Устройство транспортных средств – Общее устройство транспортных средств | Теория
Общее устройство тракторов и автомобилей
Основные части трактора и автомобиля: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.
Устройство гусеничного трактора
Расположение основных частей и сборочных единиц гусеничного трактора показано на рисунке.
Рисунок. Схема расположения основных частей, механизмов и деталей гусеничного трактора:
1 — двигатель; 2 — гидравлическая навесная система; 3 — прицепное устройство; 4 — ведущее колесо; 5 — планетарный механизм; 6 — конечная передача; 7 — коробка передач; 8 — соединительный вал; 9 — сцепление; 10 — гусеничная цепь; 11 — направляющее колесо; 12 — главная передача.
Двигатель 1 преобразует химическую энергию топлива и атмосферного воздуха во вращательное движение и переносит его к потребителям — ведущим колесам и ВОМ.
Трансмиссия трансформирует вращательное движение, распределяет его и переносит к ведущим колесам (звездочкам гусениц). Трансмиссия состоит из сцепления 9, соединительного вала 8, коробки передач 7, механизмов поворота 5, главной 12 и конечных 6 передач.
Ходовая часть объединяет все сборочные единицы в одно целое и служит для перемещения трактора по опорной поверхности. В состав ходовой части входят остов (рама), подвеска и движитель, включающий в себя ведущие колеса 4 (звездочки), направляющие колеса 11, поддерживающие ролики и гусеничные цепи 10. Движитель взаимодействует с опорной поверхностью (почвой) и преобразует подведенное трансмиссией вращательное движение в поступательное движение трактора.
Механизмы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют траекторию движения трактора, останавливают и удерживают его неподвижно.
Рабочее оборудование трактора состоит из механизма навески 2 с гидроприводом, прицепного устройства 3, ВОМ и приводного шкива. Навесная система предназначена для крепления навесных машин на трактор и управления их работой. С помощью прицепного устройства буксируют различные прицепные машины и транспортные средства. ВОМ используют для приведения в действие рабочих органов агрегатируемых машин.
Вспомогательное оборудование трактора — это кабина с подрессоренным сиденьем, капот, приборы освещения и сигнализации, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.
Устройство колесного трактора
Назначение составных частей колесного трактора то же, что у гусеничного.
Рисунок. Схема расположения основных частей, механизмов и деталей колесного трактора:
1 — управляемое колесо; 2 — передний мост; 3 — двигатель; 4 — механизм навески; 5 — ведущее колесо; 6 — конечная передача; 7 — дифференциал; 8 — главная передача; 9 — коробка передач; 10 — сцепление.
Ходовая часть и механизмы управления колесного трактора состоят из остова, переднего моста 2, ведущих 5 и управляемых 1 колес, рулевого управления. Между главной 8 и конечной 6 передачами установлен дифференциал 7.
Устройство автомобиля
Основные части автомобиля
Рисунок. Расположение основных механизмов автомобиля:
1 — направляющее колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — сцепление: 4 — коробка передач; 5 — карданная передача; 6 — главная передача; 7 — дифференциал; 8 — задняя подвеска; 9 — ведущее колесо; 10 — рама; 11 — рулевое управление; 12 — двигатель
Вспомогательное оборудование автомобилей — это тягово-сцепное устройство, лебедка, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.
Шасси автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. На шасси устанавливают кузов для размещения пассажиров или груза.
Компоновочная схема легковых переднеприводных автомобилей отличается от классической тем, что двигатель расположен поперек кузова и ведущими являются передние колеса. Это позволяет уменьшить массу автомобиля, эффективнее использовать его пространство, повысить устойчивость и проходимость.
Рисунок. Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля: I — двигатель; II — сцепление; III — коробка передач; IV — главная передача и дифференциал; V — правый и левый приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей; VI — ведущие (передние) колеса.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Требования, предъявляемые к конструкции автомобиля
К конструкции автомобиля предъявляются производственные, эксплуатационные, потребительские требования и требования безопасности.
Производственные требования — соответствие конструкции технологическим возможностям завода и современной технологии, низкие расходы материалов, трудоемкость, себестоимость.
Эксплуатационные требования — топливная экономичность, курсовая устойчивость, управляемость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, технологичность обслуживания и ремонта, невысокая себестоимость транспортных работ.
Потребительские требования — низкая стоимость самого автомобиля и его эксплуатации, безотказность и ремонтопригодность, безопасность, комфортабельность, легкость управления.
Требования безопасности включают в себя активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля.
Активная безопасность автомобиля — это свойство снижать вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Она закладывается в конструкцию автомобиля и проявляется при движении и в аварийной ситуации. Этот вид безопасности характеризуется обзорностью, уровнем совершенства сигнализации, освещенностью, эргономичностью рабочего места водителя, маневренностью, устойчивостью, скоростными и тормозными свойствами автомобиля.
Пассивная безопасность автомобиля
— это его свойство снижать уровень тяжести последствий ДТП. Пассивную безопасность обеспечивают мероприятия, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, организации сохранности грузов, а также снижение травматизма людей, находящихся вне автомобиля при ДТП.Послеаварийная безопасность автомобиля — это его способность снизить тяжесть последствий аварии, зависит от наличия медицинской аптечки и огнетушителя, возможности эвакуации пострадавших и т. п.
Экологическая безопасность автомобиля определяется степенью вредного влияния на окружающую среду при его эксплуатации.
Требования безопасности определяются ГОСТами, требованиями ЕЭК ООН и должны учитываться не только при конструировании транспортного средства, но и контролироваться при его эксплуатации.
Различные требования безопасности нередко вступают в противоречия между собой, и реализовать их в полном объеме невозможно. Поэтому процесс конструирования автомобиля основан на принятии компромиссных решений, которые обеспечивают оптимальное сочетание различных свойств транспортного средства, отвечающих его назначению и предъявляемым к нему требованиям.
Автомобили имеют ограничения:
- по габаритным размерам;
- по массе;
- по осевой нагрузке на дорогу.
Эти ограничения учитываются при строительстве дорог и дорожных сооружений. Значения некоторых ограничений в конструкции автомобилей приведены в таблице.
Таблица. Значения некоторых конструктивных параметров автомобилей в России и за рубежом
Параметр | В России | За рубежом |
Габаритные размеры одиночного автомобиля, м. ширина высота длина: двухосноготрехосного | 2,5 3,8 12 12 | 2,6 3,6-4,15 10-12,2 11-12,2 |
Длина двухзвенного автопоезда, м. седельного прицепного | 20 20 | 14,8-21 18-24 |
Полная масса автомобиля, т: двухосного трехосного | 17,5 25 | 16-20 18-30 |
Полная масса автопоезда, т | 52 | 21-62 |
Нагрузка на дорогу от колес одного моста, кН | — | 100-300 |
ustroistvo-avtomobilya.ru
Общее устройство кузова автомобиля. Применяемые материалы
Несущий кузов, характерный для большинства легковых автомобилей, содержит полые элементы, изготовленные из листовой стали, на которых устанавливаются и крепятся сваркой кузовные панели. В зависимости от типа автомобиля, около 5000 сварных точек должны быть выполнены вдоль сварочных фланцев общей длиной 120…200 м. Ширина сварочного фланца составляет 10-18 мм. Другие части (передние крылья, двери, капот, крышка багажника) крепятся к опорным конструкциям кузова на болтах или с помощью точечной сварки. Существуют также каркасные и скелетные типы конструкций кузовов.
В качестве материала для кузовов применяется тонколистовая сталь. Наиболее преобладающая толщина 0,75…1 мм, однако, отдельные части кузова могут иметь толщину от 0,6 до 3,0 мм.
Для изготовления высоконапряженных конструктивных элементов применяется высокопрочная низколегированная листовая сталь. Некоторые детали кузова, например, бампера, молдинги, люки, спойлеры, решетки радиаторов, облицовки надколесных ниш, колпаки и др. могут изготавливаться из пластмасс.
Общая конструкция кузова легкового автомобиля показана на рисунке.
Рис. Кузов легкового автомобиля:
1 – подоконная балка; 2 – передняя балка крыши; 3 – лонжерон крыши; 4 – задняя балка крыши; 5 – задняя стойка кузова; 6 – задняя панель; 7 – пол в задней части кузова; 8 – задний лонжерон; 9 – средняя стойка кузова; 10 – поперечина под задним сиденьем; 11 – передняя стойка; 12 – поперечина под сиденьем водителя; 13 – порог; 14 – надколесная ниша; 15 – поперечная балка опор двигателя; 16 – передний лонжерон; 17 – поперечина передняя; 18 — поперечина радиатора
Для защиты кузова от коррозии при изготовлении кузова применяются следующие меры:
- снижение до минимума фланцевых соединений, острых кромок и углов
- устранение зон, где могут скапливаться пыль и влага
- выполнение отверстий для предварительной антикоррозионной обработки и обработки методом электрофореза
- обеспечение доступности к элементам кузова для ввода ингибиторов коррозии
- обеспечение вентиляции полых элементов
- предотвращение проникновения пыли и влаги в скрытые полости
- выполнение дренажных отверстий
- снижение до минимума зон, подвергающихся воздействию ударов камней
- покрытие нижней части кузова и тех частей кузова, которые в наибольшей степени подвержены коррозии (двери и силовые элементы в передней части автомобиля) специальными защитными средствами
Для снижения массы кузова, при сохранении его прочности, в современных автомобилях применяют высокопрочную сталь, доля которой в верхней и нижней частях кузова составляет 50…60%. Применение высокопрочной листовой стали позволяет снизить массу применяемых деталей кузова на 25%.
Стальной листовой материал современных автомобилей подвергается электролитическому или термическому цинкованию. Соединение отдельных деталей кузова производится с помощью лазерной сварки, обеспечивающей абсолютно гладкие швы.
Фланцы, подверженные активному коррозионному воздействию, обрабатываются специальными пастами (поливинилхлорид или эпоксидная смола) в зоне расположения точечных швов.
Перспективным направлением в развитии автомобильных кузовов является применение алюминия и в 2005 году масса алюминиевых деталей на один автомобиль в Европе составляет 130 кг. Среди новых материалов, активно завоевывающих автомобилестроение, следует назвать пеноалюминий – чрезвычайно легкий, жесткий, с высоким энергопоглощением при столкновении. Металлические пенистые структуры обладают и высокими характеристиками, обеспечивающими шумоизоляцию и термостойкость, однако стоимость деталей из такого материала выше, чем у стальных, примерно на 20%.
Разработан новый материал «AAS» трехслойной структуры, способной кардинально изменить конструкцию кузова и снизить его массу до 50%.
В конструкции концептуальных автомобилей компаний «Ауди» и «Даймлер-Бенц» использованы каркасы из прессованных алюминиевых профилей. Масса кузова модели «Ауди А8» за счет этого снижена до 810 кг.
Структура передней части современных легковых автомобилей разработана таким образом, чтобы в случае легкого ДТП (скорость до 15 км/ч) необходимо было менять только поперечину бампера 5 и прикрепленные к ней поглотители энергии деформации 1. Если повреждения структуры автомобиля более значительны, тогда может возникнуть необходимость замены лонжеронов, для этого также следует отвернуть болтовое соединение. Все значительные повреждения в передней части автомобиля могут быть устранены только сваркой соответствующих оригинальных деталей.
Рис. Нижняя часть легкового автомобиля Audi:
1 – поглотитель энергии; 2 – лонжерон 1; 3 – лонжерон 2; 4 – болтовое соединение; 5 – поперечина бампера
Большой интерес представляет новый пластиковый материал под маркой «Fibropur». В его структуре – полиуретан и натуральные волокна (лен и сизаль в равных пропорциях). Детали из такого пластика отличаются легкостью, жесткостью, ударной вязкостью и меньшей стоимостью в сравнении с полиуретаном.
Замены металлических узлов и деталей на пластиковые позволили уменьшить стоимость их производства. В результате уже на нынешнем этапе создаются условия для снижения себестоимости автомобиля на 20 … 30%.
В настоящее время 48% всех пластмассовых деталей в легковом автомобиле приходятся на долю внутренней отделки кузова. Однако пластмассы применяются и в других агрегатах автомобилей – например, самоклеящиеся листовые материалы для повышения жесткости и прочности кузова из тонких стальных листов, оконные стекла из поликарбоната, которые на 40% легче, всасывающие патрубки из полиамида на двигателях.
В последнее время производители транспортных средств все большее внимание обращают на химические способы соединения узлов и деталей автомобиля. Так, компания «Крайслер» разрабатывает концептуальный автомобиль (CCV) с кузовом из термопластов, соединенный с рамой специальным клеем.
Стекла кузовов легковых автомобилей выполняют многослойными с высокой теплоотражающей способностью. Такие стекла эффективно защищают от теплового воздействия извне, причем теплоотражающая способность никак не сказывается на их прозрачности. Они уменьшают интенсивность ультрафиолетовых лучей и обладают шумоизолирующими свойствами. Для этого в многослойной структуре стекла предусмотрены защитная и отражающая прослойки. Многослойная конструкция травмобезопасна, потому что между слоями стекла находится защитная пленка, предотвращающая образование осколков.
Производители автомобилей большое внимание уделяют травмобезопасным конструкциям кузова, которые описаны в разделе «Системы пассивной безопасности».
ustroistvo-avtomobilya.ru
Подъемно-транспортные устройства | Автомобильные инструменты и оборудование
Для подъема и транспортирования автомобильных агрегатов и других грузов при техническом обслуживании и ремонте автомобилей в автохозяйствах используются подвесные однорельсовые пути или монорельсы с подъемными ручными талями или электрическими тельферами, кран-балки передвижные краны и грузоподъемные тележки.
Подвесной однорельсовый путь с грузовой (ходовой) тележкой 1 служит для горизонтального перемещения груза. Устройство состоит из рельсы 2 (обычно двутавровой балки) и скобы 3, при помощи которой его жестко крепят или подвешивают на струнах 4 к несущим конструкциям перекрытия 5.
Рис. Подвесной однорельсовый путь с грузовой тележкой
Для вертикального подъема груза служит ручная таль, подвешиваемая к грузовой тележке, иногда скомпонованная вместе с грузовой тележкой, или электрический тельфер.
Рельсы подвесного пути подвешивают горизонтально или с уклоном, не превышающим 0,01 при расстоянии между точками подвески не более 3 мм. Наименьший радиус закругления однорельсового пути 1,5 м. В местах пересечений путей устанавливают стрелки.
Грузовые тележки грузоподъемностью до 1 т передвигают по рельсу без привода, а большей грузоподъемности — при помощи ручного привода с бесконечной цепью. Тали с ручным приводом изготовляют грузоподъемностью от 0,25 до 5 г и более.
Наиболее употребительная грузоподъемность электрических тельферов, используемых в автохозяйствах, составляет от 0,25 до 1 т.
Кран-балки (мостовые краны) предназначены для обслуживания всего рабочего пространства помещения в трех взаимно перпендикулярных направлениях: при подъеме и опускании груза, перемещении его по горизонтали поперек и вдоль помещения.
Кран-балки могут быть с ручным и электрическим приводом, подвесные и катучие. Подвесные кран-балки имеют рельсовый путь, к которому на катках подвешена балка (обычно двутавровая), по нижней полке балки перемещается ручная таль или электрический тельфер.
Подвесные кран-балки грузоподъемностью от 1 до 3 т (типы ПК-101, ПК-201 и ПК-300) изготовляются однотонные для пролетов 6, 7, 8 и 9 м, двухтонные для пролетов 6, 7 и 8 м и трехтонные для пролетов 5, 6 и 7 м. Катучие кран-балки указанной выше грузоподъемности (тип НКМ-Ю1, НКМ-103 и НКМ-201) рассчитаны на пролеты: однотонные на 5—7, 8 — 9 и 10—12 м; двух-и трехтонные на 5—7, 8—9, 10—14 и 15 м.
Передвижной гидравлический кран
При отсутствии монорельсовых путей с грузоподъемным устройством или кран-балки над местом, где снимают и устанавливают двигатели и другие агрегаты или вывешивают части автомобилей, используют передвижной гидравлический кран.
Рис. Передвижной гидравлический кран:
1 — шток гидравлического цилиндра; 2 — цилиндр гидравлический; 3 — гибкий шланг; 4 — рычаг привода насоса; 5 — насос; 6 — рама; 7 — рукоятка для передвижения крана; 8 — вентиль спускной; 5 — стойка; 10 — основная часть стрелы; 11 — удлинитель стрелы
При подъеме грузов весом от 400 до 1000 кг используют основную часть стрелы, а при более легких грузах вылет может быть увеличен с помощью удлинителя. Предельный вылет 2570 мм при весе поднимаемого груза 150 кг.
Для снятия и установки двигателей на автобусах вагонного типа применяют специальные передвижные краны, конструкция которых аналогична предыдущей.
Кроме монорельсового и кранового оборудования, в автохозяйствах применяют разнообразные передвижные устройства, облегчающие операции по снятию и установке агрегатов и отдельных деталей и их транспортированию. Например, для снятия, установки и транспортирования колес грузовых автомобилей применяют тележки.
Рис. Тележка для снятия, установки и транспортирования колес
Подъем опорных роликов тележки производится при помощи винтового подъемного механизма, приводимого в движение трещоткой. Колеса на тележке закрепляются цепью. В комплект тележки входит винтовой съемник для снятия колеса автомобиля вместе с барабаном и ступицей с кожуха полуоси заднего моста.
Конвейеры, применяемые при техническом обслуживании автомобилей, служат для передвижения автомобилей на поточной линии.
Тянущий конвейер с цепным тяговым органом представляет собой бесконечную движущуюся цепь, расположенную вдоль постов линии обслуживания посередине колеи или сбоку с внутренней стороны колес автомобиля.
В конце конвейера по направлению движения автомобиля находится приводная станция, а с противоположной стороны — устройство для натяжения цепи или натяжная станция. Автомобиль присоединяют к тяговой цени буксирным захватом за переднюю ось или за буксирный крюк. Силой тяги, создаваемой цепью, автомобиль передвигается на своих колесах по полу помещения вдоль линии постов. Когда автомобиль достигает конца линии обслуживания, захват автоматически сбрасывается. Данный тип конвейера является однополосным с продольным направлением движения.
Недостатками, ограничивающими применение этого конвейера, являются необходимость прикрепления каждого автомобиля к цепи вручную, а также затраты ручного труда на переноску захватных приспособлений в противоположный конец конвейера после прохождения автомобилем линии обслуживания. Это влияет на ритмичность работы линии и связано с постоянным наблюдением за своевременным снятием захватов.
При толкающем конвейере автомобиль перемещается по постам линии при помощи толкающего рычага (толкателя), включенного в звенья втулочно-роликовой цепи. Толкающий рычаг передает усилие на автомобиль одним из следующих способов: непосредственно через балку передней оси или через одну из точек заднего моста; через подушки рессор, полуосевую трубу или под заднее колесо автомобиля.
При прохождении низкорасположенных частей автомобиля над толкателем он отгибается в сторону движения автомобиля, затем под действием пружины (или силы натяжения цепи конвейера) возвращается в первоначальное положение. После установки автомобиля на первом посту, когда конвейер начинает двигаться, толкатель упирается в ось и увлекает за собой автомобиль. При толкании автомобиля под заднее колесо толкающий рычаг на конце имеет ролик, которым он упирается в шину колеса и заставляет автомобиль катиться на своих колесах.
Другой способ соединения тягового органа с автомобилем состоит в том, что толкающий рычаг действует совместно с несущей тележкой. В этом случае при наезде автомобиля на движущийся конвейер тележка подкатывается под заднее внутреннее колесо (грузового автомобиля), а толкатель, упираясь в колесо, перемещает автомобиль таким образом, что три колеса катятся, а одно стоит на опорной тележке, перемещаясь вместе с цепью. Наружное заднее колесо (при сдвоенных колесах) будет при этом находиться в вывешенном состоянии.
В конце конвейерной линии кулак толкателя соскальзывает с упора, освобождая автомобиль, который далее выезжает своим ходом. При толкании автомобиля под переднюю или заднюю оси тяговый орган толкающего конвейера может передвигаться непрерывно или периодически в одном направлении. В последнем случае тяговый орган совершает возвратно-поступательное движение в пределах расстояния, на которое перемещается автомобиль с одного поста линии на другой.
Для конвейеров этого типа тяговым органом может служить втулочно-роликовая цепь, трос или жесткая штанга с гибкими элементами (цепью, тросом) на концах, а приводная станция при этом снабжается реверсивным механизмом.
В качестве приводной станции может быть использован электротельфер. Конвейеры этого типа делают одноветвьевымп, т. е. с одним тяговым органом. При толкающем конвейере в отличие от тянущего автомобиль автоматически соединяется и разъединяется с конвейером. Боковое расположение тягового органа делает возможным использование толкающего конвейера для всех видов технического обслуживания.
Несущий конвейер с продольным перемещением автомобиля представляет собой транспортирующую бесконечную ленту или шарнирно связанные между собой звенья цепи, движущиеся на роликах по рельсам, т. е.т ранспортирующую цепь.
Автомобиль, въехавший на пластинчатый ленточный конвейер, устанавливается колесами на две параллельные ветви конвейера или вывешивается под оси и перемещается вдоль линии обслуживания. В конце линии автомобиль съезжает с конвейера своим ходом.
Помимо двухветвьевых конвейеров, применяют одноветвьевые с одной тяговой цепью, оборудованной несущими башмаками или рифлеными несущими тележками.
На несущем цепном конвейере с продольным перемещением автомобиль вывешивается на звеньях втулочно-роликовой цепи конвейера. При въезде на конвейер передняя ось автомобиля опускается на цепь, и возникающая сила трения увлекает автомобиль на конвейер. По мере продвижения автомобиля соприкасается с цепью также задняя ось, и автомобиль оказывается на цепях конвейера в вывешенном состоянии. При съезде с конвейера автомобиль выталкивается движущимися цепями. Цепной несущий конвейер обеспечивает достаточно удобный подход к автомобилю снизу и сбоку и может быть использован для ТО-1 и ТО-2.
На несущем конвейере с поперечным перемещением автомобиль передвигается на опорных (под каждое колесо) тележках, укрепленных на тяговой втулочно-роликовой цепи. Тележки снабжены катками, которые перемещаются по направляющим, установленным вдоль канавы на расстоянии, равном базе автомобиля.
Этот конвейер обладает тем преимуществом перед конвейерами других типов, что он почти вдвое короче их по длине и потому более удобен при установке его в производственном помещении. Независимый съезд автомобиля с любого поста линии не является преимуществом этого конвейера, так как связан с нарушением ритма поточного производства.
Конвейер данного типа рационально применять для ТО-2.
Рис. Конвейер толкающего типа с несущей тележкой и толкателем под заднее колесо:
а — общее устройство; б — тяговый орган конвейера;
1 — приводная станция; 2 — несущая тележка; 3 — толкатель; 4— направляющий швеллер; 5 — натяжная станция; 6 — направляющая реборда; 7 — натяжная звездочка; 8 — электродвигатель; 9 — клиноременная передача; 10 — редуктор; 11 — ведущая звездочка; 12 — каток оси втулочно-роликовой цепи конвейера; 13 — ролик направляющий несущей тележки; 14 — опорные ролики
На рисунке показано устройство конвейера ГАРО модели 4002 толкающего типа с толкателем под заднее колесо автомобиля и несущей тележкой. Конвейер непрерывного действия предназначен для перемещения грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ на поточной линии ЕО.
Обслуживаемый автомобиль въезжает на конвейер своим ходом так, что его левые колеса (переднее и заднее внутреннее) движутся по верхним полкам направляющих швеллеров, а правые — снаружи направляющей реборды. По ходу движения автомобиля левое заднее колесо наезжает на толкатель, опрокидывает его и, двигаясь дальше, устанавливается впереди несущей тележки, а автомобиль останавливается (с отторможенными колесами). Как только колесо сойдет с толкателя, он под действием витой пружины возвращается в первоначальное положение. При движении же тяговой цепи конвейера несущая тележка (опорная площадка, которая на 10 мм выше верхних полок швеллерных путей) подкатывается под внутренее заднее левое колесо, вывешивая его над уровнем пола, а толкатель подходит к колесу и, упираясь в шину, перемещает автомобиль на конвейере.
Описанный конвейер может быть непрерывного и прерывного действия. Размещение тягового органа вдоль линии обслуживания сбоку канавы позволяет применять конвейер и при ТО-1 и ТО-2. Выбор мощности электродвигателей приводных станций зависит от типа обслуживаемых автомобилей (легковые, грузовые или автобусы) и длины конвейера.
Рис. Пластинчатый продольный конвейер для поточной линии ежедневного обслуживания легковых автомобилей:
1 — приводная станция: 2 — редуктор; 3 — ведущая звездочка; 4 — вал ведущих звездочек; 5 — промежуточная звездочка; 6 — пластинчатая лента конвейера, 7 — рама; 8 — натяжная станция; 9 — натяжные звездочки
На рисунке показан несущий пластинчатый продольный конвейер, предназначенный для поточной линии ежедневного обслуживания легковых автомобилей.
Приводная станция обеспечивает скорость передвижения тяговой ленты от 1,04 до 6 м/мин и максимальное тяговое усилие 1700 кГ при пяти стоящих на конвейере втомобилях типа «Волга».
Управление конвейером
В современной практике технического обслуживания автомобилей применяют дистанционное и автоматическое управления конвейером.
При дистанционном управлении пуск электродвигателя конвейера производится оператором с пульта управления, а выключение электродвигателя и остановка конвейера — автоматически.
Для извещения оператора об окончании работ на постах линии и необходимости пуска конвейера может быть использована электрическая сигнализация, связывающая посты линии обслуживания с пультом управления, и дополнительно — по радио.
Конвейер приводится в движение нажатием кнопки КП на пульте управления. При этом электрический ток через постоянно замкнутые контакты кнопки КС выключателя В поступает в магнитный пускатель МП, в результате замыкания контактов К которого происходит пуск электродвигателя и перемещение автомобилей по постам.
При достижении последнего поста линии автомобиль передним колесом нажимает на шток концевого выключателя В К, в результате чего в цепи выключается ток, и конвейер останавливается.
При последующих пусках электродвигателя нажимают кнопку КП, при этом цепь замыкается и срабатывает магнитный пускатель при разомкнутых контактах концевого выключателя ВК.
Для аварийной остановки конвейера, кроме кнопки «Стоп», на пульте управления имеется на каждом посту линии выключатель АВ.
После получения сигналов от всех постов оператор по микрофону сообщает о пуске конвейера, выключает сигнальные лампы и включает конвейер. При автоматическом управлении периодически при помощи реле времени включается и выключается электродвигатель и происходят пуск и остановка конвейера через определенные промежутки времени.
Одновременно с автоматическим пуском и остановкой электродвигателя конвейера предусматривается система световой и звуковой сигнализации, предупреждающая рабочих на постах линии о предстоящем пуске конвейера. Кроме того, на конвейере имеется местное управление, исключающее автоматику, а на пульте управления — аварийный выключатель, позволяющий останавливать конвейер в любом положении.
В мероприятиях по технике безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных средств: кран-балок, тельферов, различных видов передвижных кранов и конвейеров — предусматривается соблюдение следующих основных правил.
Не допускаются к эксплуатации подъемно-транспортные механизмы при отсутствии технических паспортов на них и инструкций эксплуатации и до принятия данного механизма специальной комиссией.
Запрещается стоять, проходить или работать под кранами и другими подъемными машинами во время перемещения груза.
Не допускается подъем груза, вес которого превышает поминальную грузоподъемность подъемного устройства.
Все передаточные механизмы (шестерни, червячные передачи и др.), могущие причинить травмы обслуживающему персоналу, должны быть защищены кожухами.
У конвейеров, движущихся на уровне пола, приводные и натяжные механизмы, а также ролики и другие части ходовых механизмов долж ны быть защищены во избежание нанесения травм работающим.
Запрещается:
- подтаскивать грузы крюком подъемного механизма при косом натяженин каната
- поднимать и перемещать грузы с находящимися на них людьми
- оставлять груз в подвешенном состоянии или при не выключенной системе электрического питания по окончании и во время перерыва работ с грузоподъемными устройствами
- поднимать и передвигать грузы передвижными напольными кранами по нетвердому, неровному и неисправному полу
- ремонтировать транспортеры во время работы
Металлические конструкции кранов и других подъемнотранспортирующих машин с электрическим приводом должны иметь защитное заземление.
Обслуживающий персонал, работающий с кранами и другими устройствами, оборудованными электродвигателями, должен быть обеспечен резиновыми перчатками и галошами.
К работам с грузоподъемными и транспортирующими устройствами допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Устройство и ТО автомобилей
В каждой автошколе уделяется немного учебного времени такому вопросу, как устройство автомобиля. Как правило, этому посвящается одно теоретическое занятие и вводное первое практическое. В классе ученикам объясняют все на картинках и словах, а инструктор повторяет все это уже непосредственно возле машины при открытом капоте.
Обычному водителю совсем не обязательно знать все-все про то, как сделана машина. Однако, основные моменты представлять нужно, т.к. эти знания помогут быстрее освоить процесс управления машиной. Поэтому наш сайт решил подробно разобрать все то, что рассказывают в автошколе чтобы Вы могли лучше понять то, как работает транспортное средство.
Начнем с самого простого, что знает абсолютно любой человек, хоть раз видевший машину. Снаружи автомобиль представляет из себя кузов на четырех колесах. Теперь давайте разберемся, что же заставляет машину ехать туда, куда мы захотим. Направление движения задается положением передних колес, которое регулируется при помощи руля. Поворачивая руль, мы тем самым поворачиваем и передние колеса.
Одним из основных элементов автомобиля является двигатель Именно он вырабатывает вращающий момент, который приводит машину в движение. Получается это в результате сгорания бензиновой смеси в цилиндрах блока, что заставляет двигаться поршни, которые вращают коленвал. Но этого еще недостаточно. Нужно эту механическую энергию как-то передать на колеса. Именно для этого служат сцепление и коробка передач.
Сцепление
После двигателя идет именно сцепление, которое либо передает вращающий момент дальше, либо нет. Нажимая на педаль, мы тем самым выключаем сцепление, и двигатель работает на холостом ходу. После сцепления идет коробка передач, которая может менять соотношения скоростей вращения первичного вала и вторичного, в результате чего будет меняться и тяговая мощность. Также она позволяет передать вращение вала таким образом, что машина поедет задним ходом.
Трансмиссия полноприводного автомобиля
В зависимости от привода автомобиля, крутящий момент поступает или на задние, или на передние колеса. Все, автомобиль может ехать.
Что же остается водителю? Правильно — управлять. У него есть руль, чтобы задавать направление передних колес, три педали: сцепление, тормоз, газ (слева направо) и ручка коробки передач. Существуют автомобили с автоматической коробкой, у которых только две педали (газ, тормоз).
Принцип работы двигателя
Система впрыска топлива
Ремонт и обслуживание двигателя
Трансмиссия автомобиля
Подвеска автомобиля
Рулевое управления
Тормозная система
Электрооборудование и авто электронника
Автомобильный карбюратор
Бензин. Масло. Автохимия
Кузов автомобиля
Диски. Шины. Колёса
Разное про машины
www.kalimov.ru
Проверка специальных транспортных средств и их оборудования
Специальный автомобиль (прицеп) — это автомобиль (прицеп), который по конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций или перевозки грузов определенных категорий.
Специальный легковой автомобиль — это легковой автомобиль, который имеет специальное оборудование, например счетчик, пульт связи, броню и т.д. К таким автомобилям относятся автомобиль скорой помощи, автомобиль для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов, такси и т.п.
Специальный автобус — это автобус, который имеет специальное оборудование и предназначен в основном для перевозки пассажиров определенных категорий или определенных профессий. К таким автобусам относятся, например, автобус для перевозки инвалидов, катафалк и т.п.
Специальный грузовой автомобиль — это грузовой автомобиль, оборудованный средствами самопогрузки-саморазгрузки или другим специальным оборудованием и(или) предназначенный для перевозки грузов определенных категорий. К таким автомобилям относятся, например, автокран, автобетоносмеситель, автоцистерна.
Подтип «специальный» присваивается транспортному средству при регистрации и указывается в его регистрационных документах.
Специальное оборудование может быть установлено непосредственно на шасси (раме), в кузове (салоне), кабине или снаружи транспортного средства.
На раме (шасси) может быть установлено такое оборудование, как подъемный кран, автовышка, цистерна, буровая установка, бетоносмеситель и т.п. В кузове (салоне) могут быть установлены средства самопогрузки-саморазгрузки (манипуляторы, консольные и портальные краны, гидравлические подъемники и борта), технологическое оборудование (мотор-генераторы, радиостанции, ремонтные мастерские, медицинское оборудование, средства жизнеобеспечения, измерительные средства и т.п.), специальные средства для перевозки определенных категорий грузов и пассажиров (кассеты, бункера, специальные сиденья и поручни, средства крепления и т.п.). В кабине транспортного средства размещаются отдельные виды измерительного оборудования для обеспечения непрерывного контроля параметров водителем или сопровождающим лицом во время движения, а также таксометры, средства оперативной связи, громкоговорители, кассовые аппараты и специальные средства управления. Снаружи транспортного средства размещаются, как правило, специальные световые сигналы, осветительное оборудование, динамики громкоговорителей, антенны и т.п.
Применение легковых автомобилей в качестве специальных не всегда связано со стационарной установкой на них какого-либо специального оборудования, поэтому в целях упорядочения эксплуатации таких транспортных средств в Республике Беларусь Советом Министров утвержден Перечень специальных легковых автомобилей. Данный перечень содержит описание специальных функций, выполняемых такими автомобилями, а также отличительных особенностей, которые они должны иметь.
Нормативные требования к специальным транспортным средствам
Требования к дополнительному оборудованию специальных транспортных средств отражены в ряде государственных стандартов, которые применяются при их изготовлении и сертификации.
При проверке технического состояния транспортных средств могут использоваться, в частности, следующие стандарты: ГОСТ 12.2.004-75, ГОСТ 12.4.026-76, ГОСТ 12.2.040-79, ГОСТ 19173-80, ГОСТ 9218-86, ГОСТ 23647-87.
Общие требования
В Республике Беларусь специальные легковые автомобили должны иметь отличительные особенности, изложенные в Перечне специальных легковых автомобилей.
Специальные транспортные средства, не относящиеся к легковым, а также установленное на них оборудование должны отвечать следующим требованиям:
- дополнительное оборудование должно быть надежно закреплено на раме транспортного средства, а при наличии на оборудовании инструмента и приспособлений они должны быть надежно закреплены в предусмотренных для этого местах, не выступая за габариты транспортного средства
- оборудование не должно иметь значительных внешних повреждений, должно быть окрашено и иметь опрятный внешний вид
Требования к цветовому оформлению подъемно-транспортного оборудования
Элементы подъемно-транспортного оборудования, площадок грузоподъемников, поворотных платформ, рабочих органов элементов грузоподъемных кранов должны быть окрашены в желтый цвет. Предупредительная окраска этих объектов должна быть выполнена в виде чередующихся полос (наклоненных под углом 45.60°) шириной 30.200 мм желтого сигнального и черного цвета при соотношении ширины полос 1:1. Элементы производственного оборудования малого размера окрашиваются целиком в желтый цвет.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Общее устройство автомобиля | Изучение устройства автомобиля AvtoLegko.ru
Рассмотрим «в двух словах» общее устройство автомобиля. Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова (см. рис. 1).
На изучаемых автомобилях установлен двигатель внутреннего сгорания, в котором химическая энергия горения топлива превращается в механическую работу.
Шасси составляет основу автомобиля и состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Трансмиссия автомобиля состоит из механизмов и узлов, предназначенных для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим (в большинстве случаев задним) колесам автомобиля. К трасмисcии автомобиля относятся:
- сцепление
- коробка передач,
- карданная передача,
- главная передача,
- дифференциал и
- приводные валы колес (полуоси).
Крутящим моментом называется момент силы, под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведение силы на плечо, на котором она приложена.
Сцепление предназначено для плавного соединения двигателя с другими агрегатами и узлами трансмиссии и временного их разобщения. Оно расположено между двигателем и коробкой передач.
Коробка передач позволяет изменять крутящий момент, который передается от двигателя к ведущим колесам автомобиля, разъединять двигатель и ведущие колеса, а также дает возможность автомобилю двигаться задним ходом.
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.
Главная передача увеличивает крутящий момент, который к ней подводится, и передает его под прямым углом на приводные валы.
Дифференциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля вращение с неодинаковым числом оборотов, что необходимо при движении на поворотах и по неровной дороге.
Приводные валы колес (полуоси) предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, переднего и заднего мостов, соединенных с рамой при помощи рессор.
Передние и задние мосты имеют колеса, которые могут быть управляемыми и ведущими.
Механизмы управления служат для изменения направления движения, торможения автомобиля и удержания его в неподвижном состоянии. К ним относятся рулевое управление и тормоза.
Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и грузовой платформы.
Кузов легкового автомобиля цельнометаллический, приспособлен для размещения в нем пассажиров. К кузову относятся также и детали оперения: крылья, капот, облицовка, брызговики, сполеры.
Рис. 1. Общее устройство автомобиля на примере ЗИЛ-130
avtolegko.ru