Виды охлаждающей жидкости: Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях

Содержание

Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях

Замена охлаждающей жидкости или необходимость ее долить ставит перед автомобилистом или мастером-ремонтником массу вопросов:

● Лучше долить антифриз такого же цвета или дистиллированную воду?

● Антифриз какого цвета нужно залить в расширительный бачок?

● Как выбирать охлаждающую жидкость: по цвету или надписям на этикетке?

Чтобы каждый мог найти ответы на эти и другие вопросы, мы подготовили обзор по охлаждающим жидкостям.

 

Что представляет собой охлаждающая жидкость?

Охлаждающая жидкость (далее ОЖ) – одна из главных функциональных жидкостей в автомобиле, по значимости ее можно сравнить с тормозной жидкостью, моторным маслом или даже топливом. Именно от ОЖ зависит теплоотвод от ДВС – это ее основная задача.

Современные ОЖ эффективно защищают детали ДВС от накипи, кавитации и коррозии, обеспечивают смазку сальника насоса системы охлаждения, исключают образование осадка в системе охлаждения.

Все ее полезные свойства должны сохраняться на протяжении большого количества времени, к тому же жидкость не должна расширяться при низких температурах.

Несмотря на всю важность этой жидкости, многие автомобилисты и мастера по ремонту авто относятся к выбору ОЖ весьма халатно, что приводит к проблемам с двигателем.

В система охлаждения ДВС используются антифризы (разновидность ОЖ) – это низкозамерзающие теплоносители, которые практически не расширяются и эффективно работают при низкой температуре. В состав большинства автомобильных антифризов входит примерно 90% этиленгликоля и 10% пакета присадок.


Именно пакет присадок определяет свойства ОЖ защищать детали ДВС от коррозии, кавитации, накипи, образования осадка и т.д. Именно пакетом присадок отличаются друг от друга антифризы разных производителей.


Формула этиленгликоля

Необходимо отметить, что некоторые недобросовестные производители заменяют дорогой этиленгликоль более дешёвым глицерином. Из-за высокой вязкости глицерина его приходится разбавлять метанолом.

Глицерин термически нестабилен, при длительном нагреве свыше 90°С разлагается с образованием летучих веществ, в т.ч. акролеина. Продукты разложения токсичны, коррозионно- агрессивны. Глицерин сильно пенится, по этой причине ухудшается отвод тепла.

Метанол – простейший одноатомный спирт, образующий ядовитый формальдегид при определенных реакциях с водой. Начинает кипеть при 85°С, связывает воду и «съедает» алюминий. Запрещен законом для использования в антифризах. Горит при нагреве.

В концентрированном виде (этиленгликоль + присадки) использовать антифриз нельзя: такая смесь кристаллизуется уже при -16С и плохо отводит тепло от узлов двигателя. Для эффективной работы концентрат смешивают с водой – теплоемкость у нее в 4 раза выше, чем у этиленгликоля.

Получается, что чем выше % воды в составе антифриза, тем лучше он отводит тепло. Температура кристаллизации жидкости также изменяется в зависимости от количества воды. Наглядно это видно на графике:


Наиболее эффективный вариант концентрации в соответствии с графиком достигается, если смешать концентрат антифриза с водой в соотношении 2:1. В таком случае смесь выдерживает температуру до -54С. Важно помнить, что при снижении температуры кристаллизации, температура кипения повышается.

Многочисленные исследования показали, что для нормальной работы смеси количества концентрата антифриза в системе охлаждения должно составлять от 30 до 60%. Если % концентрата меньше, то улучшаются показатели теплоотведения, но другие свойства антифриза, особенно защита узлов от коррозии, значительно снижаются.


Если доля концентрата более 60%, то температура кристаллизации будет выше, как и температура кипения антифриза. При этом теплоотведение ухудшится, что негативно сказывается на ДВС. В качестве идеального варианта с точки зрения сохранения всех свойств антифриза рассматривается соотношение 1:1 – одна часть концентрата и одна часть воды. При таком соотношении t кристаллизации смеси около 37 С, кипения – 107 С, а эффективность пакета присадок сохраняется полностью.

К потребителям антифриз поступает в виде концентрата или уже готовой смеси, которую можно сразу же заливать в систему охлаждения. Концентрированный антифриз состоит из этиленгликоля, а воду в него должен добавлять сам потребитель: он же и определяет, в каком соотношении они должны смешиваться.

Готовые смеси содержат нужное количество деминерализованной воды, чаще всего это концентрация 1 к 1 с температурой замерзания до -37 С.

Помните, что для антифриза % объема и % массы отличаются: плотность этиленгликоля составляет 1,112 кг/л, поэтому 1 литр концентрата весит 1,112 кг. Учитывайте это при покупке: на канистре может быть написан вес, а не объем, тогда как при указанном весе в 5 кг по объему в канистре будет всего 4,5 литра.

Какие бывают ОЖ?

По составу пакета присадок все существующие антифризы делят на:

  1. Традиционные или классические

  2. Гибридные

  3. Карбоксилатные

  4. Лобридные

Так же существует классификация охлаждающих жидкостей, используемая автоконцерном Volkswagen:

G11 – спецификация VAG TL-774C, относится к антифризам, произведенным по гибридной технологии (об этом в продолжении статьи)

G12 – спецификация VAG TL-774D, относится к антифризам, произведенным по карбоксилатной технологии

G12 Plus – спецификация VAG TL-774F, отличается от предшественника усовершенствованным пакетом присадок

G12 Plus Plus – спецификация VAG TL-774G, так называемый лобридный антифриз на основе этиленгликоля

G13 – спецификация VAG TL-774J, лобридный антифриз на основе пропиленгликоля

Такая классификация получила широкое распространение среди российских покупателей, а обозначение охлаждающих жидкостей Volkswagen стало нарицательным для описания видов антифризов.

Классические антифризы

К этой группе относятся антифризы, которые производят по неорганической технологии. Присадки у таких антифризов включают в себя соли неорганических кислот:

· Фосфаты

· Силикаты

· Бораты

· Нитриты

· Нитраты

· Амины

Техническое обозначение таких ОЖ — Traditional, Conventional и IAT (Inorganic Acid Technology).

Традиционные антифризы работают следующим образом: ингибиторы покрывают всю поверхность системы охлаждения изнутри, образуется пленка, которая не дает смеси из воды и этиленгликоля напрямую контактировать с металлическими узлами и деталями. Защитный слой останавливает коррозию, но ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения ДВС.


Ингибиторы в составе традиционного антифриза быстро расходуются, так как покрывают собой большую площадь металлических деталей. С течением времени под силой потока защитный слой начинает повреждаться и на оголенном металле появляется коррозия.

Если своевременно не поменять охлаждающую жидкость, то она станет мутной и приобретет бурый оттенок. Также присадки могут спровоцировать появлением накипи, отложений и осадка.

«Тосол» является одним из традиционных антифризов, который был разработан в СССР в 1960-1970 гг. Название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС» — «Технология Органического Синтеза» о окончания «-ол», которое в химии обозначает спиртовые соединения. Его разработали для замены в системах охлаждения двигателей ВАЗ итальянской охлаждающей жидкости Paraflu 11.

Важно знать, что «Тосол» — это всего лишь название антифриза, а не его отдельный вид. В его первоначальном составе по утвержденной технологии он производился вплоть до 1990 гг. а затем под таким названием стали производить антифризы с совершенно разным составом. Современные силикатные ОЖ с названием «Тосол» с оригинальным Тосолом ничего общего не имеют.

Традиционные ОЖ вытеснили с рынка уже в 1990 гг – на смену им пришли более современные смеси. Связано это с большим количеством недостатков:

  1. Появление гелей и абразивных частиц, которые засоряют всю систему и выводят из строя помпу, мешают теплоотведению

  2. Образование осадка при смешивании с минерализованной водой

  3. Быстрое окисление нитритов

  4. Из-за быстрого расхода органических присадок срок эксплуатации таких ОЖ составляет не более 2 лет и 60000 км пробега.

Еще одна причина отказа от традиционных ОЖ кроется в эволюции ДВС: с ростом их производительности увеличивается и температура их работы, поэтому требовались антифризы с более высокой точкой кипения. Из-за усиленного режима работы присадки срабатывали еще быстрее, к тому же традиционные ОЖ несовместимы с радиаторами из алюминия.

Гибридные антифризы

Гибридные антифризы были разработаны уже в 1990 годах, как замена традиционным. В их состав входит более стабильный пакет присадок, в котором между собой сочетаются карбоксилаты (карбоновые кислоты) и соли неорганических кислот. Такой состав присадок действует на очаги коррозии и кавитации эффективнее, чем у традиционных ОЖ и недостатки выражены намного меньше.

В технической документации гибридные ОЖ обозначают HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology Coolants, Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), или антифриз класса G11.

Гибридные антифризы активно использовались с 1990-х по 2006 год, затем на смену им пришли более совершенные составы. Но некоторые автоконцерны, например, BMW и Mitsubishi, (до 2010 года также Mercedes-Benz и Volvo), продолжали использовать гибридные антифризы при заправке системы охлаждения при производстве автомобиля. Срок службы гибридного антифриза составляет около 3-х лет.


К охлаждающим жидкостям, изготовленным по гибридной технологии, относится Антифриз Carville Racing гибридный. Благодаря многофункциональному пакету присадок, содержащему ингибиторы коррозии, регуляторы пенообразования и pH этот антифриз демонстрирует стабильность эксплуатационных свойств на протяжении всего срока эксплуатации – 3 года или 150000км пробега.

Карбоксилатные антифризы

В середине 1990-х был разработан карбоксилатный антифриз, который и сейчас является лучшим вариантом по своим полезным свойствам и сроку эксплуатации. Многие мировые автопроизводители, включая АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ, используют карбоксилатные антифризы для первой заправки системы охлаждения.


От всех остальных антифризов данный вид отличается технологией производства пакета присадок: его основой являются соли карбоновых кислот: в составе нет аминов, боратов, фосфатов, нитратов, нитритов и силикатов.

Карбоновые соли точечно воздействуют на очаги возникновения коррозии, а образованная защитная пленка толщиной до 1 микрона, покрывает не все поверхности, а только проблемный участок. Благодаря этому пакет присадок расходуется экономно, а теплоотведение проходит эффективнее. Карбоновые кислоты стабильны при температуре до +135 С, поэтому подходят для высокооборотистых и термонагруженных ДВС. 

Особое отличие карбоксилатных ОЖ в полном отсутствии неорганических присадок, поэтому в антифризе даже при длительном использовании не появляются гели, отсадки и иные отложения.

В технической документации карбоксилатные антифризы обозначают OAT (Organic Acid Technology), Carboxylate coolants, LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774-D) и G12+ (по спецификации VW TL 774-F, с 2006 года). Карбоксилатные ОЖ могут эффективно работать 5 и более лет.


Антифриз Carville Racing карбоксилатный изготовлен по технологии OAT (Organic Acid Technology) и по классификации VAG соответствует классу G12+ (VW TL 774-D / VW TL 774-F). Карбоксилатный пакет присадок не содержит силикаты, амины, фосфаты, бораты, нитриты и нитраты.

Данный антифриз особенно эффективен при защите алюминиевых элементов от высоких температур. Увеличивает срок службы помпы, радиатора и резиновых уплотнителей. Обладает увеличенным ресурсом эксплуатации — до 5 лет или 250 000 км пробега и сохраняет эксплуатационные свойства на всем его протяжении.

Лобридные антифризы

Лобридные антифризы появились в 2005 году. По классификации Volkswagen G12++. Они являются средним звеном между гибридными и карбоксилатными антифризами. В составе пакета присадок лобридной охлаждающей жидкости не более 10% солей неорганических кислот (силикаты или фосфаты), более 90% состава занимают карбоновые кислоты, поэтому по характеристикам такой антифриз лучше гибридного.

Позже появились лобридные антифризы на основе пропиленгликоля. Функционально эта жидкость аналогична лобридному антифризу на основе этиленгликоля, но менее ядовита и быстрее разлагается, соответственно наносит меньший вред окружающей среде при её утилизации, но её цена значительно выше. Соответствует классификации VAG TL-774J – G13

Что означает цвет охлаждающей жидкости?

Многие автовладельцы и даже продавцы автомагазинов ошибочно полагают, что цвет антифриза указывает на его тип: так антифриз голубого цвета означает самый «простой» вариант со сроком использования не более 2х лет, зеленый – антифриз получше со сроком службы до 3х лет, а красный – самый лучший со сроком использования до 5 лет. Также многие ошибочно полагают, что антифризы одного цвета идентичны между собой, а потому их можно доливать друг в друга или без опаски заменять один на другой.

В реальности на цвет охлаждающей жидкости влияет лишь краситель, который добавили в состав, и никакой информации о качественных свойствах этот цвет не несет. Все антифризы поначалу не имеют цвета, краситель в них добавляют по следующим причинам:

  1. Чтобы лучше видеть количество антифриза в охлаждающем бачке и контролировать ее испарение

  2. Требование производителя – каждый автоконцерн может использовать свой специальный цвет для обозначения антифриза

  3. В качестве отличительного признака охлаждающей жидкости, которая была залита при первой заправке еще на конвейере

  4. Для поиска протечек. Например, в антифризы Carville Racing добавлены флуоресцентные красители чтобы было легче обнаружить течь системы охлаждения в ультрафиолетовом цвете.

Таким образом антифризы одного цвета могут полностью отличаться между собой по составу, но при этом общепринятые тенденции говорят о следующем:

  1. Антифризы голубого цвета чаще всего относятся к традиционным ОЖ

  2. Гибридные антифризы чаще всего бывают зеленого, бирюзового или синего цвета

  3. Карбоксилатные антифризы зачастую имеют оттенки красного, оранжевого или желтого цвета


Несмотря на это, встречаются и исключения из правил, поэтому нужно опираться на тип антифриза, который используют в конкретной модели автомобиля. Если таких данных нет, нужно опираться на допуски и спецификации антифриза. Рекомендации производителя указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Концентрированный антифриз всегда ярче, чем готовая смесь. В процессе использования охлаждающая жидкость «линяет» и ее цвет становится бледнее – это нормальное состояние, которое не является признаком брака.

Допуски и спецификации антифриза

Для антифризов существуют национальные стандарты, нормирующие основные показатели охлаждающих жидкостей: это внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозийное воздействие на металлы, вспениваемость и другие. Например, в Российской федерации существует ГОСТ 28084. К слову, он не описывает состав и концентрацию присадок, смешиваемость, или цвет жидкости – это решает производитель.

Среди признанных международных стандартов разных стран один из наиболее известных – ASTM. Американское общество по испытаниям материалов. Спецификации и методы испытаний, утвержденные ASTM, применяются во всем мире. Например, практически все современные автомобильные охлаждающие жидкости должны соответствовать ASTM D3306. Это стандартная спецификация на охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля и пропиленгликоля (концентраты и предварительно разбавленные с водой 50/50) для двигателей автомобилей и легких грузовиков. ASTM D4985 -Стандартная спецификация на охлаждающие жидкости, которые содержат ограниченное число силикатов, предназначенные для тяжело нагруженных двигателей.

Абсолютное большинство автоконцернов указывают спецификации (требования) на жидкости и масла для автомобилей, включая и антифриз. Выглядит это так: BMW GS 94000; MAK A4.05.09.01; MWM 0199-99-2091 / 11; Cummins IS series u N14 / CES 14603 / 14439; Mercedes-Benz MB 325.3 / MB 325.5; Detroit DFS93K217; Deutz DQC CB-14, Audi / Seat / Skoda / Volkswagen/Porsche TL-774 D / TL-774 F. В спецификациях указаны требования, которым должен соответствовать антифриз, чтобы его можно было использовать для автомобилей этой марки. Чтобы автомобиль работал долго и исправно, то выбирать антифриз нужно в соответствии с рекомендациями производителя.

Долив охлаждающей жидкости

В расширительном бачке есть отметки уровня ОЖ с метками «MIN» и «MAX». При холодном двигателе в норме уровень жидкости будет находится между этими отметками. Количество ОЖ не должно быть выше отметки «MAX», так как при нагревании жидкость может сорвать крышку бачка и повредить клапан (в бачках проточного типа). Долить жидкость необходимо, если ее уровень находится на 1 и более см ниже отметки «MIN».


Нужно знать, какой именно антифриз доливать. Есть несколько вариантов развития ситуации. Если известно, какой антифриз залит в систему, нужно купить такой же и компенсировать недостающий объем.

Если сведений об антифризе нет и долить нужно всего 100-200 мл, можно использовать деминерализованную воду. Такое небольшое количество воды практически не меняет концентрацию смеси и не сказывается на температуре замерзания и свойствах антифриза.

Если долить требуется более 200 мл, то обязательно подобрать такой же антифриз с допуском от производителя: в традиционный антифриз только традиционный, в гибридный только гибридный, а в карбоксилатный только карбоксилатный. Смешивать разные типы между собой нельзя, как нельзя полагаться только на цвет охлаждающей жидкости. При этом сохраняется шанс, что жидкости одного типа, но от разных производителей при смешивании дадут появление осадка и засорят систему из-за несовместимости пакетов присадок.

Если неизвестно, какой антифриз уже залит в систему, когда есть протечка или требуется долить более 30% от общего объема ОЖ, нужно полностью заменить весь антифриз в системе. Для этого нужно слить старую ОЖ, промыть всю систему и залить новый, а в сервисной книжке ТС внести информацию о типе залитого антифриза.

Когда менять антифриз?

Присадки в составе охлаждающей жидкости имеют приоритетное значение. С течением времени они срабатываются и не могут больше обеспечить защиту узлов системы охлаждения: смесь этиленгликоля и воды запускает процесс коррозии. Частицы ржавчины могут повредить сальник и привести к разгерметизации подшипника помпы, заклиниванию термостата, разрушениям крыльчатки насоса, засорам радиатора и закупорке каналов системы охлаждения. Результатом станет дорогостоящи ремонт автомобиля.

Чтобы этого не допустить нужно вовремя менять отработавший антифриз. Срок его службы устанавливает сам производитель автомобиля с учетом типа ОЖ, особенностей автомобиля и результатов тестов антифриза. Разные марки могут устанавливать разное время использования для одного и того же антифриза. На упаковках производители антифризов также указывают срок эксплуатации антифриза, усредняя рекомендации автоконцернов по результатам проведенных тестов. Периодически нужно заглядывать в расширительный бачок и проверять вид антифриза: если он мутный, бурый или появился осадок, лучше заменить его сразу же.

Что использовать на замену?

Антифриз меняют после ремонта автомобиля или после того, как ОЖ отработала свой ресурс. Выбирать антифриз на замену отработавшему нужно из жидкостей, соответствующих рекомендациям автопроизводителя – это указано в руководстве по эксплуатации, другой технической документации на автомобиль или на сайте автоконцерна.

Помните, что одна спецификация может подходить сразу к нескольким маркам авто: например, спецификации VW TL 774 (G 11, G12+, G12++, G13) распространяются на Audi, Porsche, Seat и Skoda, а спецификация Hyundai MS 591-08 на Kia. Российские автоконцерны АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ не делят антифризы на типы, а указывают все традиционные, гибридные и карбоксилатные антифризы.

Если выявить нужный тип антифриза так и не получилось, можно полностью промыть систему охлаждения и залить в нее карбоксилатный антифриз в качестве универсального.

Как промыть систему охлаждения?

Промывать систему охлаждения нужно обязательно, если в отработавшем антифризе были осадки, масло, частицы коррозии, гели и т. д. или вы переходите с одного типа антифриза на другой. Промывать систему не нужно только в том случае, если вы заливаете в систему точно такую же охлаждающую жидкость, которая использовалась ранее, и загрязнений в отработавшем антифризе нет.

Промывка очищает всю систему от осадков, загрязнений и остатков старой ОЖ. Остатки старого антифриза могут вступить в реакцию с новым, что может ослабить действие пакета присадок. Если промывка не проводилась, то все отложения смоются новым антифризом при его заливке в систему, однако все осадки тогда останутся в трубках и каналах радиатора, засоряя их.

Простой вариант промывки: в расширительный бачок залейте дистиллированную (деминерализованную), после чего запустите двигатель на холостых оборотах и дайте ему поработать 10-15 минут. Если же добавить в воду около 20% антифриза или 10% концентрата, очистка будет эффективнее: в процессе будет удален налет от старых присадок, а присадки из нового антифриза частично покроют металл, что увеличит срок службы охлаждающей жидкости.

Если слитая вода будет грязной, процедуру промывки стоит повторить. Не заливайте холодную жидкость при горячем двигателе: он может расколоться от теплового расширения, дайте двигателю остыть!

Выводы и итоги

От выбора антифриза зависит срок и качество работы двигателя. Чтобы двигатель прослужил как можно дольше, а дорогостоящего ремонта системы охлаждения можно было избежать, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Полагайтесь на рекомендации производителя автомобиля по спецификациям и типу ОЖ, сроке ее замены

  2. Если вы не можете найти антифриз с допуском от своего автопроизводителя, используйте антифриз с допусками от других производителей

  3. Не мешайте между собой охлаждающие жидкости разных типов – это приведет к появлению осадков, которые забьют трубки системы охлаждения и нарушит теплообмен

  4. У хорошего производителя антифриза обязательно есть сайт, где указана информация о продукции и указаны все спецификации

  5. Если старый антифриз мутный или бурого цвета, а также если предстоит замена типа антифриза, обязательно промойте всю систему охлаждения

Будьте в курсе. Подписывайтесь на официальные каналы:

Какой антифриз лучше заливать ?

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.

система охлаждения двигателя

В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – термостат.

Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких температурах, не допуская ее вскипания.

Расширительный бачок

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).

Дистиллированная вода, антифриз, тосол

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводители отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.

В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.

По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.

Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.

Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.

Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.

Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.

Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).

Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.

Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.
Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.

Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.

Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.

Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.

Маркировка антифризов от Volkswagen

Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).

Оригинальный антифриз Volkswagen

Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G11 и G12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.

Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Как и в случае с моторными маслами и трансмиссионными жидкостями, смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.

Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.

Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?

Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.

Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.

По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.

Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).

Возможная поломка системы охлаждения двигателя

К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.

Читайте также: Как заменить охлаждающую жидкость своими руками

Виды охлаждающих жидкостей и можно ли их смешивать

В настоящее время рынок автомобильных аксессуаров пестрит большим ассортиментом товаров на любой кошелек. Но вот все ли они являются достойными для использования в автомобиле. Так, можно приобрести за большую цену жидкость с хорошим запахом и хорошими свойствами расщепления грязи, но не факт, что данный товар окажется качественным. Как говорится, спрос рождает предложение, многие не хотят покупать дорогой товар.

С наступлением холодного времени года автовладельцы стали уделять особое внимание смене омывающей жидкости на морозостойкую. С изменением температурного режима, свойства жидкости, предназначенной для плюсовых температур, будут просто ничтожны. Именно по этой причине производители автохимии и выпускают средство для омывателя ветрового стекла, которое способно его поддерживать даже в суровые морозы.

Определение «незамерзайки». «Незмерзайка» — это жидкость, специально разработанная для мойки ветрового стекла в автомобиле. Она производится на основе спирта с добавлением воды, плюс к этому добавляют моющие добавки, красители, ароматизаторы или иные компоненты, в зависимости от технологии производства.

«Незамерзайки» делятся на три вида по своему составу:

1. Жидкости, в состав которых входит этиловый спирт. Самый дорогой вид, не имеет практически никаких запахов, более устойчив к минусовым температурам и безопасен для человека;
2. Жидкости на основе изопропилового спирта. Самый распространённый вид, а жидкости на его основе самые покупаемые и доступные по цене. Очищающие свойства достигаются благодаря повышенной концентрации спирта. Но у них есть большой недостаток, это резкий и едкий запах, который проявляется с понижением температур, чем ниже температура воздуха, тем сильнее запах;
3. Жидкости, запрещенные для продажи на территории России, но разрешенные в других странах, выпускаемые на основе метилового спирта. Считается, что данный спирт негативно влияет на нервную систему людей. Но, не смотря на запрет, существует очень много подпольных производств, которые гонятся за дешевизной продукта, при этом у них всегда есть покупатели. Ведь жидкость на основе метилового спирта довольно дешевая в производстве, но следует помнить, что попадание в организм даже 20 мл способно привезти к летальному исходу. Не стоит гнаться за дешевизной, здоровье дороже.

Типы охлаждающей жидкости

Сегодня используется много разных типов охлаждающей жидкости с разными формулами и областями применения. К ним относятся:

  • Традиционный североамериканский «зеленый» антифриз, оригинальная «универсальная» формула, которую все использовали до появления охлаждающих жидкостей с увеличенным сроком службы. Быстродействующие силикатные и фосфатные ингибиторы коррозии обеспечивают быструю защиту чистых железных и алюминиевых поверхностей и зарекомендовали себя в качестве безотказного обслуживания практически в любых транспортных средствах (отечественных, азиатских или европейских).Но недолговечный характер ингибиторов коррозии означает, что охлаждающую жидкость этого типа следует менять каждые два-три года или 30 000 миль (хотя для некоторых продуктов требуется интервал обслуживания до 50 000 миль с улучшенным химическим составом).
  • Охлаждающие жидкости с увеличенным сроком службы на основе ОАТ. OAT означает технологию органических кислот и включает такие ингредиенты, как себацинат, 2-этилгексановая кислота (2-EHA) и другие органические кислоты, но не силикаты или фосфаты (за исключением розовой охлаждающей жидкости Toyota с увеличенным сроком службы, которая добавляет дозу). фосфата в антифриз на основе ОАТ с увеличенным сроком службы).Охлаждающие жидкости на основе ОАТ обычно (но не всегда) окрашиваются в другой цвет, чтобы отличить их от обычного североамериканского зеленого антифриза. Dex-Cool на основе OAT от GM имеет оранжевый цвет. Volkswagen / Audi использует аналогичный продукт, окрашенный в розовый цвет. Но у Honda есть охлаждающая жидкость OAT с увеличенным сроком службы, которая окрашена в темно-зеленый цвет и не содержит 2-EHA.

    Ингибиторы коррозии в охлаждающих жидкостях на основе ОАТ действуют медленнее, но имеют гораздо больший срок службы, чем ингибиторы коррозии в традиционных охлаждающих жидкостях Северной Америки. Следовательно, охлаждающие жидкости OAT обычно имеют рекомендуемый срок службы от пяти до семи лет или 150 000 миль.

    Ингибиторы коррозии OAT обеспечивают отличную долговременную защиту алюминия и чугуна, но могут быть не лучшим выбором для старых систем охлаждения, которые имеют медные / латунные радиаторы и сердечники нагревателя. Это зависит от формулы. Один представитель ACDelco заявил, что они не рекомендуют Dex-Cool для старых автомобилей с полностью железными двигателями и медными / латунными радиаторами.

  • Гибридные охлаждающие жидкости ОАТ, также известные как «G-05». В этом составе также используются органические кислоты, но не 2-EHA (используются разные органические кислоты).В охлаждающие жидкости Hybrid OAT добавлен силикат для обеспечения быстрой защиты алюминиевых поверхностей. Силикат также помогает устранить эрозию поверхности, вызванную кавитацией в водяном насосе. Гибридные охлаждающие жидкости OAT в настоящее время используются многими европейскими производителями автомобилей, а также Ford и Chrysler.

Схемы применения антифриза:


Щелкните изображение выше, чтобы просмотреть диаграмму в полном размере.


Щелкните изображение выше, чтобы просмотреть диаграмму в полном размере.

Универсальные охлаждающие жидкости

На вторичном рынке всегда хорошо было уплотнение, и современные охлаждающие жидкости оставляют для этого достаточно места. За последние пару лет многие поставщики антифризов представили «универсальные» или «глобальные» универсальные охлаждающие жидкости, которые, как утверждается, совместимы с марками и моделями Alol, включая как новые, так и старые автомобили.

Основная идея универсальных охлаждающих жидкостей состоит в том, чтобы устранить всю путаницу в отношении цветов и химического состава и получить один базовый продукт, который подходит для любого автомобиля независимо от года выпуска, марки или модели. Что может быть проще?

Однако не все поставщики антифризов разделяют эту маркетинговую философию, поэтому вы все равно увидите три основных типа охлаждающих жидкостей на рынке: традиционный зеленый для старых автомобилей и экономные автомобилисты, которые хотят иметь наименее дорогой продукт на полке, -Life, совместимый с Dex-Cool и другими охлаждающими жидкостями на основе OAT, а также гибридным OAT для последних моделей Ford, Chrysler и европейских автомобилей, в которых используется охлаждающая жидкость G-05. Но для тех, кто предлагает универсальный продукт «всех производителей и всех моделей», преимущества очевидны: один продукт, обеспечивающий полный охват для всех приложений.

Производители универсальных охлаждающих жидкостей заявляют, что их продукты разработаны с учетом совместимости со всеми системами охлаждения (импортными или отечественными) и всеми типами охлаждающих жидкостей (традиционные зеленые, OAT и гибридные OAT с силикатом). В новых универсальных охлаждающих жидкостях используются уникальные антикоррозионные составы на основе ОАТ с запатентованными органическими кислотами (такими как карбоксилат) для обеспечения защиты широкого спектра.

Когда универсальная охлаждающая жидкость используется для доливки системы охлаждения, которая уже содержит ОАТ с увеличенным сроком службы или гибридную охлаждающую жидкость, срок службы не изменяется. Осталось пять лет или 150 000 км. Если универсальная охлаждающая жидкость добавляется к более старому автомобилю с традиционным зеленым антифризом в системе охлаждения, интервалы обслуживания также такие же, как и раньше: от двух до трех лет или от 30 000 до 50 000 миль в зависимости от того, что было в системе.

Проверка прочности охлаждающей жидкости

Проверка прочности охлаждающей жидкости важна, чтобы убедиться, что охлаждающая жидкость содержит достаточно высокую концентрацию антифриза, чтобы предотвратить замерзание в холодную погоду, а также предотвратить выкипание в жаркую погоду.Для этой цели можно использовать ареометр или рефрактометр, но рефрактометр обычно дает наиболее точные результаты.

Если концентрация низкая, слейте немного охлаждающей жидкости из радиатора и замените на совместимый антифриз, чтобы повысить защиту от замерзания. Смесь этиленгликольного антифриза и воды в соотношении 50/50 предотвратит замерзание системы охлаждения до -34 градусов по Фаренгейту. Увеличение смеси до 70 процентов антифриза будет поддерживать охлаждающую жидкость до -84 градусов по Фаренгейту. !

Внимание: никогда не используйте неразбавленный антифриз или чистую воду! Прямой антифриз не обладает теплопроводностью воды и может вызвать перегрев двигателя. Прямая вода не обеспечивает защиты от замерзания, кипения и коррозии.

При добавлении воды в систему охлаждения используйте только дистиллированную воду. НЕ используйте «умягченную» воду, потому что она содержит растворенную соль, которая может вызывать коррозию, или жесткую водопроводную воду, поскольку она содержит растворенные минералы, которые могут образовывать известковые отложения.

Проверка состояния охлаждающей жидкости

Один из лучших способов проверить состояние охлаждающей жидкости — использовать химические тест-полоски.Тест-полоски меняют цвет, чтобы определить как состояние, так и прочность (защита от замерзания) охлаждающей жидкости. Тест-полоски реагируют на уровень щелочности или кислотности охлаждающей жидкости, давая «хорошие» или «плохие» показания. Если антикоррозионные присадки исчерпаны, охлаждающая жидкость просрочена для замены независимо от времени или пробега. Просто убедитесь, что вы используете правильный тип тест-полоски для тестируемой охлаждающей жидкости (обычный или увеличенный срок службы). А если вы не уверены, что находится в системе охлаждения, используйте тест-полоску, предназначенную для обычной охлаждающей жидкости.

Визуальный осмотр охлаждающей жидкости также является хорошей идеей для проверки на наличие отложений или других признаков загрязнения. Капли масла в охлаждающую жидкость могут быть результатом негерметичного радиатора ATF или негерметичной прокладки головки блока цилиндров. Присутствие отложений или ржавчины говорит о том, что охлаждающая жидкость не выполняет свою работу по защите вашей системы охлаждения и ее давно необходимо заменить.

Если у вас есть автомобиль GM с Dex-Cool и охлаждающая жидкость полна красной грязи (что, по словам GM, может возникнуть, если система охлаждения не была заполнена должным образом и в системе есть воздух), у вас серьезная проблема, которая приведет к вероятно, потребуется промыть и очистить всю систему охлаждения и, возможно, заменить радиатор, если грязь удалить невозможно.Наиболее проблемными приложениями были пикапы Chevy / GMC S-10 и модели Blazer / Jimmy с чугунным двигателем V6 объемом 4,3 л. Эти грузовики не имеют резервуара для охлаждающей жидкости под давлением и, по всей видимости, подвержены загрязнению охлаждающей жидкостью воздухом.

Когда рекомендуется замена охлаждающей жидкости

При использовании более старых североамериканских антифризов с «зеленой» формулой, рекомендуемый интервал замены обычно составляет каждые два года или 30 000 миль.

Та же рекомендация применима к охлаждающим жидкостям с увеличенным сроком службы, которые были загрязнены обычной охлаждающей жидкостью.Если вы используете обычную охлаждающую жидкость для доливки охлаждающей жидкости или радиатора, и ваша система заполнена охлаждающей жидкостью с увеличенным сроком службы, пакеты присадок могут взаимодействовать и сокращать срок службы до срока службы обычной охлаждающей жидкости.

Охлаждающие жидкости с длительным сроком службы НЕ являются СОЖ на весь срок службы. Они могут длиться до пяти лет или 150 000 миль, в зависимости от того, что наступит раньше, но не вечно.

Промывка и заполнение

Если ваша старая охлаждающая жидкость полна ржавчины или отложений, или ваш двигатель был горячим из-за отложений извести внутри охлаждающих рубашек двигателя, рекомендуется промыть, чтобы удалить загрязнения.Первым делом нужно добавить в охлаждающую жидкость бутылку очистителя системы охлаждения, а затем запустить двигатель на рекомендованное время, чтобы очиститель смог удалить ржавчину и другие отложения. Для достижения наилучших результатов следуйте инструкциям на продукте.

После того, как очиститель проработает достаточно времени, систему охлаждения можно слить с последующей промывкой или обратной промывкой чистой водой, чтобы удалить как можно больше остатков. продолжайте промывать, пока вода, выходящая из радиатора, не станет чистой.

Ежегодная промывка охлаждающей жидкости НЕ обязательна — если ваша система охлаждения не содержит обычный антифриз и вы не проезжаете более 30 000 миль в год, или ваша система охлаждения загрязнена ржавчиной или отложениями из-за прошлой небрежности.

Если вы переходите на универсальную охлаждающую жидкость, необходимо промыть систему охлаждения, чтобы удалить все следы старой охлаждающей жидкости, прежде чем добавлять новую. Просто слить и залить радиатор не означает полную замену охлаждающей жидкости, потому что до трети старой охлаждающей жидкости может остаться в блоке.Если старая охлаждающая жидкость представляет собой обычную зеленую охлаждающую жидкость, новая универсальная охлаждающая жидкость будет разбавлена ​​и не сможет расширить защиту, намного превосходящую защиту от исходной охлаждающей жидкости.

Лучший способ обеспечить тщательную промывку — доставить автомобиль в сервисный центр, где есть установка для замены охлаждающей жидкости. Эти машины отлично справляются с заменой почти всей старой охлаждающей жидкости на новую. Это стоит дороже, чем сделать это самостоятельно, но также избавляет от лишних хлопот, обеспечивает полную замену охлаждающей жидкости и устраняет проблему утилизации старой охлаждающей жидкости (они переработают ее для вас).

Машины для рециркуляции охлаждающей жидкости используют другой подход, фильтруя и пополняя старую охлаждающую жидкость, которая уже находится в автомобиле. Защита от коррозии восстанавливается добавлением в охлаждающую жидкость новых химикатов. Универсальные пакеты присадок также доступны для использования с перерабатывающими машинами, или обычные пакеты присадок или на основе OAT для внутреннего или азиатского / европейского применения.



Другие статьи о системе охлаждения:


Автомобильная охлаждающая жидкость

Универсальная охлаждающая жидкость: один антифриз для всех?

Утилизация охлаждающей жидкости

Поиск и устранение утечек охлаждающей жидкости

Электролизная коррозия системы охлаждения (причины и способы устранения)

Обслуживание системы охлаждения

Системы рекуперации охлаждающей жидкости

Ремонт и замена радиатора

Горит сигнальная лампа температуры.Что вы должны сделать?

Перегрев: причины и способы устранения

Устранение неполадок электрического вентилятора охлаждения

Устранение неполадок муфты охлаждающего вентилятора

Диагностика и замена водяного насоса

Ремонт ремня и шлангов

Обслуживание нагревателя

Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей об автомобилях

Типы смазочно-охлаждающих жидкостей — grindaix GmbH

В соответствии со стандартом DIN 51385 смазочно-охлаждающие жидкости можно подразделить на основные группы несмешиваемых с водой и смешиваемых с водой смазочно-охлаждающих жидкостей, при этом смешивающиеся с водой типы снова подразделяются на эмульгируемые и водорастворимые смазочно-охлаждающие жидкости.

Несмешивающиеся с водой смазочно-охлаждающие жидкости поставляются в виде готовых к использованию продуктов; смешивающиеся с водой обычно доступны в виде концентрата. Перед использованием концентрат разбавляют водой для образования охлаждающей смазки, смешанной с водой. Эмульсии смазочно-охлаждающей жидкости образуются из эмульгируемых смазочно-охлаждающих жидкостей; Растворы смазочно-охлаждающих жидкостей образуются из водорастворимых.

Несмешивающиеся с водой смазочно-охлаждающие жидкости
Масла

Несмешивающиеся с водой смазочно-охлаждающие жидкости обычно состоят из минеральных масел.Однако масла гидрокрекинга, полиальфаолефины или масла на основе сложных эфиров являются дополнительными вариантами. Такие смазочно-охлаждающие жидкости используются в первую очередь, когда важна хорошая смазка. В зависимости от предполагаемого использования и требований, присадки смешиваются со смазочно-охлаждающей жидкостью для оптимизации свойств.

Несмешивающиеся с водой смазочно-охлаждающие жидкости имеют некоторые преимущества по сравнению с водосмешиваемыми смазочными материалами. Благодаря более высокой кинематической вязкости они обладают хорошим смазывающим эффектом.Помимо этого, они характеризуются высокой чувствительностью к давлению и хорошими коррозионными свойствами. Еще одно преимущество состоит в том, что при использовании не смешиваемых с водой смазочно-охлаждающих жидкостей не требуются биоциды для борьбы с бактериями и грибковыми атаками, поскольку они практически не содержат микробов и устойчивы к бактериям. Таким образом, их срок службы значительно больше, чем у водосмешиваемых смазочно-охлаждающих жидкостей.

Одним из недостатков несмешиваемых с водой смазочно-охлаждающих жидкостей является то, что их охлаждающий эффект очень незначителен из-за низкой удельной теплоемкости и теплопроводности по сравнению с водосмешиваемыми смазочно-охлаждающими жидкостями.Другая проблема связана с масляным туманом, который может образовываться при использовании масел, в первую очередь, при высоких скоростях резания. Содержащиеся в нем аэрозоли могут нанести вред здоровью легких. Кроме того, масляный туман при определенных обстоятельствах легко воспламеняется, поэтому необходимы соответствующие меры безопасности.

Водосмешиваемые смазочно-охлаждающие жидкости

Смешивающиеся с водой смазочно-охлаждающие жидкости можно разделить на эмульсии и растворы. В основном они используются, когда хороший охлаждающий эффект важнее хорошего смазывающего эффекта.Они состоят более чем на 90% из воды и в основном имеют одинаковые физические свойства.

Эмульсии

Эмульсии состоят из масла, воды, эмульгаторов и других добавок. Задача эмульгаторов — диспергировать масло в воде, так что после смешивания с водой образуется стабильная эмульсия типа масло в воде.

Благодаря хорошему охлаждающему эффекту и низкой закупочной цене эмульсии смазочно-охлаждающей жидкости широко используются в промышленности.

Одним из недостатков по сравнению с несмешиваемыми с водой смазочно-охлаждающими жидкостями является их плохая устойчивость к микроорганизмам. Грибковые и бактериальные инфекции и т. Д. Ухудшают антикоррозионные свойства эмульсий, а гигиенические граничные условия для обслуживающего персонала значительно ухудшаются. Кроме того, атака микроорганизмов приводит к потере стабильности эмульсии, что может привести к нарушениям работы.

Растворы

В отличие от эмульсий, растворы не содержат минеральных масел. Концентрат обычно состоит из полимеров или солей. Поскольку концентрат молекулярно растворен в воде, эмульгаторы не требуются для равномерного распределения концентрата.Для повышения производительности в растворах можно использовать добавки. Растворы, помимо прочего, характеризуются хорошими охлаждающими свойствами. Поскольку эмульгаторы не используются, проблемы с пеной во время использования менее вероятны, а устойчивость к микроорганизмам лучше, чем с эмульсиями.

Недостатки включают плохие смазывающие свойства растворов, а также склонность растворов смывать смазочные материалы и оказывать прилипающее действие.

Присадки

Свойства смазочно-охлаждающих жидкостей могут быть значительно изменены за счет использования присадок.Цель состоит в том, чтобы усилить положительные свойства охлаждающей смазки, минимизировать отрицательные свойства и, таким образом, создать желаемые функциональные характеристики. В зависимости от предполагаемого использования охлаждающей смазки количество и тип присадок могут варьироваться. Различные типы присадок можно условно разделить на следующие группы в зависимости от их функции:

  • Присадки, изменяющие физические свойства смазочно-охлаждающей жидкости
  • Присадки, изменяющие химические свойства смазочно-охлаждающей жидкости
  • Трибологически эффективные присадки, изменяющие условия трения
Используемые смазочно-охлаждающие жидкости

Мы сделали дополнительные элементы, доступные для использования смазочно-охлаждающих жидкостей при шлифовании деталей (заготовок): подача СОЖ, пригнание при шлифовании, ошибки при шлифовании, шлифовальные круги, шлифовальные станки с ЧПУ, СОЖ системы фильтрации смазочного материала

Типы утилизации охлаждающей жидкости станка

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не воспринимайте следующее как абсолютно правильное или как все, что вам нужно знать.Это были действительно хорошие руководящие принципы, когда я их писал, но законы все время меняются. Кроме того, они основаны на федеральных законах. Хотя большинство штатов и других правительств следуют федеральным законам, многие их превышают и / или имеют свои собственные изгибы.

Даже при наилучшей программе управления охлаждающей жидкостью в машине охлаждающая жидкость в машине не прослужит бесконечно и в конечном итоге потребует утилизации. Экологические нормы все более затрудняют утилизацию. Производители несут ответственность за определение того, являются ли конкретные отходы, образующиеся на их предприятии, опасными или неопасными.Отходы должны быть проверены с использованием стандартных методов, или производитель должен иметь достаточные знания об отходах, чтобы оценить, являются ли они опасными отходами. Ознакомьтесь с некоторыми из наших статей в Указателе фильтрации охлаждающей жидкости для машины, чтобы получить дополнительную информацию об управлении охлаждающей жидкостью для машины и о том, как помочь вам сократить расходы на утилизацию и переработку охлаждающей жидкости для машины.

Узнайте, относятся ли ваши отходы и сточные воды к опасным отходам. Растворенные металлы, хлорированные масла и биоциды входят в число ингредиентов, которые могут потребовать утилизации охлаждающей жидкости для машины как опасные отходы.По возможности избегайте хлорированных масел. Никогда не добавляйте другие отходы, такие как растворители, в охлаждающую жидкость для машин. Даже небольшое количество растворителя, включенного в федеральный список, может привести к тому, что весь контейнер или бак с охлаждающей жидкостью для машины станет опасным отходом. Позвоните в местный экологический офис за советом.

Утилизация охлаждающей жидкости и очистителя машины

Промышленные отходы, такие как охлаждающая жидкость для машин и очистители поддонов, никогда не следует сбрасывать в септическую систему, ливневую систему или сухой колодец.

Масло-водоэмульсионные охлаждающие жидкости для машин часто можно химически «расщепить», чтобы отделить масло от воды.Для вас может быть более экономичным сливать воду в канализацию и повторно использовать масляную часть.

Обратитесь в местную канализационную компанию, прежде чем сливать жидкости для металлообработки в канализацию.

Обработка опасной отработанной охлаждающей жидкости оборудования для утилизации должна производиться в соответствии с правилами обращения с производителями опасных отходов (см. Публикацию по экологии № 96412, Обработка генераторами).

После определения опасности / неопасности отходов может быть выбрана соответствующая альтернатива утилизации.Затраты на утилизацию могут варьироваться от 25 до 50 центов за галлон для неопасных отходов до нескольких сотен долларов за бочку для опасных отходов. Отработанная охлаждающая жидкость станка, которая определена как опасная, должна утилизироваться разрешенной EPA компанией по утилизации опасных отходов в соответствии с применимыми федеральными и государственными постановлениями. Выбор сертифицированного перевозчика и очистного сооружения, зарегистрированного в EPA, имеет решающее значение.

Утилизация неопасных жидкостей

Если установлено, что сточные жидкости не являются опасными, их можно вывозить на очистные сооружения или, после разрешения местных властей по очистке сточных вод, сбрасывать в городскую канализационную систему для утилизации.Отработавшую жидкость нельзя сбрасывать в систему септика или сбрасывать на землю.

Неопасные жидкости также могут быть предварительно обработаны на месте перед утилизацией. Обработка или конденсация смешивающихся с водой жидкостей на месте перед утилизацией может снизить затраты предприятия на утилизацию и экологическую ответственность. Методы очистки на месте включают химическую обработку, ультрафильтрацию и выпаривание. Каждый процесс включает в себя удаление металлических мелких частиц и других твердых загрязнителей, концентрацию масляной фазы и выпуск водной фазы либо в канализацию, либо в атмосферу.С концентрированной масляной фазой можно обращаться как с отработанным маслом, а твердые частицы можно утилизировать или регенерировать.

Альтернативные варианты утилизации и предварительной обработки для неопасной водосмешиваемой охлаждающей жидкости для машин.

Контрактные услуги по транспортировке и утилизации

Исследования показали, что может быть дешевле иметь небольшие объемы отработанной жидкости (менее 200 галлонов), вывозимые компанией по переработке отходов для химической обработки или сжигания.

Многие крупные механические цеха выбирают обработку отходов на предприятии, поскольку услуги по транспортировке и утилизации по контракту становятся непомерно дорогостоящими из-за больших объемов отработанной жидкости.

Химическая обработка

Химическая обработка — это добавление химикатов, которые изменяют характер жидких отходов. Простые методы химической очистки хорошо подходят для некоторых сточных вод. Отходы металлообработки слишком сложны для большинства процессов обработки. Химическая обработка без контроля pH, как правило, не подходит для небольших предприятий.

Системы ультрафильтрации,

Системы ультрафильтрации были созданы для металлообрабатывающей промышленности для очистки таких отходов, как отработанные охлаждающие жидкости для машин, моющие средства, растворы для мытья деталей и другие масляные сточные воды.Строгие законы об охране окружающей среды требуют надлежащей обработки перед сбросом. Системы ультрафильтрации обеспечивают эффективную очистку этих сточных вод путем отделения воды от нефтесодержащих отходов. Вода такого качества готова для сброса в канализацию. Масляный концентрат, полученный в результате ультрафильтрации, можно перерабатывать для извлечения нефти или сжигать.

Системы ультрафильтрации обычно лучше, чем химическая обработка, дешевле, чем сжигание и транспортировка по контракту, просты в эксплуатации и занимают мало места.Установки обрабатывают от 100 до 300 галлонов в день и стоят от 5000 до 13000 долларов.

Испарители

Так как смешивающиеся с водой жидкости обычно на 90-95% состоят из воды, для удаления воды из отработанной жидкости можно использовать испарители, уменьшая объем отходов, требующих утилизации. К достоинствам испарителей можно отнести:

1. Простота в эксплуатации.

2. Используйте очень мало места.

3. Тип используемой жидкости (синтетическое, полусинтетическое или растворимое масло) не имеет значения.

Испарители

обычно подходят для небольших объемов отходов из-за огромного количества энергии, необходимой для испарения даже небольшого объема материала. Испарители также трудоемки, когда дело доходит до очистки агрегатов. Испарители могут быть рассмотрены, когда другие системы очистки не соответствуют потребностям магазина.

Центрифуги могут использоваться для удаления твердых частиц и постороннего масла из отработанной жидкости перед утилизацией. Однако центрифуги дороги, а другие методы удаления загрязнений, такие как нефтесборщики, более экономичны для небольших объемов жидкостей.

Сброс как сточные воды

После получения разрешения от местных властей по очистке сточных вод можно утилизировать небольшие количества неопасной отработанной охлаждающей жидкости для машин в городскую канализационную систему.

  Программа управления отходами  
 Мы не адвокаты. Мы считаем, что это хороший план соответствия, но мы не несем никакой ответственности за его использование, неправильное использование или что-либо еще. Законы часто меняются. Проконсультируйтесь с юристом или другим экспертом.
 Компоненты программы 
 1. Проверка всех паспортов безопасности материалов на соответствие. 
 2. Компьютерная проверка девяти списков и 1 962 химических веществ, указанных в 40 CFR. 
 3. Документ, в котором указаны совпадения или нет совпадений. 
 4. Анализ используемой охлаждающей жидкости в вашей машине, проведенный государственной сертифицированной лабораторией. 
 5. Анализ, который может служить «анализом типичной партии» и может сделать ненужным тестирование каждой партии. 
 6.Определение классификации хромового компонента ваших отходов в соответствии с требованиями закона. 
 7. Обзор вариантов классификации ваших отходов. 
 8. Рекомендации относительно наилучшего варианта утилизации охлаждающей жидкости для вашей машины. 
 9. Ссылки на разделы федерального закона, поддерживающие данные рекомендации. 
 10. Список федеральных офисов EPA и государственных учреждений по вопросам окружающей среды. 
 11. Список перевозчиков и компаний по утилизации.  

Классификация или характеристика ваших отходов

Шаг за шагом

1. Соберите паспорта безопасности всего, что попало в охлаждающую жидкость машины.

2. Позвоните в компании по утилизации отходов и сообщите им, что вы принимаете предложения по вывозу обычных отходов охлаждающей жидкости шлифовальных станков.

3. Если они задают вопросы, просто скажите им, что это обычный инструмент и пилы, и что у вас есть паспорта безопасности на все.

Возьмите самую низкую ставку от перевозчика с хорошей репутацией.

Поиск грузовика.

1. Попросите совета у других людей из той же или аналогичной отрасли.

2. Позвоните местным жителям города, штата или федерального округа и спросите у них названия предприятий, которые действительно хорошо работают с отходами. Правительственные люди не могут порекомендовать конкретный перевозчик. Обычно у них есть какая-то программа или награда модельного бизнеса. Они могут назвать вам такие компании, как ваша, которые работают хорошо, а затем вы можете позвонить в эти компании, чтобы узнать имена их перевозчиков.

Оформление документов

Это очень важно, потому что здесь нужно оформлять документы. Если самосвал не будет работать должным образом, у вас могут возникнуть еще большие проблемы. Если грузовик забирает ваши отходы, незаконно сбрасывает их в лесу, а затем вас поймают, вы можете нести ответственность за уборку леса, даже если он солгал вам.

Как правило, вы должны подписать требование о том, что вы приняли меры по сокращению отходов. Это может быть выражено как «сокращение количества отходов» или «минимизация потока отходов» или что-то подобное.

 Есть несколько способов легко и просто соответствовать требованиям. 
 1. Используйте безопасные компоненты. 
 2. Управляйте для долгой жизни. 
 3. Отфильтруйте и содержите в чистоте. 
 4. Поддерживайте химическую регулировку. 
 5. Отделите отходы. 
 6. Выпарить сточные воды. 

Требуется принятие разумных мер. Это очень хорошо. Некоторые части некоторых законов об охране окружающей среды требуют использования абсолютно лучших технологий безотносительно к стоимости.

В этом случае выполните шаги, которые вы считаете подходящими, а затем добавьте дополнительные шаги, если вы определите, что они полезны и / или экономически эффективны.

Правительство отличается от промышленности. Звучит просто, но это действительно важно. Есть две большие разницы. В частном секторе люди очень озабочены тем, чтобы что-то сделать. Они должны принимать решения, а затем заставлять эти решения работать. В государственном секторе сотрудников нанимают для выполнения того, что предписано законом.Лучший способ сохранить свою работу — это делать то, что предписано законом, и не принимать никаких собственных решений.

Если вы скажете им, что у вас есть опасные отходы, они согласятся, потому что это самый простой и безопасный способ для них сделать. Если вы скажете им, что вы использовали охлаждающую жидкость для шлифовальных станков и что это не опасные отходы, они попросят предоставить доказательства. Обычно они очень охотно принимают ваше решение, если вы можете его поддержать.

Если вы скажете им, что не знаете, что в нем содержится, они должны будут обработать его самым тщательным и, следовательно, самым дорогостоящим способом.

Когда вас спросят, что входит в состав использованной охлаждающей жидкости, ответьте, предоставив листы паспортов безопасности материалов, которые попали в охлаждающую жидкость машины.

В магазине инструментов и пил это:

  • машинная охлаждающая жидкость
  • Карбид вольфрама
  • Стеллит
  • Инструментальная сталь
  • Круг из алмазов, боразона или кубического нитрида бора.
  • Любые добавки к охлаждающей жидкости машины См. Примечание № 1
  • Любые смазочные масла и смазки
  • Любое чистящее средство, используемое для очистки станка или инструментов См. Примечание № 2
  • Они и вода должны покрыть его.

Если добавить в отстойник немного неправильного химического вещества, можно превратить 30 галлонов обычных отходов (стоимость утилизации от 49 до 90 долларов за баррель) в 30 галлонов опасных отходов (стоимость утилизации от 164 до 300 долларов за баррель)

Note # 1 Будьте очень осторожны с присадками. Химические вещества, продаваемые для борьбы с грибком и бактериями, могут быть очень опасными. Эти альгициды и фунгициды часто основаны на соединениях нервно-паралитического действия.

Note # 2 Некоторые из этих соединений могут быть на основе растворителей.

Уловка состоит в том, чтобы попасть в самую дешевую категорию, где вы можете доказать, что вы принадлежите на законных основаниях.

Отработанная охлаждающая жидкость станка обычно представляет собой шлам или частицы, отработанную охлаждающую жидкость станка и посторонние масла. Фильтрация удалит большую часть осадка. Масло можно снять сверху и таким образом отделить. Оставшаяся жидкость, вероятно, на 90-98% состоит из воды. Эту воду можно испарить.

Вы можете заплатить, чтобы вывозили смесь. Вы можете отделить его самостоятельно и, возможно, продать осадок.Вы можете сэкономить деньги, отделив масло.

Законы

По законам об охране окружающей среды можно было бы заполнить несколько полуприцепов вместе. Законы об охране окружающей среды аналогичны налоговым законам или законам о дорожном движении в том смысле, что вы четко и полностью обязаны знать и соблюдать закон.

1. Используемая охлаждающая жидкость для шлифовальных станков регулируется федеральным законодательством. Вы обязаны идентифицировать использованную охлаждающую жидкость для шлифовального станка и утилизировать ее должным образом.

40 CFR гл. 1 (издание 7-1-96) Раздел 261.1 (c)

«отработанный материал» — это любой материал, который был использован и в результате загрязнения больше не может служить той цели, для которой он был произведен, без обработки;

«Шлам» имеет то же значение, что и в разделе 260.10 данной главы;

2. Согласно 40 CFR, производитель охлаждающей жидкости для станка обязан соблюдать все федеральные, государственные и местные нормы.Ниже приводится прямая цитата из федерального закона. Закон:

40 CFR гл. 1 (7-1-96) Издание, подраздел A — Общие 262.10 Цель, область применения и применение (h)

Примечание. 2 Производитель, который обрабатывает, хранит или утилизирует опасные отходы на месте, должен соответствовать применимым стандартам и требованиям разрешений, изложенным в частях 264, 265, 266, 268 и 270 40CFR.

3. Согласно 40 CFR Ch. 1 (издание 7-1-96) Раздел 261.1 (b) (2) (i)

Материал, который не идентифицирован как твердые отходы в этой части или не является опасными отходами, идентифицированными или перечисленными в этой части, по-прежнему является твердыми отходами и опасными отходами для целей этих разделов, если:

4. 40 CFR гл. 1 (издание 7-1-96) Раздел 261.1 (b) (2) (ii)

В случае статьи 7003 устанавливаются элементы закона.

5. 40 CFR Ch. 1 (издание 7-1-96) Раздел 261.1 (b) (2) (ii) (c)

Для целей разделов 261.2 и 261.6:

(1) «отработанный материал» — это любой материал, который был использован и в результате загрязнения больше не может служить той цели, для которой он был произведен, без обработки;

Пример результатов испытаний

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *