Повысят ли цены на бензин: Будет ли дорожать бензин и дизельное топливо в 2022 году: отвечает эксперт Независимого топливного союза | 74.ru
что сулит Казахстана такой шаг – DW – 01.06.2022
В Казахстане сейчас бензин на 60% дешевле, чем в РоссииФото: Anatolij Weißkopf/DW
Экономика и бизнесКазахстан
Анатолий Вайскопф
1 июня 2022 г.
1 июля истекает введенное властями Казахстана госрегулирование цен на ГСМ. Решение о его возможном продлении будет приниматься на фоне высокой инфляции и опасений повторения массовых протестов.
https://p.dw.com/p/4C5pF
Реклама
Несмотря на значительное укрепление с середины марта казахского тенге по отношению к доллару и евро, в стране растут цены на товары первой необходимости. По данным бюро национальной статистки Казахстана, в Алматы, Шымкенте, Караганде, Актау и Павлодаре социально значимые продукты питания подорожали на 16,5%. Этот показатель еще выше в Нур-Султане (17,1%), Жезказгане (17,6%) и в Таразе (более 18%).
Дорожает все, но только не бензин и нефтепродукты, цены на них власти заморозили на все первое полугодие. Это случилось после январских акций протеста, которые переросли в кровавые беспорядки и вызвали серьезный политический кризиса, положивший, как считают эксперты, конец эпохе Нурсултана Назарбаева. Если цены на топливо снова отпустят в свободное плавание, насколько велик риск их резкого скачка и возможных новых протестов?
Вода в Казахстане стала дороже бензина
Владелец небольшого магазина в центре Алматы Аскар Касымбеков официальной статистике не доверяет. В беседе с DW он отметил, что с марта все без исключения его поставщики подняли цены. «Подорожало все, и не на 15-20%, а больше. Молочная продукция и крупы — на 25-30%, сахар — почти вдвое. Мыло, зубная паста и шампунь уже не пользуются прежним спросом — очень дорого», — посетовал Касымбеков. Он обеспокоен тем, что власти откажутся от сдерживания цен на ГСМ, что спровоцирует новый всплеск инфляции и способно вызвать волнения в обществе, как в январе текущего года.
В Казахстане, по официальным данным, инфляция с начала года превысила 15 процентовФото: Anatolij Weißkopf/DWЦены на автомобильное топливо не менялись в стране с начала года. Бензин самой популярной марки АИ-92 продается на местных АЗС по 179-182 тенге (менее 0,4 евро в пересчете) за литр. Несколько дороже АИ-95 (215 тенге), и дизель (230 тенге).
Газомоторное топливо, рост цен на которое стал поводом для волнений в январе, сейчас стоит 65 тенге за литр. Для сравнения — местная питьевая вода в пластиковой поллитровой бутылке, продававшаяся еще в апреле за 140 тенге, сегодня обойдется уже в 220 тенге, а 90-граммовый брусок туалетного мыла подорожал с 235 тенге до минимум 395.
У правительства есть два варианта
Входящий в состав Национального совета общественного доверия (НСОД) при президенте Казахстана финансист Расул Рысмамбетов не исключает, что власти могут сохранить введенную из-за январских событий заморозку цен на топливо. «Продление если возможно, то максимум на полгода, до завершения уборочной кампании в конце сентября. Но инфляция от этого никуда не исчезнет, поскольку на повышение общего уровня цен будут влиять другие факторы», — заметил Рысмамбетов, добавив, что для бюджета сохранение фиксированных цен будет несколько затруднительным.
Сохранят ли власти Казахстана госрегулирование цен на топливо, пока не ясно Фото: Anatolij Weißkopf/DWПоэтому казахстанский финансист считает, что правительство пойдет другим путем — госрегулирование предельных цен на ГСМ будет отменено, а сельхозпроизводителям выделят спецквоты на покупку топлива. «В прошлые годы у нас такое уже практиковалось. Фермерам на проведение посевной или уборочной выделись объемы специально окрашенного бензина и дизеля по более низким ценам», — пояснил DW Рысмамбетов. Описанный подход, по его мнению, наверняка вызовет скачок цен на ГСМ, который потянет за собой удорожание и целого ряда других товаров.
Вместе с тем член НСОД сомневается, что повышение цен на бензин вызовет новые акции протеста в стране: «Если после ожидаемого референдума (по изменению конституции. — Ред.) будет обеспечена прозрачность всей цепочки формирования цен на топливо (от скважины до АЗС), то никаких претензий у населения к правительству не возникнет».
Население Казахстана пока настроено аполитично
Не допускает повторения январских массовых волнений после возможной разморозки цен на ГСМ и политолог Данияр Ашимбаев. В интервью DW он отметил, что сейчас настроения в обществе отличаются от того, что было в январе. Политолог не считает причиной тех кровавых событий повышение цен на газ для автомобилей.
По его мнению, они были заранее подготовлены противниками президента Токаева и синхронизированы по всей стране: «Сейчас другая ситуация. К уже давно наблюдаемой инфляции добавились последствия санкционной войны, которая, нарушив существовавшие цепочки поставок, сделала дефицитными большое количество товаров из-за провала большинства программ импортозамещения. Поэтому недовольство в обществе есть, но форма его четко не выражена».
Ашимбаев полагает, что в целом население Казахстана пока настроено аполитично. При этом политолог допускает, что после отмены фиксированных цен на топливо власти для недопущения волнений почти наверняка окажут отдельным слоям населения помощь, вплоть до возможного введения на местах продовольственных талонов. «Вопрос в том, как долго может оказываться такая помощь в условиях продолжающегося кризиса вокруг Украины?», — уточнил политолог.
Социальный конфликт не за горами?
Зампредседателя оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) экономист Айдар Алибаев уверен, что под влиянием различных факторов власти отменят госрегулирование цен на топливо, а страну ждут новые массовые волнения.
Айдар АлибаевФото: Anatolij Weißkopf/DW«Рынок ГСМ в Казахстане достаточно узок. Основные игроки и фирмы-посредники на фоне растущего спроса на ГСМ в мире находятся в напряжении от упущенной прибыли и давят на правительство. Второй фактор — обязательства Казахстана по созданию единого рынка топлива в рамках ЕАЭС. Но в РФ сейчас бензин дороже на 60%, а в Кыргызстане — почти на 80%», — поделился наблюдениями с DW Алибаев. И подчеркнул, что даже из-за двух названных факторов власти вряд ли сохранят заморозку цен на ГСМ. При этом их повышение хотя бы до уровня России, указал Алибаев, приведет к удорожанию всех товаров и услуг и усилению социальной напряженности.
«Власти это понимают и будут стараться не допускать резких скачков цен. Но наблюдаемый после пандемии и на фоне вторичных санкций из-за войны в Украине рост безработицы, инфляция и общее падение уровня жизни населения ведут к социальному конфликту, который, на мой взгляд, не за горами», — говорит Алибаев. Он предполагает, что новые волнения, скорее всего, традиционно начнутся среди рабочих-нефтяников на западе Казахстана.
Смотрите также:
Закончились ли протесты в Казахстане?
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Цены на бензин растут быстрее инфляции: у властей появился план
Экономика 8026
Поделиться
Правительство разработало очередной пакет мер, позволяющих справиться с ростом стоимости бензина, которая в этом году снова обогнала инфляцию.
Новые изменения, направленные на сдерживание топливных цен на отечественном рынке горючего, являются очередным этапом налогового маневра, уже семь лет проводимого государством в нефтяной сфере. По словам вице-премьера Александра Новака, отвечающего в правительстве за ТЭК, первым делом будет снижена экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты и увеличены на 4% ставки акцизов на бензин и дизтопливо. Подобное обратное взаимодействие, считает чиновник, нивелируют все негативные эффекты, которые могли бы возникнуть при реализации таких мер по отдельности.
Большинство остальных преобразований, обещающих стать препоной для взлета цен на горючее, также носят фискальный характер. В частности, чиновники проиндексируют на 3% индикативную (установленную) цену демпфера и повысят компенсацию, выплачиваемую государством экспортерам при высоких котировках «черного золота» в обмен на стабильные внутренние цены на бензин. Также правительство обяжет производителей нарастить биржевые продажи моторного топлива.По мнению аналитиков, прошедший год показал необходимость актуализации инструментов борьбы с дорожающим горючим. С января, по оценке Росстата, розничная стоимость бензина выросла в среднем на 8,7% и обогнала инфляцию. По словам старшего аналитика Esperio Антона Быкова, фундаментальными причинами повышения топливных расценок стала подорожавшая на мировых торговых площадках примерно на 40% сырая нефть и повышение затрат на услуги логистики, что привело к чувствительному приросту себестоимости всех видов продуктов переработки «черного золота».
Самый заметный всплеск цен наблюдается в последние два месяца — с начала ноября тарифы на АИ-92 и АИ-95 в ряде российских заправочных сетей увеличились на 2-2,5%. Причем конъюнктура менялась на фоне падения индекса Netback — экспортных котировок горючего, служащих основным драйвером определения оптовых и розничных цен на бензин внутри России. «Казалось бы, в такой ситуации стоимость топлива на АЗС должна была снизиться или хотя бы не вырасти», — удивляется эксперт.
Существующие в настоящее условия вынуждают чиновников сконцентрироваться на оптовом звене топливного рынка и создавать именно там приемлемые механизмы ограничения цен для их дальнейшего переноса на розничный сектор. «Кроме потребителей, от роста стоимости крупных партий горючего также страдают независимые сети АЗС и одиночные заправки, которым в моменты скачков оптовых тарифов приходиться работать с крайне низкой маржой, а в иных случаях даже себе в убыток»— отмечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева,
Рыночная конъюнктура и принятые правительством меры вполне могут помочь сдержать рост цен в будущем году в пределах инфляции, однако предлагаемый механизм по-прежнему выглядит временным решением и может нуждаться в регулярном пересмотре отдельных параметров в ручном режиме, — полагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
Между тем, методы и результаты противодействия подорожанию готового топлива, которые демонстрируют отраслевые ведомства в последние годы, свидетельствуют, что экономические власти страны не заинтересованы в снижении цен горючего, поскольку осуществление такого сценария нанесет серьезный удар по прибыли доминирующих в отечественном народном хозяйстве государственных добывающих компаний и, соответственно, по доходам федерального бюджета. «Розничная стоимость бензина в России растет неумолимо и бескомпромиссно. Даже при падениях нефтяных котировок не было ни одного месяца, когда стоимость горючего снизилась. Цель регулирования — ограничить рост цен на «божеском» уровне, то есть, позволить стоимости бензина немного обогнать инфляцию, не отдаляясь при этом за «пределы видимости», — рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Учитывая, что общий рост потребительских цен в будущем году обещает составить 5-6%, то ценники на АЗС должны подскочить на 7-8%. Именно на эту планку ориентированы вводимые сейчас государством изменения фискальной политики топливной отрасли».
Авторы:
- Николай Макеев
Правительство РФ ОПЕК Россия
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Мобилизация в Петербурге: хронология событий и рекомендации
Лаврентий Белый
Зерновая сделка приостанавливается из-за теракта в Севастополе
38264
КрымФото: Pixabay. com
-
Ещё трое арестованы в Москве по делу о подрыве Крымского моста
33821
КрымФото пресс-службы Главы Республики Крым
В Ярославле элитный комплекс остался без воды и отопления
11567
ЯрославльСказка про белого бычка: Какова судьба Северного обхода Пскова
Фото 10410
Екатерина Мазепина
Минобоpоны РФ: Севастополь атаковали 9 летательных и 7 морских дронов
10260
Крымфото: crimea. mk.ru
В регионах:Ещё материалы
Почему цены на бензин в США снова растут
После трех месяцев снижения цен на бензин в США американцы должны готовиться к скорому росту цен.
В среду обычный бензин стоил в среднем по стране 3,83 доллара, по данным автоклуба ААА, что на 5 центов выше, чем на прошлой неделе, и цены выросли впервые более чем за три месяца. И это было до того, как ОПЕК+, глобальная коалиция нефтедобывающих стран, объявила, что в следующем месяце начнет сокращать добычу нефти.
После новостей в четверг цены выросли еще на три цента, и похоже, что на этом они не остановятся.
Спрос на бензин растет, и мировое предложение останется ограниченным после решения ОПЕК+, что означает более высокие цены. И хотя рост цен на прошлой неделе был относительно медленным и устойчивым, сокращение мировой добычи нефти во всем мире может предвещать гораздо более быстрый и резкий рост.
Почему цены выросли до сих пор
В июне прошлого года средняя цена на бензин впервые превысила 5 долларов за галлон — в Калифорнии она превысила 6 долларов — в то время как глобальные нефтяные потрясения отразились на вторжении России в Украину.
Россия является третьим по величине производителем нефти в мире, и, хотя она экспортировала относительно небольшое количество нефти в США, разрушение, вызванное войной, потрясло мировые нефтяные рынки и привело к резкому росту цен.
Цены начали снижаться в июле, когда спрос снизился, и на рынок поступило больше предложений, частично из стратегических запасов нефти США, которые президент Байден разрешил использовать до 1 миллиона баррелей нефти в день еще в марте. .
Но эта тенденция, возможно, начинает меняться, поскольку спрос на газ в последние недели начал расти по всей стране, согласно AAA, в то время как предложение остается неопределенным.
Поставки нефти в США пострадали из-за неожиданной серии аварий и ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах по всей стране. Пожар и взрыв на заводе BP в Огайо в прошлом месяце привели к гибели двух рабочих и остановке производства на неопределенный срок, а завод потенциально может не работать в течение нескольких месяцев. 0021 Толедский клинок сообщил о росте цен на Среднем Западе.
На Западном побережье «ряд запланированных и незапланированных проблем с техническим обслуживанием нефтеперерабатывающих заводов серьезно сократил поставки топлива в Калифорнию», — сказал на прошлой неделе Дуг Шуп из Автомобильного клуба Южной Калифорнии Times of San Diego . В последние недели ремонтные работы привели к резкому скачку цен на бензин от Калифорнии до штата Вашингтон.
Постепенное высвобождение нефти из стратегических резервов США помогло успокоить рынок, но так не может продолжаться вечно. Резерв в настоящее время содержит 416 миллионов баррелей нефти по сравнению с 560 миллионами в апреле и самым низким уровнем с 19 марта.84. Администрация Байдена планировала прекратить выпуск в октябре.
Но с последними новостями от ОПЕК+ и другими угрозами мировым поставкам нефти стране, возможно, придется продолжать использовать эти стратегические запасы.
Почему цены могут продолжать расти
Решение, принятое в среду коалицией ОПЕК+, в которую входят Россия и 23 другие нефтедобывающие страны, может стать новой угрозой для стабильного мирового предложения нефти.
Коалиция объявила, что с ноября снизит общий лимит добычи на 2 миллиона баррелей в день, поскольку группа стремится удерживать мировые цены на нефть на высоком уровне. Байден тут же раскритиковал этот шаг, назвав его «ненужным».
Фьючерсы на нефть марки Brent уже выросли более чем на 3% между объявлением ОПЕК+ и четвергом.
Для Байдена высокие цены на бензин могут стать политическим камнем преткновения в связи с приближением промежуточных выборов в следующем месяце. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил, что Байден «разочарован» результатом и что администрация изучает различные способы удержания цен на бензин на максимально низком уровне, в том числе продолжает высвобождать поставки из стратегического резерва.
Белый дом и министерство энергетики, возможно, также рассматривают вопрос о запрете всего экспорта бензина из США для поддержки внутренних поставок, сообщило во вторник агентство Bloomberg , хотя эксперты отмечают, что этот план может иметь неприятные последствия, вызывая новые нарушения на мировых энергетических рынках. , особенно в союзных европейских странах, переживающих нарастающий энергетический кризис.
Цены на нефть также могут подскочить, когда Европа введет запланированный запрет на импорт российской нефти, начиная с декабря, по словам министра финансов Джанет Йеллен, которая в прошлом месяце предупредила, что европейский запрет несет «риск» для мировых цен на сырую нефть.
Подпишитесь на рассылку Fortune Features , чтобы не пропустить наши самые важные новости, эксклюзивные интервью и расследования.
Цены на газ снова начинают расти. Ожидается дальнейшее увеличение
Нью-Йорк Си-Эн-Эн Бизнес —
Еще до того, как в среду ОПЕК+ приняла решение сократить добычу нефти, цены на газ в США росли. Скорее всего, впереди нас ожидает дальнейшее повышение цен на заправках.Цены на бензин выросли почти на 3 цента за галлон в ежедневном чтении AAA в среду, до 3,83 доллара за галлон, что стало самым большим однодневным повышением почти за четыре месяца.
99-дневная полоса снижения цен с середины июня по 20 сентября может стать далеким воспоминанием, даже несмотря на то, что сегодняшние цены все еще намного ниже июньского рекорда, составляющего чуть более 5,03 доллара за галлон. С тех пор цены на бензин повышались каждый день, кроме одного дня, и теперь выросли на 16 центов за галлон, или 4%, поскольку две недели назад они достигли дна на уровне 3,67 доллара за галлон.
Фьючерсы на нефть выросли примерно на 2% на новостях, а фьючерсы на бензин также немного выросли на шагах ОПЕК. Фьючерсы на бензин выросли примерно на 20 центов за галлон после окончания падения цен на бензин в прошлом месяце, что указывает на возможное повышение цен в будущем.
Фьючерсы на нефть и бензин падали с середины июня из-за растущих опасений по поводу возможной рецессии, которая приведет к сокращению спроса на бензин и нефть, среди прочих факторов.
Недавний рост был вызван необычно большим количеством нефтеперерабатывающих заводов в США, которые были закрыты на ремонтные работы, сказал Том Клоза, глобальный руководитель отдела энергетического анализа OPIS, который отслеживает цены на бензин для AAA. Он сказал, что почти 18% нефтеперерабатывающих мощностей страны в настоящее время отключены.
«Многое из этого было отложено весной, потому что они зарабатывали так много денег», — сказал он. «Предел погрешности в нефтеперерабатывающих мощностях США сейчас настолько мал, что вы не можете потерять какую-либо мощность, не повлияв на цены».
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_555A01D4-0C56-736E-EE1C-A96A39CB6D5D@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Обычно это время года, когда цены на газ падают, поскольку в большей части страны отменяются правила, требующие более чистого, но более дорогого газа для борьбы со смогом. Окончание летнего автомобильного сезона также снижает спрос, что, в свою очередь, приводит к снижению цен.К сожалению, сокращение мощностей НПЗ на «означает, что цены на газ не снизятся, как я думал», — сказал опытный нефтяной аналитик Энди Липоу. «На самом деле, они могут дрейфовать вверх».
Еще один фактор, который помог снизить цены в последние месяцы: выпуск около 1 миллиона баррелей нефти в день из национального стратегического нефтяного резерва, срок действия которого истекает 1 ноября.
«Никто на самом деле не знает, что произойдет, когда распродажи SPR закончатся», — сказал Клоза.
Одна вещь, которая может снизить цены: Калифорния, которая обычно сохраняет свои правила, требующие летней смеси бензина, в силе до ноября, отменила это требование в начале прошлой недели. Это может снизить среднюю цену по стране, даже если это повлияет только на бензин в Калифорнии. На штат приходится около 9% потребления бензина в США, поэтому изменение может повлиять на средний показатель по стране, даже если цены не изменятся в другом месте. Средняя цена там составляет 5,52 доллара за галлон, что является самой высокой ценой в стране.
«Я не думаю, что мы увидим серьезные изменения в национальных ценах. даже если мы увидим, что цены в Калифорнии вернутся к прежним», — сказал Клоза.
Снижение цен на бензин было важным средством контроля роста общих цен, а также поддержкой потребительских расходов, поскольку это означает, что в карманы потребителей поступает больше денег.
Типичная семья в США покупает около 90 галлонов бензина в месяц, поэтому падение с 5,03 доллара за галлон до минимума в 3,67 доллара за галлон в конце прошлого месяца означает экономию около 120 долларов в месяц.