Ответственность водителей – Тема 28. Ответственность водителя. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн
Полная материальная ответственность водителя
Содержание статьи:
Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести. Эта профессия предусматривает различные риски: ответственность за нарушение ПДД, транспортируемый груз, пассажиров и возможный ущерб, нанесенный транспортному средству.
Общие положения о материальной ответственности
Согласно законодательству, работник – водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель имеет право заключать трудовой договор о материальной ответственности. При приеме на работу соглашение может быть конкретизировано, учтены непосредственные условия труда, но все положения не должны противоречить ТК РФ. Ответственность руководителя не может снижаться, а работника завышаться по отношению к стандартным положениям закона. Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей. Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.
При возникновении вопроса о материальной ответственности водителя за автомобиль комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор. В нем должна быть в обязательном порядке указана категория удостоверения, по которой рассматривается соответствие занимаемой должности. Затем проверяется выполнение служебных обязанностей, закрепленных в договоре, на предмет полной или ограниченной ответственности перед работодателем. Обстоятельства, которые влияют на возникновение и рассмотрение дела об ущербе, нанесенном работником работодателю, перечислены в ст. 232 ТК РФ:
• противоправные действия (бездействие), повлекшие убыток;
• доказанная вина;
• наличие фактического материального убытка;
• величина издержек, понесенных работодателем;
• причинно-следственная связь между проступком и наступившим уроном;
• правильность заключения трудового соглашения.
Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности. Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц. Если сумма больше, то взыскать можно только через суд. Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.
По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора. При управлении автотранспортным средством водитель отвечает исключительно за эксплуатируемую им по договору технику. В сложных ситуациях, когда решение трудового спора берет на себя суд, руководитель может заявить, что автомобиль сам по себе является ценностью. Но это не совсем так, машина служит для доставки людей или грузов, является транспортным средством, не представляющим собой цель перевозки.
Особенности материальной ответственности различных категорий водителей
У каждой категории работников есть свои должностные инструкции, которые обязательны к исполнению. Должность личного водителя руководителя предприятия подразумевает ограниченную ответственность за возможный ущерб. Большинство автомобилей имеет высокую стоимость, застрахованы по КАСКО, при наступлении страхового случая потери хозяину возмещаются полностью. Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия. Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.
Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела. Если автомобиль поврежден в результате аварии, груз пострадал полностью или частично, то для определения вины потребуются рассмотрение многих объективных причин происшествия. Вызвал ли экспедитор полицию сам, был ли трезв, принял ли меры по сохранению груза — от этих и иных факторов зависит величина наказания.
Если в досудебном или судебном рассмотрении вина будет доказана, то экспедитор понесет финансовое наказание как за автомобиль, так и за груз. Если работники доставляют груз на пару, отвечать придется в равной мере, независимо от того, кто управлял машиной. При подобных грузоперевозках заключается договор коллективного (бригадного) подряда, поэтому отвечать приходится обоим. Перевозимые грузы могут быть вручены по одноразовой доверенности, которая регламентирует исключительно прием и вручение груза, а не обслуживание его в пути следования. Подобный вариант допустим с согласия водителя, который временно выполняет обязанности экспедитора.
Трудовой договор с водителем автобуса включает в себя должностную инструкцию, содержащую указания на взыскание ущерба, причиненного по его вине. Кроме наказания за вред, возникший по причине ДТП, допускается взыскание за порчу имущества внутри салона, потерю билетной кассы или выход на линию в нетрезвом состоянии. Любые отклонения от выполнения должной инструкции при пассажирских перевозках наказываются штрафными санкциями. За нарушение ПДД водитель автобуса обязан выплачивать штраф из своей зарплаты, а при ущербе, нанесенным третьим лицам во время движения, отвечает в полном объеме.
Взыскание накладывается на предприятие, обязанное в 2 месячный срок покрыть расходы пострадавшего лица, затем возместить свои потери с виновного. Убыток взыскивается в полной мере, а не в размере одной зарплаты, если предприятие обратится в суд. Работодателю потребуется доказать, что вина наступила из-за нарушения должностной инструкции, повлекшего за собой финансовый урон собственнику. Взыскание возможно в полной мере, даже если виновник уволен по статье или по собственному желанию. Следуя судебному постановлению, исполнительный лист может быть отправлен на новое место работы или вручен лично для возмещения ущерба.
Согласно ТК РФ работника можно финансово наказать, даже если трудовое соглашение не содержит указание на материальную ответственность. Если работодатель понес убытки в случае:
• умышленного вреда собственности;
• наступления уголовной или административной ответственности виновного, установленной судом;
• в неадекватном состоянии;
• сознательном неисполнении своих служебных обязанностей.
Осознанный умысел доказывается в суде, где определяется его вид, прямой или косвенный. Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта. Косвенная вина заключается в нежелании предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия. Если же умысел не доказан, то порча имущества (груза или транспортного средства) оплачивается провинившимся только в размере среднего месячного заработка. Умысел, заключенный в действии (бездействии), приведшему к потере финансовых средств, доказывается в суде собственником имущества.
При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения. Проступок, совершенный в состоянии опьянения, должен был зафиксирован в акте медицинского заключения. Показания участников происшествия или свидетелей в расчет судом не берутся. Инициировать проверку имеют право органы правопорядка или руководитель. При наличии опьянения наступает полная материальная ответственность за проступок, невзирая на наличие или отсутствие умысла.
Поскольку профессия водителя входит в группу повышенного риска, то при заключении договора следует предельно внимательно относиться к подписываемому документу, а также строго выполнять должностные инструкции.
Нужна помощь юриста?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Консультация бесплатна!
alljus.ru
Материальная ответственность водителя за автомобиль
Основная функция работника-водителя состоит в управлении транспортным средством. И вполне справедливо возложить на него ответственность за сохранность этой дорогостоящей вещи. Кроме этого, автомобиль – источник повышенной опасности, в связи с чем при его использовании увеличивается вероятность нанесения материального ущерба.
Руководители организаций и менеджеры по персоналу часто заблуждаются, в чем именно заключается функционал шофера. Это приводит к ошибкам при привлечении к материальной ответственности водителя за автомобиль.
Обязанность водителя возместить стоимость поломок авто зависит от разных юридических и фактических обстоятельств, которые мы постараемся разъяснить ниже.
Понятие материальной ответственности работника
Суть материальной ответственности работника выражается в его обязательстве компенсировать работодателю фактический ущерб, возникший из-за виновного нарушения должностных обязанностей. Сотрудник должен оплатить только реальный имущественный убыток, а упущенные прибыль и экономия не возмещаются.
Материальная ответственность подразделяется на:
- Ограниченную, при которой работнику надлежит выплатить компенсацию в рамках суммы собственной среднемесячной зарплаты. Такое материальное обязательство возложено законом на всех без исключения нанятых работников.
- Полную, по правилам которой сотрудник всецело оплачивает сумму вреда. Это обязательство возникает только в случаях, исключительно обозначенных в законе, в частности в силу договора о полной материальной ответственности.
Окончание трудовых отношений не упраздняет обязанности заплатить за материальный убыток.
Права и обязанности водителя
Привлечь работника к любому из обозначенных видов материальной ответственности за вред можно при нарушении им своих обязанностей.
Основные обязанности водителя состоят в:
- управлении автомобилем;
- соблюдении правил дорожного движение;
- перевозка клиентов организации;
- поддержании автомобиля в рабочем состоянии: замена масла, заправка топливом, проверка механизмов и т.д.;
- ремонте мелких поломок авто – например, устранение неисправности системы очистки лобового стекла.
Обязанностям корреспондируют приблизительно такие права:
- требовать от работодателя существенного ремонта авто;
- отказаться управлять автомобилем в неисправном техническом состоянии;
- самостоятельно принимать решения в пределах своей рабочей компетенции.
Конкретные обязанности и ответственность в развернутом виде прописываются в должностной инструкции водителя и зависят от направления деятельности организации. Для шофера такси будет присутствовать обязанность информировать пассажира о готовности авто к поездке. Водитель курьерской службы обязан передавать клиенту вверенные вещи и т.п.
Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль?
По закону оформить соглашение о стопроцентной материальной ответственности можно с наемным совершеннолетним (от 18 лет) работником, непосредственно (то есть физически) обслуживающим имущественные ценности, должность которого поименована в Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85, регулирующим этот аспект отношений.
В перечне должностей и работ водители автомобилей отсутствуют. Поэтому с ними заключать такой договор нельзя.
Массивная судебная практика по вопросу привлечения к материальной ответственности водителя за автомобиль мотивирует это следующим образом. Функция шофера – управление машиной, в связи с чем авто для него рабочий инструмент, а не вверенная ценность. Перемещение автомобиля есть средство, а не самоцель перевозки.
В перечне должностей, допустимых для заключения договора об абсолютной материальной ответственности, поименованы экспедитор и инкассатор. Но и здесь автомобиль будет рабочим средством, а не вверенным имуществом, в отличие от транспортируемых грузов. Поэтому и здесь возложение материальной ответственности за автомобиль есть момент спорный, и уяснять его придется, скорее всего, в судебном споре.
Тем не менее кроме договорной абсолютной ответственности, закон допускает ее возникновение в других особых случаях, каждый из которых применим к водителю автомобиля.
Внедоговорные основания привлечения к полной материальной ответственности такие:
- с работником заключено разовое соглашение за вверенные ценности – и это может быть сам по себе транспортируемый автомобиль;
- сотрудник умышленно нанес вред – к примеру, водитель намеренно разбил стекло авто;
- работник в момент причинения вреда был пьян;
- имущественный вред возник в результате преступления или административного проступка при наличии соответствующих приговора или акта – для водителей актуальны повреждения автомобиля вследствие виновных ДТП, подпадающих под соответствующие статьи;
- сотрудник разгласил охраняемую тайну;
- материальный ущерб причинен вне трудовых отношений – водитель повредил автомобиль при его использования после окончания рабочей смены.
Чтобы привлечь наемного работника к материальной ответственности, как к ограниченной, так и к полной, работодателю нужно соблюсти общую процедуру привлечения.
До предъявления провинившемуся водителю требования о материальной компенсации работодатель обязан провести расследование и установить точную сумму убытка, а также его причину. На этом этапе возможно привлечение оценочных экспертов и сотрудников ГИБДД (если поломка авто в результате ДТП). Водитель обязательно должен письменно объяснить ситуацию работодателю.
Если сумма вреда меньше средней зарплаты водителя, работодатель не позднее месяца после окончания расследования может распорядиться об удержании из его заработка. В остальном, при отсутствии согласия сотрудника оплатить ущерб добровольно, привлечение к имущественной ответственности происходит через суд. Обратиться туда наниматель должен в пределах года.
Трудовой закон не запрещает работодателю отказаться от взыскания компенсации или уменьшить ее. Кроме того, стороны вправе подписать соглашение о добровольном возмещении поломок автомобиля на любых условиях – с рассрочкой оплаты или вообще заменой ее на ремонт силами и работника.
www.uristvzakone.ru
Страховая ответственность водителей / Жизнь / Иммиграция / 420on.cz Пражский городской портал
Автор: Ольга МеркушоваТонкости страхового дела часто являются сакраментальной тайной специалистов, а также тех, кто на горьком опыте понял свои просчеты. В Чехии развита сфера оказания услуг перевозчиками, причем небольшие фирмы занимают значительную часть рынка. Страхование ответственности водителей — особый вид договора, позволяющий перевозчику в случае аварии получить возмещение ущерба, достаточного для покрытия основных расходов.
В случае причинения ущерба по вине водителя третьему лицу, возмещение ущерба происходит из средств, получаемых в рамках договора об обязательном страховании автоответственности. Максимальный размер такого покрытия ограничен суммой, указанной в договоре страхования. Ущерб собственному имуществу возмещается только при наличии договорной аварийной страховки, предусматривающей компенсацию расходов самому виновнику аварии.
«В аварийной страховке всегда предусматривается субсидиарная (прим. — совместная) ответственность в размере конкретной суммы или процента от стоимости ремонта автомобиля. Такая субсидиарная ответственность входит в страховое возмещение, что означает, что фирма-перевозчик получит в таком порядке небольшую сумму», — обращает внимание Мартина Траганова, директор подразделения Průmysl страховой компании Slavia.
Автолюбителям придется раскошелиться Наверное, уже все жители Чехии знают, что 2014 год принесет, помимо новых надежд на исполнение желаний, загаданных в праздничную ночь, еще и не вполне приятный сюрприз от страховых компаний — очередное подорожание обязательного страхования автоответственности. Подробнее |
Выходом, при котором перевозчик сможет компенсировать различие между реальным ущербом и подлежащей выплате суммой страхового возмещения в порядке аварийного страхования, является предварительное заключение специальной страховки, предусматривающей ответственность водителя.
В противном случае, работник, чья ответственность перед работодателем не обеспечена страховым договором, лишь подпишет документ о признании своего долга, возникшего вследствие причинения ущерба, и примет на себя в установленном законе размере обязанность возмещения небольшой суммы от общего ущерба, причиненного имуществу работодателя.
«Если в отношении работника был заключен договор страхования, то возмещение последствий страхового случая произведет его страховая компания на условиях субсидиарного возмещения. Это будет касаться не только аварии: водитель может потерять деньги фирмы или документы, а также повредить автомобилем имущество своего работодателя», — поясняет Мартина Траганова.
Если перевозчик не заключил договор аварийного страхования (который является в большинстве случаев факультативным — решение о его необходимости принимает сам страхователь, в отличие от договора обязательного страхования автоответственности — когда такая обязанность предусмотрена законом и обеспечивается принудительно Чешской канцелярией страховщиков), в случае аварии перевозчик может рассчитывать максимально на сумму, равную 4,5 заработным платам своего работника — виновника аварии.
В то же время, наличие договора страхования ответственности работника, расходы на который для работодателя ежегодно составят в среднем от 1500 до 3000 чешских крон, смогут гарантировать возмещение ущерба в значительно большем размере. Такая сумма может быть увеличена, если будет расширен перечень стандартных страховых случаев или увеличена стандартная сумма возмещения.
Особенностью современного страхового рынка в Чехии является практика, при которой страхователь доверяет страхование различных случаев одной страховой компании. Причиной этого является сложившаяся практика, доверие клиента, система поощрения постоянных клиентов страховых компаний и невысокие страховые тарифы для них.
Страхование автоответственности: куда звонить при ДТП? Дорожно-транспортное происшествие — событие, которое можно и нужно застраховать, потому что не всегда удается его избежать. Что делать, чтобы суметь сохранить право на страховое покрытие причиненного ущерба? Подробнее |
Между тем, специалисты обращают внимание потребителей на то, что, как правило, каждая страховая компания имеет свои приоритетные направления, что может выражаться в формировании одного пакета страховых услуг более выгодных, чем у конкурентов, и в то же время — в других видах страхования — менее выгодных.
Поэтому имеет смысл объективно оценить условия страхования ответственности работников путем сравнения перечня страховых случаев, порядка определения размера ущерба, суммы возмещения в разных страховых компаниях. Рынок таких услуг в Чехии достаточно развит, и эта форма страхования ответственности тоже популярна среди страховых продуктов, так что следует внимательно отнестись к эксклюзивным предложениям.
Внимания заслуживают условия страхового договора, касающиеся частоты совершения работником действий, приносящих ущерб работодателю. Если в договоре существует некое ограничительное условие, например, о количестве допускаемых нарушений в течение года или срока действия страхового договора, то нужно понимать, что превышение такого числа автоматически приведет к отказу страховщика в возмещении ущерба, либо, в будущем, к отказу в заключении договора.
Выходом может стать заключение договора страхования ответственности не работодателем, а самим работником. То есть, в рамках работы одной страховой компании изменяется сторона договора (вместо фирмы — физическое лицо), а суть самого возмещения не изменяется.
Если работник не хочет заключать такой договор, а за ним уже тянется «хвост» страхового возмещения (который, кстати, отражается в единой базе всех страховых компаний — это как кредитная история для банков), то для работодателя сумма страхового тарифа (платеж в счет страхования) будет значительно превышать базовую.
Среди перевозчиков, имеющих несколько транспортных средств, существуют практика заключения рамочных страховых договоров на конкретное число водителей. Если кто-то из водителей допускает повторное причинение ущерба, то он автоматически выбывает из числа застрахованных работодателем и должен самостоятельно заключить отдельный договор со страховщиком. Этот подход сохраняет уровень страховых тарифов работодателя на базовой отметке. При этом сумма страховых взносов провинившегося работника будет значительно выше аналогичных для перевозчика. По мнению страховых фирм, такие условия являются хорошим мотивом для водителей ездить более аккуратно и заботиться о сохранности имущества своего работодателя.
Страхование ответственности водителей является лишь одним из видов многочисленных видов страховок, предусмотренных для перевозчиков.
Основным и обязательным видом страхования, как уже говорилось, является обязательное страхование автоответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный аварией.
Подводные камни автострахования Не секрет, что в последние годы деятельность Чешской канцелярии страховщиков вызывает настоящую бурю протеста у автолюбителей. Созданная в качестве учреждения, отвечающего за принудительное страхование ответственности автовладельцев за причиненный ими ущерб, в отсутствие договорного страхования, она порой по-своему трактует нормы закона. Подробнее |
Аварийное страхование, предусматривающее возмещение ущерба, причиненного собственному транспортному средству, является факультативным, хотя в случае покупки автомобиля в лизинг — и обязательным по условиям лизингового договора. Аварийное страхование старых автомобилей у перевозчиков не популярно, потому что суммы страхового тарифа бывают выше расходов, которые они понесут при самостоятельном ремонте.
Важным видом страхования перевозчиков является страхование груза, при котором он страхует ответственность за ущерб, причиненный транспортируемым товарам.
Следующий вид страхования — стандартное страхование имущества и деятельности перевозчика. Оно распространяется на случаи, когда водитель перевозчика причинил ущерб имуществу третьих лиц в рабочее время — возмещение происходит таким лицам.
Если среди зарегистрированных видов деятельности перевозчика заявлен ремонт имущества третьих лиц (то есть не собственного имущества перевозчика), то перевозчик может застраховать ответственность за некачественный ремонт либо ущерб в ходе такого ремонта (например, водитель перевозчика переставлял автомобиль в ходе ремонта и повредил его, залил топливо ненадлежащего вида и пр.).
Обязательным видом страхования является страхование финансовой ответственности, которое используется небольшими и малыми фирмами. Оно начинает действовать в случаях, если фирма не в состоянии выполнить принятые на себя обязательства перед третьими лицами, и страховая компания компенсирует денежный эквивалент таких обязательств.
Таким образом, наличие одного вида страхования не гарантирует покрытия всего возможного ущерба, возникающего в деятельности перевозчиков. С учетом того, что под перевозчиком понимают любое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров или грузов, то в эту категорию попадают и таксисты, и фирмы, предоставляющие туристические услуги, перевозки вещей при переездах и многие другие.
Внимательное отношение к существующим правилам и предлагаемым видам страхования может спасти и от банкротства, и от более тяжелых личных форм ответственности при наступлении заранее не предвиденных обстоятельств, повлекших причинение вреда имуществу или здоровью участников дорожного движения.
420on.cz
Материальная ответственность водителя за груз: договор
Водители габаритных транспортных средств, которые перевозят тяжелые грузы, несут за него материальную ответственность. А раньше было все по-другому. В сфере грузоперевозок четко разграничивались обязанности того, кто управляет автомобилем и того, кто сопровождает груз — экспедитора. Не так давно был принят закон, согласно которому на этапе приема груза на водителя накладывается ответственность за транспортируемое имущество, снимается она по факту его доставки к месту назначения. Возникает вопрос, в чем выражается материальная ответственность водителя за груз, какие обязанности возлагаются на водителя, выполняющего функции экспедитора.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с материальной ответственностью водителя за груз, то вам следует помнить, что:
|
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
|
Должностная инструкция водителя в дороге
- Перед тем, как отправиться в путь, он в обязательном порядке проверяет правильность оформления всей документации на транспортируемый груз. Особое внимание обращается также на его состояние, целостность упаковки, правильность и надежность размещения в кузове авто. В случае обнаружения повреждений в товарно-транспортную накладную вносятся соответствующие пометки.
- На этапе подготовки водитель должен убедиться в отсутствии технических проблем с транспортным средством, что означает его полную готовность к рейсу.
- Пока водитель не прибудет к месту назначения, ему запрещается оставлять машину без присмотра, использовать ее с целью дополнительного заработка, подвозить посторонних людей.
Внимание! Все меры предосторожности направлены на то, чтобы доставка грузов к местам назначения осуществлялась быстро и качественно. В случае их повреждения, стоимость потерь взыскивается обычно с того, кто управлял транспортным средством во время перевозки.
Ответственность за сохранность включает в себя и недостачу. Но! Практически невозможно сделать так, чтобы водитель осуществлял прием груза по каждому наименованию, потому что на сверку количества товаров с тем, что указано в накладной, требуется очень много времени. К тому же, не все обладают знаниями товарной номенклатуры. Было решено использовать другой способ борьбы с недостачей: водитель обязан доставить к месту назначения указанное количество грузовых мест без повреждений, без нарушений маркировки и упаковки. Все это сверяется по факту доставки.
Как действовать в форс-мажорных ситуациях?
Ответственность водителя за груз по закону предусматривает необходимость доказательства со стороны перевозчика, что порча, утрата, недостача товара произошла по причине обстоятельств, которые невозможно было предотвратить. Необходимые для этого доказательства определяются в зависимости от обстоятельств конкретного случая. Повреждение может быть механическим, в виде нарушения целостности коробов, паллет, в этом случае за основу берутся пункты 50-51 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Это же касается ситуаций, когда имеет место повреждение внутри тары, уделяется особое внимание состоянию пломб, целостности кузова.
Важно! Если были обнаружены повреждения груза, получателем составляется акт, в нем должна быть дата и место составления документа, ФИО тех, кто учувствовал в составлении документа, краткое описание ситуации, фактический размер испорченного имущества, его описание.
К акту должны быть приложены результаты проведения экспертизы, с учетом которых определяется фактический размер недостачи/повреждений. Документы составляются и подписываются в присутствии водителя, соответствующие отметки делаются в путевом листе.
Дорожно-транспортное происшествие и повреждение товара
За повреждение перевозимого товара в результате аварии ответственность несет перевозчик, даже если доказано то, что водитель не нарушил правил дорожного движения. Это является предметом многочисленных дискуссий, но объяснение тому имеется. Дело в том, что грузовладелец, надлежащим образом подготовивший товар к транспортировке и правильно разместивший его в кузове автомобиля, захочет возместить понесенные убытки за счет другой стороны договора. Вина перевозчика презюмируется, а это означает, чтобы не случилось, на него возлагается бремя доказывания собственной невиновности.
С целью предотвращения безответственного отношения водителей к тому, что они перевозят, нанимателям рекомендуется составлять договор, в котором максимально подробно описывать ответственность за целостность и сохранность имущества. Документ также необходим:
- для получения максимальной выгоды от автомобильного транспорта;
- для улучшения дисциплины;
- для защиты имущественных интересов.
Ответственность может быть индивидуальной, полной материальной и коллективной. Она может возлагаться на лиц, достигших 18-летнего возраста, принимающих непосредственное участие в управлении/обслуживании товара. Это же касается граждан, чья должность указана в Постановлении №85, действующим от 31.12.2002 года. От водителей требуется предоставление справки о том, что у него отсутствуют противопоказания к управлению транспортными средствами. Если это окажется не так, то убытки придется возмещать работодателю.
Похожие статьи
l-a-w.ru
Материальная ответственность водителя автомобиля |
Материальная ответственность водителя автомобиля.
Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
1. Общие положения.
1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.
1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.
1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.
2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.
3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).
3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.
3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.
Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.
4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).
4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче). Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре. Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.
4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.
а) умышленного причинения ущерба;
б) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
г) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
д) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.
Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель. Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.
avtotrans-consultant.ru
Полная и частичная материальная ответственность водителя
Содержание статьи:
От возложения материального обязательства не застрахован ни один работник. Но водители входят в отдельную категорию, так как отвечают и за транспортное средство, и за перевозимый груз, и за соблюдение правил дорожного движения, и за вред другим лицам. Всегда ли справедливо возложение на них столь значительной ответственности?
Общие положения о материальных обязательствах сторон
Вопросы регламентирования норм материальной ответственности – прерогатива 39 главы Трудового Кодекса. Отдельные положения статей этой сферы трудового права дополнительно разъясняются в подзаконных актах федерального и регионального уровней. Так, право работодателя возлагать материальные обязательства в полном объёме на отдельные категории работников регламентируется Постановлениями Правительства и Министерства труда РФ.
Трудовой Кодекс РФ предусматривает возможность конкретизации материальной ответственности при заключении трудового контракта, но с обязательной оглядкой на предусмотренный уровень по законодательству.
Помимо этого, с 2006 года судебные инстанции в спорных случаях определения материальных обязательств работника за ущерб, причинённый работодателю, руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 №52. Согласно этому документу в обязанности работодателя входит представление доказательств по существенным для рассмотрения дела условиям:
• отсутствие причин для освобождения сотрудника от материальной ответственности;
• противоправный характер поведения вредителя;
• виновность в наступлении убытков;
• действительный ущерб и его сумма;
• причинно-следственная связь поведения и возникновения неблагоприятных последствий;
• возложение материальных обязательств с соблюдением всех норм и правил.
Кто такой водитель?
В правовом поле существует несколько трактовок о статусе представителей этой профессии. Так, административное право к водителям причисляет не только лиц, управляющих автомобилем, но также инструкторов, обучающих вождению, и погонщиков различных животных. Тарифно-квалификационные характеристики к водительскому составу относят непосредственно управляющих автомобилями лиц, тогда как погонщики и наездники животных именуются «возчиками».
В контексте данной статьи под водителем будем понимать лицо, в должностные обязанности которого входит управление транспортным средством. В некоторых организациях этот перечень может быть дополнен сопутствующими обязанностями: заправка машины, устранение технических неполадок, перевозка грузов и/или пассажиров, продажа билетов и пр.
Пример 1. После увольнения сотрудника-водителя его автомобиль долгое время простаивал без дела на стоянке компании. В период проведения авторизации были обнаружены повреждения, которые появились на машине в период его работы, но точная дата неизвестна. На какую дату рассчитывать сумму причинённого ущерба?
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ прямо указывают, что при неизвестной дате совершения проступка за дату причинения ущерба принимают дату его обнаружения. Другое дело, что в рассматриваемой в качестве примера ситуации будет проблематично доказывать виновность уволенного сотрудника. Если же это удастся, то будет установлен и точный день получения автомобилем повреждений, тогда будет произведён перерасчёт взыскиваемой суммы.
Ограниченность материальной ответственности водительского состава
Шофера в силу своих профессиональных обязанностей подпадают под действие статьи 241 Трудового Кодекса России об ограничении материальных обязательств. Эта норма позволяет работодателю предъявлять претензии по компенсированию причинённого ущерба только в течение месяца с момента его установления. При этом существует ограничение по сумме взыскиваемого ущерба – не больше среднемесячной заработной платы сотрудника. Во всех остальных случаях потребуется получать решение суда.
Ущерб подлежит оценке только в плане фактических потерь по рыночным ценам на аналогичные предметы и товары, но не ниже их стоимости в документах бухгалтерского учёта. Если же водитель при этом нанёс ущерб третьим лицам, то работодатель возмещает всю сумму полностью, а затем получает регрессивное право истребовать её с нерадивого сотрудника.
Упущенная выгода в таких случаях не подлежит возмещению за счёт средств сотрудника. Так, если дальнобойщик, управляя автомобилем, принадлежащим организации, попал в аварию по своей вине, то с него может быть взыскана сумма ремонта, а за отказ контрагента заключить сделку из-за водителя, опоздавшего с грузом – нет.
Полный объём материальных обязательств водителей
Возложение материального обязательства в полном объёме, согласно нормам трудового права, осуществляется при обслуживании виновным сотрудником товарно-денежных ценностей и иного имущества и при наличии заключенного договора о таком виде ответственности.
Законодательно регламентированный перечень должностей, с которыми может быть заключено подобное соглашение, пункта «водитель» не содержит. Поэтому взыскивать полную сумму с такого работника не получится, несмотря на высокую материальную ценность управляемого им автомобиля. В этой ситуации судебная практика трактует машину лишь как средство для перемещения грузов, тогда как сама по себе поездка не представляет никакой ценности.
Из этого правила есть исключение, когда шофер выполняет должностные обязанности экспедитора. В такой ситуации он может принимать на себя соответствующие материальные обязательства по заключённому соглашению, но как экспедитор товара.
Другим документом, позволяющим взыскать с водителя понесённые убытки в полном объёме, является передача по доверенности под его ответственность денег, товаров, материалов и т.д. При этом обязательным условием является получение согласия самого работника на приём или передачу таких ценностей.
Частные случаи привлечения водителей к компенсации ущерба в полном объёме
Правоприменительная практика позволяет возместить понесённые убытки от неправомерных действий водительского состава в полном объёме при установленных в судебном заседании следующих обстоятельствах:
• умышленность причинения вреда. Этот факт подлежит обязательному доказыванию, хотя трактовка этого понятия в контексте уголовного права не всегда адекватна нормам трудового законодательства. Он может быть прямым (желание виновника и полное осознание возможных последствий) или косвенным (последствия осознаются, но изменить он ничего не может). Если же будет доказан не умысел, а неосторожность, то взыскать можно только ущерб в пределах среднемесячного заработка сотрудника.
• уголовное или административное преступление. В подобных ситуациях аргументом является вступивший в силу приговор суда или постановление государственного органа, в котором должна быть отражена связь между проступком и наступившими последствиями, а также точно зафиксирован размер убытков.
• управление автомобилем в состоянии опьянения любого вида. Здесь всё начинается с получения неопровержимого доказательства самого факта опьянения – акт медицинского освидетельствования. При этом неважно, кто инициатор подобного шага – работодатель или сотрудники полиции, например. Форма вины уже не подлежит установлению, а сам факт может повлечь не только привлечение к материальному компенсированию ущерба, но и лишить работы наравне с отстранением от управления любым транспортным средством на ближайшие месяцы и даже годы.
• нерабочее время. В этих ситуациях форма вины также не имеет значения, поскольку использование в личных целях имущества другого собственника без его согласия уже рассматривается как нарушение закона.
Пример 2. После увольнения одного из водителей в организацию поступил иск от человека, пострадавшего в ДТП, инициатором которого был уволенный сотрудник. Можно ли привлечь его в такой ситуации к полной компенсации вреда при отсутствующем договоре о полной материальной ответственности?
Если виновность шофера будет подтверждена решением суда, то для применения норм возложения материальных обязательств в полном объёме нахождение в трудовых отношениях и наличие соответствующего договора не потребуется. При этом у работодателя появляется право после выплаты денежной компенсации пострадавшим лицам в течение года взыскать с бывшего работника всю сумму в порядке регресса.
Нюансы привлечения водителей к материальной ответственности служат основанием для внимательного отношения к заключаемым трудовым контрактам и соответствующим обязательственным соглашениям.
Нужна помощь юриста?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Консультация бесплатна!
alljus.ru
Уголовная ответственность водителя.
На этой странице нашего сайта размещена информация об уголовной ответственности по делам, связанным с ДТП, а также информация об оказываемой нами юридической помощи обвиняемым и потерпевшим по делам данной категории.
Уголовные дела по ДТП – наша ведущая практика.
Автоадвокат обеспечит профессиональную защиту ваших интересов по уголовному делу о ДТП на стадии предварительного расследования и в суде!
В большинстве случаев уголовная ответственность водителя связана с одной из следующих двух статей Уголовного кодекса РФ, которыми предусмотрены серьезные наказания вплоть до лишения свободы:
- Статья 264 УК РФ (нарушение ПДД РФ, повлекшее за собой тяжкий вред здоровью, смерть человека или смерть двух и более лиц) устанавливает уголовную ответственность в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий — до 9 лет лишения свободы с лишением водительских прав до 3 лет.
- Статья 264.1 УК РФ (повторное управление в состоянии опьянения или повторный отказ от медосвидетельствования) устанавливает уголовную ответственность в зависимости от обстоятельств дела — до 2 лет лишения свободы с лишением водительских прав до 3 лет.
В основном законодательством РФ предусмотрена административная ответственность для водителя. Однако для вышеуказанных случаев существующая административная ответственность является недостаточной мерой наказания, так как не предусматривает достаточных мер административной репрессии, в связи с чем, и установлена уголовная ответственность. Тяжкий вред здоровью при ДТП, уголовное дело по ДТП со смертельным исходом, повторное управление в состоянии опьянения — это уголовные дела, в которых есть множество своих нюансов. Поэтому водителю ни в коем случае нельзя легкомысленно относиться к делам по ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ.
Если Вы обвиняетесь – наш адвокат обеспечит наилучшую защиту.
Если Вы потерпевший – наш адвокат добьется правды и хорошей компенсации.
Услуги нашего уголовного адвоката по ДТП:
- консультация адвоката
- выезд адвоката к клиенту (изучение первичных документов и выработка линии защиты)
- обжалование адвокатом действий и решений инспектора ГИБДД, следователя, прокурора
- защита по уголовному делу по ДТП на стадии следствия
- защита адвокатом по уголовному делу по ДТП (уголовному делу по ДТП со смертельным исходом, тяжкий вред здоровью при ДТП) на стадии судебного рассмотрения
- представление интересов потерпевшего на следствии или в суде (формулирование законных требований потерпевшего по возмещению ущерба и вреда здоровью)
- заказ и контроль за проведением необходимых специальных экспертиз
- сбор необходимых документов, метео справок, направление адвокатских запросов
- требования по проведению проверок дорожного полотна, в месте, где произошло ДТП
- проведение исследований состояния автомобиля и его исправности
Наш адвокат по уголовным делам ДТП добьется исключения необоснованных обвинений, поможет избежать давления на Вас, поможет не довести дело до суда или направить его в правильное русло, оспорив виновность в ДТП, проведя примирительную работу с потерпевшим, применив специальные нормы уголовного законодательства, собрав и представив необходимые доказательства.
Преимущества нашего уголовного автоадвоката:
- Наш адвокат это независимый защитник. Он не работают по назначению следователя или суда в качестве «бесплатного» адвоката и на 100% защищает интересы доверителя.
- Наш адвокат не занимается всеми делами, а специализируется на уголовных делах, связанных с ДТП (ст. 264 — 264.1 УК РФ).
- Наш адвокат не берется за заведомо проигрышные дела. На первой встрече обсуждается целесообразность сотрудничества.
- Наш адвокат знает специфику работы государственных органов и судебной системы изнутри.
- Наш адвокат заключает только официальное соглашение на оказание юридической помощи.
- Наш адвокат имеет большой опыт не только в ведении уголовных дел данной категории, но и в делах об оспаривании виновности в ДТП, а также участии в экспертизах по ДТП.
Наш уголовный адвокат по ДТП со смертельным исходом (адвокат по ДТП с погибшими) провел не одно дело, помогая как обвиняемым, так и потерпевшим. Вина водителя устанавливается судом по результатам рассмотрения материалов уголовного дела с участием обвиняемого (водителя) и его адвоката. Лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, лучше всего воспользоваться услугами адвоката на самых ранних этапах уголовного производства. Именно в этот период собираются доказательства по делу. Поэтому квалифицированная адвокатская помощь будет наиболее эффективна, если автоадвокат будет привлечён с момента возбуждения уголовного дела.
Во многих случаях очень сложно установить действительные обстоятельства, произошедшие на дороге. Участники производства по делу объективно не смогут разобраться без опытного адвоката по уголовным делам ДТП, на что обратить внимание правоохранительных органов и суда в первую очередь.
Давайте начнем решать проблему с телефонного звонка
8(495)500-63-85
Безвыходных ситуаций не бывает!
www.avtoconsultant.com