Что такое к диапазон в радарах: K (Кей), Ka, Ku, X, L

Содержание

Радар — Энциклопедия журнала «За рулем»


Радар ДПС

Общий принцип работы радара – излучить импульс энергии (электромагнитной волны), дождаться прихода отраженного сигнала и обработать его, выудив нужную информацию.
Отраженный сигнал может нам дать информацию о местоположении объекта т.е. его азимут, высоту, дальность, а так же его скорость и направление движения.
Задачи радара ДПС значительно уже – объект находится в прямой видимости, направление движения известно. Остается только вычислить его скорость.

В то же время методы работы с ним определяют некоторые особенности:
Радар должен быть лёгким и компактным, чтоб оператор мог им пользоваться держа в его руке.
Радар должен иметь встроенные источники питания, экономно потреблять энергию.
Радар должен быть безопасным в применении, т.е излучаемая мощность должна быть предельно минимальна.

Из радиофизики известно, что физические размеры передающих и приемных антенн соизмеряются с длинами волн. Значит радар должен работать на очень коротких волнах (больших частотах), чтоб его антенное устройство, вместе передатчиком, приемником, решающим и отображающим устройством помещалось в руке.

Кроме того, более короткие волны позволяют повысить точность измерений. Действительно – при частоте 100кГц длина волны будет 3км. Это всё равно, как если б метровой рейкой пытаться определить толщину волоса.
Ещё одно ограничение накладывается малыми расстояниями, на которых приходится работать.
Большинство радиолокаторов, применяемых в авиации, на флоте вычисляют расстояние до цели, пересчитывая его из времени запаздывания отраженного сигнала от излученного. Затем несколько замеров расстояния можно пересчитать в скорость.
Передатчики таких РЛС посылают короткий и мощный импульс (длительность 1 микросекунда, мощность 600-1000 кВт ), при скорости распространения 300000км\сек он долетит до цели на расстоянии 27км за 90 микросекунд, и ещё столько же ему потребуется, чтоб вернуться назад. Итого – 180 микросекунд соответствуют 27 километрам.

Радару ДПС не нужны такие дикие мощности, но именно короткие дистанции не дают возможности построить радар по вышеприведенной схеме.
Ведь если импульс даже всего 1мкС, это значит, что его длина в пространстве – 300 метров! То есть первые гребни электромагнитной волны достигнут цели на расстоянии 140 метров, отразятся он неё, вернутся в антенну, а там ещё последние (и очень мощные!) гребни того же самого импульса. Измерить такое маленькое расстояние таким методом не удастся. Более того, приемные цепи таких радаров отключаются на короткое время сразу после излучения передающего импульса, чтоб самим не сгореть! Генерировать импульсы радиодиапазона короче 1 микросекунды очень проблематично, так как же тогда измерять короткие расстояния и скорости на малой дистанции?

Физику процесса, положенного в основу построения радара описал австрийский ученый Кристиан Доплер (Christian Doppler) ещё в 1842 году.
Устройства, использующие в свой работе Эффект Доплера, позволяют измерять скорость предметов на расстоянии от нескольких метров до сотен и тысяч световых лет.

Радары ДПС работают на частотах:
10,500 — 10,550 ГГц (Х-диапазон),
24,050 — 24,250 ГГц (К-диапазон),
33,400 — 36,000 ГГц (Ка — широкий диапазон)
что соответствует длинам волн 28, 12 и 9 сантиметров соответственно.
На таких высоких частотах резонансные цепи уже не катушки и конденсаторы, как в приемниках радиовещательного диапазона, а отрезки волноводов (трубки круглого или прямоугольного сечения).
Первое условие – небольшие размеры – уже легко выполняются. Даже на самой низкой частоте четверть длины волны всего 7 см, а волновод, длиной четверть волны, закороченный (впаяна перегородка) с одного конца является эквивалентом настроеного параллельного колебательного контура.
Как и любой другой радиолокатор, радар ДПС состоит из приемника и передатчика.
В качестве передатчика чаще всего используется генератор на диоде Ганна.
Таким образом выполняются ещё два условия – небольшая (минимально достаточная) мощность излучения и низкое энергопотребление.
Приемная часть состоит из смесителя, усилителя, блока обработки (вычислителя) и отображающего устройства.
Обратите внимание, в самом радаре нет никаких “супергетеродинов”, принятый отраженный сигал сразу же смешивается с эталонным, выделяется разностная частота (которая и есть функция скорости, “доплеровская частота”), затем она усиливается и обрабатывается. На выходное устройство выводится измеренная скорость.
Передатчики радара ДПС могут излучать длинные посылки, короткие импульсы, короткие импульсы в определённой последовательности, но, поскольку они все излучают, значит все могут быть перехвачены (запеленгованы), нужно только соответствующее устройство – радар-детектор.
С другой стороны – методы работы с радаром могут свести к нулю все ухищрения производителей радар-детекторов и недисциплинированых водителей. Действительно, если «молчащий» до поры ПР вдруг «выстрелит» прямо в нарушителя, раздавшийся из предупреждающего устройства сигнал уже не спасёт от штрафа.
Кроме носимых, существуют и стационарные радары. Их сигналы уверенно определяются всеми радар-детекторами, но не всегда это требуется. Если в России, где разрешено пользование радар-детекторов, местоположение стационарных радаров всячески шифруется (официально не объявляется), то например в Литве (где пользование радар-детекторами запрещено) на сайте дорожной полиции обозначены все стационарные посты, их координаты постоянно обновляются в картах навигаторов, а на дорогах перед ними (метров за 200-300) стоят специальные предупреждающие знаки.
Иногда для острастки торопливых стационарно ставятся у дорог имитаторы радаров. Это простейшие устройства, генераторы сигналов диапазона радара. Простейшие потому, что нет в них сложной системы определения скорости, их задача – заставить сработать радар-детектор и хоть на короткое время остудить пыл «гонщика». Три-четыре таких шумелки подряд притупят бдительность, а пятым может оказаться реальный.
Кроме радаров, работающих в диапазонах радиоволн, в настоящее время всё чаще используются лазерные измерители скорости, т.н. ЛИДАР’ы (от английского — LIght Distance And Ranging).
Эти приборы излучают сфокусированный луч инфракрасного диапазона (ах это модное слово «нано», длина волны – нанометры, длительность импульса -наносекунды) короткими импульсами и измеряют расстояние, как «большие» радары, по разнице времени между переданным и принятым импульсом. Несколько измерений расстояния подряд дают возможность вычислить скорость.
Работа ЛИДАРа пеленгуется ещё проще, чем ПР радиоволнового диапазона, приемники обнаружения не сложнее тех, что стоят во всех телевизорах для приёма сигналов пультов дистанционного управления и встраиваются теперь почти во все радар-детекторы.
Но смысла определять работу полицейского ЛИДАРА нет никакого. Если ваш прибор просигнализировал – значит ваша скорость уже измерена, или вы просто проехали мимо автоматических дверей супермаркета или бензозаправки.

В некоторых странах на дорогах с интенсивным движением с нарушителями скоростного режима борются ещё проще – современная техника позволяет фиксировать все автомобили при въезде на трассу и выезде с неё. «Чемпионы», проскочившие мерный участок быстрее положенного времени получают по почте уведомление о необходимости заплатить штраф.

Наиболее распространенные модели радаров российской ДПС

РАДИС, производства компании Симикон, Санкт-Петербург.
Рабочая частота 24.15 + 0,1 ГГц (К-диапазон)
Дальность измерений , не менее 300, 500, 800 м (три уровня)
Диапазон измеряемых скоростей 10 — 300 км/час
Время измерения скорости < 0.3 сек

Искра-1, производства компании Симикон, Санкт-Петербург.
Рабочая частота 24.15 + 0,1 ГГц (К-диапазон)
Дальность измерений , не менее 300, 500, 800 м (три уровня)
Диапазон измеряемых скоростей 30 — 210 км/час

Время измерения скорости 0.3 — 1.0 сек

Сокол-1,2,3, М,С-М, производства компании ОЛЬВИЯ, Санкт-Петербург
Рабочая частота 10,525 ГГц + 25 мГц (X-диапазон)
Дальность измерений , не менее 200-600 м
Диапазон измеряемых скоростей 20 — 250 км/час
Время измерения скорости 0.4 сек

Беркут, производства компании ОЛЬВИЯ, Санкт-Петербург
Рабочая частота 24,15 ГГц + 100 мГц (K-диапазон)
Дальность измерений , не менее 200-800 м (3 режима)
Диапазон измеряемых скоростей 20 — 250 км/час
Время измерения скорости 0.3 сек, в периоде 1 сек

ЛИСД-2М, производства Красногорского завода им. С.А. Зверева
Рабочая частота L-диапазон
Дальность измерений — до 800 м
Диапазон измеряемых скоростей 0 — 250 км/час
Время измерения скорости 0.45 сек

стационарные (встраиваемые) радары

Рапира — производства компании ОЛЬВИЯ, Санкт-Петербург
Рабочая частота 24,15±0,1 ГГц (К-диапазон)
Диапазон измеряемых скоростей 20-250 км/ч

Крис-с производства компании Симикон, Санкт-Петербург.
Рабочая частота 24,15±0,1 ГГц (К-диапазон)
Диапазон измеряемых скоростей 20-250 км/ч

Материал подготовлен при участии Бориса Салостей

О революции в радарах, дедлайнах и выходе в четвертое измерение

В статьях моих коллег про беспилотные трамваи и тепловозы были упомянуты радары. Они широко применяются в автомобильной отрасли для реализации стандартных функций активной и пассивной безопасности. Решения для высокоавтоматизированных систем управления (включая беспилотный транспорт) требуют более гибких и продвинутых технологий. В Cognitive Pilot радарами занимается специальное подразделение, которое до конца 2019 года работало как Design House, выпуская по контрактной модели решения для автопроизводителей и поставщиков компонентов. Сейчас мы переходим на новую бизнес-модель и готовим к серийному производству линейку радаров для широкого круга заказчиков — от проектов DIY до стартапов и опытных парков. На базе использующихся в проектах Cognitive Pilot решений будут созданы готовые продукты для пользователей, которые можно условно разделить на 3 категории: «MiniRadar», «Industrial» и «Imaging 4D». Подобные устройства активно применяются в самых разных отраслях, поэтому стоит рассказать о них подробнее.



Выход в четвертое измерение


Обычно автомобильные радары не могут определять высоту объекта, хотя в индустрии к ним принято применять обозначение 3D, что непосвященным может показаться маркетинговой уловкой. За счет физических свойств сигнала (эффект Доплера) они измеряют 3 параметра [R, Az, V]: расстояние и угол (азимут) до объекта, а также скорость и ее знак (удаляется или приближается объект к излучателю). Типичный набор сенсоров для самоуправляемого автомобиля включает видеокамеры, а также работающие на дальней дистанции в любую погоду радары в системах активной безопасности и способный делать точные измерения трехмерной сцены лидар. Последний стоит недешево (скажем, Uber устанавливает устройства по цене ~$120000), но нужен только для получения трехмерного облака точек и не позволяет отказаться от прочих сенсоров. 

Мы задумались о выпуске радара, способного заменить дорогостоящий лидар: пропуская промежуточные этапы анализа, расчетов и оценок, сразу скажу, что сделать его оказалось вполне возможно. Уже летом 2017 года был создан первый рабочий макет proof-of-concept с внешней антенной системой на волноводных трактах. Изготавливать ее под наши частоты (до 77 ГГц) пришлось на прецизионном оборудовании — для серийных моделей такая конструкция не годилась из-за громоздкости и дороговизны, но целью первых образцов обычно является проверка концепции. К тому же радар был построен на не самой совершенной элементной базе с активным использованием аналоговых решений. При этом он не содержал движущихся частей и был основан на архитектуре цифровой решетки и цифрового диаграммообразования — примерно так работают радары в истребителях. Главное, что макет позволил доказать принципиальную возможность реализации продукта.


Вот так выглядит кусочек волноводного тракта многоканальной антенной системы 

Затем мы решили к CES 2018 сделать первую в мире промышленную версию 4D-радара с планарной антенной системой (о ней расскажем ниже), способного измерять дальность, азимут, угол места и скорость [R, Az, Ev, V]. Чтобы успеть к началу мероприятия, нужно было полностью переработать СВЧ-часть в сжатые сроки. Проблемой стали партнеры: изготовление платы из специального СВЧ-материала по нашему проекту занимало полтора месяца, а для получения рабочей версии требовалось несколько итерацией. От услуг иностранных подрядчиков пришлось отказаться, а в России именно с таким материалом заводы не работают. Для промышленного образца (но тоже уровня proof-of-concept в части материала печатной платы) мы решили выбрать близкого и понятного партнера — томскую компанию АО «НИИПП». Все итерации по изготовлению антенны на производственной линии низкотемпературной керамики LTCC заняли около месяца, за что хочется сказать отдельное спасибо лично Евгению Александровичу Монастыреву. 

В итоге мы получили тончайшую керамическую пластину большой площади, на которой была разведена планарная антенна. Ее требовалась вклеить в корпус радара, закрепив на титановом (из-за КТР титана и керамики, чтобы плату не порвало при перепадах температур) основании: поскольку сроки горели, пришлось везти его самолетом из Москвы в багаже. Потом нам нужно было собрать радар, успеть испытать его и сделать демонстрационный ролик к 4 января. 


Хрусть… как говорится, разбили «тарелку» на счастье. кусочек той самой платы из керамики

Снимок под микроскопом сопряжения керамической антенны и платы с микросхемами приемо-передатчика, выполненного с помощью золотых проволочек толщиной с волос

Несущая способность у керамической платы невысока, поэтому ее необходимо приклеить к жесткому основанию. Для этой операции использовался специальный пресс — этим тоже занимались специалисты НИИПП. Самый драматичный момент наступил 27 — 28 декабря, когда в процессе сборки устройства лопнуло изготовленное в единственном экземпляре изделие. Коллеги из Томска вошли в наше положение: с криками «своих не бросаем» и «наши в Лас-Вегасе», ребята запустили технологическую линию и работали 30 и 31 декабря, чтобы к 1 января мы получили собранную систему. За 2 дня мы полностью смонтировали, настроили и отладили «железо», а к 4 января сделали показывающий его работу демо-ролик. Конечно дальше мы использовали все тот же импортный материал с нужными радиочастотными свойствами, но в конце 2017 года изготовить подходящий прототип в срок смогла только отечественная компания. 


Так выглядел законченный прототип радара: по сути мы взяли собственное шасси и встроили в него антенную систему, использовав наши аппаратные модули стриминга данных и т.д.


Уже доработанная версия «после CES» выглядела так

Конструкция и принцип работы радаров


Нам потребовалось создать относительно недорогие компактные устройства без движущихся частей, чтобы их могли себе позволить небольшие стартапы и даже самодельщики. Поскольку законы физики обмануть невозможно, разработка СВЧ-части стала серьезной проблемой: для получения высокого углового разрешения потребовалась полноценная фазированная антенная решетка. Во все радары мы устанавливаем планарные (микрополосковые) антенные системы, реализованные в виде дорожек особой формы на платах. Из-за высоких радиочастот (до 81 ГГц) использующийся в обычной электронике текстолит для их изготовления не подходит — необходим специальный материал, обеспечивающий низкий уровень затухания сигнала на погонный сантиметр. 

Другая проблема связана с электронной начинкой устройства, которая должна быть компактной, но довольно функциональной. Радары обрабатывают информацию на борту, а не просто выдают некий аналоговый сигнал — на выходе пользователю необходимо получать координаты объектов, а также направление и скорость их движения. Микроэлектроника в последние десятилетия шагнула далеко вперед и сейчас на рынке доступны высокоинтегрированные системы, позволяющие реализовать многие нужные функции. Модели последнего поколения позволяют сделать радар на одном чипе, правда это будет относительно простое устройство. В чипе есть аналоговая часть, включающая блоки приемников и передатчиков, АЦП, а также аппаратные ускорители, которые делают, в частности, быстрое преобразование Фурье. В цифровом блоке имеются процессор DSP (Digital Signal Processing) и ARM-процессор. Уровень обработки информации согласован с возможностями самого датчика: в радары с небольшим количеством каналов и наименьшим разрешением по углу устанавливаются соответствующие их потребностям чипы. 

Все радиолокационные датчики Cognitive Pilot работают по принципу MIMO (Multiple Input Multiple Output; множественные входы, множественные выходы — метод пространственного кодирования сигнала, позволяющий увеличить полосу пропускания канала). Блоки приемников и передатчиков разнесены геометрически, при этом передатчики могут излучать сигнал по очереди (временное разделение каналов) или в виде разных кодовых последовательностей (кодовое разделение каналов), а также сочетая эти подходы. Таким способом можно улучшить характеристики радара без усложнения и удорожания конструкции. Главный плюс здесь — уменьшение необходимого количества приемных каналов. В самых маленьких наших радарах, к примеру, 3 передатчика и 4 приемника. Передатчики одновременно излучают разные кодовые последовательности, нечто подобное сделано в стандартах 3G и CDMA. Четыре физических приемника отдельно принимают их и собирают сигнал от каждого передатчика — в итоге получается 12 виртуальных приемных каналов, в результате чего разрешение увеличивается втрое без модификации физической конструкции. В противном случае для достижения аналогичного результата потребовалось бы еще 8 приемных трактов, линий и дополнительных АЦП, что усложнило бы дизайн и увеличило бы стоимость радара кратно.

Весь стек разработки мы делаем сами: проектируем часть СВЧ, электронную начинку и прочие аппаратные компоненты, а также создаем дизайн устройства. Железо — очень важная, но только составная часть радара. Как он работает и какие данные можно из него вытащить, зависит от алгоритмов: детектирование объектов, фильтры вторичной обработки, кодовые последовательности — это все мы также проектируем сами. Всю алгоритмику математической модели, начиная от формирования сигналов. Для этого в однокристальном решении, на котором основаны радары Cognitive Pilot серии Mini, зашито довольно сложное микропрограммное обеспечение. В нем можно выделить различные подсистемы, например, для управления аналоговой периферией или аппаратными ускорителями. Решение гибко настраивается, позволяя оптимизировать потоки данных и их перемещение между разными блоками. 

Модельный ряд


Радары серии Mini — это готовые одноплатные решения, которые можно подключить через разъем CAN или SPI (в зависимости от модификации), скажем, к бортовому компьютеру автомобиля и даже к популярному у самодельщиков микроконтроллеру Arduino. Другие серии похожи на них с точки зрения антенных систем (горизонтальный угол обзора у всех моделей составляет от 120° до 150°), но это уже более сложные решений из нескольких модулей (СВЧ, цифровая обработка, питание и интерфейсы). В них значительно больше каналов, а значит гораздо выше и угловое разрешение: в моделях Industrial, например, уже 32 приемника, что требует серьезных вычислительных мощностей. Помимо основной аналогово-цифровой платы с набором приемопередатчиков и антенной системой здесь приходится устанавливать дополнительные блоки (платы) цифровой обработки с довольно мощным процессором DSP и адаптером Ethernet с подачей питания по сетевому кабелю. 

Радар Imaging 4D при горизонтальном угле обзора в 120° — 150° еще качает луч в вертикальной плоскости. Зная, в какой момент появляется и пропадает отраженный сигнал, можно взять пеленг, понять вертикальный угол направленного на объект луча и определить третью координату точки. Доведенная до серийного исполнения версия 4D-радара первого поколения была лицензирована с несколькими нашими заказчиками. С тех пор мы продвинулись дальше и сейчас готовим новое решение с более совершенными чем использованные в 2017 году технологиями. Которые, к слову, не будут иметь контрактных ограничений, а потому станут доступными для широкого круга пользователей.


Фото актуальной модели Imaging 4D

Устройства различных серий отличаются функциональностью, а также качеством выдаваемых результатов. Серия Mini предназначена для реализации в автомобилях системы экстренного торможения, адаптивного круизконтроля или контроля слепых зон. Датчики Industrial можно использовать в автоматизированных промышленных комплексах, в системах мониторинга или, скажем, на тепловозах, а продвинутые решения Imaging 4D предназначены для самоуправляемого транспорта.

Планы на будущее


С начала 2020 года мы пытаемся сделать радарные технологии Cognitive Pilot доступными массовому заказчику. Наработок довольно много: синтезированная апертура для изображений ультравысокого разрешения, оценка сигнатур объектов по возмущениям микро-допплера, сверхразрешение, локализация на основе радарных данных.


Высокое разрешение — так радар видит припаркованные автомобили в режиме синтеза апертуры

Мы создаем решения в разных технических и ценовых сегментах, чтобы пользователи могли выбрать оптимальное для своих проектов. В общем планов много, классных задач еще больше (R&D у нас не скучает), так что в следующих статьях мы подробнее расскажем читателям об используемых нами технологиях.

Какие радары использует ГИБДД и как их обмануть?

В Интернете существует не один десяток сайтов, посвященных близкой каждому автомобилисту теме: «Какие радары использует ГИБДД и как их обмануть?»

Мы предлагаем короткую (насколько это возможно) сводку данных о 10 наиболее распространенных устройствах для определения скорости и попробуем сформулировать рекомендации по «борьбе» с ними.

1. АРЕНА

Дальность действия до 1,5 км
Диапазон измеряемых скоростей 20-250 км/ч
Рабочая частота 24,15±0,1 ГГЦ

АРЕНА бывает и стационарной, и передвижной – установка занимает немного времени. Отличие АРЕНА от других комплексов — возможность фотографирования транспортного средства в момент превышения скорости. Дистанция работы радиоканала до 1,5 км. Естественно, при наличии помех, она сокращается.

Как правило, радар-детекторы могут работать сразу в нескольких диапазонах. Например, у Highscreen Black Box Radar-HD (видеорегистратора со встроенным детектором радаров) заявлены следующие диапазоны:
X-диапазон 10.525 ГГц ±25 МГц
K-диапазон 24.150 ГГц ±100 МГц
Ku-диапазон 13.450 ГГц ±100 МГц
Ka-narrow диапазон 33.890~34.11 ГГц
Ka-low диапазон 34.190~34.410 ГГц
Ka-wide диапазон 34.700 ГГц ±1300 МГц

Соответственно, регистратор-антирадар Highscreen будет предупреждать о приближении к устройствам АРЕНА, БЕРКУТ, БИНАР, ВИЗИР, ИСКРА и некоторых других менее распространенных моделей.

2. АМАТА

Дальность действия до 700 м,
Номерной знак определяется с 15 — 250 м.
Диапазон измеряемых скоростей 1,5-280 км/ч

Амата — лазерный радар. Для его использования инспекторам не нужно даже выходить из машины. Применение лазерной технологии позволяет получать снимки хорошего качества в условиях плохой видимости. Не влияет на Амату и низкая температура – зимой он работает не хуже. Амата фиксирует не только превышения скорости, но и другие правонарушения: пересечение сплошной полосы, проезд на красный и обгон в неположенном месте.

Обычные радар-детекторы на лазер не реагируют. Впрочем, многие современные модели оборудуются специальными лазерными приемниками. Например, в радар-детекторах Inspector RD X2 Gamma и Escort RedLine используется приемник Quantum Limited, улавливаюший излучение в диапазоне 360 градусов.

3. БАРЬЕР

Дальность действия от 300 до 500 метров.
Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 199 км/ч.
Рабочая частота 10,525 ГГц

На сегодняшний день в эксплуатации 2 вида радара: «Барьер-2М» и «Барьер 2-2М». Первый работает исключительно от бортовой сети машин ДПС, у второго есть автономный режим. «Барьер» работает в Х-диапазоне, погрешность измерителя скорости «Барьер» составляет ±1 км/ч. Определяется практически всеми детекторами радаров.

5. БЕРКУТ

Дальность действия не менее 400 метров
Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 250 км/ч
Рабочая частота 24,15 ± 0,01 ГГц, К-диапазон.

«Беркут» работает в диапазоне K-Pulse. Фото- и видеофиксацию осуществлять не может, зато оснащен фискальной памятью — она позволяет фиксировать с помощью радара до 700 правонарушений в сутки.

6. БИНАР

Дальность действия не менее 300 м
Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 300 км/ч
Рабочая частота 24,15 ± 0,10 ГГц.

Бинар оснащен двумя видеокамерами. Одна фиксирует общую картину правонарушения — автомобиль, участок дороги и других участников движения, вторая – снимает крупным планом номерные знаки и другие мелкие детали транспортного средства.

7. БУТОН

Дальность действия 25 м
Диапазон измеряемых скоростей до 120 км/ч

Одна из новинок, так называемый «алколазер» для выявления пьяных водителей. Дает инспектору возможность на расстоянии выявить содержание в салоне авто паров этилового спирта. Испускаемый «Бутоном» лазерный луч проникает через лобовое стекло в салон, определяет спектр паров этилового спирта и в случае их большой концентрации передает сигнал на пульт. Передачу обеспечивает канал Wi-Fi.

8. ВИЗИР и ВИЗИР 2М

Дальность действия до 400 м
Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 150 км/ч
Рабочая частота 24,150 ± 0,1 ГГц

«Визиры» одни из самых распространенных радаров ГИБДД. Характеризуются точностью показаний, устойчивостью к низким температурам и любым погодным условиям. Может определить скорость транспорта только в одном направлении — попутном или встречном.

9. ИСКРА, Искра-1, Искра-1В, Искра-1D

Дальность действия не менее 400 м
Диапазон измеряемых скоростей 20-250 км/ч
Рабочая частота 24,15 ± 0,1 ГГц, К-диапазон

«Искра-1» является базовой моделью. Используется как с кронштейном, так и с рук на трассах с высокой интенсивностью движения. У инспектора, вооруженного «Искра-1», есть возможность выбрать направление движение исследуемых объектов.
Радар «Искра-1В» рассчитан на стационарную работу на дорогах с небольшой интенсивностью движения. Функции выбора направления движения нет, поэтому использование ограничено участками с потоком одного направления.
Система «Искра-1D» и «Искра-1D Люкс» (lux) работает и в стационарном режиме, и в движении по попутным и встречным целям.

10. ЛИСД, ЛИСД 2М и 2Ф

Дальность действия 5-999 м
Диапазон измеряемых скоростей 0 до 250 км/ч

Для измерения скорости используется лазер. Измеритель оснащён датчиками, с помощью которых инспектор может автоматически обнаруживать транспортное средство, измерять скорость, расстояние и фиксировать время событий. ЛИСД измеряет все показатели вне зависимости от плотности потока автомобилей и погодных условий.

11. ПКС-4

Рабочая частота 24,16± 0,1, ГГц, К-диапазон

Система ПКС-4 представляет собой пост для контроля скорости автомобилей. Такой прибор состоит из комплекса видеокамер, которые совмещены с детектором, он работает при помощи импульсного режима, на частоте К-диапазона 24,16 гигагерц плюс 100 мегагерц.

ПКС-4 проводит измерение скорости движения автомобилей только в одном ряду. Вся информация (фото, показания скорости), выводится на экран компьютера и может быть распечатана. Как правило, радар-детекторы не успевают предупредить о приближении к ПКС-4 заблаговременно.

12. СТРЕЛКА СТ 01

Дальность действия 50-1000м
Диапазон измеряемых скоростей от 5до 180 км/час
Рабочая частота 24,15 ГГц

СТРЕЛКА и по сей день остается одним из самых «продвинутых» видеорадаров в арсенале ГИБДД. СТРЕЛКА оснащается уникальной камерой видеофиксации, которая отслеживает нарушение с расстояния до 1 километра. В отличие от большинства радаров, СТРЕЛКА отслеживает не один автомобиль-нарушитель, а весь транспортный поток целиком, обрабатывая сразу весь участок дороги в пределах 1 км в обе стороны.

При этом радарный комплекс «Стрелка-СТ» фиксирует не только превышение скорости, но и другие нарушения ПДД, к примеру, вынужденный выезд на сторону дороги, предназначенной для встречного движения или для движения маршрутных транспортных средств.

В планах до конца 2014 года значится установка как минимум 2 000 комплексов «Стрелка-СТ» по всей России.

Ни один радар-детектор не срабатывает на радар СТРЕЛКА-СТ со 100% вероятностью. Самый простой способ не стать «жертвой» радара-невидимки – доподлинно знать о месте его расположения. Радар-детектор Inspector RD X2 Gamma с GPS-модулем имеет предустановленную базу координат всех «Стрелок-СТ». Когда водитель приближается к месту расположения одного из таких радаров, Inspector RD X2 Gamma предупреждает водителя об угрозе. База «Стрелок» регулярно обновляется и доступна для скачивания по адресу www.rg-avto.ru.

Впрочем, самый надежный, можно сказать, безотказный способ не быть оштрафованным и не получить «письмо счастья» со штрафом по-прежнему один: не нарушать правила дорожного движения.

в России создается радиофотонная РЛС — Российская газета

Группа специалистов на базе НИИ дальней радиолокации разрабатывает принципиально новую радиолокационную станцию Х-диапазона, работающую на основе радиофотонных технологий.

Работы возглавляет руководитель рабочей группы научно-технического совета Военно-промышленной комиссии по радиофотонике Алексей Николаевич Шулунов. Сделаны первые шаги, которые можно считать успешными. Похоже, в классической радиолокации открывается новая эра, которая сейчас кажется фантастикой.

Что такое радиолокация знают, наверное, все, кто окончил хотя бы среднюю школу. А что собой представляет радиофотонная локация, известно не очень большому кругу специалистов. Если упрощенно, то новая технология позволяет совместить несовместимое — радиоволну и свет. При этом поток электронов должен преобразовываться в поток фотонов и наоборот. Задача, которая вчера была за пределами реальности, уже в ближайшем будущем может быть решена. Что это даст?

Например, основу радиолокационных систем ПРО и слежения за космическими объектами составляют огромные радарные комплексы. Помещения, в которых находится аппаратура, — это многоэтажные здания. Применение фотонных технологий позволит уместить все системы управления и обработки данных в значительно меньших габаритах — буквально в нескольких комнатах. При этом технические возможности радаров по обнаружению даже малых объектов на удалении в тысячи километров только повысятся. Более того, за счет применения фотонных технологий на экране РЛС появится не отметка цели, а ее образ, что недостижимо классической радиолокацией. То есть оператор вместо привычной светящейся точки увидит, что реально летит — самолет, ракета, стая птиц или метеорит, стоит повторить, даже за тысячи километров от радара.

На экране фотонной РЛС появится не отметка цели, а ее образ, что недостижимо классической радиолокацией

Сейчас все радиолокационные системы — военные и гражданские — работают в строго определенном диапазоне частот, что усложняет техническое проектирование и ведет к многообразию номенклатуры РЛС. Фотонные радары позволят достичь высшей степени унификации. Они способны мгновенно перестраиваться в очень широком диапазоне рабочих частот — от метровых величин до миллиметровых.

Давно не секрет, что в метровом диапазоне хорошо видны и так называемые самолеты-невидимки, но вот наиболее точно их координаты лучше выдают станции сантиметрового и миллиметрового диапазонов. Поэтому в системах ПВО одновременно работают и метровые станции с очень большими антеннами, и более компактные — сантиметровые. А вот фотонный радар, сканируя пространство в длинном частотном диапазоне, без проблем засечет ту же «невидимку» и, мгновенно перестроившись на широкополосный сигнал и высокую частоту, определит ее точные координаты по высоте и дальности.

Это только то, что касается локации. Революционные изменения произойдут и в радиоэлектронной борьбе, в передаче информации и ее защите, в вычислительных технологиях и многом другом. Проще сказать, что не затронет радиофотоника.

По сути будет создана принципиально новая отрасль высокотехнологической промышленности. Задача сложнейшая, поэтому в ее решение вовлечены многие ведущие научно-исследовательские центры страны, вузовская наука, ряд промышленных предприятий. По словам Шулунова, работы идут в тесной связи с минобороны, минэкономразвития, министерством науки и образования. Недавно их взял под свой контроль президент России.

Чем отличается радар-детектор от антирадара?

Отвечает

эксперт

Радар-детектор — это компактное электронное устройство, которое информирует пользователя о наличии в поле действия радиоволн или лазерных излучений, исходящих от чужих активных радаров. В отличие от антирадара, радар-детектор не заглушает сигналы, а только улавливает их.

Антирадар — активное устройство, которое способно генерировать высокомощные помехи в определенных спектрах радочастот или модулировать ответный сигнал, по мощности превосходщий оригинальный от пеленгующего радара. Иными словами, антирадар улавливает и заглушает сигнал пеленгующего устройства. В результате радар ГИБДД либо не выдаст никакого результата, либо выдаст те показания, которые смодулировал антирадар.

Кроме того, у нас используются и другие электронные «обманки» — лазерные антирадары или шифтеры, которые модулируют ответный сигнал, в результате чего на радар ГИБДД в закодированном виде передается показатель не реальной скорости, а на порядок уменьшенной.

По сути – это средство обмана правоохранительных органов, поэтому неслучайно подобные устройства запрещены во многих странах мира, а кое-где за их использование грозит даже уголовное дело и тюремный срок. Но только не в России.

Принцип работы радар-детектора

При замере скорости радар ГИБДД фиксирует излучение, отраженное от вашего автомобиля, а в свою очередь радар-детектор улавливает прямые сигналы от пеленгующего устройства. В этом и состоит преимущество радар-детектора, поскольку он всегда обнаружит радар ДПС намного раньше, чем произойдет замер скорости вашего автомобиля.

При наилучших условиях местности и ясной погоде засаду с активным радаром можно обнаружить на расстоянии до 5000 м, а максимальное расстояние устойчивых показаний радара ДПС составляет от 400 м до полутора километров (в редких случаях).

Как выбрать?

Одним из критериев выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Как раз этими параметрами главным образом и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.

Радар-детекторы использует два типа усиления сигнала: прямое усиление и усиление на основе гетеродина и супергетеродина. Первый тип — самый старый способ усиления сигнала, при котором излучение самого усилителя практически равно нулю. Данный тип усилителя ловит мало помех за счет очень малой чувствительности, он дешев в производстве и прост в настройке.

Второй метод, наиболее технологичный, используется во всех среденбюджетных и дорогих радар-детекторах. При высокой чувствительности и селективности частот, этот прибор имеет характерное излучение, отчего возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех.

Диапазоны частот

Дорожные радары, находящиеся на вооружении правоохранительных органов используют ряд стандартизированных несущих радиочастот. Самая известная и старая — частота 10525 МГц или X-диапазон. В настоящее время эта частота морально и технически устарела, и постепенно уступила дорогу более быстродействующим приборам, используемым другую несущую частоту.

Свежий диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 24150 МГц – К-диапазон. Благодаря более высокому энергетическому потенциалу, приборы, работающие на этой частоте, как правило, имеют компактные размеры и располагают более эффективной дальностью и оперативностью обнаружения, чем приборы, работающие в X-диапазоне. Кроме того, в К-диапазоне гораздо меньше помех и более широкая полоса пропускания — 100 МГц.

На этом диапазоне частот базируются такие отечественные радары, как «Беркут», «Искра-1», а также их модификации. В настоящее время это базовый диапазон у подавляющего большинства радаров мира.

Ka-диапазон — самый новый диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 34700 МГц. Считается наиболее перспективным диапазоном за счет более высокого энергетического потенциала, который позволяет приборам иметь дальность обнаружения до полутора километров, с высокой точностью и за минимально короткое время. Диапазон имеет самую широкую полосу пропускания — 1300 МГц. Благодаря этому он называется Super Wide (сверширокий). На данном этапе в России этот диапазон частот активно осваивается.

Ku-диапазон — один из редких диапазонов, работающий на частоте 13450 МГц, который используется спутниковым телевидением. В России вряд ли появятся радары на этой частоте, хотя в Европе они очень популярны.

VG-приборы

В Европе и Северной Америке в целях обнаружения незаконных антирадарных устройств правоохранительные органы используют несколько специальных высокочувствительных радаров, работающих на частоте 13000 МГц — VG-1,VG-2 и VG-3. Эти устройства способны фиксировать антирадарные приборы, основанные на супергетеродине, а их там подавляющее большинство.

В свою очередь, почти все производители радар-детекторов позаботились об этой проблеме и разработали различные по эффективности технологии маскировки от устройств серии VG.

Лазерный диапазон

С начала девяностых годов известны лазерные дальномеры и измерители скорости, основанные на отражении узконаправленного луча лазера от препятствия. Вычисление скорости производилось по простым алгоритмам, путем подачи нескольких коротких импульсов через строго определенный промежуток времени измеряя расстояния до цели от каждого отражения этого импульса. В итоге получалась некая средняя составляющая, которая и выводилась на экран. Принцип прост и не изменился с тех пор и до сегодняшних дней. Почти все современные радар-детекторы оснащены сенсорами для приема лазерного диапазона, принимаемая длина волны которых варьируется от 800 нм до 1100 нм.

Среди недостатков, присущих приборам, используемых лазерный диапазон – чувствительность к дисперсионным препятствиям — осадкам, туману, пыли, поэтому такие устройства используются только в сухую погоду. Прием данного диапазона актуален в основном в мегаполисах, где сотрудники ГИБДД имеют дорогую технику для отслеживания скоростного режима.

В мировом масштабе имеется всего лишь несколько брендов радар-детекторов, заслуженно занимающих лидирующие места по всем показателям. В первую очередь в лидеры входят Whistler, Crunch, Star и Cobra. Это старейшие производители, чьи бренды стали почти нарицательными.

В России более известны все же Whistler и Cobra — это два бренда, постоянно конкурирующие в технологиях. В последнее время Cobra сдала свои позиции под натиском импульсных радаров ГИБДД – «Искра-1».

Радар-детектор — это компактное электронное устройство, которое информирует пользователя о наличии в поле действия радиоволн или лазерных излучений, исходящих от чужих активных радаров. В отличие от антирадара, радар-детектор не заглушает сигналы, а только улавливает их.

Антирадар — активное устройство, которое способно генерировать высокомощные помехи в определенных спектрах радочастот или модулировать ответный сигнал, по мощности превосходщий оригинальный от пеленгующего радара. Иными словами, антирадар улавливает и заглушает сигнал пеленгующего устройства. В результате радар ГИБДД либо не выдаст никакого результата, либо выдаст те показания, которые смодулировал антирадар.

Кроме того, у нас используются и другие электронные «обманки» — лазерные антирадары или шифтеры, которые модулируют ответный сигнал, в результате чего на радар ГИБДД в закодированном виде передается показатель не реальной скорости, а на порядок уменьшенной.

По сути – это средство обмана правоохранительных органов, поэтому неслучайно подобные устройства запрещены во многих странах мира, а кое-где за их использование грозит даже уголовное дело и тюремный срок. Но только не в России.

Принцип работы радар-детектора

При замере скорости радар ГИБДД фиксирует излучение, отраженное от вашего автомобиля, а в свою очередь радар-детектор улавливает прямые сигналы от пеленгующего устройства. В этом и состоит преимущество радар-детектора, поскольку он всегда обнаружит радар ДПС намного раньше, чем произойдет замер скорости вашего автомобиля.

При наилучших условиях местности и ясной погоде засаду с активным радаром можно обнаружить на расстоянии до 5000 м, а максимальное расстояние устойчивых показаний радара ДПС составляет от 400 м до полутора километров (в редких случаях).

Как выбрать?

Одним из критериев выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Как раз этими параметрами главным образом и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.

Радар-детекторы использует два типа усиления сигнала: прямое усиление и усиление на основе гетеродина и супергетеродина. Первый тип — самый старый способ усиления сигнала, при котором излучение самого усилителя практически равно нулю. Данный тип усилителя ловит мало помех за счет очень малой чувствительности, он дешев в производстве и прост в настройке.

Второй метод, наиболее технологичный, используется во всех среденбюджетных и дорогих радар-детекторах. При высокой чувствительности и селективности частот, этот прибор имеет характерное излучение, отчего возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех.

Диапазоны частот

Дорожные радары, находящиеся на вооружении правоохранительных органов используют ряд стандартизированных несущих радиочастот. Самая известная и старая — частота 10525 МГц или X-диапазон. В настоящее время эта частота морально и технически устарела, и постепенно уступила дорогу более быстродействующим приборам, используемым другую несущую частоту.

Свежий диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 24150 МГц – К-диапазон. Благодаря более высокому энергетическому потенциалу, приборы, работающие на этой частоте, как правило, имеют компактные размеры и располагают более эффективной дальностью и оперативностью обнаружения, чем приборы, работающие в X-диапазоне. Кроме того, в К-диапазоне гораздо меньше помех и более широкая полоса пропускания — 100 МГц.

На этом диапазоне частот базируются такие отечественные радары, как «Беркут», «Искра-1», а также их модификации. В настоящее время это базовый диапазон у подавляющего большинства радаров мира.

Ka-диапазон — самый новый диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 34700 МГц. Считается наиболее перспективным диапазоном за счет более высокого энергетического потенциала, который позволяет приборам иметь дальность обнаружения до полутора километров, с высокой точностью и за минимально короткое время. Диапазон имеет самую широкую полосу пропускания — 1300 МГц. Благодаря этому он называется Super Wide (сверширокий). На данном этапе в России этот диапазон частот активно осваивается.

Ku-диапазон — один из редких диапазонов, работающий на частоте 13450 МГц, который используется спутниковым телевидением. В России вряд ли появятся радары на этой частоте, хотя в Европе они очень популярны.

VG-приборы

В Европе и Северной Америке в целях обнаружения незаконных антирадарных устройств правоохранительные органы используют несколько специальных высокочувствительных радаров, работающих на частоте 13000 МГц — VG-1,VG-2 и VG-3. Эти устройства способны фиксировать антирадарные приборы, основанные на супергетеродине, а их там подавляющее большинство.

В свою очередь, почти все производители радар-детекторов позаботились об этой проблеме и разработали различные по эффективности технологии маскировки от устройств серии VG.

Лазерный диапазон

С начала девяностых годов известны лазерные дальномеры и измерители скорости, основанные на отражении узконаправленного луча лазера от препятствия. Вычисление скорости производилось по простым алгоритмам, путем подачи нескольких коротких импульсов через строго определенный промежуток времени измеряя расстояния до цели от каждого отражения этого импульса. В итоге получалась некая средняя составляющая, которая и выводилась на экран. Принцип прост и не изменился с тех пор и до сегодняшних дней. Почти все современные радар-детекторы оснащены сенсорами для приема лазерного диапазона, принимаемая длина волны которых варьируется от 800 нм до 1100 нм.

Среди недостатков, присущих приборам, используемых лазерный диапазон – чувствительность к дисперсионным препятствиям — осадкам, туману, пыли, поэтому такие устройства используются только в сухую погоду. Прием данного диапазона актуален в основном в мегаполисах, где сотрудники ГИБДД имеют дорогую технику для отслеживания скоростного режима.

В мировом масштабе имеется всего лишь несколько брендов радар-детекторов, заслуженно занимающих лидирующие места по всем показателям. В первую очередь в лидеры входят Whistler, Crunch, Star и Cobra. Это старейшие производители, чьи бренды стали почти нарицательными.

В России более известны все же Whistler и Cobra — это два бренда, постоянно конкурирующие в технологиях. В последнее время Cobra сдала свои позиции под натиском импульсных радаров ГИБДД – «Искра-1».

Частотные диапазоны радиосвязи и радиовещания

Автор: Поскольку история наша началась с обсуждения вопросов радиоприёма, не плохо было бы не торопясь прогуляться по частотным диапазонам и понять, что же и на каких волнах излучается в эфир.

Начнём с радиовещательных диапазонов. Радиовещание осуществляется на диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ), коротких (КВ) и ультракоротких (УКВ) волн.

   Диапазон   Полоса частот   Длина волны 
Длинноволновый (ДВ)   0.15..0.285МГц 2000..1053м
Средневолновый (СВ) 0.525..1.605МГц 571..187м
Коротковолновые (КВ):
75-метровый 3,95..4,0МГц 75,9..75м
тропический 4,75..4,995МГц 63,16..60,06м
тропический 5,005..5,06МГц 59,29м
49-метровый 5,95..6,2МГц 50,42..48,39м
41-метровый 7,1..7,3МГц 42,25..41,09м
31-метровый 9,5..9,9МГц 31,58..30,03м
25-метровый 11,65..12,05МГц 25,75..24,9м
22-метровый 13,6..13,8МГц 22,06..21,74м
19-метровый 15,1..15,6МГц 19,87..19,23м
16-метровый 17,55..17,9МГц 17,09..16,76м
13-метровый 21,45..21,85МГц 13,99..13,73м
11-метровый 25,67..26,1МГц 11,69..11,49м
Ультракоротковолновые (УКВ):
УКВ I 41..68МГц 7,32..4,41м
УКВ II 87,5..108МГц 3,43..2,78м
УКВ III 174..216МГц 1,72..1,39м
УКВ IV 470..960МГц 0,64..0,31м

Для любительской радиосвязи используются диапазоны коротких и ультракоротких волн.

   Диапазон   Полоса частот   Длина волны 
Коротковолновые (КВ):
160-метровый 1,85..1,95МГц 162..154м
80-метровый 3,5..3,65МГц 85,7..82,2м
40-метровый 7,0..7,1МГц 42,9..42,3м
30-метровый 10,1..10,15МГц 29,7..29,6м
20-метровый 14,0..14,35МГц 21,4..20,9м
15-метровый 21,0..21,45МГц 14,3..14,0м
10-метровый 28,0..29,7МГц 10,7..10,1м
Ультракоротковолновые (УКВ):
2-метровый 144..146МГц 2,08..2,05м
70-сантиметровый 430..440МГц 69,8..68,1см

Частоты, на которых наиболее часто можно услышать пиратское радио.

   Диапазон   Полоса частот    Модуляция 
Коротковолновые (КВ):              
140-метровый 2,00..2,20МГц АМ модуляция
120-метровый 2,4..2,60МГц АМ модуляция
100-метровый 2,86..3,30МГц SSB модуляция  
45-метровый 6,63..6,67МГц SSB модуляция
28-метровый 10,43..10,48МГц SSB модуляция

Некоторые служебные диапазоны коротких и ультракоротких волн.

 Полоса частот   Служба 
2,13 МГц..2,15 МГц Поездная радиосвязь в ЧМ режиме
2,440 МГц..2,460 МГц Радиосвязь в метро в ЧМ режиме
30..60 МГц Диапазон военных
40.100 МГц Пожарные службы
41.800 МГц Общесоюзная рабочая частота скорой помощи
44.800 МГц Областные пожарные
108..137 МГц Авиадиапазон
136..138 МГц Морской диапазон
142..144 МГц Военные
146..147 МГц Военные
147..156 МГц Самолетная связь
150,98..151.49 МГц Милиция
151.725..156.000 МГц ЖД каналы внутрипоездной связи

А каковы условия распространения радиоволн в зависимости от сезона и времени суток?

Диапазон ДВ характеризуется наличием большого уровня индустриальных и космических помех. Максимальная дальность связи на этом диапазоне может доходить до 1000 километров (зависит от мощности радиопередатчика).

Диапазон СВ также характеризуется большим уровнем помех. Ночью радиоволны, благодаря «тропосферному» прохождению могут распространяться на очень большие (до 4 тысяч километров) расстояния. Диапазон характеризуется также наличием «замирания» сигнала (уровень поля неравномерный, что приводит к изменению уровня громкости радиопередачи).

Диапазон 1.8 Мгц наиболее трудный для дальних связей. Дальняя связь (свыше 1500-2000 км) возможна только при особом стечении обстоятельств и в течении ограниченного времени преимущественно на рассвете-закате. А связи до 1500 км возможны с наступлением темноты. При расвете диапазон замирает.

Диапазон 3,5 Мгц является ночным диапазоном. В дневное время связь на нем возможна только с ближайшими корреспондентами. С наступлением темноты начинают появляться станции, удаленные на большие расстояния. Через час — два после восхода Солнца диапазон пустеет.

Диапазон 7 Мгц обычно «живет» круглые сутки. Днем на нем можно услышать станции близлежащих районов (летом — на расстоянии 500—600, зимой — 1000—1500 км).

Диапазон 14 Мгц — диапазон, в котором работает основная масса радиолюбителей. Прохождение на нем (за исключением зимних ночей) имеется практически круглые сутки. Особенно хорошее прохождение наблюдается в апреле—мае.

Диапазон 21 Мгц тоже, широко используется коротковолновиками. Прохождение на нём в основном наблюдается в дневные часы. Оно менее устойчиво, чем на 14 Мгц, и может резко меняться.

Диапазон 28 Мгц самый «капризный». День-два отличного прохождения внезапно могут смениться неделей полного его отсутствия. Сигналы радиостанций здесь бывают слышны только в светлое время суток, за исключением отдельных редких случаев аномального распространения радиоволн.

Более полную информацию по поводу КВ радиолюбительских диапазонов можно прочитать на страничке http://www.qso.ru/band.html?1

Распространение сигналов в УКВ диапазонах с точки зрения банальной эрудиции, настолько затейливо для понимания, что перечислять механизмы поведения радиоволн на неоднородностях тропосферы, отражения от приполярных областей ионосферы, метеорных следов, от Луны и вообще всего на свете, у меня не хватит ни терпения, ни соответствующих знаний. Поэтому ограничусь простым описанием из книжки.

Диапазон УКВ позволяет осуществлять радиовещание с очень хорошим качеством, благодаря использованию частотной модуляции. К недостатку УКВ диапазона можно отнести высокое затухание радиоволны. Максимально возможное расстояние до радиостанции не может превышать 100 километров.
Короткая волна не может обогнуть препятствие выше, чем ее длина, поэтому она вынуждена пронизывать это препятствие насквозь. При этом, уровень излучения значительно понижается, что сказывается в месте приема значительным ослаблением громкости радиопередачи. Для того, чтобы максимально увеличить радиус приема, передающие и приемные антенны стараются разместить как можно выше над уровнем земли.

 

Что такое РАДАР и его принцип в деталях? |

  • Дом
  • Решения
    • Принцип навигации
      • Глава 1: Земля
      • Глава 2: Параллельное и плоскостное плавание
      • Глава 4: Парусный спорт
      • Глава 5. Морская астрономия
      • Глава 8: Время
      • Глава 9: Высота
      • Глава 11: Линии позиций
      • Глава 12: Восход и заход небесных тел
      • Глава 13: Плавание по Великому Кругу
    • Практическая навигация (новое издание)
      • УПРАЖНЕНИЕ 1 — САМОЛЕТ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПАРУС
      • УПРАЖНЕНИЕ 3 — ПАРУСНЫЙ МЕРКАТОР
      • УПРАЖНЕНИЕ 28 — АЗИМУТ СОЛНЦЕ
      • УПРАЖНЕНИЕ 29 — ПОДЪЕМ / УСТАНОВКА АЗИМУТА — ВС
      • УПРАЖНЕНИЕ 30 — ШИРОТА ПО МЕРИДИАНУ ВЫСОТА СОЛНЦА
      • УПРАЖНЕНИЕ 31 — ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СОЛНЦА
      • УПРАЖНЕНИЕ 32 — ПО ХРОНОМЕТРУ СОЛНЦЕ
      • УПРАЖНЕНИЕ 34 — AZIMUTH STAR
      • УПРАЖНЕНИЕ 35 — ШИРОТА ПО МЕРИДИАНУ ВЫСОТА ЗВЕЗДЫ
      • УПРАЖНЕНИЕ 36 — ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
      • УПРАЖНЕНИЕ 37 — ДОЛГОТА ПО ХРОНОМЕТРУ ЗВЕЗДЫ
    • Практическая навигация (старое издание)
      • УПРАЖНЕНИЕ — 5
      • УПРАЖНЕНИЕ — 6
      • УПРАЖНЕНИЕ — 7
      • УПРАЖНЕНИЕ — 8
      • Задание — 9
      • Упражнение — 10
      • УПРАЖНЕНИЕ-11
      • УПРАЖНЕНИЕ-12
      • Упражнение-13
      • Упражнение 14
      • УПРАЖНЕНИЕ-15
      • УПРАЖНЕНИЕ-16
      • УПРАЖНЕНИЕ-17
      • УПРАЖНЕНИЕ-18
      • УПРАЖНЕНИЕ-19
      • УПРАЖНЕНИЕ-20
      • УПРАЖНЕНИЕ-21
      • УПРАЖНЕНИЕ-22
      • УПРАЖНЕНИЕ-23
      • УПРАЖНЕНИЕ-24
      • УПРАЖНЕНИЕ-25
      • УПРАЖНЕНИЕ-26
    • Стабильность I
      • Стабильность -I: Глава 1
      • Staility — I: Глава 2
      • Стабильность — I: Глава 3
      • Стабильность — I: Глава 4
      • Стабильность — I: Глава 5
      • Стабильность — I: Глава 6
      • Стабильность — I: Глава 7
      • Стабильность — Глава 8
      • Стабильность — I: Глава 9
      • Стабильность — I: Глава 10
      • Стабильность — I: Глава 11
    • Стабильность II
    • ДОКУМЕНТЫ СТАБИЛЬНОСТИ MMD
      • СТАБИЛЬНОСТЬ 2013 MMD PAPER
      • СТАБИЛЬНОСТЬ 2014 БУМАГА MMD
      • СТАБИЛЬНОСТЬ 2015 БУМАГА MMD
  • MEO Class 4 — Письменный
    • Мудрые вопросы MMD за предыдущие годы
      • Функция 3
        • Военно-морская архитектура — ПИСЬМЕННЫЙ ДОКУМЕНТ MEO КЛАСС 4
        • Безопасность — ПИСЬМЕННАЯ БУМАГА КЛАССА 4 МЕО
      • Функция 4
        • ОБЩИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗНАНИЯ — ДОКУМЕНТ MEO КЛАСС 4 MMD
        • Motor Engineering — MEO CLASS 4 MMD PAPER
      • ФУНКЦИЯ-5
      • Функция — 6
  • MMD оральные
    • Deck MMD Устные вопросы
      • 2-й помощник
        • Навигация Устный (ФУНКЦИЯ –1)
        • Cargo Work Oral (ФУНКЦИЯ — 2)
        • Безопасный оральный (FUNCTION — 3)
      • Старший помощник
        • Навигационный устный (FUNCTION — 01)
        • Cargo Work Oral (FUNCTION-02)
        • Безопасный оральный (FUNCTION — 03)
    • Engine MMD Устные вопросы
      • Безопасный орал (ФУНКЦИЯ — 3)
      • Мотор орально (ФУНКЦИЯ — 4)
      • Электрический оральный (ФУНКЦИЯ — 5)
      • MEP Oral (ФУНКЦИЯ — 6)
    • Общие запросы
      • 2-й помощник
        • Контрольный список для оценки
        • ГМССБ Контрольный список ГОК
        • Контрольный список для подачи заявки на COC
      • Старший помощник
        • Контрольный список для оценки
        • Контрольный список для подачи заявки на COC
      • ASM
        • Контрольный список для оценки
        • Контрольный список для подачи заявки на COC
  • Подробнее
    • Форум
    • Сокращения
      • Морское сокращение (от A до D)
      • Морское сокращение (от E до K)
      • Морское сокращение (от L до Q)
      • Морское сокращение (от R до Z)
  • О нас
  • Свяжитесь с нами