Движение задом: как не лишиться прав — Российская газета

Содержание

Секреты движения задним ходом – Блог умных водителей

Как правильно двигаться задним ходом?

Как-то раз один начинающий водитель выезжал из автосервиса задним ходом по Г-образной траектории. В нужном месте водитель, начав поворот направо прямо в открытые ворота бокса, увидел, что путь свободен и ему ничего не мешает. Обрадовавшись, он слегка придавил педаль газа и тут же услышал звук удара. Что случилось, что могло помешать движению и стать причиной повреждения его автомобиля?

В данном случае проблема проста и закладывается ещё в автошколе. К сожалению, обучая курсантов движению задним ходом, мало кто из инструкторов подробно рассказывает, и тем более показывает, все особенности и опасности выполнения данного приёма. В результате молодые водители, а зачастую и водители со стажем, при движении задним ходом допускают глупейшие ошибки.

 

О способах движения задним ходом, о возможных ошибках, допускаемых водителями, расскажет эта статья. В конце я расскажу об одном, совсем не очевидном и редко кем используемом, но очень полезном применении аварийной сигнализации.

«Круууу-гом!»

Вспомните, чему вас учил инструктор в автошколе на занятии, посвященном движению задним ходом. Обычно, вам предлагают сесть, повернув корпус вправо. Положить правую руку на спинку пассажирского сиденья и глядя в заднее стекло контролировать движения автомобиля.

Всё так. И этот приём нельзя назвать неправильным. Однако инструкторы редко упоминают о том, что при выполнении этого приёма водителю становится весьма неудобно, а порой и трудно контролировать некоторые части своего авто.

У большинства современных автомобилей имеется так называемый «передний свес» — то есть часть кузова от начала переднего бампера до начала переднего колеса. В этом свесе как раз и кроется основная причина повреждения автомобиля при маневрировании задним ходом (см. рис. 1). Именно левый угол повредил начинающий водитель, о котором я рассказал в начале статьи.

Рис. 1. Передний свес и траектории движения крайних точек кузова и колёс автомобиля

Он двигался так, как его научили в автошколе. То есть смотрел назад и контролировал ситуацию перед багажником своей машины. Но он не мог видеть того, что происходит спереди! Поэтому и прозевал наезд левым передним крылом на другой автомобиль (см. рис. 1).

Недостатки классического приёма движения задним ходом:

  • Водитель не видит, а стало быть не контролирует передние углы кузова своего автомобиля
  • Руление производится одной рукой, что не очень удобно, если водитель специально не обучался этому приёму работы с рулём
  • Сидеть вполоборота неудобно
  • Если водитель захочет посмотреть, что делается с передней частью кузова, ему придётся вертеть головой, отвлекаясь от задней части кузова
  • Нижние срезы заднего и боковых окон мешают видеть ситуацию непосредственно у задних колёс.

Достоинства:

  • Этот приём проще в освоении
  • Легче ориентироваться в пространстве на первых порах.

Обзор 360 градусов!

Есть ли решение, позволяющее уберечь себя от вышеперечисленных проблем? Конечно, есть. Решение это называется «движение по зеркалам».

К большому сожалению, редкие инструкторы в редких автошколах рассказывают про такой способ управления автомобилем. И ещё реже пытаются научить ему своих курсантов, не желая с ними возиться. Да и многие водители, особенно начинающие, как огня боятся сдавать задним ходом по зеркалам. А жаль. Ничего сложного в этом приёме нет, а его достоинства с лихвой перекрывают его мнимую сложность.

Достоинства движения задним ходом по зеркалам:

  • Водитель контролирует ситуацию вокруг своего автомобиля на все 360 градусов!
    • Передний свес, передние углы кузова – непосредственно через лобовое и боковые передние стёкла
    • Заднюю «полусферу» — по внутрисалонному, а так же правому и левому наружным зеркалам
  • Через правильно настроенные боковые зеркала водитель может наблюдать за ситуацией непосредственно перед задними колёсами, а так же боковые интервалы до препятствий
  • Водитель сидит в естественной позе, ему не нужно крутить головой. Достаточно только переводить взгляд. При этом он одновременно контролирует всю обстановку вокруг автомобиля
  • Водитель управляет автомобилем обеими руками

Недостатки:

  • Приём кажется немного более сложным в освоении ввиду некоторой непривычности
  • Нужно учитывать то, что зеркала искажают реальную дистанцию до препятствий.

Всякому овощу своё время!

Точнее, каждому приёму своё применение. Как видите, каждый приём управления движением задним ходом имеет свои достоинства и недостатки. Было бы неправильным советовать вам использовать только один приём и забыть о другом. Для каждого из них есть своя сфера применения в различных дорожных ситуациях.

Классический приём – вполоборота стоит применять при движении, в основном по прямолинейной траектории на относительно большие дистанции. Например, если вы проскочили нужный поворот, а развернуться возможности нет (см. рис. 2).

Рис. 2. По прямой лучше двигаться повернувшись назад

Двигаться по зеркалам безопаснее и удобнее при сложном маневрировании в окружении других автомобилей, ограждений и прочих препятствий (см. рис. 3).

Рис. 3. Маневрировать лучше по зеркалам

В реальной жизни возможны любые комбинации данных приёмов. Например, проехав въезд на стоянку, вы сначала возвращаетесь, используя классический приём. А затем, маневрируете по стоянке по зеркалам. И не забывайте о том, что обычно зеркала современных автомобилей несколько искажают расстояния до препятствий. Поэтому не стесняйтесь поворачивать голову для оценки реальных расстояний.

Не правы те, кто считает, что научиться движению по зеркалам сложно. Вовсе нет. Это только кажется. Достаточно попрактиковаться где-нибудь на открытой площадке минут 30, и вы надёжно освоите этот приём на всю жизнь.

«Аварийка» как бонус

Хоть об этом и не написано в седьмой главе ПДД, но я настоятельно рекомендую при маневрировании задним ходом всегда, в любое время суток и при любой погоде, включать аварийную сигнализацию. Это не сложно, но очень важно загодя дать знать другим водителям, что вы совершаете не совсем стандартные действия. Это довольно обычный приём для любого грамотного водителя.

Но есть и ещё одно не совсем обычное и редко используемое водителями применение аварийной сигнализации. Довольно часто в темное время суток, особенно в дождливые, хмурые ноябрьские ночи водителям приходится выполнять сложные маневры задним ходом в стеснённых условиях неосвещённых автостоянок и дворов. Включенный фонарь заднего хода обычно один, светит он только назад и довольно тускло.

Тут-то и выручит включённая «аварийка»! Кажется, что света она много не даст. Но практика показывает, что блики на окружающих автомобилях и препятствиях от мигающей аварийки в кромешной темноте очень помогают водителю. К тому же этот свет освещает обстановку вокруг вашего автомобиля на 360 градусов. Согласитесь, это очень полезно в реальной обстановке!


«Узелки» на память:

  • Вполоборота едем по прямой
  • По зеркалам маневрируем
  • Крутить головой полезно
  • Аварийка помогает избежать аварии

      

 

Разрешено ли движение задним ходом на дорогах с односторонним движением?

Некоторые автолюбители, изучающие Правила дорожного движения, задают справедливый вопрос – если на дороге с односторонним движением разворот запрещен, значит и движение задним ходом (согласно п. 8.12 ПДД) — тоже.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Как же в этом случае должна выполняться парковка на односторонней дороге? Если не «параллельно» — как потом отъезжать? Выходит, остается только вдоль края проезжей части, чтобы передом заехал, передом и отъехал?

Развеем это заблуждение.

Движение задним ходом при одностороннем движении не запрещается, и вот почему:


Пункт 8.11 ПДД РФ гласит:

Разворот запрещается:
– на пешеходных переходах;
– в тоннелях;
– на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
– на железнодорожных переездах;
– в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
– в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Итак, разворот напрямую не запрещен на участках дороги с односторонним движением.

Читаем ПДД далее, п. 8.12.

 

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.


Очевидно, понимать надо так, что задний ход это маневр, который запрещен на перекрестках и в тех местах, где присутствуют дорожные условия, перечисленные в тексте п.8.11.
Там нет ни слова про дорогу или проезжую часть, где движение организовано в одностороннем направлении.

Движение транспортного средства против направления движения по полосе противоречит п.1.4 ПДД. В то же время следует отметить, что кратковременное движение задним ходом относится скорее к маневрированию на проезжей части, за которое отвечает раздел №8 ПДД. Там запрета на движение задним ходом по дороге с односторонним движением нет.
Таким, образом, задний ход на односторонней дороге разрешается.

Основы движения задним ходом — задняя ось автомобиля, поворот руля, управляемые колеса

Теперь, когда освоены основные упражнения учебного вождения и управление автомобилем уже не кажется чем-то совсем недоступным, настало время поговорить о движении задним ходом.

Как вы думаете, а для чего вообще нужен задний ход в автомобиле? Обычно на этот вопрос мне отвечают, что для того, чтобы развернуться или выехать откуда-либо…

А если машина движется по прямой, как стрела, по автомагистрали, уже целый час и впереди еще несколько часов такой же езды, водителю в этот момент нужен навык движения задним ходом? Большинство отвечают на этот вопрос, что нет, не нужен. На самом деле очень даже нужен. Во-первых, сам принцип движения передним ходом позволяет сосредотачивать своё внимание на том, что происходит, последовательно. То есть сначала человек собрался с мыслями и с Божьей помощью стартовал, потом посмотрел — а туда ли я еду, при этом забыв уже о педалях; затем выясняется, что дорога пошла вправо, а значит нужно крутить руль — всё внимание сосредотачивается на руле и т. д. и т. п.

Проблема в том, что в один момент времени внимание сосредоточено на чем-то одном в ущерб всему остальному. Представьте себе водителя, который думает о том, как бы ему не заглохнуть. Как вы думаете, ему в этот момент есть дело до дорожных знаков или пешеходов?…




Рисунок 2.72 На начальных этапах обучения вождению у ученика в один момент времени внимание сосредоточено на чем-то одном в ущерб всему остальному.

Так вот, упражнения, выполняемые задним ходом, на самом деле учат вас не разворачиваться, а дробить своё внимание. В отличие от движения передним ходом, когда всё-таки можно сначала немного покрутить руль, затем поработать педалями, а потом снова покрутить руль, при движении задним ходом просто невозможно делать всё по очереди.

Движение задним ходом требует от водителя, чтобы в один момент времени он помнил о педалях, видел траекторию движения, крутил руль, слышал мотор, смотрел в зеркала и т. д.

После того, как вы освоите движение задним ходом и снова поедете вперед, большая часть вашего внимания высвободится (поскольку двигаться передним ходом гораздо проще). Эту высвободившуюся часть внимания легко можно перенести на отслеживание дорожной обстановки, что значительно повысит вашу безопасность. При этом сам процесс управления автомобилем (нажатие на педали и вращение руля) будет доведен до автоматизма.

Во-вторых, двигаясь на автомобиле вперед, нужно уметь пользоваться зеркалами заднего вида как при перестроении влево или вправо, так и просто для того, чтобы каждые три—пять секунд делать обзор по зеркалам, чтобы понимать, что творится позади машины. В-третьих, при вождении на высокой скорости счет идет буквально на мгновения, поэтому способность молниеносно воздействовать на все органы управления автомобиля позволяет сэкономить уйму времени для принятия нужного решения и адекватного воздействия на дорогу. Нужно понимать, что, умея ездить задним ходом, вы будете еще более уверенно и безопасно двигаться передним ходом. Думаю, это довольно серьезная мотивация, не правда ли?


Рисунок 2.73 Движение задним ходом требует от водителя, чтобы в один момент времени он помнил о педалях, видел траекторию движения, крутил руль, слышал мотор, смотрел в зеркала и т. д.

Очень часто, когда подходит время обучения заднему ходу, люди говорят: «О, нет… Этого я никогда не смогу сделать, это очень сложно!» На самом деле ничего сложного в этом нет. Нужно просто разобраться с основными проблемами, с которыми сталкивается человек на пути освоения движения задним ходом.

Первое, что нужно помнить при движении задним ходом, — это то, что когда автомобиль перемещается назад, его задняя ось едет первой. Поэтому все движения задним ходом нужно выполнять с мыслью о задней оси машины. Очень часто возникает путаница с тем, куда же крутить руль, чтобы добиться той или иной реакции — влево или вправо. Представьте себе, что мы смотрим на машину сверху и видим её колеса (рис. 2.74). Теперь давайте проанализируем, в какую сторону будет двигаться автомобиль задним ходом, если мы повернем руль вправо. Конечно, при таком положении управляемых колес передняя часть автомобиля вначале пойдет влево, но если мы сразу будем ду- мать о задней оси, то она, естественно, пойдет вправо. Поэтому правило можно озвучить так: «Куда хочу, туда кручу». То есть, хочу ехать вправо — кручу руль вправо, хочу влево — кручу влево. При этом на первом этапе обучения можно даже не обращать внимания на то, что при этом происходит с передней осью автомобиля.


Рисунок 2.74 Первый закон движения задним ходом — «думай о задней оси!» или «куда хочу, туда верчу».

Очень часто перед началом движения водитель не знает, в каком положении находятся управляемые колеса его автомобиля, и положение руля при этом совсем ничем не может ему помочь. Многие для этой цели открывают дверь и выглядывают или даже выходят из автомобиля, чтобы посмотреть на колеса. Наверное, такой способ имеет право на жизнь, но с точки зрения экономии времени и адекватного воздействия на автомобиль в условиях реального движения — это неправильно. Поэтому для того, чтобы понять, в каком же положении находятся колеса, нужно использовать изображение в лобовом стекле. Если передние колеса автомобиля были прямыми, то при движении назад предметы перед лобовым стеклом начнут просто удаляться. Для того чтобы это заметить, достаточно проехать 15—20 сантиметров назад. Если колеса автомобиля были повернуты в какую-то из сторон, то при движении назад машина сместится по дуге и изображение в лобовом стекле уйдет в ту сторону, куда в это время направлены колеса (рис. 2.75). Таким образом, если представить, что машина стоит на месте, а асфальт перед ней мало того, что начинает отдаляться относительно полки лобового стекла, но еще и уходит влево или вправо, значит, передние колеса машины в это время также повернуты соответственно влево или вправо. Причем, если колеса вывернуты до упора, то изображение в лобовом стекле начнет уходить в соответствующую сторону очень резко.




Рисунок 2.75 Куда уходит изображение, туда же направлены колеса.

При движении задним ходом нужно понимать, что автомобиль движется не так, как обычно — на поворот руля он реагирует с явным запаздыванием. Другими словами, при движении назад, после того, как водитель повернет руль в ту или иную сторону, машина еще некоторое время едет по прямой, а лишь затем, вспомнив, что нужно поворачивать, начинает поворачивать. И это зачастую вводит в заблуждение начинающего водителя. В связи с этим очень полезно помнить, какую траекторию машина выполнит при повороте руля на разные углы (рис. 2.76).


Рисунок 2.76 Разный поворот руля — разные траектории движения.

Я обычно рекомендую разделить положения руля на три части — поворот до упора, поворот на две трети до упора и поворот на треть. Так, если руль поворачивает из центрального положения до упора за полтора оборота, то, соответственно, такие положения будут при полутора оборотах, при одном полном обороте и при полуобороте руля. Получается, что если вывернуть руль до упора вправо, то заднее внутреннее к повороту колесо (в этом случае заднее правое), очертит окружность радиусом в два метра, а наружное к повороту колесо — радиусом два метра + ширина автомобиля. При этом положение кузова автомобиля относительно этих окружностей всегда будет проходить по касательной — как искры на колесе фейерверка. При двух третях выворота руля радиус поворота будет большим, при одной трети — еще большим, ну и при прямых колесах автомобиль поедет просто прямо назад. Такую сетку возможных траекторий очень полезно запомнить для того, чтобы знать, что если руль повернут на столько-то, то траектория движения автомобиля будет такой-то. После этого всё, что останется, — это мысленно приложить подходящую траекторию из памяти к реальной дорожной ситуации и повернуть руль на столько, сколько необходимо для выполнения данного маневра.

Когда мы ездили передним ходом, мы говорили, что поравнявшись средней стойкой с препятствием, можно поворачивать руль, то есть критерием возможности поворота передним ходом являлось прохождение средней стойки возле препятствия. Критерием же возможности поворота при движении задним ходом является прохождение заднего бампера по уровню препятствия. Стоит отметить, что зазор между бортом автомобиля и препятствием не должен быть меньше 30—40 сантиметров — это безопасный интервал, который очень хорошо можно проконтролировать с помощью зеркал заднего вида.

Другими словами, если препятствием на учебной площадке является фишка, то нужно поравняться с ней задним бампером и, если фишка при этом находится не ближе 30 сантиметров от автомобиля (рис. 2.77), можно смело поворачивать руль в её сторону, то есть, если фишка находится, например, слева, то и руль нужно поворачивать влево. После этого автомобиль опишет определенную дугу и объедет эту фишку.


Рисунок 2.77 При объезде фишки задним ходом на учебной площадке нужно поравняться с ней задним бампером и убедиться в том, что зазор между фишкой и бортом автомобиля не меньше 30-40 см.

При этом важно понимать, что, поскольку внутренний к повороту борт проходит возле фишки, то мы контролируем это, глядя в зеркало заднего вида. Однако не стоит забывать, что вся машина в это время разворачивается подобно вееру, а значит нужно проконтролировать также внешнюю диагональ, потому что, если, например, совершается поворот налево, а справа растет дерево, то случится очень неприятный сюрприз для водителя, не обратившего на это внимание.

Обратите особое внимание
Эта ошибка совершается очень часто — контролируя препятствие, находящееся внутри поворота, люди забывают о контроле внешней части автомобиля, хотя там в это время получается довольно внушительный радиус. В связи с этим, если вам нужно отъехать от стены задним ходом, то при повороте, например, налево (а стена находится справа), необходимо учесть замах автомобиля в размере не менее полутора метров — только в этом случае автомобиль не заденет эту стену (рис. 2.78).


Рисунок 2.78 Если необходимо отъехать от стены, находящейся сбоку, задним ходом, следует учесть замах автомобиля в размере не менее полутора метров — только в этом случае автомобиль не заденет эту стену.

Логичный вопрос — а что делать, если нет зазора в 30—40 сантиметров между бортом автомобиля и препятствием? Что если препятствие находится совсем близко к автомобилю? На самом деле ничего страшного в этом нет. Нужно понимать, что мгновенным центром разворота при движении задним ходом является внутреннее к повороту заднее колесо. Соответственно, если автомобиль поравняется с препятствием осью заднего колеса, а зазор при этом будет составлять всего пять сантиметров, то даже в этом случае можно спокойно поворачивать и машина спокойно его объедет.

Как же с места водителя определить, где находится задняя ось автомобиля? Всё очень просто. Если вы смотрите, обернувшись, внутри салона, то задняя ось находится примерно под подголовниками задних пассажиров. Если вы смотрите в наружное зеркало заднего вида, то это практически ручка задней двери. Если помните, когда мы обсуждали настройку наружных зеркал, то говорили, что необходимо настраивать зеркала так, чтобы в их нижнем углу были видны ручки задней двери. Если у вас двухдверный автомобиль (например, спортивное купе), то нужно найти соответствующие ориентиры в виде, например, выступающих арок или чего-то подобного. Таким образом, если автомобиль поравнялся ручкой задней двери (или другим выбранным ориентиром) с препятствием, то, даже если зазор между препятствием и бортом автомобиля составляет пять сантиметров, можно смело поворачивать руль в сторону препятствия — машина уверенно объедет его (рис. 2.79). Очень важно понимать, что зазор между автомобилем и препятствием — это видимый просвет по всей высоте автомобиля. Мало просто видеть препятствие в зеркале заднего вида. Нужно, чтобы между этим препятствием и машиной присутствовал просвет — только в этом случае автомобиль сможет объехать препятствие.


Рисунок 2.79 Мгновенным центром разворота при движении задним ходом является внутреннее к повороту заднее колесо. Если автомобиль поравняется с препятствием осью заднего колеса, а зазор при этом будет составлять всего пять сантиметров, то даже в этом случае можно спокойно поворачивать и машина его объедет. Однако просвет между препятствием и машиной должен быть по всей высоте — только в этом случае автомобиль сможет объехать препятствие.

И еще один важный момент, который нужно учитывать при движении автомобиля назад. Наверняка, если вы уже пробовали ездить на машине задним ходом, то обратили внимание на то, что она начинает ехать как-то очень быстро. Это связано с конструктивными особенностями задней передачи механической коробки — она всегда мощнее первой передачи, то есть динамика разгона при прочих равных условиях на передаче заднего хода выше, чем на первой. Именно поэтому машина обычно очень мощно срывается назад, хотя при этом педалями мы делаем все те же самые действия.

В связи с этим, для того чтобы плавно тронуться задним ходом, необходимо придержать сцепление на сантиметр-полсантиметра ниже, чем, если бы вы делали это для первой передачи.


Рисунок 2.80 Задняя передача механической коробки передач мощнее первой передачи, поэтому чтобы плавно тронуться задним ходом, необходимо придержать сцепление на сантиметр-полсантиметра ниже, чем, если бы вы делали это для первой передачи.

Кроме того, часто случается следующее: когда водитель движется задним ходом, он сильно передерживает сцепление и таким образом просто «спиливает» его, то есть изнашивает раньше времени. Как же ездить задним ходом медленно, долго и аккуратно, но при этом еще и не «убивать» сцепление? В общем-то, всё очень просто — ситуация, как и раньше, связана с подъемом педали сцепления. Как и раньше, мы поднимаем педаль и, чувствуя, что подняли высоковато, снова поджимаем. Однако, если поднимать педаль сцепления до точки срабатывания и тут же поджимать ее обратно (необязательно в пол, а просто чтобы вывести из зоны срабатывания), не дожидаясь реакции автомобиля, то машина, получив короткий импульс, катнется вперед и снова начнет терять скорость; как только вы почувствуете, что скорость начинает падать, нужно снова «подтолкнуть» автомобиль таким же образом — приподняв и тут же поджав педаль. «Подталкивая» машину снова и снова короткими импульсами работы сцепления, можно сколько угодно долго двигаться задним ходом, причем со скоростями полкилометра в час или того меньше. При этом сцепление будет изнашиваться значительно меньше.


Рисунок 2.81 «Подталкивая» машину снова и снова короткими импульсами работы сцепления, можно сколько угодно долго двигаться задним ходом, причем со скоростями полкилометра в час или того меньше. При этом сцепление будет изнашиваться значительно меньше.

Вот и всё, что нужно знать перед тем, как приступить к практическим занятиям по движению задним ходом на автомобиле, о чем мы поведем речь уже в следующем разделе нашей книги.

Движение на автомобиле задним ходом | Основы управления автомобилем

Основы управления автомобилем

Движение автомобиля задним ходом целесообразно рассматривать не как самостоятельное перемещение, а как часть целого, общего процесса движения.

Элемент «движение назад» используется в огромном числе случаев, начиная от просто «сдать назад» до сложных маневров, в которых применяется движение «задом-наперед».

Это и въезд или выезд с места стоянки, и как способ развернуться в ограниченном пространстве, и как способ заехать в узкое место или способ обеспечить удобный выезд, а также во многих других случаях, когда перемещение задним ходом целесообразно.

Первое, с чем вы столкнетесь, когда начнете движение на автомобиле задним ходом, это ощущение того, что автомобиль едет не туда, куда хочется, и что он все время норовит свернуть в сторону.

Это ощущение объясняется тем, что направляющие колеса автомобиля как бы «поменялись местами».

При обычном движении вперед рулят передние колеса, задние колеса своего положения относительно поперечной оси не меняют.

Во время движения задним ходом управляющие колеса теперь находятся «сзади», по этой причине ваше ощущение траектории движения немного изменяется.

Для того чтобы научиться ездить задним ходом, необходимо сначала понять, как автомобиль поворачивает в процессе движения «задом», затем, научиться выполнять повороты направо и налево «задом-наперед».

Вариант «сдать назад», т.е. откатиться по прямой линии назад, трудностей не представляет. Поэтому, его не рассматриваем.

Процесс поворота автомобиля кратко изложен в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка — там есть схема поворота и изменение габаритной ширины автомобиля в процессе поворота.

Для общего понятия физики поворота еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.

 

Как научиться ездить задним ходом

Для того, чтобы поехать назад, а также для выполнения поворотов направо и налево во время движения задним ходом понадобится занять соответствующую позу за рулем. Перед вами задача не только ехать назад, а еще и видеть, куда вы едете.

Для этих целей есть два способа посадки. Первый способ – это обычная посадка, при которой вы держите руль двумя руками, и ориентируетесь по зеркалам заднего вида. Способ вполне приемлемый, но требует умения использовать зеркала.

Второй способ – посадка вполоборота, когда вы вращаете руль одной рукой и смотрите назад через заднее стекло. Процесс вращения руля в этой позе рассмотрен в статье Управление автомобилем. Часть 2. Руление.

Используя второй способ, можно наклониться таким образом, чтобы голова располагалась посередине, между спинками сидений, и взгляд был направлен в заднее стекло по осевой линии автомобиля. При такой посадке траектория движения контролируется лучше всего.

Посадка вторым способом более «грубая», но именно она является самой удобной в ориентировании. В идеале, лучше уметь пользоваться и тем и другим способом, но в рамках данной статьи рассмотрим только второй вариант.

Для успешного выполнения поворотов во время движения автомобиля задним ходом потребуется запомнить несколько правил.

  • Двигаться на автомобиле задним ходом следует с минимально возможной скоростью;
  • Автомобиль поворачивает в ту же сторону, куда поворачивается рулевое колесо. Это значит, если, двигаясь задним ходом, вращаете руль вправо — автомобиль поворачивает направо назад, если вращаете руль влево — автомобиль, соответственно, будет поворачивать налево назад;
  • Поворачивать руль желательно одной рукой. При движении назад прямо и направо руль вращает левая рука, правая при этом опирается на спинку правого сиденья. При движении назад налево, руль вращает правая рука, корпус повернут влево, а левая рука упирается локтем в спинку или размещается на спинке вашего сиденья;
  • Смотреть нужно на ту точку, где хотите оказаться через несколько мгновений, одновременно вращением рулевого колеса направляя багажник автомобиля на нужную траекторию;
  • При завершении поворота возвращать руль в положение прямо нужно чуть раньше, чем автомобиль выйдет на прямую линию.

Очень важно развивать в себе ощущение автомобиля. Например, насколько нужно довернуть руль, чтобы направить колеса на необходимую дугу. Этот навык приходит с тренировками.

Для начала рекомендуется на свободной площадке научиться объезжать задним ходом условные углы прямоугольника. Сначала с поворотами направо, затем с поворотами налево.

После того как простые повороты будут освоены, можно постепенно усложнить упражнения. Например, сузить «коридор» движения.

На дорогах общего пользования помимо техники движения задним ходом (чтобы ни с кем не столкнуться) ПДД требуют перед началом маневров включать соответствующие указатели поворотов:

  • Движение назад-вправо: включаете указатель правого поворота;
  • Движение назад-влево: включаете указатель левого поворота.

 

Ниже будет рассмотрен один небольшой пример, в котором движение задним ходом используется наиболее часто.

Разворот задним ходом

Бывает необходимость развернуться на участке, но наличие свободного места не всегда позволяет сделать это с одного захода. Например, на небольшой территории, в тесном проулке или в узком гаражном проезде.

В таких ситуациях наиболее подходящим маневром будет разворот в три приема, одним из элементов которого является движение задним ходом. Разворот таким способом входит в число экзаменационных упражнений в ГИБДД.

Представьте, что ваш автомобиль стоит у правого края дороги, и вам необходимо развернуться. Ширина дороги должна быть больше длины вашего автомобиля, иначе вы не сможете выполнить разворот.

Необходимо помнить, что на стоящем автомобиле повернуть рулевое колесо довольно трудно (если нет усилителя), поэтому начинать вращать его есть смысл во время старта, когда колеса уже покатились.

Можно воспользоваться следующим планом действий.

  1. Включаете первую передачу, начинаете движение, и сразу быстро поворачиваете руль влево до упора. Движетесь по дуге к левой стороне дороги.
  2. Когда автомобиль начнет приближаться к левому краю дороги, выжимаете сцепление и сразу, пока колеса еще немного катятся, поворачиваете руль вправо до упора или на сколько получится. Доехав до края дороги, останавливаетесь. Теперь вы готовы к движению назад.
  3. Включаете заднюю передачу и начинаете движение назад, одновременно доворачивая руль вправо, если не получилось это сделать перед самой остановкой.
  4. Как только автомобиль отъедет назад на достаточное расстояние, выжимаете сцепление и, опять же, пока колеса катятся, быстро вращаете руль, и поворачиваете передние колеса влево. Останавливаете машину.
  5. Теперь включаете первую передачу и начинаете движение вперед, но уже в обратную сторону. Разворот окончен.

Если трех приемов будет недостаточно, то нужно будет повторить манипуляции «назад – вперед» необходимое число раз. Более подробно разворот задним ходом в возможных вариантах описан в статье Выполнение разворота. Часть 1.

 

Рассмотренная выше схема является только техникой выполнения разворота. На дороге еще придется наблюдать дорожную обстановку — смотреть в зеркала и крутить головой, и обязательно подавать сигналы поворота.

В реальных дорожных условиях нередко придется выезжать «задом» с места стоянки (парковки) в условиях ограниченной видимости, например, с боку будет стоять большой фургон и закрывать собой дорогу.

Процесс выезда бывает довольно напряженным. В таких случаях, кроме включения «поворотников», необходимо будет усиленно контролировать движение проезжающих ТС.

Что и как делать в таких случаях описано в статьях Выезд с парковки задним ходом и Задний ход на парковке.

Но, все это пригодится потом, когда водительское удостоверение уже будет в кармане, а до тех пор есть смысл тренироваться, т.е. практиковаться в безопасном месте. Впрочем, продолжать тренироваться можно и нужно, даже имея ВУ.

Для тренировки можно соорудить условные ворота условного гаража (поставить ориентиры по периметру). Нужно будет пытаться заехать в условный «гараж», начиная движение с разных сторон на разных углах въезда. И повторять заезд — выезд, запоминая, как себя ведет автомобиль.

Перечисленные упражнения очень хорошо развивают способность чувствовать автомобиль.

Среди бывалых водителей бытует такое мнение: если вы научились ездить задним ходом, то считайте, что «передом» вы уже поехали. Это больше относится к ощущению автомобиля, что немаловажно.

Еще можно добавить, что заезд задним ходом в условный (или настоящий) гараж, является хорошей тренировкой для большинства способов постановки автомобиля на стоянку (парковку).

Поэтому, целесообразно потратить немного времени, и отработать эти движения в условных границах. Упражнения «разворот» и «заезд в бокс» придется сдавать на экзамене в ГИБДД, так сказать, в «полевых» условиях, т.е. на реальной дороге.

Зато потом, в самостоятельной практике, вы сможете без опасений заехать задним ходом в любой проулок.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворотаУправление автомобилем. Часть 9. Парковка >>

Движение задним ходом с прицепом

Главной проблемой для каждого начинающего водителя автопоезда становится движение и маневрирование задним ходом. Легковой прицеп, нагруженный несколькими мешками картошки, очень послушен и предсказуем при прямолинейном движении по дороге, но становится  настоящим неуправляемым монстром при необходимости сдать задним ходом.

В данной статье мы постараемся описать общий принцип движения задним ходом с прицепом, дать несколько советов и помочь новичкам освоить этот непростой маневр.

Первое, что необходимо сделать при начале движения задним ходом – это удобно сесть. Удобно это значит развернуться в пол оборота вправо, взяться правой рукой за пассажирское сиденье, левая рука на рулевом колесе. Такое положение наиболее удобно для новичка, так как наблюдать за движением прицепа легче через заднее стекло автомобиля. Если у вас прицеп с высоким тентом, то придется дополнительно смотреть в боковые зеркала, что значительно сложнее для начинающего.

Новичку начинать движение задним ходом с прицепом нужно только тогда, когда прицеп и автомобиль  стоят ровно в одну линию. Не пытайтесь начинать сдавать назад, если прицеп стоит под углом к автомобилю, вряд ли у вас получиться его выровнять. Чтобы выровнять прицеп необходимо проехать вперед и поставить его на одну прямую с автомобилем, только после этого можно начинать сдавать назад.

Главное, что необходимо запомнить новичку при езде задним ходом с прицепом — это то, что для поворота прицепа в одну сторону, руль нужно крутить в противоположную. Это значит, что если вы хотите, чтобы прицеп при движении задним ходом повернул налево, руль необходимо выкручивать вправо и наоборот. Для многих начинающих водителей это становится проблемой, но это четко нужно запомнить и довести до автоматизма.

Начинать движение задним ходом нужно очень плавно, двигаться медленно и избегать рывков. При движении назад, прицеп будет постоянно стремиться отклониться от прямолинейного движения и это неизбежно. Чтобы удержать прицеп от отклонений необходимо постоянно подруливать, не забывая при этом, что руль крутить надо в обратную сторону. При отклонении прицепа от намеченной траектории на 15 градусов и более, не пытайтесь выровняться, скорее всего сделаете только хуже. Лучшим решением будет остановиться, протянуть прицеп вперед до его выравнивания и только после этого продолжить движение задним ходом.

Стоит отметить, что управлять прицепом с более длинной базой немного легче, короткие прицепы более  маневренны и чутки к поворотам рулевого колеса. Длинные прицепы проще выровнять при езде по прямой, однако в силу их больших габаритов, они требуют гораздо больших усилий, если требуется повернуть задним ходом в ограниченном пространстве или под углом 90 градусов.

И напоследок хотим отметить — двигаясь задним ходом с прицепом, не торопитесь! Если вы видите, что что-то пошло не так, остановитесь и обдумайте ваши дальнейшие действия. Не стесняйтесь выйти из автомобиля и оценить обстановку, а при необходимости попросить пассажира или прохожих помаячить вам, ведь это намного проще, чем потом оплачивать ремонт своего или чужого автомобиля.

Перед выездом в город обязательно потренируйтесь в вождении с прицепом задним ходом где-нибудь на большой и свободной площадке, никакое чтение теории или просмотры видео не заменят вам практику. Найдите несколько оранжевых конусов или замените их пластиковыми бутылками, они могут здорово вам помочь, имитируя условные препятствия.

В нашем видео вы можете наглядно ознакомиться с правилами маневрирования в ограниченном пространстве, в том числе задним ходом.

Возврат к списку

«Движение задом — наиболее сложный и опасный маневр»

Новые машины в США будут оборудованы камерами заднего вида. Национальное управление по безопасности дорожного движения приняло новые технические стандарты. Документ опубликован на сайте Министерства транспорта страны. С 1 мая 2018 года нововведение коснется всех выпускаемых легковых автомобилей, автобусов и грузовиков массой до 4,5 тонн. По мнению американских специалистов, это поможет снизить на 30% число ДТП, которые случаются при движении назад. Эта мера не поможет водителям стать более внимательными, считает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

«Все системы, которые придумывают, ноу-хау, связанные не только с камерами, но и с системами ABS, навигационными системами, с автоматическими коробками передач — все это расслабляет внимание водителя. То есть производитель стремится к тому, чтобы прийти к какой-то дополнительной безопасности, каким-то улучшениям, но на самом деле получается, наоборот, что вопрос безопасности не стоит у людей», — пояснил Еременко.

Согласно новым требованиям, водитель должен видеть на мониторе участок за автомобилем длиной в шесть метров и шириной в три метра. В стандартах прописаны размер изображения, а также скорость включения и отключения камер. Видеообзор может помочь еще на этапе обучения вождению и тем более при последующей эксплуатации автомобиля, особенно если это крупногабаритный транспорт. Так считает глава Гильдии автошкол Сергей Лобарев.

«Действительно, для водителей транспортных средств категории C, D и Е движение задом — наиболее сложный, наиболее опасный маневр. Большая «мертвая зона» у водителей во время подачи автомобиля назад. Они в основном, конечно, занимаются грузоперевозками. Именно поэтому все опции, все возможности для водителя лучше видеть свои габариты, особенно подача задним ходом, приветствуются. Так что мы выступаем за такую инициативу и готовы поддержать в России данное нововведение», — заявил Лобарев.

В России такая мера позволила бы использовать видеозапись как доказательство в спорных случаях. Так считает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

«По сложившейся практике, если машина сдает задом, а ее водитель потом заявляет, что не он «приехал», а в него «приехали», то при отсутствии записи очень трудно доказать, что именно он двигался задом, а не задний ехал вперед. Что касается возможности появления такого законопроекта, то я это не исключаю, но не думаю, что эта проблема очень актуальна. Наши водители отличаются довольно большой внимательностью и при движении задним ходом все-таки проявляют осмотрительность. Тем более, как показывает практика, у нас пока не проходят законопроекты, которые обязывают ставить на автомобили какие-то дополнительные приборы, такие как «алкозамки» и тому подобное. Думаю, что даже если такая инициатива возникнет, я оцениваю вероятность ее прохождения как не очень высокую», — отметил Радько.

Сейчас приблизительно две трети самых продаваемых моделей автомобилей в Америке уже оснащаются камерой заднего вида. За год до вступления закона в силу камеры собираются устанавливать на 40% всего автотранспорта в США.

Зера Черешнева

Учимся маневрировать задним ходом — Автошкола Ганг-Люкс, качественное обучение вождению по категориям В, В1, ААвтошкола Ганг-Люкс, качественное обучение вождению по категориям В, В1, А

Маневры задним ходом являются довольно сложным искусством. Особенно для начинающих автомобилистов. Для того, чтобы уверенно чувствовать себя на дороге и не создавать аварийных ситуаций, следует практиковать маневренность на специальных площадках или на пустырях. Лучше потратить на это обучение большое количество времени, чем потом быть виновником дорожно-транспортного происшествия или центром насмешек. Не верь зеркалам, верь своим глазам Это правило следует заучить как аксиому. При движении задним ходом не доверяйте автомобильным зеркалам. Зеркала заднего обзора являются дополнительным источником информации и не более. Их обзор очень ограничен. Если вы будете полагаться только на зеркала, то запросто сможете не заметить пешехода или автомобиль, приближающийся к вам с боку. Для правильного и полноценного осмотра задней и боковой части дороги относительно вашего автомобиля следует развернуться и самому осмотреть это пространство. Сядьте вполоборота на сиденье и посмотрите на заднюю часть дороги через правое плечо. Только так вы сможете получить наиболее полную картину происходящего сзади вашего автомобиля. В начале, такие развороты туловища могут показаться громоздкими и неудобными. Однако, это просто дело привычки. Уже через 2-3 тренировки ваше тело примет такие маневры как единственно правильные. Чем тише едешь, тем дальше будешь Этот пункт, наверное, понятен каждому, даже начинающему водителю. Движение автотранспорта задним ходом должно выполняться только на маленькой скорости. Для плавного и медленного движения педаль сцепления следует отпускать лишь до момента начала движения автотранспорта. Для увеличения скорости движения достаточно слегка отпустить педаль сцепления. При слишком быстром движении автотранспорта задним ходом повышается риск создания аварийной ситуации. Чем меньше видимость при движении задом, тем меньше должна быть скорость двигающегося автомобиля. Сигнальные огни Во время движения автотранспорта задним ходом, водителю лучше отстегнуть ремень безопасности. Так повысится мобильность водителя. Обязательно следует включать сигнальные поворотные огни, которые соответствуют движению задом. При сложной ситуации на дороге, движение задом следует оповещать аварийными сигналами. Помните, что при задних маневрах передняя часть транспортного средства всегда смещается в сторону. Берегите передние крылья и соседние машины.

Обучение движению назад и вперед

Какие советы помогут избежать проблем с поведением и обеспечить радость движения в классе? Возможно, вы захотите использовать обратный и прямой мыслительный процесс.

НАЗАД

Сначала представьте, каким поведением и способностями вы бы хотели, чтобы ваши дети развили. Какие концепции и навыки желательны? Вы захотите, чтобы они двигались уверенно и безопасно. Вы захотите, чтобы они были музыкальны в своем движении и могли охватить цели 21-го века в области коммуникации, творчества, критического мышления и сотрудничества.Вы захотите, чтобы они становились все более и более подвижными.

Перед тем, как начать преподавать, задайте вопрос: «Что моим ученикам нужно знать для этого?» Я называю это отсталым учением. Люди, занимающиеся учебной программой, называют это «Начни с конца». Мы хотим, чтобы дети осмысленно импровизировали с движениями, а также прогрессировали в логической последовательности традиционных танцевальных шагов и словаря движений. Детям нужно, образно говоря, ползать, прежде чем они смогут ходить или бегать. Творчество не бывает пустым.

Попробуйте подумать о том, что необходимо для достижения вашей конечной цели. Например, ваша конечная цель может заключаться в том, чтобы дети двигались небольшими группами, чтобы создать танец ABA, демонстрируя их понимание различных действий усилия под выбранную музыкальную пьесу. Что им нужно знать, чтобы это сделать? Частично ответ кроется в цели. Они должны уметь: 1) работать в малых группах, 2) иметь опыт работы с формой ABA и 3) кинестетически знать действия, связанные с усилием. Зная группу детей в вашем школьном сообществе, внимательно посмотрите на каждую из этих областей.Научились ли они работать в небольших группах и перемещаться в доступном вам пространстве? Могут ли они уважать личное пространство и пространство в классе? Могут ли они поддерживать безопасную среду, в которой все идеи приемлемы, слушают и смотрят внимательно, воодушевляют других и позитивно вносят предложения для большей ясности или улучшения? Если эти навыки не работают в высокой степени, значит, они еще не готовы к большому проекту при работе в группах. Вместо этого, мысля задним числом, им нужны более мелкие проекты и мероприятия для закрепления определенных выявленных моделей поведения и моделей.

Создание игр

Создавайте игры, чтобы научить их навыкам и развить их в будущем. Например, используйте игру «Заморозь и перемести», чтобы обозначить границы пространства в комнате и ввести словарный запас движения. Если учащимся трудно вести себя приемлемым для вашей среды образом, может быть разумным позволить двигаться только нескольким учащимся, в то время как другие будут активными наблюдателями. Позже обсудите, что прошло хорошо, а что может сделать еще лучше. Я всегда находил игры-вызовы полезными, особенно когда речь идет о личных или классовых задачах: можете ли вы двигаться очень медленно с каждой частью тела на всем протяжении? Как быстро вы можете двигаться, не касаясь? Можете ли вы сосредоточиться на одном объекте и не позволять никаким смешным рожицам или звукам нарушать вашу концентрацию? Можно ли в эту игру играть без разговоров? Давайте найдем небольшую группу детей, которые могут составить круг и сохранять его форму, когда мы будем двигаться вправо.

Оцените свою ситуацию

Обратное обучение также включает в себя ваши максимальные усилия для оценки вашего школьного сообщества и того, что возможно. Если вы можете оставаться в школе год за годом, у вас больше возможностей для создания культуры музыкальной комнаты. Если вы видите своих детей два-три раза в неделю, вы можете добиться большего, чем те, кто видит своих детей один раз в неделю, в течение шести-девятидневного цикла или те, кто учат на тележке. Если вас каждый год переводят из школы в школу, ваши ожидания должны быть скорректированы, но знайте, что в ваших усилиях вы лучший учитель в этой ситуации.Если вы преподаете в школе, где культура заключается в том, чтобы дети гармонировали, а не выделялись, ваши уроки могут сильно отличаться от культуры сообщества, которая поощряет выделение. Самое главное, отнеситесь к своей ситуации с позитивным настроем и гордитесь своей работой. Ищите лучшее в своих детях.

Будьте реалистичны

Посещение семинаров, конференций и курсов, где вы видите прекрасные уроки, вдохновляет. Часто возникает тенденция воссоздать то прекрасное время, которое вы провели в классе; но подожди.Возможно, вы захотите оглянуться назад. Как ведущему это удалось? Что нужно детям, чтобы добиться хорошего результата? Что я могу сделать, чтобы закрепить этот положительный опыт обучения меньшими порциями? Это может означать отказ от части того, что вы испытали, но поиск того, что можно использовать, включить или изменить.

Имитация — Исследование — Создание

Будучи молодым «Орффаном», я влюбился в эту концепцию. Однако в классе это было непросто.Требовалось больше, чтобы помочь мне — и детям — перейти от подражания к исследованию, а затем к творчеству. Обладая даром опыта, я предполагаю, что имитаций хороших, искусных моделей необходимы в начале, независимо от того, маленькие ли дети, или начинающие концепцию в любом возрасте. Предоставление студентам возможности для творчества в этих примерах открывает двери для их участия и дает им понять, что их идеи имеют значение. Игры способствуют исследованию концепций и навыков, которым вы обучаете; Далее следует определение этих концепций и их маркировка.За этим следует много практики, включая создание ситуаций, в которых дети могут создать свои собственные структуры, используя имеющиеся у них знания… с напоминаниями и подсказками со стороны учителя. Наконец, вооруженные опытом и практикой в ​​общении, критическом мышлении и сотрудничестве, они готовы импровизировать, создавать и составлять более крупные проекты со смыслом.

Несколько дополнительных советов

  • Прося свой класс проявить творческий подход, всегда предлагайте несколько различных идей о том, как можно достичь цели.Если вы приведете только один пример, они попытаются скопировать то, что вы сделали. Используйте открытые вопросы, когда детей просят найти решение без модели.
  • Темпы ваших занятий в классе требуют размышлений. Важно, чтобы дети двигались (от одного занятия к другому, а также через само движение) и занимались им.
  • Чем больше их концентрация улучшается в результате деятельности и возраста развития, тем больше можно ожидать от них более глубокого изучения, импровизации, творчества и мыслительного процесса; таким образом, все меньше и меньше действий за сеанс.Здесь учитель пытается оценить, где они находятся и что им нужно.

ПЕРЕДНИЙ

Если вы хорошо продумали обратное планирование в рамках подготовки к вехам, которых хотите достичь вместе со своими учениками, обучение вперед — это действительно весело! Вы сможете беззвучно хвалить себя, потому что вы поняли, что нужно детям, и они это сделали! Что дальше? Но подождите, у вас уже есть следующая цель, потому что вы оттуда пошли в обратном направлении.Иногда вы обнаруживаете, что дети намного опережают вас, и вам нужно быть готовым бросить им вызов. Возьмите их идеи и позвольте им помочь сформировать следующий процесс. Иногда вы прыгаете слишком быстро и вынуждены отступать, спрашивая: «Что им нужно было знать, чтобы этот урок сработал?»

Эта статья началась как статья о движении, но, размышляя о советах по обучению движению, я знаю, что мыслительный процесс ничем не отличается от преподавания любой другой части учебной программы Орфа. Единственная разница — это среда.Чтобы обучать движению, вам нужна свобода в области движения. Вы можете научить только тому, что знаете. Помимо занятий народными танцами, йогой, фитнес-программами, балетом, чечеткой или другими видами танцев; чтение о танцах; или даже просматривая примеры движений / танцев на YouTube, постарайтесь сохранить свои двигательные способности как можно более легкими. Вы хитрая модель.

В заключение, Орф был в моей основе из-за философии и бесконечных способов «поймать» ребенка с помощью музыки, танцев, выступлений и театральных постановок.Будучи молодым учителем, я большую часть времени пытался понять, что мне делать. Когда был открыт мыслительный процесс обратного обучения, он стал чрезвычайно полезным при планировании того, как двигаться вперед.

обратное движение в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Исследуются алгоритмы генерации различных аллюров, а именно: одношаговые походки с назад, , , движения и отказоустойчивыми характеристиками, и многоступенчатые походки с признаком стоячей волны.

Фаза поддержки тела состоит из прямого назад движения четырех ног одновременно.

Следующая стратегия представляет собой полное описание движения назад, , , .

Это позволяет оборудованию выполнять множество циклов распыления-экстракции независимо от движения вперед или назад машины.

Из

Википедия