Знак ведутся дорожные работы: Знак «Дорожные работы» — требования и правила действий
Знак «Дорожные работы»
В мире автомобилистов большую роль играют дорожные знаки. Все люди после получения прав обязаны на память знать их. От аварий на проезжей части автомобилистов уберегают правильно расставленные знаки. При ремонте дорожного пути устанавливают предупреждающие обозначения. В правилах дорожного движения такие обозначения написаны кодом 1.25. когда водитель видит предупредительный знак «Дорожные работы» он заранее знает, что где-то вблизи выполняются ремонтные работы. На таком участке, часто встречается специализированная техника, множество работников и ограждения. Знак треугольной формы, обведенным по краям красным цветом и внутри которого изображен черный человечек с лопатой. Такой знак ставят если:
1. Идет очистка и ремонт бордюр
2. Регулировка и ремонт светофора
3. Устранения вдоль дороги деревьев и кустов
4. Укладка асфальта и ремонт
5. Делают разметку линий на дорогу
Знак просто так нельзя поставить. Рабочие должны разработать индивидуальную схему, выбрать место для установки знака. Если не соблюдать такие схемы, то при ремонте дорог могут возникнуть аварийная ситуация, что категорически запрещено. Бывает, что работы выполняют без специальных знаков, и инспектор ГИБДД имеет возможность оштрафовать работников. Автомобилист, когда видит такой знак, должен сбавить скорость на своем транспорте и наблюдать за тем, что происходит на дороге. Все водители должны знать о том, что работники дороги имеют возможность регулировать движение транспорта на ремонтных участках, и в полномочии перекрыть проезд для транспорта. При такой ситуации они обязаны показать человеку дорогу для объезда, где ремонтные работы не проводятся. Этот знак временный и постоянно не может быть установлен, по причине временного нахождения. Запомните, что это знак имеет существенное превосходство над другими знаками, которые находятся на этом куске дороги. При использовании велосипедистами и прохожими проезжей части ставится знак, и только тогда на тротуарах или велосипедных дорожках могут выполняться ремонтные работы. Когда проводятся краткосрочные работы, такой знак размещают в пределах 10-15 м от ремонтного участка. Знаки о ремонтных работах сразу говорят о том, что происходит на дороге. Для переезда закрытого участка водителю указывают вспомогательные знаки. Вблизи жилых помещений знак «Дорожных работ» устанавливают в пределах 150-300 метров от места ремонта, и перед участком повторяется еще раз. В местах населенного пункта знак устанавливают на расстоянии 50 метров от участка, где производится ремонт. Знак также ставится перед участком.
Иногда можно встретить комбинацию 1.25 с другими знаками, такими как:
1. Знак ограничения скорости или 3.24. Этот знак предназначен для регулирования движения транспорта с указанной скоростью на знаке. Он изображается на желтом фоне
2. Знак 1.18 указывает на то, что во – время ремонта автодорожной полосы есть все шансы, что щебень или камень попадет на проезжую часть. Обозначение также должно быть на желтом фоне
3. Указатели 1.20.1, 1.20.3, 1.20.2 указывают на сужение дороги. Из-за регулярных ремонтных работ такие знаки на жёлтом фоне об этом предупреждают.
Что рекомендуется во — время движения
1. При видя знака «Дорожные работы» необходимо уменьшить скорость передвижения
2. Движения производить только с вспомогательными знаками
3. Ни в коем случае не идти на обгон
4. Придерживаться только тому направлению, что указано для переезда участка с ремонтными работами
Никогда не забывайте, что попав в подобные ситуации необходимо всегда выполнять правила дорожного движения, и следовать указателям и рекомендациям. При соблюдении правил дорожного движения вы, и ваша семья будет в безопасности.
Дорожные знаки при проведении работ на проезжей части дорог
Применение временных дорожных знаков должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров и разметки. Правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств».
Размеры временных дорожных знаков должны быть не менее тех, которые должны применяться для данной категории дороги или улицы в соответствии с действующим стандартом.
При проведении работ на автомагистралях, а также при обосновании целесообразности – на опасных участках других дорог, следует применять дорожные знаки увеличенного типоразмера. Допускается размещение изображений знаков на щитах, поверхность которых имеет флуоресцентный желтый цвет.
При продолжительности дорожных работ более суток рекомендуется применение дорожных знаков, изображения на которых дублируются светодиодами, работающими в мигающем режиме.
Дорожные знаки, установленные ранее на эксплуатируемой дороге или улице в местах производства дорожных работ, должны быть демонтированы, если их информация противоречит информации временных дорожных знаков.
Размеры переносных опор должны соответствовать размерам используемых дорожных знаков. Элементы опоры не должны выступать за боковые края знака более чем на 0,2 м. При этом плоскость дорожных знаков должна составлять с поверхностью покрытия угол 90°, а установленных на раскладных опорах 90-100°. Допускается установка временных дорожных знаков на проезжей части, обочинах, ограждениях или барьерах, применяемых в местах производства дорожных работ. В этом случае нижний край знака должен находиться на высоте не менее 0,6 м от поверхности земли или дорожного покрытия.
Временные дорожные знаки размещают в соответствии с ГОСТ Р 52289–2004.
Дорожные знаки, расположенные справа по ходу движения, должны быть продублированы на левой стороне дороги, на разделительной полосе или на проезжей части, если условия движения таковы, что знак может быть не замечен водителем.
Временные дорожные знаки или группы знаков необходимо располагать друг от друга на расстоянии не менее 50 м на дорогах вне населенных пунктов и 25 м на дорогах в населенных пунктах.
Знак 1.8 «Светофорное регулирование» устанавливают в случае, когда движение на ремонтируемом участке регулируется светофором.
Знак 1.15 «Скользкая дорога» применяют, когда возможна повышенная скользкость проезжей части по сравнению с предшествующим участком, вызванная проводимыми работами, выносом глины и грязи с прилегающих дорог, по которым устроен объездной маршрут или образованием гололеда.
Знак 1.16 «Неровная дорога» устанавливают при наличии на покрытии проезжей части в зоне производства дорожных работ дефектов (выбоины, уступы от уложенного или снятого слоя покрытия и т.п.).
Знак 1.18 «Выброс гравия» устанавливают при устройстве или ремонте гравийных и щебеночных покрытий, при поверхностной обработке покрытия и в случаях, когда возможен выброс гравия, щебня из-под колес автомобиля. Знак должен быть установлен на время производства работ и оставлен до полного формирования покрытия.
Знаки 1.20.1–1.20.3 «Сужение дороги» устанавливают для предупреждения водителей о сужении проезжей части или полотна дороги независимо от причин, вызвавших это сужение.
Знак 1.21 «Двухстороннее движение» устанавливают для предупреждения водителей об участке, на котором вследствие выполнения дорожных работ временно организовано двухстороннее движение. Знак устанавливают перед участком с двухсторонним движением в том случае, если до него на проезжей части осуществлялось одностороннее движение.
Знак 1.25 «Дорожные работы» с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта» необходимо устанавливать первым по ходу движения. Кроме того, его необходимо повторять не менее чем за 50 м до начала зоны отгона транспортного потока с табличкой 8.2.1 «Зона действия». В населенных пунктах и в стесненных условиях повторный знак 1.25 с табличкой 8.2.1 допускается устанавливать непосредственно у начала зоны производства дорожных работ.
При проведении краткосрочных работ, связанных с профилактическим осмотром колодцев подземных инженерных сетей или уборкой проезжей части, допускается установка одного знака 1.25 на переносной опоре и барьера 1.6 или 1.7 на расстоянии, обеспечивающем заблаговременное предупреждение водителей об опасности, но не менее 15 м.
Знак 1.33 «Прочие опасности» применяют для предупреждения водителей о наличии опасности, не предусмотренной другими предупреждающими знаками, (например, проложенные поперек проезжей части компрессорные пневмошланги, сварочные кабели и т.п.).
Знаки 1.34.1—1.34.2 «Направление поворота» устанавливают в местах изменения направления движения транспортных средств. При этом знаки могут быть размещены на щитах или барьерах.
Знак 2.6 «Преимущество встречного движения» устанавливают, как правило, со стороны полосы движения, на которой ведутся дорожные работы. В этом случае с противоположной стороны должен устанавливаться знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Знаки 3.11 «Ограничение общей массы транспортного средства», 3.13 «Ограничение высоты», 3.14 «Ограничение ширины» устанавливают в случае, когда по условиям дорожных работ пропуск транспортных средств необходимо ограничить по массе или габариту.
Знак З.20 «Обгон запрещен» следует устанавливать на двух- или трехполосных дорогах, когда дорожные работы проводятся на проезжей части или обочинах. На многополосных дорогах запрещают обгоны для того направления, на котором из-за проводимых работ движение осуществляется по меньшему числу полос.
Знаки 3.21 «Конец запрещения обгона», 3.25 «Конец ограничения максимальной скорости» или знак 3.31 «Конец всех ограничений» устанавливают за пределами зоны проведения дорожных работ на расстоянии не более 100 м после последнего по ходу движения ограждающего устройства.
Знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» следует устанавливать в том случае, когда в начале участка в зоне отгона производится перестроение транспортных средств, вызванном уменьшением числа полос движения или возможен выход на проезжую часть дорожных рабочих.
Знаки 4.2.1–4.2.3 «Объезд препятствия» устанавливают в случаях, когда на ремонтируемом участке необходимо указать направления объезда различного рода ограждений или препятствий, находящихся на проезжей части.
Знак 6.17 «Схема объезда» устанавливают за 150-300 м, перед началом объезда для указания маршрута движения в случае организации движения по прилегающей сети дорог.
Знаки 6.18.1–6.18.3 «Направление объезда» устанавливают перед началом объезда и на всех пересечениях на маршруте объезда.
Знаки 6.19.1 и 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть» устанавливают на дорогах с разделительной полосой при закрытии для движения одной проезжей части и объезда этого участка по проезжей части, предназначенной для встречного направления. При этом перед местом перестроения на другую проезжую часть устанавливают знак 6.19.1, а перед местом возврата на свою проезжую часть знак 6.19.2.
Табличка 8.1.1 «Расстояние до объекта» должна применяться с предупреждающими знаками, если расстояние от знака до начала ремонтируемого участка вне населенных пунктов меньше 150 м или больше 300 м, а в населенных пунктах меньше 50 м или больше 100 м.
Таблички 8.1.3 и 8.1.4 «Расстояние до объекта» должны применяться со знаком 1.25 в местах поворота в сторону ремонтируемого участка дороги.
Табличка 8.2.1 «Зона действия» должна применяться с поворотным предупреждающим знаком 1.25 «Дорожные работы» для указания протяженности ремонтируемого участка производства дорожных работ.
Производство и продажа дорожных знаков — одно из основных направлений деятельности ООО «Евро XXI век». Большой опыт работы нашей компании позволяет предложить широчайший ассортимент продукта. У Нас можно купить дорожные знаки любого типа размера и любых типов пленки, по самым низким ценам в г. Липецке. Мы изготавливаем не только дорожные знаки, а также крепления и стойки к ним.
Поделиться ссылкой:
Всё про знак «Дорожные работы»
Каждому водителю очень важно не только в совершенстве владеть управлением транспортного средства, но и хорошо знать все правила дорожного движения, включающие в себя особенности движения на разных участках дороги, а также специальную разметку, сигналы светофора или регулировщика и значения различных указателей. Все из перечисленных пунктов необходимы для нормального передвижения по автомобильным дорогам и обеспечения безопасности каждой поездки . В этой статье мы расскажем про знак 1.25 «Дорожные работы», который обычно можно увидеть на реконструируемых участках дороги.
Причины установки
Область возможных причин установки таких знаков очень широка. Это, например, создание нового участка проезжей части или ремонт старого, очистка дороги и прилегающих к ней объектов от скопившейся грязи, организация нового подземного перехода, моста или светофора, расширение полосы, а также многие другие. Все они похожи тем, что создают участок, передвижение на котором более опасно, чем обычно, вследствие чего требуют большей с концентрированности водителей.
Дорожный знак «Ремонтные работы» относится к категории предупреждающих и устанавливается для того, чтобы предостеречь водителей о возможной опасности, своевременно предпринять необходимые меры, для того чтобы её избежать. Он говорит о том, что на проезжей части ведётся реконструкция и могут присутствовать рабочие люди, специальная техника, в том числе крупногабаритная, ограждения, другие объекты, способные доставить неудобство при движении, стать препятствием для него или вовсе быть потенциально опасными.
В ПДД указано, что установка временных дорожных знаков при производстве работ должна производиться с соблюдением определённых требований. Эти требования различаются в зависимости от того, где собираются поставить его: в черте города или за пределами. Различие заключается в расстоянии до непосредственного места проведения реконструкций. В населённом пункте оно должно составлять 50–100 метров, а на трассе — 150–300 метров. Расстановка знаков при дорожных работах в разных местах различается из-за того, что за городом, как правило, скорость передвижения машин выше и поэтому водителю требуется больше времени, чтобы среагировать, включая всю свою осторожность за рулём. Более того, они обычно дублируются вдоль дороги: непосредственно возле препятствия в городе, а также за 50 метров до него — на загородных дорогах. Иногда знак «Дорожные работы» сопровождается одним или несколькими сопутствующими указателями, ограничивающими скорость движения автомобилей до оптимально безопасного уровня.
Требования к водителям
Водитель, увидев такой знак, должен предельно сконцентрироваться, сосредоточив всё своё внимание, для того чтобы обеспечить безопасность свою, а также окружающих его людей. Всем автолюбителям необходимо помнить, что сотрудники эксплуатационных служб, обладая правами регулировщика, вправе ограничить движение, остановить колонну автомобилей или указать путь объезда. Также в месте проведения восстановительных работ постоянно ходят люди и перемещается техника, поэтому нужно постоянно следить за состоянием окружающей обстановки.
Также часто на дорогах общего пользования можно увидеть знак «Дорожные работы» на жёлтом фоне. Довольно часто такой цвет вызывает у водителей вопросы и недоумения — чем же отличается указатель на жёлтом фоне от аналогичного, но на белом? Объяснение здесь довольно простое — жёлтый фон означает, что он временный. Это говорит о двух вещах: первое, наиболее очевидное — это то, что его через некоторое время уберут. Второе, самое важное — что временные знаки имеют приоритет. То есть водители должны соблюдать в первую очередь их указания, а также сотрудников службы, ведущей ремонтные работы, и только при их отсутствии опираться на постоянные и дорожную разметку. Это условие нужно соблюдать, даже если временные указатели противоречат основным.
Теперь, узнав много новой информации о дорожном указателе «Ремонтные работы», вы будете в дальнейшем более внимательными, проезжая подобные участки. На дороге не забывайте те указания, которые вы почерпнули из этой статьи. Помните, что собственной безопасностью пренебрегать нельзя, точно так же как нельзя создавать опасную ситуацию для других участников дорожного движения. Поэтому будьте крайне внимательны и осторожны, проезжая такие участки дороги и беспрекословно следуйте требованиям знаков и сотрудников эксплуатационных служб. Это позволит сделать автомобильные поездки более приятными и, самое важное, безопасными.
Надеемся, из настоящего материала вы узнали много полезного и поделитесь с нами своими мыслями.
На главную | База 1 | База 2 | База 3 |
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа |
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД |
Показать все найденные Показать действующие Показать частично действующие Показать не действующие Показать проекты Показать документы с неизвестным статусом |
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения |
Предупреждающие знаки сигнализируют о приближении к отрезку (участку) автомагистрали, характеризующемуся опасными дорожными условиями.
Наличие предупреждающих знаков дорожного движения (далее по тексту ДД) требует от водителя транспортного средства повышенного внимания и готовности к принятию адекватных мер.
Внешнее оформление
Группа предупреждающих знаков имеет форму и цвет, установленную нормативными актами, регламентирующими процесс организации ДД.
Как правило, это треугольник белого цвета с красной окантовкой и символическим изображением возможной угрозы. В местах выполнения ремонтно-восстановительных работ раскраска предупреждающих знаков может отличаться от стандартной. Ключевым отличием временных элементов является желтый фон.
Важно! Расхождения в значениях, возникающие при одновременном применении постоянного и временного знака, трактуется в пользу временных знаков.
Регламент установки и виды
Установка знаков рассматриваемой группы, обладающих стандартной формой и расцветкой (равносторонний, окантованный красной каймой, белый треугольник), должна обеспечивать заблаговременность доведения информации участникам движения.
В населенных пунктах предупреждающие знаки устанавливаются за 50 -100 метров до опасного участка, вне населенных пунктов за 150 — 300 метров.
При необходимости знаки, предупреждающие об опасности, разрешается устанавливать на иных расстояниях с обязательным применением информационной таблички.
Виды предупреждающих знаков
Знаки этой группы, установленные за пределами правой обочины дороги, называют основными.
Дальность прямой видимости знака для участников дорожного движения не должна составлять менее 100 метров.
Дополнительный знак, установленный в соответствии с требованиями норм ПДД, называют повторным. Его установка производится на расстоянии не менее 50 м до опасного отрезка (участка, объекта) дороги.
Знак, установленный за пределами левой обочины (при наличии одной или двух полос встречного движения) в одном поперечном сечении с основным, называют дублирующим.
При наличии разделительной полосы место установки дублирующего знака переносится на нее.
На магистралях, имеющих более двух полос движения в одном направлении, предусмотрено размещение дублирующего знака над проезжей частью.
Проведение дорожных работ или внесение краткосрочных оперативных изменений в организацию дорожного движения могут сопровождаться установкой знаков на переносных опорах. Такие элементы разрешается размещать на обочинах, разделительных полосах или непосредственно на проезжей части.
Описание и назначение предупреждающих знаков
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Знак 1.1 оповещает участников ДД о приближении к пересечению с железнодорожными путями, проезд по которому регламентируется сигналами светофора, положением шлагбаума и сигналами дежурного сотрудника железной дороги.
Пересечение любого железнодорожного переезда регламентировано специальными правилами (раздел 15 ПДД), выполнение которых неукоснительно для всех участников движения. Размещение знака 1.1 в границах жилого массива производится не далее 100, но не ближе 50 метров от переезда с обязательной установкой знака-дублера.
Вне границ жилых застроек установка знака 1.1 выполняется на удалении 150-300 м с обязательным повторением и дублированием.
Железнодорожный переезд, не оборудованный шлагбаумом
Предупреждающий знак 1.2 сообщает участникам движения о приближении к пересечению магистрали и железнодорожных путей, проезд через которое регулируется сигналами светофора. В случае отсутствия светофора водитель обязан действовать сообразно требованиям знаков и дорожной разметки, безусловно уступая дорогу железнодорожному транспорту.
В границах населенных пунктов знак 1.2 устанавливается с соблюдением условий, показанных на картинке. Наличие дублирующего знака обязательно.
Вне границ населенных пунктов размещение знака обусловлено соблюдением следующих условий:
- Основной знак устанавливается на удалении 150-300 метров от переезда.
- Расстояние от объекта до повторного знака составляет не менее 50, но не более 100 метров.
Не секрет, что пересечение автомагистрали с железнодорожными путями являются участками повышенной опасности и любая информация о характеристиках такого отрезка дороги снижает уровень этой опасности. Функциональное назначение знаков 1.3.1 и 1.3.2 заключается в информировании водителей о количестве пересекаемых путей, а их установка производится непосредственно перед ж/д переездом.
Дополнительное информирование о приближении транспортного средства к пересечению магистрали с ж/д путями осуществляется посредством элементов подгруппы 1.,4.
ПДД предусмотрен следующий регламент их установки:
- 1.4.1 применяется в сочетании с основным знаком 1.1 (1.2) и устанавливается на его опоре.
- 1.4.3 используется вместе с повторным знаком.
- 1.4.2 устанавливается в точке, равноудаленной от основного и повторного знаков на индивидуальной опоре.
- Знаки 1.4.4 – 1.4.6 применяются в сочетании со знаками-дублерами в аналогичной последовательности.
Пересечение с трамвайными путями
Знак 1.5 информирует о пересечении проезжей части с трамвайной линией, применяется вне перекрестков в пределах жилых массивов и обязывает водителей уступать проезд трамваю. В случае ограниченности обзора подъездов к перекрестку с трамвайными путями, знак 1.5 может устанавливаться перед ними.
Пересечение равнозначных дорог
Знак 1.6 применяется в условиях недостаточного обзора подъездов к пересечению дорог, равных по своему статусу. Наличие этого предупреждающего знака свидетельствует о том, что проезд данного перекрестка выполняется по правилу «помеха справа».
Круговое движение
Знак 1.7 предупреждает о приближении к пересечению проезжей части, на котором организовано круговое движение. Регламент применения данного знака требует его установки перед всеми пересечениями такого типа вне пределов населенных пунктов. В границах населенных пунктов обозначение 1.7 применяется в случае ограниченного обзора на пересечении или отсутствием на нем ночного освещения.
Регулирование светофором 1.8
Знак предупреждает водителей транспортных средств об объекте (пешеходный переход, перекресток) или участке магистрали, движение на котором организовано при помощи светофора.
Регламент установки:
- В границах жилых застроек знак 1.8 размещается перед первым после въезда перекрестком, информируя о начале регулируемого отрезка.
- Вне границ поселений, данный элемент устанавливается перед каждым из объектов или отрезков магистрали, регулируемых посредством светофора. Возможно применение временного варианта этого знака.
Знак 1.9 «Разводной мост»
Устанавливается за 150-300 метров до объекта, предупреждает о приближении к разводному мосту или паромной переправе и повторяется не ближе 50 м до них.
Данный знак обязывает водителя неукоснительно следовать положениям шлагбаума, сигналам светофора и указанием дежурного сотрудника на объекте.
Выезд на набережную
Знак «Выезд на набережную» 1.10 предупреждает водителей о приближении к дороге, пролегающей по набережной (в том числе и не имеющему ограждения берегу водоема) и требует снижения скорости движения и повышенной концентрации внимания.
Регламент установки знака 1.10 аналогичен регламенту элементов 1.9 и 1.8.
Опасный поворот (повороты)
Функциональное назначение предупреждающих знаков 1.11.1 и 1.11.2 заключается в информировании водителя о присутствии впереди поворота с недостаточной видимостью или имеющего критично малый радиус закругления.
Знак 1.12.1 (первый поворот направо) и 1.12.2 (первый поворот налево) имеют схожий функционал со знаками, описанными выше, отличаясь от них лишь количеством поворотов, представляющих опасность.
В случае, если количество небезопасных поворотов превышает два, в сочетании с элементом 1.12 применяется информационная табличка, указывающая зону действия предупреждающих знаков.
Крутой спуск (подъем)
На отрезках магистралей, обозначенных знаком 1.13, категорически не рекомендовано движение с выключенной трансмиссией или сцеплением.
При затрудненном разъезде на спуске приоритетным правом проезда пользуется транспортное средство, движущееся вверх.
Крутой подъем требует от водителя следующих действий: правильной оценки крутизны уклона и своевременного включения пониженной передачи, способной обеспечить безостановочное передвижение вверх.
Алгоритм установки знаков 1.13 и 1.14 стандартен для элементов этой группы. Однако, на местности, характеризующейся последовательным чередованием спусков и подъемов, допускается их установка непосредственно перед соответствующим отрезком магистрали.
Скользкая дорога
Назначение знака 1.15 – предупреждение об участке дороги, где в силу определенных обстоятельств (метеоусловия, особенности дорожного покрытия, сезонные явления, авария техногенного характера) пониженное значение коэффициента сцепления дороги с колесом автомобиля.
Для предотвращения срыва транспортного средства в неуправляемый занос рекомендуется:
Допускается применение знака 1.15 во временном исполнении.
Неровная дорога
Знак 1.16 предупреждает о подъезде к участкам дороги, имеющим дорожное покрытие, выполненное на разных уровнях:
- стыки отремонтированного дорожного полотна.
- места сопряжений с мостовыми сооружениями.
- ямы, выбоины.
- наслоения асфальта (бетона).
- глубокая колея.
Допускается применение знака 1.16 во временном исполнении.
Искусственные неровности
Этот знак информирует о приближении к искусственно созданным неровностям дорожного полотна, именуемым в просторечии «спящими полицейскими» и призванных принудительно снижать скорость автомашин.
Выброс гравия
Функциональным назначением знака 1.18, как и следует из его названия, является предостережение о въезде на отрезок магистрали с нестабильным дорожным покрытием. Отдельные частицы гравийного или щебневого покрытия, вылетая из-под колес встречных (попутных) автомобилей способны нанести существенный ущерб элементам кузова, осветительным приборам и стеклам.
Проезжая такой участок магистрали рекомендуется снизить скорость и увеличить интервал и дистанцию до встречного и движущегося впереди транспортного средства соответственно.
Опасная обочина
Суть информации, передаваемой знаком 1.19, заключается в предупреждении о существенном превышении (снижении более 40 мм) уровня обочины над уровнем дорожного полотна, что является угрозой безопасности движения на данном отрезке трассы. Тем не менее, в нем не содержится запрета выезда на обочину. Допускается применение знака 1.19 во временном исполнении.
Сужения дорог
Установка элементов данной подгруппы вне границ населенных пунктов производится:
- Перед мостами.
- В местах уменьшения ширины проезжей части на 50 см и более.
- При въездах в тоннель, независимо от наличия изменений ширины дороги.
На территории населенных пунктов знаки 1.20.1; 1.20.2 и 1.20.3 применяются на отрезках магистралей, характеризующихся уменьшением количества полос движения.
Присутствие знаков 1.20.1 – 1.20.3 требует от водителей выполнения правил перестроения.
Двустороннее движение
Знак 1.21 устанавливается в конце участка одностороннего движения, переходящего в участок двустороннего движения.
Он предупреждает о необходимости перестроения в правую полосу, во избежание выезда на сторону встречного транспорта.
Выезд в левую полосу разрешен лишь для выполнения левого поворота. Допускается применение знака во временном исполнении.
Пешеходный переход
Функциональное предназначение знака 1.22 логично заключено в его названии – оповещение о подъезде к участку магистрали, на котором водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть по переходу. Вне пределов населенных пунктов этим знаком оборудуются все пешеходные переходы. Кроме того, знак выполняется на фоне желтого световозвращающего квадрата.
Знак обязывает водителя снизить скорость и пропустить пешехода, движущегося по переходу.
В границах населенного пункта необходимость установки знака 1.22 может быть продиктована условиями ограниченной видимости.
Дети
Знак 1.23 сообщает о приближении к учреждению, большинством посетителей которого являются дети: детские сады, школы, центры детского творчества, Водитель обязан быть готов к внезапному появлению детей перед его транспортным средством.
Важность данного знака подчеркивается его обязательной повторной установкой и желтым световозвращающим фоном. На опоре повторного знака размещается табличка, указывающая зону его действия, а конкретно длину отрезка дороги, на котором могут появиться дети.
Велосипедная (велопешеходная) дорожка
Требования знака 1.24 обязывают водителя снизить перед пересечением скорость и действовать в соответствии с правилами проезде перекрестков.
Производство дорожных работ
Знак 1.25 оповещает о проводящемся впереди ремонте дорожного полотна. Подъезжая к зоне действия этого знака, следует снизить скорость движения и повысить концентрацию внимания. Водитель должен своевременно среагировать на изменение дорожной обстановки. Например, внезапное возникновение препятствия.
Очевидно, что с уменьшением освещенности опасность таких участков резко возрастает и требует от участников движения максимальной собранности и внимания. Регламент установки этого знака соответствует регламенту данной группы.
Краткосрочные ремонтно-восстановительные работы допускается обозначать временным знаком на передвижной опоре, выставляя его на расстоянии 10-15 м от места ремонта.
Перегон скота
Знак 1.26 сообщает участникам о расположенных впереди перегонах сельскохозяйственных животных. Их организуют, как правило, вблизи ферм, скотных дворов и фермерских хозяйств. Особого внимания требуют животные, находящиеся на обочине дороги. Испуг, вызванный приближением автомобиля, способен толкнуть их на непредсказуемые действия.
Дикие животные
Этот знак устанавливается в местах пересечения автомагистралей с миграционными путями диких животных, обитающих в близко расположенных к дороге лесах, заповедниках и охотничьих хозяйствах. Протяженность опасного отрезка указывается на информационной табличке.
Камнепад
Предупреждает о возможном сходе лавин, селей, оползней, падении камней на проезжую часть.
Боковой ветер
Оповещает участников движения о подъезде к отрезку дороги, для которого характерны сильные порывы бокового ветра. Это происходит на перевалах, вблизи ущелий и горных рек, на высоких мостах и т.п. Проезд таких участков осуществляется на небольшой скорости и в постоянной готовности к корректировке положения автомобиля на проезжей части.
Низколетящие самолеты
Размещается на отрезках дорог, проходящих вблизи аэродромов, где высота полета взлетающих (садящихся) самолетов мала.
Тоннель
Устанавливается перед тоннелями, не оснащенными внутренним искусственным освещением или имеющими скрытый рельефом местности въезд. Перед тоннелями, конфигурация которых не позволяет во время въезда наблюдать выезд, знак 1.31 применяется совместно с табличкой «зона действия». Въезжая в тоннель водитель обязан включить свет фар, независимо от наличия в нем освещения.
Затор
Места установки знака 1.32 – это, как правило, перекрестки, размещение знака перед ближайшим к затору перекрестком позволяет водителю избежать попадания в него.
Прочие опасности
Устанавливается на отрезках магистралей, на которых возможно возникновение опасных ситуаций, не предусмотренных рассмотренными выше элементами первой группы.
Направление поворота
Информирует о приближении к повороту малого радиуса, на котором в связи с недостаточной обзорностью возникают затруднения с определением направления. Размещается на внешней стороне поворота. Применяется в виде повторяющейся одной или двух стрелок. Возможно применение в качестве указателя направления объезда при производстве ремонтно-восстановительных работ.
При возникновении риска проезда транспортными средствами Т-образных перекрестков (дорожных разветвлений) устанавливается знак 1.34.3.
Выводы
В качестве выводов рассмотрим два аспекта, которых мы не коснулись выше. Необходимость предупреждающих знаков для водителя подвергать сомнению бессмысленно. А насколько важны предупреждающие знаки для пешеходов?
Очевидно, что такие знаки, как 1.22; 1.23; 1.24; 1.25, для пешехода, как полноправного участника дорожного движения, играют не менее, а, может, и более важную роль, нежели для водителя. Ведь они обеспечивают ему относительную безопасность на дороге, территории, принадлежащей автомобилям.
И второе. Предупреждающие знаки регулируют дорожное движение, позволяя избегать опасных ситуаций, возникновение которых не всегда зависит от воли человека.
В Москве расширен эксперимент по установке уменьшенных дорожных знаков. До конца сентября 2,3 тысячи таких знаков появятся на 27 улицах в центральной части города. Все эти территории были благоустроены по программе «Моя улица», теперь дорожные знаки на них заменят на более эстетичные.
«Обновленные знаки по размеру будут в 1,5 раза меньше прежних. Уменьшенный вариант выглядит лучше, не закрывает вид на архитектуру улиц, при этом хорошо заметен для автомобилистов. Новые знаки улучшат эстетический облик города», — рассказал первый заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Ходаков.
Информационные таблички на улицах, где проходит эксперимент, использовать не будут — появятся совмещенные дорожные знаки. Например, на одном поле установят знаки «Парковка» и «Инвалид», а также «Парковка» и «Платные услуги».
Совсем скоро новые знаки можно будет увидеть на Мясницкой, Малой Якиманке, Большой Бронной улицах и Кузнецком Мосту, а также в Никитском, Вознесенском и Калашном переулках.
Больше всего установят на Неглинной (297) и Мясницкой (262) улицах. В Вознесенском переулке заменят часть знаков на территории от Большой Никитской до Елисеевского переулка. Там их появится более 120. Кроме того, более четырехсот уменьшенных знаков разместят на Большой Бронной, Большой Молчановке, Рождественке и в Рахмановском переулке.
Демонтированные большие знаки планируют устанавливать при изменении схемы движения на широких улицах и крупных магистралях.
Впервые уменьшенные дорожные знаки появились в центре Москвы в рамках эксперимента — на Большой Никитской и Малой Никитской улицах, в Брюсове, Гранатном и Скарятинском переулках. Количество опор для размещения знаков там сократилось в полтора раза (с 832 до 593 штук).
Затем применение уменьшенных дорожных знаков расширилось. На 25 улицах в районе Хамовники ведутся работы по экспериментальной установке дорожных знаков. Также предусмотрено совместное применение цветной (голубой) горизонтальной дорожной разметки для обозначения специализированных парковочных мест.
Улицы, на которых до конца сентября появятся уменьшенные знаки:
— Арбатский переулок;
— Борисоглебский переулок;
— Большая Бронная улица;
— Вознесенский переулок;
— Газетный переулок;
— 1-й Добрынинский переулок;
— 2-й Добрынинский переулок;
— 3-й Добрынинский переулок;
— 4-й Добрынинский переулок;
— Калашный переулок;
— Большой Кисловский переулок;
— Крестовоздвиженский переулок;
— улица Кузнецкий Мост;
— 1-й Люсиновский переулок;
— 3-й Люсиновский переулок;
— улица Большая Молчановка;
— Мясницкая улица;
— Неглинная улица;
— Никитский переулок;
— улица Петровские Линии;
— Пушечная улица;
— Рахмановский переулок;
— Большой Ржевский переулок;
— улица Рождественка;
— Романов переулок;
— Староваганьковский переулок;
— улица Малая Якиманка.
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭ |