Что лучше на льду шипы или липучка – Тест шипы и липучки на льду: Казус градуса

Содержание

Тест шипы и липучки на льду: Казус градуса

С тем, что нешипованные шины — будем также называть их липучками (это слово отражает характер работы покрышки) — на льду могут проявить себя лучше шиповок, мне довелось столкнуться лет десять назад в Финляндии. Представители фирмы Turvanasta, занимающейся разработкой и изготовлением шипов, решили на практике доказать, что шипованные шины (тогда это была Nokian Hakkapeliitta 1) эффективнее нешипованных Nokian RSi, недавно появившихся на рынке. Для этого даже организовали показательные выступления двух одинаковых «Фольксвагенов-Пассат», обутых в соответствующие шины. Зима была не на шутку суровой: в назначенный день температура упала ниже —45оС. Каково же было общее удивление, когда автомобиль на резине без шипов оказался в среднем на 15–17% быстрее собрата на шиповках! Специалисты оправдывались: промороженный лед тверже бетона и шипы попросту не в силах его проколоть; резина в шипованных покрышках более жесткая и на сильном холоде дубеет так, что перестает выпускать шипы в зоне контакта с дорогой. А липучки, мол, изготовлены из более мягкого состава…

МОРОЗ И СОЛНЦЕ

В своих тестах, проводимых уже более десятка зим (а зимы, естественно, бывали разные — от 30о мороза до оттепели), мы периодически сталкивались с этим явлением. Чтобы дать, наконец, четкий ответ на вопрос, могут ли липучки на льду тормозить лучше шиповок и если да, то при каких условиях, мы и провели это исследование.

Конечно, мы интересовались мнением специалистов разных компаний, но получали довольно осторожные ответы. Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек — 15о мороза. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. При этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы — это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при —20-25оС.

Следите за давлением! Неравномерно накачанные шины делают траекторию торможения непредсказуемой.

Следите за давлением! Неравномерно накачанные шины делают траекторию торможения непредсказуемой.

В ходе температурного теста летних шин (ЗР, 2008, № 8) мы приобрели некоторый опыт подобных сравнений (кстати, нашими результатами очень заинтересовались ведущие шинные компании). Теперь попробуем определить эффективность шиповок и липучек на льду при разной температуре. Пример из жизни — раскатанный до блеска участок дороги перед стоп-линией…

Испытания проходили в феврале — марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности — 205/55R16. Небольшое различие на нашу главную задачу не влияет.

В группу «когтистых» мы включили Michelin X-Ice North, известный высокой стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 — у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, в первую очередь обещающих не бояться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.

Работать будем на автомобиле «Шкода-Октавия», тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтобы исключить погрешности в работе ABS (кратковременное блокирование колес) на небольшой скорости.

Чтобы на состояние льда влияла только температура воздуха, замеры проводили в пасмурную погоду или после захода солнца, способного быстро подтопить лед.

ПОЛЕ ТЕМПЕРАТУР

Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале 13–15о мороза, посему эти результаты и берем за базовые.

При морозе около 20о липучки выигрывают у шиповок почти 20% тормозного пути! Полученные результаты позволили сделать вывод: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Объяснение простое: как уже отмечалось, с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растет. Кроме того, холодный лед более шершавый, а липучкам это на руку.

Потепление до —5оС дает противоположный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом! Вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти поглубже, а значит, шипов

www.zr.ru

Что лучше — шипы или липучка?

Дата публикации: .
Категория: Автотехника.

Постоянно меняющийся климат создает для автовладельцев большое количество проблем. Раньше в условиях суровой зимы ни у кого даже не возникало вопросов касательно того, какие покрышки лучше всего выбирать на зиму. Шипованная резина всегда была в приоритете. Однако, когда на дороге появляется жидкая смесь из грязи, снега и воды, которая периодически покрывается тонким слоем льда, автовладельцы встают перед выбором – приобрести привычную «шиповку» или современные «липучки».

Шипы и липучки

Чтобы определиться в этом вопросе, стоит сразу сказать, что «липучки» не имеют никакого отношения к всесезонным шинам, как принято полагать. Такие изделия относятся к одному из классов зимней резины, который отличается по своим характеристикам от «шиповки».

Особенности «шипов»

Некоторые отказываются от покупки «шиповки», так как считается, что она быстро стирается об асфальт. Это действительно так. Особенно если учитывать, что нынешние зимы чаще балуют автовладельцев отсутствием снега. Однако, прогресс не стоит на месте, и сегодня в продаже несложно найти модели, которые оснащены шипами, которые «прячутся» в протектор под влиянием давления, которое на них оказывает асфальт. В ситуации, когда машина едет по льду, шипы наоборот «вылезают» наружу, и так как лед отличается меньшей плотностью, чем стандартное дорожное покрытие, то шипы под весом автомобиля начинают впиваться в ледяную дорогу.

Шипованная покрышка

Немаловажное значение имеет и то, что во время езды шины автомобиля с силой трутся о дорогу, из-за чего под колесами всегда образуется слой влаги, чья температура отличается от показателей окружающей среды. В этой ситуации обычная «шиповка» заметно теряет свои характеристики.

Полезно! Поэтому для заснеженных трасс рекомендуется выбирать шипы противоскольжения, которые улучшают уровень сцепления колес с дорожным полотном.

Также сравнивать «шипы» и «липучки» сложно из-за того, что первые изделия могут отличаться по уровню выступа шипов. Как правило, после обкатки стандартные шипы выступают над протектором на 1,2 мм, однако есть модели, в которых это значение доходит до 2 мм. В этом случае, такие колеса будут вне всякой конкуренции, так как по тестам они показывают лучший результат.

Большое значение играют погодные условия, качество дороги и стиль езды автовладельца. В зависимости от этого «шипы» будут более выгодным или наоборот не самым лучшим приобретением.

Плюсы и минусы «шиповки»

Покрышки этого типа больше подойдут тем, кто проживает в пригороде или вовсе решил перебраться загород. В таких условиях колеса должны отличаться хорошей проходимостью. Машина должна без проблем справляться с крутыми поворотами и резкими виражами.

Езда на шипованной резине

Как известно такие дороги реже убираются и практически всегда покрыты рыхлым снегом или льдом. Шипы подходят для этой ситуации больше всего, так как они могут похвастаться:

  • небольшим тормозным путем;
  • лучшим сцеплением;
  • хорошей устойчивостью;
  • тем, что не придется сталкиваться с заносами.

Автомобиль, на которым установлены «шипы» лучше тормозит и быстрее развивает скорость в условиях обледенелой дороги. «Липучки» немного отстают по этим показателям.

Однако «шиповка» обладает и несколькими недостатками:

  • довольно высоким уровнем шума;
  • повышенным расходом топлива;
  • потерей своих характеристик в условиях сильного мороза (при -20-25 градусах шипы нередко превращаются в совершенно бесполезный атрибут).

В плане морозостойкости фрикционные шины показывают лучшие показатели.

Особенности «липучек»

Фрикционные покрышки не оснащены шипами. Они изготавливаются из особой резинотехнической смеси, которая способна сохранять свою эластичность при более низких температурах. Даже при -30 молекулярные связи ломаются, но потом восстанавливаются. Благодаря этому при нагреве во время трения о дорожное покрытие, начинает работать только внешняя кромка шины, а ее внутренняя часть остается достаточно твердой. Кроме этого такие покрышки отличаются повышенной адаптивностью в зависимости от погодных условий. Благодаря более мягкой поверхности эти шины буквально прилипают к влажному дорожному покрытию (именно поэтому их и называют «липучками»).

Шины липучки

Шины липучки

Также такие модели обладают и массой других преимуществ.

Плюсы и минусы «липучек»

Среди основных достоинств фрикционных покрышек:

  • отсутствие шума, как у шипованных аналогов;
  • пониженный расход топлива;
  • короткий тормозной путь на сухом или заснеженном асфальте;
  • улучшенное управление авто.

Есть у «липучек» и довольно серьезные недостатки. Например, если стоит солнечный день зимой, то на дорожном полотне образуется тонкий слой воды. В такой ситуации фрикционные шины становятся причиной ухудшения управляемости машины. Однако, такая проблема больше беспокоит только новичков, опытные водители легко справляются с такими недостатками.

Езда на липучках

Езда на липучках

Еще один минус заключается в том, что в условиях повышенной температуры или во время езды по сухому асфальту резина фрикционных покрышек «обмягчается» и начинает «плыть» во время торможения и поворотов. Из-за этого ухудшается управляемость авто, тормозной путь становится длиннее. Если же в таких условиях окажется «шиповка», то благодаря жесткости таких покрышек и наличии «зацепок» автомобиль будет оставаться «послушным».

Полезно! «Липучки» рекомендуется покупать в том случае, если авто используется в городских условиях.

Еще один важный нюанс – «липучка липучке рознь». Дело в том, что фрикционные шины бывают:

  • Арктическими (также их называют скандинавскими). Только такие покрышки подойдут для суровой зимы. Производитель обязательно должен указать, что изделия подходят для северной зимы. Также такие покрышки выпускаются с индексами максимальной скорости Q (160 км/ч), T (190 км/ч), R (170 км/ч). При этом может быть указано сразу несколько показателей.
  • Европейскими. Такие шины больше напоминают «всесезонку», поэтому они больше подходят для использования в регионах с мягким климатом и теплой зимой. На упаковке таких шин обычно указывается «для мягкой зимы». Помимо этого европейские шины отличаются другими индексами скорости. На них обычно указывается H (210 км/ч) или V (240 км/ч).

Разновидности липучек

Разновидности липучек

Таким образом, многое зависит от конкретной модели. Чтобы определить с лучшим выбором, можно провести самостоятельный тест драйв или ознакомиться с результатами готовых проверок.

Сравнительные тесты

В проверках принимали участие только скандинавские «липучки» и «шиповка». Для, того, чтобы определить лучшие покрышки было произведено несколько испытаний, с результатами которых будет интересно ознакомиться.

Название дисциплиныУсловияРезультат «липучек»Результат «шиповки»Итог
Торможение на мокром асфальтеСкорость – 80 км/ч
Использование АБС
Мокрый асфальт
Тормозной путь 33,1-41,1 мТормозной путь 35,5-38,7Небольшая разница (от «шипов» многие ожидали более скудных результатов)
Торможение на мокром асфальтеСкорость – 80 км/ч
Использование АБС
Сухой асфальт
Тормозной путь 30,2-33,1Тормозной путь
33,5-35,7
Небольшой разброс
Маневр «переставка» («лосиный тест»)Сухой асфальтСкорость маневра 63,7-59,7 км/чСкорость маневра 62,4-60,0 км/чОба типа покрышек проявили себя хорошо
Торможение на льдуСкорость 25 км/чТормозной путь 13-13,5 мТормозной путь 13,2-14,8«Шипы» явно выигрывают
Проезд по «ледяному кольцу»Заезд на ледяных трассахВремя прохождения трассы 34,3-38,3 сВремя прохождения трассы 25,8-29,8 с«Шипы» снова показывают лучший результат
Проезд по «ледяному кольцу»Заезд на ледяных извилистых трассахВремя прохождения трассы 96,0 (результат лучшей липучки)Время прохождения трассы 88,3 с (результат худшей шипованной покрышки)«Шипы» показывают лучший результат

Безусловно, на ледяных трассах «шипы» показывают себя намного лучше. Однако, при торможении на мокром и сухом асфальте обе разновидности демонстрируют высокую отдачу. Поэтому выбор зимних изделий напрямую зависит от условий эксплуатации (но, разумеется, немаловажен и производитель, тип покрышки и ее характеристики).

Лучшие модели фрикционных и шипованных покрышек

Есть несколько моделей резины, которые показывают наилучшие результаты. Если говорить о лучших фрикционных покрышках, то ниже представлена пятерка изделий, которые успешно справились со всеми испытаниями.

МодельСтрана-производительИндекс максимальной скоростиСтоимость, руб
Nokian Hakkapeliitta R2 SUVФинляндияR9 500
Bridgestone Blizzak VRXЯпонияQ/S/T4 300
Michelin X-Ice Xi3ФранцияT3 800
Goodyear Ultra Grip Ice 2АмерикаT3 200
Nokian Nordman RSФинляндияR3 000

Если говорить о шипованных моделях, то лучшими считаются следующие изделия.

МодельСтрана-производительИндекс максимальной скоростиСтоимость, руб
Nokian Hakkapeliitta 8 SUVФинляндияT11 100
Gislaved NordFrost 100ШвецияQ4 500
Dunlop Grandtrek Ice02ВеликобританияT4 400
Goodyear Ultra Grip Ice ArcticАмерикаT3600
Michelin X-Ice NorthФранцияT/H3 400

avto-moto-shtuchki.ru

Шипы или «липучка» — плюсы и минусы, что выбрать?

Раз в год почти перед всеми российскими водителями встает вопрос – на какую зимнюю резину переобуваться. О марке и модели думают во вторую очередь, а в первую – о типе резины: шипы или «липучка». Над этим вопросом сломано уже немало копий: кто-то для себя все давно решил, кто-то сомневается, а кому-то интересно попробовать новый вариант. Однако выбор резины во многих случаях довольно очевиден – нужно просто знать плюсы и минусы обоих типов зимней резины и представлять условия эксплуатации автомобиля, тогда никаких проблем в том, чтобы поставить запятую в нужном месте фразы «шипы нельзя липучку» у вас не возникнет.

Шипованная и нешипованная  зимняя резинаШипованная и нешипованная зимняя резина

Шипы, нельзя «липучку»

Шипованная резина, она и в Африке шипованная. Высокий протектор, грубый состав и маленькие металлические вкрапления, которые улучшают сцепление с дорогой. Шипы сегодня не очень в моде, в некоторых странах их использование запрещают законодательно, да и как принято говорить хайпа вокруг «липучке» больше. Однако шипованная резина от этого своих свойств не теряет – для сложных условий эксплуатации это будет самым оптимальным вариантом.

Плюсы шипованной резины одновременно являются минусами «липучек».

1. Лучшее сцепление на обледенелых и заснеженных дорогах. С шипованной шиной водитель гораздо увереннее чувствует себя на льду, чем с нешипованной. Это проявляется во всем – разгон, торможение, маневрирование. Шипы обеспечивают больший уровень зацепа, вгрызаются в лед и позволяют сохранять контакт с дорогой. У «липучек» такого свойства нет – как бы производители не мудрили с протектором и составом смеси, обеспечить сопоставимое сцепление на льду еще ни у кого не получалось. Это самое главное и очень большое преимущество «шиповок».

Шипованная резина
Шипованная резина

2. Улучшенная проходимость. В нерасчищенных снежных завалах и колеях шипы могут обеспечить лучшую проходимость, автомобиль своим ходом может выбраться оттуда, где бы на «липучках» беспомощно крутил колесами.

Шипы нельзя, «липучку»

Впрочем, нешипованной зимней резине тоже есть что ответить. Возможно, сами по себе преимущества «липучек» чуть менее важные, зато их заметно больше. Причем, как и в первом случае, каждый плюс «липучки» – это потенциальная проблема шипованной резины.

ЛипучкаЛипучка

1. Хорошая работа в экстремальные морозы. Давно доказано и проверено на тестах – в очень сильные морозы «липучка» обеспечивает лучшее сцепление чем «шиповка». Это логично. Главное преимущество нешипованной шины – мягкий состав. Он гораздо мягче не только летних покрышек, но и шипованной резины. А законы физики никто не отменял – чем ниже температура, тем сильнее «дубеет» резина, после чего перестает выполнять свои функции. «Шиповки» в сильные морозы замерзают, шип уже не может «вбуриться» в лед, а «липучки» продолжают работать, с помощью протектора хоть как-то обеспечивая сцепление. Многие спорят, при какой температуре происходит переход. Специалисты говорят, что это случается в диапазоне от -15 до -20 градусов Цельсия, однако это справедливо только для сухого льда. Если, например, выглянуло солнце и немного растопило верхнюю часть ледяной корки, то «липучки» будут скользить сильнее, и граница перехода эффективности сдвинется до -25, а то и -30 градусов.

2. Хорошее сцепление на мокром асфальте. Зима в России состоит не только из метелей, снегопадов и гололеда, но и из периодов оттепели. Снег тает, дороги мокрые – и тут опять «липучка» чувствует себя лучше: шипы на мокром асфальте плывут, ламели «липучки» – цепляются за дорогу.

Липучка и шипы на мокром асфальтеЛипучка и шипы на мокром асфальте

3. Акустический комфорт. Шумность зависит от уровня покрышки и качества ее изготовления, но чисто конструктивно «липучка» в этом вопросе предпочтительнее шипов – у нее нет дополнительных элементов, которые могут «грохотать» по асфальту.

4. Срок службы. Несмотря на то, что качество ошиповки сегодня стало заметно выше даже у недорогих производителей, срок жизни шипованной резины все равно ограничен этими самыми шипами. Немного вылетело в первую зиму, немного во вторую – глядишь, а половины шипов уже нет, и смысла пользоваться такой покрышкой тоже, нужно идти за новой. У «липучки» выпадать нечему, ездим пока протектор имеет достаточную величину. Если не ездить на нешиповке летом, то стирается он не так уж и быстро.

5. Вред асфальту. «Липучка» почти не портит дорогу, а вот шипы постепенно разрушают асфальт. Это одна из причин, почему такой тип резины запрещен в некоторых странах. Для России это неактуально, но все равно такой момент имеет место быть.

Достоинства и недостаткиДостоинства и недостатки

Так что же выбрать?

Казалось бы, по количеству преимуществ «липучка» впереди, но вот качественные особенности на стороне шипованной резины, ведь именно для улучшения проходимости и сцепления на льду мы и покупаем зимние шины. Так что критерием выбора для конкретного автовладельца должен стать не абстрактный анализ плюсов и минусов, а оценка условий использования автомобиля в зимний период.

Шипы будут предпочтительнее для автовладельцев, которые живут в северной или средней части России, в пригороде, маленьком городе или вообще в деревне, где редко чистят дорогу до сухого асфальта, где постоянная наледь, снежные завалы, колеи. Да, в экстремально низких температурах шипованная резина сработает хуже, но как много таких температур даже на севере страны? Обычно термометр укладывается в -25 С, а для шипованной резины это терпимо.

«Липучка» будет лучшим выбором для водителей, живущих на юге страны или в крупных мегаполисах. Им просто-напросто негде будет реализовывать потенциал шипованных шин. Снег или более-менее оперативно убирают, или он сразу тает, почти всегда прочищено до асфальта, а гололед явление не очень частое. Нешипованные шины будут в таком режиме эксплуатации дешевле, тише и комфортнее, ну, и покрытие сберегут (если это кому-то важно).

Посему при выборе шин не нужно смотреть на рекламу, соседа или советы продавцов в магазинах просто прикиньте как вы проводите зиму, куда и как ездите, какие там дороги и погода – и ответ, что купить, придет сам собой.

avtoexperts.ru

Шипы или липучка: разбираемся в типе резины

Шипы или липучка: разбираемся в типе резины 24.10.2019

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что нужно знать про шипы
  • Какой бывает липучка
  • Что лучше: шипы или липучка
  • Какие модели зимней резины стоит выбрать

 

Примерно в октябре, перед сезонной сменой резины, многие автолюбители задаются вопросом: что лучше – шипы или липучка? Ответить на него можно, если рассматривать разные варианты шипованных шин и липучек в контексте особенностей российского климата и дорожных условий. Только разобравшись в этом стоит приступать к сравнению таких типов авторезины. Информация, представленная в этой статье, поможет правильно выбрать зимнюю резину для автомобиля.

Что нужно знать про шипы

Протектор шипованной резины отличается двухслойной конструкцией. Предназначение верхнего слоя состоит в обеспечении сцепления со скользкой и заснеженной дорогой, а второй более твердый внутренний слой должен надежно удерживать шипы. Состав резины, который производители используют для зимних шин, значительно изменился за последние 10 лет. Современные автопокрышки демонстрируют отличные показатели износоустойчивости, долговечности, высокие прочностные характеристики и обеспечивают хорошую сцепляемость с дорожным покрытием.

Конечно, состав резины имеет важное значение, но отличительной особенностью рассматриваемых шин является шип, который стоит рассмотреть более подробно.

Что нужно знать про шипы

Шипы для зимних автопокрышек могут быть однофланцевыми или многофланцевыми. Первый вариант имеет более простую форму похожую на гвоздик и стоит достаточно дешево. Многофланцевый шип был придуман гораздо позже. Он служит дольше, редко выпадает из шины, но и стоит дороже. Форма такого шипа обеспечивает защиту от проникновения в зазоры влаги и реагентов, использующихся для посыпания дороги зимой. Для колес легковых машин используются в основном однофланцевые и двухфланцевые шипы, а для грузовой резины применяют трехфланцевые. Эксперты считают хорошей зимней резиной ту, у которой на пятно контакта с дорогой попадает минимум 50 шипов.

Конструкцию шипов любого вида включает две составляющие – корпус и вставку. Если для производства вставки используются исключительно твердые сплавы, то корпус может изготавливаться из разных материалов:

  • сталь;
  • алюминий;
  • пластмасса;
  • двухкомпонентные сплавы.

Корпуса шипов из различных материалов имеют свои плюсы и минусы.

К примеру, шипы с вставками из стали имеют большой вес, неустойчивы к коррозии и отличаются шумностью при езде. Чтобы предотвратить коррозионные процессы некоторые производители покрывают их тефлоном. Легкие вставки из алюминия меньше страдают от коррозии, а по прочностным характеристикам лишь немного уступают стальным. Но реагенты, используемые для посыпания дорог в России, способствуют быстрому стиранию таких изделий в порошок. Наиболее тихими являются пластмассовые вставки, но они хуже других разновидностей таких изделий переносят нагрузку при низких температурах. Наиболее надежными и комфортными для езды заслуженно считаются двух-сплавные вставки для шипов.

Разновидности шипов для зимних шин:

  • Круглые шипы встречаются чаще всего. Ими комплектуют все бюджетные покрышки. Такая форма отличается наиболее низким сцеплением с дорожным покрытием и не так надежно держится в шине. Преимущество таких шипов заключается в их доступности. Этот вид изделий можно найти практически в любом автомагазине. К тому же, такой шип совместим с большинством видов автошин.
  • Овальные шипы являются вполне логичной модернизацией круглых изделий. У них увеличена площадь контакта с дорогой, что минимизирует вероятность заноса, но и стоимость также более высокая. Обратите внимание: нельзя комбинировать на одной шине шипы круглой и овальной формы, так как это снижает эффективность торможения на скользкой трассе и затрудняет удержание машины на зимней автомагистрали.
  • Четырехгранные шипы имеют кромку, которая врезается в наледь и укатанный снег. Резина с такими шипами лучше удерживает авто на поворотах и обеспечивает хорошее сцепление со скользкой дорогой. К недостаткам таких шипов стоит отнести их дороговизну их высокую скорость изнашивания, в результате чего снижается сцепляемость зимней шины.
  • Ромбовидно шестигранные шипы не так давно были разработаны специалистами Nokian. Известный производитель запатентовал такую форму шипов и снабдил их острой кромкой, которая эффективно врезается в укатанный снег и наледь на дороге. Конструкторы предусмотрели специальную подушечку, которая защищает шип во время езды по асфальту. Шестигранная конструкция позволяет обеспечивать хорошее сцепление с дорогой в любом положении колес. Когда колесо катится, такой шип прячется внутрь покрышки, что увеличивает срок службы шипа и защищает дорожное покрытие от разрушения.
  • «Бриллиантовые» шипы относительно недавно были представлены компанией Gislaved. За счет 5 граней обеспечивается улучшенное сцепление с дорогой. Недостатком бриллиантовых шипов является их высокая изнашиваемость. Они быстро приобретают простую овальную форму и теряют повышенную сцепляемость. При этом
  • Трапециевидные шипы являются разработкой торговой марки Goodyear. Они отличаются треугольной, направленной формой. Наконечник шипа имеет форму закругленной трапеции, что позволяет ему эффективно «вгрызаться» в сколькую дорожную поверхность и сохранять курсовую устойчивость автомобиля. Кроме того, трапециевидные шипы придают зимним шинам противозаносные свойства и хорошо удерживают машину на поворотах. Их форма способствует более прочному креплению в покрышке, поэтому выпадают такие шипы достаточно редко.
  • Семигранный шип производит известный итальянский бренд Pirelli. Его задняя часть, выполненная в форме ковша, обеспечивает быстрый старт авто на сколькой дороге, а передняя способствует эффективному торможению. Благодаря скошенным боковым граням семигранный шип устойчив к воздействию боковых нагрузок. Этот вариант будет прекрасным выбором для водителей, которые предпочитают надежность при управлении машиной и ценят ее устойчивость на трассе.
  • Трех-лучевой шип также был разработан компанией Gislaved. Он имеет форму звезды с 3 лучами и хорошо врезается в наледь на дороге, но небольшая площадь соприкосновения с покрытием может приводить к пробуксовке на старте. Еще один недостаток такой формы заключается в скалывании сердечника, из-за чего шип быстро становится голым. Колеса с такими шипами не стоит использовать для авто в городских условиях. Они будет более полезны на чистом льду.
    Рекомендуем
    «Зимние нешипованные шины: ТОП-10 лучших моделей» Подробнее
  • Треугольными шипами комплектуют свои шины производитель Kumho. Такая форма повышает эффективность торможения, обеспечивает устойчивость машины на трассе и предотвращает пробуксовку на старте. Под воздействием изнашивания треугольный шип становится круглым, но сохраняет свои характеристики. К его недостаткам относят ускоренный износ сердцевины шипа.
  • Гранено-бриллиантовый шип использует торговая марка Continental. Он отличается большим числом граней, что увеличивает сопротивление шин заносам. Острые углы шипа без особых сложностей пробивают ледяную кромку. Долговечность сердцевины таких шипов обеспечивается подушечкой под корпусом.
  • Крестообразный шип разработан компанией Bridgestone. Его сердечник состоит из 4 частей. Пока шип новый и его грани целые, он намного превосходит по своим характеристикам круглые шипы. Но крестообразный шип быстро стачивается и сам приобретает круглую форму.

Здесь перечислены не все разновидности шипов для зимней резины. Многие производители автошин используют для их комплектации шипы собственной разработки. Можно отметить, что шип любой формы будет более эффективен, чем изделие круглой формы (пока не сточится).

Виды фрикционной резины (липучки)

Так как шины липучки не имеют шипов, то их конструкция и состав существенно отличаются от аналогичных параметров покрышек «под шипы». У такой резины отсутствуют места для установки шипов. По фрикционным характеристикам липучки разделяются на 2 группы: скандинавские (арктические) и европейские (центральноевропейские). В ассортименте отечественных продавцов зимней резины представлены изделия из разных групп, поэтому при выборе покрышек нужно разобраться, какие липучки лучше купить?

Виды фрикционной резины

Чтобы ответить на такой вопрос, нужно проанализировать основные отличительные характеристики арктических и европейских шин. Некоторые автолюбители ошибочно думают, что они отличаются направленностью или асимметричностью рисунка протектора. Различия между видами липучек могут показаться несущественными и малозаметными, но именно на эти нюансы и обращают внимание эксперты.

  • Визуальные различия

    Внешне протектор арктических шин кажется более грубым. И это неудивительно, так как данная резина предназначена для сложных дорог, покрытых льдом и снегом. Производители снабжают скандинавские покрышки рисунком, состоящим из плотно нарезанных ламелей (на одном блоке ламелей в 2-3 раза больше, чем на европейской резине, что улучшает сцепления колес со льдом под нагрузкой). Работает это следующим образом: большое количество ламелей позволяет разным участкам одного блока шины работать по отдельности. Кроме того, и сама нарезка ламелей на скандинавской резине выполнена по-другому. При этом края блоков здесь ступенчатые или зигзагообразные. Разработчики таких шин сделали все возможное, чтобы липучка даже без металлических шипов врезалась в лед.

    Некоторые модели «арктических» шин демонстрируют просто невероятную цепкость и высокую проходимость. Эти характеристики обеспечиваются более «агрессивным» (в сравнении с европейской зимней резиной) рисунком протектора. Отдельные блоки арктических липучек имеют не только более резкую форму, но увеличенные промежутки между деталями рисунка. Такой протектор позволяет шинам самоочищаться от снега и улучшает проходимость. Даже на заснеженной дороге машина на скандинавских липучках «гребет» не хуже, чем на шипованной резине. Чтобы металлическая вставка шипа прочнее удерживалась в покрышке, производители делают часть блока, приближенную к отверстию под шип, более твердой, поэтому такие участки работают менее эффективно. В свою очередь у липучек задействован каждый сантиметр протектора. Протектор арктических шин

    Самый простой способ определить скандинавскую резину – взглянуть на профиль ее боковых блоков. У «скандинавок» на переходе от протектора к боковине ярко выражена кромка, а у европейской резины профиль боковых блоков более мягкий и закругленный. 

    Еще один отличительный момент связан с такими характеристиками, как мягкость шины и ее состав. При производстве арктических шин многие производители используют кремниевую крошку. Твердость таких покрышек находится в пределах от 50 до 60 единиц по Шору, и они гораздо мягче европейских шин (твердость от 58 до 67 единиц). Можно отметить, что по мягкости зимние «европейки» не сильно отличаются от всесезонных и дождевых покрышек, которые предназначены для использования в теплое время года. Европейская резина для зимы похожа на «дождевые» шины еще и по рисунку протектора, которые обеспечивает эффективный отвод воды или талого снега во время движения. Такой рисунок позволяет предотвратить аквапланирование.

  • Предназначение

    Чтобы разобраться в функциональности разных элементов зимних шин следует обратить внимание на особенности автомагистралей в северных и центральных районах Европы. Зимняя погода в таких странах, как Финляндия, Норвегия или Швеция напоминает нашу зиму с обильными снегопадами и морозами. В таких условиях особое значение имеют сцепные характеристики зимней резины на скользкой дороге и ее проходимость. При этом, управляемость и устойчивость на скорости отодвигается на второе место.

    Во многих центрально-европейских странах, а особенно в Средиземноморье зимы более мягкие. Здесь обильные снегопады бывают реже, а температура приближается к 0°C. Нередко воздух прогревается и выше ноля градусов (днем снег подтаивает, а ночью дороги подмерзают). В таких условиях более важной характеристикой становится управляемость шин на мокрой дороге, а проходимость отходит на второй план. При этом, особое значение придается и управляемости авто на скорости (даже если автомагистраль покрыта мокрым снегом по ней машины едут достаточно быстро). Поскольку во многих странах законодательно предусмотрен переход на зимнюю резину после 15 октября, когда до морозов еще далеко, поэтому зимние шины здесь часто эксплуатируются при плюсовых температурах. Да и после средины января температурный режим во многих европейских государствах повышается до +7°C, +10°C, поэтому, важно, чтобы шины сохраняли свои характеристики при плюсовых температурах и не так быстро изнашивались на сухих дорогах. Скандинавские липучки

    Для многих скандинавских липучек такие условия эксплуатации являются проблемными. Они имеют мягкий протектор большой высоты с большим количеством ламелей, поэтому на сухой трассе такие шины «гуляют». Водитель автомобиля на таких шинах на твердом дорожном покрытии будет чувствовать, что реакции машины на поворот рулевого колеса становятся замедленными. На поворотах такая резина будет более склонна к заносу в сравнении с другими моделями покрышек. Арктические липучки не подходят для водителей, предпочитающих агрессивную манеру управления автомобилем и прохождение поворотов на скорости. Здесь подтверждается правило, что улучшение одних характеристик может привести к снижению других – за повышенную мягкость и цепкость протектора приходится платить ухудшением устойчивости и частичной потерей управляемости.

    Совершенно по-другому в таких условиях проявляют себя липучки, разработанные для центральной Европы и стран Средиземноморья. Их состав и рисунок протектора более близки к обычным шинам, поэтому, на сухой трассе они демонстрируют практически «летнюю» управляемость. Такие липучки отличаются более твердой боковиной, меньшим количеством ламелей, более плотным расположением блоков рисунка, низким протектором и закругленными боковыми кромками. Такие шины способны работать на сухой трассе или во время дождя не менее эффектно, чем летняя резина. Они обеспечивают хорошую устойчивость и управляемость. Даже во время оттепелей, когда температура воздуха повышается до + 12 °C, такие липучки сохраняют свои характеристики.

    Но, если авто на таких шинах попадает на участки неочищенной от снега трассы или на лед, то «европейские» шины становятся менее эффективными. Жесткая липучка с меньшим числом ламелей не так хорошо цепляется за скользкую дорогу, а протектор быстро набивается снегом. Направленность или асимметрия рисунка протектора в этом случае принципиально не меняют ситуацию. Здесь важны такие характеристики, как мягкость резины и агрессивность протектора, но европейские липучки такими качествами не отличаются. Такие шины создают проблемы при выезде на участки гололеда, которые часто формируются на перекрестах, где автомобили постоянно трогаются и тормозят, раскатывая снег.

    Какую резину для зимы стоит выбирать российским автолюбителям? В центральных регионах климат мягче и зима здесь напоминает европейскую и стоит использовать шины «европейки» (если, конечно же, речь не идет о горных районах, где могут понадобиться не только шипы, но и специальные колесные цепи). Для тех регионов, где часто бывают сильные снегопады, и температура опускается ниже -15°С стоит покупать скандинавские шины, тем более, что и дороги там чистят не так часто и качественно. Например, если автовладелец проживает за городом и часто ездит по второстепенным автомагистралям, то сцепляемость и проходимость зимней резины становятся более важными характеристиками, чем устойчивость и хорошая управляемость на скорости. При выборе покрышек стоит учитывать и рельеф местности. В условиях частого перепада высот особенно важно, чтобы резина имела хорошую сцепляемость. От этой характеристики зависит, сможет ли машина нормально тронуться на скользких подъемах или эффективно тормозить на спусках.

Что же лучше: шипы или липучка

После того, как мы рассмотрели особенности разных типов зимней резины можно перейти к основному вопросу нашей статьи — что лучше шипы или липучка.

В дальнейшем мы будем говорить исключительно об арктических шинах. В начале, разберемся в справедливости мнения, что такие липучки по своим характеристикам опережают шипы на в категории асфальтных дисциплин. Теорию по этому вопросу рассмотрим позже, а сперва проанализируем тесты, представленные в авторитетных автомобильных изданиях: в отечественной газете «Авторевю» и в журнале Tekniikan Maailma (Финляндия). Здесь есть один нюанс. Эксперты из «Авторевю» рассматривали шипы и липучки в разных зачетных категориях. При этом, они уточняют, что показатели разных зачетов могут сравниваться, так как тесты проводились в одно время в совершенно равных условиях. Асфальтовая категория

  • Асфальтовая категория

    Сравнивая резину для зимы — шипы или липучка в асфальтной категории многие эксперты считают, что шипованные шины не так эффективны при торможении на мокром асфальтированном покрытии. Но результаты тестов были достаточно неожиданными. Для сравнения скажем, что липучки в этой дисциплине показали результат по тормозному пути на скорости 80 км/час от 33,1 до 41,1 метров, а шипы от 35,3 до 38,7 метров. Другими словами, на мокром асфальтированном покрытии современные шины с шипами и липучки показали примерно одинаковую эффективность при торможении. В некоторых случая шипованные покрышки даже были более эффективны, чем фрикционная резина! К примеру, бюджетная Кама Euro-519 показала себя лучше, чем популярные липучки Bridgestone Revo GZ и Yokohama IceGuard 50…

    В категории «лосиный тест» (резкое маневрирование) на мокром асфальте шипы и липучки также показали очень похожие результаты. У шипованных шин результаты были в диапазоне 62,4-60,0 км/ч, а у фрикционных 63,7-59,7 км/ч. Но на сухом асфальтированном покрытии липучки справедливо одержали верх. Тормозной путь липучек на скорости 80 км/ч составил от 30,2 м до 33,1 м, а у шипов от 33,5 м до 35,7 м. Если сравнивать, лучшие и худшие показатели, то разбег получился не очень большим.

    Тесты, которые проводил журнал Tekniikan Maailma показали похожие результаты. В категории «Управляемость на мокром асфальтном покрытии» и «Торможение на мокром асфальте» таблица результатов вперемешку содержит модели шипов и липучек на разных позициях. Финские эксперты даже не смогли выявить лидера среди двух видов шин на сухом асфальте. В итоге, нельзя сказать, какие виды шин (шипы или липучки) более эффективны на асфальте. Современные шипованные покрышки ни в чем не уступают фрикционным шинам.

    Рекомендуем
    «Как выбрать зимнюю резину грамотно» Подробнее
  • Зимняя трасса

    Возможно, и здесь мы встретим неожиданный результат, и липучки будут удивлять на «ледовых» тестах? Так и получилось. На снежной дороге липучки доказали свою конкурентоспособность. Испытания от «Авторевю» показали, что фрикционные шины обеспечивали разгон автомобиля до 50 км/ч за 7,7 — 9,5 секунд, а на шипах машины достигали такой скорости за 8,7 — 10,5 секунд. Таким образом хоть небольшое отличие, но присутствует. Также совсем на чуть-чуть липучки были более эффективны на извилистой трассе. Они показали результаты в диапазоне от 90,7 до 96,3 секунд, а показатели шипов были от 91,8 до 99,2 секунд.

    Стоит отметить, что укатанный снег не так часто встречается на автодорогах в городах России. Чаще всего трассы покрыты «шугой» (каша из мокрого снега). Какая лучше для таких условий резина — шипы или липучка? Оказывается, на таких дорогах стабильнее ведут себя фрикционные шины. Самые эффективные шиповки теряют сцепление с дорожным покрытием на скорости 21,2 км/ч, а самый плохой результат липучек на снежной 35 миллиметровой «шуге» составил 22,6 км/ч. Таким образом, если вы часто ездите по автомагистралям, которые в зимнее время покрыты смесью снега, реагентов, воды и грязи, то стоит ездит на липучках или снижать скоростной режим. В противном случае появляется высокая вероятность аварийных ситуаций.

    На обледенелых дорогах наблюдается обратная ситуация. В этом случае шипы вне конкуренции! Для остановки машины, движущейся со скоростью 25 км/ч многим моделям шипованных шин нужно не более 13 метров (более высокий результат показали только российские шины Кама Euro-519, которым понадобилось 13,5 м). Среди липучек такие результаты смогли показать только шины Pirelli и Nokian (соответственно 12,6 и 12,8 метров). Другим представителям нешипованного класса для остановки потребовалось от 13,2 до 14,8 м. Чтобы проиллюстрировать отличие скандинавских и европейских липучек отметим, что автомобиль на «еврорезине» DMACK WinterSafe остановился через 16,2 метров! Зимняя трасса

    Еще один показательный тест – по обледенелым дорогам. Чтобы быстро пройти такую трассу необходимо, чтобы шина позволяла развивать высокую скорость на поворотах, обеспечивая безопасное управление автомобилем. Покрышки шипы проезжают ледяное кольцо за время от 25,8 до 29,8 секунд, а липучки от 34,3 до 38,3 секунд. На извилистом маршруте самый худший результат шипованных шин 88,3 секунд. При этом, самая лучшая липучка показала 96,0 секунд. Испытали из Tekniikan Maailma получили примерно такие же результаты. Нижняя часть рейтинга включала только нешипованную зимнюю резину.

    Проведение измерений уровня шума привело к вполне ожидаемым результатам. Тесты Авторевю позволили шипам получить в этой категории 5 — 8 баллов (максимум 10). Нужно отметить, что 8 баллов получила только одна модель зимней резины — Michelin X-Ice North. По замерам Tekniikan Maailma шиповки получили 4 — 6 баллов. В категории липучек по версиям финских экспертов и Авторевю получили от 9 до 10 баллов. Единственную 8 российские журналисты поставили исключительно Nordman RS. Таким образом, если вы стремитесь к минимальному шуму в поездках, то нужно выбирать шины без шипов.

Лучшие модели шипованной и фрикционной резины

Первыми представим шины с шипами:

  1. Nokian Tyres Nordman –  зимняя резина известного бренда, обеспечивающая безопсную езду на заснеженных и обледенелых магистралях. Она обеспечивает прекрасное сцепление и эффективное торможение на асфальтированном покрытии.
  2. Gislaved Nord Frost 200 попала в рейтинг лучших шипов благодаря универсальности. Такие шины показывают хорошие показатели на снежных и скользких покрытиях. Gislaved Nord Frost 200 имеет высокие показатели износостойкости и мягкости. Машина на такой резине обеспечивает плавное управление и бесшумную езду.  Такие модели разрабатывались с учетом суровых зим, но показали вою эффективность в мягких климатических условиях. Шины «Гизлавед» выдерживают до 800 кг веса, поэтому их можно устанавливать и на габаритные легковые авто.
  3. Bridgestone Blizzak Revo GZ 205/55 R16 91S засужено считается лучшей «шиповкой» по проходимости. Авто на такой резине легко преодолевает сугробы и скользкие участки трассы. При выезде на заледенелые участки трассы машина не скользит, что обеспечивает безопасное управление авто. Шины «Бриджстоун» быстро самоочищаются от снега (нужно отметить, что протектор этой резины не так сильно забивается снегом). Для изготовления этих покрышек используется высококачественное сырье, что обеспечивает их износостойкость и длительный срок эксплуатации. Набор скорости и торможение на этой резине проходят мягко и уверенно.
  4. Nokian Hakkapeliitta 7 – зимняя резина с хорошей проходимостью. Большое количество ламелей повышает ее сцепляемость с трассой, особенности узора протектора предотвращают аквапланирование и обеспечивают хорошую управляемость автомобиля на заснеженных и обледенелых магистралях.

Лучшие модели шипованной и фрикционной резины

Рейтинг лучших липучек:

  1. Bridgestone Blizzak VRX классическая зимняя резина с ассиметричным узором протектора. В разных категориях тестов японские шины не являются лидером, но их преимущество заключается в удачной сбалансированности. Эта резина демонстрирует достаточно высокие показатели на разных дорожных покрытиях (снег, лед, асфальт). Липучки Bridgestone Blizzak VRX можно рекомендовать, как универсальные шины для машин, которые ездят по разным дорогам.
  2. Continental ContiVikingContact 6 – нешипованная резина с асимметричным узором протектора. Немецкие шины уверенно лидируют в разных тестах и гарантируют безопасное управление автомобилем на любом дорожном покрытии. Машина на таких шинах будет уверенно себя чувствовать, как на городских магистралях, так и на загородных дорогах.
  3. Goodyear UltraGrip Ice 2 представляют собой липучки с направленным узором протектора. У этих шин есть небольшой дисбаланс показателей. Лучше всего они проявляют себя на сухом и мокром асфальте (на таком покрытии покрышки демонстрируют один из лучших тормозных путей). При этом на льду и снегу характеристики этих шин отстают от показателей лидеров. Тем не менее машина на такой резине будет вести себя предсказуемо и стабильно на любом покрытии.
  4. Michelin X-Ice XI3 еще один вид шин с направленным рисунком протектора. Эта резина имеет большое количество ламелей достаточной глубины. Эта особенность позволяет минимизировать тормозной путь и обеспечивает надежное сцепление на сколькой дороге. Шины Мишлен вполне демонстрируют высокие результаты на снегу, сухом и мокром асфальте. Покупка такой резины – универсальное решение, обеспечивающее безопасное вождение в разных дорожных условиях.

Что выбирают автолюбители: шипы или липучку

  1. Относительно безопасности

    Несколько лет назад, у меня произошла ситуация на гололеде. Мы стартовали на светофоре «ноздря в ноздрю» с Фордом Фокус. Мороз был сильнее –10°С и было очень скользко. Неожиданно поперек полос вылетела «девятка». Моя машина была на шипах, и я достаточно уверенно затормозил, а Форд въехал в бочину «девятки». Я обратил внимание, что на Фокусе стояли липучки. 

  2. Особенность эксплуатации

    Что лучше шипы или липучка на передний привод мы разбирались с приятелем. Раньше я ездил на нешипованной резине, а у товарища были шипы. Ради любопытства мы на своих авто замеряли торможение на льду. Разница в тормозном пути была незначительной, но обе машины тормозили с большими трудностями.

    Сейчас я поставил себе шипы и чаще всего езжу по городу, где открытый асфальт. Больше никогда шиповку не куплю. Полгода (со средины осени до средины весны) ездить, как «в вертолете» мне очень не нравится, а разницы в качестве торможения я не обнаружил.

    Рекомендуем
    «Когда менять резину на зимнюю: простое сложное решение» Подробнее
  3. Для поездок за рубеж

    Для езды по городским автомагистралям, которые своевременно чистят лучше липучка, а если часто приходится выезжать за город или коммунальщики не выполняют свою работу – нужны шипы… По Питеру я езжу только на липучке. Здесь даже при –10°С из-за реагентов на дорогах лужи. Но если поехать зимой отдохнуть в Финляндию, то только шипы (финны без них и не пустят).

  4. Для сибирских дорог…

    Исключительно резина на шипах! Конечно, можно и на липучке, а прошлые поколения на своих тазиках иногда и на летней резине ездили. Тем не менее на голом льду липучки не помогут. А в Сибири у нас льда на дорогах полно. Перед всеми перекрестками накатано не менее 10 метров. Опыт езды без шипов у меня тоже есть (две зимы отмучился с такой резиной).



rad-star.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *