Дорога что это – проезжая часть, дорога, обочина, разделительная полоса с комментариями и картинками

Содержание

Дорога — это… Что такое Дорога?

Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры.

Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса и пространство в пределах установленного габарита.

Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение

автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

История

Дороги в древние времена

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э.

Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, империи Ахеменидов.[1] В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 км. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.

[1]

К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.

Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме.

[1]

Римские дороги

К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312—244 годы до н. э.) и Фламиниева дорога (220 год до н. э.).[1] Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.

Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м.

[1] Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы, в горах сооружались тоннели.

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.

Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы.[1] Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима. Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима.

На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.

Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Диане, защитнице дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.

Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.

Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км.[1] В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима.[1] Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.

Дороги инков

В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина которой составляла 16 тыс. км.[1] Дороги инков охватывали всю империю Инков, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 км. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.

Дороги в Средние века

После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение, например, в Киевской Руси важное значение имел торговый путь «из варяг в греки». Дорожные работы в Средние века в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов.[1]

В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад.[2]

В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей.

[1]

Дороги в Новое время

Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых. Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 км. Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.[1] В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны.[1] В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог».

[1] В дальнейшем оно получило мировую известность.

В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 годах привели к распаду системы дорожных трестов.

Постепенное совершенствование повозок в XVI—XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных. Для них существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж — камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания.

[1] Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании — Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта.[1]

В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 см, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания.[1] Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.[1]

Дороги в Новейшее время

В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта. Использование автомобилей выдвинуло новые требование к дорожному покрытию. Ещё в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип покрытия — беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании).[1] В 1902—1914 годах на дороге из Ниццы в Монте-Карло швейцарским врачом Э. Гуглильминетти проведена поливка каменноугольным дёгтем и засыпка песком.[1] В дальнейшем дорожное покрытие связано с применением вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал новый тип покрытия — асфальтобетон.[1]

Изменились также методы прокладки дорог: от длинных прямых дорог, которые были характерны ещё для римских дорог, перешли к клотоидным трассам — кривым с плавно меняющейся кривизной с короткими прямыми участками.[1]

Автомобильная дорога

Дорога, предназначенная для автомобилей и перевозок грузов. Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.

История дорог в России

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославич приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду).[1] Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).[1]

Картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 год)

В XVII веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили следующие основные дороги:

Аналогичные сети складывались вокруг крупных городов. Из Переяславля выходили дороги на Кашин, Романов, Углич и Юрьев-Польский. Из Троице-Сергиева монастыря — на Дмитров, Кашин, Углич, Александровскую слободу.[1]

Присоединение Сибири потребовало строительство дорог в восточную часть страны за Урал, первой из которых стала Бабиновская дорога через Урал из Европейской части России в Сибирь от Европейской части до Верхотурья. Дорога открыта в 1597 году, утратила своё значение после открытия в 1763 году Сибирского тракта.

В 1574—1711 и 1720—1730 годах регулярными дорожными перевозками заведовал Ямской приказ.[1]

Активно развиваться дорожное строительство в России начало при Петре I. В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж (дилижанс). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.[1]

В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей, осуществлявшейся по чину согласно Табели о рангах.

В 1913 году в России насчитывалось 726 тыс. верст дорог, в том числе в европейских губерниях — 469 тыс. верст (из них 16 тыс. верст шоссейных и 4,6 тыс. прочих мощёных), в Сибири — 109 тыс. верст (шоссейные отсутствовали), остальная протяжённость дорог приходилась на Польшу, Кавказ, Среднюю Азию.[3]

В 1837 году в России появилась первая железная дорога общего пользования: Петербург — Царское Село — Павловск. Вскоре после её сооружения началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву, законченное в 1851 году.[4] Во второй половине XIX века в России наступил железнодорожный бум, проложены железнодорожные магистрали до всех крупных городов. В результате дороги для конного транспорта утратили своё прежнее значение и стали второстепенными подъездными путями к железнодорожным станциям. Обязанности по поддержанию дорог в хорошем состоянии были переданы земствам, что привело из-за их ограниченных средств к ухудшению состояния и способствовало отсталости России в дорожном хозяйстве.[1]

К 2008 году протяжённость автомобильных дорог в России составляла 940 тыс. км, в том числе 754 тыс. км с твёрдым покрытием. Эксплуатационная протяжённость железных дорог составила 86 тыс. км.[5]

Левостороннее и правостороннее движение

Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении

Наличие левостороннего либо правостороннего движения зависит от конкретной страны.[6] В странах с правосторонним движением дорожные знаки расположены в основном на правой стороне дороги, на перекрёстках с круговым движением движение осуществляется против часовой стрелки, пешеходы при переходе через дорогу с двухсторонним движением сначала смотрят налево[7], в странах с левосторонним движением — наоборот.

Примерно 34 % мирового населения живут в странах с левосторонним движением (к их числу относятся Австралия, Великобритания, Индия, ЮАР, Япония и др.), 66 % — в странах с правосторонним. По протяжённости дороги с правосторонним движением также лидируют — 72 %.[8] Отдельные страны могут переходить с одного типа движения на другое: например, в 1967 году Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение, в 2009 году в Самоа произошёл обратный переход.[9]

Длина автодорог по странам

Песни о дорогах

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

дорога — это… Что такое дорога?

Морфология: (нет) чего? доро́ги, чему? доро́ге, (вижу) что? доро́гу, чем? доро́гой, о чём? о доро́ге; мн. что? доро́ги, (нет) чего? доро́г, чему? доро́гам, (вижу) что? доро́ги, чем? доро́гами, о чём? о доро́гах

1. Дорога — это длинная полоса земли, которая соединяет какие-либо два места и по которой можно ездить из одного места в другое.

Обочина дороги. | Пересечение дорог. | Движение на дорогах. | Дорога уходила в горы. | Дорога вела к вокзалу.

2. Железная дорога — это рельсовый путь, по которому ездят поезда.

Октябрьская железная дорога. | Железная дорога в десяти километрах от нашего города.

3. Дорога — это путь, по которому происходит передвижение, сообщение.

Канатная дорога. | Речная дорога.

4. Дорогой называют место, через которое вы идёте или едете.

Катя шла по коридору, а он ей преградил дорогу. | Дайте мне дорогу!

5. Если вы уступаете дорогу, значит, вы даёте кому-либо пройти или проехать.

Он уступил дорогу белым жигулям.

6. Дорогой называют возможность получить доступ куда-либо.

Отныне дорога в большой бизнес для него закрыта.

7. Если вы пробиваете (прокладываете) себе дорогу куда-либо, значит, вы собственными усилиями и трудом добиваетесь своей цели.

Истинный талант когда-нибудь пробьёт себе дорогу. | Банки прокладывают себе дорогу на крупные финансовые рынки.

8. Если кто-либо или что-либо стоит у вас на дороге (поперёк дороги) или преграждает вам дорогу, значит, они являются препятствием, помехой в вашей деятельности.

Он расправлялся с каждым, кто стоял у него на дороге. | Эта история преградила ему дорогу в высшие политические круги.

9. Если кто-либо перебегает (переходит) кому-либо дорогу, значит, он берёт себе то, на что кто-либо рассчитывал.

— Почему она рассталась с Вадимом? — Говорят, родная сестра дорогу перешла.

10. Дорогой называют путешествие, поездку.

Мы три дня находились в дороге. | В дороге она тяжело заболела.

11. Если вы устали с дороги, значит, вы устали после поездки.

Они так устали с дороги, что теперь спят. | Отдохните с дороги.

12. Если вы едите, пьёте и т. п. на дорогу (дорожку), значит, вы делаете это перед поездкой.

Съешь бутерброд на дорожку.

13. Дорогой называют направление, маршрут, по которому вы движетесь.

Сбиться с дороги. | Потерять дорогу. | Ты знаешь дорогу к станции?

14. Если вы заходите, заезжаете и т. п. куда-либо по дороге, значит, вы заезжаете, заходите и т. п. туда, попутно, мимоходом.

Он забежал ко мне по дороге. | По дороге мы зашли в булочную.

15. Если вам с кем-либо по дороге, значит, вы идёте или едете в одном направлении.

Мне с ними по дороге, так что он меня подвезёт.

= по пути

16. Дорогой называют направление чьей-либо деятельности, путь в жизни или профессии.

Он долго искал свою дорогу в науке.

17. Если вы нашли, выбрали свою дорогу (в жизни), значит, вы нашли, выбрали своё призвание.

Он старался помочь младшему брату найти дорогу в жизни. | Свою дорогу он выбрал сам.

18. Если вы идёте, следуете и т. п. своей дорогой, значит, вы поступаете, действуете так, как считаете нужным, не зависите ни от кого.

Каждый из нас после института пошёл своей дорогой.

19. Если кто-либо вышел на большую (широкую) дорогу, значит, этот человек достиг успеха и известности своим талантом.

20. Если вам не по дороге с кем-либо, значит, вы не разделяете его взгляды, интересы и т. п.

Мне с тобой не по дороге: ты любишь рок-н-ролл, а я классическую музыку.

= по пути

21. Если чьи-либо дороги разошлись, значит, этих людей не связывают больше общие дела, интересы, взгляды и т. п.

После школы их дороги разошлись.

22. Дорогой называют средство достижения какой-либо цели.

Наличие золотой медали — прямая дорога в вуз.

23. Если вы делаете что-либо всю дорогу, значит, вы делаете это постоянно; разговорное выражение.

Почему всю дорогу тебе должны помогать родители? | Она всю дорогу обижается на меня.

24. Если вы говорите, что что-либо или кто-либо на дороге не валяется, вы имеете в виду, что они представляют собой ценность и их трудно найти, получить.

Хорошие специалисты на дороге не валяются. | Такие картины на дороге не валяются.

25. Вы говорите скатертью дорога, когда хотите сказать, что если кто-либо хочет уйти, его никто не станет удерживать и просить остаться.

Уезжаешь? Ну и скатертью дорога!

26. Если вы говорите о ком-либо туда ему и дорога, вы имеете в виду, что с ним произошло то, что он заслужил, и о нём не стоит жалеть.

— Ты слышал, Петра посадили? — Туда ему и дорога, сам виноват.

доро́женька

dic.academic.ru

Что такое автомобильная дорога? | Проект Сервис

Что такое автомобильная дорога? Два наиболее важных документа определяют эти понятия.

  • «Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог»

ФЗ-257 Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности

Федеральный закон №257 освещает это понятие с правовой стороны, а СП[1] 34.13330.2012 Автомобильные дороги Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* — с инженерной точки зрения.

  • «Автомобильная дорога – комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а так же участки земель, представленных для их размещения»

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги

Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

Стоит обратить внимание, что автомобильная дорога – это не просто «проезжая часть», непосредственно по которой происходит движение автотранспортных средств, но и земляное полотно, кюветы, полосы отвода, искусственные сооружения (мосты, путепроводы, транспортные развязки, водопропускные трубы и т.д), элементы обустройства автомобильных дорог ( освещение, ограждения, знаки и т.д)

Согласно СП 34.13330.2012 каждая автомобильная дорога в РФ в зависимости от назначения в общей транспортной сети и от размеров расчетной интенсивности движения подразделяется на категории.

Дороги I-ой категории с многополосной проезжей частью предназначены для скоростных перевозок грузов и пассажиров, связывают основные экономические районы и крупные города.

Федеральные автомобильные дороги II-ой и III-ей категории служат для дальних автомобильных сообщений между отдельными объектами РФ.

Дороги IV-V-ой категорий, в свою очередь, представляют собой основную сеть дорог, по которым выполняется основной объем перевозок в пределах области или района.

Рис. 1 Процентное соотношение автомобильных дорог, в зависимости от их категорий, в РФ

Именно категория определяет размеры геометрических элементов дороги: ширина полосы, ширина обочины, общее количество полос движения, а так же исходные данные для проектирования: расчётные скорости (Таблица №2), радиусы кривых в плане и профиле (т.е. радиусы поворотов и подъемов и спусков) и т.д.

В таблице №1 представлены категории автомобильных дорог, согласно действующему ГОСТ 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» и параметры элементов:

Таблица № 1

Параметры элементов автодорогиКласс автомобильной дороги
АвтомагистральСкоростная автодорогаОбычная автодорога (нескоростная автодорога)
Категории
IIIIIIVV
Общее число полос движения, штук4 и более4 и более4 и более4 или 2221
Ширина полосы движения, м3,753,753,5-3,753,5-3,753,25-3,53,0-3,253,5-4,5
Ширина обочины(не менее), м3,753,753,25-3,752,5-3,02,0-2,51,5-2,01,0-1,75
Ширина разделительной полосы, м655
Пересечение с автодорогамиВ разных уровняхВ разных уровняхДопускается в одном уровне чаще чем через 5 кмВ одном уровнеВ одном уровнеВ одном уровнеВ одном уровне
Пересечение с ж/д путямиВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровнях
Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровнеНе допускаетсяДопускается не чаще чем через 5 кмДопускается не чаще чем через 5 кмДопускаетсяДопускаетсяДопускаетсяДопускается
Максимальный уровень загрузки0,60,650,70,70,70,70,7

Таблица №2

Категория дорогиРасчетные скорости, км/ч
ОсновныеДопускаемые на трудных участках местности
пересеченной[2]горной
IA15012080
12010060
IB1008060
II12010060
III1008050
IV806040
V604030

Обратим внимание на некоторые пункты в Таблице №1:

  1. Согласно ГОСТ 52399-2005, пересечение с ж/д путями для всех категорий для всех категорий дорог предусмотрены в разных уровнях, исходя из условий безопасности движения.

Ж/д переезды в одном уровне — одно из опаснейших мест на автомобильной дороге, в связи с тяжестью ДТП и опасностью крушения поездов. Единственным эффективным путем является переустройство пересечения в разных уровнях. Тем не менее высокая стоимость таких пересечений, сложность постройки в условиях интенсивного движения по ж/д дорогам еще долгие годы обусловит существование переездов через ж/д дороги в одном уровне даже на дорогах I-III категорий.

В СП 34.13330.2012 п. 6.31 О пересечениях говорится:

«Пересечение автомобильной дороги категории I-III с ж/д дорогами предусматривают в разных уровнях.

Пересечение автомобильной дороги категории IV-V с ж/д дорогами предусматривают в разных уровнях из условий безопасности движения при:

  • Пересечение трех и более главных путей; или когда пересечение располагается на участках ж/д дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки
  • При необеспеченной видимости или расположении пересек ж/д дорог в выемках

[1] СП-Свод Правил

[2]Пересеченная местность – местность, «изрезанная» оврагами, равнинными реками, холмами

projectservice.spb.ru

Значение слова ДОРОГА. Что такое ДОРОГА?

ДОРО́ГА, -и, ж.

1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу.[Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. Лермонтов, Княжна Мери. [По равнине] пролегало множество дорог, и все они сходились к одному месту на востоке. По дорогам шли и ехали люди. Короленко, Сон Макара. За рекой виднелась черная мокрая дорога, исчезающая в недалеком лесу. Бек, Волоколамское шоссе. || чего или какая. Место, пространство, по которому происходит передвижение, сообщение. Водная дорога. Воздушная дорога. Голубые дороги каналов. || След в виде полосы, оставляемый кем-, чем-л. движущимся. Я смотрел на — руль корвета и видел пенистые дороги, что тянулись некогда за ним по туманным морям. Они очень долго не исчезали, эти дороги, эти прочерченные корабельным килем следы. Паустовский, Героический юго-восток.

