Жд светофор – III. Светофоры на железнодорожном транспорте

Железнодорожные светофоры | Транссиб

 Входные
светофоры
Маршрутные
светофоры
Выходные
светофоры
Проходные
светофоры
 разрешающие или
запрещающие поезду следовать с перегона на
станцию
разрешающие или
запрещающие поезду проследовать из одного
района станции в другой
разрешающие или
запрещающие поезду отправиться со станции на
перегон
разрешающие или
запрещающие поезду проследовать с одного
блок-участка (межпостового перегона) на другой
Один зелёный огонь
Разрешается
поезду следовать на станцию по главному пути с
установленной скоростью; следующий светофор
(маршрутный или выходной) открыт
Разрешается
движение с установленной скоростью; следующий
светофор (маршрутный или выходной) открыт
Разрешается
поезду отправиться со станции и следовать с
установленной скоростью; впереди свободны два
или более блок-участков
Разрешается
движение с установленной скоростью; впереди
свободны два или более блок-участков
Один жёлтый мигающий
огонь
Разрешается
поезду следовать на станцию по главному пути с
установленной скоростью; следующий светофор
(маршрутный или выходной) открыт и требует
проследования его с уменьшенной скоростью
Разрешается
проследование светофора с установленной
скоростью; следующий светофор (маршрутный или
выходной) открыт и требует проследования его с
уменьшенной скоростью
сигнал
недопустим
Разрешается
движение с установленной скоростью; входной
светофор открыт и требует его прохождения с
уменьшенной скоростью; поезд принимается на
боковой путь
Один зелёный мигающий
огонь
Разрешается
поезду следовать на станцию по главному пути с
установленной скоростью; следующий светофор
(маршрутный или выходной) открыт и требует
проследования его со скоростью не более 60 км/ч
сигнал
недопустим
сигнал
недопустим
Разрешается
движение с установленной скоростью; входной
светофор открыт и требует его проследования его
со скоростью не более 80 км/ч; поезд принимается на
боковой путь
Один жёлтый огонь
Разрешается
поезду следовать на станцию по главному пути с
готовностью остановиться; следующий светофор
(маршрутный или выходной) закрыт
Разрешается
движение с готовностью остановиться; следующий
светофор (маршрутный или выходной) закрыт
Разрешается
поезду отправиться со станции и следовать с
готовностью остановиться; следующий светофор
закрыт
Разрешается движение
с готовностью остановиться; следующий светофор
закрыт
Два жёлтых огня, из них
верхний – мигающий
Разрешается
поезду следовать на станцию с уменьшенной
скоростью на боковой путь; следующий светофор
(маршрутный или выходной) открыт
Разрешается
проследование светофора с уменьшенной
скоростью; поезд следует на боковой путь;
следующий светофор (маршрутный или выходной)
открыт
Разрешается
поезду отправиться со станции и следовать с
уменьшенной скоростью; поезд следует с
отклонением по стрелочному переводу; следующий
светофор открыт
сигнал
недопустим
Два жёлтых огня
Разрешается
поезду следовать на станцию с уменьшенной
скоростью на боковой путь с готовностью
остановиться; следующий светофор (маршрутный или
выходной) закрыт
Разрешается
проследование светофора с уменьшенной скоростью
и готовностью остановиться на станции; поезд
следует на боковой путь; следующий светофор
(маршрутный или выходной) закрыт
Разрешается
поезду отправиться со станции и следовать с
уменьшенной скоростью; поезд следует с
отклонением по стрелочному переводу; следующий
светофор закрыт
сигнал
недопустим
Один зелёный мигающий и
один жёлтый огни и одна зелёная светящаяся
полоса
Разрешается
поезду следовать на станцию со скоростью не
более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор
(маршрутный или выходной) открыт и требует
проследования его со скоростью не более 80 км/ч
сигнал
недопустим
Разрешается
поезду отправиться со станции со скоростью не
более 80 км/ч; поезд следуетс с отклонением по
стрелочному переводу; следующий светофор открыт
сигнал
недопустим
Два жёлтых огня, из них
верхний – мигающий и одна зелёная светящаяся
полоса
Разрешается
поезду следовать на станцию со скоростью не
более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор
(маршрутный или выходной) открыт и требует
проследования его с уменьшенной скоростью
сигнал
недопустим
сигнал
недопустим
сигнал
недопустим
Два жёлтых огня и одна
зелёная светящаяся полоса
Разрешается
поезду следовать на станцию со скоростью не
более 60 км/ч на боковой путь и готовностью
остановиться; следующий светофор (маршрутный или
выходной) закрыт
сигнал
недопустим
Разрешается
поезду отправиться со станции со скоростью не
более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по
стрелочному переводу; следующий светофор открыт
сигнал
недопустим
Один красный огонь
Стой! Запрещается
проезжать сигнал!
Стой! Запрещается
проезжать сигнал!
Стой!
Запрещается проезжать сигнал!
Стой!
Запрещается проезжать сигнал!
Один красный и один
лунно-белый огонь, либо один лунно-белый огонь
Разрешается
движение до следующего светофора (или до
предельного столбика при приёме на путь без
выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч
с особой бдительностью и готовностью немедленно
остановиться, если встретится препятствие для
дальнейшего движения
сигнал
недопустим
Разрешается
поезду отправиться со станции по правильному
пути двупутного перегона, оборудованного
автоблокировкой, со скоростью не более 20 км/ч с
особой бдительностью и готовностью немедленно
остановиться, если встретится препятствие для
дальнейшего движения
сигнал
недопустим
Один жёлтый и один
лунно-белый огонь
сигнал
недопустим
сигнал
недопустим
Разрешается
поезду отправиться со станции со скоростью не
более 40 км/ч и далее следовать по неправильному
пути по показаниям локомотивного светофора
сигнал
недопустим
 
Недействующие
светофоры должны быть закрещены двумя планками, а
сигнальные огни на них погашены.

transsib.ru

Железнодорожный светофор — Циклопедия

Энергодарский входной Железнодорожный светофор
Учебный фильм. Инструкция по сигнализации на железных дорогах

Железнодорожный светофор — средство световой сигнализации для подвижного состава на железных дорогах. Светофоры сообщают машинистам поездов информацию о запрете или разрешении дальнейшего движения, допустимой скорости движения, состоянии впереди лежащих блок-участков и др. Светофорами оборудуют участки с автоматической или полуавтоматической блокировкой, раздельные пункты с электрической централизацией стрелок и сигналов, а также сортировочные горки.

Головка светофора линзового типа, укрепленная на мачте. Светофор проходной, расположен перед затяжным подъемом и поэтому дополнен сигнальным знаком «Т»

Светофоры состоят из одной или более головок, которые устанавливаются на мачтах, консолях, мостиках, опорах контактной сети или низких тумбах. В головке размещен один или несколько линзовых комплектов. Для улучшения видимости огней каждый линзовый комплект защищен козырьком от прямых солнечных лучей, а к головке крепится черный фон для контраста сигнальным огням.

Входной светофор ст. Сонячна Львовской ДЖД. Головка прожекторного типа

[править] Классификация

По способу установки различают светофоры мачтовые, консольные, карликовые (крепятся на низких тумбах или столбиках) и туннельные.

В зависимости от оптического устройства головки светофоры бывают:

  • линзовые — имеют отдельный линзовый комплект для каждого сигнального огня
  • прожекторные — дают одним линзовым комплектом несколько различных по цвету сигнальных огней
  • светодиодные — используют в качестве источников света светодиоды вместо ламп накаливания
Локомотивный светофор

По назначению светофоры подразделяются на:

  • входные — разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию
  • выходные — разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон
  • маршрутные — разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой
  • проходные — разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой
  • прикрытия — для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником
  • заградительные — требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвалоопасных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях
  • предупредительные — предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия)
  • повторительные — для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается
  • локомотивные — для отображения в кабине машиниста показаний автоматической локомотивной сигнализации
  • маневровые — разрешающие или запрещающие производство маневров
  • горочные — разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки

В странах бывшего СССР принципы системы нумерации светофоров сохранились с советских времен, потому различия могут быть незначительными. На железных дорогах России действует следующая схема нумерации.[1]

  • Входные — <направление>
    Обозначаются литерами Ч с четного направления и Н с нечетного. При наличии на станции более одного четного или нечетного подхода после буквы Н(Ч) добавляется первая буква названия предыдущей станции. Если на станции имеются входные светофоры с каждого пути на двух- или многопутных перегонах, то основной светофор имеет обычное обозначение, а у всех остальных перед литерой добавляется римскими цифрами номер пути.
  • Выходные — <направление><путь>
    Обозначаются литерами Н или Ч в зависимости от направления движения, после которой дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Для номеров главных путей используются римские цифры, для остальных — арабские.
  • Маршрутные — <направление>М<путь>
    В обозначении после литеры Н(Ч) ставится литера М.
  • Проходные — <цифра>
    На каждом перегоне нумерация начинается от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечетного направления присваиваются нечетные (1, 3, 5 и т. д.), а светофорам четного направления соответственно четные (2, 4, 6…) номера. Номера уменьшаются по ходу движения поезда, 1 — всегда предвходной в нечетном направлении, в четном — соответственно, всегда 2. При оборудовании двухпутных участков двусторонней автоблокировкой к номеру светофора, установленного для неправильного направления движения, добавляется римская цифра, обозначающая номер пути.
  • ПрикрытияНП или ЧП
  • Заградительные — литера З<+ порядковый номер>
  • ПредупредительныеП<литера основного светофора>
    На практике весьма часто встречаются обозначения ПН, ПЧ и модификации типа ПЧМ, ПНП, ПЧК и т. п.
  • ПовторительныеПс<литера основного светофора>
  • Локомотивные
    Нумерации не имеют.
  • МаневровыеМ<номер>
    Порядковые номера после литеры М как правило возрастают от горловины к оси станции. В четной горловине станции они четные, в нечетной — соответственно нечетные.
  • ГорочныеГ<+ номер пути надвига>
    Номер пути надвига ставится, если он не один.

 → Сигналы железнодорожных светофоров в странах бывшего СССР

На железных дорогах бывшего СССР применяются световые сигналы пяти различных цветов: красный , желтый , зеленый , синий и лунно-белый . Также используются мигающие сигналы желтого , зеленого и лунно-белого цветов. Красный и синий цвета используются в запрещающих сигналах, остальные могут иметь различные значения в зависимости от комбинаций сигналов и контекста их подачи.

cyclowiki.org

Железнодорожный светофор — Энциклопедия нашего транспорта

Светофор с 2 жёлтыми огнями Светофор с красным и жёлтым огнями Светофор с синим огнём и маршрутным указателем

Светофор — прибор, подающий сигналы огнями своих ламп в светлое и тёмное время суток (круглосуточно).

Светофоры предназначены для обеспечения безопасности движения поездов, а также чёткой организации движения поездов и маневровой работы.

Конструкция

Основной частью светофора является светофорная головка, которая может устанавливаться на мачте, кронштейне или мостике, а также на специальных фундаментах (карликовые светофоры на парковых путях).

На метрополитене применяются светофоры следующих типов:

  • светофоры типа «Метро», устанавливаемые в тоннелях;
  • светофоры железнодорожного типа, устанавливаемые на наземных участках.

Как правило, светофоры устанавливаются с правой стороны, с соблюдением габарита приближения оборудования. Минимальное расстояние от оси пути — 1 700 мм, высота нижней линзы светофорной головки над уровнем головок рельсов должна быть 2 300 мм.

Светофорная головка представляет собой литой корпус на одно, два или три показания. С передней стороны в корпусе имеются круглые окна, в которых размещаются линзы-светофильтры. Задняя сторона закрывается крышкой, шарнирно крепящейся к корпусу. Светофорные головки на два и три показания внутри разделяются на отсеки светонепроницаемыми перегородками.

В каждый отсек устанавливается линзовый комплект, состоящий из основания, ламподержателя и линзы-светофильтра. У светофоров типа «Метро» снаружи линза-светофильтр закрывается защитным стеклом. В ламподержатель устанавливаются одна или две светофорные лампы. Линза-светофильтр фокусирует световой поток и окрашивает его в соответствующий цвет. Светофорные лампы бывают одно- и двухнитевые. Номинальное напряжение светофорных ламп — 12 В, мощность — 15 и 25 Вт. У двухнитевых ламп мощность каждой нити 15 и 25 Вт.

В настоящее время вместо светофорных ламп применяют светодиодные головки. В зависимости от их типа они применяются совместно с линзовыми комплектами или без них.

Светофоры железнодорожного типа имеют:

  • линзовый комплект, состоящий из линзы-светофильтра и наружной прозрачной линзы, что позволяет иметь высокую степень фокусировки светового потока;
  • рассеивающие линзы и отклоняющие вставки, обеспечивающие видимость показаний светофора в кривых участках пути и в непосредственной близости от светофора;
  • фоновый щит, окрашенный с лицевой стороны в чёрный цвет, что улучшает восприятие сигнальных показаний светофора;
  • защитные козырьки, исключающие засветку линз от посторонних источников света и ложное восприятие сигнальных показаний светофора.

Светофоры типа «Метро» имеют:

  • облегчённый корпус;
  • упрощённую оптику, состоящую из линзы-светофильтра, закрытую снаружи защитным стеклом;
  • не имеют фонового щита и защитных козырьков.

В случаях применения светофоров типа «Метро» устанавливают козырьки и фоновые щиты или только козырьки.

Обозначение

Железная дорога

Входные: <направление>

Входные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления, «Н» — с нечётного).

Если на станции несколько чётных и нечётных подходов, то после буквы «Н» («Ч») добавляется буква, обычно соответствующая первой букве названия предыдущей станции по этому подходу. Например, ЧМ — входной со станции Молот, ЧК — входной со станции Которосль.

Если на станции имеются входные светофоры с каждого пути на двух- или многопутных перегонах, то возможны два варианта:

  • первый светофор (основной) имеет обычное обозначение, а у второго (дополнительного, редко используемого) перед буквой добавляется номер пути римскими цифрами, например, IЧ;
  • оба светофора имеют перед буквой номер пути, например, IIЧ и IVЧ.

Выходные: <направление><путь>

Выходные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления, «Н» — с нечётного), после которой дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Для главных путей употребляются римские цифры, для остальных — арабские.

Следует иметь в виду, что на станциях с продольным размещением нескольких участков главного пути или станционных путей возможна нумерация путей с применением вспомогательных букв. Например, НIЧ — выходной с I главного пути в нечётном направлении, Ч4 — с 4-го бокового в нечётном направлении, ЧIIА — с участка А II главного в чётном направлении.

Маршрутные: <направление>М<путь>

Маршрутным светофорам к букве «Н» («Ч») добавляется буква «М». Например, НМ3 — маршрутный с 3-го бокового пути в нечётном направлении, НМII — с II главного в нечётном направлении.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной — на путевых постах, выходной и маневровый, выходной и маршрутный). В этом случае нумерация строится из принципа разумности, максимальной идентификации номера светофора и имеющихся на нем огней, а также из наличия и нумерации других светофоров данного раздельного пункта. Так, на путевом посту совмещённый светофор целесообразно обозначать одной буквой, как входной. А маршрутный светофор для одного направления, одновременно являющийся выходным для другого направления, целесообразно обозначать как маршрутный.

Иногда в конце обозначения выходного или маршрутного светофора может встретиться буква «М», которая обозначает, что это поездной светофор, совмещённый с маневровым. Практиковалось это раньше, когда требовалось отличить станции, оборудованные для централизованного управления маневровыми передвижениями, и станции, оснащённые светофорами только для поездной работы, где манёвры производились не по огням светофоров, а по ручным сигналам стрелочников или командам дежурного по радиосвязи. В последние десятилетия буква «М» в конце номера для совмещённых светофоров не применяется.

Проходные: <порядковый номер>

На каждом перегоне проходные светофоры автоблокировки нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечётного направления присваиваются нечётные номера (1, 3, 5…), а светофорам чётного направления — чётные (2, 4, 6…). Номера уменьшаются по ходу движения поезда, 1 — всегда предвходной в нечётном направлении, 2 — в чётном. При оборудовании двухпутных участков двухсторонней автоблокировкой к номеру светофора, установленного для неправильного направления движения, добавляется римская цифра, обозначающая номер пути.

Прикрытия: <направление>П<путь>

Заградительные: З<порядковый номер>

Предупредительные и повторительные: П<номер основного светофора>

Маневровые: М<порядковый номер>

Маневровые светофоры обозначаются буквой «М» с чётным порядковым номером в чётной горловине станции и с нечётным — в нечётной. Обычно номера возрастают от горловины к оси станции, но это не является жёстким требованием.

Горочные: Г<путь надвига>

Метрополитен

Светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, светофоры полуавтоматического действия — буквами с цифрами или одними буквами.

К обозначению светофоров автоматического и полуавтоматического действия, совмещённых со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква «М» (например, 331М, ПК72М), а к обозначению светофоров полуавтоматического действия, связанных с контрольно-габаритными устройствами, добавляется буква «Г» (например, БГ201Г, АВ20МГ).

Светофоры ограждения обозначаются в зависимости от места установки:

  • светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в правильном направлении, обозначаются буквой «М» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
  • светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в неправильном направлении, обозначаются буквами «МК» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
  • к обозначению светофоров, устанавливаемых для ограждения металлоконструкций на путях, по которым предусматривается двухстороннее движение, к основному обозначению добавляется буква «Н» или «Ч», что соответствует нечётному или чётному направлению движения соответственно.

См. также

wiki.nashtransport.ru

Система нумерации светофоров


Составлено Н. Лукиным.
Источники информации:
«Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации», Нормы технологического проектирования устройств автоматики и телемеханики на федеральном железнодорожном транспорте (НТП СЦБ/МПС-99)
Входные
<направление>

Входным светофорам присваиваются литеры Н или Ч в зависимости от направления движения (Ч с четного направления, Н с нечетного). Если на станции несколько четных или нечетных подходов, то после буквы Н(Ч) добавляется буква, обычно соответствующая первой букве названия предыдущей станции по этому подходу. Например, ЧМ — входной со станции Молот, ЧК — входной со станции Которосль. В случае, если на станции имеются входные светофоры с каждого пути на двух- или многопутных перегонах, то возможны два варианта: — один светофор — основной — имеет обычное обозначение, а у второго — дополнительного, редко используемого — перед литерой(литерами) дополняется римскими цифрами номер пути, например, IЧ; — оба светофора перед литерой(литерами) имеют номер пути IIЧ, IVЧ.

Выходные
<направление><путь>

Выходным светофорам присваиваются литеры Н или Ч в зависимости от направления движения, после которой дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Для номеров главных путей употребляются римские цифры, для остальных — арабские. Следует иметь в виду, что на станциях с продольным размещением нескольких участков главного пути или станционных путей возможна нумерация путей с применением вспомогательных литер. Выходной в нечетном направлении с первого главного — НI, в четном направлении с 4-го — Ч4, в четном направлении с пути IIA — ЧIIA.

Маршрутные
<направление>М<путь>

Маршрутным светофорам к литере Н(Ч) добавляется литера М. Маршрутный с 3 пути — НМ3, со II главного — ЧМII.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной — на путевых постах, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.). В этих случаях нумерация строится из принципа разумности, максимальной идентификации номера светофора и имеющихся на нем огней, а также из наличия и нумерации иных светофоров данного раздельного пункта. Так, на путевом посту совмещенный светофор целесообразно обозначать одной буквой, как входной. А маршрутный светофор для одного направления, являющийся одновременно выходным для другого направления, целесообразно обозначать как маршрутный. Иногда в конце обозначения выходного или маршрутного светофора может встретиться буква М, которая означает, что это поездной светофор, совмещенный с маневровым. Практиковалось это ранее, когда требовалось отличить станции, оборудованные для централизованного управления маневровыми передвижениями, и станции, оснащенные светофорами, только для поездной работы, где маневры производились не по огням светофоров, а по ручным сигналам стрелочников или командам дежурного по радиосвязи. В последние десятилетия буква М в конце номера для совмещенных светофоров не применяется.

Проходные
<цифра>

На каждом перегоне проходные светофоры АБ нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечетного направления присваиваются нечетные (1,3, 5…), а светофорам четного направления четные (2,4,6…) номера. Номера уменьшаются по ходу движения поезда, 1 — всегда предвходной в нечетном направлении, соответственно, в четном предвходной всегда 2. При оборудовании двухпутных участков двухсторонней АБ к номеру светофора, установленного для неправильного направления движения, добавляется римская цифра обозначающая номер пути.

Прикрытия
Светофорам прикрытия присваиваются литеры НП или ЧП. Возможно, что на двух- и многопутных участках к этим литерам может добавляться номер пути, но автор таких примеров не встречал.
Заградительный
[светофорная головка ромбовидная, мачта светофора полосатая]
З <+ порядковый номер>
Предупредительные
Согласно «Инструкции по сигнализации»
Пс<номер основного светофора>

Пример на рис. 2.24 и 2.25: ПсЧ. Однако имеется расхождение теории с практикой. В большинстве случаев встречаются в натуре наименования ПН, ПЧ и модификации типа ПЧМ, ПНП, ПЧК …

Повторительные
[светофорная головка ромбовидная]
П<номер основного светофора>

Например, ПНI, ПЧII и т.п

Локомотивные
Нумерации не имеют.
Маневровые
М<номер>

Маневровым светофорам присваивается литера М с порядковым номером в четной горловине станции — четным, в нечетной — нечетным. Обычно номера возрастают от горловины к оси станции, но это не является жестким требованием. За ось, разделяющую четную и нечетную зону станции, обычно принимается ось пассажирского здания, а при его отсутствии — ось поста ЭЦ. Аналогичный подход применяется, кстати, для нумерации у стрелок.

Горочные
Г и номер пути надвига, если он не один.

parovoz.com

Конструкция светофора и принципы организации светофорной сигнализации

Светофор – это стационарный сигнальный прибор, подающий сигналы огнями своих фонарей в условиях любой видимости.

На ж. д. транспорте РФ используется 3-и основных сигнальных цвета: зеленый, желтый, красный. Эти цвета выбраны для сигнализации, так как по отношению друг к другу они достаточно контрастны и без ошибок воспринимаются человеком. Также используются и дополнительными цвета, к ним относятся: синий, этот сигнал запрещает маневровые передвижения, и лунно-белый, который как раз наоборот разрешает маневровые передвижения.

Сигнальные огни на светофорах бывают нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие.

Светофор — это постоянный сигнал и устанавливается для ограждения пунктов, требующих этого ограждения.

По своему назначению светофоры делятся на основные и предупредительные.

Предупредительные — это те светофоры, которые заблаговременно указывают на показания основных светофоров.

Основные светофоры подразделяют на станционные и перегонные.

К станционным светофорам относят:

Входной светофор – разрешает поезду или запрещает проследовать на станцию с перегона.

Выходной светофор – разрешает проследовать поезду или запрещает со станции на перегон.

Маршрутный – разрешает проследовать поезду из одного района станции в другой район или запрещает.

Маневровый светофор – разрешает производить маневры на станции или запрещает.

Горочный – разрешает производить роспуск вагонов с сортировочной горки или запрещает.

Повторительный – светофор, который оповещает о показаниях маршрутного, выходного или горочного, когда не обеспечивается видимость основного светофора.

К перегонным светофорам относятся:

Проходные светофоры — это светофоры, которые делят перегон на блок участки и своими сигналами они разрешают (запрещают) следовать поезду с одного блок-участка на другой.

Светофорами прикрытия ограждают места, где есть пересечения в одном уровне железнодорожных линий, либо железнодорожной линии с трамвайными путями, троллейбусными линиями, разводных мостов. А также эти светофоры устанавливаются на участках, проходимых с проводником.

Заградительные светофоры устанавливаются на переездах, обвальных местах, крупных искусственных сооружениях и требуют обязательной остановки поезда при возникшей опасности, а также используются при ограждении составов для проведения осмотра и ремонта вагонов на станционных путях.

Предупредительные светофоры — их задача заключается в заблаговременном предупреждении о показаниях заградительного, проходного и входного или светофора прикрытия.

В зависимости от того, как крепится сигнальная головка, светофоры делятся на: карликовые, консольные, мостиковые и мачтовые.

Светофор, у которого сигнальная головка крепится на верху мачты, называется мачтовым. У карликового светофора сигнальная головка крепится на бетонном основании в нижней части габарита приближения строения, а у мостикового и консольного светофоров – соответственно на кронштейнах мостика и консоли.

Еще светофоры можно разделить по типу светофорной головки на: прожекторные и линзовые. На участках с (АБ) и релейной централизацией в настоящее время применяют только линзовые светофоры. Головки линзовых светофоров поставляются заводами-изготовителями с одним, двумя и тремя линзовыми комплектами.

Основными частями головки светофора являются линзовые комплекты, которые крепятся к корпусу головки, и козырьки, предохраняющие линзовые комплекты от попадания в них солнечных лучей и лучей прожектора локомотива.

Линзовый комплект состоит из:

1 – отклоняющая бесцветная вставка;

2 – чугунный корпус с вентиляционными отверстиями, предохраняющими линзы от запотевания;

3 – наружная бесцветная линза;

4 – козырек;

5 – внутренняя цветная линза;

6 – ламподержатель;

7 – электрическая лампа мощностью 15, 25 или 35 Вт, напряжением 12 В.

Линзы изготавливают ступенчатыми для уменьшения массы и потерь световой энергии. Наружные бесцветные линзы выполняются со ступенями на внутренней поверхности, внутренние цветные линзы изготавливаются со ступенями на наружной поверхности. Назначение отдельных элементов линзового комплекта следующее:

— внутренняя линза окрашивает луч в необходимый сигнальный цвет и производит первое усиление, наружная линза производит второе усиление луча.

— отклоняющая бесцветная вставка в виде круглого бесцветного стекла обеспечивает видимость сигнального луча на близком расстоянии от светофора, отклоняя часть светового потока под углом 30 градусов.

Если светофор установлен на кривых участках пути, то его оптическая система дополнятся наружным рассеивателем.

Светофорная сигнализация

Современная система сигнализации строится по скоростному принципу, в основу которого положен принцип указания машинисту скорости, с которой он должен вести поезд.

Значения сигнальных огней независимо от места установки светофоров и их условное обозначение приведены в таблице

vse-lekcii.ru

Семафоры и светофоры на железной дороге

Автор:
13 декабря 2017 22:45

«… Желтый — будь готов к пути, А зеленый свет — кати!» — с детства все мы знаем строки Михалкова и поэтому наивно думаем, что все светофоры одинаково несложно понять. А что насчёт синего цвета? Или бело-лунного? Или двух жёлтых? Что если на экзамене в автошколе вам бы задали вопрос о том, что означают крылья семафора, поднятые под углом 135° к мачте?
Смотрим и убеждаемся, что железнодорожные правила движения — это настоящее искусство:

1.

Источник:

Тернополь, Украина

2.

Источник:

Загрустивший светофор в Зеленогорске

3.

Источник:

4.

Источник:

Железнодорожная линия Торжок—Соблаго, одна из последних линий в России, на которых действуют семафоры.

5.

Источник:

6.

Источник:

Заброшенный железнодорожный светофор на разобранных путях, 1-й Очаковский переулок, Москва

7.

Источник:

Семафоры в городе-призраке Колмор, штат Нью-Мексико, США

8.

Источник:

9.

Источник:

Пригороды Бримфилда, Индиана, США

10.

Источник:

Светофор в Рыбинске.

фото: Богдан Королёв

11.

Источник:

12.

Источник:

13.

Источник:

14.

Источник:

15.

Источник:

Лидс, штат Алабама, США

16.

Источник:

17.

Источник:

Подъездные пути станкозавода в Иваново

18.

Источник:

ст. Салми Октябрьской железной дороги

19.

Источник:

Семафор около Гейнсборо, Англия, Великобритания

20.

Источник:

Семафорная система всё ещё распространена на некоторых железнодорожных ветках в Польше. Недалеко от станции Нова-Весь, Великопольское воеводство

21.

Источник:

Семафоры на станции Кворн, графство Лестершир, Англия

22.

Источник:

Узкоколейная железная дорога в Швеции

23.

Источник:

Эделстейн, штат Иллинойс, США

24.

fishki.net

📌 Железнодорожный светофор — это… 🎓 Что такое Железнодорожный светофор?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 июня 2012.
Железнодорожный светофор в Финляндии Входной сигнал с маршрутным указателем в России

Железнодорожный светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней). Как правило, показание светофора предназначено для членов локомотивной бригады или водителя подвижного состава, а сам светофор, за исключением локомотивного светофора, является напольным устройством. Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов, а также регулирования скорости роспуска с сортировочной горки. Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте или как-либо ещё конкретизировать показание. В связи с общим сходством как по назначению, так и по конструкции, к железнодорожным можно относить и светофоры метрополитенов и легкорельсового транспорта. В этой статье рассматриваются общие характеристики и конструкция светофоров. Об использовании светофоров в железнодорожной сигнализации на различных системах железных дорог, метро и др. внеуличного рельсового транспорта, системах сигнализации см. Железнодорожная светофорная сигнализация.

Особенности

По эксплуатационным свойствам основное отличие типичного железнодорожного светофора от большинства светофоров на автомобильных дорогах (уличных) — гораздо более узкая направленность основного луча (в России и постсоветском пространстве — обычно угол расхождения около 3°), поскольку в большинстве случаев показание светофора предназначено только для машиниста подвижного состава, находящегося на каком-то одном участке пути. Также отличие заключается в том, что однозначное восприятие показания светофора на железной дороге должно происходить на больших расстояниях — порядка 0,8-1,5 км, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах одного огня.

Как правило, в любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов очень ограничено — как правило, от 3 до 6 (причём 6 — уже на пределе возможностей человека по восприятию цветов в достаточно сложных условиях видимости), поэтому, как правило, использование только 1 огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным. На железных дорогах мира применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (и часто также миганием), либо как цветами, так и расположением, причем системы сигнализации могут быть как простыми, так и очень сложными для изучения и восприятия.

Железнодорожный светофор в Польше

Например, в России, основное значение имеет цвет огней и мигание, а также определено их относительное взаимное положение; при этом все огни светофора, горящие одновременно, располагаются всегда на одной вертикальной линии. Цвета, применяемые в светофорной сигнализации России, называются так: красный, жёлтый, зелёный, лунно-белый, синий. В системах, образовавшихся на базе французской, выделяют фиолетовый цвет; также в некоторых системах фактически жёлтый огонь называют оранжевым.

Технические характеристики

Традиционно в светофорах в качестве источника света применялась лампа накаливания, причём из-за требования узкой фокусировки луча нить лампы должна быть короткой, а поэтому обычно применяют низковольтные лампы — 12-вольтовые, весьма похожие на старые лампы фар автомобилей или лампы диапроекторов. Также такие лампы более устойчивы к многократным включениям и выключениям, что важно при мигании, к вибрациям. В России используются двухнитевые лампы: одна нить основная со сроком службы 2000 часов, другая резервная со сроком службы 300 часов, включается управляющей схемой при перегорании основной. Также в последнее время стали применяться светодиодные светофоры. Но на сети железных дорог они не получили большого распространения. Ламповые светофоры, способные передавать показания разных цветов, конструктивно выполняли чаще всего 2 типов: т. н. линзовые и прожекторные.

В России, как и в мире в целом, наиболее распространены линзовые светофоры (англ. colorlight signal). Они имеют для каждого отдельного сигнального огня отдельный т. н. комплект, состоящий из патрона с лампой (и часто — системы для настройки фокусировки при установке), и линзового комплекта, состоящего из нескольких линз (обычно ступенчатых и выпуклых для возможно лучшего использования светового потока) и светофильтров соответствующего цвета. В России линзовый комплект состоит из внутренней ступенчатой цветной линзы-светофильтра и наружной бесцветной ступенчатой линзы. Основные недостатки такого устройства — относительно низкая экономичность (мощность лампы накаливания там обычно составляет 25 Вт, также встречаются лампы мощностью 15 и 35 Вт) из-за плохого использования светового потока (всего 25-30 %), и также возможность смешения показаний при попадании солнечных лучей в линзовые комплекты (из-за этого невозможно применять зеркала, которые сильно улучшили бы использование светового потока).

В последние годы стали широко распространяться светодиодные светофоры, но правда только в метрополитене, то есть такие, в которых источником света служат светодиоды различных цветов. Преимущества светодиодов вообще по сравнению с лампами накаливания — экономичность (кроме «белых» светодиодов, как правило), долговечность, надежность (в том числе за счет множественности светодиодов в одном сигнальном комплекте), ненужность достаточно дорогих цветных линз или светофильтров, для некоторых цветов (зелёный (изумрудный), отчасти синий) — более яркий, насыщенный цвет, что облегчает восприятие в сложных условиях, особенно в яркий солнечный день, также ночью в ярко освещенном городе и т. п. Недостатки же — опять же для некоторых цветов — либо наоборот слишком блеклый, но несколько резкий, раздражающий цвет (это характерно для жёлтого), либо — из-за недоступности определенных цветов светодиодов — просто нестандартный, нетрадиционный цвет (это часто для жёлтого и белого цветов — например, есть пример откровенно синего «лунно-белого» света в московском метро). Красный на имеющихся в настоящее время светодиодных светофорах, видимо, по зрительному восприятию существенно не лучше и не хуже традиционного, по красному свету даже довольно трудно отличить светодиодный светофор от лампового. Также можно считать недостатком то, что светодиоды резко зажигаются и гаснут соответственно тому, как на них подается и снимается напряжение: при мигании огня это довольно сильно раздражает членов локомотивной бригады, кроме того, сам вид мигания непривычен, не воспринимается как железнодорожный светофор, в отличие от плавного разгорания и погасания низковольтных ламп. Но при желании этот недостаток легко устраним простейшими электронными схемами. Существенным недостатком светодиодных светофоров является сложность построения и нетривиальность (по сравнению с ламповыми светофорами) схем контроля горения огней.

Классификация

Виды светодиодных светофоров

Карликовый выходной светофор в России (наружная бесцветная линза красного комплекта разбита хулиганами)
  • Специфически светодиодные.

Похожи на уличные светодиодные светофоры. В них каждый сигнальный комплект представляет собой плоскую матрицу со светодиодами, фокусировка луча происходит для каждого светодиода отдельно встроенной в светодиод линзой. Достоинства такого светофора — очень хорошая устойчивость к разбиванию сигнальных комплектов хулиганами, так как матрица защищена каким-либо прочным прозрачным материалом, резкость и четкая видимость показаний начиная со средних расстояний — оба достоинства особенно ценны в городе. Также в некоторых случаях (в случае крутых кривых) достоинством является, безусловно, довольно широкий угол видимости — в других случаях это скорее недостаток. Основной же недостаток такой конструкции — безусловно, раздражающий и часто даже слепящий эффект матрицы на близких расстояниях — обратная сторона особо четкой видимости на средних расстояниях. Это зависит не только и не столько от числа светодиодов и суммарной яркости луча, сколько от диаметра линзы и соответственно яркости видимого диска каждого светодиода — при увеличении диаметра линз вплоть до их смыкания между собой этот нежелательный эффект исчезает.

Железнодорожный светофор в Германии

Подобны ламповым линзовым светофорам, и отличаются от них принципиально только тем, что все их линзы бесцветны. Это могут быть как специально разработанные линзовые комплекты для светодиодов, так и обычные ламповые линзовые светофоры, в которых вместо лампы установлен замещающий светодиодный комплект, испускающий в целом свет в широкий сектор, покрывающий всю площадь линзы, а вместо цветной линзы — бесцветная. Такие светофоры от ламповых отличаются только оттенком цвета, характером мигания и в некоторой степени — углом расхождения луча — из-за отличия эффективных размеров собственно источника света. Такой светофор, конечно, не отличается от лампового стойкостью к хулиганам, но весьма экономичен и практически не требует обслуживания, кроме мытья загрязненных и запыленных линз (в то время как срок службы постоянно горящих ламп в светофорах всего около 1000 ч).

Расположение

По расположению светофоры различают мачтовые, то есть имеющие собственную мачту, подвесные или консольные, то есть установленные на какой-либо конструкции над путями, карликовые, то есть расположенные на небольшой высоте над землей, как правило, на бетонном блоке или низком столбике, а также тоннельные, закрепленные на стене тоннеля. Изредка встречаются и какие-либо особые способы крепления светофоров. Карликовые светофоры дешевле, а также из-за своих габаритов требуют меньшего расстояния между путями, что позволяет часто выиграть несколько метров в длинах путей. Но в целом принято считать, что они обладают несколько худшей видимостью, могут быть перекрыты ходящими по путям людьми, заметены снегом и т. д. Однако при прохождении железной дороги в освещенной городской застройке ночью часто как раз высоко расположенные светофоры оказываются хуже видимыми.

Форма щита

Повторительный ж.д. светофор в России Карликовый железнодорожный светофор в России

Характерной чертой железнодорожных светофоров (кроме большинства стесненных габаритами карликовых и тоннельных) является наличие очень больших по сравнению с диаметром огней фоновых щитов, практически всегда черных, иногда с каймой иного цвета. Часто форма щита каким-либо образом указывает на тип светофора или особенности его значения. Также для таких целей часто используется раскраска мачты. В России формой щита (ромб или квадрат, повернутый диагональю вертикально, в отличие от щитов другой формы — круглых, прямоугольных, овальных) отличаются только повторительные и заградительные светофоры, причем последние также отличаются черно-белой спирально-полосатой окраской мачты. Также для линзовых светофоров России, а в ещё большей степени для старых линзовых светофоров до 80-х годов выпуска характерны весьма длинные козырьки над каждым линзовым комплектом.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *