Все о категориях водительских прав – A, B, C, D, М, BE, CE, DE
Категории водительских прав 2019 с расшифровкой
Учитывая конструкционные различия автотранспортных средств и разную степень ответственности, предъявляемую к водителям, получившим соответствующий допуск к управлению, ТС, как и выдаваемые водительские удостоверения, разделяются на категории и подкатегории. В предлагаемом материале рассматриваются особенности категорий водительских прав, установленные российским законодательством в 2019 году, с расшифровкой по каждой из позиций.
Перечень категорий водительских удостоверений с особенностями расшифровки 2019
В 2019 году выдаются водительские права по категориям, действовавшим с 2013 года, после внесения последних поправок в закон №196-ФЗ, регламентирующий безопасность движения на дорогах.
Весь перечень состоит из следующего количества позиций:
- семи – основных;
- четырех подкатегорий – в дополнение к буквенному обозначению, маркированных цифрами.
Далее детальнее представлены присваиваемые категории водительских удостоверений с особенностями расшифровки.
Группа основных категорий ВУ
Основные из открываемых категорий обозначаются буквами латинского алфавита, обозначая следующее:
- А – позволяет управлять мотоциклами всех типов. Категория распространяется также на мотоциклетную технику с колясками. Кроме двухколесных ТС, к которым причисляют современные мотоциклы, действующие ПДД, указанная категория распространяется на технику, снабженную тремя или четырьмя колесами. Главное ограничение – лимит суммарной массы в пределах четырехсот килограммов;
- В – категория легкового автотранспорта. Кроме традиционных легковушек категория распространяется на родственные ТС (внедорожники, микроавтобусы, легкие грузовики), если последние весят в пределах трех с половиной тонн и вмещают не более восьми пассажиров. Для легковой автомашины разрешается использование прицепного устройства с массой в пределах семисот пятидесяти килограммов или более, но при условии соблюдения общего ограничения по массе, отмеченного ранее;
- С – грузового автотранспорта, техническая документация которого содержит сведения о массе, превышающей три с половиной тонны. Водителям с данной категорией разрешается, кроме непосредственно указанных грузовиков, транспортировать легкие прицепы, с весом, не превышающим семьсот пятьдесят килограммов;
- D – разрешает вождение автобусов (пассажирского транспорта, перевозящего, исключая водителя, от 8 человек и более, на стационарных сидячих местах) и грузовой автотранспорт, оборудованный прицепным устройством, массой более семисот пятидесяти килограммов. Указанные права не предусматривают ограничений, в зависимости от того, сколько весит ТС, или какого оно типа по конструктивному устройству;
- BE, CE, DE – принята взамен традиционной категории Е водительских прав, в настоящее время упраздненной. Владельцам указанных водительских прав разрешается управлять, соответственно, легковой автомашиной, грузовиком или автобусом, без ограничений по массе прицепного устройства, установленных для удостоверений В, С или D;
- Tb, Tm – открывающиеся для водителей городского электротранспорта (трамвайного и троллейбусного). Документ, действовавший ранее, указанные разновидности учитывал в графе особых отметок. В настоящее время эти категории выделены отдельно;
- М – введена с 2014 года, обозначающая разновидность легких мотоциклов и скутеров, не подпадающих под категорию А. Отдельная группа М принята в связи с возросшим количеством ДТП и аварий по причине недостаточного контроля к указанным ТС, после приобретениями ими массовой популярности. Предполагает, что владелец должен достигнуть возрастной отметки в шестнадцать лет, иначе права не выдадут. Обычно категория М проставляется автоматически при выдаче любого другого водительского удостоверения, если предоставленная владельцем медицинская справка не содержит каких-либо ограничений. Учитывая десятилетний срок действия водительских прав, управлять данной разновидностью ТС разрешается обладателю старой формы удостоверений, выданных, когда данная категория еще не была введена.
Обратите внимание! Категория М введена для обеспечения безопасности при эксплуатации легкого мототранспорта. Позиция М вносится автоматически во все водительские права.
Перечисленный перечень дополняется отдельными подкатегориями, указанными далее.
Группа подкатегорий ВУ
Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:
- А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
- В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
- С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
- С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
- D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
- D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;
Необходимо учесть некоторые особенности указанных групп ВУ:
- позиции D1Е и DЕ отличаются одна от другой тем, что в последнем случае отсутствуют ограничения по массе грузового прицепа и разрешается перевозка сочлененных автобусов;
- D1 отличается от D1E допустимой разрешенной массой прицепного устройства;
- C1E и С1Е, а также D1 и D1Е определяют идентичные требования к прицепным устройствам, различаясь непосредственно разрешенным видом транспорта (соответственно, грузовик и автобус).
Подкатегории не относятся к отдельным позициям, а являются дополнениями к общим категориям.
Особенности оформления и выдачи водительских прав, с учетом присвоенной категории
Современное водительское удостоверение, позволяющее управлять автотранспортом в пределах России, выполнено в виде пластиковой карточки. Лицевая сторона предусматривает размещение:
- персональных сведений об обладателе – отдельно указывается фамилия, а также имя с отчеством;
- даты и места рождения;
- диапазона срока действия документа;
- подразделения, выдавшего удостоверение;
- региона, в котором оформлялись права;
- номерного и серийного обозначения ВУ;
- открытых категорий.
Надписи выполнены на русском языке и дублируются латиницей.
С левой стороны размещается фото стандартных размеров, выполненное на светлом фоне, ниже – личная роспись владельца.
Вверху в овальном значке указывается национальная принадлежность удостоверения и наименование документа.
На обратной стороне водительских прав в табличной форме перечислены все существующие категории и подкатегории, с указанием открытых для конкретного водителя – проставляются соответствующие даты, в диапазоне которых документ действителен.
Дополнительно в колонке 12 с правой стороны указываются специальные обозначения. Отметка AS в водительском удостоверении, выданном мотоциклисту, указывает, что обладатель документа допускается к управлению техники, оборудованной рулем автомобильного образца. Указанная отметка проставляется в удостоверениях водителей, не получивших допуск к управлению мотоциклами.
С левой стороны от таблички размещен штрих-код без цифровых обозначений, справа внизу – указание номера и серии, совпадающее с нанесенным на лицевую страницу.
Категории присваиваются водителям, прошедшим теоретический и практический курс обучения в специализированных учебных заведениях, получивших лицензию на данный вид деятельности. Результат успешного усвоения учебной программы подтверждается кандидатами сдачей экзамена, включающего отдельно теоретический и практический блоки.
Если водитель желает расширить область управления, открыв новые категории, ему необходимо пройти дополнительное обучение с последующей аттестацией. В этом случае старые права сдаются, а выдаются новые. Необходимо учитывать, что удостоверение водителя автомобиля старого образца не подлежит замене, если срок действия документа еще не окончен.
Но водительские права не будут выданы, если претендент не достигнет минимальной установленной возрастной отметки, составляющей для следующих видов транспорта:
- скутеров или мопедов – шестнадцать лет;
- легковушек или грузовиков (без тяжелых прицепов) – совершеннолетие;
- пассажирского транспорта, включая электрический – двадцать один год.
Категории ВЕ, СЕ или DE имеют право получить водители с опытом управления аналогичных видов транспорта без тяжелых прицепов не менее одного года.
Указанные возрастные ограничения не распространяются на прохождение обучения, включая практические навыки. Несовершеннолетним кандидатам достаточно предоставить письменное согласие родителей, чтобы получить возможность аттестоваться. Но водительское удостоверение будет выдано после достижения указанных выше возрастных границ.
Обратите внимание! Несовершеннолетние допускаются к обучению на водительские права только с письменного разрешения родителей.
https://www.youtube.com/watch?v=Sh0BUgcik_o
Водительские права для управления спецтехникой
Многих интересует, какие права выдаются водителю погрузчика. Необходимо учитывать, что лицу, получившему допуск к управлению автопогрузчиком или другой аналогичной техникой, присваивается квалификация тракториста-машиниста. Выдачей разрешений для управления данной категорией ТС входит в сферу другого ведомства – Гортехнадзора, в отличие от автомобильного и электрического транспорта, относящегося к сфере ответственности ГИБДД.
Для спецтранспорта характерно наличие следующих категорий:
- А – внедорожный транспорт, с максимальной массой до трех с половиной тонн;
- В – трактора или погрузчики на гусеничном или колесном ходу, с мощностными характеристиками силового агрегата в пределах 25,7 кВт;
- С – машины, передвигающиеся на колесах, нижний предел мощности мотора у которых аналогичен верхнему у предыдущей группы, а максимальная его величина – 110,3 кВт;
- D – Категория аналогичной техники, с мощностью силового агрегата свыше указанной ранее границы;
- Е – гусеничный транспорт, с мощностными характеристиками силовой установки 25,7 кВт и более.
Несмотря на сходную маркировку обозначения, удостоверение машиниста-тракториста – совершенно другая область ответственности, отличная от автомобильных прав.
Как видно из представленного описания, перечень категорий водительских удостоверений существенно расширился. Автолюбителю необходимо разбираться в особенностях расшифровки обозначений в правах, чтобы четко представлять, на какие ТС распространяется разрешение его документа. Это позволит избежать возможных штрафных санкций от представителей ГИБДД за превышение компетенции, согласно полученному допуску.
Если вы хотите получить более подробную информацию, воспользуйтесь консультацией нашего бесплатного юриста!
migrantvrf.ru
Категории водительских прав с расшифровкой и описанием
- А — Сюда можно отнести средства передвижения в виде мотоциклов с коляской и без. Но единственным условием считается весовая категория, так как она не должна превышать 400 килограмм.
- А1 — Мотоциклы (скутеры) 50-125 кубических сантиметров.
- В — Это легковые автомобили весом до 3,5 тонн вместе с учетом уровня грузоподъемности и максимум восьмью пассажирскими местами. Допускается использование прицепа весом не более 750 килограмм вместе с перевозимым грузом. Если же нормы нарушаются, то требуется открытие специальной подкатегории, позволяющей получить законные основания для вождения.
- В1 — Мотоциклы (трициклы и квадроциклы)с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг.
- ВE — Это категория, которая позволяет применять вместе с легковыми транспортными средствами прицепы. Допускается использование прицепа весом свыше 750 килограмм. Такой вариант документа подойдет для предпринимателей и торговых работников при использовании большого прицепа.
- C — Здесь разрешается вождение транспортных средств весом больше 3,5 тонн, но исключаются транспортные средства, относящиеся к категории D.
- C1 — Грузовые автомобили от 3,5 до 7,5 т. Разрешено передвижение с прицепом не более 750 кг.
- CE — Это практически та же категория, что и ВЕ, но при этом снимается ограничение на объем прицепа.
- CE1 — Тоже самое что и C1, но дает возможность использовать прицеп более 750кг.
- D — Такая категория нужна тем автомобилистам, которые водят автобусы и микроавтобусы, сочетающие в себе большое количество мест. Категория требует особой внимательности и грамотности при изучении, так как в большинстве случаев она требуется для занятия транспортными работами, в частности, пассажирскими перевозками.
- D1 — Автобусы и микроавтобусы от 8 до 16 мест без учета водителя.
- DE — Это отдельная категория, позволяющая применять прицепы весом более 750 килограмм для расширения функциональных возможностей транспортного средства.
- DE1 — Разрешение категории «D1» с автоприцепом от 750 кг если вес автоприцепа такой же или меньше массы авто без нагрузки. Общий вес автобуса с прицепом может быть не более 12 тонн. Допускается только грузовой прицеп.
- M — Это отдельная категория, разработана специально для вождения квадроциклов, мопедов и прочих тому подобных транспортных средств.
- TM — Допускает управление трамваем.
- TB — Допускает управление троллейбусом.
Многие автомобилисты уже знакомы с нововведениями в законе «О безопасности дорожного движения», которые в большей степени касаются категорий водительских прав. Но вот не всем известно, какие именно изменения произошли.
Ознакомление с нововведениями обязательно, поскольку незнание не освобождает от ответственности перед уполномоченными организациями по контролю достоверности и законности водительских документов.
Для того чтобы обойти стороной все трудности законодательства, связанного с дорожным движением, рассмотрим все детали по упрощенной схеме.
Существует 5 категорий водительских удостоверений и каждая их них относится к определенному виду транспортных средств.
- А – мотоциклы;
- В – легковые автомобили;
- С – грузовые авто;
- D – микроавтобусы и автобусы;
- М – мопеды.
Кроме этого, создано 6 подкатегорий, специальные категории для использования прицепов. А также разработана отдельная категория водительских прав для вождения трамваев и троллейбусов.
Но категории водительских прав имеют индивидуальные особенности, поэтому важно для ознакомления особо внимательное отношение к каждому из них. А также важно рассмотреть нововведения, которые присутствуют в этой сфере для получения ответов на все поставленные вопросы.
Внешний вид и информационные особенности прав
Водительское удостоверение – это специальный документ, который предоставляет возможность управления автомобиля разного типа. Документ содержит всю важную информацию о водителе, благодаря чему при проверке уполномоченные специалисты смогут узнать о человеке все, что нужно в плане водительских допусков и прав.
Водительское удостоверение нового образца содержит в себе следующую важную информацию:
- Личная фотография и полные ФИО данные владельца;
- Дата и город рождения;
- Информация об открытых категориях автомобилей;
- Номер удостоверения и срок его пригодности;
- Дата оформления и номер организации, где зарегистрирован документ;
- Личная подпись владельца;
- Дополнительные информационные данные для ознакомления.
В качестве дополнительных сведений также могут указываться данные о том, какие были ранее водительские удостоверения, особые пометки о штрафах и так далее. Каждый водитель может иметь индивидуальные особенности в плане дополнительной информации, благодаря чему и предоставляется возможность соответствующим органам узнать все детали, что представляет собой человек в плане дорожного движения.
Водительские удостоверения нового образца – это пластиковая карточка стандартного размера 5,5 на 8,5 сантиметров. Она удобна для ношения, причем со временем применения она не деформируется и с ее поверхности не стирается информация за счет специального защитного покрытия.
С одной стороны написаны сведения о владельце, а с другой стороны сведения о самом водителе. Это удобная форма, которая предоставляет возможность быстро отыскать нужную информацию.
Внешняя сторона документа
Можно выделить следующие особенности документа в плане нанесения информации:
- В самом верху указывается название удостоверения и место его регистрации в плане территориальной принадлежности.
- Слева присутствует специальное место для личной фотографии. Но помните, что законодательством страны запрещается фотографироваться в головном уборе, причем исключением считаются только религиозные потребности. А вот гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках, но запрещается использовать стекла, способные искажать вид лица на фотографии.
- В нижнем левом углу располагается личная подпись владельца водительского удостоверения.
- С правой стороны под названием документа в полной форме представлены ФИО автомобилиста, дата рождения и его регистрационные сведения.
- Ниже представлен домашний регион и перечень открытых автомобильных категорий.
Компактность и информативность – основные преимущества водительских удостоверений нового образца, поэтому, как самому водителю, так и контрольным органам проще обрабатывать информацию.
Обратная сторона документа
Главной особенностью обратной стороны водительских удостоверений считается наличие штрих-кода. Это основное нововведение, привлекающее внимание автомобилистов, которым ранее не приходилось сталкиваться с таким документом. Располагается данный элемент на обратной стороне документа в левом углу. А вот все оставшееся пространство предназначается для расшифровки имеющихся категорий.
Водительские категории расписаны для того, чтобы контрольные организации могли проверить информацию в плане, имеет ли право автомобилист управлять транспортным средством, при движении на котором его остановили. А также напротив доступных категорий указывается срок их действия.
В самом низу документа на тыльной стороне указывается личная информация о водителе. Если дополнительные сведения отсутствуют, то здесь могут присутствовать информация о водительском стаже.
В зависимости от категории и вида транспортного средства созданы отдельные подкатегории, которые также расписаны для детального информирования. Важно учитывать то, что некоторые категории можно открыть практически «автоматом», а для некоторых нужно проходить специальный учебный курс, подразумевающий под собой усовершенствование знаний и навыков.
Описание основных водительских категорий
Водительские права на машину могут сочетать в себе разные категории, но для детального ознакомления нужно понять, какие они вообще бывают, и какие параметры в себе сочетают:
- Категория А. Сюда можно отнести средства передвижения в виде мотоциклов с коляской и без. Но единственным условием считается весовая категория, так как она не должна превышать 400 килограмм.
- Категория В. Это легковые автомобили весом до 3,5 тонн вместе с учетом уровня грузоподъемности и максимум восьмью пассажирскими местами. Допускается использование прицепа весом не более 750 килограмм вместе с перевозимым грузом. Если же нормы нарушаются, то требуется открытие специальной подкатегории, позволяющей получить законные основания для вождения.
- Категория ВЕ. Это категория, которая позволяет применять вместе с легковыми транспортными средствами прицепы. Допускается использование прицепа весом свыше 750 килограмм. Такой вариант документа подойдет для предпринимателей и торговых работников при использовании большого прицепа.
- Категория С. Здесь разрешается вождение транспортных средств весом больше 3,5 тонн, но исключаются транспортные средства, относящиеся к категории D.
- Категория СЕ. Это практически та же категория, что и ВЕ, но при этом снимается ограничение на объем прицепа.
- Категория D. Такая категория нужна тем автомобилистам, которые водят автобусы и микроавтобусы, сочетающие в себе большое количество мест. Категория требует особой внимательности и грамотности при изучении, так как в большинстве случаев она требуется для занятия транспортными работами, в частности, пассажирскими перевозками.
- Категория DE. Это отдельная категория, позволяющая применять прицепы весом более 750 килограмм для расширения функциональных возможностей транспортного средства.
- Категория М. Это отдельная категория, разработана специально для вождения квадроциклов, мопедов и прочих тому подобных транспортных средств.
Важно отметить и то, что существуют отдельные подкатегории, требуемые к себе особой внимательности при рассмотрении, для того чтобы при оформлении документов подобрать то, что требуется.
На данный момент водительские права нового образца постоянно усовершенствуются путем введения новых законодательных изменений, поэтому автомобилисты обязательно должны быть в курсе всех деталей для комфортного и безопасного применения транспортного средства в соответствии со всеми нормами.
Если же возникнут какие-то вопросы, то можно проконсультироваться с уполномоченными специалистами своего дела, так как незнание не освобождает от ответственности, поэтому важно быть в курсе даже мельчайших деталей.
auto-sovets.ru
Категории водительских прав в Украине 2018: расшифровка, значение, виды удостоверений
Периодические изменения в законодательстве Украины необходимо отслеживать всем, в том числе – автовладельцам. В связи с постоянными нововведениями могут возникнуть трудности. Новые категории водительских прав в Украине следует знать не только владельцам авто, но и других видов транспортных средств.
Содержание статьи
Законодательные акты Украины о категориях водительских прав 2018
Новые правила в законодательной сфере напрямую сказываются на сложности получения водительского удостоверения. Они изложены в соответствующих нормативных актах. Их содержание регулирует правила владения машиной, правовые отношения участников дорожного движения и правила выдачи документов.
Для владения информацией следует ознакомиться со следующими законами:
- Постановление КМУ №340 «О порядке выдачи водительских удостоверений». Этот документ описывает действующие категории водительских прав в Украине и в 2018 г. Расшифровка указана в пункте №3. Последние изменения датированы 14 февраля 2018 г;
- «Закон Украины об участниках дорожного движения». Исходя из названия, в этом акте описываются права и обязанности водителей, а также учреждений, отвечающих за их обучение. Дополнительно в нем регламентируются правила организации дорог служб, регулирующих движение транспорта.
Согласно последним данным категории водительских прав с 2016 года претерпели незначительные изменения. Были добавлены новые положения, некоторые устаревшие аннулированы. Поэтому перед началом обучения следует ознакомиться с действующими водительскими категориями, которые существуют на данный момент. При этом необходимо учитывать изменения в вышеописанных законах и постановлениях.
Расшифровка категорий водительских прав
Сначала необходимо выбрать тип транспортного средства. Так как процесс обучения достаточно продолжителен – рекомендуется заранее определиться с нужными категориями и ознакомиться с их обозначением. В дальнейшем для открытия новой понадобится повысить квалификацию, что займет время и потребует дополнительных денежных вложений.
Для определения оптимального перечня следует знать, какие категории водительских прав в Украине действуют на данный момент. Ниже приводится их описание и расшифровка:
- А1. К ней относятся двух- и трехколесные транспортные средства, рабочий объем силовой установки, у которых не превышает 50 см³. Еще одним показателем является мощность двигателя – не более 4 кВт;
- А. Разрешает вождение мотоциклов, в том числе с боковым прицепом, а также аналогичным двухколесным транспортом объемом двигателя от 50 см³ и более, и мощностью от 4 кВт;
- В1. Применима для квадроциклов и трициклов, масса которых не превышает 400 кг;
- В. Самая распространенная категория, к которой относится подавляющее большинство легковых автомобилей. Главными условиями являются масса до 3500 кг и количество мест для пассажиров (кроме водительского) – не более восьми;
- С1. Необходима для вождения грузовых машин, вес которых варьируется от 3500 до 7500 кг;
- С. Она открывается для управления грузовыми автомобилями, масса которых превышает 7500 кг;
- D1. Категория присваивается после обучения водителям автобусов, число пассажирских мест в которых не более 16;
- D. Аналогична вышеописанной, за исключением числа пассажирских мест в автобусе. Их число может быть более 16;
- Т. Позволяет управлять трамваями.
Отдельно необходимо рассмотреть расшифровку категорий водительских прав в Украине для машин с прицепом:
- ВЕ. Разрешает вождение легкового авто с прицепом, массой более 750 кг;
- С1Е и СЕ. Грузовые машины категории «С1» и «С» с прицепом от 750 кг;
- D1E и DE. Водители помимо управления пассажирским транспортным средством могут использовать прицеп весом от 750 кг, какие есть у многих грузопассажирских компаний.
Если суммарная масса прицепа (с грузом) менее 750 кг – открытие отдельной категории не требуется. Но если этот показатель будет превышен, а соответствующего разрешения не получено – работники Госавтоинспекции вправе выписать штраф или поставить транспортное средство на стоянку своего ведомства.
Изменения в законе «О порядке выдачи удостоверения водителям»
Корректировка правового акта, регулирующего правила получения водительского удостоверения нередко влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций между водителем и представителем Госавтоинспекции. Во избежание подобных инцидентов помимо основного текста документа рекомендуется изучить действующие дополнения и изменения.
Ниже приведен перечень корректировок к постановлению КМУ №430 от 8 мая 1993 г:
- №627 от 12.06.2013. Является наиболее значимым дополнением к действующему нормативному документу. Были добавлены категории А1, С1 и D1, изменены формулировки в других группах. Также увеличился срок действия водительского удостоверения — с 25 до 50 лет;
- №905 от 09.11.2015. Изменения в основном касаются взаимоотношения водителя и инспектора Управления безопасности дорожного движения. Помимо их представителей работники службы охраны здоровья, Национальной полиции или автотранспортных организаций могут отправить водителя на медицинское обследование. Также незначительно изменен порядок получения прав и регламент действия удостоверения для иностранных лиц, желающих получить гражданство Украины;
- №955 от 25.12.2013. Бланк об окончании автошколы стал документом строгой отчетности, печатается с соблюдением норм. Обязательно наличие водяных знаков и других мер защиты;
- №284 от 28.03.2012. При потере или краже водительского удостоверения после проверки данного факта представителями сервисного центра МВД Украины выдаются новые права. Тем самым были отменены временные справки.
Однако это не окончательные изменения в законодательных актах, регулирующих отношение водителя с государственными органами. Постепенная реорганизация структуры МВД и расширение прав ее представителей могут в дальнейшем увеличить влияние работников Национальной полиции на регулирование дорожного движения.
Правила получения водительского удостоверения в Украине
После выбора одной или нескольких категорий нужно пройти процесс обучения и после удачной сдачи экзаменов получить права. Для выполнения этих действий следует ознакомиться с текущим регламентом. Он также изложен в постановлении №430.
Для получения водительского удостоверения гражданином Украины или лицом с аналогичными правами, необходимо выполнить следующие шаги.
- Выбрать автошколу. Это должна быть лицензированная организация. Дополнительно нужно затребовать сертификат об аккредитации. Он выдается только Департаментом ГАИ.
- Запись в автошколу проводится при наличии заявления на имя руководителя организации, медицинской справки соответствующего образца, 4-х цветных фотографий 3,5*4,5, копии документов (паспорт и идентификационный код).
- Срок обучения зависит от выбранной категории. Для вождения легкового авто понадобится пройти курс в течение 2,5-3 месяцев.
- Сдача экзаменов в ГАИ. Это осуществляется только по месту прописки, за исключением решений руководителей отделов ГАИ. Пакет документов для сдачи экзаменов подается представителями автошколы. При самостоятельной записи следует подготовить паспорт, идентификационный код, медицинскую справку, две фотографии и квитанцию об оплате услуг (270 грн).
- По окончании сдачи экзаменов выдается водительское удостоверение с перечнем открытых категорий, экзаменационная карточка, свидетельство об окончании автошколы и медицинская справка.
Дополнительно необходимо учитывать минимальный возраст для получения той или иной категории прав в Украине. Это зависит от типа транспортного средства:
- 16 лет — для категории A;
- 18 лет — для категории B, C;
- 19 лет — для категории BE, C1E, CE;
- 21 года — для категории D, DE, T.
Если по каким-либо причинам после прохождения обучения не получилось сдать экзамены в ГАИ – документ об окончании автошколы будет действителен в течение 10 лет. В этот период будет возможность получить водительские права в Украине без повторного посещения учебного заведения.
Возможные нововведения в 2018 году
Оптимизация свода законов, регламентирующих получение и действие водительских прав в Украине, не останавливается. Это объясняется появлением новых видов транспортных средств, а также стремлением приблизить текущее законодательство к европейским стандартам. Но говорить о значительных изменениях еще рано.
Основная проблема регулирования участников дорожного движения заключается в наличии маломощных двухколесных транспортных средств. К ним относят так называемые скутера, мопеды и т.д. Часть из них попадает под категорию А1, но некоторые имеют другие технические характеристики. Поэтому для получения соответствующего водительского удостоверения планируется ввести такие новые категории:
- АМ. Разрешает вождение двух и трехколесными транспортными средствами, в паспорте которых указана максимальная скорость не более 45 км/ч;
- А2. Мотоциклы, чья мощность не превышает 45 л.с., или 3,5 кВт. При этом соотношение номинальной мощности к массе не должно быть более 0,27 л.с./ кг.
О возможных корректировках возрастной категории водителей говорить пока рано. Но учитывая повышенную ответственность за вождение грузовых и пассажирских транспортных средств, скорее всего увеличат возраст получения удостоверений. Для категории D и D1 – с 24 лет, для С и СЕ – с 21 года. Но это лишь предположения, так как соответствующие законопроекты не были еще внесены на рассмотрение Кабинету министров Украины.
Категории водительских прав в Украине 2018 (видео)
www.kriza.com.ua
Подробная расшифровка всех категорий и подкатегорий водительских удостоверений образца 2019 года
По российским законам весь автотранспорт делится на пять общих категорий, три дополнительные категории и шесть подкатегорий. Каждая категория или подкатегория обозначает отдельный вид транспорта или подвижной состав, порядок выдачи удостоверений также может различаться.
Общая категория «А»
К данной категории относится двухколесный транспорт (мотоциклы), оснащенный двигателем свыше 125 куб. см и максимальной мощностью до 15 киловатт.
В это число также входят мотоциклы с коляской, мотоколяски и трехколесный и четырехколесный транспорт с мотоциклетной посадкой и управлением. Существует и ограничение по весу для этих средств передвижения – не более 400 кг.Для законного управления ими требуются водительские права соответствующей категории. Наличие иных категорий в водительском удостоверении права управления мотоциклом не дает.
Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!
Подкатегория «А1»
Для мототранспорта подкатегории «А1» объем двигателя мотоцикла должен иметь минимальное ограничение в 50, а максимальное 125 куб. см, а его максимальная мощность не должна превышать лимит 11 кВт.
Разрешение на управление данной категорией автотранспорта можно получить с 16 лет.Те, кто уже имеет удостоверение основной категории, получают «А1» автоматически.
Общая категория «В»
Автомобилями данной категории считаются:
- машины, имеющие вместимость не более восьми пассажирских мест, и не тяжелее 3,5 тонн;
- автотранспорт той же вместимости, но оснащенный дополнительной грузовой платформой, разрешенный вес которой не может быть выше 750 килограммов;
- автомобили, вес которых вместе с прицепом ограничен 3,5 тоннами, а масса прицепа отдельно не превышает штатную массу самого автомобиля.
Водить машину данной категории на территории РФ можно с возраста 18 лет.
Подкатегория «B1»
Удостоверение подкатегории «В1» потребуется для управления транспортом, паспортный вес которого ограничен 550 кг, сам транспорт имеет максимальный объем двигателя 50 см3, а максимальная заявленная скорость не превышает 50 км/ч. В России к ней относятся некоторые виды мотоколясок, а также трициклы и квадрициклы с автомобильным управлением и посадкой (т. е. они оснащены автомобильным сиденьем и ручной коробкой передач). Владельцы прав «В1» к управлению мотоциклами не допускаются.
Дополнительная категория «BE»
Дополнительная категория «ВЕ» распространяется на легковой автотранспорт, оснащенный грузовой платформой как свыше 750 килограммов, так и тяжелее самой машины штатной нагрузки.
Также шофер обязан иметь стаж вождения по категории «D» или «C» не менее одного года.Общая категория «C»
К общей категории «С» относятся автомобили тяжелее 3,5 тонн и грузовой транспорт с прицепом до 750 килограммов. За руль машины легче 3,5 тонн, имея лишь данную категорию, садиться запрещено.
Права категории «С» можно получить при достижении возраста 18 лет.
Подкатегория «С1»
Наличие у водителя удостоверения этой подкатегории требуется для управления грузовым автотранспортом от 3,5 до 7,5 тонн, а также грузовиками с дополнительной грузовой платформой до 750 кг. При сдаче экзамена на права общей категории «С» она выдается автоматически.
Дополнительная категория «СЕ»
Распространяется на грузовой автотранспорт с крупногабаритными грузовыми платформами (свыше 750 килограммов).
Выдается при наличии открытых категорий «В», «С» или «D» и стажа по одному из них свыше одного года.Подкатегория «С1Е»
В данную подкатегорию входят грузовые автомашины подкатегории «С1» с дополнительной платформой свыше 750 килограммов. Сама платформа должна быть легче грузовика без дополнительной нагрузки. Общий вес подвижного состава не превышает 12 тонн.
Документы на вождение выдаются при наличии удостоверений «С», «СЕ» или «D» и стажа от 12 месяцев.Общая категория «D»
К общей категории «D» относится транспорт, предназначенный для перевозки более восьми сидячих пассажиров (автобусы), не считая места водителя, а также автобусы, сцепленные с грузовой платформой, вес которой ограничен 750 кг. Вес и габариты самого транспорта ограничений не имеют.
Выдается после достижения 21 года.
Подкатегория «D1»
К данной подкатегории относится автотранспорт, оснащенный дополнительными местами для пассажиров количеством выше восьми, но не выше шестнадцати, не считая места шофера. К этой же категории относятся автобусы с прицепом, не превышающим массу 750 кг.
Дополнительная категория «DE»
Распространяется на автобусы с грузовой платформой тяжелее 750 килограммов, а также двухкорпусные автобусы (так называемые «автобусы-гармошки»).
Получить данную категорию возможно при стаже вождения от одного года и выше и открытых категориях «В», «С» или «D».Подкатегория «D1E»
Распространяется на автотранспорт, относящийся к подкатегории «D1», оснащенный грузовой платформой тяжелее 750 кг, при этом масса всего состава не превышает 12 тонн. Перевозка пассажиров в прицепе запрещена.
Категория «М»
Распространяется на мопеды, скутеры и иной двухколесный транспорт с объемом двигателя, не превышающий 50 куб. см, и мощностью до 4 киловатт. Водить мопед или скутер можно с 16 лет либо обладая правами любой другой категории.
Отдельного разрешения, а, соответственно, и специальной аттестации требуют троллейбусы и трамваи. Для вождения данного вида транспорта в водительском удостоверении ставится отметка «Tm» для трамваев и «Tb» для троллейбусов.Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
zakonsovet.com
что это такое и как получить
Образцы выдаваемых на сегодняшний день водительских прав поражают обилием новых категорий. Разобраться в их значении, часто, не под силу даже опытному автолюбителю. Помимо привычных – B, C, и D, появились другие буквы, обозначающие разрешение на управление определёнными видами транспортных средств.
Так, например, в 2013 году, было принято решение о введении категории М. Новая строка в удостоверении, указывает на то, что, обладатель прав с открытой данной категорией может по достижении 16 лет, управлять мопедом с объёмом двигателя до 50 куб. см, а также легким квадроциклом.
Чтобы получить заветный документ с такой отметкой, нужно обязательно пройти обучение в автошколе, и сдать официальные экзамены инспектору ГИБДД. Только вышеперечисленные процедуры, открывают свободное перемещение на скутерах по городским улицам, и не приведут к наложению штрафных санкций, и изъятию транспортного средства дорожным инспектором.
Зачем нужна категория М
Основной базой для ужесточения закона и обязательного получения водительских прав, послужили постоянные нарушения ПДД и многочисленные аварийные ситуации, которые создавались несовершеннолетними нарушителями. Удешевление и доступность бюджетной мототехники, повлияла на то, что, в распоряжении неопытных людей оказалось огромное количество небольших мопедов и компактных мини вездеходов. Не имея достаточных навыков управления, они повсеместно разъезжали по всем автомагистралям подвергая опасности жизнь всех участников дорожного движения.
Не было никакой возможности призвать к ответственности нерадивых водителей, устраивавших гонки на общественных трассах. Нововведение позволило ужесточить контроль за безопасным движением, и сохранило тысячи молодых судеб. Теперь каждый водитель небольшого мопеда, должен в обязательном порядке иметь водительские права с категорией М, и обязан предоставить их к проверке, по первому требованию проверяющих органов.
В чем разница между категорией М и А, А1
Главным отличием категории М, от уже имевшихся А и А1, является объём двигателя транспортных средств.
- Категория А1. Позволяет управлять лёгким мотоциклом, с двигателем от 125 кубов. Открывается для водителей достигших шестнадцатилетнего возраста.
- Категория А. Распространяется на классические мотоциклы с объёмом двигателя от 125 кубических сантиметров, которые могут доукомплектовываться боковой коляской. Удостоверение данного образца можно получить только после достижения 18-ти лет.
Очевидно, что новая графа заняла пустующую нишу, которая до недавнего времени не учитывалась. Как показала практика, усовершенствование технического прогресса и новые модели современной мототехники, не оставили выбора законодательным органам. Легкие скутеры, развивающие скорость до 80 километров в час, стали полноправными участниками дорожного движения, и потребовали соблюдения всех необходимых формальностей, которые давно уже приняты за образец в других странах.
Читайте также: Категория А1 в водительских правах — что это такое.
Как получить права категории М
Наличие водительских прав с открытой более высокой категорией, не требует повторной сдачи экзаменов. Знание ПДД, и подтверждённое умение управлять обычным мотоциклом, подразумевает то, что, опытный водитель имеет достаточно практических навыков.
Неопытных владельцев легкой мототехники, которые желают свободно передвигаться по любым дорогам ждут следующие процедуры:
- Запись в автошколу.
- Прохождение обучения, включающего в себя теорию и практические уроки вождения от инструктора.
- Сдача внутренних экзаменов.
- Сдача экзаменов в МРЭО, и получение водительского удостоверения.
Только после этого можно будет управлять мопедом и квадроциклом на законных основаниях, не привлекая к себе внимания проверяющих инстанций. Время обязательного курса обучения составляет один, два месяца. Стоимость услуги варьируется каждым учебным учреждением индивидуально.
После изучения теории, и прохождении практики на городских улицах выдаются права международного образца с открытой категорией М. Они дают возможность свободного, безопасного передвижения на мопеде или скутере по автотрассам, всех без исключения стран.
Видео о категориях М, А1 и А
Похожие статьи
avtonov.com
Как расшифровывается категория прав в водительском удостоверении
Удостоверение водителя, которое в народе имеет название водительских прав или просто прав, является документом, подтверждающих допуск водителя к управлению выбранной категорией транспорта.Национальное удостоверение водителя в странах, поставивших подпись под Конвенцией дорожных отношений, признается независимо от государства, его выдавшего. Документ составляется и печатается на языке, определенном государственным органом, который занимается выдачей прав.
В водительских правах указывается знак отличия для страны, в которой водитель их получил, для России ставятся буквы RUS. Для использования транспорта в стране, не поставившей подпись под Конвенцией, водитель обучается в местной школе и получает водительские права, категории которых определены этим государством.
Категории удостоверений водителя
В зависимости от вида, массы и мощности транспорта, которым управляет автолюбитель, существует несколько разновидностей прав. Для вождения легкового или грузового авто требуется иметь совсем другие навыки, чем для управления мотоциклом. Если за рулем транспорта находится водитель с удостоверением, не соответствующим категории машины, такое вождение считается нарушением и наказывается штрафом.
Из определенных настоящими правилами пяти разновидностей четыре из них имеют подкатегории, и две специальные, для вождения электрического общественного транспорта. Для получения подкатегорий прав не нужно сдавать экзамены, они автоматически присваиваются при получении удостоверения основного водительского документа. Обратной зависимости в таких случаях не предусмотрено.
Изменения в удостоверении водителя
Начало апреля 2014 года послужило датой появления новых водительских удостоверений, категории в которых добавились следующим образом:
- М — легкие квадрициклы, скутеры и мопеды;
- А1 — мотоциклы, имеющие двигатель до 125 см 3;
- А — все мотоциклы;
- В1— вождение трициклов, езда на квадрициклах;
- BE – вождение легковой машины, имеющей сзади прицеп;
- D 1 – шоферам автобусов и грузовых авто для перевозки до 16 человек;
- С1 – пикапы и другие машины, поднимающие груз до 7,5 тонны;
- отметка АТ – вождение автомобиля с коробкой передач автоматического типа.
До этого времени для вождения скутера не требовались права. Поправки в соответствующих законах о безопасности движения на дорогах принимались еще в 2013 году. До нового изменения существовало пять общих разновидностей:
- А – управление мотоциклами;
- В – машины до 3,5 тонны;
- С – авто, перевозящие груз свыше 3,5 тонны;
- D – пассажирские перевозки с числом мест до восьми, помимо водителя;
- Е – транспортные составы.
Теперь их стало десять, появились еще шесть подкатегорий.
Как распределяется управление транспортом в зависимости от категорий?
Автомобилисты, имеющие удостоверение в одной группе, не пересдают экзамен на следующую подкатегорию. Автолюбители, у которых открыты категории, водят следующие средства:
- А – управление квадроциклами с системой мотоциклетного управления и мотоциклы подкатегорий В1 и А1;
- В — вождение квадроциклов с системой автомобильного управления подкатегории В1;
- С – управление транспортом подкатегории С1;
- D – вождение автобуса подкатегории D 1;
- СЕ – управление авто с прицепом подкатегории С1Е;
- DE – вождение машины с грузовым прицепом подкатегории D 1 E;
- М – категория мопедов всех видов.
По случаю введения нового образца удостоверения водителя старые права можно не менять, они будут действовать до окончательной даты. После окончания действия или при обмене документов сдавать экзамены будет не нужно.
Подробнее о водительских категориях
В России определены и установлены категории и подкатегории транспорта, для вождения которых выдаются права.
Права категории А
Категория А в удостоверении разрешает водить любые видов мотоциклов, в эту группу входят колясочные мотоциклы. Помимо этого, водитель, имеющий права такой категории, управляет мотоколясками. К группе транспорта категории А в соответствии с правилами дорожного движения относят средства передвижения на двух колесах, в том числе имеющие боковые прицепы. Удостоверение этой категории позволяет водить трехколесные и четырехколесные авто, если их вес не превышает 0,4 тонны.К транспорту подкатегории А1 относятся те мотоциклы, объем двигателя у которых не более 125 см 3, а максимальная мощность мотора не превышает 11 кВт. Те автомобилисты, у которых открыта категория А без препятствий могут водить средства подкатегории А1.
Категория В
Согласно законодательству России сдать экзамен на права категории б имеют право лица, возрастом от 17 лет, прошедшие обучение и годные с медицинской точки зрения. Но получить права категории б для вождения транспорта нельзя до исполнения восемнадцати лет. Категория b самая востребованная в среде абитуриентов автошкол.
Права позволяют водить легковые авто, джипы, небольшие микроавтобусы, мотоколяски, машины с прицепом, соответствующим требованиям:
- транспорт группы b (за исключением средств, подходящих под категорию А), общая масса которого не более 3,5 тонны, а пассажирские сидячие места не превышают 8 кресел;
- машины, имеющие прицеп, наибольший вес которого более 0,75 тонны, но не выше массы ненагруженного авто, при этом разрешается общий вес автомобиля в комплексе не больше 3,5 тонны.
Преимуществом категории b является то, что удостоверение разрешает вождение многих марок машин, микроавтобусов, автомобилей «Газель». Все владельцы прав группы В автоматически получают возможность управлять средствами подкатегории В1. В ней перечислены квадрициклы и трициклы, у которых двигатель имеет объем не более 50 см 3, а скорость передвижения не превышает 50 км в час. Это не относится к квадроциклам, вождение которых требует наличия прав машиниста трактора.
Права категории С
Удостоверение этой группы разрешает вождение тяжелыми транспортами (за исключением авто категории D):
- машины с весом более 3,5 тонны;
- автомобили с прицепом, который весит не более 0,75 тонны.
Подкатегория С1 включает марки легких грузовиков, максимальный вес которых не более 7,5 тонны. К ним можно присоединять прицепы массой не выше 0,75 тонны, но не превышающие вес ненагруженного авто, при этом масса транспорта в комплексе не более 12 тонн. Автомобилисты, у которых открыты права С, могут пользоваться ими при вождении дополнительной подкатегории С1.
Для использования в грузоперевозках автомобилей с прицепом, разрешенный наибольший вес которого больше 0,75 тонны, но меньше массы ненагруженного транспорта, при этом их суммарная масса не больше 12 тонн, используются права подкатегории С1Е. Если у водителя открыты права СЕ, то он автоматически допускается к вождению средств по категории С1Е.
Удостоверение водителя категории D
Чтобы управлять автобусом, в котором насчитывается более 8 кресел пассажиров, шоферу нужно сдать на права группы D, имеющей несколько подкатегорий в зависимости от количества мест, общей массы транспорта и имеющегося прицепа. Водители маршруток в населенных городах и поселках обязаны сдать экзамен на права подкатегории не ниже D 1, которые человек получает только по достижении возраста 21 год. К категории Д относится транспорт:
- автомобили, оборудованные сиденьями для пассажирских перевозок в количестве более восьми мест, не считая рабочего места водителя;
- те же авто, имеющие прицеп, весящий не более 0,75 тонны.
Управление сочлененными автобусами и пассажирским транспортом, имеющим прицеп с более тяжелой массой, чем 0,75 тонны, осуществляется лицом, сдавшим экзамен и получившим водительские права дополнительной подкатегории DE.
Перевозка людей в пассажирском транспорте, оборудованном местами сидения в количестве от 8 до 16, не считая водительского места, осуществляется лицом, имеющим права подкатегории D 1. Эта разновидность прав разрешает применять для перевозки груза прикрепленный к автобусу прицеп весом не больше 0,75 тонны.
Для вождения пассажирского транспорта с прицепами тяжелее 0,75 тонны требуются права D 1 E. При этом прицеп предназначается только для перевозки груза, но ни в коем случае не для пассажирских перевозок. При этом общий вес автобуса вместе с прицепом не превышает 12 тонн. Шоферы с открытыми правами D допускаются к вождению транспорта с категорией D 1, а шоферы с правами DE могут водить пассажирский транспорт, принадлежащий к категории D 1 E.
Права категории Е
В современной трактовке разделения удостоверений на категории понятие водительского удостоверения Е исключено. Вместо этого, определены ранее описанные категории и подкатегории D 1 E, DE, C 1 E, CE, BE.
Удостоверение категории М
Это новая дополнительная категория, введенная в закон с ноября 2013 года, позволяющая владельцу водить мопеды и квадрициклы облегченного типа. Допускаются к управлению этими транспортными средствами все водители, у которых открыта любая из других категорий на управление машинами и им исполнилось 16 лет.
Права категории Tm и Tb
До введения последних изменений пассажирские троллейбусы и трамваи не числились в отдельных списках. Если в правах требовалось отметить полученные водителем знания в этой области, то делалась запись «особые отметки». В настоящее время права категории Tm и Tb нужны для вождения трамваев и троллейбусов, соответственно.
Оформление удостоверения водителя
В России с 2011 года вводятся в действие права, выполненные в виде электронной карты универсального образца. Закон определяет вид и состав документа:
- изготавливается из бумаги или пластика, размеры около 86х54 миллиметра, розового цвета, шрифт заполнения и места записей регламентируются законодательством;
- на лицевой стороне присутствует наименование документа на русском языке и отличительный знак страны;
- далее в порядковых номерах указывают сведения о фамилии, имени, месте и дате появления на свет, время выдачи документа, срок действия документа;
- указывается номер документа, клеится фото водителя, он ставит свою подпись;
- прописывается одна категория или несколько с указанием подкатегорий, в которых работает владелец;
- указывается дополнительная информация о водителе в кодированном виде, например, его стаж, ручное вождение, группа крови, мотоциклетное или автомобильное управление, ношение очков и другие сведения.
Как сделать замену прав старого образца?
Для России действие водительского удостоверения рассчитано на срок до 10 лет, после этого они не являются действительными. Для восстановления или замены экзамен повторно не сдается.Для начала процедуры замены следует в отделении ГИБДД обратиться с заявлением, приложить к нему паспорт, права старого образца, справку о медицинском обследовании и сделать ее ксерокопию. Документы передаются сотруднику, проверяющему их правильность. Услуги оплачиваются после выдачи квитанции, получение прав происходит за один день. Иногда требуется для оформления больший срок, но это происходит, если документы, принесенные водителем, являются подозрительными и требуют дополнительного времени на проверку.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!avtopravo.guru
Категория А1 в водительских правах: что это
Собираетесь освоить лёгкий мотоцикл, чтобы без помех носиться по улицам мегаполиса, не обращая внимания на многокилометровые заторы? Замечательная идея, но вначале придётся отправляться в автошколу, чтобы обучиться, а затем сдать экзамен на права по категории А1. Что представляет собой эта категория? Давайте разбираться!
Категория А, А1 и М: в чем разница?
В 2013 году в перечень транспортных категорий и подкатегорий, действующих в нашей стране, были внесены изменения, чтобы максимально сблизить отечественные правила с европейскими. В соответствии с этими изменениями, сегодня мотоциклетный транспорт подразделяется на:
- категорию А, в которую входят мотоциклы;
- подкатегорию А1, включающую лёгкие мотоциклы с объёмом камеры сгорания до 125 куб. см и мощностью мотора до 11 КВт, а также трёхколёсный транспорт, весящий не больше 550 кг и развивающий скорость на больше 45 км/ч;
- подкатегорию М, в которую входят мопеды и скутеры с объёмом камеры до 50 куб. см, а также лёгкие квадроциклы.
При получении водительских прав доступные категории ТС обязательно фиксируются на оборотной стороне карточки. В настоящее время без получения водительских прав разрешается ездить разве что на велосипеде, а для всех остальных ТС необходимы полноценные права, выдаваемые в ГИБДД после обучения и сдачи экзамена.
Как получить категорию А1
К счастью, для получения прав на подкатегории М и А1 не нужно ждать 18-летия. Права для этих подкатегорий выдаются уже с 16 лет, а обучение в автошколе доступно 14-15-летним парням и девушкам. Учебный курс продолжается, в зависимости от интенсивности учёбы и успехов учащихся, от двух до четырёх месяцев. За это время учащиеся должны освоить теоретическую часть, т.е. правила движения по проезжим дорогам, и практику вождения мотоцикла. По окончании учёбы 16-летние учащиеся сдают экзамены – вначале теорию, затем практическое вождение. Практический экзамен состоит из трёх частей:
- демонстрации движения на небольшой скорости, причём запрещается опускать ногу на землю, придерживая мотоцикл в равновесии – т.наз. упражнение «колейная доска»;
- демонстрации езды по прямой линии, во время которой нужно переключать передачи мотоцикла;
- демонстрация езды по криволинейным траекториям – «змейка» между разметочных конусов, «габаритный круг», а также езда по «восьмёрке».
Те, кто успешно справился с теоретическим экзаменом, допускаются к сдаче практических умений. Если на втором этапе учащийся провалился, ему предоставляется возможность пересдачи спустя неделю. Повторный провал означает необходимость пройти учебный курс ещё раз.
Тем, кому уже исполнилось 18 лет, имеет смысл проходить обучение и сдавать экзамен не на подкатегорию А1, а на категорию А. Выданные после обучения права категории А автоматически дают право на вождение транспорта по категориям А1 и М.
Медицинские показания
Помимо успеха на экзамене, будущий мотоциклист должен предъявить медсправку, которая засвидетельствует состояние его здоровья. В справке установленной формы должны присутствовать отметки офтальмолога, отоларинголога, невропатолога, психиатра, нарколога, хирурга, терапевта. Для девушек к этому списку специалистов добавляется гинеколог. Существует перечень болезней, которые являются серьёзной преградой к вождению лёгких мотоциклов. Не получат водительских прав категории А1 подростки и взрослые, болеющие:
- заболеваниями глаз и слуха хронического характера;
- сердечными и сосудистыми болезнями;
- болезнями психики;
- с задержками в умственном развитии;
- эпилепсией;
- хроническим алкоголизмом и/или наркоманией.
Медсправка действует в течение пяти лет, после которых освидетельствование придётся пройти повторно.
Замена старых прав на новые
Согласно российскому законодательству, водительские права действуют с момента получения в течение десяти лет. Если в течение этого срока документ теряется или оказывается испорченным до нечитаемости, владелец может получить его дубликат, причём для этого не нужно заново сдавать экзамены. Достаточно обратиться в автоинспекцию с паспортом и испорченным экземпляром прав – правда, медсправку придётся оформлять заново, и необходимо будет уплатить пошлину за выдачу дубликата. Взамен документа старого образца выдаётся новая карточка водительских прав.
Потеря или порча – единственный повод сменить права старого образца на новые. Если с документом всё в порядке, владелец может пользоваться им до окончания срока действия. Специально менять старые права на новые не нужно.
Видео о категориях М, А1 и А
Похожие статьи
avtonov.com