Основные понятия пдд: Правила дорожного движения 2016, ПДД

Содержание

Пдд основные положения простыми словами. Правила дорожного движения

Средства транспортные — это устройства, используемые для перевозки по дорогам грузов либо оборудования, установленных на нем, или людей. Данное определение дает вполне исчерпывающее представление о ТС. Однако на практике зачастую этого бывает недостаточно. Более полную информацию о ТС содержат ПДД.

Общие сведения

Условно выделяют рельсовые и безрельсовые виды транспортных средств. Существует также разделение на несамоходные и самоходные. Движение транспортных средств в последнем случае обеспечивается за счет работы мотора. В ПДД, однако, присутствует другая классификация. В соответствии с правилами, выделяют механические и немеханические виды транспортных средств. Эти категории имеют принципиальные отличия.

Механические ТС

Основным их признаком выступает наличие двигателя. Механические средства (транспортные) — это грузовые и легковые автомобили, мотоциклы. К ним также относят самоходные машины и тракторы. Двигатель может быть любым: водородным, бензиновым, газовым, дизельным и пр. Еще одним критерием таких ТС является их предназначение. Они должны эксплуатироваться только на дороге.

Немеханические ТС

К ним в первую очередь относят велосипеды. Ими являются ТС, за исключением инвалидных колясок, имеющие как минимум 2 колеса и приводящиеся в движение мускульной энергией граждан, управляющие ими. Для этого могут использоваться педали или рукоятки. На велосипеды могут устанавливаться двигатели. Их максимальная не превышает 0.25 кВт. При этом они автоматически отключаются при скорости больше 25 км/ч. Все указанные параметры позволяют относить велосипеды к категории немеханических ТС.

Особая категория

Мопеды — механические средства (транспортные). Это обуславливается наличием ДВС или электродвигателя. Между тем, мопеды включены в категорию немеханических ТС. Объясняется это тем, что максимальная их конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, а рабочий объем мотора — 50 м 3 (или номинальная мощность при продолжительной нагрузке более 0.25 и менее 4 кВт). Аналогичным образом определяются и другие средства транспортные. Это в первую очередь скутеры, мокики и прочие аналогичные ТС с двигателями.

Важный момент

Управление транспортным средством, относящимся к категории немеханических, не требует наличия водительского удостоверения. Сами ТС при этом не проходят регистрацию, для них не предусмотрены знаки (номера). Между тем, не следует забывать, что лица, владеющие ими, являются водителями. В этой связи управление транспортным средством немеханического типа должно осуществляться в соответствии с ПДД.

Максимальная разрешенная масса

Она характеризует вес ТС с грузом, пассажирами и водителем. Разрешенная масса устанавливается изготовителем и считается максимально допустимой. Разберемся в терминологии. Максимальной считается предельно допустимая масса ТС с пассажирами, грузом и водителем. Превышение установленного показателя запрещено. Обусловлено это тем, что при высокой нагрузке (большей, чем предусмотрено изготовителем) корпус машины, тормозная система, двигатель, подвеска, рулевая часть не смогут функционировать нормально. Соответственно, возникает риск создания аварийной ситуации. Максимальная разрешенная масса является в определенной степени теоретическ

Правила дорожного движения: основные понятия и определения

В Правилах дорожного движения (далее «Правила») используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» – дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

«Автопоезд» – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

«Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1—2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто— и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

«Дневные ходовые огни» – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Железнодорожный переезд» – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

«Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех— и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

«Населенный пункт» – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1—5.26.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

«Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

 1.2.1. (сплошная линия) – обозначает край проезжей части  1.2.2. (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) – обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Опасность для движения» – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Организованная перевозка группы детей» – специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Организованная транспортная колонна» – группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

«Организованная пешая колонна» – обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходная дорожка» – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

«Пешеходный переход» – участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)

5.19.1. «Пешеходный переход»
5.19.2. «Пешеходный переход»
1.14.1. («зебра») – обозначает пешеходный переход
1.14.2. «зебра со стрелами разметки» – обозначает пешеходный переход; стрелы разметки указывают направление движения пешеходов

«Пешеходная и велосипедная дорожка» – (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.

«Пешеходная зона» – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

 5.33. «Пешеходная зона»  5.34. «Конец пешеходной зоны»

«Полоса движения» – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» – полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

 4.4.1. «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов»  8.14. «Полоса движения»

«Преимущество (приоритет)» – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.


(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

«Разрешенная максимальная масса» – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Реферат — Основные понятия и термины правил дорожного движения

Тема: Основные понятия и термины правил дорожного движения.

Цель урока: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движе­ния; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения». Оборудование: брошюры «Правила дорожного движения», набор дорожных знаков.

Высокий рост автомобильного транспорта, увеличе­ние интенсивности движения на улицах и дорогах тре­буют строгого выполнения Правил дорожного движе­ния. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается уча­стником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников движения зависит спокой­ствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и под­ростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и со­блюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движе­ния — закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.

Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населенных пунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленных предприя­тий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение Правил обязательно для всех граждан и организаций.

Лица, нарушившие Правила, несут ответствен­ность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6. ПДД).

Настоящие Правила введены в действие 1 июля 1994 года и включают в себя 24 раздела, вот некоторые из них (найти в брошюре ПДД).

Общие положения (1).

Общие обязанности водителей (2).

Обязанности пешеходов (4).

Обязанности пассажиров (5).

Сигналы светофора и регулировщика (6).

Дополнительные требования к движению велосипе­дов, мопедов, гужевых повозок, а также погону живот­ных (24).

Более подробно останавливаюсь на разделе 1. «Общие положения» (разъясняю каждый термин).

Особое внимание уделяю следующим терминам:

«Участник дорожного движения» — лицо, прини­мающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортно­го средства.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортно­го средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велоси­пед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пеше­ходного перехода определяется расстоянием между зна­ками 5.16.1 и 5.16.2 (научить учащихся ориентиро­ваться в цифровом обозначении).

На прошлом занятии ребята уже усвоили термин «Дорога», на данном уроке они должны усвоить разли­чие между проезжей частью, полосой движения и разде­лительной полосой.

Дорога включает в себя одну или несколько проез­жих частей. «Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пе­шеходов. Разделительной полосой может быть бетонный бордюр с газоном, ограждение… «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначен­ная или не обозначенная разметкой и имеющая шири­ну, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Проезжая часть поделена на полосы движения, а между собой они отделены разделительной полосой.

Разъясняю термины «Стоянка» и «Оста­новка», выделяю принципиальные различия и нахожу соответствующие им знаки.

К Правилам дорожного движения есть приложения № 1 «Дорожные знаки» и № 2 «Дорожная разметка и ее характеристики».

Более подробно необходимо остановиться на до­рожных знаках. Вспомнить, на какие группы они де­лятся.

Показываю дорожный знак, ученик объяс­няет, к какой группе знаков он относится и что обо­значает. Можно пользоваться брошюрой ПДД, чтобы лучше в ней ориентироваться и развивать зрительную память на дорожные знаки. Данное задание превращаю в игру. Тому, кто дал правильный ответ, на­числяется очко. Выигрывает набравший наибольшее количество правильных ответов. По результатам иг­ры выставляю оценки. Если ученики хорошо ори­ентируются в брошюре и в дорожных знаках, то на следующем этапе закрепления предлагаю игру «Знаток дорожных знаков».

На столе все знаки перемешаны. Команда из нескольких уче­ников выбирает знаки определенной группы (группу знаков можно определить по жеребьевке) и закрепляет их на стенде. Выигрывает команда, выполнившая задание.

УРОК №1

Тема: От бытовой привычки – к трагедии на дороге.

Цель урока: дать понятие дорожной ситуации — «ло­вушки», отучить детей переносить «бытовые» при­вычки на проезжую часть улицы. Оборудование: соответствующие плакаты.

Какие привычки детей, безобидные возле дома, опас­ны на проезжей части улицы?

Привычка «смело» выходить или выбегать из-за кустов, деревьев и других мешающих обзору предме­тов.

На улице кусты, деревья, заборы, дома, стоящие ма­шины могут скрывать за

собой опасность. Это и есть си­туация — «ловушка», ситуация закрытого

обзора.

Что самое опасное на улице. Почему?

Стоящая машина, так как она мешает вовремя заметить опас­ность.

Какая машина опаснее: которая стоит или едет?

Опасны обе, но стоящая опаснее, потому что может скрывать за собой другую

машину. Та, которая движется, менее опасна; зара­нее увидев ее, всегда можно

отойти.

Какая из стоящих машин опаснее других?

Та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер,

автомобильный кран, — они больше всего мешают уви­деть опасность.

Чем опасны машины, стоящие у светофора?

Пока они трогаются, из-за них может выехать другая машина.

Чем опасна машина, стоящая в ожидании «стрелки» для пово­рота направо?

За ней могут быть не видны машины, которые едут прямо.

Привычка небрежно смотреть по сторонам и сразу начинать движение.

Привычка оценивать обстановку без поворота го­ловы.

Привычка начинать движение не оглядевшись (например, в игре). Вы привыкли бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам. Радость, удивление, ин­терес к чему-либо заставляют напрочь забыть об опасно­сти, которой подвергнуты дети на дороге. Был такой случай, когда семилетняя девочка знала, как следует переходить дорогу, безошибочно отвечала на вопросы по ПДД, но это не помешало ей, увидев свою учительницу, опрометью броситься навстречу, и только благодаря от­личной реакции водителя удалось избежать наезда.

Существуют три главных правила для безопасности на улице:

а) никогда не выходи на дорогу, не осмотрев ее пово­ротом головы;

б) никогда не выходи на проезжую часть из-за стоя­щей машины или другой помехи обзору; в крайнем слу­чае, остановись и внимательно посмотри, что там за…;

в) никогда не выходи на проезжую часть «с ходу», следует приостановиться и осмотреться.

Привычка отступать, делать шаг назад не глядя, отступать, отскакивать не поглядев, что за спиной. На проезжей части шаг назад может быть шагом под колеса.

Привычка оглядываться, когда вас позовут. При переходе улицы это опасно.

Привычка двигаться бегом. Движение бегом дела­ет наблюдение ненадежным. Тот, кто бежит, уже не на­блюдает. Он смотрит прямо перед собой, а не по сторо­нам, не поворачивает голову вправо и влево.

Привычка двигаться непрерывно, не останавлива­ясь. Перед выходом на проезжую часть всегда следует остановиться и посмотреть по сторонам с поворотом го­ловы.

Привычка двигаться по кратчайшему пути, наис­косок. На дороге так двигаться нельзя, потому что труд­нее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачи­вается спиной к машинам.

Привычка совмещать движение с оживленной бе­седой. Разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения. Те, кто оживленно разговаривают, уже не наблюда­ют, а смотрят (посматривают) друг на друга.

Привычка спешить. В спешке человек забывает обо всем. Тот, кто спешит, тот не наблюдает! Оставьте спешку на тротуаре.

Привычка некрепко держать родителей (взрос­лых) за руку, нередко вырываться от них.

Зачитываю отрывок и обсуждаю его с учени­ками.

«Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвра­щавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделен от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми, забыв обо всем на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своем мяче. Еще мгновение — ребенок окажется под ко­лесами тяжелой машины. Это понял и водитель. Не те­ряя и доли секунды, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону (благо, встречная полоса была свобод­на), чтобы хоть как-то смягчить удар. Но все же наезд произошел… Ведь несчастья могло и не быть, знай маль­чик…» (продолжают рассказ ученики).

Что же должен был знать ребенок, оказавшись в подобной си­туации?

Он допустил самое распространенное нарушение правил дорож­ного движения: внезапно выскочил на проезжую часть из-за препят­ствия, ограничивающего обзорность, — кустов. Игра игрой, но, подбе­жав к дороге, ему следовало бт остановиться, посмотреть налево и, удостоверившись в том, что поблизости автомашин нет, дойти до середины проезжей части и подобрать свой мяч. Д Е Т С К И Й Д О Р О Ж Н О — Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Й Т Р А В М А Т И З М

Уровень детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) на протяжении многих десятилетий остается высоким. Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием несовершеннолетних происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

Игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара.

Нарушение требований Правил дорожного движения (ПДД) при движении на велосипедах и роликах.

Совершаемые детьми ошибки часто повторяются и являются частыми потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как допустимые или даже правильные действия. Таким образом формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. А если допускаемых ошибок будет больше? Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дорогах, практически ежедневно ставят эксперимент на себе.

К сожалению, в общеобразовательных учреждениях обучение детей ПДД и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляется поверхностно или обучение вовсе не проводится. В результате – знания и навыки детей зависят от случайных факторов.

Происходящие с детьми ДТП очень часто воспринимаются и оцениваются родителями, сверстниками, да и учителями как случайные несчастные случаи.

Но, если знания и навыки детей действительно во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по этой причине уже следует рассматривать как явление закономерное, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствия предвидения и опыта, неумения принимать правильные решения, опасной самонадеянности и в конечном счете – от незнания ПДД и отсутствия необходимых навыков поведения на дорогах. Случайных ДТП не бывает!
Как уберечь детей от непродуманных действий на дороге? Из всего возможного комплекса профилактических мер главной является – обучение школьников Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах. Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей: снижение детского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

УРОК № 2

Тема: Безопасность на дороге пешехода, велосипедиста. Обязанности пешехода, велосипедиста.

Цель урока: сформировать четкое представление о дис­циплине пешеходов, пассажиров, водителей и

вело­сипедистов.

Оборудование: брошюры ПДД.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного
средства.

В процессе объяснения — работа с текстом Правил дорожного движения.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сиг­налов светофоров, знаков и разметки, а также выпол­нять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих до­рожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движе­ние транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны дейст­вовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возмож­ные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в мили­цию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответствен­ность в соответствии с действующим законодательством.

Каждый из нас ежедневно переходит улицу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые яв­ляются водителями велосипедов — все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание Правил дорожного движения для современного челове­ка — необходимость. А нарушение их может обернуть­ся увечьем и даже гибелью.

Представьте, что было бы в городе, если бы хоть од­ну минуту все водители транспорта и пешеходы не со­блюдали установленных Правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и свето­форы, пешеходы ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги. Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы тво­риться на улицах и дорогах?

Хаотичное движение транспортных средств привело бы к тому, что перекрестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных случаев повлек­ло за собой такое беспорядочное движение транспорта. Нарушился бы график проезда автобусов и троллейбу­сов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе.

Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблю­дать.

В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть об­щее правило — быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписан­ные правила и, тем самым, не мешать другим участни­кам движения, то это и означает взаимную предупреди­тельность. Например, водитель поворачивает на пере­крестке, впереди — пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез — «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность. (Приведите свои примеры.)

В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не только машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. Но почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось та­кое правило?

Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек или едет верхом по дороге. В правой руке у него оружие, в левой — щит. Видит идущего или еду­щего навстречу. Как выгоднее с ним разминуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, что­бы неожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по от­крытому боку. Вот так и появилась привычка расхо­диться и разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не дол­жен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может выну­дить других участников движения, имеющих по отно­шению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Одно из основных требований ПДД к водителям — четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая едет по главной дороге.

Какая дорога является главной?

А если дороги равнозначны? Значит, есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транс­портным средствам, движущимся справа. При пересече­нии автомобильной дороги с велосипедной дорожкой преимущество имеет автомобиль.

Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист.

Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказал­ся на пути движения, уступите дорогу.

При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.

Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать больше ширины проезжей части, чем положено для дви­жения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.

Будьте аккуратными и предусмотрительными. Акку­ратность — это, прежде всего, точное выполнение требо­ваний пунктов Правил. Казалось бы, пустяк — нет зад­него фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1—2 м. Но именно такие вольности и приводят к про­исшествиям. Предусмотрительность — родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше — как сложится дорожная ситуа­ция через 3—5 сек. Нужно своевременно принимать не­обходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге.

Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ус­корений, торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не сто­ит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило.

Свои обязанности должны выполнять и пассажиры. (Вспомнить, какие.) Одним из таких требований явля­ется обязательное использование ремней безопасности, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Эф­фективность применения ремней безопасности не вызы­вает сомнений, она доказана многочисленными исследо­ваниями и многолетней практикой. При наезде автомо­биля, движущегося со скоростью 50 км/ч, на неподвиж­ное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль) на машину воздействуют силы, превышающие ее вес при­мерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в направлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, кото­рая в 20 раз больше их собственного веса. И неправиль­но некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны: скорости здесь невы­сокие. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины передне­го колеса — это и еще многие другие причины могут привести к аварии. Ремни безопасности спасают жизни водителей и пассажиров в трех случаях из четырех.

Далее повторяем правила движения пеше­ходов (используя вопросы урока 3 — 8 класс) и требо­вания к движению велосипедистов (урок 9 — 6 класс). ТРИ «ЗАКОНА» БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДА НА ДОРОГЕ

I. Главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзор-ность.

Видимость — это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от погодных условий, освещения, степени контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги. Обзорность — это возможность наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, т.е. отсутствие в поле зрения человека различных препятствий на дороге. Пешеходу это не менее важно, чем водителю. Недаром первое правило пешехода — переходи дорогу там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

II. Правило «темного подвала»: не видишь — остановись или резко снижай скорость.

Представьте себе, что вы с улицы входите в совершенно темное помещение, к примеру в подвал. Далее, если это помещение не знакомо входящему, то его действия будут такими: он или остановится, или замедлит движение, будет ждать, когда его глаза привыкнут к темноте. В лучшем случае, пойдет, но очень медленно, постоянно вглядываясь вперед и по сторонам, или на ощупь, крадучись. Это происходит потому, что впереди может быть непредвиденная опасность- «ловушка».

Так и на дороге: в сложной ситуации, особенно при недостаточной обзорности и видимости, вспомните про «темный подвал» и эта ассоциация, а вернее внутренний сигнал «Стоп! Опасность!», убережет вас от дорожных «ловушек».

III. Действуй безопасно!

Важно предвидеть опасную дорожную ситуацию-«ловушку». Во всем мире используется технология «защитного вождения», когда водитель учитывает возможность ошибок других участников дорожного движения и выправляет дорожную ситуацию своими опережающими действиями. Но так должны действовать не только водители, но и пешеходы.

Будьте готовы к тому, что из-за стоящей машины может выехать другая, что движущийся автобус может скрывать за собой другой транспорт, что недисциплинированный водитель может не пропустить вас на пешеходном переходе, а транспорт на скользкой дороге остановится не сразу после нажатия на педаль тормоза. Будьте внимательны в местах ограниченной видимости, и вам будет намного легче действовать в возникших сложных ситуациях.

Чтобы защитить себя, вы должны уметь предвидеть возможные ошибки других участников движения и своими встречными действиями упредить и компенсировать эти ошибки.

Иногда задают вопрос: «Что из ПДД нужно знать первокласснику, а что старшекласснику?» И тому и другому надо знать все, что относится к безопасности пешехода на дороге. Детей надо учить не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. Это как прививка, повышающая иммунитет, только на уровне психики.

Нужно, чтобы ребенок при подходе к проезжей части умел настроиться на переход. А для этого необходимо исключить спешку и суету.

Часто бывает так, что ребенок, получив плохую оценку и выйдя из школы, не может переключиться, уже заранее настроившись на неприятный разговор дома. Поэтому постарайтесь не слишком строго карать его, реагируйте на неудачу очень дипломатично. Особое внимание уделите детям с дефектами зрения, слуха.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, не забывайте показать ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей, чтобы при переходе дорог, перекрестков маленький пешеход научился принимать компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения, т.е. культивируйте в ребенке инстинкт самосохранения. Покажите ему нарушителей-пешеходов. И тем более никогда не нарушайте ПДД сами. С точки зрения ребенка, родители — образец поведения, а все, что делают мама и папа, — отлично. Это потом, с возрастом, придет способность критически оценивать поступки и их результаты. Для детей же родители — это только объект любви и подражания. Если можно с папой или мамой — значит, так можно вообще. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии.

Ваш личный пример соблюдения ПДД поможет сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, сделанное вами замечание ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратят возможную беду.

Накормить, одеть малыша, нацелить его на хорошие отметки — не главное. Необходимо, чтобы за всеми этими заботами не забылось, не потерялось самое главное — дорога: дорога в школу, дорога домой. Важно, чтобы она привела к цели, не оборвалась в начале или на полпути. А если однажды, отправляясь на работу, вы услышите из уст ребенка наставления внимательности уже в ваш адрес — значит, труды не пропали даром — ваш ребенок будет жив и здоров!

Но это еще не все. Нельзя забывать об ответственности за своих совершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения ПДД, может произойти ДТП. Самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. Конституция определяет возраст совершеннолетия и дееспособности с 18 лет. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины и Гражданским кодексом Украины, именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями своего ребенка.

В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса Украины несовершеннолетний обвиняемый в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Но в случае, если он не имеет доходов или другого имущества, достаточного для возмещения вреда, вред этот может быть возмещен его родителями, которые и привлекаются к участию в деле в качестве гражданских ответчиков. Таким образом, если по вине вашего ребенка совершено ДТП, в котором пострадали люди и разбит автомобиль, то отвечать по Закону придется вам, уважаемые родители!

Памятка для учащихся

РЕБЯТА!

Вы должны хорошо знать правила движения для пешеходов и пассажиров и выполнять их.

1. На улице или дороге надо быть всегда внимательным, помнить, что автомобиль, автобус или мотоцикл мгновенно остановить нельзя.

2. Ходить нужно только по тротуару, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. На дорогах, где нет тротуаров, безопаснее всего ходить по левому краю дороги, чтобы видеть идущий навстречу транспорт.

3. Переходить улицы разрешается только в установленном месте при зеленом свете светофора.

4. На перекрестках, где движение не регулируется, прежде чем переходить дорогу, посмотрите сначала налево, потом направо и начинайте переход.

5. Ожидая посадки в общественный транспорт — трамвай, автобус — стойте только на остановке, не выбегайте на проезжую часть дороги.

6. Ребята, выйдя из автобуса, трамвая, не переходите улицу до тех пор, пока автобус или трамвай не уйдет с места остановки. При этом надо убедиться в полной безопасности перехода.

7. Строго запрещается цепляться за проходящий транспорт, ездить на подножках и выскакивать на ходу из трамваев, троллейбусов и автобусов, кататься на коньках и лыжах, играть с мячом на проезжей части улиц и дорог.

8. На дорогах и улицах с автомобильным движением детям до 14 лет ездить на велосипедах не разрешается.

Тем, кто старше, разрешается ездить при соблюдении следующих правил:

— надо пользоваться велосипедом, подходящим по росту;

— нельзя ездить на велосипеде вдвоем; без звонка и с ненадежными тормозами;

— нельзя отпускать руль из рук, цепляться за транспорт и близко ехать за ним;

— не разрешается ездить по тротуарам и далее 1 метра от края проезжей части.

РЕБЯТА! Соблюдайте правила дорожного движения, останавливайте тех, кто их нарушает.

Будьте везде и всюду дисциплинированными, берегите свою жизнь и здоровье!

Отдел ГИБДД УВД г. Новокузнецка

Памятка для учащихся

Дорогие школьники!

Для того, чтобы на улице не случилось несчастья, к а ж д о му пешеходу необходимо знать следующие правила:

1. Пешеходы обязаны уступать дорогу движущемуся транспорту, так как проезжая часть улицы — это рабочее место водителя.

2. Переходите улицу только на перекрестках и в местах, где установлены указатели перехода; при этом, прежде чем перейти улицу, следует убедиться в полной безопасности.

3. Если есть светофор, переходите улицу только при зеленом свете; при красном свете переходить улицу нельзя — ОПАСНО!

4. Переходите улицу во всех случаях только шагом, а не бегом, только прямо, а не наискось.

5. Не входите в автобус, трамвай и не выходите из них во время движения транспорта.

6. В ожидании автобуса или трамвая находитесь на посадочных площадках, а где их нет — то на тротуаре возле остановки.

7. Не перебегайте улицу перед близко идущим транспортом.

ПОМНИТЕ: транспорт остановить сразу нельзя

УРОК 4

Тема: Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.

Цель урока: сформировать четкое представление о дис­циплине пешеходов, пассажиров, водителей и вело­сипедистов.

Оборудование: брошюры ПДД.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного
средства.

В процессе объяснения — работа с текстом Правил дорожного движения.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сиг­налов светофоров, знаков и разметки, а также выпол­нять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих до­рожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движе­ние транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны дейст­вовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возмож­ные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в мили­цию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответствен­ность в соответствии с действующим законодательством.

Каждый из нас ежедневно переходит улицу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые яв­ляются водителями велосипедов — все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание Правил дорожного движения для современного челове­ка — необходимость. А нарушение их может обернуть­ся увечьем и даже гибелью.

Представьте, что было бы в городе, если бы хоть од­ну минуту все водители транспорта и пешеходы не со­блюдали установленных Правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и свето­форы, пешеходы ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги. Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы тво­риться на улицах и дорогах?

Хаотичное движение транспортных средств привело бы к тому, что перекрестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных случаев повлек­ло за собой такое беспорядочное движение транспорта. Нарушился бы график проезда автобусов и троллейбу­сов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе.

Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблю­дать.

В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть об­щее правило — быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписан­ные правила и, тем самым, не мешать другим участни­кам движения, то это и означает взаимную предупреди­тельность. Например, водитель поворачивает на пере­крестке, впереди — пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез — «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность. (Приведите свои примеры.)

В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не только машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. Но почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось та­кое правило?

Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек или едет верхом по дороге. В правой руке у него оружие, в левой — щит. Видит идущего или еду­щего навстречу. Как выгоднее с ним разминуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, что­бы неожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по от­крытому боку. Вот так и появилась привычка расхо­диться и разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не дол­жен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может выну­дить других участников движения, имеющих по отно­шению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Одно из основных требований ПДД к водителям — четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая едет по главной дороге.

Какая дорога является главной?

А если дороги равнозначны? Значит, есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транс­портным средствам, движущимся справа. При пересече­нии автомобильной дороги с велосипедной дорожкой преимущество имеет автомобиль.

Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист.

Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказал­ся н

Урок № 6. Тема: «Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины» | Поурочные планы по ПДД 5 класс

Урок № 6. Тема: «Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины»