Страны с левосторонним движением автомобилей: Все страны с левосторонним движением

Содержание

В каких странах левостороннее движение машин: полный список — Рамблер/авто

Еще до изобретения автомобиля человек заметил, что соблюдение общей договоренности осуществлять движение по одной стороне дороги способствует уменьшению столкновений транспортных средств и пробок. После того как распространённым стало передвижение на машинах, правительства большинства стран приняли соглашение о том, чтобы водители придерживались правостороннего движения. Однако некоторые государства, в силу различных особенностей, предпочли левостороннюю езду. Детальнее о том, сколько стран приняли такое решение и почему, — в нашем обзорном материале.

Что влияет на выбор направления в разных странах

Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита.

Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.

Важно! Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД.

Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра.

Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.

Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.

Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия.

Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца. Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.

Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.

Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне.

Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.

Знаете ли вы? Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День „Н“»: от швед. «högertrafik» —« правостороннее движение».

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств

На заре автопрома не было чёткого размещения руля слева либо справа — выпускались машины с разным его размещением. Однако со временем традиция расположения руля слева закрепилась — так было удобнее высаживать пассажиров такси при правостороннем движении и комфортнее осуществлять обзор, когда идёшь на обгон.

Кроме собственно размещения руля и водительского кресла, в автомобилях имеются и другие конструкционные отличия, на которые оказал влияние этот факт. Так, отличается устройство дворников, отвечающих за очистку лобового стекла. В машинах с левым рулём в состоянии покоя они сложены в правую сторону, в машинах с правым рулём — в левую. Переключатель дворников в леворульных средствах передвижения располагается на правой стороне рулевой колонки.

Что касается переключателей поворотов, то сегодня они во всех машинах располагаются одинаково (хотя до недавнего времени встречались модели, где они находились слева).

Узнайте, что делать, если перестали работать поворотники.

Необходимо отметить, что производители современных машин для массового покупателя не идут на поводу у водителей, привыкших к левостороннему передвижению, и для экономии себестоимости авто выпускают модели лишь с одним отличием — расположением водительского кресла. Остальные же параметры у леворульных и праворульных машин, как правило, одинаковы (за исключением отдельных марок).

Знаете ли вы? Производитель спортивных каров McLaren в 1992-1998 годах выпускал модель под названием McLaren F1, в которой руль и кресло водителя располагались по центру салона. В 1993-2005 годах это была самая быстрая машина в мире.

Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год Ниже приведён актуальный перечень держав, где законодательно зафиксировано только левостороннее движение.

Страны, отмеченные зелёным на карте — с правосторонним движением, жёлтым — с левосторонним

Европы

Среди европейских государств осталось всего лишь 4 ярых представителя с узаконенной левосторонней ездой:

Великобритания;Мальта;Ирландия;Кипр.

Рекомендуем узнать, с какой скоростью можно двигаться в населенно пункте на авто.

Азии

Довольно много стран в Азии, где передвигаются по левому краю автодорог. К ним относятся:

Бангладеш;Бруней;Индия;ИндонезияЯпония;Малайзия;Мальдивы;Непал;Пакистан;Сингапур;Таиланд;Шри-Ланка;Восточный Тимор.

Африки

На африканском континенте так же, как и в Азии, насчитывается 13 держав и островных государств, придерживающихся «левизны» при передвижении на авто.

Среди них такие:

Ботсвана;Кения;Лесото;Маврикий;Мозамбик;Намибия;Сейшельские острова;Южно-Африканская республика;Свазиленд;Танзания;Уганда;Замбия;Зимбабве.

Южной Америки

На южноамериканском континенте в абсолютном большинстве держав действуют правила, предписывающие придерживание правой стороны при езде на автомобилях.

И лишь 2 страны предпочитают передвижение по левому краю дороги:

Гайана;Суринам.

Важно! Если человек, отправляющийся в путешествие, планирует передвигаться в других державах на собственном авто либо брать машину на прокат, то ему необходимо предварительно ознакомиться с направлением движения в тех местностях, которые он собирается посетить.

Океании

Среди государств и островов Океании левой стороны при езде на автострадах придерживаются:

Австралия; Фиджи; Республика Кирибати; Республика Науру; Новая Зеландия; Папуа-Новая Гвинея; Самоа; Соломоновы острова; Королевство Тонга; Тувалу.

Кроме того, по левому краю дороги осуществляют езду на Багамских островах, на Малых Антильских островах: в Антигуа, Доминике, на Барбадосе, в Гренаде, в Сент-Китс и Невис, в Сент-Винсенте, а также в Республике Тринидад и Тобаго, на Виргинских островах, в Сент-Люсии и на Ямайке.

Таким образом, разные исторические причины повлияли на то, по какой половине дороги передвигаются в той либо иной стране мира. Левой стороны движения на автомобильных дорогах придерживаются жители 53 стран. Традиционным же считается правостороннее движение. Соответственно, и леворульных автомобилей выпускается намного больше. Если человек планирует путешествие в другое государство на авто, то ему обязательно нужно ознакомиться с ПДД, действующими на его территории. Перейти на «противоположный» руль непросто — нужно ещё поменять и дорожные знаки.

«В каких странах левостороннее движение?» – Яндекс.Кью

Здравствуйте!

В большинстве стран Мира люди ездят по правой стороне дороги. Но в некоторых частях мира, таких как Великобритания и Южная Азия, на самом деле неправильно ездить направо! В общей сложности насчитывается 76 стран и территорий, которые следуют законам левостороннего движения или 34 процента населения Мира.

Давайте взглянем на некоторые страны, где граждане должны ездить по левой стороне дороги, чтобы Вы были готовы, если когда-нибудь посетите их!

Вам может быть интересно:

В каких странах левостороннее движение машин: полный список

Левостороннее движение Еще до изобретения автомобиля человек заметил, что соблюдение общей договоренности осуществлять движение по одной стороне дороги способствует уменьшению столкновений транспортных средств и пробок. После того как распространённым стало передвижение на машинах, правительства большинства стран приняли соглашение о том, чтобы водители придерживались правостороннего движения. Однако некоторые государства, в силу различных особенностей, предпочли левостороннюю езду. Детальнее о том, сколько стран приняли такое решение и почему, — в нашем обзорном материале.

Что влияет на выбор направления в разных странах

Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита. Левостороннее движение Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.

Важно! Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД.

Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра. Движение авто в прошлом Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.

Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.

Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия. Движение транспорта Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца . Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.

Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.

Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне. Левостороннее движение Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.

Знаете ли вы? Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День «Н»»: от швед. «högertrafik»« правостороннее движение».

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств

На заре автопрома не было чёткого размещения руля слева либо справа — выпускались машины с разным его размещением. Однако со временем традиция расположения руля слева закрепилась — так было удобнее высаживать пассажиров такси при правостороннем движении и комфортнее осуществлять обзор, когда идёшь на обгон. Праворульное авто Кроме собственно размещения руля и водительского кресла, в автомобилях имеются и другие конструкционные отличия, на которые оказал влияние этот факт. Так, отличается устройство дворников, отвечающих за очистку лобового стекла. В машинах с левым рулём в состоянии покоя они сложены в правую сторону, в машинах с правым рулём — в левую. Переключатель дворников в леворульных средствах передвижения располагается на правой стороне рулевой колонки.

Что касается переключателей поворотов, то сегодня они во всех машинах располагаются одинаково (хотя до недавнего времени встречались модели, где они находились слева).

Необходимо отметить, что производители современных машин для массового покупателя не идут на поводу у водителей, привыкших к левостороннему передвижению, и для экономии себестоимости авто выпускают модели лишь с одним отличием — расположением водительского кресла. Праворульное автоОстальные же параметры у леворульных и праворульных машин, как правило, одинаковы (за исключением отдельных марок).

Знаете ли вы? Производитель спортивных каров McLaren в 1992-1998 годах выпускал модель под названием McLaren F1, в которой руль и кресло водителя располагались по центру салона. В 1993-2005 годах это была самая быстрая машина в мире.

Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год

Ниже приведён актуальный перечень держав, где законодательно зафиксировано только левостороннее движение. Карта странСтраны, отмеченные зелёным на карте — с правосторонним движением, жёлтым — с левосторонним

Европы

Среди европейских государств осталось всего лишь 4 ярых представителя с узаконенной левосторонней ездой:

  • Великобритания;
  • Мальта;
  • Ирландия;
  • Кипр.

Азии

Довольно много стран в Азии, где передвигаются по левому краю автодорог. К ним относятся:

  • Бангладеш;
  • Бруней;
  • Индия;
  • Индонезия
  • Япония;
  • Малайзия;
  • Мальдивы;
  • Непал;
  • Пакистан;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Шри-Ланка;
  • Восточный Тимор.

Африки

На африканском континенте так же, как и в Азии, насчитывается 13 держав и островных государств, придерживающихся «левизны» при передвижении на авто. Дороги Кении Среди них такие:

  • Ботсвана;
  • Кения;
  • Лесото;
  • Маврикий;
  • Мозамбик;
  • Намибия;
  • Сейшельские острова;
  • Южно-Африканская республика;
  • Свазиленд;
  • Танзания;
  • Уганда;
  • Замбия;
  • Зимбабве.

Южной Америки

На южноамериканском континенте в абсолютном большинстве держав действуют правила, предписывающие придерживание правой стороны при езде на автомобилях. Гайана И лишь 2 страны предпочитают передвижение по левому краю дороги:

  • Гайана;
  • Суринам.

Важно! Если человек, отправляющийся в путешествие, планирует передвигаться в других державах на собственном авто либо брать машину на прокат, то ему необходимо предварительно ознакомиться с направлением движения в тех местностях, которые он собирается посетить.

Океании

Среди государств и островов Океании левой стороны при езде на автострадах придерживаются:

  • Австралия;
  • Фиджи;
  • Республика Кирибати;
  • Республика Науру;
  • Новая Зеландия;
  • Папуа-Новая Гвинея;
  • Самоа;
  • Соломоновы острова;
  • Королевство Тонга;
  • Тувалу.

Кроме того, по левому краю дороги осуществляют езду на Багамских островах, на Малых Антильских островах: в Антигуа, Доминике, на Барбадосе, в Гренаде, в Сент-Китс и Невис, в Сент-Винсенте, а также в Республике Тринидад и Тобаго, на Виргинских островах, в Сент-Люсии и на Ямайке. Левостороннее движение Таким образом, разные исторические причины повлияли на то, по какой половине дороги передвигаются в той либо иной стране мира. Левой стороны движения на автомобильных дорогах придерживаются жители 53 стран. Традиционным же считается правостороннее движение. Соответственно, и леворульных автомобилей выпускается намного больше. Если человек планирует путешествие в другое государство на авто, то ему обязательно нужно ознакомиться с ПДД, действующими на его территории. Перейти на «противоположный» руль непросто — нужно ещё поменять и дорожные знаки.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Правостороннее или левостороннее? Список стран

Правостороннее или левостороннее? Список стран

22.10.2014

Отправляясь в новую страну и размышляя об аренде авто, мы часто задаемся вопросом — а какое движение в этом государстве? Правостороннее или левостороннее? Левостороннее движение несколько отличается от привычного нам, и чтобы это не оказалось для вас сюрпризом, мы подготовили полный список стран с указанием организации движения — с правой стороны или с левой.

Во избежание путаницы, давайте уточним:

  • если движение правостороннее (как в России) — то машины двигаются по правой стороне дороги, а руль в автомобиле расположен с левой стороны. 
  • если движение левостороннее, то движение машин происходит с левой стороны дороги, а руль в авто расположен справа

 


А  Б  В  Г  Д  Е  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я


А

Австралия — левая сторона
Австрия — правая сторона
Азербайджан — правая сторона
Албания — правая сторона
Алжир — правая сторона
Американское Самоа — правая сторона
Андорра — правая сторона
Ангола — правая сторона
Ангилья — левая сторона
Антигуа и Барбуда — левая сторона
Аргентина — правая сторона
Армения — правая сторона
Аруба — правая сторона
Афганистан — правая сторона

Б

Багамские острова — левая сторона
Бахрейн — правая сторона
Бангладеш- левая сторона
Барбадос — левая сторона
Беларусь — правая сторона
Бельгия — правая сторона
Белиз — правая сторона
Бенин — правая сторона
Берег Слоновой Кости — правая сторона
Бермудские острова — левая сторона
Бирма — правая сторона
Болгария — правая сторона
Боливия — правая сторона
Босния и Герцеговина — правая сторона
Ботсвана — левая сторона
Бразилия — правая сторона
Британские Виргинские острова — левая сторона
Британская территория Индийского океана — правая сторона
Бруней — левая сторона
Буркина-Фасо — правая сторона
Бурунди — правая сторона
Бутан — левая сторона

В

Вануату — правая сторона
Великобритания — левая сторона
Венесуэла — правая сторона
Венгрия — правая сторона
Вьетнам — правая сторона

Г

Габон — правая сторона
Гамбия — правая сторона
Грузия — правая сторона
Германия — правая сторона
Гана — правая сторона
Гибралтар — правая сторона
Греция — правая сторона
Гренландия — правая сторона
Гренада — левая сторона
Гваделупа — правая сторона
Гуам — правая сторона
Гватемала — правая сторона
Гвинея — правая сторона
Гвинея-Бисау — правая сторона
Гайана — левая сторона
Гаити — правая сторона
Гондурас — правая сторона
Гонконг — левая сторона

Д

Дания — правая сторона
Джибут — правая сторона
Доминика — левая сторона
Доминиканская Республика — правая сторона

Е

Египет — правая сторона

З

Западная Сахара — правая сторона
Замбия — левая сторона
Зимбабве — левая сторона

И

Израиль — правая сторона
Индия — левая сторона
Индонезия — левая сторона
Иордания — правая сторона
Иран — правая сторона
Ирак — правая сторона
Ирландия — левая сторона
Исландия — правая сторона
Испания — правая сторона
Италия — правая сторона

Й

Йемен — правая сторона

К

Казахстан — правая сторона
Каймановы острова — левая сторона
Камбоджа — правая сторона
Камерун — правая сторона
Канада — правая сторона
Катар — правостороннее
Кения — левая сторона
Кипр — левая сторона
Киргизия — правая сторона
Кирибати — левая сторона
Китай — правая сторона
Кокосовые (Килинг) острова — левая сторона
Колумбия — правая сторона
Коморские острова — правая сторона
Конго, Демократическая Республика — правая сторона
Корея, Северная — правая сторона
Корея, Южная — правая сторона
Коста-Рика — правая сторона
Куба — правая сторона
Кувейт — правая сторона
Острова Кука — левая сторона

Л

Лаос — правая сторона
Латвия — правая сторона
Либерия — правая сторона
Ливан — правая сторона
Ливия — правая сторона
Литва — правая сторона
Лихтенштейн — правая сторона
Люксембург — правая сторона

М

Маврикий — левая сторона
Мавритания — правая сторона
Мадагаскар — правая сторона
Макао — левая сторона
Македония — правая сторона
Малави — левая сторона
Малайзия — левая сторона
Мальдивы — левая сторона
Мальта — левая сторона
Марокко — правая сторона
Маршалловы острова — правая сторона
Мартиника — правая сторона
Мексика — правая сторона
Микронезия, Федеративные Штаты — правая сторона
Мозамбик — левая сторона
Молдова — правая сторона
Монако — правая сторона
Монголия — правая сторона

Н

Намибия — левая сторона
Науру — левая сторона
Непал — левая сторона
Нигер — правая сторона
Нигерия — правая сторона
Нидерланды — правая сторона
Нидерландские Антильские острова — правая сторона
Никарагуа — правая сторона
Новая Зеландия — левая сторона
Новая Каледония — правая сторона
Остров Норфолк — левая сторона
Норвегия — правая сторона

О

Объединенные Арабские Эмираты — правая сторона
Оман — правая сторона
Остров Святого Бартоломея — правая сторона
Остров Святой Елены — левая сторона

П

Пакистан — левая сторона
Палау — правая сторона
Панама — правая сторона
Папуа-Новая Гвинея — левая сторона
Парагвай — правая сторона
Перу — правая сторона
Польша — правая сторона
Португалия — правая сторона
Пуэрто-Рико — правая сторона

Р

Россия — правая сторона
Румыния — правая сторона
Руанда — правая сторона

С

Самоа — левая сторона
Сан — Марино — правая сторона
Сан-Томе и Принсипи — правая сторона
Свазиленд — левая сторона
Сент-Китс и Невис — левая сторона
Сент-Люсия — левая сторона
Сен-Мартен — правая сторона
Сен-Пьер и Микелон — правая сторона
Сент-Винсент и Гренадины — левая сторона
Саудовская Аравия — правая сторона
Сенегал — правая сторона
Сербия — правая сторона
Сейшельские острова — левая сторона
Сингапур — левая сторона
Сирия — правая сторона
Словакия — правая сторона
Словения — правая сторона
Соломоновы Острова — левая сторона
Сомали — правая сторона
Судан — правая сторона
Суринам — левая сторона
США — правая сторона
Сьерра-Леоне — правая сторона

Т

Тайвань — правая сторона
Таджикистан — правая сторона
Танзания — левая сторона
Таиланд — левая сторона
Тимор-Лешти — левая сторона
Того — правая сторона
Токелау — левая сторона
Тонга — левая сторона
Тринидад и Тобаго — левая сторона
Тунис — правая сторона
Туркменистан — правая сторона
Турция — правая сторона
Тувалу — левая сторона

У

Уганда — левая сторона
Узбекистан — правая сторона
Украина — правая сторона
Уругвай — правая сторона

Ф

Фиджи — левая сторона
Филиппины — правая сторона
Финляндия — правая сторона
Фолклендские (Мальвинские) острова — левая сторона
Франция — правая сторона
Французская Гвиана — правая сторона
Французская Полинезия — правая сторона

Х

Хорватия — правая сторона

Ц

Центрально-Африканская Республика — правая сторона

Ч

Чад — правая сторона
Черногория — правая сторона
Чехия — правая сторона
Чили — правая сторона

Ш

Швейцария — правая сторона
Швеция правая — сторона
Шпицберген — правая сторона
Шри Ланка — левая сторона

Э

Эквадор — правая сторона
Экваториальная Гвинея — правая сторона
Эритрея — правая сторона
Эстония — правая сторона
Эфиопия — правая сторона

Ю

ЮАР — левая сторона

Я

Ямайка — левая сторона
Япония — левая сторона


Автор: Елена Скворцова

Левостороннее движение — это… Что такое Левостороннее движение?

Левостороннее движение

     Правостороннее движение      Левостороннее движение

Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов.

У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 по левой[1]. 28 % всех дорог левосторонние и 72 % — правосторонние[2].

Предпосылки

Большинство людей — правши. В зависимости от метода езды, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно[3]:

Ходьба пешком — правостороннее. По-видимому, большинство людей (невооружённых) при ходьбе придерживаются правой стороны.

Вести лошадь, тащить тележку — правостороннее. В этом случае человеку удобнее находиться со стороны встречного потока, чем на обочине — с одной стороны, это позволяет избежать столкновения, с другой — остановиться и поговорить со встречным.

Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.

Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.

Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание, и позволяет управлять правой рукой.

Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.

Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем верно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны.

На Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.

История

По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне[4][3]. Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г до н. э. — 50 г н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне[3].

После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть самой сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.

В России еще в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.

Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. По одной версии, такой же порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, т.е на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа.

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение.

Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а по другим правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.

Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны. В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохранялось левостороннее движение.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила!

Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть.

Первым массовым автомобилем с «правильным» рулём был Ford T.

Страны, изменившие движение

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, перешли на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День H в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.

Также сменили левый руль на правый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот бывшая португальская колония Мозамбик сменила правый руль на левый, из-за соседства с бывшими британскими колониями. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Страны с левосторонним движением

Смена стороны на границе

На границах стран с различными направлениями движения строятся автомобильные развязки, иногда довольно внушительные.

  • Пункт смены направления движения на границе Лаос-Таиланд [5]

Особые случаи

Первые автомобили

На автомобилях, выпускавшихся в начале XX века, расположение руля ещё не определилось окончательно: часто место водителя делали со стороны тротуара (т. е. делали правый руль при правостороннем движении и левый при левостороннем). В дальнейшем стандартом стало расположение руля со стороны, противоположной тротуару — это обеспечивает лучший обзор при обгоне; кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси это делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.

Почтовые автомобили

Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон ИЖ). Это делается для удобства водителя, который теперь может выходить сразу на тротуар и не подвергается лишней опасности.

Багамские острова

Исторически сложилось так, что на Багамах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины.

Россия — Восток

В России на Востоке сложилась противоположная ситуация. Большинство машин ездят с правым рулём при правостороннем движении из-за близости к Японии, откуда эти машины ввозятся.

Различие в конструкции автомобилей

Основное отличие, конечно же — расположение водительского места. Но не единственное.

Присущее леворульным машинам расположение педалей «сцепление — тормоз — газ» стало стандартом. Тем не менее, до войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. До вторжения Гитлера Чехословакия имела левостороннее движение, и на старых чешских машинах педали располагались «сцепление — газ — тормоз».

Рычаг переключения передач всегда расположен на центральной консоли автомобиля (люди, пересаживающиеся с леворульной машины на праворульную, основной трудностью считают переключение левой рукой). Порядок передач не различается — и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева.

Указатель поворотов обычно находится слева (за исключением австралийских, японских и старых британских автомобилей). Кроме того, приборы в салоне обычно рассчитаны на удобный доступ со стороны водителя. Например, в праворульных машинах катушка громкости на магнитоле расположена справа, а в леворульных — слева.

Расположение бензобака не связано со стороной движения — он может быть с любой стороны. Это сделано для равномерного заполнения очередей на заправочных станциях.

Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону обочины — чтобы освещать пешеходов и не слепить встречных водителей.

Впрочем, Венская конвенция по дорожному движению говорит, что временно въезжающий в страну автомобиль должен соответствовать техническим нормам той страны, в которой он зарегистрирован.

Прочие виды транспорта

Самолёты

По ряду причин (несовершенные системы зажигания и карбюраторы, которые часто были причиной остановки двигателя, жёсткие ограничения по массе) самолёты времён Первой мировой войны имели исключительно ротационные двигатели — звезда двигателя вращается вместе с винтом, а топливно-масляная смесь подаётся через полый неподвижный коленвал. В таких двигателях тяжёлый картер играл роль маховика. Винт, как правило, применялся правый, вращавшийся по часовой стрелке. Из-за большой массы двигателя возникал обратный крутящий момент, стремящийся создать самолёту левый крен, поэтому повороты налево выполнялись более энергично. В силу этого многие авиационные манёвры были основаны на левых поворотах — отсюда левое сиденье пилота.

С совершенствованием систем зажигания ротационные двигатели уступили место двухрядным и звездообразным, у которых обратный крутящий момент во много раз меньше. Лётчики (уже мирные) ориентировались по имеющимся дорогам (а в пустынной местности, где дорог нет, проводили борозды). Когда самолётам (с устоявшимся левым сиденьем), летящим вдоль дороги навстречу друг другу, требовалось разминуться, лётчики отдавали вправо — отсюда правостороннее движение с левым сиденьем главного пилота.

Есть ещё одна причина, связанная с анатомией: ручку управления пилот держит правой рукой перед собой на уровне груди, левая рука — ниже, примерно на уровне подлокотника, осуществляет управление двигателем при помощи РУД. При такой позе смотреть вниз удобнее с левой стороны, так как выставленная перед собой правая рука мешает наклоняться вправо.

Вертолёты и суда

Практически везде (кроме внутренних рек) применяется левостороннее движение с правым сиденьем. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать).

Сиденье главного пилота на единственном серийном конвертоплане V-22 Osprey справа, «по-вертолётному».

Железная дорога и метро

Пионером железнодорожного транспорта является Великобритания, навязавшая многим странам (Франция, Израиль, Россия) левостороннее железнодорожное движение. Позднее Россия перешла на правостороннее, но и сейчас часть старых российских линий левосторонние. В Германии же железнодорожное движение исторически правостороннее. Поэтому в Эльзасе-Лотарингии (до Первой мировой войны принадлежавших Германии) поезда до сих пор ездят по правой стороне.

Евротоннель состоит из двух железнодорожных туннелей и одного сервисного. Движение поездов левостороннее.[6]

Сиденье машиниста (на правосторонних линиях) справа, это позволяет лучше видеть сигнализацию и посадку пассажиров; помощник машиниста сидит слева.

На советских и российских поездах метро, начиная с 81-717/714, место машиниста в центре.

Часто встречаются левосторонние трамвайные линии — для того, чтобы обычные трамваи с правыми дверьми могли ходить на линиях с островными платформами. Например, в Волгоградском метротраме.

Также в метро часто применяется левостороннее движение в дополнение к правостороннему, когда поезда идут в одну сторону по обеим сторонам станции для обеспечения кроссплатформенных пересадок.

Нередким бывает левостороннее движение эскалаторов с целью уменьшить взаимопересечение людских потоков, или для удобства организации верхнего вестибюля.

Примечания

См. также

Ссылки

Все страны с правосторонним движением

При правостороннем движении транспортные средства должны разъезжаться левыми боками, то есть находиться по левую сторону относительно друг друга. У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне, при этом 72 % всех дорог правосторонние.

НазваниеКонтинент
1 Абхазия

государство, признанное шестью странами-членами ООН (Российской Федерацией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу), частично признанной Южной Осетией и двумя непризнанными государствами: НКР и ПМР; согласно конституции Грузии, входит в состав Грузии

Азия
2 Австрия Европа
3 Азербайджан Азия
4 Азорские острова

автономный регион в португалии

Европа
5 Аландские острова

автономная территория финляндии, управляется на основе специального международного соглашения

Европа
6 Албания Европа
7 Алжир Африка
8 Американское Самоа

неинкорпорированная неорганизованная территория и не включённая в состав сша в южной части тихого океана

ОКЕАНИЯ
9 Ангола Африка
10 Андорра Европа
11 Аргентина Америка
12 Армения Азия
13 Аруба

самоуправляемое государство со значительной автономией в составе королевства нидерландов.

Америка
14 Афганистан Азия
15 Бахрейн Азия
16 Белиз Америка
17 Белоруссия Европа
18 Бельгия Европа
19 Бенин Африка
20 Болгария Европа
21 Боливия Америка
22 Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба

островное владение нидерландов в карибском море

Америка
23 Босния и Герцеговина

состоит из двух самоуправляющихся образований —республики сербской и федерации боснии и герцеговины

Европа
24 Бразилия Америка
25 Британская территория в Индийском океане

заморская территория великобритании (на о-вах Чагос)

Азия
26 Буркина-Фасо Африка
27 Бурунди Африка
28 Вануату ОКЕАНИЯ
29 Ватикан Европа
30 Венгрия Европа
31 Венесуэла Америка
32 Вьетнам Азия
33 Габон Африка
34 Гаити Америка
35 Гамбия Африка
36 Гана Африка
37 Гваделупа

заморский департамент франции

Америка
38 Гватемала Америка
39 Гвинея Африка
40 Гвинея-Бисау Африка
41 Германия Европа
42 Гибралтар

заморская территория великобритании

Европа
43 Гондурас Америка
44 Гренландия

зависимая территория (автономный регион) дании

Америка
45 Греция Европа
46 Грузия Азия
47 Гуам

заморское владение (неприсоединённая территория) сша

ОКЕАНИЯ
48 Дания Европа
49 Джибути Африка
50 Доминикана Америка
51 Египет Африка
52 Западная Сахара

западная или арабская сахара не признана большинством государств, а её территорию марокко считает своими южными провинциями

Африка
53 Израиль Азия
54 Иордания Азия
55 Ирак Азия
56 Иран Азия
57 Исландия Европа
58 Испания Европа
59 Италия Европа
60 Йемен Азия
61 Кабо-Верде Африка
62 Казахстан Азия
63 Камбоджа Азия
64 Камерун Африка
65 Канада Америка
66 Катар Азия
67 Киргизия Азия
68 Китай Азия
69 Колумбия Америка
70 Коморские Острова Африка
71 Конго, Демократическая Республика Африка
72 Конго, Республика Африка
73 Корейская Народно-Демократическая Республика Азия
74 Косово

большинством государств мира считается частью сербии

Европа
75 Коста-Рика Америка
76 Кот-д’Ивуар Африка
77 Куба Америка
78 Кувейт Азия
79 Кюрасао

самоуправляемое государство со значительной автономией в составе королевства нидерландов

Америка
80 Лаос Азия
81 Латвия Европа
82 Либерия Африка
83 Ливан Азия
84 Ливия Африка
85 Литва Европа
86 Лихтенштейн Европа
87 Люксембург Европа
88 Мавритания Африка
89 Мадагаскар Африка
90 Майотта

заморский регион франции

Африка
91 Мали Африка
92 Мальтийский орден

по международному праву является государствоподобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство

Европа
93 Марокко Африка
94 Мартиника

заморский регион франции

Америка
95 Маршалловы Острова ОКЕАНИЯ
96 Мексика Америка
97 Микронезия ОКЕАНИЯ
98 Молдавия Европа
99 Монако Европа
100 Монголия Азия
101 Мьянма Азия
102 Нагорный Карабах

большинством государств мира считается частью азербайджана

Азия
103 Нигер Африка
104 Нигерия Африка
105 Нидерланды Европа
106 Никарагуа Америка
107 Новая Каледония

заморское административно-территориальное образование с особым статусом франции

ОКЕАНИЯ
108 Норвегия Европа
109 ОАЭ Азия
110 Оман Азия
111 Палау ОКЕАНИЯ
112 Палестина

территория, частично оккупированная израилем. включает сектор газа и западный берег реки иордан

Азия
113 Панама Америка
114 Парагвай Америка
115 Перу Америка
116 Польша Европа
117 Португалия Европа
118 Приднестровье

большинством государств мира считается частью молдавии

Европа
119 Пуэрто-Рико

заморское владение (неприсоединённая территория) сша

Америка
120 Республика Корея Азия
121 Реюньон

заморский регион франции

Африка
122 Россия Европа
123 Руанда Африка
124 Румыния Европа
125 Сальвадор Америка
126 Сан-Марино Европа
127 Сан-Томе и Принсипи Африка
128 Саудовская Аравия Азия
129 Северная Македония Европа
130 Северные Марианские Острова

заморское владение (неприсоединённая территория) сша

ОКЕАНИЯ
131 Сен-Бартелеми

заморское сообщество франции

Америка
132 Сен-Мартен

заморское сообщество франции

Америка
133 Сен-Пьер и Микелон

заморское сообщество франции

Америка
134 Сенегал Африка
135 Сербия Европа
136 Синт-Мартен

самоуправляемое государство со значительной автономией в составе королевства нидерландов

Америка
137 Сирия Азия
138 Словакия Европа
139 Словения Европа
140 Сомали Африка
141 Сомалиленд

большинством государств мира считается частью сомали

Африка
142 Судан Африка
143 США Америка
144 Сьерра-Леоне Африка
145 Таджикистан Азия
146 Тайвань

большинством государств мира считается частью китая

Азия
147 Того Африка
148 Тунис Африка
149 Туркмения Азия
150 Турция Азия
151 Узбекистан Азия
152 Украина Европа
153 Уоллис и Футуна

заморское сообщество франции

ОКЕАНИЯ
154 Уругвай Америка
155 Фарерские острова

зависимая территория (автономный регион) дании

Европа
156 Филиппины Азия
157 Финляндия Европа
158 Франция Европа
159 Французская Гвиана

заморский департамент франции

Америка
160 Французская Полинезия

заморское сообщество франции

ОКЕАНИЯ
161 Хорватия Европа
162 Центральноафриканская Республика Африка
163 Чад Африка
164 Черногория Европа
165 Чехия Европа
166 Чили Америка
167 Швейцария Европа
168 Швеция Европа
169 Шпицберген

зависимая территория норвегии

Европа
170 Эквадор Америка
171 Экваториальная Гвинея Африка
172 Эритрея Африка
173 Эстония Европа
174 Эфиопия Африка
175 Южная Осетия

большинством государств мира считается частью грузии

Азия
176 Южный Судан Африка

Левостороннее движение Википедия

     Страны с правосторонним движением      Страны с левосторонним движением

Термины лево- и правостороннее движение используются для определения способа разъезда встречных транспортных потоков. При левостороннем движении транспортные средства движутся по левой стороне дороги, при правостороннем — по правой.

У автомобилей водительское место обычно расположено со стороны встречного потока — слева при правостороннем движении и справа при левостороннем.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана[1]. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % — левосторонние[2].

Предпосылки

Большинство людей — правши. В зависимости от метода передвижения, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно[3]:

  • Пешеход с грузом — правостороннее. Мешок закидывают обычно на правое плечо, тележку или вьючное животное удобнее держать правой рукой ближе к обочине: легче расходиться, да и можно остановиться и поговорить со встречным.
  • Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.
  • Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.
  • Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание (на лошадь садятся с левой стороны) и позволяет управлять правой рукой.
  • Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.
  • Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем правомерно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны (что было удобнее если, скажем, народу полагалось уступать воинам дорогу, ведь в таком случае они заметны раньше).

История

По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне[3][4]. Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г. до н. э. — 50 г. н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне[3].

После того как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.

В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер—Ливерпуль движение было левосторонним.

Другая теория появления изначально левостороннего движения предполагает, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху. Когда сидящий сверху кучер-правша погоняет коней, то кнут может случайно попасть по прохожим, которые идут по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Автомобиль с правым рулем. Вид из салона.

Великобританию считают главным инициатором мирового левостороннего движения: внедрив его у себя, она повлияла на некоторые страны мира (свои колонии и зависимые территории). Встречается версия, что такой порядок на своих дорогах в Великобритании был привнесен из морских правил, то есть на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа[5]. Но эта версия ошибочна[уточнить], поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть, согласно правилам правостороннего движения. Именно правостороннее движение принято для расхождения судов, следующих встречными курсами в зоне прямой видимости в море, что зафиксировано в международных правилах[6].

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств[источник не указан 361 день].

В Японии традиция левостороннего движения уходит корнями в древность, когда самураи скакали по гористой японской местности на резвых лошадях с мечами на левом боку. На перевязи катану никто не носил, затыкали за пояс, так что он торчал с левого боку, где-то на полметра выпирая. Опасаясь зацепиться мечами и тем спровоцировать бой, самураи стали использовать принцип левостороннего движения. В начале периода Эдо (1603—1867 гг.) уже закрепилась традиция, указующая каждому, кто направлялся в сторону столицы, держаться левой стороны. Такая система постепенно стала распространяться по всей стране. С уверенностью можно говорить, что к концу XVIII века обычай двигаться по левой стороне дороги уже сформировался как общее правило для перемещения по Японии. В 1859 году посол королевы Виктории сэр Р. Алкок укрепил позиции властей Токио принять левостороннее движение[источник не указан 3568 дней]. В 1872 году на первой железной дороге было принято также левостороннее движение. Примечательно, что за 50 лет за исключением вышеуказанного случая так и не было законодательно регламентировано, какой стороны дороги следует держаться. И лишь в 1927 году вся страна окончательно перешла на левостороннее движение. Японская армия — особый случай — ходила по правой стороне дороги до 1924 года[7].

Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 года в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон Бонапарт закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. А в Австрии сложилась крайне необычная ситуация: в некоторых провинциях движение было левосторонним, а в других — правосторонним. И лишь после аншлюса в 1938 году Германией вся страна перешла на правостороннее движение.

Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны.[источник не указан 3789 дней] В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 1920-х годов сохранялось левостороннее движение.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

После появления автомобилей в Европе в различных странах были различные правила движения. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был принят ещё со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах были разные правила.

Первым массовым автомобилем с левосторонним расположением руля стал Ford T.

Страны, изменившие движение

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение. Среди них была Швеция, несмотря на то, что шведские производители даже для внутреннего рынка выпускали машины с левым рулём. Позже из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, было решено перейти на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День «H» (швед. Dagen H) в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.

Также сменили правый руль на левый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот, Мозамбик, будучи португальской колонией, сохранил левостороннее движение из-за соседства с британскими колониями, в то время как Португалия сменила правый руль на левый в 1928 году. Самоа перешла на левостороннее движение из-за наличия в стране большого количества подержанных автомобилей с правым рулем. Корея поменяла левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

В 1977 году японская префектура Окинава по решению японского правительства перешла с установленного в 1945 году американскими оккупационными войсками правостороннего на левостороннее движение. Как объясняли японские власти, необходимость перехода была продиктована Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года, которое требует от стран-участниц наличия лишь одной транспортной системы. Это, однако, не помешало другому участнику конвенции — Китаю — оставить левостороннее движение в возвращённых Гонконге и Макао.

Смена стороны на границе

На границах стран с различными направлениями движения строятся автомобильные развязки, иногда довольно внушительные.

  • Пункт смены стороны движения на границе Лаос—Таиланд[8].
  • Мост между Гонконгом и континентальным Китаем[9].
  • Двухуровневая развязка после моста Лотос, соединяющего правосторонний континентальный Китай с левосторонней бывшей португальской колонией Макао (представлена на снимке).
  • Мост через реку Такуту и развязка на бразильско-гайанской границе.

Особые случаи

Первые автомобили

На автомобилях, выпускавшихся в начале XX века, расположение руля ещё не определилось окончательно: часто место водителя делали со стороны тротуара (то есть делали правый руль при правостороннем движении и левый при левостороннем). В дальнейшем стандартом стало расположение руля со стороны, противоположной тротуару — это обеспечивает лучший обзор при обгоне; кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси это делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.

Почтовые автомобили

Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон «Москвич-434П»[10][11]). Это делается для удобства водителя, который теперь может выходить сразу на тротуар и не подвергается лишней опасности.

При правом расположении руля водитель почтовой машины имеет облегчённый доступ к почтовым ящикам, расположенным возле проезжей части. Иногда почту можно положить в почтовый ящик и не выходя из автомобиля.

Военные автомобили

Некоторые французские военные автомобили, выпускаемые для ведения боевых действий в африканских колониях, имели двойной механизм рулевого управления для возможности использования в право- и леворульном режиме простой перестановкой руля.

Строительная, сельскохозяйственная техника и карьерные самосвалы

Карьерные самосвалы обычно не ездят по дорогам общего пользования и поэтому не зависят от местных ПДД. Рынок этих машин очень узкий. Поэтому они изготовляются только с леворульной кабиной для правостороннего движения по технологическим дорогам карьеров. Например, БелАЗ поставляет свою леворульную продукцию в «праворульную» ЮАР, и в «праворульной» Японии производитель Komatsu изготавливает свои самосвалы с леворульной кабиной. На универсально-пропашных тракторах место тракториста обычно размещается на продольной оси машины, что дает одинаково хороший обзор левой и правой стороны. На тяжелых пахотных тракторах с широкими кабинами (например, «Кировец») место тракториста выполняют справа, что удобно при работе с правосторонними плугами. На комбайнах, наоборот, удобно левостороннее расположение кабины. На коммунальных машинах место водителя располагают со стороны тротуара. Многие сельскохозяйственные и коммунальные машины и тракторы имеют перемещаемое слева направо или дублированное место водителя или оператора.

Багамские острова

Исторически сложилось так, что на Багамских Островах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины.

Россия

Уссурийск, перекрёсток ул. Чичерина и Краснознамённая, 2016 г.

Большая часть легковых автомобилей на Дальнем Востоке России — ввезённые из Японии подержанные праворульные машины. Несмотря на многочисленные неудобства, вызванные применением праворульных автомобилей в условиях правостороннего движения, японские автомобили продолжают пользоваться популярностью благодаря надёжности.

Уссурийск, ул. Некрасова, кафе быстрого обслуживания автомобилистов.

Исторически в России повсеместно принято правостороннее движение. Несмотря на это, в Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, в Амурской, Еврейской автономной, Магаданской, Сахалинской областях и в Чукотском автономном округе значительная часть автомобилей оснащены рулём с правой стороны при правостороннем движении. Это происходит вследствие того, что автомобильный парк пополняется преимущественно подержанными праворульными автомобилями из Японии, где принято левостороннее движение.

Из-за особенностей организации движения в центре города две улицы во Владивостоке — Семёновская и Мордовцева — с августа 2012 года по март 2013 имели левостороннее движение[12][13].

В Красноярске левостороннее движение организовано на участке улицы Корнеева между улицами Копылова и Красной Армии[14].

Разъезд с левосторонним движением в Москве (ул. Лескова) Набережная реки Фонтанки у Никольского переулка, правая сторона, движение в сторону Летнего сада

Иногда левосторонними делаются некоторые разъезды, например по улице Лескова в Москве[15], а также улицы — например, набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге (в последнем случае стороны движения разделены рекой)[16].

На Красной площади во время проведения военного парада в честь

стран, ведущих левый путь

Джозеф Кипроп, 11 января 2019 г., Общество

A photo of a highway in England, showing traffic driving on the left hand side. Фотография автомагистрали в Англии, показывающая движение по левой стороне.

Почти 75% стран мира требуют, чтобы водители двигались с правой стороны движения. Несмотря на то, что большинство водит машину справа, не существует глобальной стандартной системы вождения, которая заставляет некоторые страны требовать вождения слева. Левая сторона включает большинство бывших британских колоний, а правая — США, Латинскую Америку и большинство европейских стран. Ниже приведены страны с левосторонним движением.

Список стран с левосторонним движением

Азия

15 стран Азии едут слева. К этим странам относятся Гонконг, Индия, Бруней, Бангладеш, Бутан, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Индонезия и Шри-Ланка. История левостороннего движения в Японии началась в период Эдо (1603-1867). В 1872 году англичане проложили первую в стране железнодорожную ветку.Он был левосторонним и положил начало левостороннему вождению в Японии. Восточный Тимор начал левостороннее движение в 1976 году под властью Индонезии и продолжает это делать сегодня. Макао и Гонконг, в отличие от материкового Китая, движутся слева. Таиланд никогда не был колонией, но также левосторонний.

Африка

африканских стран имеют левостороннее движение, включая бывшие британские колонии Кения, Южная Африка, Зимбабве, Лесото, Ботсвана, Малави, Замбия, Намибия, Свазиленд, Уганда и Танзания.Другие бывшие британские колонии, включая Сьерра-Леоне и Нигерию, перешли на правостороннее движение, поскольку они граничат с бывшими французскими колониями. Мозамбик, колонизированный португальцами, движется влево, хотя его бывшая европейская держава в 1920-х годах переключилась на правостороннее движение. Мозамбик граничит со странами, которые тоже едут по левой стороне. Маврикий также придерживается левостороннего движения.

Австралия и Океания

Австралия и ее территории (включая остров Рождества, Кокосовые острова и остров Норфолк) все движутся слева.Новая Зеландия и ее территории (Острова Кука и Токелау) также включены в список водителей-левшей. Другие территории, которые едут слева, включают бывшие британские колонии Фиджи, острова Питкэрн, Кирибати, Тувалу и Ниуэ. Науру, Самоа, Папуа-Новая Гвинея, Тонга и Соломоновы острова также имеют левостороннее движение.

Европа

Первый закон о левостороннем движении в Великобритании был принят в 18 веке в Лондоне.Этот закон требовал, чтобы движение по Лондонскому мосту было левее. Закон о автомагистралях 1835 года сделал этот закон применимым в Британской империи. Хотя большинство европейских стран перешли на правостороннее движение в 20 веке, Великобритания по-прежнему продолжает движение по левому краю. Гернси, остров Мэн в дополнение к Джерси, являющийся зависимым государством Великобритании, также держится левее. В Ирландии, Мальте и Кипре также левостороннее движение.

Вест-Индия

Заморские территории Соединенного Королевства в Вест-Индии остаются слева: Ангилья, острова Теркс и Кайкос, Монтсеррат, Каймановы острова и Британские Виргинские острова.Страны, ранее входившие в состав Британской империи, которые едут по левой стороне, включают Сент-Китс и Невис, Ямайку, Тринидад и Тобаго, Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос, Сент-Люсия, Багамы, Антигуа и Барбуда, Доминика и Гренада. На Виргинских островах США также левостороннее движение.

История левостороннего движения

Исторически сложилось так, что большинство людей всегда были правшами.Предполагается, что левостороннее движение возникло еще во времена конных путешествий. Левосторонняя позиция, но их преимущество в том, что они имеют легкий доступ к своему мечу правой рукой в ​​случае столкновения с противником.

Список стран с левосторонним движением

Британские острова 90 043 Малави Намибия Непал
Мест с левым рулем
Ангилья
Антигуа и Барбуда
Австралия
Бангладеш
Барбадос
Бермудские острова
Бутан
Ботсвана
Ботсвана
Бруней
Каймановы острова
Остров Рождества
Кокосовые острова (Килинг)
Острова Кука
Кипр
Доминика
Восточный Тимор
Эсватини
Фолклендские острова
Фиджи
Гренада
Гернси
Гайана
Гонконг
Индия
Индонезия
Ирландия
Остров Мэн
Ямайка
Япония
Джерси
Кения
Кирибати
Лесото
Макао
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Маврикий
Маврикий
Монтсеррат
Мозамбик
Намибия
Новая Зеландия
Ниуэ
Остров Норфолк
Пакистан
Папуа-Новая Гвинея
Острова Питкэрн
Остров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кун га
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
Самоа
Сейшельские Острова
Сейшельские Острова
Сингапур
Южная Африка
Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова
Шри-Ланка
Суринам
Танзания
Таиланд
Багамы
Токелау
Тонга
Тринидад и Тобаго
Теркс и Кайкос
Тувалу
U.Южные Виргинские острова
Уганда
Соединенное Королевство
Замбия
Зимбабве
,

Левостороннее и правостороннее движение — Повторная публикация в Википедии // WIKI 2

Направленность транспортного потока по юрисдикции

Countries by handedness of road traffic, c. 2020   Left-hand traffic   Right-hand traffic Страны по составу дорожного движения, гр. 2020

Левостороннее движение

Правостороннее движение

Левостороннее движение ( LHT ) и правостороннее движение ( RHT ) — это практика при двунаправленном движении придерживаться левой или правой стороны дороги соответственно.Они имеют фундаментальное значение для транспортного потока и иногда называются правилом дороги . [1]

RHT используется в 165 странах и территориях, а остальные 75 стран и территорий используют LHT. [2] Страны, которые используют LHT, составляют примерно шестую часть суши в мире, около трети населения и четверть дорог. [3] В 1919 году 104 территории мира относились к LHT и такое же количество — к RHT. Между 1919 и 1986 годами 34 территории LHT перешли на RHT. [4]

Многие страны LHT ранее входили в состав Британской империи, хотя многие не входили в состав Британской империи, например, Швеция (ныне RHT), Япония, Таиланд, Индонезия, Непал и Суринам. И наоборот, многие страны RHT были частью французской колониальной империи.

На LHT движение остается левым, и автомобили имеют правое рулевое колесо (RHD — правый руль), что позволяет водителю находиться на стороне, ближайшей к центру дороги. Карусели движутся по часовой стрелке. RHT противоположен этому: движение идет направо, водитель сидит с левой стороны автомобиля (LHD), а круговое движение движется против часовой стрелки.

В большинстве стран железнодорожное движение определяется управляемостью дорог, хотя многие страны, которые перешли с LHT на RHT, не переключили свои поезда. Движение лодок по рекам эффективно RHT. Лодки традиционно управляются с правого борта для облегчения приоритета вправо.

Энциклопедия YouTube

  • 1/5

    Просмотры:

    977

    249 189

    28 302

    33 463

    5 047

  • ✪ Правостороннее и левостороннее движение

  • ✪ Двигайтесь налево, плонкеры!

  • ✪ Параллельная парковка, способ 1 (левостороннее движение).Учебник, как.

  • ✪ Параллельная парковка, способ 2 (правостороннее движение). Учебник, как

  • ✪ Почему Индия следует системе с правым рулем | Обязательно смотреть

Содержание

История

Countries with left- and right-hand traffic, currently and formerly. Changes since 1858 when Finland changed to the right are taken into account.  RHT  Now RHT, formerly LHT  LHT  Now LHT, formerly RHT  Formerly a mix of LHT and RHT in various parts of the country, now RHT Страны с левосторонним и правосторонним движением в настоящее время и ранее. Учитываются изменения, произошедшие с 1858 года, когда Финляндия перешла вправо.
.

История лево- и правостороннего движения

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОДИТЕЛЬСТВО