Знак затор на дороге: Дорожный знак 1.32 «Затор» | Пдд онлайн

Содержание

Дорожный знак 1.32 «Затор»

Пробки давно стали хоть и крайне неприятным, но совершенно привычным явлением для крупных и средних городов России. И в этом нет ничего удивительного: количество автомобилей на отечественных дорогах возрастает очень, быстро, а вот новые дороги, если и строятся, то крайне медленно. С заторами пытаются бороться различными способами: путём оперативного оповещения водителей по радио о месте возникновения пробки, путём совершенствования организации дорожного движения (продуманное светофорное регулирование, объездные дороги и пр.), а также при помощи предупреждающего дорожного знака 1.32 «Затор».

Как и другие предупреждающие знаки, этот знак вид треугольника с красной окантовкой, в центре которого изображен ряд из трёх автомобилей. Вот только его фон чаще бывает жёлтым, а не белым, что говорит о временном характере знака. И это совершенно естественно: заторы возникают на дорогах лишь время от времени и не являются постоянными объектами. Следовательно, необходимость в стационарном знаке возникает нечасто.

Знак 1.32 устанавливается обычно перед перекрёстком, с которого является возможным объезд того участка дороги, на котором образовалась пробка.

Что должен предпринять водитель, увидев знак 1.32 «Затор»?

Прежде всего, снизить скорость, сориентироваться и принять решение о дальнейшем маршруте движения. Или, говоря другими словами, водитель должен определиться поедет ли он туда, где образовался затор, в надежде, что он быстро рассосётся, или же будет совершать объезд.

В случае объезда – всё понятно: нужно просто придерживаться указаний имеющихся на новом направлении движения дорожных знаков и разметки. Если же водитель решил продолжать движение в том же направлении, то есть, ехать сквозь пробку, то он должен помнить, что ему запрещается выезжать на перекрёсток, сразу за которым образовался затор, поскольку это создаст препятствия для движения транспорта в поперечном направлении. На перекрёсток можно въезжать лишь в том случае, если за ним имеется место для Вашего автомобиля.

Читайте также:

– Дорожный знак 1.33 «Прочие опасности»

– Дорожный знак 1.34.1 «Направление поворота направо малого радиуса»

– Дорожный знак 1.34.2 «Направление поворота налево малого радиуса»

Знаки дорожного движения история появления. «История возникновения дорожных знаков»

Как только человек «придумал» дороги, ему понадобились дорожные знаки, например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этих целей древние люди использовали все подручные средства: обломанные ветки, зарубки на коре деревьев, камни определенной формы, установленные вдоль дорог. Не самый информативный вариант, да и отломанную ветку не всегда сразу увидишь, поэтому люди задумались о том, как отделить знак от пейзажа. Так вдоль дорог начали ставить статуи, например греческие гермы – четырехгранные столбы, завершенные скульптурной головой Гермеса (отсюда, собственно, и название). Потом, с пятого века до нашей эры, на гермах начали появляться головы и других персонажей: Вакха, Пана, фавнов, государственных деятелей, философов и других. Когда появилась письменность, на камнях начали делать надписи, чаще всего названия населенных пунктов.

Настоящую систему дорожных указателей разработали в Древнем Риме в третьем веке до нашей эры. В центре Рима у храма Сатурна установили золотой мильный столб, от которого отсчитывались все дороги, расходившиеся во все концы великой империи. На важных дорогах римляне устанавливали мильные столбы цилиндрической формы, на которые наносились надписи с информацией о расстоянии от Римского форума. Система мильных столбов получила широкое распространение не только в Римской империи, ее применяли во многих странах, в том числе и в России, где впервые верстовые столбы установили по указу Федора Ивановича на дороге от Москвы до Коломенского. Позже, при Петре I, вышел указ «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Впрочем, простой цифры на столбе оказалось мало, и на них начали наносить дополнительную информацию: название местности, границы владений, расстояние.

Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога».

Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали.

Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

В 1949 году в Женеве была принята еще одна попытка создания единой мировой системы дорожных знаков, «Протокол о дорожных знаках и сигналах». За основу взяли европейскую систему, и совершенно не удивительно, что страны американского континента подписать сей документ отказались. Если в конвенции 31 года было прописано 26 дорожных знаков, то новый протокол предусматривал уже 51 знак: 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 9 указательных и 2 предписывающих. В остальном, если какие-то ситуации этими знаками не предусматривались, страны опять были вольны придумать что-то свое.

На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

Ольга Попова Владимировна
«История возникновения дорожных знаков». Конспект НОД по образовательной области «Безопасность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности для детей

старшего дошкольного возраста

по образовательной области «Безопасность »

«История возникновения дорожных знаков »

Составила :

Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

Попова Ольга Владимировна

г. Ангарск.

Цель : Познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков . Закрепить знания о дорожных знаках , видах светофора. Закрепить в речи название дорожных знаков . Совершенствовать диалогическую форму речи, умение рассуждать. Развивать внимание и память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Словарь : населённый пункт, местность.

Оборудование : дорожные знаки крупных размеров , д/ игра «Собери дорожный знак и назови его » , предметы : камень, ветка, кора, скульптура, столб; дидактическая игра «Лишний светофор» , 2 макета улицы города, дорожные знаки для макета , два магнитных мольберта.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, коммуникация. Виды деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Ход НОД:

Дети входят в зал.

В. Ребята, сегодня я приглашаю вас побеседовать о дорожных знаках , можно сказать, что мы совершим с вами путешествие в прошлое и познакомиться с историей возникновения дорожных знаков , но вместе с нами отправятся гости, которые сидят в этом зале, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются ) .

В. Прежде, чем мы начнём беседу, я хотела бы вам прочитать письмо, которое прислал нам Мальчик Коля.

(Воспитатель читает письмо) «Дорогие ребята , я узнал, что сегодня вы будете беседовать о дорожных знаках . Не могли бы вы рассказать мне, какое отношение к дорожным знакам имеют предметы , которые я вам отправляю — это камень, сломанная ветка и кора дерева. Мне очень бы хотелось знать, какую пользу в старые времена они приносили людям. Помогите мне, пожалуйста, это узнать» (воспитатель из конверта воспитатель вынимает предметы : кора, камень, ветка)

В. Ребята, вы согласны помочь Мальчику Коле разгадать назначение этих предметов? (да,

(воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть предметы, которые прислал мальчик)

Как вы думаете, каким же образом , эти предметы связаны с правилами дорожного движения ? (выслушиваются варианты ответов детей)

В. Ребята, мне нравится, что вы попытались рассуждать. Но сейчас, я хотела бы вам рассказать, что же обозначают и для чего нужны были эти предметы людям в старые времена.

(воспитатель предлагает детям сесть на стулья)

Рассказ воспитателя о истории возникновения дорожных знаков : Как только человек «придумал» дороги , ему понадобились дорожные знаки , например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этого путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.

В. Ребята, а как вы думаете, легко ли человеку увидеть такие знаки ? (нет) Почему? (такие дорожные знаки можно не заметить , проехать мимо). А как вы думаете, а могли ли эти знаки запутать людей ? (да) Объясните, почему вы так думаете? (потому, что ветка сломается, а человек может подумать, что это дорожный знак и уехать в другую сторону и заблудиться).

В. Вы ответили правильно, молодцы. Вот и люди задумались о том, как же сделать знаки более заметными . И тогда люди вдоль дорог начали ставить статуи. (воспитатель показывает детям образец дорожного знака — статуи ) А когда люди научились писать, на камнях начали делать надписи, чаще всего это были названия населенных пунктов. А что такое «населённый пункт» ? (это город или деревня, где живут люди) – Вы совершенно правы.

В. Затем люди стали устанавливать высокие столбы с орлами наверху. Позднее на столбах стали указывать расстояние, название местности. Такие столбы стали красить в чёрные и белые полоски. Как вы думаете для чего? (чтобы было лучше видно) Правильно, эти полоски было видно в любое время суток.

И лишь много лет спустя, когда появились первые автомобили, придумали первые дорожные знаки : на чёрном или синем фоне белой краской были нарисованы символы – (Воспитатель демонстрирует изображение этих знаков : «Неровная дорога » , «Извилистая дорога » , «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой » ).

Ребята, как вы думаете, что означали в старые времена вот эти дорожные знаки ? (выслушать предположения детей) . А теперь, ребята, я скажу вам их правильное название, а вы покажите его на мольберте.

В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть вот на эти дорожные знаки . (воспитатель на мольберт выставляет современные дорожные знаки «Неровная дорога » , «Опасные повороты» , «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» , «Пересечение равнозначных дорог » ) Кто может сказать, как называются эти дорожные знаки ? Чем знаки старого и нового времени похожи, а в чем их отличие? (Похожи тем, что в центре дорожных знаков одинаковое изображение — символы , отличия – новые знаки имеют треугольную форму, с красной окантовкой, очень яркий цвет, немного изменилось название). Правильно.

Ребята, чтобы закрепить название этих дорожных знаков (воспитатель указывает на современные 4 знака ) я предлагаю вам собрать их из частей и сказать их название. («Неровная дорога » , «Опасные повороты» , «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» , «Пересечение равнозначных дорог )

В. Ребята, как вы думаете, изменилось ли количество дорожных знаков в наше время ? почему вы так думаете? (увеличилось количество дорожного транспорта , больше существует правил дорожного движения ).

В. Название, каких ещё дорожных знаков , вы знаете? (можно предложить детям встать в круг — ответы по цепочке.) («Пешеходный переход» , «Движение пешеходов запрещено» , «Подземный пешеходный переход» , «Надземный пешеходный переход» , «Велосипедная дорожка » , «Место остановки автобуса» , «Место остановки трамвая» , «Уступите дорогу » , «Въезд запрещен» и др.)

(Физминутка : Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём :

Мы по улице шагаем, правила все соблюдаем и движения разминки повторяем без запинки : повернёмся мы налево, повернёмся мы направо, нет машин и путь открыт, пешеход уже спешит! По зебре смело он шагает, правила все соблюдает!

В. Ребята, как вы думаете, что может произойти на улицах нашего города, если исчезнут все дорожные знаки и светофоры ? (в городе не будут соблюдаться правила дорожного движения . Без дорожных знаков , светофора будут происходить постоянные аварии. Если не соблюдаются правила дорожного движения , то могут пострадать не только машины, но и пешеходы, пешеходы не будут знать, где можно перейти улицу, а водители машин не будут пропускать друг друга).

В. Ребята, я с вами совершенно согласна, что очень сложно жить в городе, в котором отсутствуют дорожные знаки , нет светофоров и не соблюдаются правила дорожного движения . Там может произойти много аварий и пострадает большое количество людей.

В. Я думаю, что пришло время поиграть, мальчик Коля прислал для вас разные виды светофоров, которые он нарисовал, но он не может определить : какие из них существуют, и мы можем их увидеть на улицах города, а какие он придумал сам. (каждый ребёнок самостоятельно выполняет это задание) – после выполнения данного задания, листки со светофорами размещают на магнитных досках, ребята объясняют, какие светофоры изображены и существуют в реальности, а каких не существует)

В. Ребята, вы меня порадовали, справились с данным заданием и смогли определить, какие светофоры Коля нарисовал правильно.

В. Ребята, я предлагаю вам подойти к макетам, на которых изображены улицы города , вам нужно постараться правильно расставить дорожные знаки и светофоры . И объяснить, почему вы сделали такой выбор. Ребята, встаньте пожалуйста вокруг столов, так как с любой стороны вам будет видна улица и можете приступать к выполнению данного задания.

(самостоятельная работа детей по подгруппам, затем объяснение выполненного задания)

Вывод : Ребята, все люди должны знать дорожные знаки и их значение для пешеходов и водителей, соблюдать правила дорожного движения и заботиться о своей безопасности . Сегодня вы показали, что дорожные знаки – это ваши друзья , а мальчику Коле мы напишем письмо, но не словами, а с помощью рисунков и ваши знания помогут ему узнать много нового о дорожных знаках .

Где и когда появились первые дорожные знаки?

Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Каменные столбы с указанием на них расстояния впервые были установлены на римских дорогах по указанию Гая Гракха (12- г. до н.э.). По свидетельству Плутарха он измерил все дороги Рима и поставил каменные столбы для показания расстояний. В дальнейшем было принято, что на дорогах через каждые 10 стадий (1800 м) устанавливали указатели, на которых указывалось расстояние до Рима и ближайшего населенного пункта, имя правителя и год, который построил дорогу устанавливали специальные знаки, указывающие населенные пункты, расстояния до объекта, повороты. Указатели расстояний представляли собой каменные столбы диаметром 0,4-1,0 м высотой 1,25-3 м счет расстояний велся от бронзового столба, называемым «золотым» установленного у старого Римского Форума. При французском министре Зулли (1559-1641) и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку.
В России указ 1817 г. Александра I гласил: «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей как селение называется и какое имеет число душ».
Впервые дорожный знак с изображением символа -«Впереди крутой спуск» стали использовать в середине XIX столетия на горных дорогах в Швейцарии и Австрии. Знак рисовали на скалах и на нем изображали колесо или тормозной башмак, используемый на каретах. Позже решили, что знак, предупреждающий об опасном спуске, удобнее рисовать на щите с надписью «Место торможения». На конгрессе лиги союзов туризма, состоявшимся в конце 19 века в Лондоне, были выработаны первые общие требования к знакам. На следующим конгрессе, проходившим в 1900 г. в Париже, было решено, что на знаках будут изображаться только символы. Не был забыт и самый первый знак. Наклоненная красная стрела на сером фоне фанеры означала — осторожно, впереди крутой спуск. Если красная стрела была направлена вертикально вниз, то это соответствовало, что впереди опасный участок, который надо проезжать осторожно. Потребность в знаках возникла вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Первые дорожные знаки появились на улицах Парижа в 1903 г.: на черном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы — «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога». Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов в 1909 г. в Париже собрались представители ряда европейских стран, которые приняли первую конвенцию по международным автомобильным перевозкам. Ею были введены четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Перекресток» и которые было принято устанавливать за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.
Первые дорожные знаки в России стали появляться в 1911 г. Журнал Автомобилист № 1, 1911 годе сообщал: Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. Первоначально знаки будут расставлены по Петербургскому шоссе до деревни Безбородково. Рисунки предупредительных знаков международные, принятые всюду в Западной Европе».
В принимаемых конвенциях о дорожных знаках число дорожных знаков постоянно возрастало: в 1926 г. — до 6, в 1931 г. — до 26, в 1949 г. до 58, в 1964 г. — до 78.

Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.

Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».

После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.

Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.

Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.

Необходимо также учесть, что лошадь хоть и бессловесное, но животное, в силу этого оно реагирует на препятствие хотя бы замедлением бега, чего нельзя сказать о лошадиных силах под капотом безлошадного экипажа.

Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать.

Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».

Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю. Данной конвенцией было введено четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Было рекомендовано устанавливать знаки за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

После ратификации Конвенции на улицах российских городов появились первые дорожные знаки. Однако автомобилисты не обращали на них внимания.

В 1921 году при Лиге Наций была создана специальная Комиссия по автомобильному движению, по инициативе которой в 1926 г. в Париже созывается новая Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожных знаков была дополнена ещё двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», для предупреждающих знаков ввели треугольную форму. Четыре года спустя в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Число дорожных знаков увеличилось до 26, и они были разделены на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

В 1927 году в Советском Союзе были стандартизированы и введены в действие шесть дорожных знаков. В 1933-м к ним добавилось еще 16 и общее число составило 22. Любопытно, что дорожные знаки того времени подразделялись на загородные и городские. Городская группа была самой многочисленной – в неё входило 12 знаков. В их числе был знак, предупреждающий о приближении к опасности, не предусмотренной предупреждающими знаками. Он представлял собой треугольник с красной каймой и пустым белым полем. Пустота символизировала прочие опасности. Фантазия водителя могла нарисовать на белом поле все, что угодно.

В дополнение к предупреждающему знаку «Железнодорожный переезд» с изображением рельс вводится знак «Неохраняемый железнодорожный переезд» с изображением паровоза с большой дымовой трубой, из которой идет дым. Символ паровоза изображен с опорными буферами спереди и сзади, на четырех колесах и без тендера.

Знаки того времени отличались от современных: так, привычный нам знак «Движение запрещено» ограничивал только грузовое движение; знак, запрещающий остановку, был похож на современный «Стоянка запрещена» и имел горизонтальную полосу, а знак «Разрешённое направление движения» имел непривычную форму ромба. Необходимо добавить, что уже тогда появился знак «Выезд с боковой дороги на главную» в виде перевёрнутого треугольника.

В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, базирующаяся на международной Конвенции 1931 г., основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне.

В 1940 году в Советском Союзе были утверждены первые типовые Правила и перечень типовых знаков. Перечень знаков включал 5 предупреждающих, 8 запрещающих и 4 информационных знака. Предупреждающие знаки имели форму равностороннего треугольника жёлтого цвета с чёрной, позже красной, каймой и символами синего цвета. Запрещающие знаки имели форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета и символами чёрного цвета. Указательные знаки имели форму круга жёлтого цвета с чёрной каймой и символами чёрного цвета.

В пустом поле знака «Прочие опасности» появляется восклицательный знак «!». Знак получает название «Опасность». Треугольник устанавливается в местах производства дорожных работ, крутых подъёмов, спусков и прочих опасностей, где необходима особая осторожность при движении транспорта. В населенных пунктах знак ставится непосредственно у места опасности, на загородных дорогах — на расстоянии 150 – 250 метров.

Пять знаков в Правилах имели название «Особые условия движения на регулируемом пересечении улиц или дорог». Два знака из пяти регламентировали направление движения налево-направо только при красном сигнале светофора. Еще три — при зеленом. Они имели форму круга жёлтого цвета, с нанесённой чёрной стрелкой и красным или зелёным кругом. Эти знаки использовались вплоть до появления светофоров с дополнительными секциями в 1961г.

Нельзя не остановиться на любопытной подробности: из перечня предупреждающих знаков пропал знак «Неровная дорога». Представляется затруднительным объяснить изъятие этого знака из обращения: то ли все дороги стали ровными и в таком знаке отпала необходимость, то ли все дороги были настолько ухабистые, что установка знака была просто бессмысленной. Знак «Неровная дорога» вновь появляется в перечне знаков только в 1961 году.

После окончания Второй мировой войны были предприняты попытки создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 г. в Женеве состоялась очередная конференция по дорожному движению, на которой был принят новый «Протокол о дорожных знаках и сигналах», базировавшийся на европейской системе дорожных знаков. По этой причине он не был подписан странами американского континента.

В Протоколе были даны рекомендации по размещению знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков предусматривался белый или жёлтый фон, для предписывающих – синий. Протоколом предусматривалось 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 2 предписывающих и 9 указательных знаков.

К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги со второстепенной.

Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел.

Знаки, обозначающие направление объезда препятствия, получили стрелы прямоугольной формы.

Новый знак «Круговое движение» предписывает движение по перекрестку или площади в указанном стрелками направлении до выезда на одну из прилегающих улиц или дорог.

Знак «Место поворота для движения в обратном направлении» приобретает синий цвет и квадратную форму и переходит в группу указательных.

Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту.

Запрещающие знаки, установленные перед перекрёстком, распространяли своё действие только на пересекаемую дорогу. Знак «Стоянка запрещена» имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р чёрного цвета, а привычный нам знак «Стоянка запрещена» использовался для запрещения остановки транспортных средств.

Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки «Движение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение».

Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета.

В 1965 году впервые появляется знак «Регулируемый перекресток (участок дороги)». Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком.

В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки».

Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей. Предупреждающий знак «Извилистая дорога» получил две разновидности – с первым поворотом направо и с первым поворотом налево.

В дополнение к существующему знаку «Крутой спуск» появляется знак «Крутой подъем». Величина уклона в процентах указывается на знаках.

Знак «Пересечение дорог» стал устанавливаться только перед пересечением равных по значению дорог. При его установке обе дороги являлись равнозначными, даже если одна имела покрытие, а другая была грунтовой.

В дополнение к знаку «Пересечение со второстепенной дорогой» появились его разновидности «Примыкание к главной дороге второстепенной» Примыкание дороги могло быть показано под углом 45, 90 и 135 градусов в зависимости от особенностей перекрёстка.

Знак «Сужение дороги» получил три разновидности, обозначающие сужение с обеих сторон, справа или слева.

В группу предупреждающих добавились знаки, предупреждающие о пересечении с трамвайной линией, выезде на набережную, движении по участку дороги, где возможен выброс гравия из-под колёс, падению камней на горных дорогах, участкам с боковым ветром.

Значительные изменения претерпела и группа запрещающих знаков. Был введён новый знак «Остановка запрещена», применяемый до сих пор, прежний знак «Остановка запрещена» стал запрещать стоянку.

Знак «Проезд без остановки запрещён» получил форму правильного восьмиугольника красного цвета с белой надписью «STOP» на английском языке. Этот знак был введён в Конвенцию 1968 г. и Правила дорожного движения из американской практики.

Знак «Конец зоны всех ограничений» получил белый фон с серой каймой и несколькими наклонными полосами серого цвета. В новых правилах появились его разновидности, отменяющие запрет обгона и ограничение максимальной скорости.

Проезд узких участков дорог стал определяться знаками «Преимущество в движении встречных транспортных средств» и «Преимущество в движении перед встречными транспортными средствами».

Первый знак был включён в группу запрещающих, второй – указательных.

В группу предписывающих добавился знак, обозначающий дорожку для пешеходов, а также знаки, ограничивающие минимальную скорость.

Наибольшие изменения претерпела группа указательных знаков. Прежде всего, появились знаки, обозначающие скоростную дорогу и дорогу с односторонним движением. Важнейшим новшеством стало появление знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта».

Знаки, выполненные на белом или жёлтом фоне, информировали о движении через населённый пункт, в котором действуют требования правил, устанавливающих порядок движения в населённых пунктах. Знаки с синим фоном информировали, что на данной дороге не действуют правила, устанавливающие порядок движения в населённом пункте. Такие знаки устанавливались на дороге, проходящей через небольшие населённые пункты сельского типа, застройка которых располагалась далеко от дороги, а пешеходное движение носило эпизодический характер.

Знаки дополнительной информации получили белый фон с изображениями чёрного цвета. Табличка, указывающая направление поворота, получила красный фон.

В 1980 г. был введён новый стандарт «Дорожные знаки». С некоторыми изменениями он действовал до 1 января 2006 г.

В группу предупреждающих знаков из группы средств дополнительной информации были переведены знаки «Приближение к железнодорожному переезду», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога» и «Направление поворота». Последний получил третью разновидность, устанавливаемую на Т-образных перекрёстках или разветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении.

Две разновидности знака «Животные на дороге» стали самостоятельными знаками «Перегон скота» и «Дикие животные».

Появились новые предупреждающие знаки: «Пересечение с круговым движением», «Низколетящие самолёты», «Туннель», «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Появилась новая группа дорожных знаков – знаки приоритета, устанавливающие очерёдность проезда перекрёстков и суженных участков дорог. Знаки этого раздела раньше находились в других группах.

Большие изменения произошли в группе запрещающих знаков. Знак «Автомобильное движение запрещено» стал называться «Движение механических транспортных средств запрещено», появились знаки, ограничивающие длину транспортных средств и дистанцию между ними.

Наиболее значительным новшеством стало появление знака «Таможня», запрещающего проезд без остановки у таможни (контрольного пункта). Слово «таможня» на знаке написано на языках приграничных стран.

Знак «Стоянка» запрещена получил две разновидности, запрещающие стоянку по нечётным и чётным числам. Их появление позволило облегчить задачу организации уборки снега в зимнее время.

Самой многочисленной группой знаков стала информационно-указательная. Знаки, информирующие о расположении различных объектов сервиса, были выделены в самостоятельную группу – знаков сервиса.

В информационно-указательной группе появилось немало новых знаков. Прежний знак «Скоростная дорога» стал обозначать дорогу, предназначенную для движения исключительно автомобилей, автобусов и мотоциклов. Для обозначения скоростных дорог был введён новый знак «Автомагистраль».

Появились знаки, обозначающие направление движения по полосам, начало и конец дополнительных полос на подъёме.

Новый дорожный знак «Рекомендуемая скорость» стал обозначать рекомендуемую скорость движения на городских улицах, оборудованных автоматизированными системами регулирования дорожного движения и на опасных участках дорог, обозначенных предупреждающими знаками.

Новая группа знаков применялась на дорогах с полосами, выделенными для встречного движения маршрутных транспортных средств, обозначала:

Новый знак «Схема движения» стал применяться для обозначения маршрута движения при запрещении на перекрёстке отдельных манёвров или указания разрешённых направлений движения на сложных перекрёстках.

В группу информационно-указательных знаков переведена табличка «Стоп-линия».

Очередные изменения произошли в 1987 г. Группа запрещающих знаков дополнена знаком «Опасность», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией и другой опасностью.

Знак «Проход закрыт» стал называться «Движение пешеходов запрещено».

В группе информационно-указательных знаков появились знаки, а также знаки, информирующие об организации движения при ремонте дороги с разделительной полосой, а также знаки, обозначающие дорогу с реверсивным движением.

В группе знаков дополнительной информации (табличек) появилась табличка «Влажное покрытие», обозначающая, что знак действует только в тот период времени, когда покрытие проезжей части влажное, а также таблички, распространяющие или отменяющие действие знаков на автомобили инвалидов.

Следующее обновление дорожных знаков произошло в 1994 г. Оно связано с введением в правила дорожного движения нового раздела, регламентирующего движение в жилых зонах и на дворовых территориях, а также знаков, регламентирующих движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

В 2001 г. в группа знаков сервиса была дополнена двумя новыми знаками: «Пост дорожно-патрульной службы» и «Пост контроля международных автомобильных перевозок».

В конце 90-х гг. началась разработка нового стандарта «Знаки дорожные», содержащего значительные изменения в действующей системе знаков. Он вступил в силу с 1 января 2006 г.

Основная цель этих изменений – привести отечественный стандарт, определяющий номенклатуру дорожных знаков, в более точное соответствие с Международной конвенцией 1968 г.

Группа предупреждающих знаков дополнилась тремя новыми знаками: знак «Искусственная неровность», обозначающий искусственную неровность для принудительного снижения скорости, более известную как «лежачий полицейский», знак «Опасная обочина», предупреждающий, что съезд на обочину представляет опасность и знаком «Затор», предупреждающим водителей о заторах в дорожном движении.

Последний знак должен применяться, в частности, при проведении дорожных работ и устанавливаться перед перекрёстком, на котором возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор.

Группа знаков приоритета дополнилась разновидностями знака «Пересечение со второстепенной дорогой», показывающими пересечение под острым или прямым углом. Необходимо отметить, что эти разновидности знака существовали в Правилах дорожного движения до 1980 г.

Группа запрещающих знаков дополнилась знаком «Контроль», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств без остановки перед постом контроля – посту милиции, приграничном переходе, въезде на закрытую территорию, пункте оплаты проезда на платных магистралях.

Изменилось изображение на знаке 3.7 «Движение с прицепом запрещено», но значение знака осталось прежним.

Знаки «Обгон запрещён» и «Обгон грузовым автомобилям запрещён» стали запрещать обгон всех транспортных средств, в том числе одиночных, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.

Группа предписывающих знаков освободилась от знака «Движение легковых автомобилей». По своему значению он был аналогичен знаку «Движение грузовых автомобилей запрещено», но, в отличие от последнего, запрещал движение немеханических транспортных средств (велосипедов, мопедов, гужевого транспорта).

Изменилась конфигурация стрелок на знаках «Движение направо» и «Движение налево».

Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные.

В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки, устанавливающие или отменяющие особый режим движения: «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Дорога с односторонним движением», «Реверсивное движение» и другие.

Появились варианты знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта» с белым фоном, на которых к названию населённого пункта добавлено символическое изображение силуэта средневекового города. Такой знак должен устанавливаться перед застроенной территорией, не входящей в состав населённого пункта, например, перед дачными посёлками.

В этой же группе появилось несколько новых знаков. В частности, появился знак, обозначающий искусственную неровность,

Устанавливающий скоростной режим на отдельных полосах многополосной проезжей части.

В группе знаков особых предписаний появились зональные знаки, обозначающие пешеходную зону, зону разрешения или запрета стоянки и ограничения максимальной скорости. Зона действия ограничивалась «отбойными» знаками, ограничивающими конец указанной зоны.

В группу информационных знаков включены прежние информационно — указательные знаки, обозначающие место и зону для разворота, место стоянки, пешеходные переходы, предварительные указатели направлений, указатели объезда закрытого для движения участка дороги.

В этой группе также появились новые знаки: знак, обозначающий полосу для аварийной остановки, например, на горных дорогах, а также знак, информирующий водителей, въезжающих на территорию России об общих ограничениях скорости.

В группе знаков сервиса теперь не 12, а 18 знаков. Новые знаки: «Милиция», «Зона приёма радиостанции, передающей информацию о дорожном движении» и «Зона радиосвязи с аварийными службами», «Бассейн или пляж» и «Туалет».

В группе знаков «Дополнительной информации» появились таблички, которые в сочетании со знаком «Место стоянки» обозначают перехватывающие стоянки, совмещённые со станциями метро или остановками наземного городского транспорта

а также табличка «Тип тележки транспортного средства», применяемая со знаком, ограничивающим нагрузку на ось, для указания числа сближенных осей транспортного средства, для каждой из которых приведённая на знаке величина является наиболее допустимой.

Дорожные знаки относятся к одной из наиболее динамичных групп технических средств организации дорожного движения. Развитие транспорта, специфика дорожного движения выдвигают новые требования, для успешного удовлетворения которых вводятся новые дорожные знаки.

Если в 1903 г. на дорогах нашей Родины применялось всего 4 дорожных знака, предупреждавших водителей самоходных транспортных средств о возможной опасности, то в настоящее время на улицах и дорогах России применяется более двух с половиной сотен дорожных знаков восьми групп, подробно регламентирующих практически все стороны дорожного движения.

Тема: История дорожных знаков.

Цель урока : познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки.

Оборудование : брошюры ПДД, плакаты с дорожными знаками.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

  • Для чего нужны дорожные знаки?

  • Где и как устанавливаются дорожные знаки?

  • Как вы думаете, когда появились первые дорожные знаки?

  1. История дорожных знаков.
Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояния. Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме у здания форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенским – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста». При Петре I строительство дорог в России резко возросло. На больших дорогах (большаках) стали устанавливать верстовые столбы и окрашивать их полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были хорошо видны.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках, делать на них надписи, объясняющие, куда какая дорога ведет. Ставили столбы на границах уездов, на них делались надписи с названиями уездов. Между селами также устанавливали небольшие столбы с указателями, какое село должно отвечать за состояние того или иного участка дороги. На опасных участках дороги устанавливались надолбы. Дороги, на которых ставили столбы, назывались столбовыми, на второстепенных дорогах столбов не было.

Но когда по дорогам вместо саней, колясок и телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно, что ездить быстро и без аварий можно лишь в том случае,если шоферу помогают другие дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои знаки, изготовляли их дорожные органы, каждый на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители одной страны редко ездили в другую, то такое положение еще можно было терпеть. Но когда автомобильные сообщения между странами получили большее развитие, возникла необходимость введения международных дорожных знаков.

Попытка ввести единые международные знаки была предпринята еще в 1909 году. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака.

Эти знаки круглой формы имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках для обозначения тех же видов опасности.

В 1968 году на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 году принят новый ГОСТ, который устанавливал 7 групп дорожных знаков

Дорожным знакам присвоены номера, состоящие из цифр. Первое число – номер группы, к которой принадлежит знак; второе – порядковый номер знака в группе. Для знаков, имеющих одинаковое смысловое значение, сохраняется общий порядковый номер, а разновидности этих знаков обозначены цифрами, разделенными между собой точками.

Предупреждающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Какие знаки информируют о пересечении дорог (с трамвайной линией, с равнозначной дорогой, с круговым движением)?

Какие знаки предупреждают об изменении направления дороги? («Опасный поворот», «Опасные повороты»).

Какие знаки предупреждают о состоянии дороги? («Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Выброс гравия»).

Какие знаки предупреждают о появлении на дороге людей и других препятствий? (Ремонт дороги, выезд на набережную, приближение к разводному мосту, 1.20 «Пешеходный переход», «Дети»).

Знаки приоритета.

Как делятся дороги по своему значению? (Главные и второстепенные). Каково общее значение знаков приоритета? Устанавливают очередность проезда перекрестков, где кто-то должен уступить дорогу.

Знаки данной группы устанавливают очередность проезда только на перекрестках? Также очередность проезда узких участков дорог.

В этой группе есть единственный восьмиугольный знак; какой и каково его значение? Запрещающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Приведите примеры запрещающих знаков.

Все ли знаки этой группы запрещают движение? Есть знаки, запрещающие обгон, стоянку, остановку, ограничивающие максимальную скорость, а также знаки. информирующие о конце каких-либо ограничений).

Предписывающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Какие знаки разрешают движение только в определенных направлениях? Какие знаки разрешают движение только с определенной скоростью? Какие знаки разрешают движение только определенным участникам движения?

Информационно-указательные знаки.

Какова их форма, цвет, общее значение? Приведите примеры знаков и расскажите о чем они «говорят». Какие знаки данной группы являются знаками для пешеходов?

Знаки сервиса.

Какие это знаки и зачем они нужны? Приведите примеры. Знаки дополнительной информации. Как по-другому называют эти знаки? (Таблички). Каково их значение? Могут ли эти знаки применяться самостоятельно? Только вместе с другими знаками. Какие знаки данной группы можно объединить по видам транспортных средств? Какие знаки данной группы можно объединить по времени действия?


  1. Закрепление. Тестирование «Как я знаю дорожные знаки»

Сможем ли мы когда-нибудь победить дорожные пробки?

  • Катя Москвич
  • BBC Future

Автор фото, AP

Пробки на дорогах стали головной болью для жителей многих современных мегаполисов. Но существует ли кардинальное решение этой проблемы? Могут ли Москва, Лондон или Сан-Паулу полностью избавиться от пробок?

Ежедневное попадание в затор по дороге на работу и с работы, бесконечные задержки на автомагистралях в начале праздников – пробки на дорогах стали вечным проклятием автомобилистов. И если вы сегодня с утра в плохом настроении из-за того, что добирались до работы слишком долго, вспомните о судьбе водителей бразильского города Сан-Паулу. По данным городского агентства по управлению движением транспорта, как-то в вечерний час пик в мае этого года общая длина пробок там достигла 344 км.

Пробки не только нарушают наши планы. Они – основной источник загрязнения воздуха, что негативно отражается на здоровье каждого из нас. По данным Центра анализа рисков Гарвардского университета, пробки в 83 крупнейших городах Соединенных Штатов стали причиной более 2200 случаев преждевременной смерти в 2010 году и увеличили затраты на общественное здравоохранение на 18 млрд долларов.

А ведь есть еще экономические издержки, связанные с потерянными в пробках часами (рабочими и нерабочими) и с задержкой доставок. Водители в 10 американских городах с самым перегруженным движением ежегодно проводят в пробках около 42 часов, неся убыток на более чем 121 млрд долларов.

Разумеется, проблема не нова. В период автомобильного бума 1960-х градостроители видели только одно, казалось бы, очевидное решение: строить больше дорог и делать их более широкими. Но это не сработало. Чем больше дорог строилось, тем больше автомобилей на них появлялось. К примеру, исследование, проведенное в Калифорнии в 1997 году, показало, что как бы ни увеличивалась пропускная способность дорог, понадобится всего пять лет, чтобы уровень их загрузки достиг 90%.

Подпись к фото,

Пробка на Варшавке — одна из визитных карточек российской столицы

Каждый город – будь то Лондон, Пекин, Москва или Нью-Йорк – имеет свой уникальный набор транспортных проблем, однако есть и общие моменты. Во-первых, вместо того чтобы совершать совместные поездки или использовать велосипед, многие предпочитают ездить на собственной машине, причем в одиночестве. Во-вторых, до трети автомобилей на дорогах – это водители, ищущие место для парковки. Кроме того, существует и человеческий фактор: большинство из нас — просто не очень умелые водители.

Так в чем же состоит решение? Некоторые планировщики дорожного движения делают ставку на карпулинг (от англ. carpooling — совместное использование автомобилей на определенных маршрутах – Ред.), на расширение сети перехватывающих (собирающих) парковок, а также улучшение работы общественного транспорта.

В ряде городов прибегли к более жестким методам — таким как запрет на вождение автомобилей в определенные дни, поочередно распространяющийся на машины с номерными знаками, которые заканчиваются, скажем, на четные или нечетные числа.

Агрессия против нерешительности

Первым шагом может стать понимание того, что является главной причиной заторов. Это, казалось бы, очевидно – узкие места на дорогах и скопление автомобилей. Тем не менее, некоторые пробки, на первый взгляд возникающие спонтанно, могут быть вызваны так называемым эффектом бабочки, когда всего один водитель вдруг делает ничем не оправданный маневр – например, резко перестраивается в другой ряд. Автомобилям, едущим за ним, приходится резко тормозить, что вызывает цепную реакцию, мгновенно приводящую к образованию пробки на трассе.

Автор фото, ThinkStock

Подпись к фото,

В пробках мы теряем многое, не только терпение

Исследование, проведенное в находящемся в Атланте Технологическом университете штата Джорджия, видит проблему в сочетании агрессивных водителей (едущих слишком быстро и слишком близко к машине впереди) и робких водителей, соблюдающих слишком большую дистанцию. И первые, и вторые заставляют других водителей тормозить, в результате чего движение замедляется еще больше, вплоть до полной остановки.

Ученые пытались смоделировать транспортные потоки, ища аналогии в том, как текут жидкость или газ, перемещаются птицы или лыжники. Однако, считает Габор Орос из Университета штата Мичиган, «хотя подобные аналогии помогают понять кое-какие закономерности, становится все более и более очевидным, что транспортные потоки не похожи ни на какие другие потоки в ньютоновской Вселенной».

Поскольку большая часть машин на дороге – это те, чьи водители ищут место для парковки, в некоторых городах пытаются управлять дорожным движением, используя датчики для определения того, занято конкретное место на улице или на автостоянке или свободно.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Бейруту тоже не чужды пробки. Правда, только накануне праздника

Если связать эти умные датчики с системой, которая быстро и эффективно направляет водителей на свободные парковочные места, есть надежда, что это снизит уровень загруженности дорог. Первым такие датчики опробовал Сан-Франциско. Не отстает от соседа и Лос-Анджелес. Сегодня оба города обслуживает ACS, дочерняя компания корпорации Xerox.

Два года назад в Москве протестировали провайдеров «умной парковки», и сейчас в городе используется система, разработанная компанией Worldsensing, помогающая водителям быстрее находить свободные места. По оценке Миши Долера, профессора Королевского колледжа в Лондоне и одного из основателей этой компании, Москва на сегодняшний день является мировым лидером по количеству умных парковочных мест. Здесь их почти 20 тысяч.

Количество пробок сократилось, отмечает Долер, «в основном потому, что люди получают информацию об отсутствии места для парковки и стараются держаться подальше от узеньких улочек с односторонним движением в центре города».

Цепная реакция

Однако чтобы положить конец проклятию перегруженных городских улиц, нужно что-то более радикальное. Что если начать не с дорог, а с автомобилей?

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Google интересует многое — в том числе создание самоуправляемого автомобиля

Используя беспроводную связь «машина-машина», автомобили могли бы «разговаривать» друг с другом, делая движение транспортного потока более равномерным. «Во многих случаях причиной заторов на дорогах становится поведение людей, – утверждает Орос. – Мы реагируем на движение транспортных средств, находящихся непосредственно перед нами, с некоторой задержкой. Другие водители тоже жмут на тормоз, усиливается неравномерность движения. В результате цепной реакции, распространяющейся вдоль всего потока транспорта, движение останавливается».

Но если бы автомобили могли взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени, эту неравномерность можно было бы сгладить. «Ваш автомобиль мог бы отслеживать движение машины, находящейся в пяти автомобилях впереди вас, и заранее подготовиться к тому, что произойдет – например, начав тормозить раньше, но менее резко, – рассказывает Орос. – Полученная информация доводится до сведения водителя (например, в виде рекомендации по скоростному режиму) или используется системами управления автомобиля».

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Пересадить водителей на общественный транспорт можно. Но не превратится ли это в ежедневный кошмар?

В настоящее время Орос руководит размещением экспериментальной модели системы безопасности на почти трех тысячах транспортных средств, оснащенных GPS-устройством, каждые 100 миллисекунд передающим свои координаты и информацию о скорости, с которой едет машина.

Есть и другие идеи. Израильский стартап Waze, в прошлом году купленный компанией Google, для более рационального использования перегруженных дорог применяет краудсорсинг, помощь онлайнового сообщества. Навигационное приложение Waze для смартфонов работает как социальная сеть для водителей. Оно предлагает своим пользователям не только мобильную карту, но и получаемую от других водителей в режиме реального времени обновленную информацию о пробках, дорожных работах и авариях.

«Waze использует переулки, проселочные дороги и пустые «карманы», прокладывая маршрут через наименее перегруженные участки дороги и, таким образом, минимизируя трафик на главной магистрали», – говорит пресс-секретарь компании Waze Джули Мосслер.

Автомобили, сбивающиеся в стаи

Компания Urban Engines предпочитает несколько иной подход. «Мы разработали для пассажиров онлайн-игру с вариантами поездки и поощрениями, получатели которых выбираются случайным образом с помощью мини-лотереи. Цель этой игры – стимулировать изменения в поведении пассажиров, в том числе переход от поездок в часы пик к поездкам в непиковое время», – рассказывает Шива Шивакумар, один из основателей и главный исполнительный директор Urban Engines.

Подпись к фото,

В Лондоне за въезд в центр города приходится платить

За последние два с половиной года компания провела в крупных городах, включая Бангалор и Сингапур, предварительные исследования того, как повлияет ее подход на работу общественного транспорта и поведение водителей автомобилей. В результате каждый шестой участник «игры» Urban Engines в Бангалоре и каждый восьмой в Сингапуре перестал пользоваться автомобилем в часы пик.

Еще одним способом избавиться от пробок, как полагают некоторые, может стать автоматизация самого процесса вождения. Недавно компания Google представила свой собственный прототип полностью автономного самоуправляемого автомобиля, которому не нужен водитель.

По словам Долера, «автоматизация вождения в городах позволит формировать автотранспортные колонны (более плотные цепочки автомобилей). При условии, что общее количество автомобилей будет контролироваться, это позволит существенно уменьшить количество пробок». Другие, однако, считают, что этого надолго не хватит – надо предложить людям больше причин для отказа от использования автомобиля. «Единственным эффективным долгосрочным решением является улучшение условий для других способов передвижения – пешком, на велосипеде, и в особенности — создание высококачественного общественного транспорта», – утверждает Тодд Литман, глава находящегося в канадском городе Виктория Института транспортной политики.

Подпись к фото,

…Но и плата за проезд в центр города не спасает Лондон от пробок

Одним из инструментов может стать увеличение платы за пользование дорогами, если водители выезжают в час пик. В таких городах, как Сингапур, Лондон и Стокгольм, этот метод уже успешно используется. Стимулом, в свою очередь, может стать разветвленная система общественного транспорта – дополнительные полосы для движения автобусов, более удобные железнодорожные станции и даже такие, казалось бы, мелочи, как держатели для стаканов и Wi-Fi на борту пригородных автобусов, полагает Литман.

Кроме того, добавляет он, такое решение может быть реализовано в течение считанных месяцев. Это обычная практика во время крупных мероприятий, таких как Олимпийские игры и чемпионаты мира, когда города отдают часть дорожных полос под транспорт для спортсменов, тренеров и официальных лиц, благодаря чему они вовремя прибывают на место проведения соревнований.

«Во время зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере не было никаких транспортных проблем, – добавляет Литман, — и даже состоятельные пассажиры, такие как мой шурин — адвокат, работающий в самом центре города, — прекрасно добирались на работу на автобусе. Тем не менее, после того как Игры закончились, все вернулось на круги своя, в том числе и проблема пробок».

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Нью-Йорк. На воде пока свободно. Но это только пока…

Возможно также, что пришла пора вернуться к практике «доавтомобильных» времен, когда важными внутренними путями для транспорта в таких странах, как Великобритания и Швеция, были реки и озера.

Карл Гарме, научный сотрудник Королевского технологического института в Стокгольме, в настоящее время проводит исследование, получившее название Waterway 365 («Водный путь 365»). При финансовой поддержке Шведской морской администрации Гарме сначала хочет изучить факторы, имеющие ключевое значение для использования водных путей «в качестве инфраструктурного ресурса для общественного транспорта и городских логистических систем 365 дней в году».

Ванкувер, Сидней и Стамбул уже превратились в города, эффективно использующие водные пути. «Вопрос не стоит так – либо суша, либо вода. Надо присоединять имеющиеся водные пути к имеющейся транспортной системе, а при планировании новых предусматривать для них то же самое, – говорит Гарме. – Человек, совершающий поездку, должен без каких-либо затруднений пересаживаться с пригородного поезда на метро, катер, автобус или любой другой вид транспорта – желательно, даже не задумываясь о средствах передвижения, а просто используя маршрут, предложенный программой в его смартфоне».

Похоже, что даже если решение проблемы будет найдено, мы еще не скоро сможем наслаждаться его плодами. Впрочем, если хотя бы некоторые из описанных здесь новых идей будут иметь успех, времена огромных пробок в Сан-Паулу и Москве рано или поздно станут достоянием истории.

 08.11.1968. О дорожных знаках и сигналах

Вена, 8 ноября 1968 года(Вступила в силу для Республики Узбекистан 17 января 1995 года)Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1
Определения