2. Место для прохода, проезда. Встать на дороге.Чтобы пробраться к ручью, надо было топором прочистить себе дорогу через зелень. Миклухо-Маклай, Путешествия. Бобров увидел, как между экипажами быстро образовалась широкая дорога и как по этой дороге проехал на своей тройке серых лошадей Квашнин. Куприн, Молох. || перен. Доступ куда-л., возможность проникнуть куда-л. В большой свет ему [Стахову] не было дороги. Тургенев, Накануне. Песня за стеной росла, певцы воодушевлялись, их голоса звучали смелее и громче, жалобные звуки нашли дорогу в грудь Ильи. М. Горький, Трое.

3. Путешествие, поездка. Утомительная дорога. Веселая дорога. Запасти провизии на дорогу. Написать письмо с дороги.[Аня:] Я не спала в дороге четыре ночи. Чехов, Вишневый сад. Всю дорогу Леня не отходил от окна вагона. Паустовский, Рождение моря.

4. Направление, путь следования. Сбиться с дороги.Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома. Чехов, Беглец. Мы, по дороге домой, вышли на опушку леса. М. Горький, В людях. На первом перекрестке их дороги расходились. В. Попов, Сталь и шлак. || перен.; с определением. Направление деятельности, путь развития. Пушкин пошел по совершенно новой дороге, предавшись искусству в исключительном значении этого слова. Белинский, Русская литература в 1844 г. [Треплев:] Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Чехов, Чайка. Перед каждым человеком теперь открывается широкая дорога для его стремлений, для его счастья и благополучия. Макаренко, Книга для родителей.

5. перен.; с определением. Средство к достижению чего-л. Упорный труд — верная дорога к знанию.Война была единственной дорогой к власти, Карл [XII] это понимал. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Большая дорога см. большой.
Железная дорога см. железный.
Канатная дорога — сооружение, предназначенное для перевозки грузов (реже пассажиров) в вагонетках, подвешенных к стальному проволочному канату и передвигающихся по нему.
Столбовая дорога см. столбовой1.
Скатертью дорога см. скатерть.
Туда и дорога кому — получил по заслугам, нечего жалеть.
По дороге — 1) мимоходом, заездом, попутно. Но прежде чем к князю, по дороге надо заехать к Ивиным. Л. Толстой, Юность; 2) в одном и том же направлении. Кружан и Рябинин вместе вышли на улицу. Им было по дороге. Горбатов, Мое поколение; 3) перен. ( с кем) об общих стремлениях, общей цели.
Дать (или уступить) дорогу кому — 1) отойти в сторону, дав место для прохода, проезда; 2) предоставить 433 возможность действовать, выдвинуться в какой-л. области.
Забыть дорогу куда см. забыть.
Заказать дорогу куда см. заказать2.
Заступить дорогу кому см. заступить.
Знать дорогу — уметь находить доступ куда-л.
Идти своей дорогой см. свой.
Перебить (или перейти, перебежать и т. п. ) дорогу — захватить, перехватить то, на что рассчитывал другой.
Встретиться (или столкнуться) на узкой дороге см. узкий.
Выбиться на дорогу см. выбиться.
Вывести на дорогу см. вывести.
Пробить себе дорогу см. пробить.
Проложить себе дорогу см. проложить.
Стать (или встать, стоять) на дороге чьей; стать (или встать, стоять) поперек дороги кому — быть препятствием кому-л. в чем-л., мешать.
Стоять на плохой (или дурной) дороге; стоять на хорошей (или правильной) дороге см. стоять.
На дороге не валяется см. валяться.

kartaslov.ru

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — это… Что такое АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА?


АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА, дорога, сооруженная или приспособленная для движения автомобильного транспорта. Основные элементы автомобильной дороги: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и дорожной одеждой, искусственные сооружения. Автомобильные дороги оборудуют дорожными знаками и эксплуатационными сооружениями (автовокзалы, заправочные станции и пр.). Различают автомобильные дороги 5 категорий (по расчетной интенсивности движения). Расчетная скорость по автомобильной дороге 1-й категории 150 км/ч, 5-й категории 60 км/ч.

Современная энциклопедия. 2000.

  • АВТОМОБИЛЬ
  • АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ

Смотреть что такое «АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА» в других словарях:

  • Автомобильная дорога — Автомобильная дорога. Однополосная, местного значения. АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА, дорога, сооруженная или приспособленная для движения автомобильного транспорта. Основные элементы автомобильной дороги: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Автомобильная дорога — Для термина «Дорога» см. другие значения. Извилистая дорога на подъезде к Больцано …   Википедия

  • автомобильная дорога — 3.3 автомобильная дорога : Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами которого являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • автомобильная дорога — специально обустроенная или приспособленная для движения автомобильного транспорта полоса земли. Представляет собой сложное инженерное сооружение. Состоит из нескольких основных элементов: земляного полотна проезжей части, обочины или тротуара,… …   Энциклопедия техники

  • Автомобильная дорога — 1) автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные… …   Официальная терминология

  • АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — дорога, сооружённая или приспособленная для движения автомоб. транспорта. Осн. элементы А. д.: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и дорожной одеждой, искусств. сооружения. А. д. оборудуют дорожными знаками и эксплуатац. сооружениями… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Автомобильная дорога —         комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей; пока… …   Большая советская энциклопедия

  • Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки. Источник: Справочник дорожных… …   Строительный словарь

  • Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Автомобильная дорога — комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы, трубы, система водоотвода, дорожные знаки, защитные устройства, площадки отдыха, средства связи, другие элементы благоустройства, здания и сооружения дорожной… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Книги

  • Прощай, дорога!, Хироси Сунада, Хироси Сунада вошел в японскую детскую литературу как писатель-реалист, сочувствующий социализму. Писатель рассказывает детям о многих серьезных социальных проблемах, стоящих перед… Издатель: Детская литература, Подробнее  Купить за 220 руб
  • Побег с Колымы. История реального побега из ГУЛАГа, Алексей Алексеевич Ратушный, Чтобы сбежать успешно, необходимо правильно в ГУЛАГ попасть! Но какой путь попадания лучший? Море? Железная дорога? Автомобильная трасса? Самолёт?… Издатель: Издательские решения, Подробнее  Купить за 160 руб электронная книга
Другие книги по запросу «АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА» >>

dic.academic.ru

дорога — это… Что такое дорога?

1. Путь сообщения.

О дальности, направлении; о ширине, наличии или отсутствии изгибов.

Ближняя, большая, вихлявая (простореч.), глухая, далекая, дальняя, длинная, долгая, змеистая, извивистая (устар.), извивная, извилистая, излучистая (устар.), короткая, малая, обратная, окольная, петлистая, петлястая (разг.), прямая, прямоезжая (нар.-поэт.), ровная, узкая, чужедальняя (устар. поэт.), широкая.

О состоянии проезжей части.

Адская (разг.), бархатная, безобразная, безопасная, битая, вязкая, гиблая (простореч.), гладкая, грязная, дурная (разг.), заросшая, зыбкая, избитая, изъезженная, колеистая, кочковатая, лютая (разг.), малоезженная, малонаезженная, мерзкая (разг.), мягкая, наезженная, накатанная, неважная, неприглядная, неровная, несносная, обледенелая, осклизлая (разг.), ослизлая, отвратительная, плохая, покойная, разбитая, разбухшая, развороченная, размоченная, размытая, разъезженная, раскисшая (разг.), расхлябанная (разг.), ребристая, скверная, скользкая, твердая, торная, тряская, убийственная (разг.), уезженная, ужасная (разг.), укатанная, ухабистая, хлипкая, хлябкая (простореч.), хорошая, худая.

О впечатлении, психологическом восприятии.

Веселая, волшебная, грустная, невеселая, очаровательная, печальная, постылая, радостная, развеселая (разг.), сказочная, скучная, тоскливая, унывная (устар.), унылая, чудесная, чудная. Черствая. Асфальтированная, безрельсовая, бетонная, булыжная, военная, воздушная, волоковая (истор.), вымощенная, главная, глинистая, горная, городская, гравийная, грейдерная, грунтовая, гудронированная, железная, запасная, каменная, канатная, караванная, колесная, кольцевая, конная, круговая, кружная, лесная, нартовая, новая, обочная, объездная, окружная, песчаная, подвесная, подземная, подъездная, полевая, прифронтовая, проселочная, профилированная, резервная, рельсовая, рокадная, санная, сельская, скотопрогонная, старая, степная, столбовая, стратегическая, трактовая, узкоколейная, хрящевая (устар.), центральная, чугунная (устар.), ширококолейная, шоссейная, этапная и т. п.

2. Жизненный путь человека, направление в развитии чего-либо.

Безвестная, большая, верная, геройская, главная, гладкая, дурная, жизненная, заветная, избитая, избранная, косая, крутая, незабвенная, новая, обходная, окольная, отцовская, памятная, правильная, проторенная, прямая, разумная, ровная, светлая, свободная, скользкая, скромная, служебная, старая, столбовая, суровая, творческая, твердая, тернистая, торная, трудная, трудовая, тяжелая, хорошая, худая, широкая. Гуртовая, утренняя, чиновная.

Словарь эпитетов русского языка. 2006.

epithets.academic.ru

Автомобильная дорога — это… Что такое Автомобильная дорога?

Автомобильная дорога

Грунтовая дорога Деревянная дорога. Похожие дороги строились кельтами в доримскую эпоху

Автомоби́льная доро́га — комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения постоянного (круглосуточного и круглогодичного) безопасного и удобного движения автомобильного транспорта с расчётными интенсивностью и скоростью, имеющие нормативные габариты и нагрузку.

Дорога включает в себя дорожную конструкцию (дорожная одежда и земляное полотно) и комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобильной дороги. Проезжая часть — часть автомобильной дороги в пределах которой происходит движение автотранспорта. Дорожная одежда — многослойная конструкция (в отдельных случаях однослойная), воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт. Требования к эксплуатационному состоянию дорог определяет ГОСТ Р 50597-93.[1] Так, например, согласно этому документу размеры выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Дорожный этикет

«Моргание» фарами

Кратковременное (меньше секунды) включение фар или кратковременное переключение с ближнего света на дальний. В общем случае сигнал подаётся для привлечения внимания. Некоторые частные случаи:

  • Встречному, двух- или трёхкратное: «Снижай скорость, будь внимателен — впереди опасность». Если вы видите, что встречные «моргают» вам фарами, то впереди вас ждёт что-то опасное — например, препятствие на дороге, которое вам придётся объезжать, огромная колдобина или сотрудник ГАИ с «феном». В любом случае — снижайте скорость заблаговременно, чтобы опасность не была внезапной. Кстати, не забудьте поблагодарить предупредившего вас водителя подъёмом ладони.В темное время суток поморгать аварийной сигнализацией или поротом в ту или иную сторону. Проехав опасное место, предупредите встречных об опасности, «поморгав» им фарами.
  • Встречному ночью: «Переключись на ближний свет, ты меня слепишь».[2]Не забывайте сами заблаговременно переключаться на ближний свет при появлении встречных автомобилей.
  • Попутному впереди: «Перестройся в правую полосу, дай обогнать», а так же «Внимание! Обгоняю!» Если водитель непосредственно позади вас «моргает» фарами — возможно, он хочет вас обогнать. С вашей стороны будет разумно уступить ему дорогу путём перестроения в правую полосу. Однако, выполняя манёвр, не торопитесь, будьте внимательны и осторожны — помните, что при перестроении обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по той полосе и опасайтесь «подстав».
  • Встречному или поперечному на перекрёстке или в месте где затруднён разъезд, однократное: «Проезжай, я уступаю дорогу».

Длительное включение фар

Продолжительное (несколько секунд) включение света фар или переключение с ближнего света на дальний. Более «сильный» сигнал, чем «моргание» (но не такой «сильный», как подача звукового сигнала).

  • Встречному, движущемуся по этой же полосе: «Освободи мою полосу!!!» Например, встречный водитель для совершения обгона выехал на вашу полосу. Вы имеете основания полагать, что встречный водитель не видел вас или неверно оценил скорость сближения. Будет разумно снизить вашу скорость, а так же привлечь внимание встречного водителя включением фар.
  • Встречному ночью: «Переключись на ближний свет, ты же меня слепишь!!!». Может подаваться, если встречный водитель игнорировал вашу просьбу («моргание» фарами) переключиться на ближний свет. Однако, стоит воздерживаться от подачи этого сигнала. Не исключено, что вы по каким-либо причинам ослеплены ближним светом встречного автомобиля. Например, водители «легковушек» (с низкой посадкой) бывают часто ослеплены ближним светом встречных фур просто потому, что у последних фары расположены гораздо выше, чем у легковых автомобилей.

Кратковременное включение указателей поворота

  • Правого, попутному сзади: «Обгоняй, дорога свободна». Обычно подаётся водителями крупногабаритных транспортных средств, двужущихся со скоростью меньше допустимой. Например, гружёная фура может двигаться со скоростью 70 км/ч по двухполосной загородной дороге. Обгон фуры затруднён — из-за её больших габаритов вам плохо видно дорогу, в то время как водителю фуры дорога отлично видна и отлично понятно ваше желание его обогнать. Водитель фуры сигналом правого поворота даёть вам знать что дорога впереди свободна и вы можете его обогнать (однако, не полагайтесь только на сигнал водителя фуры, безопасность вашего манёвра — исключительно ваша ответственность). Не забудьте поблагодарить водителя фуры после завершения обгона, помигав ему «аварийкой».
  • Левого, попутному сзади: «Сейчас обгонять опасно!» (См. предыдущий комментарий.)
  • Обоих (включение аварийной сигнализации), попутному сзади: «Спасибо!» Не забудьте поблагодарить водителя, уступившего вам дорогу или давшего себя обогнать.
  • Обоих (включение аварийной сигнализации), попутному сзади: «Выключи дальний свет, ты меня слепиш!»

Прочие сигналы

  • Поднятая открытая ладонь — встречному: «Спасибо!» Поблагодарите водителя, который уступил вам дорогу или предупредил вас об опасности поднятием руки — вам нетрудно, а ему приятно.
  • Кисть руки описывает круг и указывает вниз: «Спущена шина».
  • Указательный и средний палец указывают на оба глаза: «Ты забыл выключить дальний свет, слепишь!» (употребляется в светлое время суток, когда видно водителя. В тёмное время суток используется дальний свет (см. выше)).
  • Кукиш (водителю грузовика): «Остановись! между спаренных колёс застрял камень!» [1]
  • В ситуации, когда автобус или грузовик обгоняет в тёмное время суток, обгоняемый, коротко мигнув дальним светом, сообщает обгонявшему о том, что тот полностью (на всю дину дальномерного транспортного средства) обогнал и может возвращаться в правый ряд (Широко распространено в Европе.).

Ватикан: «Путеводитель пасторского попечения на дорогах»[3]

  • Не убей!
  • Дорога должна быть средством общения людей, а не смертельной опасностью.
  • Вежливость и осторожность помогут преодолеть непредвиденные ситуации.
  • Будь милосерден и помоги ближнему в беде.
  • Автомобиль не должен быть способом показать силу, власть или поводом для греха.
  • Водители любого возраста не должны садиться за руль, если этого не позволяет их состояние. Убедить их поможет доброжелательность.
  • Помогай близким пострадавших в автокатастрофе.
  • Водителям, виновным в авариях, и пострадавшим следует встречаться, когда они смогут это сделать, просить прощения и прощать.
  • На дороге защищай права более слабого.
  • Помни о своей ответственности за чужую жизнь!

Песни о дорогах

  • «Эх, дороги, пыль да туман…»
  • «Степь, да степь кругом, путь далёк лежит…»
  • «Дорога» — АукцЫон
  • «Песенка фронтового шофёра», слова Б. Ласкина и Н. Лабковского
  • «Дорога сна» — Мельница
  • «Дорога»-Любэ

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *