Система курсовой устойчивости что это: Система курсовой устойчивости: забудьте о заносах

Содержание

Все минусы ESP: когда обязательно нужно отключать систему курсовой устойчивости — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Представить современный автомобиль без электронных систем помощи водителю невозможно. Даже продукты отечественного автопрома оснащены ABS — антиблокировочной системой, которая сокращает тормозной путь автомобиля. Следующий шаг научного прогресса — система стабилизации. С чем ее едят?

Эдуард Раскин

ESP — как много в этом слове. Но первый автомобиль, укомплектованный системой курсовой устойчивости — Electronic Stability Program, был представлен широкой общественности только в 1995 году. И это был Mercedes-Benz CL600. Позже новинку Bosch и Daimler получил легендарный «кабан» — S-class в кузове W140 и SL.

Сегодня систему стабилизации устанавливают даже на бюджетные автомобили, а продажа новых машин в Старом и Новом Свете, Израиле, Австралии и Канаде без ESP и вовсе запрещена. Мы, как всегда, в очереди.

Основной функцией системы курсовой устойчивости является сохранение автомобилем вектора движения при сложном и резком маневре. Главная задача — избежать заноса при резком повороте руля или неправильно выбранной скорости. По своей сути, Electronic Stability Program является следующей генерацией тандема трэкшн-контроля и ABS: при торможении водитель сохраняет контроль над автомобилем, а при разгоне не теряет времени на пробуксовку.

Эффект достигается за счет совместной работы датчиков: ABS, которые передают в «головное устройство» скорость вращения всех колес, положения руля и перегрузок, обсчитывающих вращение авто вокруг вертикальной оси.

Электронный блок управления ESP сравнивает исходную траекторию с углом поворота руля. При возникновении расхождения, система подтормаживает одно или несколько колес тормозными механизмами, а также «приглушает» педаль газа, уменьшая скорость автомобиля. Также система стабилизации может быть агрегатирована с автоматической трансмиссией, понижая или повышая передачу в случае возникновения заноса. Electronic Stability Program работает постоянно, анализируя поведение машины каждую секунду.

Система значительно снижает риск возникновения ДТП, но автопроизводители оставили водителю шанс полного или частичного отключения ESP. Зачем? Дело в том, что электроника может вмешаться в тот момент, когда шофер не ждет от нее «помощи»: при езде по глубокому снегу или сухому песку, по бездорожью или ледяному склону, необходим весь потенциал силовой установки автомобиля.

Если в момент, пусть и медленного, но движения вперед ESP «прикусит» буксующее колесо или начнет гасить занос, закрывая дроссель, то автомобиль может окончательно застрять.

Именно по этой причине перед выездом на сложный грунт, предвидя «купание в целебной», необходимо «ослабить» или, если возможно, полностью отключить систему стабилизации. Сделать это можно, как правило, специальной клавишей с характерной пиктограммой заноса, которая находится в непосредственной близости от рулевого колеса.

А еще отключенная ESP позволяет срезать углы на скользком покрытии и даже проезжать их боком. Правда, на дорогах общего пользования пируэты лучше не совершать. Система стабилизации способна решить множество сложных задачек, даже порой спасти жизнь, но даже ее наличие не снимает с водителя ответственности: многие тяжелые ДТП «с последствиями» случаются по вине нарушившего скоростной режим, плохо знающего дорогу и недооценившего погодный аспект и свои таланты шофера.

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Чем козыряет новая версия популярного кроссовера

22671

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Чем козыряет новая версия популярного кроссовера

22671

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

безопасность дорожного движения, бездорожье, авария, ДТП, дорога, трасса, ГИБДД

Как работает система курсовой устойчивости в экстремальной ситуации

Содержание статьи

  1. Актуальные синонимы
  2. Опорное колесо для прицепа: варианты конструкций, удобство эксплуатации
  3. Как это работает
  4. Правила использования фаркопа с прицепом и без него
  5. Способы стабилизации

Всем привет! На обсуждении у нас сегодня система курсовой устойчивости. Предлагаю поговорить о том, что это такое, для чего нужно, как работает и насколько сильно помогает в экстренных ситуациях.

Система имеет множество названий, в зависимости от автопроизводителей. Но суть везде одна. Она предназначена для обеспечения автоматического изменения, а точнее для корректировки, курсового положения транспортного средства в условиях, когда его начинает заносить.

Если говорить просто, то дополнительная электроника в машине позволяет при совершении маневра не выехать на встречную полосу и не оказаться в кювете. А ведь это сделать не так сложно, если на мокрой или скользкой дороге на высокой скорости выкрутить рулевое колесо.

У системы курсовой устойчивости (СКУ) богатая история, которая насчитывает около 20 лет. За это время электронная начинка улучшалась и модернизировалась. В итоге, как гласит Википедия, установка СКУ теперь предусмотрена практически на каждой машине. Для новых авто это обязательное требование. И если ваша машина выпущена недавно, вряд ли даже стоит проверять, есть ли там ESP. А вопрос о том, нужна ли она, вообще не поддается сомнению. Точно нужна. И я постараюсь объяснить, почему именно.

Актуальные синонимы

Система стабилизации есть практически на всех авто. Это мы уже определили. Идентифицировать наличие СКУ можно по специальному значку приборной панели, который горит при активации. Хотя возможна ошибка, и тогда лампа не горит вовсе, либо горит постоянно. Это уже другой вопрос.

Система поддержания курсовой устойчивости пригодится для любого автомобиля. Мы разобрались уже, что такое СКУ и для чего она нужна. Подобная динамическая система курсовой устойчивости может быть установлена на:

  • Киа Рио;
  • Форд Фокус 3;
  • Тойота Камри 40;
  • Toyota Corolla;
  • Лада Веста;
  • Лада Гранта;
  • Рено Дастер;
  • Ниссан Кашкай;
  • Шкода Фабия;
  • Митсубиси Лансер и пр.

Интересен и тот факт, что довольно часто автомобилисты заявляют об отсутствии ESP, несмотря на соответствующий значок, загорающийся на приборной панели.

Здесь есть доля юмора. Надеюсь, вы поймете. Вместо ESP, как утверждают некоторые водители, у них стоит система VSC. Есть и те, у которых ESP заменили системой под названием DCS. Якобы она еще лучше стандартной СКУ. И такие отзывы в сети найти не составит большого труда.

Давайте по факту. Все озвученные аббревиатуры относятся к одной и той же системе. Просто именно ESP является самой популярной и распространенной. Ее использует большинство автопроизводителей из Европы и США.

Хотя стоит отметить, что на некоторых авто встречается другой значок, отвечающий за систему контроля курсовой устойчивости. Это не более чем синонимы. Но знать о них нужно, дабы не паниковать, что вас лишили ESP. Она наверняка есть, только под другим названием.

  • ESC. Та же система, только называется несколько иначе. Такое понятие принято использовать корейскими автопроизводителями в лице Хендай и Киа, а еще японской фирмой Хонда;
  • DSC. Такое обозначение динамического стабилизатора вы увидите на автомобилях производства БМВ, Лэнд Ровер и Ягуар;
  • DTSC. Свое собственное обозначение, отличное от других фирм, используют в некогда полностью шведской компании Вольво;
  • Также некоторые модели Хонда и Акура используют в качестве названия СКУ аббревиатура VSA;
  • Автомобили, выпускаемые под маркой Тойота, ESP не лишены. Только называется она у японцев VSC;
  • Если вы встретили название VDC, то наверняка у вас что-нибудь из модельного ряда Субару, Ниссан или Инфинити.

Вне зависимости от названия, суть везде остается одной и той же.

Нельзя не отметить, что на некоторых машинах стоят более совершенные и улучшенные системы стабилизации. Это уже вопрос к нововведениям и повышению уровня безопасности.

Как это работает

Когда машину заносит в сторону при повороте, это не неисправность, а естественное поведение автомобиля, обусловленное законами физики. Потому каждый должен знать, что совершать маневры на высокой скорости очень опасно. Вращая руль в одну сторону, вас понесет в совершенно другую.

Главной задачей СКУ является предотвращение срыва машины в заносы или скольжения. Это происходит путем изменения момента вращения на одной из колес, которое относится к ведущим. За счет такой работы дальнейший занос предотвращается, машина возвращается в стабильное положение, маневр идет по плану. И тут дело не в мастерстве самого водителя, поскольку многие новички совершают одни и те же ошибки, банально не сбрасывая скорость перед поворотом.

Стоит понимать, что СКУ имеет огромное количество датчиков, которые определяют положение, скорость движения, развороты руля и многие другие параметры. Потому контроллер постоянно получает большое количество информации, которая анализируется и передается на органы управления. Тем самым удается быстро корректировать работу ведущих колес и тормозных цилиндров.

Экстремальной ситуацией можно считать занос при разгоне, во время наката или торможения на скользкой дороге. Подобное чаще происходит зимой, но также возможно при наличии небольшой лужи на дороге. Она провоцирует аквапланинг, водитель теряет частично управление. За счет системы стабилизации зачастую удается вернуться в исходное положение, продолжив движение по заданной траектории.

Приведем пример. Машина поворачивает влево на высокой скорости, и ее начинает заносить. В это мгновение активируется датчик заноса, что заставляет сократить подачу топлива и снизить скорость. Если это не помогает, СКУ автоматически подтормаживает правое заднее колесо. Система прекрасно адаптирована под работу на автомобилях со всеми видами коробок передач.

Способы стабилизации

Так уж произошло, что водитель частично потерял управление, либо выехал на скользкий участок дороги. Тут система начинает автоматически реагировать и воспринимать ситуацию как аварийную. Для этого производится анализ действий водителя и реальные параметры движения. Если намерения автомобилиста не совпадают с движением машины, ESP на это реагирует и включается в работу.

Есть несколько способов, с помощью которых удается достичь стабилизации:

  • подтормаживание определенными колесами;
  • изменение параметров крутящего момента;
  • изменения в работе двигателя;
  • внесение изменений в тормозные цилиндры;
  • корректировка углов поворота передних колес;
  • изменение демпфирования колесных амортизаторов;
  • иные методы разных автопроизводителей.

Если система фиксирует недостаточную поворачиваемость, она не дает машине уйти в сторону за пределы заданной траектории. Для этого происходит подтормаживание внутреннего колеса и меняется текущий крутящий момент без участия самого водителя.

Если поворачиваемость недостаточная, чтобы предотвратить занос транспортного средства происходит подтормаживание уже наружного переднего колеса. Также корректируется крутящий момент. Чтобы подтормозить колеса, электроника запускает в работу дополнительные системы безопасности. Функционирует все по циклическому принципу. То есть повышается давление, удерживается давление или сбрасывается. Аналогично корректируется крутящий момент. Здесь активируется дроссельная заслонка, меняется пропуск в системы впрыска топлива, отменяется переключение передачи на автомате, пропускаются импульсы зажигания и пр.

Не скрою, что иногда СКУ срабатывает тогда, когда это не нужно. В результате водитель не может набрать быстро скорость или совершить иные безопасные маневры, поскольку электроника воспринимает их как угрозу. Потому на многих авто есть кнопка, решающая проблему того, как отключить систему. Злоупотреблять отключение ESP я не советую. В сети много примеров видео, где ESP не работало, и к чему это привело.

А на этом у меня все. Спасибо всем, кто с нами!

Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте вопросы!


Watch this video on YouTube

Что означает контроль стабильности?| Sun Auto Service

Электронный контроль устойчивости (ESC) вашего автомобиля имеет разные названия в зависимости от марки автомобиля, которым вы управляете. В некоторых автомобилях это называется системой динамического контроля автомобиля (VDC). В других это называется системой динамического контроля устойчивости (DSC). И, наконец, некоторые из них называются системой контроля устойчивости автомобиля (VSC).

Как бы вы ни назывались, ESC — это компьютерная система вашего автомобиля, которая определяет, когда вы начинаете скользить, и автоматически притормаживает одно или несколько колес по отдельности, помогая вам двигаться в правильном направлении.

Как это работает

Ваш ESC постоянно сравнивает угол поворота рулевого колеса с фактическим направлением движения автомобиля и скоростью движения каждого колеса. Если он обнаруживает боковое скольжение ваших шин, он регулирует тормоза, дифференциал дроссельной заслонки и/или подвеску, чтобы вернуть ваш автомобиль в нужное русло.

Одна из лучших особенностей вашего ESC заключается в том, что он работает как на мокром или обледенелом асфальте, так и на сухом. Поскольку он обнаруживает занос намного быстрее, чем вы, он может исправить его, даже не подозревая, что вы начинаете занос. Вы узнаете, что это произошло, потому что большинство ESC либо мигают лампочкой на приборной панели, либо издают звуковой сигнал.

Чем это не является

ESC не повышают производительность и не заменяют ваши собственные методы безопасного вождения. Если вам приходится серьезно корректировать рулевое управление, чтобы избежать встречи с оленем, который вылетает на дорогу перед вами, такой резкий маневр может выйти за пределы возможностей вашего ESC. Если вы столкнулись с экстремальной ситуацией аквапланирования, ваш ESC не сможет вам помочь, если колесо(а), которые он использует для торможения, на самом деле не касается тротуара. Кроме того, ESC не увеличивает тягу и не позволяет быстрее проходить повороты.

Компоненты ESC

Мозг ESC — это электронный блок управления (ECU), который также может управлять другими системами автомобиля, такими как антиблокировочная система тормозов, система контроля тяги и система климат-контроля. ESC имеет по крайней мере четыре датчика:

  • Датчик угла поворота рулевого колеса, определяющий направление поворота,
  • Датчик скорости рыскания, который измеряет, насколько сильно автомобиль фактически поворачивает,
  • Датчик поперечного ускорения, измеряющий скорость движения автомобиля вбок, и
  • Датчик скорости вращения колес, который измеряет скорость вращения колес.

Некоторые системы ESC также оснащены датчиком продольного ускорения, который предоставляет информацию об уклоне дороги, и датчиком скорости крена, улучшающим коррекцию ошибок, обеспечиваемую четырьмя основными датчиками.

Система ESC всегда включена по умолчанию, но в некоторых системах есть переключатель блокировки, поэтому вы можете отключить ее, если вы застряли в сильной грязи или снегу или едете на «бублике» в экстренной ситуации. Однако при следующем запуске автомобиля система ESC активируется снова.

Результаты испытаний на безопасность

Хотя системы контроля устойчивости впервые начали появляться в 1980-х годах, они не стали широко доступными до середины 90-х годов. Даже тогда они часто были послепродажными продуктами. Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) потребовало, чтобы все новые легковые автомобили, продаваемые в США с 2012 модельного года, были оснащены ESC.

Еще в 2004 году NHSTA пришла к выводу, что ESC снижают количество автомобильных аварий на 35 процентов, а аварий внедорожников — на 67 процентов. Два года спустя Страховой институт безопасности дорожного движения (IIHS) опубликовал собственное исследование, в котором было установлено, что ESC снижают вероятность автомобильной аварии со смертельным исходом на 43 процента. Теперь автомобиль должен иметь ESC как минимум в качестве доступной опции, чтобы претендовать на награду Top Safety Pick.

Система курсовой устойчивости и противобуксовочная система — они вам нужны? — Car Advice

Способность обнаруживать тот момент, который потенциально может изменить жизнь, когда ваша машина начинает скользить вбок, а затем иметь возможность контролировать и корректировать это скольжение, не паникуя и не падая назад в канаву, полную битого стекла. вещь, которую вы ожидаете, чтобы стать частью обучения водителей каждого участника дорожного движения.

Вы, наверное, заметили, что это не так, и в недалеком прошлом это было слишком часто проблемой. К счастью, автомобильные компании давно осознали, что большинство людей слишком несовершенны, неуравновешенны и не скоординированы, чтобы им можно было доверить такую ​​ответственность, поэтому они решили разработать программное обеспечение, которое сделает это за нас.

С появлением ранних, простых и, откровенно говоря, немного раздражающих систем контроля тяги, которые отключали мощность при малейшем намеке на пробуксовку колес, автомобили стали искусно удерживать нас на дороге. Настолько, что благодарные правительства объявили незаконной продажу новых автомобилей без систем контроля устойчивости, входящих в стандартную комплектацию.

Австралия сделала ESP (электронную программу стабилизации) обязательной для всех легковых автомобилей в 2013 году, а с 1 ноября этого года закон также будет применяться ко всем легким коммерческим автомобилям новых моделей.

Итак, что такое контроль стабильности?

Контроль устойчивости — это полный набор технологий, который включает в себя контроль тяги, а также ряд комплексных программ, предназначенных для поддержания устойчивости и управляемости автомобиля независимо от дорожных условий или неуклюжести водителя.

Конечно, есть несколько предостережений по поводу контроля стабильности; хотя эти системы представляют собой инженерный подвиг, использующий больше вычислительной мощности, чем требовалось для отправки людей на Луну, они все же не могут помешать вам припарковаться на дереве, если вы решите нарушить непреложные законы физики.

Система курсовой устойчивости работает, исходя из предположения, что всегда лучше иметь сцепление с дорогой и что автомобиль должен двигаться туда, куда хочет водитель. Они кажутся достаточно простыми параметрами, но способ работы программ контроля стабильности довольно необычен.

Все начинается с электронного блока управления (ЭБУ), а также ряда датчиков, разбросанных по всему автомобилю, которые измеряют, насколько быстро вращаются колеса, как быстро вы едете и как далеко автомобиль вращается вокруг своей центральной оси, плюс множество других переменных, которые могут включать в себя то, насколько сильно вы повернули руль и даже то, как быстро вы сбросили газ, чтобы нажать на педаль тормоза.

Если датчики указывают на неизбежную экскурсию по местности, блок управления двигателем вступает в действие, чтобы убедиться, что ваша машина остается там, где она должна быть, а не в шестичасовых новостях.

Системы контроля устойчивости срабатывают задолго до того, как вы заметите, что потеряли управление. Если, например, вы резко крутите руль, чтобы объехать препятствие, автомобиль, естественно, может ехать прямо вперед из-за недостаточной поворачиваемости.

Даже если это спасает вас только раз в год, это очень хорошее программное обеспечение

Если датчики зафиксируют, что вы рулите больше, чем движется автомобиль, система притормозит внутреннее колесо, чтобы заставить автомобиль следовать вашим командам.

Еще больше усложняет ситуацию то, что если вы затем отреагируете слишком энергично, чтобы попытаться оправиться от поворота, слишком велика вероятность перекорректировать и отправить машину в занос. Однако система контроля устойчивости готова к вашему дурачеству и снова включится, притормаживая колеса по отдельности, чтобы предотвратить выход автомобиля из-под контроля и удерживать его в правильном направлении.

Невозможно отследить, как часто системы ESP таким образом спасают людей от аварий с потерей сцепления с дорогой, но справедливо сказать, что они, вероятно, спасают кого-то где-то каждый день. И даже если это спасает вас только раз в год, это очень хорошее программное обеспечение.

Чем это отличается от обычного контроля тяги?

Контроль тяги — сравнительно простая технология по сравнению с полным набором контроля устойчивости. Он лишь предотвращает потерю сцепления с ведущими колесами в тех случаях, когда мощность двигателя превышает уровень сцепления с дорожным покрытием.

В то время как системы контроля тяги используют те же методы, что и контроль устойчивости, их возможности намного меньше. Единственные данные, которые ЭБУ системы контроля тяги собирает об автомобиле, — это скорость его движения и скорость вращения колес.

Однако, как и система стабилизации, система контроля тяги использует ряд систем для восстановления сцепления с дорогой.

Сначала датчики частоты вращения передают данные в ЭБУ. Если ECU обнаруживает, что одно колесо вращается быстрее, чем другие, он предполагает, что колесо потеряло сцепление с дорогой. Затем ECU активирует антиблокировочную тормозную систему автомобиля (ABS), чтобы аккуратно замедлить пробуксовку колеса.

Поскольку система ABS замедляет проскальзывание колеса, ЭБУ также дает команду двигателю развивать меньший крутящий момент, гарантируя, что тяга не будет преодолена при отпускании тормозов.

Как и контроль стабильности, все это может произойти менее чем за одно мгновение и часто незаметно. Чем серьезнее потеря тяги, тем заметнее будет реакция с заметным спадом при движении вперед, поскольку система все улаживает за вас.

Противобуксовочная система работает только на ведущих колесах, поэтому, если вы едете на заднеприводной машине, она будет работать только на задних колесах. В полноприводных автомобилях он может и будет тормозить и ограничивать каждое колесо.

Должен ли я когда-либо выключать противобуксовочную систему?

Если вы читаете автомобильные журналы или смотрите Top Gear, отключение трекшн-контроля — это своего рода мужское право прохода, вроде рвоты, вытекающей из носа, но в реальной жизни вы можете задаться вопросом, почему кнопка для этого вообще включена .

В большинстве автомобилей можно отключить только систему контроля тяги, а в некоторых случаях можно полностью отключить систему стабилизации. Отключение контроля тяги может помочь при движении по бездорожью по песку, снегу и грязи, где тормозной эффект контроля тяги фактически затруднит преодоление сложных участков.

Если вы относитесь к небольшому проценту людей, которые ездят на своих машинах на гоночную трассу, есть большая вероятность, что вы выключите трекшн-контроль в ту же минуту, когда приедете, и не будете включать его, пока не уедете, чтобы меньше мешать. и способность сбалансировать машину на ее неровном краю для лучшего времени круга и большей легкости в стиле Кларксона.

Однако с хорошо спроектированной системой контроля тяги вы почти всегда будете быстрее, оставив ее включенной, особенно с многоступенчатыми режимами контроля тяги, распространенными среди высокопроизводительных автомобилей.

Есть очень веская причина, по которой системы контроля тяги и устойчивости запрещены в Формуле 1; водители не должны быть такими же плавными с дроссельной заслонкой, торможением или рулевым управлением, потому что компьютер может реагировать за доли секунды, чтобы обеспечить максимальное сцепление и устойчивость, лучше и быстрее, чем даже человек уровня Шумахера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *