В каких случаях разрешен разворот – Где можно выполнить разворот?
Правильные развороты, ПДД, обязан знать каждый водитель! — DRIVE2
Разворот: где можно и где нельзя разворачиваться. Штраф за нарушение правил разворота. В каких случаях можно выполнить разворот на дороге. Техника выполнения разворота. Где можно разворачиваться, а где нет? Запрещающие и разрешающие знаки. Наказания за нарушение правил разворота
В каких случаях можно выполнить разворот на дороге
В каких случаях можно выполнить разворот на дорогеРазворотом является маневр, в результате которого автомобиль изменяет направление своего движения . Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков. При развороте необходимо хорошо видеть движение других автомобилей вокруг, и быть видимым для всех участников дорожного движения.
Как развернуться не доезжая до перекрестка
Данный маневр не относится к запрещающим, поэтому – можно (р. 8 п. 8.8). Необходимо выбрать участок дороги с наименьшим движением и хорошим обзором. Поворот можно осуществлять в один, два или три приема.
Разворот в три приема осуществляется в такой последовательности- остановитесь возле правого бордюра.
Включив левый поворот и оценив безопасность движения, поверните влево руль и двигайтесь вперед до противоположного бордюра. Остановившись, вращайте рулевое колесо вправо. Включите заднюю передачу и правый поворот. Оцените безопасность движения. Включите левый поворот, переднюю передачу и завершите разворот.
Разворот в два приема осуществляется в такой последовательности- включив правый поворот, приближайтесь к правому краю бордюра; остановитесь сразу за въездом; выберите безопасный момент, включите заднюю передачу и заезжайте задним ходом во въезд; после остановки выключите поворот; выберите безопасный момент, включите левый поворот и завершите разворот.
Разворот в один прием осуществляется в такой последовательности:
- определитесь с местом для разворота;
- включив правый поворот и контролируя движение сзади, прижмитесь к правому бордюру;
- включив левый поворот, следите за движением со всех сторон;
- выбрав безопасный момент и вращая руль перехватом, разворачивайтесь;
- выровняйте колеса, увеличьте скорость, выключите левый поворот.
Осуществляя разворот с крайней правой полосы на дороге, следите, чтобы не было знаков, запрещающих остановку транспорта в данном месте, поскольку перед разворотом автомобиль нужно остановить.
Как развернуться на дороге с оживленным движением?
Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:
- интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
- недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).
Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:
Разворот с использованием прилегающей территории
В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.
Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком «пятачке». Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.
Разворот вокруг квартала
В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух — также направо, на четвертом — налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.
Знак разворот запрещен
Разворот транспортного средства, то есть изменение его направления движения на 180 градусов, — это весьма сложный и далеко не безопасный маневр. Знак «Разворот запрещен» устанавливают перед перекрестком, где этот маневр создает особую опасность для движения иных транспортных средств и пешеходов.
Где запрещен разворот
Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Понимание принципов действия знака «Разворот запрещен» не должно вызвать сложностей. Знак «Разворот запрещен» устанавливают перед перекрестком, где этот маневр создает особу
spravka2.ru
Разворот через трамвайные пути
Добрый день, уважаемые автолюбители.
Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.
Для начала обратимся к Правилам дорожного движения и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.
Правила дорожного движения
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.
К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.
8.11. Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:
Во всех остальных случаях разворот разрешен!
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается
Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.
Теперь точно можно сказать, что разворот через трамвайные пути разрешен, если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.
«Встречка» при развороте
Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет. Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.
«Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.
Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.
Разворот разрешен
Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:
- Уступить дорогу попутным трамваям
- Перестроиться на попутные трамвайные пути.
- Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
- Совершить разворот.

Разворот запрещен

Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.
Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14
1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении
Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.
Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.
Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления
Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»
За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления
Разворот через сплошную линию разметки:

Нарушение требований разметки:
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
ответственность по части 2 статьи 12.16:
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен. Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.
Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.
Дорог вам без препятствий!
ruspdd.ru
Разворот на перекрёстке: 8 основных правил разворота


Содержание статьи
Что является разворотом согласно ПДД?

В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.
На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.
Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.
Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано круговое движение.
Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.
Где разрешён разворот?
Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:
- 6.3.1 «Место для разворота»;
- 6.3.2 «Зона для разворота».
Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:
- 4.1.3 «Движение налево»;
- 4.1.5 «Движение прямо и налево»;
- 4.1.6 «Движение направо и налево»;
- 5.15.1 «Направление движения по полосам»;
- 5.15.2 «Направление движения по полосе».
Возможность выполнить поворот налево свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.
Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.
Знаки, запрещающие разворот

ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.
Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.
Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.
О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:
- 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
- 1.31 «Тоннель»;
- 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
- 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;
- 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
- 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
- 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
- 5.17 «Место остановки трамвая»;
- 4.1.1 «Движение прямо»;
- 4.1.2 «Движение направо»;
- 4.1.4 «Движение прямо и направо».
Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:
- 1.2.1 «Сплошная линия»;
- 1.3 «Двойная сплошная».
Правила разворота на различных перекрёстках
Действия автомобилиста, совершающего разворот, обусловлены спецификой перекрёстка и зависят от его вида.
Регулируемый перекрёсток

Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».
После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.
Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.
Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.
После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.
Нерегулируемый перекрёсток
Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.
Если же автомобилист едет по главной дороге, разворот должен быть выполнен по тем же правилам, что и поворот налево на нерегулируемом перекрёстке.
Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.
После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.
Т-образный перекрёсток

Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.
Если Т-образный перекрёсток регулируемый, а разворот не запрещён разметкой или знаками, приступать к маневрированию можно после разрешающего сигнала светофора.
Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.
С разделительной полосой
Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.
Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.
Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.
С трамвайными путями
Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.
Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться — на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.
Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.
Одностороннее движение
Водители зачастую опасаются разворотов на пересечении дорог с односторонним движением, так как опасаются при маневрировании совершить выезд на «встречку». Вместе с тем, эти опасения напрасны, так как правильно выполнить разворот на перекрёстке с односторонним движением не должен приводить к ошибкам. Пока ТС находится на участке пересечения проезжих частей и автомобилист не заехал на пешеходный переход или за знак «кирпич», ни о каком выезде на полосу встречного движения, нарушающем ПДД, речи идти не может.
Что касается траектории поворота, водитель определяет её, основываясь на показателях безопасности. Если, проезжая часть не отличается большой шириной, разворачиваться нужно по малому радиусу. Однако, при наличии довольно широкой дороги или существовании риска выехать на встречную полосу, следует выбирать большой радиус.
Дополнительная секция светофора
Светофоры могут иметь дополнительные секции (зелёные стрелки), которые расположены на уровне зелёного круглого сигнала. Требуется помнить, что стрелки могут указывать только на возможное направление движения, тогда как определение очерёдности проезда осуществляется на основании основного сигнала светофора.
Правом первым совершить манёвр будет обладать водитель, для к
autoizakon.ru
Сдача вождения в ГАИ — разворот
По истине урожайный на ошибки элемент. И все потому, что выучив билеты теории, курсанту сложно применять их на практике. Почитайте пункт 8.11 ПДД для начала.
Ко всем прочим трудностям с оценкой ситуации, разворот можно выполнить как минимум тремя способами.
1) На участках дорог с 4мя и более полосами движения, возможен самый простой разворот — из крайней левой полосы вашей половины дороги. Обычно его совершают на перекрестке, т.к. многополосные дороги типично разделены двойной сплошной линией, которая попросту стерта (но тем не менее инспектор может сказать, что полосы тут есть, и это сразу оценка «не сдал»). Выполняется этот элемент так, как будто вы собираетесь повернуть налево.
2) На узких дорогах без сплошной разделительной линии (при условии видимости 100 метров в обе стороны, да почитайте же вы 8.11 пункт правил), можно развернуться так, как вас учили на автодроме (элемент разворот в огр. пространстве). При этом делается это так:
- показываете поворот направо и съезжаете на обочину справа;
- останавливаетесь и показываете поворот уже налево;
- не забудьте переключить на первую передачу;
- дорога свободна — выполняете разворот (если не хватает места с учетом обочины — делаете так как учили на автодроме)
Важно отметить, что на автодроме вас не заставляли показывать соответствующие сигналы поворотов при развороте. Тут — будьте так любезны их изобразить (сначала налево, потом сдавая назад — направо, ну и снова налево). Не показали сигнал поворота — 3 балла!
3) При наличии въездов на прилегающие территории, можно их использовать для разворота. Тут надо убедиться, что это прилегающая территория, а не перекресток. Для этого смотрите, чтобы не было знаков обозначающих примыкание второстепенной, а на выезде с территории не стояло знака уступи дорогу и т.п.
Тогда если заезд справа…
- проезжаете его, останавливаетесь, показав правый поворот;
- включаете заднюю передачу (правый поворот включен), въезжаете задним ходом по дороге идущей с прилегающей территории так, чтобы машина полностью съехала с проезжей части;
- Опять остановка, и далее вы выполняете элемент поворот налево (учитывая, что вы находитесь на второстепенной дороге)
А если слева?
Почти тоже самое, только вы сначала выполняете поворот налево, а потом выезжаете с прилегающей территории на задней передаче на полосу движения, которая вначале для вас была встречной. Следите за указателями поворота и другими участниками движения (пропускаем пешеходов и машины).
Если прилегающая территория позволяет, развернуться можно, заехав вглубь этой прилегающей территории. Это может быть парковка перед магазином, глубокий парковочный карман, какой-то пустырь или т.п. Разворачиваться в жилой зоне — запрещено (это квалифицируется как сквозной проезд). Сквозной проезд также запрещен на АЗС.
Если вы ошиблись (не заметили соответствующих знаков) и развернулись на перекрестке с использованием движения задним ходом, то получаете 5 баллов (нарушение пункта ПДД 8.12). Как впрочем и я на одной из своих пересдач. 🙂
Весь список элементов экзамена вождения по городу в ГАИ.
shra.ru