Бьет руль причины: Почему бьёт руль и что с этим делать?

Содержание

Почему бьёт руль и что с этим делать?

  • Главная
  • Статьи
  • Трясётся и дрожит: почему бьёт руль и что с этим делать?

Автор: Михаил Баландин

Многим знакомо это неприятное чувство, когда в руль вселяется какой-то дьявол и начинает его трясти во время движения. Руль может неприятно вибрировать, а может прямо-таки трястись. Отчего это происходит? Причины бывают разными, и некоторые из них не так очевидны, как кажется.

 

Очевидное-вероятное​

Позволю себе небольшое лирическое отступление.

Поехал я как-то с семьёй отдохнуть на весьма дикую природу. Ехал я на Логане и поэтому не боялся соваться туда, куда на «пузотёрках» нормальные люди не ездят. Дорога шла через лесок, последний населённый пункт остался в нескольких километрах сзади. Вдруг прямо поперёк дороги появилась лужа. «Ну, лужа как лужа, чего её бояться», – подумал я. Жена, правда, намекнула, что лучше бы в неё не лезть по причине дикости и малонаселённости мест, но я не послушал эту мудрую женщину. Само собой, лужа оказалась даже не суперлужей, а хорошим таким глубоким ручьём с илистым дном. Логан повис на порогах, уткнувшись носом в воду. Пока жена торжествовала в машине, а я терял остатки величия альфа-самца, проточная вода добросовестно несла песок и ил в переднюю подвеску.

Домкрат проваливался в илистое дно, кубометр палок, досок, веток и брёвен успешно ушли туда же. Надежда выбраться самостоятельно тоже утонула в этом подлом ручейке. Жена уже не торжествовала и тихо шипела. Идти за помощью некуда, звонить друзьям бесполезно. И тут слышу: что-то в лесу ревёт и едет в мою сторону.

Лица мужиков на двух «уазиках» были бесподобными. И не из-за того, что обладатели лиц хорошенько приняли на грудь, а потому что до сегодняшнего дня они не встречали в лесу такого феерического идиота на Логане. Но всё-таки два УАЗа – это сила. Даже жена опять воспряла духом и стала меня снова жёстко троллить, почувствовав поддержку синеньких мужиков из «уазиков».

Один УАЗ выдернуть меня не смог. Якорились за второй, но тоже не смогли вытащить – подвела лебёдка. С суровой прямотой выпившего русского мужика один из уазоводов предложил: давай я тебя с разгона назад дёрну. Получится – хорошо, не получится… Ну, не знаю.

Я ещё раз осмотрел Логан. Максимум, чем я рисковал, это задней буксировочной петлёй. Оторвётся – чёрт с ней. Надо рискнуть.

С разгона и с третьей или четвёртой попытки УАЗ всё-таки выдернул Логан из западни. К тому времени Рено уже ушёл под воду больше, чем по ступицы (я копал, как ужаленный крот. Правда, бесполезно). Но всё-таки его выдернули. Я на радостях отдал уазоводу всю имевшуюся наличность и поехал в сторону дома.

Зачем я всё это рассказал? Затем, что после этого приключения руль Логана сошёл с ума. Его так трясло, что я даже не рискнул ехать быстрее 80 км/ч. Понятно, что на дисках остались ил и песок, что нарушило балансировку колёс. 

Несколько раз я пытался смыть всё на мойке самообслуживания, но это было бесполезно. Помогли только подъёмник и строительный шпатель, которым с внутренней стороны дисков я соскрёб ровно ведро песка, засохшего ила и глины. Так вот: грязь на дисках, нарушающая правильную балансировку колеса, – одна из главных причин биения руля. Извините за слишком длинный рассказ – он был нужен для наглядности.

Кстати, зимой снег, налипший на диск, тоже портит балансировку. А если он намёрзнет льдом на деталях ходовой части, то можно ещё со страху отправиться и на диагностику подвески (иногда поднимается хороший стук). Впрочем, это и не так плохо: лишней диагностика не бывает. 

Ещё один яркий пример нарушения балансировки – биение руля после сезонного шиномонтажа. Тут объяснять нечего: во время каждой смены шин балансировку делать просто необходимо. Вот только если она сделана, а руль всё равно на определённых скоростях (в довольно узком диапазоне, например, 80-90 или 100-120 км/ч) бьёт, то, скорее всего, её нужно делать заново и в другом месте. К сожалению, не всегда и не везде умеют балансировать колёса. Иногда это делают с камушками, застрявшими в протекторе, с грязными дисками, на убитых станках и кривыми руками. Такое бывает. 

Вторая причина биения на скорости – это нарушенная геометрия шины или диска (иногда – и того, и другого одновременно). 

Шины могут иметь два недостатка, которые можно назвать условно «грыжа» и «оквадрачивание». Первое – это как правило следствие повреждения шины, второе – возрастные изменения или последствия неправильного хранения. По-хорошему, от таких шин надо избавляться, но мы-то понимаем… В общем, направление поиска я указал.

И ещё: кривизну диска часто невозможно увидеть глазом. Понятно, что если влететь колесом в поребрик на 60 км/ч, эта кривизна заметна будет. Но овальность – нет. Так что есть ещё один повод проверить диск на станке.

Следующая причина биения – это, как ни странно, неправильно установленные колёса. Такое встречается у любителей поставить диски с размером центрального отверстия чуть больше, чем надо. Мол, ничего страшного, конусными болтами всё отцентруется. На крайний случай ситуацию спасёт кольцо – проставка. В принципе, отчасти да, спасёт. Но не всегда. Поэтому если кто-то ставит нештатные диски (как правило – литые, ибо от давно проданной «чирки» валяются просто так, зачем тратить деньги на новые, которые подходят по размеру?), нужно быть готовым к тому, что, как бы их ни балансировали на станке в шиномонтажке, биение всё равно может преследовать бесконечно долго. 

Последнее замечание насчёт балансировки: если с ней что-то не так, биение руля – это не единственное последствие. Можно угробить шину, а если забить на это дело особенно большой болт, то и некоторые детали ходовой части. Как минимум – ступичный подшипник. Кстати, сама по себе изношенная шина тоже может стать причиной биения. Такое встречается, если на протекторе заметно, что износ шёл пятнами – вследствие как раз неправильной изначальной балансировки.

Пожалуй, это слишком очевидно, но напомню: если не протянуть гайки (или шпильки) колеса, тоже может начать бить в руль. После установки колеса нужно не только проверить затяжку, но и повторно протянуть гайки после ста километров пробега. Если слабую затяжку переднего колеса заметить еще можно (особенно по постороннему звуку, который появляется, если ехать накатом, и пропадает при разгоне на переднеприводной машине), то заднее колесо часто откручивается незаметно. На ходу незатянутое заднее колесо можно почувствовать как вибрацию, похожую на таковую от спущенного колеса. Правда, не всегда.

А если не колесо?

Что делать, если колёса круглые, отбалансированные, а биение всё равно есть? Ответ очевиден: искать причину дальше.

Если вибрации на руле напрямую зависят от скорости, придётся проверять всё, что крутится и меняет свою угловую скорость в зависимости от скорости автомобиля. В первую очередь нужно обратить внимание на тормозные диски. Впрочем, их биение обычно проявляется иначе, о чём пойдёт разговор ниже.

Часто в руль отдаётся вибрация приводов (речь опять-таки о переднеприводных автомобилях). Скажем честно: погнуть сам вал привода довольно сложно. Но привод – это не только вал. Поэтому его нужно проверить тщательно. Умирающий ШРУС, трипод или сгнившие шлицы вала вполне могут стать причиной биения руля.

Реже такой причиной может стать подвесной подшипник вала (если он есть). Подшипник в первую очередь всё-таки гудит, и его звук похож на звук ступичного подшипника, но отличается по высоте тона. 

Кроме того, причиной биения руля могут быть изношенные шаровые опоры, рулевые тяги и их наконечники. Иногда – и рулевая рейка. Но тут нужно обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, чаще биение возникает не при движении по прямой, как это бывает в случае дисбаланса колёс, а в поворотах. Во-вторых, износ шаровых опор и деталей рулевого механизма часто только делает более заметным «расколбас» на колёсах. Так что не всегда диагностику можно закончить на станке для балансировке. Хотя бы пару раз в год нужно диагностировать и ходовую часть. 

Руль, тормоз, газ

По большому счёту, все причины, по которым руль может бить при прямолинейном движении с постоянной скоростью, мы озвучили. Остался ещё один пункт: что делать, если руль бьёт при разгоне и торможении?

Основная причина биения руля при разгоне – это как раз внутренний шарнир привода, трипод. Тут проверка простая: снимаем колесо и таскаем привод туда-сюда. Есть заметный люфт – причина в триподе. Если же с ним всё в порядке, то придётся заниматься диагностикой ходовой части более детально. А перед этим можно поменять местами колёса (передние и задние). Если проблема ушла, то дело либо в их балансировке, либо в установке (не затянуты гайки или не сидят по центру из-за нештатного диска). 

Причины биения руля при торможении обычно до боли банальные – это износ тормозного диска. Диск может либо повести от перегрева или резкого перепада температуры (может, клинит суппорт, а может, не стоило после долгого торможения с перегревом диска влетать в лужу), либо он может быть просто сильно изношенным. Убедиться, что виноваты в биении диски, легко: при торможении начинает вибрировать не только руль, но и педаль тормоза. И чем ниже скорость, тем более редкими становятся толчки на педали скорости. Перед остановкой они вообще переходят в плавные волнообразные движения.

Если диск ещё не сильно изношен, то его можно не менять, а проточить. Как-никак экономия заметная.

Любителям экзотики

Я очень не завидую тем, кто после проверки балансировки не смог определить причину биения руля. Квест по поиску неисправностей может быть очень и очень увлекательным. Помимо тех причин, которые я озвучил выше, можно вспомнить некоторые настолько экзотические, что искать их можно очень долго. 

Например, на руль может отдавать свою вибрацию двигатель через порванную опору (подушку). Мотор может на высоких оборотах троить, что можно воспринимать как вибрацию. Может быть, всё дело в неправильно установленных углах развала и схождения. Может быть, причина биения кроется в неравномерном давлении в шинах, износе втулок или стоек стабилизатора поперечной устойчивости. Возможно, вы не услышали гул умирающего ступичного подшипника, и колесо сейчас просто болтается из стороны в сторону. А если у машины задние тормоза барабанные, то есть вероятность, что барабан по какой-то причине стал овальным. 

Главное, нужно помнить: биение руля – это не просто дискомфорт, а признак неисправности, которая может быть довольно серьёзной. И мириться с этим не стоит. Чувствуете, что что-то идёт не так – не поленитесь заняться диагностикой. Это может не только спасти от дальнейших расходов, которые будут неизбежными при бесконечном оттягивании ремонта, но и сохранить здоровье или жизнь. А дороже у человека ничего нет. Особенно по сравнению с кривым диском колеса или «грыжей» на шине.

практика

 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов.

.. 14756 7 201 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть… 12562 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з.

.. 9592 25 30 10.08.2022

5 самых распространенных причин, почему в машине бьет руль — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Многие водители не понаслышке знают о том, что такое биение рулевого колеса, которое может возникать как на высоких скоростях, так и во время стоянки машины с заведенным двигателем. Пять самых распространенных причин этой неприятности — в обзоре портала «АвтоВзгляд».

Кристина Извекова

Сразу скажем, что вибрации рулевого колеса игнорировать ни в коем случае не стоит, поскольку они могут свидетельствовать о серьезной неисправности, ставящей под угрозу безопасность водителя и его пассажиров. Как только вы заметили биение «баранки», следует немедленно приступить к поиску причины. Для начала — выяснить, на каких именно скоростях «болячка» себя проявляет.

Биение руля на скорости в 70—100 км/ч чаще всего указывает на проблему с колесами. Зимой оно может возникать вследствие прилипания снега на колесный диск — скажем, после мойки машины. Со временем снежные массы превращаются в лед, который разбалансировывает колесо и вызывает вибрации штурвала. Впрочем, разбалансировка может произойти и по другой причине. А потому даже если наледи на дисках нет, все равно имеет смысл заглянуть на СТО.

Фото: affordableautohopkins.com

Другая распространенная причина биения «баранки» — сильный износ передних тормозных колодок или дисков. В таких случаях вибрации рулевого колеса проявляются, что логично, в процессе торможения. Проверьте состояние расходников: если проблема действительно кроется в них, то вы знаете, как ее устранить. А если нет, то переходите к следующему пункту — диагностике рулевого управления.

Износ наконечников и выработка на рулевых тягах также могут стать причиной биения «баранки». А если помимо вибраций, вы обнаружили еще и увеличение свободного хода штурвала, то, скорее всего, дело в износе рулевой рейки. Откладывать надолго решение проблемы — не лучшая идея, ведь постепенно люфт начнет увеличиваться, а управление автомобилем ощутимо ухудшится. Не безопасно это!

242907

Фото: www.lakeauto.com

109681

В число других наиболее распространенных причин биения рулевого колеса на скорости входят возникшая на одном из колес «шишка», повреждение колесного диска, износ шаровой опоры, ослабленные болты крепления колес и даже выработка карданной передачи — механизма, отвечающего за передачу крутящего момента между валами.

Если же вибрации рулевого колеса проявляются исключительно на парковке, когда двигатель автомобиля запущен, то имеет смысл проверить крепления мотора к корпусу машины. Иначе говоря, подушки двигателя. Кстати сказать, иногда причиной подозрительных вибраций «баранки» является даже дефект свечей зажигания.

Как бы там ни было, постарайтесь не откладывать решение вопроса в долгий ящик. Повторимся, это прямая угроза безопасности — вашей и окружающих.

  • Общество
  • Социум

Разоблачаем известные суеверия автолюбителей

14430

  • Общество
  • Социум

Разоблачаем известные суеверия автолюбителей

14430

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс. Дзен

безопасность дорожного движения, автосервис, ремонт, техническое обслуживание

🧑‍🔧 Причины вибрации и биения руля

Неприятные биения и биения руля занимают почетное лидирующее место среди самых распространенных неисправностей автомобиля. Особенно рулевое управление долго не держится, если машина ездит в основном по бесполезным дорогам. То есть у многих отечественных автолюбителей постоянно. Даже начинающим автовладельцам не составляет труда выявить причину биения руля более чем в половине случаев. Все, что вам нужно знать для этого, вы найдете в этой статье.

В каком режиме работы руль бьется или вибрирует


Сектор поиска причины зависит от режима, в котором присутствует вибрация и руль

Это первый вопрос, который следует задать, если вы хотите найти причину биение руля. Ведь в зависимости от того, в каком режиме происходит тряска, можно сразу исключить невозможные варианты и сосредоточиться на более вероятных. Например, если он вибрирует стоя на одном месте, то кривые или разбалансированные колеса точно не при чем.

При поиске причины вибрации и биения руля целесообразно разделить все возможные режимы работы автомобиля на 7 групп:

  1. Стоянка с работающим двигателем.
  2. Разгон
  3. Движение по прямой со скоростью до 50 км/ч.
  4. Движение по прямой со скоростью выше 90 км/ч.
  5. Маневрирование.
  6. Торможение.
  7. Вождение по плохим дорогам.

Как правило, если руль бьет только в одном из перечисленных режимов работы автомобиля, понять причину проще простого. Немного сложнее, если они пересекаются. То есть дефект активно проявляется сразу в двух-трех режимах. Однако вариантов для сортировки гораздо меньше, чем их общее количество. А на секунду, только в этой статье их упоминается штук 20.

Все возможные причины биения и вибрации руля


Возможно, многим будет достаточно пройтись по короткому списку всех возможных причин, чтобы решить проблему. Поэтому сначала перечислим их без пояснений:

  1. Ослабленные или изношенные опоры двигателя.
  2. Проблемный или разбалансированный двигатель.
  3. Недостаточная скорость холостого хода.
  4. Износ приводного вала рулевой рейки.
  5. Неотбалансированные колеса.
  6. Ослаблены колесные гайки или болты.
  7. Износ рулевой рейки.
  8. Износ рулевых наконечников.
  9. Износ ступичного подшипника.
  10. Деформированные колеса.
  11. Неотрегулированное сход-развал.
  12. Шишки и грыжи на резине.
  13. Изменение давления в шинах.
  14. Износ шарниров равных угловых скоростей.
  15. Износ подшипников рулевого механизма.
  16. Ослаблен кардан рулевой рейки.
  17. Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости.
  18. Деформированные детали тормозного механизма.
  19. Неравномерная работа тормозов.
  20. Сломаны шаровые опоры.

Если этого списка недостаточно для выявления причины, по которой руль бьется или вибрирует в вашем случае, более подробно описаны следующие пункты. Кроме того, они рассматриваются вместе с соответствующими режимами работы, что сразу исключит большую часть нашего списка.

Вибрации на руле


Поиск причины вибрации руля на стоянке идет сразу по четырем направлениям:

  1. Опоры двигателя.
  2. Неполадки или разбалансировка двигателя.
  3. Низкий холостой ход.
  4. Приводной вал рулевой рейки.

Остановимся на каждом из них чуть подробнее.

Опоры двигателя


Правильные опоры двигателя гасят вибрации

Силовой агрегат легкового автомобиля крепится к раме или подрамнику на амортизирующих подушках. Они нужны для того, чтобы во время работы вибрации мотора не передавались на другие части машины. В частности, это касается не только рулевого управления, но и кузова в целом. Однако, если эти самые подушки изношены, или их крепления ослабли, растекающаяся тряска неизбежна.

Подтвердить или исключить эту опцию очень просто. Для этого нужно запустить двигатель и посмотреть на его поведение под капотом. Если крепления действительно разболтались, то вибрации будут видны, что называется, невооруженным глазом. Они, скорее всего, передаются на рулевой механизм, и вы их чувствуете руками. Причем, как правило, этот дефект распространяется не только на руль, но и на весь кузов. Соответственно, тряска может наблюдаться в виде дребезга панели, пластиковых деталей, а иногда даже боковых стекол.

Несмотря на простоту этой проблемы, ее устранение не всегда бывает быстрым и недорогим. Если демпферы еще живы, но крепления просто ослабли, их достаточно просто подтянуть. Однако это бывает крайне редко. Чаще подушки дубеют или деформируются, переставая выполнять свои функции. В таких случаях спасет только их замена. Мероприятие непростое. Но, тем не менее, даже без обращения на СТО это выполнимо.

Неисправный или разбалансированный двигатель


Если двигатель разбалансирован, никакие «подушки» не спасут

Двигатель начинает троить, когда один или несколько цилиндров перестают работать стабильно, или вообще выходят из строя. С бензином такое часто бывает из-за отсутствия искры. В инжекторных и дизельных двигателях — из-за забитых или изношенных форсунок. Короче говоря, когда топливо не может ни попасть, ни воспламениться в одном из цилиндров, двигатель начинает троить.

Результат — дисбаланс. В исправно работающем моторе поршни при возвратно-поступательном движении компенсируют импульс друг друга. И когда один из них начинает давать сбои, начинаются вибрации. Вполне естественно, что они переносятся на руль и ощущаются тактильно. Кроме того, заглохший двигатель тоже плохо тянет, потребляет больше топлива, может внезапно заглохнуть или, наоборот, самопроизвольно набрать обороты.

В довесок следует сказать несколько слов о дисбалансе двигателя. Дело в том, что он может стать источником сильных вибраций на руле не только при выходе из строя одного или нескольких цилиндров. Это также может способствовать износу деталей кривошипно-шатунного механизма. В частности, сломанные посадочные места под поршневые пальцы, износившиеся до фольги вкладыши на коленчатом валу и так далее.

Низкий холостой ход


Нормальный холостой ход составляет 850-950 об/мин. Если они ниже — это одна из причин вибрации и биения руля

Эта причина элементарна, если нужно просто выяснить, почему вибрации идут на руль. Другое дело найти и устранить проблему. Однако из-за недостаточных оборотов холостого хода двигатель работает нестабильно и с ощутимыми по всему кузову вибрациями. Естественно, они передаются на механизм управления, и в результате ощущаются водителем.

Подтвердить или, наоборот, исключить эту проблему из нашего списка очень просто. Особенно, если на панели приборов есть тахометр. Нормальный холостой ход двигателей легковых автомобилей — от 800 до 900 об/мин. Если стрелка на тахометре периодически падает или постоянно показывает меньше нормы, вибрации неизбежны. Довольно часто такая проблема проявляется периодически, либо в комплексе с другими факторами. Например, при включении фар, печки или кондиционера.

Приводной вал рулевой рейки


Приводной вал внизу — при его износе рулевое колесо неизбежно

Приводной вал передает вращение рулевого колеса на рейку с помощью простого механизма, который, как и все остальное в автомобиль, подвержен износу. Когда между его частями появляются зазоры и люфты, вибрации от двигателя начинают передаваться на руль. К сожалению, самостоятельно определить или исключить эту опцию для начинающих автовладельцев довольно сложная задача. Однако это возможно.

Также стоит отметить, что равномерная вибрация руля на месте может возникать из-за некорректной работы гидроусилителя. С подобной проблемой сталкиваются владельцы автомобилей с электроусилителями. Подсчитать эти варианты несложно, если систематически исключать все остальные, описанные выше. Кроме того, из-за некорректной работы ГУР вибрации, как правило, ощущаются только во время стоянки с работающим двигателем, а в движении они исчезают или становятся практически незаметными.

Вибрирует руль при разгоне


Чтобы руль вибрировал только при разгоне автомобиля, а в других режимах дефект исчез бы, это бывает не очень часто. Однако существует целых пять причин, по которым это возможно. В том числе, к ним относятся:

  1. Колеса разбалансированные.
  2. Ослаблены или отсутствуют колесные болты.
  3. Износ рулевой рейки.
  4. Износ рулевых наконечников.
  5. Изношенные ступичные подшипники.

Остановимся на каждом пункте чуть подробнее.

Разбалансировка колес


Чаще всего из-за разбалансировки колес наблюдается вибрация и биение руля при разгоне автомобиля

Данный дефект относится к тем редким случаям, когда вибрации на руле ощущаются только в каком-то одном режиме. В данном случае это касается разгона автомобиля. То есть, если проблема проявляется исключительно (или более интенсивно) при разгоне, а в других режимах стихает или исчезает, в первую очередь следует обратить внимание на балансировку колес.

Для тех, кто еще не в курсе, что это такое, кратко рассмотрим этот важный момент. Колеса считаются неуравновешенными, если их вес неравномерно распределен по окружности. То есть колесо тяжелее с одной стороны и легче с другой. Впрочем, неважно, сколько. Даже несколько злосчастных граммов играют роль. Они приводят к дисбалансу колес, и в игру вступает центробежная сила, из-за которой наблюдаются вибрации при разгоне автомобиля.

Если есть подозрение, что это ваш случай, не спешите ехать на СТО. Очень часто дисбаланс колес возникает из-за их загрязнения. Во-первых, в хорошей свежей резине мелкие камешки могут быть неравномерно упакованы. Во-вторых, к дискам, особенно изнутри, прилипает грязь, снег и лед. Все это может сильно нарушить весовой баланс колес и, как следствие, стать основной причиной вибрации руля.

Ободья идеально чистые, в протекторах нет камешков? Возможно колеса давно не балансировались. Это часто происходит, когда автомобиль приобретается на вторичном рынке. К тому же услуги по балансировке колес давно не посещают владельцы так называемых всесезонных шин. Ходит она (при бережной эксплуатации, конечно) несколько лет. И балансировку колес необходимо проводить не реже двух раз в год. Шины изнашиваются, часто неравномерно, а диски деформируются. В результате баланс нарушается гораздо раньше, чем многие думают.

Колесные болты или гайки


Когда гаек или болтов недостаточно, либо они плохо затянуты — возможны не только вибрации руля, но и серьезные аварии

Эта причина часто встречается у начинающих автомобилистов или невнимательных опытных. Картина выглядит так. Разбил колесо. Ремонт в сервисе или своими руками. Затем установите и затяните болты или гайки, пока автомобиль стоит на домкрате. А при снятии последнего никакой дополнительной силовой затяжки не производится. Не знал. Забыли. Кто-то или что-то отвлекся. В результате колесо остается незакрепленным, как и должно быть.

Надо ли говорить, что эта картина может закончиться не только вибрациями на руле, но и чем-то гораздо большим. Несмотря на то, что причина кажется детской и наивной, она не так уж и редка. Доказательств этому в интернете предостаточно. Многие видели в жизни, как колесо на полной скорости вылетает из машины, дополнительно доставляя неприятности третьим лицам. К сожалению, колес и специалистов на СТО не хватает.

Хорошо, что подтвердить или исключить эту возможную причину вибрации руля проще простого. Все, что вам нужно, это обычный ключ, который просто обязан быть в багажнике любого автомобиля. Главное, успеть обратить на это внимание. Не ленитесь после специалистов перепроверить момент затяжки болтов или гаек. Они тоже люди, а значит, могут забыть и отвлечься.

Рулевая рейка


При износе рулевой рейки возможны вибрации руля не только при разгоне

При износе рейки руль не всегда вибрирует только при разгоне автомобиля. Однако именно в таком режиме движения этот дефект дает о себе знать чаще всего. Выявить такую ​​причину самостоятельно очень сложно, так как на многих автомобилях даже добраться до указанной детали – целая проблема. Однако не стоит забывать о методе исключения. То есть, когда вы отбросите все остальные возможные варианты, подозрения на рулевую рейку отпадут сами собой.

Дополнительно нелишним будет отметить, что ремонт или замену этой рулевой детали нельзя откладывать до лучших времен или на неопределенный срок. Сломанная рулевая рейка может стать причиной аварии или потянуть за собой другие компоненты рулевого механизма и шасси.

Рулевые наконечники


При износе рулевых наконечников присутствуют вибрации и биение руля при разгоне, маневрах, а также на плохих дорогах

Износ рулевых наконечников — одна из наиболее частых причин вибрации рулевого колеса во время движения автомобиля ускорение. Сразу стоит сказать, что они проявляются не только при разгоне. Ослабленные наконечники приводят к вилянию и вилянию на поворотах и ​​на плохих дорогах. Также из-за них увеличивается люфт на руле, что сразу ощущается руками опытного водителя.

В двух словах рассмотрим, как проверить рулевые наконечники на износ. Собственно без помощи СТО это можно сделать двумя способами:

  1. Вращение руля. Для этой проверки требуется помощник. Один крутит руль в кабине, а второй, будучи модной машиной (на смотровой яме, на эстакаде или подъемнике), следит за тем, как ведут себя наконечники. Сломанные видны сразу.
  2. Для этого метода помощник не нужен. Для проверки рулевых наконечников нужно попробовать сдвинуть рулевые тяги, которыми они соединены со стойкой. Помимо того, что этот метод позволяет увидеть разболтавшиеся наконечники, в процессе проверки сами удилища могут показать себя и с плохой стороны.

Если выявлен износ, то есть два варианта. Первый – замена деталей на новые. Эта операция не очень сложная, и ее легко выполнить даже начинающему автолюбителю. Второй вариант – найти специалистов, которые занимаются восстановлением рулевых наконечников. Это будет стоить меньше. Кроме того, учитывая качество деталей, продаваемых сегодня, восстановленные детали с большей вероятностью прослужат дольше, чем новые детали.

Колесные подшипники


Так выглядит развалившийся подшипник ступицы

Вибрации или, вернее, биение руля из-за износа ступичных подшипников также чаще проявляются при разгоне автомобиля. Диагноз подтверждается при маневрировании. Когда ресурс ступичных подшипников исчерпан, но полностью не потух, машина начинает вести себя так, как будто колеса сделаны из киселя. Дополнительными симптомами может быть гул, свист или скрежет при движении.

Как проверить ступичные подшипники? Для этого нужно по очереди вывешивать все колеса на домкрат, попутно встряхивая их руками. Последнее лучше делать не снаружи, а снизу, находясь в смотровой яме. Так можно будет дополнительно проверить не только подшипники, но и рулевые наконечники. Как правило, первые проявляют себя с плохой стороны, если колесо раскачивается, удерживая его снизу или сверху. Наконечники начинают болтаться, если потрясти колесо, взяв его за борта.

Выход из этой ситуации, по сути, только один. Ступичные подшипники, выработавшие свой ресурс, невозможно восстановить, или как-то подтянуть или еще что-то сделать. В данном случае это просто замена. К сожалению, эта процедура непроста. Нужны определенные инструменты и опыт. Тем не менее, поменять ступичные подшипники можно, как говорится, своими руками, без СТО.

Вождение на скорости до 50 км/ч


Среди двадцати возможных причин вибрации и биения руля, представленных выше, есть две, которые чаще проявляются только в этом режиме. Размеренное вождение по ровной дороге на малой или средней скорости. К таким причинам относятся:

  1. Деформация колес.
  2. Неотрегулированная конвергенция.

Оба заслуживают особого внимания.

Деформированные колесные диски


Обратите внимание, что колеса могут не гнуться только с видимой стороны

Для борьбы с вибрацией руля из-за искривленных дисков у нас есть все условия. А именно наши красивые дороги, с дырами по колено. Также диски часто гнутся при неудачной езде по бордюрам, корням деревьев в лесу и так далее. Лежачие полицейские, преодоленные неграмотно, тоже могут погнуть любые диски.

Как вычислить эту причину? Первое, что нужно сделать, это визуально осмотреть колеса. Причем не только с видимой стороны, но и с внутренней. Также неровности дисков можно увидеть, если вывесить все колеса по очереди и прокрутить их вручную. Наблюдая за ободом в процессе, должны быть видны заметно деформированные участки без каких-либо приспособлений.

Решение проблемы тоже достаточно простое. Выровнять диски можно в соответствующем сервисе. Услуга называется прокатом. Он относительно недорог и, в принципе, его полезно выполнять хотя бы раз в год. Особенно, если вы живете в регионе, где хорошие дороги показывают только по телевизору. Своими руками тут вряд ли что-то получится сделать. Хотя есть и те, кто успешно выравнивал диски с помощью известного ударного инструмента. Однако лучше этого не делать.

Неотрегулированный развал-схождение


Особенно плохо, когда колеса на одной оси «смотрят» в разные стороны

Наверняка, о регулировке развала и схождения колес знают даже самые начинающие автомобилисты. Данную процедуру необходимо проделать:

  • после смены зимней резины на летнюю и наоборот;
  • один раз в год, если резина всесезонная и соответственно не меняется несколько лет;
  • после замены колесных дисков, например, при замене штампованных колес на литые или кованые;
  • после пробега 10 000 км;
  • после любого ремонта подвески или рулевого управления.

Все эти точки взаимозаменяемы и самодостаточны, то есть работают по принципу, что первая придет. Также регулировки необходимо повторить, если есть ощущение, что они сбились. В некоторых случаях это можно понять даже без специального оборудования. Во-первых, «смотрящие» в разные стороны колеса можно увидеть, если смотреть на машину спереди или сзади. Во-вторых, неправильное схождение ощущается на руле не только в виде вибраций. Также постоянно тянет в сторону на абсолютно ровной дороге.

Виляние руля на скорости свыше 90 км/ч


Плавно переходим к причинам, от которых уже попахивает опасностью. Итак, биение руля на скорости и причины его проявления могут обернуться не только дискомфортом, но и серьезной аварией. Поэтому в таких случаях первое, что нужно сделать, это прекратить эксплуатацию автомобиля. И только потом искать причину среди рассмотренных здесь.

Не исключая уже рассмотренные варианты, обратите внимание еще на два момента:

  1. Конусы.
  2. Изменение давления в шинах.

Тут вроде все понятно. Поэтому буквально в двух словах по каждому пункту.

Конусы


Конусы разные

Бугорки или грыжи появляются на шинах из-за того, что внутри резины лопается армирующий каркас, корд. В результате на ослабленном участке вылезает бугорок, который со временем разрастается при нагрузках. Во-первых, этот дефект приводит к дисбалансу колеса, что вызывает биение руля. Если такую ​​покрышку своевременно не заменить, рано или поздно она лопнет в этом месте. Как правило, это происходит как раз-таки на приличной скорости, когда резина находится под наибольшей нагрузкой. Что и говорить, управлять автомобилем на трех колесах невозможно, от слова совсем.

Колебание давления в шинах


Вибрации могут возникать при разном давлении в колесах разных осей

Несмотря на кажущуюся простоту этой причины, она встречается гораздо чаще других. Многие не следят, как положено, за давлением в шинах. Со временем разброс увеличивается, так как почти всегда одно колесо спускается быстрее других. Кроме того, давление в одной из шин может значительно снизиться в пути при наезде на серьезную неровность. Опять же не забываем о саморезах, в изобилии взятых на дорогах из ниоткуда. При попадании в резину колесо может и не сдуться полностью, но давление в нем точно уменьшится.

Результат всего этого один — биение в руль на большой скорости. Так же и просто решается проблема. Во-первых, при появлении вибрации нужно немедленно остановиться и выяснить причину. Во-вторых, давление в шинах нужно контролировать перед каждым выездом, как это и должно быть, а не тогда, когда спущенное колесо видно за километр.

Вибрация при повороте


В тех случаях, когда возникает вибрация при повороте руля, стоит начать грешить на износ следующих деталей:

  1. ШРУС, если автомобиль переднеприводный.
  2. Подшипники рулевого механизма.
  3. Кардан рулевой колонки.
  4. Втулки стабилизатора поперечной устойчивости.

Традиционно пройдемся по каждому пункту отдельно.

Износ ШРУСа


Шарниры равных угловых скоростей через колеса связаны с рулевым управлением автомобиля

Для начала подчеркнем, что данная причина относится только к автомобилям с передним приводом. При значительном износе шарниров равных угловых скоростей биение руля наблюдается как раз при поворотах и ​​других маневрах вне зависимости от скоростного режима. Выявить неисправность несложно. Для этого поверните на минимальной скорости с полностью вывернутым рулем. Как правило, если хоть один ШРУС изжил себя, то в этом режиме он неприятно хрустит.

Этот блок обычно не подлежит ремонту. Только замена.

Износ подшипников рулевого механизма


В рулевом механизме часто «умирают» подшипники

Этот узел служит для передачи и преобразования крутящего момента от рулевого вала к рейке. При износе подшипников в нем заметно биение руля, особенно резво проявляющееся при маневрировании. На ямах и колдобинах, кстати, тоже может буксовать. Эти подшипники страдают из-за плохих дорог, либо из-за неаккуратной эксплуатации автомобиля. У некоторых моделей, как отмечают сами автолюбители, этот узел является слабым местом, поэтому беспокоит очень часто.

Износ кардана рулевой рейки


Из-за изношенного карданного вала на кочках ощущаются биения и вибрации на руле

Эта деталь присутствует не на всех автомобилях, но на большинстве, тем не менее, она есть. Кардан предназначен для передачи крутящего момента от руля к коробке передач или непосредственно к рейке, если механизм без усилителя. Устанавливаются на втулки, которые имеют свойство ломаться или лопаться. Соответственно появляется биение в руль, что особенно чувствуется при прохождении поворотов на относительно небольших скоростях. На ямах и выбоинах также можно услышать характерный хруст.

Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости


Износ втулок стабилизатора приводит к вибрации при маневрировании

Стабилизатор поперечной устойчивости предназначен для того, чтобы при резких маневрах автомобиль не скатывало. В большинстве случаев этот самый простой по своей конструкции элемент монтируется на четырех резиновых втулках. При исчерпании ресурса последнего возникает ряд проблем, в том числе вибрация при повороте руля. На неровностях дорожного покрытия эффект обычно усиливается.

Виляние руля при торможении


Прежде всего стоит отметить, что при торможении биение руля может наблюдаться по некоторым причинам, которые были рассмотрены выше. Однако есть две, вызывающие дискомфорт только при торможении:

  1. Деформация тормозных дисков.
  2. Неравномерный износ тормозных колодок или дисков.

По этим пунктам особо нечего сказать, поэтому здесь будет кратко.

Деформированные тормозные диски


При деформациях или неравномерном износе тормозной диск лучше всего рассматривать с этого ракурса

Биение наблюдается по причине того, что колодки при нажатии на педаль тормоза продавливаются и скользят по неровной поверхности. Абсолютно то же самое происходит и с деформированными барабанами. Проблема определяется без специалистов достаточно легко. Для этого нужно подвесить колеса на домкрат, снять их и внимательно осмотреть детали тормозной системы со всех сторон. Как правило, деформации, достаточные для возникновения вибраций при торможении, видны невооруженным глазом.

Неравномерный износ тормозных дисков


Как и в предыдущем случае, причина работает аналогично. Тормозные колодки при торможении не скользят по дискам, а буквально подпрыгивают. Отсюда и биение в руль. Кроме того, оба дефекта проявляются в виде вибраций не только на руле, но и на самой педали тормоза.

Плохая дорога


Наверное, все знают, как выглядит плохая дорога

В итоге осталось рассмотреть последнюю возможную причину биения руля, которое всегда проявляется исключительно на плохих дорогах. Опять же, в таких условиях возможны и другие причины, описанные в этой статье. Но они дают о себе знать в других режимах движения, а в остальном — только на неровностях.

Шаровые опоры


Из-за сломанных шаровых опор чаще передаются вибрации и биения в руль на плохих дорогах

На шаровых опорах передние колеса автомобиля условно поддерживаются и имеют возможность поворота. Конструктивно это чрезвычайно простая деталь. Изнашивается там же, где впоследствии проявляется в виде вибраций на руле, а именно на плохих дорогах. Проверить шаровую опору немного сложнее, чем рулевые наконечники (это все рядом, и обычно проверяют вместе), но, тем не менее, можно.

В случае обнаружения износа есть два выхода из ситуации. Они такие же, как и с рулевыми наконечниками. Выход первый — замена. Второй – восстановление. На самом деле на некоторых машинах шаровые опоры выполнены совместно с рычагами подвески, что делает замену деталей довольно дорогим мероприятием. Для таких случаев придумали рекавери.

Краткое резюме


В итоге оказывается, что во многих случаях определить причину биения руля или его вибрации вполне возможно без помощи специалистов. Чтобы облегчить решение проблемы, сначала постарайтесь выяснить, когда именно появляется дефект. Далее, ориентируясь на изложенную выше информацию, дело техники вычислить проблему методом исключения. Даже если вы сами ничего ремонтировать не собираетесь, все равно будет полезно знать об источнике вибраций. Во-первых, вы быстро озадачите специалиста на СТО, а во-вторых, не дадите ему навязать вам ремонт еще не выработавших свой ресурс деталей.

ВИДЕО: вибрация руля


5 причин, по которым ваше рулевое колесо продолжает трястись • AutoPrep

Колебание рулевого колеса может быть очень заметным для любого водителя, а зачастую и чрезвычайно раздражающим. Все, что вы хотите сделать, это насладиться расслабляющей поездкой в ​​любимой машине, но руль танцует в такт собственному барабану.

К сожалению, трясущийся руль может означать нечто худшее, чем легкое неудобство от вождения.

Часто это может сигнализировать о неисправности вашего автомобиля, будь то рулевое управление, подвеска или что-то еще. Поиск первопричины может быть трудным и трудоемким даже для самых опытных механиков.

В этом блоге обсуждаются основные причины, симптомы и способы устранения, которые помогут диагностировать тряску рулевого колеса и помогут вам выполнить правильный ремонт.

1. Ваши шины могут быть разбалансированы

Распределение веса в каждой шине незначительно различается, поэтому после установки новой шины к колесу часто добавляются дополнительные грузы, чтобы компенсировать это. Со временем и при использовании эти грузы могут сместиться или упасть, что приведет к разбалансировке колеса.

Даже если остальная часть вашего автомобиля находится в идеальном состоянии, несбалансированные шины могут вызвать тряску и вибрацию автомобиля и рулевого колеса при движении на скорости выше 50 миль в час.

Помимо неприятностей на автомагистралях, это может привести к износу деталей рулевого управления и подвески, плохой экономии топлива и разрыву шин.

Обнаружить это поможет простой визуальный осмотр всех колес. Обязательно следите за отсутствующими или перемещенными грузами колес, неравномерным износом протектора или погнутыми ободами.

Если вы заметили какие-либо признаки дисбаланса на любом из колес, отдайте автомобиль на ремонт шины.

Вы также должны менять шины каждые два года и всегда просить автомастерскую отбалансировать шину после ремонта или новой установки.

2. Ваши колеса могут быть неправильно выровнены

Точно так же любое неправильное положение колес может вызвать вибрацию. Это быстрое решение, так как простое выравнивание колес (убедитесь, что все колеса расположены в одном направлении) остановит тряску.

Это довольно легко заметить, так как автомобиль с развалом часто приводит к неравномерному износу шин. Фактически, внутренняя часть протектора, скорее всего, будет изнашиваться намного больше, чем внешняя.

Если ваш автомобиль по-прежнему тянет в любую сторону, даже если рулевое колесо находится прямо и по центру, у вас, вероятно, проблема с развал-схождением.

Несоосность, вероятно, связана с нестабильной подвеской, которая может быть вызвана общим износом, неровностями дороги или аварией.

Развал также необходим после подъема или опускания подвески автомобиля, если на транспортном средстве были установлены какие-либо новые детали рулевого управления и подвески, а также перед длительной поездкой.

3. Повреждены или изношены ступичные подшипники

Если рулевое колесо трясется только во время поворота, вам следует обратиться к ступичному подшипнику вашего автомобиля.

Ступичный подшипник предназначен для крепления ступицы колеса к подвеске, позволяя колесам правильно вращаться.

Если подшипники колес повреждены, это может создать серьезную угрозу безопасности. Повреждение может быть вызвано неровностями дороги, выбоинами, лежачими полицейскими или наездом на бордюры на высокой скорости. Некоторые модификации рулевого управления или подвески также могут привести к износу ступичных подшипников.

Помимо тряски рулевого колеса, другими признаками повреждения ступичного подшипника могут быть странные звуки, которые становятся громче при ускорении и ослаблении рулевого управления.

Однако вам, скорее всего, понадобится опытная автомастерская, чтобы правильно диагностировать проблему.

4. У вас изношены детали рулевого управления или подвески

Даже незначительное ослабление компонентов рулевого управления или подвески может сделать вождение небезопасным.

Это не только повлияет на управляемость и устойчивость вашего автомобиля, но также может стать причиной вибрации рулевого колеса. Поэтому очень важно регулярно искать незакрепленные или изношенные компоненты.

Обратитесь в ремонтную мастерскую для проверки видимых деталей, таких как верхние или нижние шаровые шарниры, наконечники рулевых тяг, амортизаторы, пружины и втулки. Не волнуйтесь, вам не нужно будет запоминать список — хороший механик точно будет знать, что искать. Они должны быть в состоянии определить любые признаки износа или повреждения и сказать вам, что неисправно и что необходимо заменить.

6. Проблемы с тормозами

Если при остановке трясется только руль или у вас трясется педаль тормоза, скорее всего проблема в тормозной системе. Это также может быть вызвано механической или гидравлической неисправностью или случайным включением ручного тормоза.

Есть несколько причин этой тормозной вибрации, в том числе:

Выравнивание тормозных дисков

Вибрация рулевого колеса может быть вызвана неправильно установленными тормозными дисками, выдергивающими выравнивание. Это может быть вызвано скоплением ржавчины или грязи между диском и ступицей, создающей неровную поверхность, слишком затянутыми позиционирующими винтами или установкой диска на деформированную ступицу.

На это необходимо обратить внимание, так как неисправные тормозные диски могут увеличить время остановки автомобиля или даже привести к временному отказу тормозов.

Изменение толщины диска (DTV)

Неправильная установка или выравнивание тормозного диска может привести к неравномерному износу, в результате чего пятна на диске станут тоньше или толще. Отложения, ржавчина и грязь могут даже стать причиной DTV.

Когда поверхность диска неровная и тормозные колодки оказывают давление, это может вызвать вибрацию рулевого колеса. Подобно хитрому выравниванию тормозного диска, деформированный тормозной диск увеличивает время остановки и отказ тормозов, поэтому, если подозревается DTV, следует немедленно проверить тормоза.

Перегрев и деформация диска

Повторяющееся резкое торможение иногда может означать, что тормозные диски не успевают остыть, что приводит к перегреву. Перегретые диски склонны к деформации, что может быть причиной тряски руля и педали тормоза при торможении.

В случае деформации диска или повреждения тормозных колодок их необходимо немедленно заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *