Направление главной дороги – Изменение направления главной дороги — у кого приоритет?

Содержание

Изменение направления главной дороги — у кого приоритет?

Приветствуем Вас в новой рубрике сайта «Группа разбора». Начнем с разбора простой дорожной ситуации, которая тем не менее вызывает споры.

На перекрестке главная дорога с трамвайными путями изменяет направление под тупым углом, что обозначено комбинацией знаков.

Голубая траектория проходит через перекресток по проезжей части вдоль трамвайных путей. Фиолетовая траектория проходит по трамвайным путям и продолжается по проезжей части второстепенной дороги.

Двигаясь по какой траектории у водителя будет преимущество?

Анализ организации движения

Знак 2.1 Главная дорога в сочетании с табличкой 8.13 «Направление главной дороги»

Правила дорожного движения — знаки 2.1 и 8.13
2.1 «Главная дорога».
Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.
8.13 «Направление главной дороги».
Указывает направление главной дороги на перекрестке.
  • Перед нами перекресток на котором главная дорога меняет направление. Вспомним, что является перекрестком.

    Правила дорожного движения
    «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    С нашей стороны движения — разветвление. Знаками однозначно определено что одна «ветка» изменяет направление. Направление второй «ветки» видно на схеме таблички 8.13 и визуально на дорожном участке — направление не изменяется.

    Чтобы продолжить движение по главной дороге необходимо совершить поворот налево, в соответствии с требованиями правил.

    Главная дорога одна — она не повороачивает, а имеет изгиб!

    Да, такое возможно, когда табличка 8.13 применяется на сложных перекрестках. В нашем случае перекресток «проще некуда» — ветка налево, ветка прямо.

    Не путайте термины «Дорога» и «Главная дорога». Не будем их цитировать — скажем коротко и ясно:

    «Дорога — объект», «Главная дорога» — обозначение приоритета.

    Термины никак не связаны. Главная дорога изменяет направление — это не изгиб объекта, а информация о приоритет. На нашем перекрестке это означает, что не следует уступать дорогу ни встречным транспортным средствам, ни автомобилям слева.

    Правила дорожного движения — пункты 13.10, 13.11
    13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
    13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    Анализ движения по фиолетовой траектории

    Движение по трамвайным путям

    Правила дорожного движения допускают движение по трамвайным путем в определенных случаях.

    Правила дорожного движения — пункт 9.6
    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

    Из схемы траекторий видно, что проезжая часть справа от трамвайных путей занята и свободные полосы отсутствуют (не забываем, что голубая траектория занята движущимся автомобилем, иначе не стоял бы вопрос приоритета).

    Перестроение

    При продолжении движения по фиолетовой траектории прямо с трамвайных путей автомобиль после перекрестка окажется на встречной полосе движения, поэтому чтобы выехать с перекрестка без нарушения правил ему необходимо перестроиться на попутную полосу.

    Правила дорожного движения — перестроение
    «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
    8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

    Транспортных средств, движущихся попутно в прямом направлении — нет. Нарушений при движении по фиолетовой траектории нет. Уступать дорогу некому.

    Анализ движения по голубой траектории

    Поворот налево

    Движение по голубой траектории является ни чем иным, как поворотом налево. Правила для совершения поворота одни вне зависимости от угла поворота.

    Правила дорожного движения — перестроение
    8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них
    , если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

    Трамвайные пути есть? -да, на одном уровне? -да, знаки 5.15.1 или 5.15.2 есть? -нет, разметка 1.18 есть? -нет

    Вот и пришли к правильному ответу. Продолжение движения по главной дороге должно осуществляться с трамвайных путей.

    На пересечении траекторий мы имеем движение с нарушением пункта 8.5 правил по голубой траектории и движение без нарушения Правил и без обязанности уступить дорогу по фиолетовой.

    ruspdd.ru

    Главная дорога меняет направление

    Когда главная дорога меняет направление, то у многих водителей, особенно начинающих, возникают проблемы с тем, чтобы быстро понять, кто кому должен уступать.  Правило разъезда на таких перекрестках звучит   просто.

    13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
    Напомним правила разъезда по равнозначным дорогам
    13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

    То есть, если  расшифровывать  это правило, водители на главной дороге пропускают помеху справа с главной дороги,  а водители на второстепенной дороге пропускают тех, кто на главной дороге и тех, кто едет справа по второстепенной дороге.

    При этом всем водителям нельзя забывать о трамваях и пешеходах. На главной дороге пропускают трамваи, которые тоже находятся на главной дороге независимо от направления их маневра и всех пешеходов, а на второстепенной дороге пропускают ВСЕ трамваи

    Сложности проезда перекрестков, где главная дорога меняет направление

    Как запомнить кого пропускать

    Если вы двигаетесь по главной дороге то, должны на ходу оценить, кого вы должны пропустить, а кого нет. Чтобы решение принималось быстро, запомните простые мнемонические правила. Особенно полезны эти мнемонические  правила будут для новичков,  утопающих в море информации, которая обрушивается на них на дороге.

    Внимание! эти правила позволяют запомнить порядок проезда для безрельсовых транспортных средств! Как только вы видите трамвайные линии, вы должны помнить, что трамвай, находящийся на равнозначной с вами дороге, всегда имеет перед вами преимущество. Так что пропускайте трамваи, а потом можете применять правила разъезда для безрельсовых транспортных средств.

    1) Когда подъезжаете к перекрестку и

    находитесь на главной дороге, и главная поворачивает влево

    мнемоническое  правило:

    • Главная налево — езжай как королева

    (Особенно легко запоминается женщинами, мужчины могут при этом представлять себя шахматным ферзем. Который, как известно, ходит куда угодно)

    Это значит, что вы делаете любые маневры и никакому безрельсовому транспорту не должны уступать дорогу .  Пешеходам  на нерегулируемых перекрестках вы уступаете дорогу ВСЕГДА.

    Даже те водители, кто тоже находятся на главной, уступят вам дорогу при любом маневре, потому что вы для них при таком повороте главной оказываетесь помехой справа.

    2) Вы подъезжаете по главной дороге, и главная поворачивает направо

    Мнемоническое  правило:

    • главная направо и помеха справа

    Это значит, что вы уступаете дорогу при любом маневре только тем, кто движется справа

    Если вы подъезжаете   к перекрестку по второстепенной дороге

    То картинку на знаке можно запоминать, как запоминают растущую и убывающую луну

    3)  Если можно дорисовать так,  чтобы получилась буква Р, значит мнемоническое правило 

    • Главная Растет — мне не везет

    Это  значит, что вы пропускаете всех и проезжаете перекресток в последнюю очередь

    4) Если главная похожа на букву С

    — то мнемоническое правило:

    • Главная Старушка — у меня есть плюшка

    Это значит, что вы всех пропускаете, кроме тех, кто на второстепенной. Для них вы помеха справа, и имеете преимущество.

    На самом деле особенно важно запомнить первые два мнемонические правила, так как те, кто находятся на главной дороге едут на скорости, и должны быстрее оценивать обстановку, чем те, кто едут по второстепенной, и знают, что им надо пропускать  почти всех.

    Но знание всех четырех мнемонических правил проезда перекрестка, где главная дорога меняет направление, поможет вам как орехи щелкать все подобные задачи на экзамене в ГИБДД.

    avtotonkosti.ru

    Поворот главной дороги | Инструктор 53

    Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня рассмотрим дорожную ситуацию, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, один автомобиль (красный) двигается прямо по левой полосе (в направлении второстепенной дороги), другой автомобиль (синий) выполняет поворот налево из левой полосы. Данная дорожная ситуация вызвала в сети бурные обсуждения, вроде даже разобрались кто прав, но и сегодня у участников дискуссии нет единого мнения. Я немного уже обращался к теме главной дороги, речь в ней шла о включении указателей поворота при движении по главной дороге.

    Перед нами рисунок, главная дорога на котором меняет направление, а съезд на второстепенную дорогу продолжается прямо.

    Знаки и разметка направления движения по полосам перед перекрестком отсутствуют. Красный автомобиль двигается по левой полосе прямо в направлении второстепенной дороги. Синий автомобиль двигающийся по правой полосе, готовится выполнить поворот налево в направлении главной дороги. На перекрестке происходит ДТП. И здесь участники, обсуждающие данный случай, разделись на два лагеря. Одни уверены, что виноват водитель красного автомобиля, так как как двигался в направлении второстепенной дороги и не уступил синему автомобилю двигающемуся по направлению главной дороги. Другая сторона, уверена, что виноват водитель синего автомобиля, что он должен был уступить красному автомобилю, который двигался без изменения направления движения.

    Начнем с Правил дорожного движения, в которых в полной мере раскрыты действия водителей в данной ситуации.

    Как мы уже отметили, знаки и разметка определяющие направление движения по полосам, на рассматриваемой нами дороге отсутствуют.

    Первое, что видим, перед перекрестком установлены дорожные знаки.

    2.1 «Главная дорога» (Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков).

    8.13 «Направление главной дороги» (Указывает направление главной дороги на перекрестке).

    Обратимся к правилам установки дорожных знаков.

    ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

    5.3.2 Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой.

    5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.

    Из Правил дорожного движения и ГОСТ следует, что 8.13 «Направление главной дороги», применяется когда главная дорога меняет направление на перекрестке (в данном случае не можем отнести к перекресткам со сложной планировкой). Водитель двигаясь по главной дороге, также меняет направление движения (на перекрестке), а именно выполняет поворот (поворот — изменение направления движения), который  и относится к маневру.

    Из Правил, маневром являются: начало движения, перестроение, поворот (разворот), остановка, движение задним ходом.

    Вернемся к рисунку и автомобилям на нем. Красный автомобиль, двигается в направлении второстепенной дороги и он не меняет траектории, при движении прямо, соответственно не выполняет маневра. При отсутствии знаков или разметки направления движения по полосам, водителю красного автомобиля не запрещено продолжить движение прямо по любой полосе.

    Теперь к синему автомобилю, водитель которого выполняет поворот налево в направлении главной дороги. Мы видим, что транспортное средство находится в правой полосе, а для поворота налево, водитель обязан был применить пункт 8.5 Правил.

    8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    Если следовать Правилам дорожного движения, в действиях красного автомобиля нарушения нет, в отличии от водителя синего автомобиля, который обязан был занять крайнее левое положение на проезжей части для выполнения поворота (маневра) налево, независимо от того, что двигался в направлении главной дороги.

     

    Нужно заметить, что рассматриваемая выше ситуация, относится к населенным пунктам, когда движение разрешено по любой полосе (кроме случаев, когда дорога имеет для движения в данном направлении три полосы и более и т.д.). Если рассматривать настоящий случай, при движении вне населенных пунктов, то водитель красного автомобиля (не рассматриваем случай опережения, автомобили двигаются с равными скоростями), в соответствии с пунктом 9.4 Правил, должен был двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

    9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

    В тоже время, ничто не запрещает водителю красного автомобиля, выполнить опережение на рассматриваемом нами участке дороги. В любом случае, это не отменяет обязанности водителя синего автомобиля, перед маневром, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.

    На снимке пример, как при помощи разметки и знаков, должно быть организовано движение на таких пересечениях проезжих частей, во избежание недоразумений в подобных случаях.

     

    Повышению обеспечения безопасности, может способствовать также правильный выбор варианта трассы дороги и ее элементов, позволяющий водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия.

    ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.

    3.3.2. Взгляд водителя последовательно задерживается на привлекающих его внимание опорных точках. Благодаря их расположению у водителя складывается впечатление о дальнейшем направлении дороги, в том числе и за пределами непосредственной видимости. Резкое изменение направления является причиной неправильных действий водителей, граничащих с возможностью ДТП.

    Продуманное расположение опорных точек для заблаговременного оповещения водителей о дальнейшем направлении дороги в местах поворотов и ограничение видимости существенно способствуют повышению безопасности и организованности движения.

    На рисунке, пример появления ложного хода (а) и его исправление (б)

    Немного остановимся на пункте 13.10, который тоже пытаются применить в данном случае.

    13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    Пункт 13.10 регулирует очередность проезда нерегулируемых перекрестков, в соответствии с установленными на перекрестке знаками приоритета, но не как очередность при движении по полосам с одного направления.

    Вопрос для тех, кто уверен, что при движении по главной дороге (когда она меняет направление), нет необходимости занимать соответствующее крайнее положение на проезжей части.

    Будем считать, разметка и знаки направления движения по полосам на дороге отсутствуют (снимок ниже). Из какой полосы, можем продолжить движение в направлении главной дороги (направо)?

    Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН 25-86).

    6.2. Элементы пересечений в одном уровне.

    6.2.1. Все элементы пересечений в одном уровне должны обеспечивать возможность плавного выполнения маневров поворота, без помех и чрезмерного снижения скорости, в особенности при движению по главному направлению.

    Если у Вас остались вопрос по теме, пишите, попробуем разобраться. Всем безопасной дороги!

    instructor53.ru

    ПДД 13.10 — Главная дорога меняет направление

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу.
    2.Только легковому автомобилю.
    3.Никому.

    Проезжая данный перекресток неравнозначных дорог по направлению главной дороги (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ), вы никому не должны уступать дорогу, так как пользуетесь преимуществом как перед находящимся на главной дороге автобусом, для которого вы являетесь «помехой справа» и, так и перед легковым автомобилем, движущимся по второстепенной дороге.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Трамваю А и легковому автомобилю.
    2.Только трамваю А.
    3.Всем транспортным средствам.
    4.Никому.

    Двигаясь на данном перекрестке по направлению главной дороги (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ), для определения очередности проезда с трамваем А и легковым автомобилем Вы должны руководствоваться правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. В соответствии с ними преимущество имеет трамвай А. По этим же правилам легковой автомобиль, находящийся от Вас слева, обязан уступить дорогу. Также уступает Вам дорогу и трамвай Б, движущийся по второстепенной дороге.

    Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только мотоциклу.
    2.Мотоциклу и легковому автомобилю.
    3.Никому.

    При въезде на перекресток неравнозначных дорог по главной дороге (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) вы пользуетесь преимуществом перед грузовым и легковым автомобилями, находящимися на второстепенных дорогах. С мотоциклом, который также въезжает на перекресток по главной дороге, вы разъезжаетесь по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог, имея в данном случае преимущество. Значит, уступать дорогу вы никому не должны.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Всем транспортным средствам.
    2.Только трамваям.
    3.Трамваю Б и легковому автомобилю.

    На этом перекрестке неравнозначных дорог (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) Вы должны уступить дорогу трамваю Б и легковому автомобилю, которые, так же, как и Вы, находятся на главной дороге и являются для Вас «помехой справа». С ними Вы разъезжаетесь по правилам проезда перекрестков равнозначных дороги. Перед трамваем А Вы имеете преимущество, поскольку он движется по второстепенной дороге.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу.
    2.Никому.
    3.Только легковому автомобилю.

    При проезде данного перекрестка неравнозначных дорог по направлению главной дороги (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) Вам нет необходимости уступать дорогу ни автобусу, который движется по второстепенной дороге, ни легковому автомобилю, с которым Вы разъезжаетесь по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог, поскольку он находится слева от Вас.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу.
    2.Только легковому автомобилю.
    3.Никому.

    Поворачивая налево по направлению главной дороги (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) на перекрестке неравнозначных дорог, вы пользуетесь преимуществом перед автобусом, который находится на второстепенной дороге. Легковой автомобиль также находится на главной дороге, но он движется слева от вас, и по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог вы имеете перед ним преимущество.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Всем транспортным средствам.
    2.Только легковому автомобилю и автобусу.
    3.Только легковому автомобилю.

    Поскольку Вы подъезжаете к перекрестку по второстепенной дороге (Знак уступите дорогу и «Направление главной дороги» ), Вам необходимо уступить дорогу только автобусу и легковому автомобилю. А вот по отношению к мотоциклу Вы пользуетесь преимуществом по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог и, поскольку находитесь от него справа.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу.
    2.Только легковому автомобилю.
    3.Никому.

    При повороте налево на данном перекрестке неравнозначных дорог (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) вы должны уступить дорогу только автобусу, находящемуся справа, который, так же, как и вы, движется по главной дороге. Перед легковым автомобилем, находящимся на второстепенной дороге, вы пользуетесь преимуществом.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу и мотоциклу.
    2.Только легковому автомобилю и автобусу.
    3.Всем транспортным средствам.

    В данном случае вы должны уступить дорогу мотоциклу и автобусу, потому что они находятся на главной дороге (Знак уступи дорогу и «Направление главной дороги» ), и находящемуся, также как и вы, на второстепенной дороге легковому автомобилю, поскольку он является для вас «помехой справа» и разъезжаетесь вы с ним по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу.
    2.Обоим транспортным средствам.
    3.Никому.

    В данном случае при проезде перекрестка неравнозначных дорог следует уступить дорогу только автобусу, который, так же, как и Вы, находится на главной дороге (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) и является для Вас «помехой справа». Легковой автомобиль движется по второстепенной дороге и поэтому уступает дорогу Вам.

    Вы намерены повернуть налево. Кому Вы обязаны уступить дорогу?

    1.Никому.
    2.Только легковому автомобилю.
    3.Легковому автомобилю и автобусу.
    4.Всем транспортным средствам.

    На этом перекрестке неравнозначных дорог (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) Вы должны уступить дорогу только легковому автомобилю, находящемуся справа, который, так же, как и Вы, движется по главной дороге, и, следовательно, с ним надо разъезжаться по правилам проезда перекрестков равнозначных дороги. Мотоцикл и автобус уступают дорогу Вам, поскольку подъезжают к перекрестку по второстепенным дорогам.

    Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только легковому автомобилю.
    2.Легковому автомобилю и мотоциклу.
    3.Никому.

    На этом перекрестке неравнозначных дорог (знаки «Главная, дорога» и «Направление главной дороги» ) Вы должны уступить дорогу только приближающемуся справа легковому автомобилю, который, так же, как и вы, находится на главной дороге, и поэтому разъезжаться с ним следует по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог. Мотоцикл и грузовой автомобиль уступают дорогу вам, так как находятся на второстепенных дорогах.

    Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только легковому автомобилю.
    2.Только автобусу и легковому автомобилю.
    3.Всем транспортным средствам.

    Поскольку вы подъезжаете к перекрестку по второстепенной дороге (знаки «Уступите дорогу» и «Направление главной дороги» ), то вы должны уступить дорогу автобусу и легковому автомобилю. По отношению к мотоциклу вы пользуетесь преимуществом, так как оба находитесь на второстепенных дорогах.

    Вы намерены продолжить движение прямо. Каковы Ваши действия при желтом мигающем сигнале светофора?

    1.Уступите дорогу только трамваю.
    2.Уступите дорогу только автомобилю.
    3.Дождетесь включения зеленого сигнала светофора и продолжите движение.

    При желтом мигающем-сигнале светофора перекресток считается нерегулируемым, и Вам следует руководствоваться знаком приоритета «Главная дорога» и табличкой «Направление главной дороги» . В данном случае следует уступить дорогу только легковому автомобилю, который, также, как и Вы, находится на главной дороге и является для Вас «помехой справа». По отношению к трамваю вы пользуетесь преимуществом, поскольку он движется по второстепенной дороге.

    Вы намерены развернуться. Кому Вы должны уступить дорогу?

    1.Только грузовому автомобилю.
    2.Только легковому автомобилю.
    3.Обоим транспортным средствам.

    В данном случае вы находитесь на главной дороге (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ) и имеете преимущество перед легковым автомобилем независимо от направления вашего дальнейшего движения. А вот по отношению к грузовому автомобилю, также находящемуся на главной дороге, действуют правила проезда перекрестков равнозначных дорог, в соответствии с которыми вы должны уступить ему дорогу, поскольку он приближается справа.

    Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только автобусу.
    2.Легковому автомобилю и автобусу.
    3.Только мотоциклу.
    4.Никому.

    Проезжая данный перекресток неравнозначных дорог по направлению главной дороги (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ), Вы пользуетесь преимуществом не только перед находящимися на второстепенной дороге автобусом и легковым автомобилем, но и перед мотоциклом, который, как и Вы, движется по главной дороге и для которого Вы являетесь «помехой справа». Правильный ответ — Никому.

    Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только мотоциклу.
    2.Только мотоциклу и легковому автомобилю.
    3.Только автобусу и мотоциклу.
    4.Всем транспортным средствам.

    На этом перекрестке неравнозначных дорог (знаки «Уступите дорогу» и «Направление главной дороги» ) Вы должны уступить дорогу мотоциклу и автобусу, поскольку они движутся по главной дороге. Следует уступить дорогу и подъехавшему справа легковому автомобилю, при разъезде с которым Вы должны руководствоваться правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

    1.Только трамваю.
    2.Только легковому автомобилю.
    3.Трамваю и легковому автомобилю.
    4.Всем транспортным средствам.

    На этом перекрестке неравнозначных дорог, где главная дорога меняет направление (знаки «Главная дорога» и «Направление главной дороги» ), очередность разъезда с трамваем и легковым автомобилем определяется правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, поскольку и вы, и они находитесь на главной дороге. В соответствии с этими правилами дорогу следует уступить трамваю, поворачивающему направо, и легковому автомобилю. По отношению к мотоциклу вы пользуетесь преимуществом, так как он находится на второстепенной дороге.

    ruspdd.com

    Главная дорога и указатели поворота

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня остановимся на вопросе, который обсуждается и вызывает много споров, а именно, включать или нет указатели поворота на перекрестке, если мы двигаемся по главной дороге, которая меняет свое направление? Или другая ситуация, мы собираемся съехать с главной дороги на второстепенную, продолжая движение прямо.

    Обратимся к Правилам дорожного движения и посмотрим, что в них сказано по поводу указателей поворота. В Правилах присутствуют два пункта 8.1 и 8.2, которые в полной мере раскрывают правила применения указателей поворота.

    8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

    8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

    Из Правил следует, водитель перед выполнением маневра, обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, при этом сигналы не должны вводить в заблуждение других участников дорожного движения.

    Теперь обратимся к следующим определениям из Правил.

    «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное
    воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра
    перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих
    территорий.

    «Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к
    пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные
    материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с
    прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка
    с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

    Здесь все понятно, нам нужно разобраться когда вместе со знаком —

    2.1 «Главная дорога» (Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков), применяется знак дополнительной информации —

    8.13 «Направление главной дороги» (Указывает направление главной дороги на перекрестке).

    Как следует из ГОСТ Р 52289-2004, знак 2.1 и знак (табличка) 8.13 применяются не только когда главная дорога меняет направление.

    ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

    5.3.2 Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой.

    5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.

    Рассмотрим, некоторые, возможные варианты применения знаков.

    Если перед нами ситуация как на фото выше и собираемся продолжить движение по главной дороге, мы обязаны включить левые указатели поворота. Знак (табличка) 8.13 указывает, что главная дорога на перекрестке меняет направление, следовательно мы будем выполнять маневр (поворот налево). Если нужно продолжить движение прямо, на второстепенную дорогу, указатели поворота не включаем.

    Вопрос для тех, у кого возникают сомнения, в необходимости включения указателей поворота в данном случае (объясняя тем, что продолжая движение по главной дороге, направление относительно ее не меняется).

    Главная дорога на перекрестке, меняет направление? Меняет (поворот, ни что иное, как изменение направления движения), следовательно и водитель двигаясь по этой дороге, меняет направление движения на перекрестке, а именно выполняет поворот, который относится к маневру. А при выполнении поворота, водитель обязан включать указатели поворота.

    8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

    и Венской конвенции 1968 года (приводится для ознакомления, на всей территории нашей страны действуют правила дорожного движения Российской Федерации).

    3. Перед тем как повернуть или выполнить маневр, связанный с движением в сторону, водитель должен ясно и заблаговременно предупредить о своем намерении посредством включения указателя или указателей поворота своего транспортного средства или, при отсутствии таковых, если возможно, посредством соответствующего сигнала рукой. Сигнал, подаваемый при помощи указателя или указателей поворота, должен подаваться в течение всего времени выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.

    ВАЖНО! Указатели поворота, применяются для предупреждения остальных участников дорожного движения (водителей и пешеходов), о нашем намерении выполнить маневр, независимо на какой дороге находимся!

     

    Часто на перекрестках встречается сочетание знаков, как на снимке(ниже). Посмотрим на примеры знаков рядом с основным фото, если нам нужно продолжить движение в направлении второстепенной дороги (прямо), указатели поворота не включаем, так как направление движения мы не меняем.

    Если посмотреть на знак 8.13 (на снимке), он информирует о том, что главная дорога меняет направление на перекрестке. Но в этой ситуации, невозможно говорить об однозначности включения или нет указателей поворота. Связано с тем, что не всегда соблюдаются требования ГОСТ при установке и размещении дорожных знаков (примеры здесь). Если обратиться к ГОСТ Р 52290-2004, то в нем указано следующее, на знаках изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

    ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с Изменениями N 1, 2)

    3.7 На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

    На следующем снимке, изображение организации движения на знаке 8.13 «Направление главной дороги», не вызывает сомнений. При движении в направлении главной дороги указатели поворота не включаем.

    Еще пример сочетания знака 2.1 «Главная дорога» и таблички 8.13 «Направление главной дороги».

    Данный перекресток относится к перекресткам со сложной планировкой. Табличку 8.13 «Направление главной дороги» перед таким перекрестком могли и не размещать под знаком 2.1, но установили для возможности определения заранее, что главная дорога изменяет конфигурацию и водители могли выбрать верное направление для движения.
    В таком случае, продолжаем движение по главной дороге без включения указателей поворота, но если мы собираемся двигаться в сторону второстепенной дороги, то будем выполнять маневр поворота и включим указатели поворота, в соответствии с тем же пунктом 8.1.

    На снимках ниже, представлены примеры двух перекрестков с разных направлений. Таблички 8.13 «Направление главной дороги» как видим имеют различия.

    Перекресток 1.

    Направление 1.

    Направление 2.

    Направление 3.

    Если на первом и втором снимках знаки 8.13 «Направление главной дороги» имеют одну схему планировки, то на третьем снимке, конфигурация направления главной дороги немного иная.

    Перекресток 2.

    Направление 1.

    Направление 2.

    Направление 3.

    Как и в первом примере, перекресток один, информация на знаках (табличках) 8.13 «Направление главной дороги», противоречит планировке перекрестка.

    В завершении темы,  если есть сомнения, в необходимости включения указателей поворота, еще раз пункт 8.2, Правил дорожного движения.

    8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

    Пункт 8.2, явно говорит о том, что если указатели поворота, могут ввести в заблуждение остальных участников дорожного движения, то в таких случаях, допускается их не включать.

    Если у Вас остались вопросы, по включению указателей поворота, на перекрестках, на которых главная дорога меняет направление, пишите, попробуем разобраться вместе.

    instructor53.ru

    Главная дорога меняет направление

    Подскажите, кто и в каком случае должен уступить дорогу, учитывая следующие понятия и определения:
    1.«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой
    2.ПДД 8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
    3. ПДД 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении
    4. ПДД 13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
    5.Международная конвенция о ДД: «направление движения» и «соответствующий направлению движения» означают правую сторону (дороги), если в соответствии с национальным законодательством водитель транспортного средства должен при встрече с другим транспортным средством пропустить его слева
    6.Международная конвенция о ДД: СТАТЬЯ 14
    Общие предписания, касающиеся маневров
    1. Водитель, который намерен выполнить какой-либо маневр, как, например, выехать из ряда транспортных средств, находящихся на стоянке, или въехать в него, принять вправо или влево на проезжей части дороги, в частности, чтобы переменить полосу движения, выполнить поворот направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение, должен начинать этот маневр только после того, как он убедится, что может это сделать, не подвергая опасности тех пользователей дороги, которые следуют позади него, впереди или навстречу, и с учетом их положения, направления движения и скорости.



    pddclub.ru

    Поворот главной дороги. Размышления

     

       Эта тема поднималась не на одном форуме, и ни разу я не видел, чтобы стороны пришли к какому-то единому мнению. Давались неоднократные запросы в ЦБДД, приходили ответы, исключающие друг друга, и просто бредовые, никак к ПДД не относящиеся. Например, когда значение термина «ПОВОРОТ» в п.10.4. ПДД пытались объяснить с помощью толкового словаря украинского языка, а не с помощью Международной Конвенции о дорожном движении или других нормативных актов и пунктов ПДД.

       Ни в одних билетах я не встречал вопроса на эту тему, этот вопрос не поднимался ни в одних комментариях к ПДД, но ситуации, о которых пойдет речь ниже, не так редки, чтобы не обращать на них внимание. Тем более, когда речь идет о приоритете в движении и предоставлении преимущества в движении на перекрестке.


    На этих рисунках главная дорога на перекрестке меняет направление.

    Возникает вопрос: кто должен проехать перекресток первым, синий, который движется по главной дороге, или красный, который движется прямо?

     

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ.   

    Прежде чем изложить свою позицию по теме «поворот главной дороги на перекрестке», я должен разъяснить значение терминов «поворот»; «дорога»; «главная дорога»; «перекресток»; «полоса движения»; «направление движения» в моем понимании, то есть тех терминов, с помощью которых я буду обосновывать свою позицию, и разъяснение которых упростит понимание моей точки зрения в этом вопросе. Невозможно ответить на вопрос « как правильно проехать перекресток, на котором главная дорога изменяет направление», не ответив на вопрос, а что же, собственно, представляет собой эта самая «главная дорога» и какие вообще дороги, и каким образом  пересекаются на неравнозначном перекрестке, совершает ли водитель при этом «поворот», и каким образом идут на перекрестке полосы движения. Поэтому я попытаюсь своими словами объяснить все основные понятия, необходимые для полного понимания этой темы.

    Зная методы ведения дискуссии своими оппонентами, и их манеру цепляться к словам, сразу прошу не бросать в меня тапки по поводу того, что не все мои слова присутствуют в ПДД, я просто спорные и лаконичные формулировки ПДД и Конвенции попытаюсь перевести на более понятный язык и описать свое понимание фраз и терминов из нормативки.

     

    Итак:

    «ДОРОГА» . 

    Определение из Конвенции:

    c) термин «дорога» означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения;

    Определение из ПДД:

    автомобільна дорога, вулиця (дорога) — частина території, в тому числі в населеному пункті, призначена для руху транспортних засобів і пішоходів, з усіма розташованими на ній спорудами (мостами, шляхопроводами, естакадами, надземними і підземними пішохідними переходами) та засобами організації дорожнього руху, і обмежена по ширині зовнішнім краєм тротуарів чи краєм смуги відводу.

     

    ДОРОГА – это ПОЛОСА ЗЕМЛИ, ОБОРУДОВАННАЯ И ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВМЕСТЕ С ТРОТУАРАМИ, ОБОЧИНАМИ, ВСЕМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ И  СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

    Дорога – это не просто любое место на земле, где разрешается движение автомобилей, несколько отличное от воды, это понятие «векторное». То есть любая дорога имеет свое начало, конец и направление. Это очень важно, когда речь пойдет о направлении и количестве дорог и полос движения на неравнозначном перекрестке, а так же при объяснении понятия «поворот».

    Любая дорога имеет одну или несколько проезжих частей, которые предназначены для непосредственного движения автомобилей.

    Из ПДД:

    проїзна частина — елемент дороги, призначений для руху нерейкових транспортних засобів.

    Дорога може мати декілька проїзних частин, межами яких є розділювальні смуги;

    Из Конвенции:

    d) термин «проезжая часть дороги» означает часть дороги, обычно используемую для движения транспортных средств; дорога может иметь несколько проезжих частей, четко разграниченных, в частности разделительной полосой, или находящихся на различных уровнях;

    Здесь следует выделить важный момент – дорога может иметь несколько проезжих частей, которые должны быть четко разграничены, то есть ОНИ НЕ МОГУТ ПЕРЕСЕКАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, ОДНА ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА ДВУХ ДОРОГАХ, ЭТО ЭЛЕМЕНТ ТОЛЬКО ОДНОЙ ДОРОГИ.

     

    ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

    Из ПДД:

    смуга руху — поздовжня смуга на проїзній частині завширшки щонайменше 2,75 м, що позначена або не позначена дорожньою розміткою і призначена для руху нерейкових транспортних засобів; 

    Из Конвенции:

    e) термин «полоса движения» означает любую из продольных полос, на которые может бытьразделена проезжая часть дороги, обозначенных или не обозначенных посредством продольной разметки

    И этим все сказано! ПРОДОЛЬНАЯ ПОЛОСА НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОГИ.

    Это тоже элемент дороги. По своему определению она не может выходить за пределы дороги, не может выходить за пределы проезжей части этой дороги, она не может не совпадать с направлением дороги и ее проезжей части, точно так же как не может человек идти в одну сторону, а его руки или ноги в другую! На перекрестке, где пересекаются или примыкают дороги, пересекаются или примыкают и их полосы движения, но одна и та же полоса движения не может быть одновременно на двух дорогах, она не может идти в сторону от дороги, иначе это уже не продольная полоса на проезжей части дороги.

    Обратите внимание, что полоса движения может быть обозначена разметкой, а может быть, и нет. Это не обязательное условие. Полоса движения существует объективно, даже если она и не обозначена разметкой. Если разметки нет, то КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС НА ДОРОГЕ водители определяют сами, но не их направление. Нужно четко себе уяснить, где причина, а где следствие, что здесь первично, а что вторично. Разметка, обозначающая полосы движения, это только дополнительное средство для информирования водителей о количестве и направлении уже существующих полос движения. Поэтому считать, что если нет разметки, то на перекрестке нет полос движения, а разметка создает эти полосы в любом произвольном направлении – это, по словам Жигулиста,  означает думать, что качание деревьев — причина появления ветра!

    Из всего этого можно сделать вывод, что любая автомобильная дорога имеет одну или несколько проезжих частей, которые разбиты на полосы движения,  которые являются элементами этой дороги, не могут выходить за ее пределы, и обязательно совпадают с ней по направлению. Понятия «дорога», «проезжая часть», «полоса движения» — жестко связаны между собой.

     

     «ГЛАВНАЯ ДОРОГА»  

    Хотя во всех нормативных документах все написано предельно ясно, вариантов трактовки этого термина множество, просто удивляешься полету фантазии некоторых «знатоков»!

    Из ПДД:

    головна дорога — дорога з покриттям відносно ґрунтової або та, що позначається знаками 1.22, 1.23.1 — 1.23.4 та 2.3

    Любой человек,  который умеет читать, увидит, что речь здесь идет о дороге с покрытием, либо о дороге, обозначенной знаками, то есть о какой-то автомобильной дороге, которую назвали «главной дорогой» по отношению к другой автомобильной дороге, потому, что водитель на этой дороге имеет преимущественное право проезда на их пересечении. Но сама по себе это такая же автомобильная дорога, как и любая другая, но никак не приоритет, не очередность, не направление, и не название знака. Точно так же, как начальник – сам по себе такой же человек, как и все другие, только обладающий правом руководить другими людьми. Никому и в голову не придет утверждать, что начальник – это не человек, только потому, что у него есть право руководить. Точно так же как главный конструктор – это сам по себе конструктор, а главный по отношению к другим конструкторам.

    Утверждать, что главная дорога – это не дорога, потому, что знаки ее обозначающие определяют только очередность проезда, и ничего больше, — это все равно, что утверждать, что красное яблоко – это не яблоко, потому, что слово «красный» означает только цвет. Аналогий можно привести сотню. Почему же главную дорогу называют не дорогой, а только свойством (признаком) этой дороги???

    Из Конвенции:

    7. Знак B, 3 «ГЛАВНАЯ ДОРОГА» применяется для указания пользователям дороги, что на пересечениях этой главной дороги с другими дорогами водители транспортных средств, движущихся по этим другим дорогам или выезжающих с них, обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге….

    Если на дороге установлен сигнальный знак B, 3, сигнальный знак B, 4 «КОНЕЦ ГЛАВНОЙ ДОРОГИ» должен устанавливаться вблизи того места, где дорога перестает пользоваться приоритетом по отношению к другим дорогам.

    Хотя в Конвенции и нет специального определения главной дороги, но из текста статьи о назначении знаков приоритета хорошо видно, что знак В3 действует НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ГЛАВНОЙ ДОРОГИ С ДРУГИМИ ДОРОГАМИ, А ЗНАК В4 УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ДОРОГА ПЕРЕСТАЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИОРИТЕТОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ДОРОГАМ.

    Вот аналог этого пункта в наших ДСТУ 4100-2002:

    10.4.4 Знак 2.3 «Головна дорога» повинен застосовуватись для позначення ділянки дороги, під час руху якою транспортні засоби мають переважне право проїзду перехрестя, і установлюється на по­чатку такої ділянки дороги.

    Вот еще из ПДД:

    Знаки 2.12.3, 2.5 і 2.6 встановлюються безпосередньо перед перехрестям або вузькою ділянкою дороги, крім того, знак 2.3 на початку, а знак 2.4 — в кінці головної дороги. Знак 2.3 з табличкою 7.8 обов’язково повторюється перед перехрестям, на якому головна дорога змінює свій напрямок.

    Главная дорога – это в физическом смысле автомобильная дорога, либо участок этой дороги, имеющая начало, конец и направление, имеющая свою проезжую часть и полосы движения,  как и любая другая дорога, но, кроме этого, имеющая дополнительное свойство приоритета, которое заключается в преимущественном праве проезда по этой дороге на пересечениях с другими дорогами.

    Главная дорога – не обязательно вся автомобильная дорога, это может быть  только участок этой дороги. Одна и та же автомобильная дорога может быть главной дорогой по отношению к пересекаемым (примыкающим) дорогам на одном участке, второстепенной – на другом участке, и равнозначной на третьем.  Чего она не может,  — так это закончиться на перекрестке, и быть там главной или второстепенной по отношению к самой себе.

    Можно привести еще десяток цитат, и везде главная дорога указывается как ДОРОГА, ни одного случая применения этого термина в другом смысле, в любом нормативном документе нет.

    Причем на перекрестке может быть только одна главная дорога, две главные дороги на перекрестке – это нонсенс. Это противоречит и ПДД и Конвенции и ДСТУ. Главная дорога имеет обозначенное знаками 2.3. и 2.4. начало и конец, обозначенное табличкой 7.8 направление. Делить главную дорогу, которая на перекрестке меняет направление, на две разных дороги, по меньшей мере – некорректно, потому, что в  природе нет ни одного перекрестка, в центре которого был бы установлен знак 2.4. «конец главной дороги». Поэтому, УЧАСТОК ГЛАВНОЙ ДОРОГИ В ПРЕДЕЛАХ ПЕРЕКРЕСТКА – ЭТО УЧАСТОК ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ.

     

    ПЕРЕКРЕСТОК

    Определение перекрестка дано и в ПДД, и в Конвенции. Это место пересечения дорог на одном уровне.

    То есть это место, где находятся все пересекающиеся и примыкающие дороги. Непонятно, откуда взялось мнение, что это место не принадлежит ни одной из дорог, и что перед перекрестком все дороги заканчиваются, перекресток это отдельный объект, на котором другие правила движения.

    Нигде, ни в ПДД, ни в Конвенции и ДСТУ оснований для такого умозаключения нет.

    Если на перекрестке пересекаются (примыкают) дороги, то это значит, что там пересекаются и проезжие части этих дорог, а также и их полосы движения. Перекресток – это место, которое принадлежит всем дорогам, которые там пересекаются.

    Причем водитель, въезжающий на перекресток по главной дороге – проезжает весь перекресток по главной дороге, а для водителя, въехавшего на перекресток по второстепенной дороге, — вся территория перекрестка – это второстепенная дорога. Водители, въезжающие  по одной дороге на перекресток в попутном направлении, руководствуются между собой разделом 10. ПДД, и до перекрестка и на нем, водители, въезжающие на перекресток с разных направлений, даже по одной дороге – руководствуются между собой разделом 16. «Проезд перекрестков». Раздел 16 ПДД регулирует отношения только тех, кто въезжает на перекресток с разных направлений.

    Он не касается водителей на стартовом рисунке, они руководствуются между собой только п.10.3. ПДД в любом месте дороги, а на перекрестке у них добавляются права/обязанности по отношению к другим водителям, которые движутся с других направлений.

    На неравнозначном перекрестке пересекаются (примыкают) неравнозначные дороги, то есть это место пересечения (примыкания) главной дороги и одной или нескольких второстепенных дорог.

    На таком перекрестке, где главная дорога меняет направление, к главной дороге

    1-2 , примыкают две второстепенные дороги – 3 и 4. Это соответствует ПДД:

    16.11. На пересечении неравнозначных дорог водитель транспортного средства, которое двигается по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются к данному перекрестку по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    Также недвусмысленно об этом сказано в ПДД, там, где написано, для чего применяется табличка 7.8.:

    7.8 «Направление главной дороги»

    Направление главной дороги на перекрестке. Применяется со знаками 2.1, 2.2,2.3

    То же и в Конвенции:

    Если на перекрестке, включающем главную дорогу, направление этой последней изменяется, под знаками, предупреждающими о приближении к перекрестку, или под знаками, регулирующими преимущественное право проезда, установленными на перекрестке или перед ним, может помещаться дополнительная табличка Н, 8, показывающая на схеме перекрестка направление главной дороги.

    Не могут на таком перекрестке пересекаться дороги 1-3 и 2-4. Это противоречит не только всем нормативным документам, но и просто здравому смыслу: главной или второстепенной дорога может быть только по отношению к другим дорогам, но не к самой себе, и не может главная дорога закончиться на перекрестке.

     

    ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ,  ПОПУТНОЕ И ВСТРЕЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ

    В Конвенции направление движения имеет определение:

    t) термины «направление движения» и «соответствующий направлению движения» означают правую сторону, если в соответствии с действующим национальным законодательством водительтранспортного средства должен при встрече с другим транспортным средством пропустить его слева; в противном случае эти термины означают левую сторону;

    В переводе на понятный язык, термин «направление движения»  означает направление, в котором водитель движется по правой стороне дороги, в странах, где принято правостороннее движение, и наоборот, направление, в котором движутся по левой стороне дороги, в странах с левосторонним движением. Направление движения привязано к дороге, к ее направлению, а не к направлению движения автомобиля в пространстве, или к прямолинейному движению.

    Любая дорога имеет одно или два противоположных направления, в которых разрешается движение на этой дороге, попутное и встречное направление движения.

    В наших ПДД определения нет, но все понятно и без него:

    11.4. На дорогах с двусторонним движением, которые имеют, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении, запрещается выезжать на предназначенную для встречного движения сторону дороги.

    Здесь тоже хорошо видно, что такое направление движения, и что такое встречное движение.

    Направление движения, и попутное, и встречное,  привязаны к дороге, поэтому на таком перекрестке:

     

    Встречником для того, кто находится в т.1, является не тот, кто едет из т.3, а тот, кто едет из т.2. по одной дороге, но в противоположном направлении.

       

     

    На втором рисунке желтый и зеленый автомобили движутся без изменения направления движения, несмотря на то, что движутся по криволинейной траектории, а красный меняет направление движения даже двигаясь строго по прямой линии.

    Значение имеет только НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДОРОГИ. Изменить направление движения можно только при выезде на другую дорогу или прилегающую территорию, независимо от траектории движения автомобиля.

     

    ПОВОРОТ

    Это термин, который вызывает наибольшее число споров. Есть мнение оппонентов, которое высказывалось не раз, что у этого термина нет определения только потому, что общеупотребительные понятия не требуют определения, то есть оно просто лишнее. Позвольте не согласиться!

    Определения у термина нет только потому, что словом «поворот» в ПДД называют совершенно разные понятия и маневры. Поворот руля, поворот дороги, и поворот на другую дорогу – совершенно разные вещи, обозначенные одним словом «поворот» (любимое занятие оппонентов подменять поворот, при котором требуется включение указателя поворотов, с поворотом на другую дорогу, при котором требуется перестроение, это не всегда одно и то же).

    Нас в данном случае интересует только тот поворот, который имеется ввиду в п.10.4.; 10.5.; 16.6.; 16.13.; 11.8., т.е. тот поворот, перед котором пункт 10.4. ПДД требует занять крайнее положение на проезжей части дороги. То есть, при каком повороте должен применяться п.10.4. ПДД.

    Многие считают, что понятие «ПОВОРОТ» — это изменение направления движения относительно первоначального и происходит только по криволинейной траектории. И утверждают, что это единственное общепринятое толкование этого понятия, и в быту и в ПДД.

    Но это мнение нигде не подтверждается.

    ПОВОРОТ во время движения во всех толковых словарях определяется как ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ.

    Словарь Ожегова:

    — ПОВОРОТ: <= повернуть

    ПОВЕРНУТЬ: изменить направление, путь движения.

    НАПРАВЛЕНИЕ -я ср. 2. Линия движения; путь развития.

    Повернуть налево или направо, так же как и изменить направление движения, можно только ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕГО-ЛИБО. Нигде поворот или изменение направления движения не привязано только к прямой линии или первоначальному  направлению движения в пространстве. Изменить можно любую траекторию движения, линию движения, или путь движения…

     В ПДД термин «поворот» может определяться и как изменение направления движения и относительно первоначального направления движения, на изгибе дороги, и относительно направления дороги, при повороте на другую дорогу. В пункте 10.4, который требует занять крайнее положение при «повороте налево или направо» речь идет только о повороте во втором значении, т.е. на другую дорогу. Для наглядности рассмотрим рисунки, на которых хорошо видно, что повороты бывают разные.

    Совершенно очевидно, что на первых двух рисунках красный автомобиль совершает поворот налево в пространстве относительно своего первоначального движения на 90 градусов, но на первом рисунке он совершает поворот относительно дороги с которой выезжает, и меняет направление движения относительно этой дороги, в то время как на втором он направление движения относительно дороги не меняет.

    На этом рисунке красный совершает поворот налево относительно дороги, хотя направление движения в пространстве не меняет и движется по прямолинейной траектории.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Так при каком же повороте нужно занять крайнее положение на проезжей части дороги?

    Конвенция о дорожном движении требует занять крайнее положение на проезжей части дороги только когда совершается ПОВОРОТ ДЛЯ ВЫЕЗДА НА ДРУГУЮ ДОРОГУ:

    Статья 16. Изменение направления движения

    1. Перед поворотом направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и статьи 14 настоящей Конвенции:

    а) если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения,- приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр;

    b) Если он намерен выехать с дороги с другой стороны………….— приблизиться, насколько это возможно, к оси проезжей части на дорогах с двусторонним движением или к краю, противоположному стороне, соответствующей направлению движения на дорогах с односторонним движением, а если он намерен выехать на другую дорогу с двусторонним движением, — совершить поворот таким образом, чтобы выехать на проезжую часть другой дороги по стороне, соответствующей направлению движения.

    2. При выполнении маневра, связанного с изменением направления движения, водитель должен, не нарушая положений статьи 21 настоящей Конвенции в отношении пешеходов, пропустить участников дорожного движения, движущихся по проезжей части или по другим частям той же дороги, с которой он собирается выехать.

    Исходя из текста статьи 16 Конвенции —  «изменение направления движения» , «поворот на другую дорогу, или прилегающую территорию», и «выезд с дороги» — это одно и то же. И ЗАНИМАТЬ КРАЙНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ НЕОБХОДИМО ТОЛЬКО ПРИ ВЫЕЗДЕ С ДОРОГИ, независимо от траектории движения, при этом движущиеся по дороге имеют преимущество перед теми, кто с этой дороги выезжает.

    А у нас, в наших ПДД?

    10.4. Перед поворотом праворуч, ліворуч або розворотом водій має завчасно зайняти відповідне крайнє положення на проїзній частині, призначеній для руху в цьому напрямку, …

    Водій, що виконує поворот ліворуч або розворот поза перехрестям з відповідного крайнього положення на проїзній частині даного напрямку, повинен дати дорогу зустрічним транспортним засобам, а при виконанні цих маневрів не з крайнього лівого положення на проїзній частині — і попутним транспортним засобам. За наявності трамвайної колії посередині проїзної частини водій нерейкового транспортного засобу, що виконує поворот ліворуч або розворот поза перехрестям, повинен дати дорогу трамваю.

     В наших ПДД в пунктах, 10.4., 10.5., 16.6., 16.13., 11.8., касающихся поворота, тоже имеется ввиду только выезд на другую дорогу, т.к. при движении в одной и той же полосе движения нет никакой необходимости уступать дорогу попутным и встречным транспортным средствам и трамваю посредине проезжей части дороги. Весь смысл занятия крайнего положения состоит в том, чтобы при повороте не пересекались траектории движения попутных с трамваем транспортных средств. Пересечь чью-то полосу движения при движении без выезда за пределы проезжей части дороги, двигаясь в одной и той же полосе невозможно.

    То есть и в Конвенции, и в ПДД поворот, при котором требуется занять крайнее положение на проезжей части дороги, связан только с выездом за пределы проезжей части дороги, и никак не зависит ни от направления дороги, ни от траектории поворота, ни от наличия перекрестка.

    И в ПДД, и в Конвенции значение имеет не изменение направления движения в пространстве, а изменение направления относительно дороги и полосы движения. При этом совершенно не важны ни угол поворота руля, ни направление самой дороги, ни наличие или отсутствия перекрестка. Важен только факт смены полосы движения и выезда за пределы проезжей части дороги.

    Поэтому, по моему глубокому убеждению, определение поворота, указанного в п.10.4. должно быть таким:

    ПОВОРОТ НАЛЕВО ИЛИ НАПРАВО – ЭТО ВЫЕЗД С ДОРОГИ В ПРАВУЮ ИЛИ ЛЕВУЮ СТОРОНУ НА ДРУГУЮ ДОРОГУ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ИЛИ НА ПРИЛЕГАЮЩУЮ ТЕРРИТОРИЮ ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА.

     

     

    ТЕОРИЯ ГЛАВНОЙ ДОРОГИ.

    Теперь, когда я разъяснил свое понимание основных понятий ПДД, можно перейти к рассмотрению конкретных ситуаций на неравнозначном перекрестке, где главная дорога меняет направление.

    Рассмотрим рисунок:


    На обоих рисунках фура совершает поворот в пространстве налево на 90 градусов, но… Одинаковый ли это поворот?

    Что об этом говорится в ПДД:

    16.13. Перед поворотом ліворуч і розворотом водій нерейкового транспортного засобу зобов’язаний дати дорогу трамваю попутного напрямку, а також транспортним засобам, що рухаються по рівнозначній дорозі в зустрічному напрямку прямо чи праворуч.

    На левом рисунке все понятно: водитель автопоезда должен уступить дорогу и синему и зеленому автомобилю, а если по средине проезжей части идут трамвайные рельсы, то и трамваю в обоих направлениях. То есть всем, кто продолжает движение по главной дороге.

    На правом рисунке водитель фуры вообще никому ничего не должен, ни с кем, кто движется по главной дороге, траектория движения фуры не пересекается! Ему вообще некому уступать дорогу!

    Водитель, продолжающий движение по главной дороге на перекрестке, физически не может выполнить п.16.13. ПДД. ЭТОТ ПУНКТ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОВОРОТА НА ДРУГУЮ ДОРОГУ!

    Но специально для такого случая, когда главная дорога на перекрестке меняет направление есть п.16.14.ПДД.:

    16.14. Якщо головна дорога на перехресті змінює напрямок, водії транспортних засобів, які рухаються по ній, повинні керуватися між собою правилами проїзду перехресть рівнозначних доріг.

    О чем же говорит этот пункт? О том, что надо занять крайнее положение при повороте? Никак-нет! Он говорит о том же, что и п.16.13, — хочешь выехать с дороги – обязан пропустить встречников, в каком бы направлении они не продолжали движение. ЭТОТ ПУНКТ ТОЖЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОВОРОТА НА ДРУГУЮ ДОРОГУ!

    Эти пункты – братья, даже идут друг за другом. Оба пункта, один для прямой дороги, другой для меняющей направление, говорят об одном и том же, у них к водителям совершенно одинаковые требования, написаны они для того, чтобы показать, что направление главной дороги на перекрестке никакого значения не имеет. Считаешь дорогу прямой – выполняй 16.13., считаешь кривой – выполняй 16.14. На выбор! 

    Чтобы вот в таких вот промежуточных ситуациях водитель не ломал себе голову о направлении дороги!! Не имеет оно никакого значения!

    Водителю, который продолжает движение по главной дороге, некого пропускать справа, поэтому п.16.14. тоже не для него, он не мешает встречникам, что на ровной дороге, что на изгибающейся. И п.10.4. и п.16.13. и п.16.14., а заодно и 11.8. – написаны ТОЛЬКО ДЛЯ ПОВОРОТА НА ДРУГУЮ ДОРОГУ ИЛИ ПРИЛЕГАЮЩУЮ ТЕРРИТОРИЮ.

    Ситуация аналогична повороту вне перекрестка. Движение на изгибе дороги на перекрестке ничем не отличается от движения на изгибе дороги вне перекрестка! Так почему же вне перекрестка не нужно перестраиваться, выполняя п.10.4., а на перекрестке нужно? Какая разница? Термин «поворот» никак не зависит от наличия или отсутствия перекрестка. Больше того, это движение ничем не отличается от движения по прямолинейному участку дороги, что на перекрестке, что вне его.


    Никто не станет спорить, что здесь на левом рисунке красный не имеет права так двигаться. С этим согласны все. Но почему же на других рисунках этот порядок должен быть другим? Ведь эти ситуации ничем не отличаются! Синий едет в своей полосе на всех рисунках, красный выезжает со своей полосы движения, пересекая полосу движения синего. Разве от того, что к дороге прилегает второстепенная дорога или выезд/въезд на прилегающую территорию, на дороге изменится направление полос движения???

    Поворот с дороги здесь во всех случаях выполняет красный, хотя и едет по прямой, поэтому он должен выезжать с дороги из крайнего положения, согласно п.10.4. А синий, хоть и меняет направление в пространстве вместе с дорогой, полосу движения не меняет и может ехать по дороге в правой полосе, независимо от направления дороги.

    Исходя из написанного, я никак не могу согласиться с тем, что на изгибе главной дороги необходимо выполнять требования п.10.4. и занимать крайнее положение на проезжей части для поворота в направлении главной дороги, а так же с тем, что движение с главной дороги на второстепенную возможно из всех рядов, при этом выезжающий на второстепенную имеет преимущество перед теми, кто продолжает движение по главной дороге. Это противоречит не только ПДД, но и здравому смыслу!

    Выезжающий с главной дороги, как раз и должен занять крайнее положение на дороге, иначе такая вот особь, желающая выехать на белой машине с главной дороги из правого ряда, надолго может перекрыть все движение на главной дороге!

     

    А если все будут выполнять п.10.4. на перекрестке, где главная дорога меняет направление, то все движение через перекресток будет осуществляться не просто в один ряд, а в крайнем положении на проезжей части, что еще уже! Больше того! Если по главной дороге идет трамвай, то согласно п.11.8. все движение через перекресток по главной дороге, которая поворачивает налево, должно проходить по трамвайным путям! Даже при небольшом повороте дороги хоть в десять полос, дорога сразу становится однополосной! Как вот здесь:


    По своему опыту знаю, что если на дороге с интенсивным движением с тремя-четырьмя полосами в каждом направлении перекрыть хоть одну полосу, то пробка может растянуться на несколько километров. Если на изгибе многополосного шоссе к нему примыкает грунтовка, произойдет тоже самое! А если выехать на нее можно не меняя положения в пространстве, то можно ехать поперек всех рядов на дороге!

    Как же все это соотнести со здравым смыслом???

    Кому и зачем нужны такие главные дороги?

    Как понять то, что для выезжающих с главной дороги, согласно п.16.14., ее направление не имеет никакого значения, а для едущих по ней, даже небольшое изменение направления на перекрестке меняет приоритет между водителями, причем меняет так, что само понятие «главная дорога» теряет всякий  смысл???

     

    Обобщая все написанное выше, всю теорию главной дороги можно выразить в нескольких строчках:

    — ГЛАВНАЯ ДОРОГА – ЭТО УЧАСТОК ОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МЕЖДУ ЗНАКАМИ 2.3. В НАЧАЛЕ И 2.4 В КОНЦЕ ЭТОГО УЧАСТКА ИЛИ ДОРОГИ.

    — ДВИЖЕНИЕ ПО ЭТОЙ ДОРОГЕ ВОЗМОЖНО ПО ВСЕЙ ШИРИНЕ, ВО ВСЕХ РЯДАХ, КАК НА ЛЮБОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЕЕ НАПРАВЛЕНИЯ И НАЛИЧИЯ ПЕРЕКРЕСТКА, А ТАКЖЕ УГЛА ПРИМЫКАНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ДОРОГ.

    — ВЫЕЗД С НЕЕ НА ДРУГУЮ ДОРОГУ ИЛИ ПРИЛЕГАЮЩУЮ ТЕРРИТОРИЮ – ТОЛЬКО ИЗ КРАЙНЕГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, КАК И С ЛЮБОЙ ДОРОГИ, СОГЛАСНО П.10.4. ПДД.

    — ВЫЕЗЖАЮЩИЙ ДОЛЖЕН УСТУПИТЬ ДОРОГУ ВСЕМ, КТО ПРОДОЛЖАЕТ ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ СОГЛАСНО П.10.3. ПДД.

    — ЭТОТ ПОРЯДОК НЕ ЗАВИСИТ НИ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОЙ ДОРОГИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ, НИ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ДОРОГ, НИ ОТ НАЛИЧИЯ ПЕРЕКРЕСТКА, НИ ОТ ТРАЕКТОРИИ ВЫЕЗДА С ГЛАВНОЙ ДОРОГИ.

     

      ПОСЛЕСЛОВИЕ

     

    На этом схематичном рисунке во всех ситуациях (зеленый едет по главной дороге), приоритет между зеленым и красным не изменится, во всех десяти случаях красный должен уступить, выезжая с дороги, независимо от направления дороги, наличия перекрестка, и траектории выезда с дороги.

    С 17 февраля 2010 года я не увидел никаких серьезных возражений тому, что я написал сейчас. Все возражения сводятся к тому, что поворот по главной дороге – это тоже поворот, и если нужно включить поворотник, то нужно и занять крайнее положение на проезжей части главной дороги, как при любом повороте ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ПЕРЕКРЕСТОК, и уступить дорогу тому, кто выезжает с главной дороги, ПОТОМУ,ЧТО ТОТ ЕДЕТ ПРЯМО.

    Причем каких-либо объяснений и ссылок на ПДД, кроме п.10.4. я не увидел. Хотелось бы все-таки увидеть возражения, основанные на нормативных документах, а не домыслах, и вере в «поворот»!

     

    Обсуждение здесь.

     

     

    www.ostanovkam.net

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *