполеон закрепил это положение и завоеванные им страны становились правосторонними. Великобритания в свою очередь насаждала «левосторонность» в своих колониях и повлияла на дорожное движение в Японии. Россия стала ездить по правой стороне самостоятельно еще в середине XVIII века.
 


Обычно сторону движения меняют под влиянием соседей. Так, бывшие британские колонии в Африке перешли на правостороннее движение по примеру соседей – бывших французских колоний. Островное государство Самоа в 2009 г. разрешило ездить гражданам по левой стороне, так как страну наводнили подержанные праворульные машины из Австралии и Новой Зеландии. Соседям с разносторонними движением, например, Китаю и Макао, приходится строить сложные транспортные развязки на границах.

«Dagen H»

3 сентября 1967 года стало уникальным днем для всей Швеции. Именно в этот день, получивший название «День H» или «Dagen H» (от швед. Högertrafik — правостороннее движение), Швеция перешла с левостороннего движения на правостороннее. 

На фотографии зафиксирован исторический момент перехода

К середине ХХ века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использующей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяженной и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же большая часть автомобилей в Швеции (даже шведского производства) тогда уже была оборудована левым рулем.

Несмотря на очевидную необходимость перехода на правостороннее движение, референдум 1955 года по вопросу смены стороны движения показал неожиданные результаты: 85 % участников высказались против! Особенно бурную компанию против перехода развернули автобусные компании. У праворульных автобусов двери были расположены с левой стороны, и переход на правостороннее движение потребовал бы либо установки новых дверей, либо полной замены всего автопарка. Также широко использовался аргумент безопасности: некоторые эксперты предсказывали, что в первое время после перехода на дорогагх погибнет много пешеходов (особенно детей) и водителей, привыкших к левостороннему движению. 

Плакаты «За» и «Против» к шведскому референдуму 1955 года по вопросу смены стороны движения 

Однако назревшая проблема требовала решительных действий, и в 1963 году шведский парламент (по сути, вопреки воле шведов) образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Комиссия должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения данного перехода, а также свести к минимуму возможные негативные последствия для водителей и пешеходов.

Надпись на автомобильной фаре «Не срывать до 3 сентября 1967» 

В процессе подготовки была проделана огромная (без малейшего преувеличения!) работа. Вот только часть проведенных действий: необходимо было заменить ВСЕ дорожные знаки и светофоры, переставив их на другую сторону дороги; провести переконфигурацию многих перекрестков; на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее желтой. 

Большое внимание уделялось и информированию населения: был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зеленая. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»). 

Двухцветные перчатки, выпущенные в честь перехода 

Также пришлось решать уже упоминавшуюся проблему общественного транспорта с левыми дверями. Во время подготовки к переходу 8000 автобусов были снабжены вторыми дверями с правой стороны, а часть автобусных парков (например, Гётеборг) решили проблему кардинально — закупили новые автобусы, передав праворульные Пакистану. 

День H был назначен на воскресенье 3 сентября 1967 года, время перехода — 5 часов утра. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали только экстренные службы и коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет держался дольше: например, в Стокгольме — с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки — общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат.

Вопреки серьезным опасениям, что переход с левостороннего движения на правостороннее приведет к многочисленным авариям и жертвам (именно из-за таких опасений и провалился референдум 1955 года), «Dagen H» прошел удивительно спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного ДТП со смертельным исходом; как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». Даже наоборот — в первое время после перехода количество ДТП в Швеции резко упало. Однако совсем скоро, когда водители немного привыкли и перестали ездить с особой осторожностью, число происшествий вновь начало расти.

История одной фотографии: день, когда Швеция перешла на правостороннее движение, 1967 год

Если ты когда-нибудь побываешь в Швеции, обрати пристальное внимание на дороги и на то, как движется по ним транспорт. Ничего особенного, верно? Верно. А все благодаря Дню Н — 3 сентября 1967 года…

Испокон веков в Швеции было левосторонее движение. Точнее так: движение было интуитивное, и за ним особенно не следили. Редкие кареты и повозки как-нибудь да разъедутся, а если кого и задавят, то будет, конечно, печально. С другой стороны, на дворе Средневековье — чего вы хотели?

Официально впервые проблема левостороннего движения была поднята в начале XVIII века. Очевидно, идея унифицировать шведское дорожное движение с европейским показалась здравой и разумной. А шведам нравится все здравое и разумное (привет, IKEA).

В 1718 году Карл XII отменил левостороннее движение, потребовав перехода на правостороннее движение. Меньше чем два десятилетия спустя, в 1734 году, отменили и королевский указ. В итоге в конце XIX века движение в Швеции по-прежнему было сумбурным.

Но уже в начале XX века, в связи с промышленной революцией и всеобщей автоматизацией, откладывать переход с левостороннего на правостороннее движение в Швеции стало опасно и экономически невыгодно. Шведы и так протянули дольше всех: и в Дании, и в Норвегии и даже в Финляндии левую сторону уже сменили на правую. (Это, кстати, создавало множество проблем при пересечении шведами границ соседних стран — а эти пересечения, как ты понимаешь, происходили постоянно).

И вот в 1955 году вопрос перехода был вынесен на голосование референдума. 85% населения высказались против. Тогда властям пришлось действовать по русской схеме: то есть не слушать своих граждан.

В 1963 году была образована Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Позже был выбран и день официального перехода «День Н» — по первой букве шведского термина, обозначающегося правостороннее движение Högertrafik — 3 сентября 1967 года.

Но перед, собственно, переходом, властям предстояло осуществить национальный план подготовки к переходу. Например, в автобусах Стокгольма пришло вырезать двери с правой стороны и передвигать водителя на левую. А вот богатенький Гётеборг мог позволить себе купить новые автобусы с правыми дверями, а старые продать Пакистану.

Особенно в ходе транспортной реформы досталось трамвайным линиям — их решено было снять почти везде, кроме того же Гётеборга, Норрчёпинга и пары линий Стокгольмской области. Переключались светофоры, менялись дорожные указатели, корректировались фары. И, конечно, велась активная работа с населением.

Помимо информационных буклетов о пользе правостороннего движения, были выпущены модные кожаные перчатки для водителей красного и зеленого цветов.

Список стран с лево- и правосторонним движением

Абу-Даби (не страна, а штат (эмират) в Объединенных Арабских Эмиратах) проезжает по справа
Афганистан привода на справа
Албания привода на справа
Алжир привода на справа
Американское Самоа приводов на справа
Andorra диска справа
Ангола привода на справа
Anguilla диска на слева
Антигуа и Барбуда проезда по слева
Аргентина привода на справа
Армения проезда по справа
Aruba диска на справа
Австралия привода на слева
Австрия привода на справа
Азербайджан привода на справа
Азорские острова проезд по справа
Багамы проезда по слева
Бахрейн проезда по справа
Балеарские острова проехать по справа
Бангладеш привода на слева
Барбадос привода на слева
Беларусь диски на справа
Бельгия привода на справа
Белиз привода на справа
Бенин привода на справа
Bermuda приводов на слева
Бутан проезда по слева
Боливия приводов на справа
Bonaire диска на справа
Босния и Герцеговина проезда по справа
Ботсвана привода на слева
Бразилия диска справа
Британские Виргинские острова проехать по налево
Brunei привода на слева
Болгария привода на справа
Буркина-Фасо привода на справа
Бирма (официально Мьянма) дисков на справа
Бурунди привода на справа
Камбоджа привода на справа
Cameroon привода на справа
Канада привода на справа
Канарские острова проехать по справа
Кабо-Верде (по-португальски: Кабо-Верде) дисков на справа
Каймановы острова проезда по слева
Центральноафриканская Республика приводов на справа
Чад привода на справа
Нормандские острова (Гернси и Джерси) проехать по слева
Чили привода на справа
Китай, Народная Республика проезда по справа
Остров Рождества проезда по слева
Кокосовые острова (Килинг) проехать по налево
Колумбия диски на справа
Коморские острова привода справа
Конго, Демократическая Республика (Конго-Киншаса) проезжает по справа
Конго, Республика (Конго-Браззавиль) приводы на справа
Острова Кука проезда по слева
Коста-Рика проезда по справа
Кот-д’Ивуар (Кот-д’Ивуар) привода на справа
Хорватия привода на справа
Куба диски на справа
Кюрасао приводов на справа
Кипр проезда по слева
Кипр, Север (непризнанный, самопровозглашенный штат) диска на слева
Чехия (Чехия) диски на справа
Дания привода на справа
Djibouti привода на справа
Dominica привода на слева
Доминикана привода на справа
Дубай (не страна, а штат (эмират) в Объединенных Арабских Эмиратах) проезжает по справа
Восточный Тимор (Тимор-Лешти) проезда по слева
Эквадор привода на справа
Египет привода на справа
Сальвадор диски на справа
Англия привода на слева
Экваториальная Гвинея привода на справа
Eritrea привода на справа
Эстония привода на справа
Эфиопия диски на справа
Фарерские острова проехать по справа
Фолклендские острова проезда по слева
Fiji привода на слева
Финляндия привода на справа
Франция привода на справа
Французская Гвиана (заморский департамент Франции) диски на справа
Французская Полинезия (французская зарубежная совокупность) диска на справа
Габон (Габонская Республика) проезжает по справа
Гамбия привода на справа
Сектор Газа (Газа) проезда по справа
Грузия привода на справа
Германия привода на справа
Гана привода на справа
Гибралтар привода на справа
Великобритания (ГБ) диска на слева
Греция привода на справа
Гренландия привода на справа
Grenada привода на слева
Гваделупа (заморский департамент Франции) диски на справа
Гуам привода на справа
Гватемала диски на справа
Гернси приводов на слева
Гвинея дисков на справа
Гвинея-Бисау привода на справа
Гайана дисков на слева
Haiti привода на справа
Голландия (официально Нидерланды) диски на справа
Гондурас привода на справа
Гонконг привода на слева
Венгрия привода на справа
Исландия привода на справа
Индия привода на слева
Индонезия привода на слева
Иран привода на справа
Ирак привода на справа
Ирландия (Ирландия) диска на слева
Ирландия, Северная привода на слева
Остров Мэн привода на слева
Израиль привода на справа
Италия привода на справа
Кот-д’Ивуар (Кот-д’Ивуар) диска на справа
Ямайка привода на слева
Япония привода на слева
Джерси привода на слева
Jordan дисков на справа
Казахстан привода на справа
Kenya привода на слева
Кирибати привода на слева
Корея, Северная привода на справа
Корея, Южная привода на справа
Косово проезда по справа
Кувейт привода на справа
Кыргызстан приводы по справа
Лаос привода на справа
Латвия привода на справа
Ливан привода на справа
Лесото проезда по слева
Либерия привода на справа
Ливия привода на справа
Лихтенштейн приводы по справа
Литва привода на справа
Люксембург привода на справа
Macau диска на слева
Македония, Северная проезда по справа
Мадагаскар привода на справа
Madeira привода на справа
Малави привода на слева
Малайзия привода на слева
Мальдивы привода на слева
Mali дисков на справа
Мальта привода на слева
Маршалловы острова проехать по справа
Мартиника (заморский департамент Франции) проезда по справа
Мавритания диски на справа
Маврикий привода на слева
Mayotte (Французский заморский департамент) диски на справа
Мексика привода на справа
Микронезия (официально: Федеративные Штаты Микронезии) диска на справа
Молдова приводы на справа
Monaco привода на справа
Монголия приводов на справа
Черногория привода на справа
Montserrat проезда слева
Марокко диски на справа
Мозамбик привода на слева
Мьянма (ранее Бирма) дисков на справа
Намибия привода на слева
Науру приводов на слева
Непал привода на слева
Нидерланды привода на справа
Новая Каледония (французское зарубежье) дисков на справа
Новая Зеландия привода на слева
Никарагуа диски на справа
Нигер диска на справа
Нигерия привода на справа
Ниуэ привода на слева
Остров Норфолк проезда по слева
Северный Кипр (непризнанный, самопровозглашенный штат) диска на слева
Северная Корея диска справа
Северная Македония диски на справа
Северная Ирландия привода на слева
Северные Марианские острова проехать по справа
Норвегия привода на справа
Оман привода на справа
Пакистан привода на слева
Palau приводов на справа
Палестина проезда по справа
Панама привода на справа
Папуа-Новая Гвинея дисков на слева
Парагвай приводы на справа
Peru привода на справа
Филиппины приводы на справа
Острова Питкэрн проехать по налево
Польша привода на справа
Португалия привода на справа
Пуэрто-Рико дисков на справа
Катар привода на справа
Реюньон (Французский заморский департамент) приводов на справа
Румыния привода на справа
Россия (официально Российская Федерация) диски на справа
Руанда привода на справа
Saba диска на справа
Сен-Бартелеми (французское заморское сообщество, неофициально также называемое Сен-Барт или Сен-Барт) проезжает по справа
Остров Святой Елены проезда по слева
Сент-Китс и Невис (официально Федерация Сент-Кристофера и Невиса) проезжает по слева
Сент-Люсия проезда по слева
Saint Martin (французское зарубежье) дисков на справа
Saint Pierre and Miquelon (французская зарубежная совокупность) приводов на справа
Сент-Винсент и Гренадины проезжает по слева
Samoa привода на слева
Сан-Марино привода на справа
Сан-Томе и Принсипи привода на справа
Саудовская Аравия диски на справа
Шотландия привода на слева
Сенегал привода на справа
Сербия привода на справа
Сейшельские острова проезда по слева
Сьерра-Леоне привода на справа
Сингапур привода на слева
Sint Eustatius приводов на справа
Синт-Мартен приводов на справа
Словакия привода на справа
Словения привода на справа
Соломоновы Острова проехать по налево
Сомали привода на справа
Сомалиленд (непризнанный, самопровозглашенный штат) диски на справа
Южная Африка диска на слева
Южная Корея диска справа
Южный Судан проезда по справа
Испания привода на справа
Шри-Ланка привода на слева
Судан привода на справа
Суринам привода на слева
Свазиленд привода на слева
Швеция привода на справа
Швейцария привода на справа
Сирия привода на справа
Таити (самый большой остров во Французской Полинезии, заморское сообщество Франции) проезжает по справа
Тайвань диска справа
Таджикистан приводы по справа
Танзания привода на слева
Таиланд привода на слева
Togo привода на справа
Tokelau привода на слева
Тонга привода на слева
Тринидад и Тобаго привода на слева
Тунис диски на справа
Турция привода на справа
Туркменистан приводы по справа
Острова Теркс и Кайкос проехать по налево
Тувалу проезда по слева
Уганда привода на слева
Украина привода на справа
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) диски на справа
Великобритания (Великобритания) дисков на слева
Соединенные Штаты Америки (США) диска на справа
Виргинские острова США ехать по налево
Уругвай приводы на справа
Узбекистан приводы по справа
Вануату привода на справа
Ватикан проезда по справа
Венесуэла диски на справа
Вьетнам привода на справа
Виргинские острова (Британские) проехать по налево
Виргинские острова (США) проехать по налево
Уэльс привода на слева
Wallis and Futuna (французское зарубежье) дисков на справа
Западный берег проезда на справа
Western Sahara дисков на справа
Йемен приводы на справа
Замбия привода на слева
Зимбабве дисков на слева

Почему в одних странах автомобили едут слева, а в других — справа?

Лошадь и повозка на левой стороне дороги на Гастингс-стрит, Ванкувер, Британская Колумбия (1880)

Несмотря на развитие событий в США, некоторые районы Канады продолжали движение налево вплоть до окончания Второй мировой войны.Территория, контролируемая французами (от Квебека до Луизианы), двигалась справа, а территория, оккупированная англичанами (Британская Колумбия, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда и Ньюфаундленд), держалась слева. Британская Колумбия и атлантические провинции перешли в правые позиции в 1920-х годах, чтобы соответствовать остальной Канаде и США. Ньюфаундленд до 1947 года ездил по левому борту, а в 1949 году присоединился к Канаде.

В Европе остальные страны с левосторонним движением одна за другим перешли на правостороннее движение.Португалия сделала переход в 1928 году. Смена произошла в тот же день во всей стране, включая колонии. Однако территории, граничащие с другими странами с левосторонним движением, были исключены. Вот почему Макао (ныне особый административный район Китая), Гоа (ныне часть Индии) и Португальская Восточная Африка (ныне Мозамбик) сохранили старую систему. Восточный Тимор, который граничит с левосторонней Индонезией, действительно изменился на правый, но левостороннее движение было восстановлено индонезийцами в 1975 году.

В Италии практика правого вождения впервые появилась в конце 1890-х годов. Первый итальянский Правила дорожного движения, изданный 30 июня 1912 года, гласил, что все автомобили должны двигаться справа. Однако города с трамвайной сетью могут сохранить левостороннее движение, если они разместят предупреждающие знаки на границах своих городов. Указ 1923 года немного строже, но Рим и северные города Милан, Турин и Генуя все еще могут оставаться в стороне до дальнейших распоряжений Министерства общественных работ. К середине 1920-х годов правостороннее движение наконец стало стандартом по всей стране.Рим внес изменения 1 марта 1925 г., а Милан 3 августа 1926 г.

До 1930-х годов в Испании не было национальных правил дорожного движения. В некоторых частях страны движение было правым (например, Барселона), а в других — левым (например, Мадрид). 1 октября 1924 года Мадрид перешел на правостороннее движение.

Когда нацисты вошли в Австрию 12 марта 1938 года, Гитлер приказал всей Австрии перейти на правостороннее движение.

Распад Австро-Венгерской империи не повлек за собой изменений: Чехословакия, Югославия и Венгрия продолжали движение слева.Сама Австрия была чем-то вроде диковинки. Половина страны ехала слева, а половина — справа. Неудивительно, что разделительной линией была именно территория, пострадавшая от завоеваний Наполеона в 1805 году.

Австрийские государства Форарльберг, Тироль и Каринтия, а также западная половина Зальцбурга перешли на правостороннее движение в период между 1921 и 1935 годами. Когда Германия аннексировала Австрию в 1938 году, Гитлер приказал остальной Австрии переключиться в мгновение ока. Это изменение повергло водителей в замешательство, потому что автомобилисты не видели большинство дорожных знаков.В Вене оказалось невозможным поменять трамвай в одночасье, поэтому, в то время как весь остальной транспорт перешел на правую сторону дороги, трамваи продолжали ходить по левой в течение нескольких недель. Чехословакия и Венгрия, одними из последних государств материковой части Европы, сохранившие левую позицию, перешли на правую сторону после вторжения Германии в 1939 и в конце 1944 соответственно.

Между тем сила правых неуклонно росла. Американские автомобили были спроектированы таким образом, чтобы их можно было водить справа, благодаря расположению органов управления с левой стороны транспортного средства.С массовым производством надежных и экономичных автомобилей в Соединенных Штатах, первоначальный экспорт использовал тот же дизайн, и из-за необходимости многие страны изменили свои правила дорожного движения.

Этот день в истории: стороны шведских транспортных узлов — 3 сентября 1967 г.

Kungsgatan в Стокгольме на Dagen H.

Вы слышали о D-Day, но слышали ли вы когда-нибудь о Dagen H (по-шведски день H)? H означает Högertrafikomläggningen, или Правостороннее движение.В воскресенье, 3 сентября 1967 года, Швеция перешла с левой стороны дороги на правую. Как вы могли догадаться, это переключение было совсем не простым.

Решение перейти на другую сторону дороги было нелегким. Фактически, за предыдущие десятилетия эта идея неоднократно отклонялась. В 1955 году всенародный референдум показал, что 83 процента населения Швеции были против изменений. Однако в мае 1963 года парламент Швеции подавляющим большинством голосов поддержал переход на правостороннее движение.Поскольку все соседние со Швецией страны ехали справа, Швеция имела смысл поступить так же. Кроме того, несмотря на правило левостороннего вождения, у автомобилей в Швеции рулевое колесо обычно находится слева, что приводит к множеству аварий, особенно на узких дорогах.

Подготовка страны к переменам была дорогостоящим и сложным делом. Пришлось поменять местами светофоры, поменять дорожные знаки, изменить дизайн перекрестков, перекрасить линии на дорогах, изменить автобусы и перенести автобусные остановки.Была проведена масштабная PR-кампания, чтобы примирить общественность с изменениями и рассказать им о том, как они будут реализованы. Dagen H даже получил свой собственный логотип, который появлялся на всем, от пакетов с молоком до нижнего белья, и на песенном конкурсе (победившей мелодией была «Håll dig till höger, Svensson» — «Держись правее, Svensson» — от Telestars).

Dagen H на Kungsportsavenyn в Гетеборге.

Наконец-то все было готово. В 4:50 утра 3 сентября 1967 года, когда толпы людей собрались посмотреть, все машины на дороге получили указание остановиться.Затем им было приказано осторожно перейти с левой стороны дороги на правую и ждать. Ровно в 5:00, после обратного отсчета по радио, было объявлено: «В Швеции теперь правостороннее движение», и движение было разрешено возобновить. Журнал Time назвал это событие «короткой, но монументальной пробкой».

Министр связи Швеции (а затем премьер-министр) Улоф Пальме заявил утром в эфире радио Dagen H:

Это очень большое изменение в нашей повседневной жизни, в нашей повседневной жизни.Сомнения, естественно, были велики. Но наша врожденная нерешительность в отношении фундаментальной трансформации нашей повседневной транспортной среды уступила место рациональному интернационализму, перед реформой, которая, как мы уверены, принесет пользу безопасности дорожного движения. Осмелюсь сказать, что никогда раньше страна не вкладывала столько личного труда и денег для достижения единых международных правил дорожного движения.

В целом изменение прошло гладко. Примерно через два года после Dagen H количество дорожно-транспортных происшествий снизилось, возможно, отчасти из-за повышенной осторожности со стороны водителей, которые все еще привыкают к новым правилам.

Так оно того стоило? С точки зрения безопасности сложно сказать. Через пару лет после перехода уровень аварий вернулся на прежний уровень, несмотря на надежды на то, что согласование конструкции транспортных средств и правил дорожного движения улучшит положение. Но, учитывая постоянно увеличивающееся количество автомобилей на дорогах, вполне возможно, что сегодняшние уровни аварий были бы еще выше, если бы не были внесены изменения. А учитывая количество путешественников, пересекающих границы в наши дни, отсутствие необходимости переключаться на другую сторону дороги при въезде в Швецию и выезде из нее, безусловно, должно быть хорошо.

Шведскоговорящих может заинтересовать это видео о переходе на правостороннее движение.

Анника / Настоящая Скандинавия ОБ АВТОРЕ: Основатель / редактор Real Scandinavia, Анника С. Хиппл — писатель-фрилансер и фотограф, которая звонит как в Соединенные Штаты, так и в Швецию. Выросшая двуязычная и бикультурная, она много путешествовала по Скандинавии как самостоятельно, так и в качестве профессионального тур-лидера. Ее произведения и фотографии опубликованы в различных печатных и интернет-изданиях.Для получения дополнительной информации посетите ее веб-сайт.

Левостороннее движение или Правостороннее движение? что безопаснее и почему? — Т. 331 | Продажа подержанных автомобилей

Опубликовано:

Левостороннее движение или Правостороннее движение? что безопаснее и почему? — Том 331

Автомобили, движущиеся по улице с двусторонним движением, должны будут двигаться с некоторой однородностью, и эта единообразие называется равномерностью движения. Большой вопрос в том, почему некоторые страны призывают своих автомобилистов ехать по левой стороне дороги, в то время как подавляющее большинство стран — по правой стороне дороги.

Только 35% населения мира проживает в странах, которые ездят по левой стороне дороги, остальные 65% привыкли ездить по правой стороне дороги в транспортных средствах, где водитель находится слева от машины. .

Правостороннее движение также является основной ориентацией для всех континентальных территорий, в то время как подавляющее большинство островов и стран, отделенных от своих континентов, движутся по левой стороне дороги.Основными примерами являются Англия, Япония, Австралия, Индия и Новая Зеландия, которые приняли левостороннюю ориентацию движения.

Вопрос, который интересует большинство людей, — «какая передача данных безопаснее?».

Аспекты безопасности при вождении
Нельзя сказать наверняка, есть ли такая управляемость, которая больше способствует безопасному вождению. Было замечено, что страны, которые едут по левой стороне дороги, имеют значительно меньше дорожно-транспортных происшествий и смертельных случаев, чем страны, которые едут по правой стороне дороги.

Исследование, проведенное в 1969 году J.J. Лиминг стремился разрешить эту самую загадку, хотя Дж. Дж. Сам Лиминг признал, что доказательства, с которыми он работал, были ограниченными, он проиллюстрировал одну возможную причину, по которой он считал левую сторону дороги более безопасной для движения.

В своем исследовании J.J. Лемминг отметил, что эта повышенная безопасность может быть связана с тем фактом, что у людей чаще доминирует правый глаз, а не левый.Это похоже на то, что подавляющее большинство людей правши, а не левши.

При левостороннем движении именно правый глаз используется в первую очередь для обнаружения присутствия встречного транспорта, а также наличия предметов в боковом зеркале водителя. В правостороннем движении эта важная ответственность перекладывается на более слабый левый глаз.

J.J. Лиминг признал, что это само по себе не делает правостороннее движение более опасным, чем левостороннее движение, но это, возможно, способствовало непропорциональному количеству аварий между двумя школами философии вождения.

J.J. Наблюдения Лиминга пересматривались снова и снова, особенно их значение для пожилых автомобилистов, которые печально известны своими визуальными просчетами при обращении к зеркалам заднего вида. Кроме того, есть и другие факторы, которые добавляют веса аргументу, что левостороннее движение действительно безопаснее, чем придерживаться правой стороны дороги.

Типичный автомобиль, предназначенный для навигации с правой рукой и использующий механическую коробку передач, будет иметь переключение передач с правой стороны, это означает, что при переключении передач только левая рука будет находиться на рулевом колесе.В автомобилях с левосторонним движением ручное переключение передач находится на левой стороне, что означает, что доминирующая правая рука никогда не снимается с руля.

Левая рука отвечает за большинство дополнительных органов управления автомобилем, предназначенным для левостороннего движения, в то время как правая рука остается на руле для оптимального управления.

При наблюдении за всеми другими видами транспорта, от верховой езды до вождения мотоцикла, оператор чаще садится за руль с левой стороны, как это было бы в автомобиле с левой рукой.Даже наклон мотоцикла на подножке оставляет водителя на обочине.

Конечно, наиболее важным фактором безопасности для современного автомобилиста является переключение. Вождение в незнакомой ориентации может быть сложной задачей, в то время как управление автомобилем в основном такое же; именно те реакции в доли секунды, когда автомобилист поворачивает налево, когда он должен был повернуть направо, могут быть действительно проблематичными.

Если вы когда-нибудь едете в незнакомом транспортном потоке, найдите время, чтобы ехать очень медленно, обращайте внимание на незначительные различия.В конце концов, вождение автомобиля по обеим сторонам дороги одинаково смертельно опасно; лучший способ избежать несчастных случаев — оставаться начеку и методично соблюдать правила дорожного движения.

Dagen H, день, когда Швеция перешла на другую сторону дороги, 1967

Kungsgatan, Stockholm, on Dagen H.

Dagen H (день H) — это день 3 сентября 1967 года, когда движение в Швеции перешло с левой стороны дороги на правую. Буква «H» означает «Högertrafik», что в переводе со шведского означает «правильное движение».В конце концов, скандинавские соседи Швеции находились по правой стороне дороги, большая часть Европы находилась по правой стороне дороги, а шведские автомобили имели левостороннее рулевое управление.

В начале автомобильной эры Швеции использовались импортные американские автомобили. Тем не менее, в Швеции с середины 18 века сохранилась доминирующая система левостороннего движения. Первоначально использование американских автомобилей (с водителями с левой стороны) в левостороннем движении было выгодно для первых водителей.Это позволяло им преодолевать узкие проходы мимо встречного транспорта, уделяя пристальное внимание неразвитым левым обочинам старых дорог страны.

К 1950-м и 1960-м годам возросшее автомобильное движение и более развитые дороги создали опасные ситуации для обгонов из-за несоответствия левых дорог и левого движения в американском стиле. Поэтому шведы применили переключатель во имя логики, безопасности и согласованности со своими скандинавскими и континентальными аналогами.

Изменение было непопулярным; на референдуме 1955 года 83 процента проголосовали за то, чтобы продолжать движение слева.

По мере приближения Dagen H на каждом перекрестке был установлен дополнительный набор столбов и светофоров, обернутых черной пластиковой оболочкой. Рано утром рабочие бродили по улицам Dagen H, чтобы убрать пластик.

На референдуме 1955 года 83 процента проголосовали за то, чтобы продолжать движение слева. Тем не менее 10 мая 1963 года риксдаг одобрил введение правостороннего движения в 1967 году, поскольку количество автомобилей на дороге увеличилось втрое с 500 000 до 1.5 миллионов, и ожидалось, что к 1975 году этот показатель достигнет 2,8 миллиона. Для наблюдения за переходом была создана организация, известная как Statens Högertrafikkommission (HTK) («Государственная комиссия по правовому движению»). Он также приступил к реализации четырехлетней образовательной программы по советам психологов. Началась национальная кампания убеждения, и вскоре логотип Dagen H был нанесен на коробки с молоком, шорты и даже женское белье.

Девушка с логотипом Dagen H на нижнем белье.

В воскресенье, 3 сентября в Даген H, с 01:00 до 06:00 на дорогах был запрещен проезд по дорогам общего пользования.Любой транспорт на дорогах в это время должен был подчиняться особым правилам. Все транспортные средства должны были полностью остановиться в 04:50, затем осторожно перейти на правую сторону дороги и снова остановиться, прежде чем им разрешили продолжить движение в 05:00. Однако в Стокгольме и Мальмё запрет был более продолжительным — с 10:00 субботы до 15:00 воскресенья, — чтобы рабочие бригады могли перенастраивать перекрестки. В некоторых других городах также был продлен запрет с 15:00 субботы до 15:00 воскресенья.

Дороги, переходы, кольцевые развязки, эстакады и т. Д. Уже были перепроектированы, и за ночь было заменено около 360 000 дорожных знаков.Этой дате также предшествовала интенсивная национальная кампания по информированию людей о том, что должно было произойти в тот день.

На улицах и дорогах повсюду было вывешено около 130 000 знаков-напоминаний, и у большинства автомобилей на приборной панели перед водителем была наклейка H, чтобы напоминать ему или ей. В то время в Швеции было очень мало автомобилей с правым рулем, несмотря на то, что шведские участники дорожного движения уже 233 года живут с левосторонним движением.

В день изменения было зарегистрировано только 157 незначительных несчастных случаев, из которых только 32 были связаны с телесными повреждениями и лишь несколько серьезных.В понедельник после Dagen H было зарегистрировано 125 дорожно-транспортных происшествий по сравнению с диапазоном от 130 до 198 в предыдущие понедельники, ни одно из которых не закончилось смертельным исходом. Эксперты предположили, что переход на правостороннее движение снизит количество аварий при обгоне, поскольку люди уже управляют транспортными средствами с левым рулем, что позволяет лучше видеть дорогу впереди; Кроме того, это изменение привело к значительному увеличению воспринимаемого риска, который превысил целевой уровень, и, следовательно, за ним последовало очень осторожное поведение, которое привело к значительному снижению смертности на дорогах.Действительно, в результате резко снизилось количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом между автомобилями и пешеходами, а количество претензий по автострахованию — на 40%.

(Фото: Ян Коллсёё).

Список стран LHD и RHD

Список стран LHD и RHD


В странах с левосторонним движением движение если справа, а водитель сидит — слева.

Список стран LHD

161 страна следующая справа система ручного привода.Весь трафик остается справа, а обгон — слева, встречный транспорт — со стороны слева.
Движение с левым поворотом должно пересекать встречу движение. Движение на кольцевых развязках движется против часовой стрелки.
Пешеходы, переходящие дорогу, должны первыми видеть приближающийся транспорт с правой стороны.

Афганистан, Аландские острова (Финляндия), Алжир, Американское Самоа (США), Андорра,
Ангола (1928), Аргентина, Армения, Аруба (Нидерланды), Австрия (1936 г.), Азербайджан, Бахрейн (1978 г.), Беларусь,

Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Босния И Герцеговина, Бразилия, Британская территория в Индийском океане, Буркина-Фасо,
Бурунди, Камбоджа, Камерун, Канада, Мыс Верде, Центральноафриканская Республика, Чад, Чили, Китай,

Колумбия, Коморские острова, Конго Бразавиль, Конго Киншаса, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Хорватия, Куба,
Чешская Республика, Дания, Джибути, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Сальвадор, Экваториальная Гвинея,
Эритрея, Эстония, Эфиопия, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Французская Гайана, французский Полинезия, Габон, Гамбия,

Грузия, Германия, Гана, Гибралтар, Греция, Гваделупа, Гуам, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гаити, Гондурас,
Венгрия, Исландия, Иран, Ирак, Израиль, Италия, Иордания, Казахстан, Корея-Северная, Корея-Южная, Кувейт, Кыргызстан, Лаос,
Латвия, Ливан, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Литва, Ливия, Люксембург, Македония, Мадагаскар, Мали,

Маршалловы острова, Мартиника, Мавритания, Майоте, Мексика, Микронезия, атолл Мидуэй, Молдова, Монако, Монголия;
Марокко, Мозамбик, Мьянма, Нидерланды, Нидерландские Антильские острова, Новый Каледония, Никарагуа, Нигер, Нигерия,
Северный Марианский остров, Норвегия, Палау, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Пуэрто-Рико, Катар,
Реюньон, Румыния, Россия, Руанда, Сен-Пьер и Микелон, san Марино, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия, Сенегал,
Сербия и Черногория, Сьерра-Леоне, Словакия, Сомали, Испания, Судан, Свальбард (Норвегия), Швеция, Швейцария, Сирия,

Тайвань, Таджикистан, Того, Тунис, Турция, Туркменистан, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, США, Уругвай, Узбекистан, Вануату,
Ватикан, Венесуэла, Вьетнам, Остров Уэйк (США), Уоллис & Футуна (Франция), Западная Сахара, Йемен.

RHD Cars (Правый руль Автомобили )

в правый руль страны, движение на левой стороне, но водитель сидит справа Боковая сторона.

Список RHD Страны

75 страны едут по левой стороне дороги. Весь трафик остается слева, а переход — с правой стороны. Встречный движение идет справа. Движение направо должно пересекать встречное движение
. Движение по кругу движется по часовой стрелке.Пешеходы, переходящие дорогу, должны сначала видеть движение, идущее от Левая сторона.

Азия
Бангладеш, Бутан, Бруней, Восточный Тимор, Хионг Конг, Индонезия, Индия, Япония, Макао, Малайзия, Непал, Пакистан, Сингапур, Шри ланка, Таиланд,

Африка
Ботсвана, Кения, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Южная Африка, Свазиленд, Танзания, Угана, Замбия, Зимбабве


Австралия и Океания

Австралия, Остров Рождества (Австралия), Кокосовые острова Острова (Австралия), Острова Кука (Новая Зеландия), Фиджи, Кирбати, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Остров Норфолк (Австралия),
Папуа-новое Гвинея, Острова Питкэрн (Великобритания), Соломоновы острова, Токелау (Новая Зеландия), Тонга Тувалу

Европа

  • Кипр, Генсей (Великобритания), Ирландия, Остров Мэн (Великобритания), Джерси (Великобритания), Мальта, Великобритания

Южная Америка

Вест-Индия

  • Ангилья (Великобритания), Антигуа и Барбадос, Багамы, Барбадос, British Virgin Острова (Великобритания), Каймановы острова (Великобритания), Доминика, Гренада, Ямайка, Монстеррат (Великобритания),
  • Сент-Китс и Навис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго, Острова Теркс и Кайко (Великобритания), Виргинские острова (США)

На островах Атлантического океана Океан

  • Бермудские острова (Великобритания), Фолкленд Острова (Великобритания), остров Святой Елены, Вознесение и Тристан-да-Кунья (Великобритания), Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (Великобритания)

На островах Индийской Океан

  • Мальдивы, Маврикий, Сейшельские Острова

Эта сеть Страница создана с помощью PageBreeze Free HTML Редактор

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *