Лукойл или роснефть что лучше – какой бензин, масло или топливо лучше

Содержание

какой бензин, масло или топливо лучше

Роснефть или ЛУКОЙЛ, чей бензин и масло заливать в автомобиль? В этом обзоре поговорим о продукции двух нефтяных гигантов и опровергнем слухи о слиянии.

ЛУКОЙЛ — частная компания, одна из ведущих игроков топливно-энергетического рынка России наравне с Роснефтью, хотя, по главным производственным показателям лидером является последняя.

Слухи о поглощении

Периодически в прессе появляются слухи о том, что Роснефть поглощает ЛУКОЙЛ. В некоторой степени порождает их экспансионистская политика государственной нефтекомпании. Так, в 2013 компания Игоря Сечина завершила поглощение ТНК, а после присоединила Башнефть. Стали возникать предположения, что следующие шаги будут в направлении ЛУКОЙЛа.

Опровержение

Так как тема угрозы поглощения регулярно всплывает, глава ЛУКа Вагит Алекперов, вынужден опровергать не соответствующие действительности слухи. Он заявляет, что не существует механизма поглощения. Пакеты акций можно купить на бирже, но на данный момент продавать свои активы владельцы не намерены. Компания не продаётся, в то время как ТНК продали акционеры, да и Башнефть была выставлена на продажу.

Кроме того, официальных предложений не поступало, не проводились и переговоры.

Алекперов говорит, что компания и в дальнейшем планирует оставаться частной. Никакой угрозы поглощения нет. И речи о том, что ЛУКОЙЛ покупает Роснефть нет.

Сравнение бензина

Что лучше ЛУКОЙЛ или Роснефть в розничном сбыте? Это мы и попробуем выяснить в сравнительном анализе бензина и моторного масла.

Если анализировать состав на примере 95 бензина по параметрам октанового числа, содержания сернистых и ароматических соединений, фракционного состава, то выясняется, что все показатели в пределах нормы. Качество бензина примерно одинаковое:

Показатели качестваНорма по ГОСТуЛУКОЙЛТНК
Октановое число95,095,995,0
Массовая доля серы, мг/кгНе более 105,77,3
Объемная доля ароматических углеводородов, %Не более 35,034,528,1
Цена за литр на 201844,945,8

Принимать решение, какая заправка лучше, можно ориентируясь на ценовую политику, бонусные программы и территориальное расположение.

Сравнение моторных масел

Рассмотрим сравнение масел этих двух отечественных производителей по цене, популярности и эксплуатационным и техническим параметрам на примере синтетического масла вязкости 5w-40. Отметим категории, в которых данная компания имеет преимущество перед конкурентом.

Показатели качестваЛУКОЙЛРОСНЕФТЬ
Зола сульфатная, %1,161,01
Массовая доля серы, мг/кг0,2300,680
Щелочное число, мг КОН на 1г.6,010,24
Цена за 4 литра, рОт 1390От 1120

Роснефть. Ниже стоимость, ниже показатель зольности, опережение по критической нагрузке, нагрузке сваривания и индекса задиры.

Лукойл. Более популярно, пониженное содержание серы, лучше индекс вязкости, не провоцирует большИй расход топлива, лучше моющие характеристики.

Что лучше для конкретного автомобиля и его владельца, стоит решать исходя из тех условий, в которых вы эксплуатируете автомобиль.

Определенно можно сказать, что по качеству обе компании держат марку. Сравнение ЛУКОЙЛа и Роснефти по цене выводит немного вперёд государственный бренд — стоимость продукции несколько ниже. Несмотря на это, он несколько менее популярен у потребителей, хотя приверженцев достаточно.

Смотрите также видео-обзор на бензин разных производителей.

lukoilazs.ru

Что лучше АЗС ( Роснефть или Лукойл) Ваши отзывы и мнение ! ответы

Ну, Лукойл, Лукойлу рознь, в городах нормально, а на трассе не советую, точнее не все советую, а Роснефть нормально.

У нас нету Роснефть, я про них молчу, а Лукойл, нормально)))

Заправляюсь на Лукойле — бензин нормальный.

обе чмыри ни как не нажруться деньгами, скоро жопыв полопаються 29 руб за литр это просто о. еть

залила 55 литров Роснефти и отмахала с удовольствием 600 км а потом долила 20 литров Лукойл 95 ЭКТО и еще 300 км и разницы не почувствовала

там и там бензин с водой смешавают для приболи! ! так что разнице нет

Скажу Дима одно, бывает и на Луколе химичат, также и на Роснефти..

это как лотерея. заправлялся на лукойле а недавно попал. чих пых холостой ход 1800 об. датчик дросельный менял. да и на роснефте иногда еле едит.

если АЗС принадлежит НК то без разницы, а если под вывеской работает то тож и на той и на той говна плеснуть могут

химичат везде. заправляюсь в лукойле 95-м ибо батя подарил ликард. я доволен. на море ездил заливался на роснефти. кроме цены разницы не почуял

на роснеф диз-топливо упал холс ход

разницы никакой, кроме цены.

Сегодня заправлялись по адресу г. Краснодар ул. Уральская 204/3 дали 1000 руб нас заправили на 1700 мы сказали сливать бензин т. к. заплатили 1000 и хотим на 1000 доплачивать денег нет, на что администратор АЗС в грубой форме просила оплатить 700 руб сливать бензин отказалась. После администратор позвонила директору, он попросил нас к телефону, по телефону объяснили ситуацию директору на что он ответил «ищи деньги, звони друзьям пусть везут». Попросили книгу жалоб предложений, на что нас игнорировали, в уголке потребителя книги не было!!! спустя минут 5 с раза 7 нашей просьбы принести «книгу жалоб и предложений» , когда начинали писать отзыв, девушка начала отбирать книгу. Остались очень плохие впечатления о вашей кампании, получается вы заставляете покупать лишний бензин!

У Лукойла больше прибыль и меньше долги .

touch.otvet.mail.ru

Синтетические масла: наши или ненаши?

Можно ли доверять отечественной синтетике — или ну ее, импорт все равно лучше? Очередное масляное исследование провели Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского технического университета Александр Шабанов.

ENEOS Gran-Touring

Лет десять назад российской синтетики просто не было в природе. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас?

Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W-40 (ЗР, 2010, № 3, 4). Тогда отечественные масла почти не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем-то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику — восемь образцов.

О классификации современной синтетики — в «Нашей справке» (в конце статьи). Как обычно, все масла обезличили, закодировав образцы. Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасов в одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории — эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний. Затем в другой аккредитованной лаборатории измерили основные физико-химические параметры (ФХП) образцов и в заключение раздали пять премий — в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экстремальная защита», «Экология», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах».

Как выбирали участников? С российской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ-Люкс» (новинка), а также хорошо известные ТНК-Magnum и «Роснефть-Premium». Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL-Ультра» и «ТОТЕК-Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любопытно, что все эти масла разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL-Ультра». Кстати, последнее обстоятельство фактически лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса.

С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов и предпочли менее раскрученные. Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы выравнять исходные условия для наших и ненаших. И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах. Группу продуктов на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme (API SL/CF), полностью синтетические масла — японское ENEOS Gran-Touring (API SM), а за самую современную группу — эстеровые масла — отвечало бельгийское Xenum X1 (API SM/CF).

Экономичность и мощность

Листаем протокол. Об экономичности мы судили по количеству топлива, затраченному на стандартный цикл испытаний. Лучший результат показало самое продвинутое масло на эстеровой основе — Xenum X1. По отношению к эталонному минеральному оно сэкономило почти 9% топлива — это очень много! Но продукт под такие характеристики и создавался, а энергосберегающий эффект заявлен в описании. Тем приятнее, что «ЛУКОЙЛ-Люкс» и ТНК-Magnum отстали от лидера совсем немного, снизив расход топлива на 8 и 7% соответственно.

Лучшим по мощности стало масло MANNOL Extreme. С ним мотор выдал на 3% больше «лошадок», чем на эталоне. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Почему так получилось? А потому, что для максимальной экономичности высокотемпературная вязкость масла должна быть не большой или маленькой, а именно оптимальной. А вот для достижения максимальной мощности, напротив, большой. Смотрим в таблицу — так все и есть: по этому параметру ЛУКОЙЛ и MANNOL лидируют.

Экология

В «зеленой» номинации лучший продукт выбирали по токсичности отработавших газов и содержанию серы и фосфора в масле. Как известно, сернистые соединения, равно как и фосфор, быстро убивают катализаторы. Поэтому автопроизводители требуют, чтобы содержание серы в масле не превышало 0,2%, а фосфора — 0,08%. Эти цифры в зависимости от допуска производителя автомобиля могут немного меняться, но их порядок именно такой.

Смотрим… В требуемые 0,2% серы не уложилось ни одно масло. Но это не криминал: за время работы в двигателе масла вполне могли «впитать» дополнительные сотки процента от российского топлива, которое малым количеством серы не отличается. Ближе всего к необходимому уровню подошло японское масло ENEOS Gran-Touring, рядом — бельгийское Xenum X1. У отечественных серы почти в два раза больше. Особенно богаты ею гидросинтетические масла: из российских — «SINTOIL-Ультра», из импортных — MANNOL Extreme. Это вполне объяснимо: технология производства таких масел на нынешний день уже старовата.

Фосфора в импортных маслах тоже меньше: они четче ориентированы на экологию. А вот с токсичностью все не так просто. Понятно, что любое масло не сильно влияет на содержание оксидов углерода СО и азота NOx, чего не скажешь о составе топливовоздушной смеси и особенностях процесса сгорания. Но часть «це-аш» в составе выхлопа зависит именно от сгорающего в цилиндре масла — на этот показатель влияют степень летучести самого масла и толщина масляной пленки, оставленной в цилиндре поршневыми кольцами, когда на такте расширения поршень идет вниз. Косвенный показатель летучести — температура вспышки: чем она выше, тем меньше летучих компонентов в масле и оно медленнее выгорает. А толщину пленки под кольцами при прочих равных условиях определяет вязкость при высокой температуре.

По температуре вспышки лидируют два масла — наш «ТОТЕК-Астра Робот» и бельгийский Xenum X1 — выше 245 °С при достаточно умеренной высокотемпературной вязкости. А в общем итоге первое место за экологичность получает Xenum X1 — в нем еще и серы с фосфором мало. Совсем немного уступило ему японское масло ENEOS Gran-Touring. Среди отечественных лидирует «ТОТЕК-Астра Робот».

Экстремальная защита

Ее эффективность определили несколько позиций. Главная — результаты испытаний на четырехшариковой машине трения: моделируем пр

www.zr.ru

Масла класса SL: Смазать по-русски

Проведя экспертизу импортной полусинтетики (ЗР, 2010, № 3), мы обещали российское продолжение темы. Отечественные моторные масла класса SL исследуют Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

40

ОТВЕТНЫЙ ХОД

Подготовительный этап оптимизма не внушал: полусинтетику лучше группы SL в России пока что не производят. Количество участников заведомо скромное. А ведь вопрос, можно сказать, политический: можем или не можем?

41

Впрочем, где политика, там и оптимизм: дела не так плохи. Хотя бы потому, что не все импортные гранды из предыдущей экспертизы могли похвастаться и таким классом по API. А на ринг мы вызываем «ЛУКОЙЛ-Люкс» 10W-40 и «ТНК Маgnum» 10W-40. Компанию им составит «Роснефть Маximum» 5W-40. В номинации «Пуск» это масло пойдет вне конкурса — «пятерка» вместо «десятки» по SAE заведомо дает ему преимущества. Но «десятка» от «Роснефти» существует только в более низком классе SJ, поэтому брать ее неинтересно. А мы заодно подтвердим (или опровергнем) наше старое утверждение: первая цифра по SAE ни на что, кроме параметров холодного пуска, практически не влияет.

42

В качестве эталона приглашен лидер предыдущих испытаний — Shell Helix Plus 10W-40. Это тоже можно назвать политикой: уж если проиграем, то, по крайней мере, стыдно не будет…

СТАРАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОГО БОЯ

Коли решили тянуть параллели между двумя экспертизами, то и методику испытаний надо выдерживать полностью идентичной. Так и сделали: те же три лаборатории и три цикла испытаний каждого образца масла. Первый — моторный, в котором сначала каждое масло «катали» согласно заданной программе. Второй — определение важнейших физико-химических параметров. Третий — трибологические испытания на четырехшариковой машине трения. А дальше анализ результатов по той же шкале оценок, которую мы использовали ранее.

43

Главный вывод оказался достаточно неожиданным: у наших масел все гораздо лучше, чем кажется многим. Напомним: первый приз мы назначили за энергосберегающие свойства. И здесь «ЛУКОЙЛ-Люкс» показал результат, практически не отличающийся от шелловского. Достижения «ТНК Маgnum» и «Роснефть Маximum» немного скромнее, но вполне на уровне большинства импортных аналогов и даже лучше, чем у некоторых. Кстати, анализ высокотемпературной вязкости дал тот же вывод, что и в мартовской экспертизе: вязкостно-температурная характеристика продукта ЛУКОЙЛа близка к оптимальной (которую мы наблюдали у масел «Шелл», «Зик» и «Эссо»). Отсюда хорошая экономичность мотора, при этом защита узлов трения остается на должном уровне. У масел ТНК и «Роснефти» вязкость немного выше. Это дает больший расход топлива, зато улучшает ресурсосберегающие свойства этих масел.

44

Второй приз — за динамику и мощность. Картина повторилась: явного лидера нет, а различия в крутящем моменте в 0,5–1,5% серьезными не назовешь.

Далее экология. Тут учитывался баланс моторных показателей, свидетельствующих об увеличении или уменьшении содержания токсичных компонентов в отработавших газах реального двигателя и содержания в масле потенциально опасных для природы веществ — серы и фосфора. В масле ЛУКОЙЛа серы примерно столько же, сколько у основной выборки импортных аналогов; в продуктах ТНК и «Роснефти» ее чуть больше, но по этому параметру они практически не отличаются от «Шелла».

45

УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ* *Синим цветом выделены результаты, находящиеся в пределах погрешности измерений.

УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ* *Синим цветом выделены результаты, находящиеся в пределах погрешности измерений.

Картина изменилась на четвертом этапе. В номинации «Экстремальная защита» наши масла явно переиграли «Шелл» — об этом явно говорят результаты испытаний на четырехшариковой машине трения. Ложечкой дегтя может оказаться разве лишь то, что и в группе грандов «Шелл» в этой номинации выглядел скромнее других.

Но больше всего удивили результаты в номинации «Пуск». Напоминаем: здесь нас интересовали индекс вязкости масла, условная температура проворачиваемости, низкотемпературные свойства и мощность механических потерь двигателя на малых оборотах. Среди импортных масел в лидерах был как раз «Шелл» с индексом вязкости 158, а вот у всех наших участников он оказался… выше 160! Ну ладно, с «Роснефтью» такой результат был предсказуем — она все-таки «пятерка», а потому обязана быть лучшей. А вот ЛУКОЙЛ и ТНК по-настоящему порадовали. Следствие — более низкая температура проворачивания коленчатого вала. И это все четко подтвердилось очень низкой температурой застывания.

ЧУМАЗЫЙ ИГРАТЬ НЕ МОЖЕТ?

Получается, наши масла — то, что надо? Цифры есть цифры, с ними не поспоришь. Интереса ради объедините таблички результатов из этой экспертизы и из предыдущей, предварительно перемешав столбцы и закрыв рукой строчку с названиями масел. И попробуйте найти среди всей выборки наши, отечественные. Не получится! По большому счету это не должно

www.zr.ru

Газпромнефть, или Лукойл, или Роснефть? Какая нефтяная компания надёжнее

Ассортимент автомасел отечественного производства в последнее время стремительно растет. Поэтому автолюбители часто интересуются на форумах: «Как выбрать лучшее из отечественных масел?». Мы решили указать преимущества и недостатки известных российских марок автомасел: Лукойл, Роснефть, Газпромнефть, ТНК. Для сравнения выберем синтетические масла с одинаковой вязкостью 5w-40, определим, какими техническими характеристиками отличаются моторные смеси этих производителей.

Лукойл

Компания выпускает моторные масла практически для всех категорий машин. Отдельная серия автомасел указанного производителя имеет более 50 наименований. Преимуществом компании есть разработка и производство смесей для различных типов силовых агрегатов, работающих в разных эксплуатационных условиях.

Синтетическая продукция под маркой Лукойл обладает такими преимуществами:

  • защищает мотор от износа в жестких эксплуатационных условиях;
  • обеспечивает снижение шума;
  • способствует экономии топлива;
  • препятствует образованию высокотемпературных отложений;
  • обладает хорошими моющими свойствами;
  • жидкость не изменяет свою структуру при высоких и низких температурах;
  • доступная цена: стоит в 2 раза дешевле иностранных аналогов, при этом не уступает им по качеству;
  • период замены до 10 тыс. км.

Ярко выраженных недостатков нет.

Второе место

Роснефть

Крупная компания в нефтяной области. Имеет достаточно большой ассортимент продукции для легковых, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, судостроительной техники. Производит моторные жидкости, соответствующие требованиям мировых стандартов.

К преимуществам моторных масел компании Роснефть относят:

  • хорошие эксплуатационные свойства;
  • продукция адаптирована к отечественным условиям эксплуатации;
  • является лидером в категории холодный пуск мотора среди российских масел;
  • уменьшает силу трения в силовых агрегатах;
  • имеет увеличенный интервал замены;
  • доступная стоимость;
  • обладает хорошими противоизносными характеристиками.

Из минусов — имеет невысокие энергосберегающие свойства.

Посмотрите видео, которое поможет вам выбрать лучшее отечественное моторное масло.

Третье место

Газпромнефть

Является очень молодой компанией, занимающей лидирующие позиции на нефтяном рынке. Газпромнефть вкладывает много активов в развитие и модернизацию производства моторных масел. Продукция указанного бренда соответствует требованиями моторов отечественного и иностранного производства.

Достоинства моторных жидкостей указанной компании:

  • присутствие уникальных модификаторов, снижающих трение в узлах мотора;
  • дополнительное уменьшение расхода топлива;
  • защита силового агрегата от нагара;
  • защита масляных каналов и внутренних элементов турбины от отложений;
  • отличные температурно-вязкостные характеристики.

Явно выраженных недостатков, приводящих к износу мотора у этих масел нет. Моторные жидкости этой компании являются одними из лучших не только среди отечественных производителей, но и среди многих зарубежных брендов.

Четвертое место

Компания, занимающая весомое место на нефтяном рынке, активно развивается, выпускает несколько линий трансмиссионных и моторных масел. Большой популярностью пользуется моторная жидкость Magnum, изготовленная по технологии Ultratec.

Достоинства продукции:

  • устойчивость масляной пленки в наиболее нагруженных узлах мотора;
  • защищает силовой агрегат от образования нагара;
  • обеспечивает стабильную работу двигателя;
  • уменьшает количество шума;
  • обладает хорошими антикоррозийными, моющими свойствами;
  • отличается хорошими низкотемпературными характеристиками

Из недостатков — высокая стоимость.

Итог

Отвечая на вопрос: «Как выбрать лучшее отечественное моторное масло?». Мы сделали вывод: продукция российских производителей, находясь в конкуренции с зарубежными брендами, имеет хорошее качество. Явным лидером является компания Лукойл, за ней идут гиганты Роснефть и Газпромнефть, далее — ТНК.

Выбирая моторную смесь, руководствуйтесь рекомендациями производителя вашего авто. Неправильно подобранное автомасло даже наилучшего качества, может нанести вред мотору.

Комфорт – одно из основных требований, выдвигаемых автомобилистами. За комфортную езду отвечает множество параметров, не последнюю роль среди которых играет и качество топлива. Современный рынок нефте- и газопродуктов насчитывает сотни предложений от различных поставщиков. Однако именно этот фактор

autokresla-isofix.ru

Что лучше — моторное масло Лукойл или Роснефть

Какие моторные масла выбрать — Лукойл или Роснефть?

Если выбирать моторные масла из широкого круга производителей, то можно посмотреть рейтинг запчасти. Но если выбор сузился до двух брендов, тогда на помощь приходят сравнения запчастей PartReview.

Сравнение моторных масел происходит в таких категориях:

  1. Оценка PR.
  2. Место в рейтинге.
  3. Разница голосов.
  4. Средняя оценка голосов.
  5. Количество отзывов.
  6. Оценка свойств.
  7. Выбор владельцев авто.

Какие моторные масла лучше — Роснефть или Лукойл?

В декабре 2019 года на PartReview моторные масла Лукойл в целом оказались лучше, чем Роснефть.

  1. Лукойл получили оценку PR в 75 из 100, a Роснефть смогли набрать 76 баллов.
  2. Лукойл заняли 20 место в рейтинге лучших производителей, a Роснефть заняли 19 место.
  3. Средняя оценка на основе отзывов у Роснефть (3.9) выше чем у Роснефть (3.9).

Какие моторные масла популярнее — Лукойл или Роснефть?

В декабре 2019 года на PartReview моторные масла Лукойл в целом оказались популярнее чем Роснефть.

По соотношению голосов моторные масла Лукойл превзошли Роснефть:

  • У Лукойл соотношение положительных голосов (509) к отрицательным (164) составило 345 голосов.
  • У Роснефть соотношение позитивных голосов (162) к негативным (51) составило 111 голосов.

По количеству отзывов моторные масла Лукойл превзошли Роснефть:

Какие моторные масла выбирают автовладельцы — Лукойл или Роснефть?

В декабре 2019 года, по данным PartReview, моторные масла Лукойл возглавили больше авторейтингов, чем Роснефть:

Лукойл выбирают владельцы таких автомобилей как: Audi Q5, Chevrolet Niva, Daewoo Nexia, Daihatsu Pyzar, Infiniti FX, Mazda 626, Nissan Primera, Daewoo Gentra, Hyundai Getz, Hyundai h200, Kia Rio, Kia Sorento, Kia Sportage, Mazda 323, Mazda Atenza, и другие.

Роснефть выбирают владельцы таких автомобилей как: Audi A3, Toyota Corona, Volkswagen Polo, и другие.

Другие сравнения моторных масел

Если данное сравнение не удовлетворило любопытство, то на PartReview также можно найти множество других.

Например, сравнения моторных масел Лукойл c такими фирмами как: Shell, ZIC, LIQUI MOLY, Mobil, Castrol, MOTUL, Mannol, IDEMITSU, Total, Eneos.

Также доступны сравнения моторных масел Роснефть c такими фирмами как: Shell, ZIC, LIQUI MOLY, Mobil, Castrol, MOTUL, Mannol, IDEMITSU, Total, Eneos.

Помимо этого можно выяснить кто лучше среди других производителей моторных масел: Shell или Лукойл, Лукойл или ZIC, Лукойл или LIQUI MOLY, Лукойл или Mobil, Лукойл или Castrol.

partreview.ru

«Лукойл» vs «Роснефть»: 26 лет спустя | Миллиардеры

Мол, у государственной нефтяной компании и ее главы Игоря Сечина попросту нет механизмов, которые бы позволили купить «Лукойл» при отсутствии у ее владельцев желания продать свои пакеты. По словам Алекперова, главе «Роснефти» Игорю Сечину «приходилось покупать лишь те активы, которые были доступны для продажи». «ТНК была продана акционерами. «Башнефть» выставили на продажу. Но не «Лукойл», — заявил Алекперов. «Не существует другого механизма покупки, если мы не продаемся», — объяснил он.

Эти комментарии, естественно, ситуацию не успокоили, а скорее, наоборот. Слухи о возможном поглощении «Лукойла» «Роснефтью» ходят давно. И Алекперов не ленится их регулярно опровергать. В 2013 году, когда компания Сечина закончила поглощение ТНК-BP и намечала следующее направление экспансии, глава «Лукойла», к примеру, заявил: «Нам не поступало официальных предложений [от «Роснефти»], не было и переговоров. Потом, компания «Лукойл» не продается — я постоянно это повторяю. Кто хочет купить пакет акций «Лукойла» — он всегда может пойти на биржу». И тем не менее тема угрозы от «Роснефти» регулярно всплывает.

История «Лукойла» – это история доброй десятой части нефтепрома СССР, которую сумели приватизировать один из заместителей союзного министра и группа его единомышленников. Перечень активов «Лукойла» был утвержден осенью 1992 году, когда Борис Ельцин своим указом определил контуры будущего устройства отрасли. Предполагалось, что крупнейшим игроком здесь будет госпредприятие «Роснефть», а конкуренцию ей составят частные «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и ЮКОС.

Дальнейший ход событий определила специфика российской политики в 1990-е годы. Появилась «Тюменская нефтяная компания», выделенная за счет активов «Роснефти» и приватизированная в пользу хозяев Альфа-Банка. От государственной нефтяной компании отпочковалась и «Сибнефть», созданная Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. В ЮКОСе контроль перехватил Михаил Ходорковский и его люди.

Тогда в обмен на поддержку Ельцина на выборах 1996 года нарождающийся крупный частный капитал был допущен к разделу государственной собственности, в том числе и в сфере ТЭК. Вагит Алекперов на фоне этих «младонефтяников» выглядел человеком старой формации. Тем не менее олигархический уклад новой России оказался для него вполне комфортным. В 1997 году американский Forbes включил Алекперова в свой список богатейших. Его состояние было оценено в $1,4 млрд.

Президент компании «ЮКОС» Сергей Муравленко и президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов (справа) во время открытия завода «ЮКОРТ».

После кризиса 1998 года, избрания Путина и начала роста мировых цен на нефть российские нефтяники взяли курс на «легализацию». Компании раскрыли собственников, разместили акции на биржах, старались быть похожими на западные аналоги и заботились о капитализации. «Лукойла» чуть позже, чем ЮКОС, но путь этот прошел. В 2004 году, когда российский Forbes составил первый рейтинг богатейших, Вагит Алекперов был помещен на 10-е место с оценкой стояния в $3,9 млрд.

Жизнь шла дальше, и «олигархическая» нефть в России кончилась со вторым сроком Путина. «Сибнефть», ЮКОС были национализированы. Затем подошел черед и ТНК, поглощенной «Роснефтью». Последней до сих пор остановкой на пути национализации нефтянки стала скандальная покупка «Башнефти».

Что осталось в частном секторе? «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» (если не считать «мелочь» и считать государственной «Татнефть», находящуюся контролем правительства Татарстан). Примерно так все и было запланировано тем самым указом Ельцина, которым была нарезана структура российского нефтепрома. Тот расклад был удобным для Алекперова. Он, собственно, и был одним из авторов концепции документа.

В 1995 году в одном из своих первых интервью Вагит Алекперов так описывал историю создания «Лукойла»: «В теперь уже далеком 1990 году, когда был принят закон о государственном предприятии и началось реформирование министерств, я предложил тогдашнему главе Миннефтегазпрома СССР Филимонову концепцию создания корпорации на базе этого министерства, и он в основном одобрил ее. … В принципе идея была та же, что у Черномырдина, который незадолго до того создал концерн «Газпром».

Однако создать «нефтяной Газпром», по словам Алекперова, не удалось. Мол, чиновники разных министерств не смогли договориться. «Поэтому в том же году родилась мысль создать концерн с ограниченным числом участников», — вспоминал Алекперов. Эта мысль была реализована, хотя и не без сопротивления. «Я тогда в разных инстанциях подвергся резкой критике за то, что «разрушаю отрасль». Но мы устояли», — говорил Алекперов.

С тех пор прошло без малого три десятилетия. История, сделав виток, вновь вернула российскую нефтянку в состояние, когда главный игрок – государственный концерн. Отличия, конечно, есть: КГБ на излете существования СССР не внедрял столь явным образом своих генералов в руководящий аппарат нефтепрома и избегал демонстративных спецопераций. Да и доходы руководящих сотрудников тогдашней индустрии с нынешними не сравнить. Но нерв противостояния тот же.

Сохранит ли самостоятельность «Лукойл» в этот раз? Аргументы в пользу существования нескольких конкурирующих нефтяных компаний нынешний глава «Лукойла» отточил еще с тех времен, когда в здании Министерства нефтяной промышленности на Софийской набережной (там сейчас главный офис «Роснефти») в качестве замминистра собирал на совещания глав добывающих предприятий. И он прекрасно помнит, каким образом в свое время была торпедирована идея создания единого государственного «нефтеконцерна».

www.forbes.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *