Дорогу – Дорога — смотреть онлайн — КиноПоиск

Дорога — смотреть онлайн — КиноПоиск

год
страна
слоган«В одно мгновение мир изменился навсегда»
режиссер Джон Хиллкоут
сценарий Джо Пенхалл, Кормак МакКарти
продюсер Марк Бутан, Марк Кубан, Эрик Ходж, …
оператор Хавьер Агирресаробе
композитор Ник Кейв, Уоррен Эллис
художник Крис Кеннеди, Гершон Гинсбург, Марго Уилсон, …
монтаж Джон Грегори
жанр драма, … слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России

$10 585

DVD в США
зрители   1.14 млн,      475.8 тыс.,      449.5 тыс., …
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD 21 октября 2010, «Союз-Видео»
релиз на Blu-ray
21 октября 2010, «Союз-Видео»

www.kinopoisk.ru

На дороге — смотреть онлайн — КиноПоиск

год
страна
слоган«Навстречу самому себе»
режиссер Уолтер Саллес
сценарий Хосе Ривера, Джек Керуак
продюсер Роман Коппола, Шарль Жилибер, Натанаэль Кармиц, …
оператор Эрик Готье
композитор Густаво Сантаолалья
художник Карлос Конти, Дэнни Гликер
монтаж Франсуа Гедижье
жанр драма, мелодрама, приключения, … слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители   375 тыс.,      236.8 тыс.,      158.7 тыс., …
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD 7 ноября 2012, «Кармен Видео»
время140 мин. / 02:20

www.kinopoisk.ru

дорога — Малый академический словарь

доро́га

, ж.

1.

Полоса земли, служащая для езды и ходьбы.

Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу.

[Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. Лермонтов, Княжна Мери.

[По равнине] пролегало множество дорог, и все они сходились к одному месту на востоке. По дорогам шли и ехали люди. Короленко, Сон Макара.

За рекой виднелась черная мокрая дорога, исчезающая в недалеком лесу. Бек, Волоколамское шоссе.

|| чего или какая.

Место, пространство, по которому происходит передвижение, сообщение.

Водная дорога. Воздушная дорога. Голубые дороги каналов.

||

След в виде полосы, оставляемый кем-, чем-л. движущимся.

Я смотрел на — руль корвета и видел пенистые дороги, что тянулись некогда за ним по туманным морям. Они очень долго не исчезали, эти дороги, эти прочерченные корабельным килем следы. Паустовский, Героический юго-восток.

2.

Место для прохода, проезда.

Встать на дороге.

Чтобы пробраться к ручью, надо было топором прочистить себе дорогу через зелень. Миклухо-Маклай, Путешествия.

Бобров увидел, как между экипажами быстро образовалась широкая дорога и как по этой дороге проехал на своей тройке серых лошадей Квашнин. Куприн, Молох.

|| перен.

Доступ куда-л., возможность проникнуть куда-л.

В большой свет ему [Стахову] не было дороги. Тургенев, Накануне.

Песня за стеной росла, певцы воодушевлялись, их голоса звучали смелее и громче, жалобные звуки нашли дорогу в грудь Ильи.

М. Горький, Трое.

3.

Путешествие, поездка.

Утомительная дорога. Веселая дорога. Запасти провизии на дорогу. Написать письмо с дороги.

[Аня:] Я не спала в дороге четыре ночи. Чехов, Вишневый сад.

Всю дорогу Леня не отходил от окна вагона. Паустовский, Рождение моря.

4.

Направление, путь следования.

Сбиться с дороги.

Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома. Чехов, Беглец.

Мы, по дороге домой, вышли на опушку леса. М. Горький, В людях.

На первом перекрестке их дороги расходились. В. Попов, Сталь и шлак.

||

перен.; с определением. Направление деятельности, путь развития.

Пушкин пошел по совершенно новой дороге, предавшись искусству в исключительном значении этого слова.

Белинский, Русская литература в 1844 г.

[Треплев:] Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Чехов, Чайка.

Перед каждым человеком теперь открывается широкая дорога для его стремлений, для его счастья и благополучия. Макаренко, Книга для родителей.

5.

перен.; с определением. Средство к достижению чего-л.

Упорный труд — верная дорога к знанию.

Война была единственной дорогой к власти, Карл [XII] это понимал. А. Н. Толстой, Петр Первый.

— большая дорога

— железная дорога

@ канатная дорога

сооружение, предназначенное для перевозки грузов (реже пассажиров) в вагонетках, подвешенных к стальному проволочному канату и передвигающихся по нему.

@

— столбовая дорога

— скатертью дорога

@ туда и дорога {

кому}

получил по заслугам, нечего жалеть.

@ по дороге

1) мимоходом, заездом, попутно.

Но прежде чем к князю, по дороге надо заехать к Ивиным. Л. Толстой, Юность;

2) в одном и том же направлении.

Кружан и Рябинин вместе вышли на улицу. Им было по дороге. Горбатов, Мое поколение;

3) перен. (с кем) об общих стремлениях, общей цели.

@ дать{ (или уступить)} дорогу {кому}

1) отойти в сторону, дав место для прохода, проезда;

2) предоставить

возможность действовать, выдвинуться в какой-л. области.

@

— забыть дорогу

— заказать дорогу

— заступить дорогу

@ знать дорогу

уметь находить доступ куда-л.

@

— идти своей дорогой

@ перебить{ (или перейти, перебежать и т. п.)} дорогу

захватить, перехватить то, на что рассчитывал другой.

@

— встретиться на узкой дороге

— выбиться на дорогу

— вывести на дорогу

— пробить себе дорогу

— проложить себе дорогу

@ стать{ (или встать, стоять)} на дороге{ чьей;} стать{ (или встать, стоять)} поперек дороги {кому}

быть препятствием кому-л. в чем-л., мешать.

@

— стоять на плохой дороге; стоять на хорошей дороге

— на дороге не валяется

Источник: Малый академический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дорога — ДОРОГА, -и, ж. Оборот капитала, вложение денег в какое-л. дело с целью получения дохода. Запустить бабки (деньги) в дорогу. Толковый словарь русского арго
  2. дорога — Дорога, дороги, дороги, дорог, дороге, дорогам, дорогу, дороги, дорогой, дорогою, дорогами, дороге, дорогах Грамматический словарь Зализняка
  3. дорога — ДОРОГА, и, ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная д. Большая д. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устар.). Толковый словарь Ожегова
  4. ДОРОГА — «ДОРОГА» — административно-территориальная единица в Русском государстве 16-17 вв. на землях башкир, татар и других поволжских народов (Казанский и Уфимский уезды). Делились на волости и тюбы. Большой энциклопедический словарь
  5. дорога — Путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное) (дорогая большая, военная, горная, железная, окольная, проселочная, санная, столбовая, торная, уезженная, шоссейная) Перекресток, перепутье… Словарь синонимов Абрамова
  6. дорога — • Безвестная (Надсон). • Глухая (Никитин). • Заветная (Фруг). • Змеящаяся (Шмелев). • Извилистая (Языков). • Колеистая (Куприн). • Проторенная (Ратгауз). • Прямоезжая (Коринфский). • Сонная (Случевский). • Столбовая (Глинка). • Тернистая (Некрасов). • Травнистая (Некрасов). Словарь литературных эпитетов
  7. дорога — ДОР’ОГА, дороги, ·жен. 1. Путь сообщения; полоса земли, предназнанная для передвижения. Шоссейная дорога. Проселочная дорога. Дорога шла лесом. Свернули с дороги и поехали полем. 2. Место, по которому надо пройти или проехать (·разг. ). Толковый словарь Ушакова
  8. дорога — ДОРОГА ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: || самая езда или ходьба, путина, путешествие. Толковый словарь Даля
  9. дорога — Общеслав. Суф. производное (суф. -г-) от той же основы, что и дор «расчищенное место», дьрати «драть». См. дергать, драть, торить. Этимологический словарь Шанского
  10. дорога — орф. дорога, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. дорога — 1. Путь сообщения. О дальности, направлении; о ширине, наличии или отсутствии изгибов. Ближняя, большая, вихлявая (простореч.), глухая, далекая, дальняя, длинная, долгая, змеистая, извивистая (устар.), извивная, извилистая, излучистая (устар. Словарь эпитетов русского языка
  12. Дорога — Средняя полоса печного пода, по которой движется лопата при выпечке хлеба. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  13. дорога — ДОРОГА -ы; ж. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Просёлочная д. Шоссейная д., бетонная, грунтовая д. Гладкая, укатанная, скользкая д. Обочина дороги. Пересечение дорог. Поворот, изгиб дороги. Проложить дорогу. Большая… Толковый словарь Кузнецова
  14. дорога — сущ., ж., ??? (нет) чего? дороги, чему? дороге, (вижу) что? дорогу, чем? дорогой, о чём? о дороге; мн. что? дороги, (нет) чего? дорог, чему? дорогам, (вижу) что? дороги, чем? дорогами, о чём? о дорогах… Толковый словарь Дмитриева
  15. дорога — Общеславянское слово, неожиданно родственное таким словам, как дерево или дерн, поскольку образовано от той же основы, что и дор – «расчищенное место», а восходит к глаголу дьрати – «драть» (см. драть). Этимологический словарь Крылова
  16. дорога — дорога I ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения. || Местность по обеим сторонам такой полосы. 2. Место, пространство для прохода, проезда. || перен. разг. Доступ к чему-либо, возможность проникнуть куда-либо. Толковый словарь Ефремовой
  17. дорога — Доро́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  18. дорога — Ч е г о  и  к  ч е м у. • Дорога свободы. Идти дорогами побед. Упорный труд верная дорога к знанию. Война была единственной дорогой к власти, Карл ХII это понимал (А.Н.Толстой). Управление в русском языке
  19. дорога — I доро́га I., укр. доро́га, блр. даро́га, сербск.-цслав. драга «долина», сербохорв. дра̏га, словен. drága «овраг, лощина», др.-чеш. dráha «дорога», польск. droga «дорога», в.-луж. dróha «след, дорога, улица», н.-луж. droga «улица». Из и.-е. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. дорога — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  21. Дорога — (техн.) — В восточн. губерниях России Д. называется собственно Сибирский путь. Вообще же под Д. разумеются сухопутные сообщения в отличие от водных путей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. Дорога — I. В Палестине (см. Палестина), располож. на пересечении множества путей, дороги имели особенно важное значение. Все главнейшие пути сообщения проходили с севера на юг, к ним добавлялись нек-рые «поперечные» дороги, в напр. Библейская энциклопедия Брокгауза
  23. дорога — На дорогу 1) перед отправлением в путешествие, перед расставанием. ► Закусить на дорогу. 2) то же, что в дорогу. В дорогу — чтобы воспользоваться во время путешествия. ► Взять в дорогу провиант. По дороге 1) во время путешествия, следования. Фразеологический словарь Волковой

gufo.me

Дорога — Википедия

Дорога в холмах Горная дорога

Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.

История

Древние времена

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии, и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э.. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э..

Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, империи Ахеменидов.[1] В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи при Дарии I (522—486 до н. э.) была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2,6 тыс. км. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.[1]

Во время правления основателя китайской династии Цинь — Цинь Шихуана (221—210 до н. э.) — сеть дорог общей длиной 7,5 тыс. км опоясывала страну; дороги были шириной 15 метров с тремя полосами, причём, центральная полоса предназначалась для императора.

К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.

Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме.[1]

Римские дороги

К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312—244 годы до н. э.) и Фламиниева дорога (220 год до н. э.).[1] Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.

Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м.[1] Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы, в горах сооружались тоннели.

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.

Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы.[1] Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима. Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима.

На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.

Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Дианы, защитницы дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.

Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.

Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км.[1] В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима.[1] Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.

Дороги инков

В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина которой составляла 16 тыс. км.[1] Дороги инков охватывали всю империю Инков, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 км. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.

Дороги в Средние века

После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение, например, в Киевской Руси важное значение имел торговый путь «из варяг в греки». Дорожные работы в Средние века в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов.[1]

В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад.[2]

В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей.[1]

Дороги в Новое время

Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых. Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 км. Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.[1] В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны.[1] В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог».[1] В дальнейшем оно получило мировую известность.

В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 годах привели к распаду системы дорожных трестов.

Постепенное совершенствование повозок в XVI—XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных. Для них существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж — камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания.[1] Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании — Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта.[1]

В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 см, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания.[1] Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.[1]

Дороги в Новейшее время

В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта. Использование автомобилей выдвинуло новые требования к дорожному покрытию. Ещё в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип покрытия — беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании).[1] В 1902—1914 годах на дороге из Ниццы в Монте-Карло швейцарским врачом Э. Гуглильминетти проведена поливка каменноугольным дёгтем и засыпка песком.[1] В дальнейшем дорожное покрытие связано с применением вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал новый тип покрытия — асфальтобетон.[1]

Изменились также методы прокладки дорог: от длинных прямых дорог, которые были характерны ещё для римских дорог, перешли к клотоидным трассам — кривым с плавно меняющейся кривизной с короткими прямыми участками.[1]

Развитие дорог в России

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «требить путь и мостить мосты»[3]. Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам[источник не указан 687 дней].

До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду).[1] Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).[1]

В XVII веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили следующие основные дороги:

Аналогичные сети складывались вокруг крупных городов. Из Переяславля выходили дороги на Кашин, Романов, Углич и Юрьев-Польский. Из Троице-Сергиева монастыря — на Дмитров, Кашин, Углич, Александровскую слободу.[1]

Присоединение Сибири потребовало строительство дорог в восточную часть страны за Урал, первой из которых стала Бабиновская дорога через Урал из Европейской части России в Сибирь от Европейской части до Верхотурья. Дорога открыта в 1597 году, утратила своё значение после открытия в 1763 году Сибирского тракта.

В 1574—1711 и 1720—1730 годах регулярными дорожными перевозками заведовал Ямской приказ.[1]

Активно развиваться дорожное строительство в России начало при Петре I. В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж (дилижанс). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.[1]

В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей, осуществлявшейся по чину согласно Табели о рангах.

В 1913 году в России насчитывалось 726 тыс. верст дорог, в том числе в европейских губерниях — 469 тыс. верст (из них 16 тыс. верст шоссейных и 4,6 тыс. прочих мощёных), в Сибири — 109 тыс. верст (шоссейные отсутствовали), остальная протяжённость дорог приходилась на Польшу, Кавказ, Среднюю Азию.[4]

К 2008 году протяжённость автомобильных дорог в России составляла 940 тыс. км, в том числе 754 тыс. км с твёрдым покрытием. Эксплуатационная протяжённость железных дорог составила 86 тыс. км.[5]

Дорожное строительство

Дорожное строительство является сложной, трудоёмкой, дорогостоящей деятельностью даже в самых благоприятных природно-климатических условиях. Дорога должна удовлетворять множеству требований по качеству, надёжности, долговечности, пропускной способности, удобству использования и обслуживания и многому другому[6].

Строительству дороги предшествует её проектирование, при котором учитываются:

  1. кто и как будет строить означенную дорогу[7]
  2. кратчайшее расстояние между крайними пунктами дороги,
  3. возможность прокладки дороги вблизи других населённых пунктов и транспортных узлов или через них,
  4. необходимость сноса сооружений, мешающих прокладыванию дороги,
  5. климатические условия,
  6. нарушения экологии, архитектурных ансамблей и археологических раскопок (если дорога планируется в старинном городе),
  7. возможности сократить длину дороги за счёт строительства дамб, мостов, виадуков, путепроводов, тоннелей,
  8. опасности схождения с близлежащих гор лавин и камнепадов на дорогу,
  9. препятствия другим линиям коммуникаций,
  10. общая стоимость строительства и последующей эксплуатации всей дорожной инфраструктуры,
  11. прогнозируемые доходы и преимущества использования этой дороги.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Дорога — Значение слова

Дор’ога, — и, женский род.
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная дорога Большая дорога (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устарелое). Обочина дороги. При дороге (около дороги).
2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также переносное значение.: то же, что сбиться с пути). Дать дорогу кому-нибудь (дать пройти, проехать; также переносное значение.: дать возможность расти, развиваться кому-нибудь). Открыть дорогу кому-нибудь куда-нибудь (переносное значение.: дать возможность действовать, продвигаться в какой-нибудь области). Стоять на чьей-нибудь дороге или стать поперёк дороги кому-нибудь (также переносное значение.: мешать, препятствовать кому-нибудь в чём-нибудь). Перебежать (перейти) дорогу кому-нибудь (также переносное значение.: помешать кому-нибудь, опередить в каком-нибудь деле; разговорн.).
3. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).
4. переносное значение. Образ действий, направление деятельности. Труд дорога к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути).
• Дороги чьи (кого) разошлись о тех, кто пошёл по разным жизненным путям.
Дорога жизни (высокое) путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом.
По дороге
1) во время пути. По дороге увидел много интересного;
2) с кем, по одному направлению, по тому же самому пути, по пути (в 1 значен.). Пойдём вместе, нам по дороге;
3) с кем (чем), о совпадении целей, задач какой-нибудь деятельности, по пути (во 2 значен.). С халтурщиком мне не по дороге.
Туда и дорога кому (разговорн. неодобрител.) пусть уходит, не жалко.
уменьшительное существительное дорожка, — и, женский род. и дороженька, — и, женский род. (к 1 значен.).
прилагательное дорожный, — ая, — ое (к 1 и 3 значен.). Дорожное строительство. Дорога костюм.

Примеры использования слова дорога в контексте

    •  Широкая песчаная дорога со старыми тенистыми липами приводит к холму, на котором стоит сельская церковь. •  Пролетариям дорога в партию практически закрыта. •  Мне эта подковочка дорога как память. •  А дальше дорога такая широкая, что три телеги разъедутся, тут не ошибетесь. — Шумилов П. Р. Слово о драконе •  Убежище было хорошее, но дорога туда — очень опасна.

znachenie-slova.com

дорога — Словарь эпитетов русского языка

1. Путь сообщения.

О дальности, направлении; о ширине, наличии или отсутствии изгибов.

Ближняя, большая, вихлявая (простореч.), глухая, далекая, дальняя, длинная, долгая, змеистая, извивистая (устар.), извивная, извилистая, излучистая (устар.), короткая, малая, обратная, окольная, петлистая, петлястая (разг.), прямая, прямоезжая (нар.-поэт.), ровная, узкая, чужедальняя (устар. поэт.), широкая.

О состоянии проезжей части.

Адская (разг.), бархатная, безобразная, безопасная, битая, вязкая, гиблая (простореч.), гладкая, грязная, дурная (разг.), заросшая, зыбкая, избитая, изъезженная, колеистая, кочковатая, лютая (разг.), малоезженная, малонаезженная, мерзкая (разг.), мягкая, наезженная, накатанная, неважная, неприглядная, неровная, несносная, обледенелая, осклизлая (разг.), ослизлая, отвратительная, плохая, покойная, разбитая, разбухшая, развороченная, размоченная, размытая, разъезженная, раскисшая (разг.), расхлябанная (разг.), ребристая, скверная, скользкая, твердая, торная, тряская, убийственная (разг.), уезженная, ужасная (разг.), укатанная, ухабистая, хлипкая, хлябкая (простореч.), хорошая, худая.

О впечатлении, психологическом восприятии.

Веселая, волшебная, грустная, невеселая, очаровательная, печальная, постылая, радостная, развеселая (разг.), сказочная, скучная, тоскливая, унывная (устар.), унылая, чудесная, чудная. Черствая. Асфальтированная, безрельсовая, бетонная, булыжная, военная, воздушная, волоковая (истор.), вымощенная, главная, глинистая, горная, городская, гравийная, грейдерная, грунтовая, гудронированная, железная, запасная, каменная, канатная, караванная, колесная, кольцевая, конная, круговая, кружная, лесная, нартовая, новая, обочная, объездная, окружная, песчаная, подвесная, подземная, подъездная, полевая, прифронтовая, проселочная, профилированная, резервная, рельсовая, рокадная, санная, сельская, скотопрогонная, старая, степная, столбовая, стратегическая, трактовая, узкоколейная, хрящевая (устар.), центральная, чугунная (устар.), ширококолейная, шоссейная, этапная и т. п.

2. Жизненный путь человека, направление в развитии чего-либо.

Безвестная, большая, верная, геройская, главная, гладкая, дурная, жизненная, заветная, избитая, избранная, косая, крутая, незабвенная, новая, обходная, окольная, отцовская, памятная, правильная, проторенная, прямая, разумная, ровная, светлая, свободная, скользкая, скромная, служебная, старая, столбовая, суровая, творческая, твердая, тернистая, торная, трудная, трудовая, тяжелая, хорошая, худая, широкая. Гуртовая, утренняя, чиновная.

Источник: Словарь эпитетов русского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дорога — ДОРОГА, -и, ж. Оборот капитала, вложение денег в какое-л. дело с целью получения дохода. Запустить бабки (деньги) в дорогу. Толковый словарь русского арго
  2. дорога — Дорога, дороги, дороги, дорог, дороге, дорогам, дорогу, дороги, дорогой, дорогою, дорогами, дороге, дорогах Грамматический словарь Зализняка
  3. дорога — ДОРОГА, и, ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная д. Большая д. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устар.). Толковый словарь Ожегова
  4. ДОРОГА — «ДОРОГА» — административно-территориальная единица в Русском государстве 16-17 вв. на землях башкир, татар и других поволжских народов (Казанский и Уфимский уезды). Делились на волости и тюбы. Большой энциклопедический словарь
  5. дорога — Путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное) (дорогая большая, военная, горная, железная, окольная, проселочная, санная, столбовая, торная, уезженная, шоссейная) Перекресток, перепутье… Словарь синонимов Абрамова
  6. дорога — -и, ж. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу. □ [Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. Лермонтов, Княжна Мери. Малый академический словарь
  7. дорога — • Безвестная (Надсон). • Глухая (Никитин). • Заветная (Фруг). • Змеящаяся (Шмелев). • Извилистая (Языков). • Колеистая (Куприн). • Проторенная (Ратгауз). • Прямоезжая (Коринфский). • Сонная (Случевский). • Столбовая (Глинка). • Тернистая (Некрасов). • Травнистая (Некрасов). Словарь литературных эпитетов
  8. дорога — ДОР’ОГА, дороги, ·жен. 1. Путь сообщения; полоса земли, предназнанная для передвижения. Шоссейная дорога. Проселочная дорога. Дорога шла лесом. Свернули с дороги и поехали полем. 2. Место, по которому надо пройти или проехать (·разг. ). Толковый словарь Ушакова
  9. дорога — ДОРОГА ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: || самая езда или ходьба, путина, путешествие. Толковый словарь Даля
  10. дорога — Общеслав. Суф. производное (суф. -г-) от той же основы, что и дор «расчищенное место», дьрати «драть». См. дергать, драть, торить. Этимологический словарь Шанского
  11. дорога — орф. дорога, -и Орфографический словарь Лопатина
  12. Дорога — Средняя полоса печного пода, по которой движется лопата при выпечке хлеба. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  13. дорога — ДОРОГА -ы; ж. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Просёлочная д. Шоссейная д., бетонная, грунтовая д. Гладкая, укатанная, скользкая д. Обочина дороги. Пересечение дорог. Поворот, изгиб дороги. Проложить дорогу. Большая… Толковый словарь Кузнецова
  14. дорога — сущ., ж., ??? (нет) чего? дороги, чему? дороге, (вижу) что? дорогу, чем? дорогой, о чём? о дороге; мн. что? дороги, (нет) чего? дорог, чему? дорогам, (вижу) что? дороги, чем? дорогами, о чём? о дорогах… Толковый словарь Дмитриева
  15. дорога — Общеславянское слово, неожиданно родственное таким словам, как дерево или дерн, поскольку образовано от той же основы, что и дор – «расчищенное место», а восходит к глаголу дьрати – «драть» (см. драть). Этимологический словарь Крылова
  16. дорога — дорога I ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения. || Местность по обеим сторонам такой полосы. 2. Место, пространство для прохода, проезда. || перен. разг. Доступ к чему-либо, возможность проникнуть куда-либо. Толковый словарь Ефремовой
  17. дорога — Доро́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  18. дорога — Ч е г о  и  к  ч е м у. • Дорога свободы. Идти дорогами побед. Упорный труд верная дорога к знанию. Война была единственной дорогой к власти, Карл ХII это понимал (А.Н.Толстой). Управление в русском языке
  19. дорога — I доро́га I., укр. доро́га, блр. даро́га, сербск.-цслав. драга «долина», сербохорв. дра̏га, словен. drága «овраг, лощина», др.-чеш. dráha «дорога», польск. droga «дорога», в.-луж. dróha «след, дорога, улица», н.-луж. droga «улица». Из и.-е. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. дорога — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  21. Дорога — (техн.) — В восточн. губерниях России Д. называется собственно Сибирский путь. Вообще же под Д. разумеются сухопутные сообщения в отличие от водных путей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. Дорога — I. В Палестине (см. Палестина), располож. на пересечении множества путей, дороги имели особенно важное значение. Все главнейшие пути сообщения проходили с севера на юг, к ним добавлялись нек-рые «поперечные» дороги, в напр. Библейская энциклопедия Брокгауза
  23. дорога — На дорогу 1) перед отправлением в путешествие, перед расставанием. ► Закусить на дорогу. 2) то же, что в дорогу. В дорогу — чтобы воспользоваться во время путешествия. ► Взять в дорогу провиант. По дороге 1) во время путешествия, следования. Фразеологический словарь Волковой

gufo.me

Афоризмы про путь и дорогу

Обычной дорогой иди необычно. (Японская пословица)

Пословицы

Наша жизнь как дорога с односторонним движением, и важно не пропустить свой поворот, ведь пути назад уже не будет.

Жизнь

Мы найдем дорогу, но если нам это не удастся, мы построим ее сами.

Цель

Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны.

Жизненный опыт

Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге. Я иду медленно, но зато я никогда не двигаюсь назад. Не поднимайте пыли на жизненном пути. Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти. Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу.

Жизнь

Выбрал свой путь — иди по нему до конца.

Цель

Жизнь — это путь. У кого-то это путь до булочной и обратно, у кого-то — кругосветное путешествие.

Жизнь

Фонарь освещает не весь путь, но лишь его часть. Если бы странник увидел весь свой путь целиком, мужество могло бы оставить его, поскольку он узрел бы все предстоящие трудности и испытания; вот почему путь открывается ему только шаг за шагом Дороги, которые никуда не ведут, заводят дальше всего. Наша жизнь формирует только один путь позади нас, но смотрит на множество впереди нас. Подробнее…

Жизнь

Дорогу осилит идущий. (Дорога возникает под шагами идущего.) — Индийское изречение Нас манит высота, но не ступени к ней; обратя взор на вершину, мы предпочитаем идти равниной.

Стремление

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.

Цель

Человек должен избегать крайностей, тогда он и будет идти по верному пути. Рано или поздно всё равно придётся сделать выбор, на каком ты пути. И наречь его хорошим. Не важно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел. Делай то, что ты действительно хочешь делать. Не играй в их игры. Когда они хотят, чтобы ты мчался направо, дуй на самой высокой скорости налево! Не делай то, чего хотят другие. Ищи свой собственный путь. Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов. Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Цель

aforisimo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *