Устройство климат контроля автомобиля – Климат-контроль автомобиля — что это такое и как им пользоваться

Содержание

назначение, устройство, принцип работы :: SYL.ru

В салоне автомобиля комфортные условия обеспечиваются специальной системой, регулирующей влажность и температуру воздуха. Всем водителям она известна под названием климат-контроль, что очень точно отображает её функции и назначение. Большинство современных машин оснащено такими системами разного уровня сложности. Информацию о наличии климат-контроля можно посмотреть в технической документации авто.

Первым устройством, обеспечивающим комфортный микроклимат в салоне машины, была печка. Часть вырабатываемой ею тепловой энергии шла на отопление. Сейчас это устройство считается примитивным и не способным создавать комфортные условия, особенно в жаркую погоду. В этой статье мы расскажем о системе, пришедшей ему на замену. Другими словами, вы узнаете, что такое климат-контроль в автомобиле.

Определение

Сложные конструкции современных систем помогают им решать широкий спектр задач. Давайте попробуем разобраться в предназначении климат-контроля.

В технической документации сказано, что система обеспечивает комфортные условия для пассажиров и водителя. Самым благоприятным для человека диапазоном температур считается 22-25 °C при влажности 65-80%. Климат-контроль отслеживает эти параметры и поддерживает их постоянство.

Температурный режим регулируется с помощью кондиционера и печки. А вот с влажностью дело обстоит сложнее, так как водяные пары конденсируются на стёклах машины. Это причиняет неудобство и затрудняет обзор водителю. Хороший климат-контроль осушает воздух путём его прогонки через испаритель кондиционера. Благодаря этому вода оседает в виде росы на стенках теплообменника. А понижение влажности исключает запотевание стёкол.

Сейчас данным устройством оснащается большинство транспортных средств (от легковых машин до грузовиков). Также его ставят на самоходные механизмы и специальную технику.

Теперь вы знаете, что такое климат-контроль в автомобиле. Но для полноты картины необходимо рассмотреть ещё несколько важных моментов.

Принцип работы климат-контроля автомобиля

При помощи датчиков это устройство отслеживает температуру воздуха снаружи и внутри машины. Поток извне нагнетается в салон вентилятором, разделяясь на 2 части: одна проходит сквозь испаритель кондиционера, а вторая — через печку. После теплообменников смешанный воздух поступает в салон через сеть дефлекторов и коробчатых воздуховодов.

Параметры регулируются с помощью изменения положения шторок (центральной и дополнительных). Их называют заслонки температурного регулирования. Поворот заслонок осуществляется электрическими сервоприводами, которые уменьшают или увеличивают сечение каналов. Всё описанное выше контролируется через блок управления климат-контролем.

Регулятор на панели этого устройства позволяет установить желаемую температуру, например 24 °C. Эти данные поступят в процессор, который, в соответствии с запрограммированным алгоритмом и полученной с датчиков информацией, будет управлять работой системы. Так как внутренние и наружные параметры постоянно изменяются, их отслеживание происходит в режиме реального времени.

Компоненты

Разработка и установка климат-контроля на машину осуществляется в процессе её сборки на заводе компании-изготовителя. Для выполнения возложенных на устройство функций в его конструкции есть ряд компонентов:

  • кондиционер;
  • панель управления;
  • процессор;
  • датчик температуры положения заслонок;
  • отопитель;
  • нагнетающий вентилятор;
  • система дефлекторов и воздуховодов;
  • блок направляющих заслонок.

У каждого элемента системы своя функция.

Вентилятор создаёт давление. В режиме рециркуляции воздух забирается системой как изнутри, так и снаружи.

Блок заслонок монтируется в одном корпусе с испарителем кондиционера и радиатором печки. Такая конструкция позволяет привести параметры воздушного пространства в соответствии с установленными значениями.

Система дефлекторов и воздуховодов распределяет потоки по салону авто в соответствии с определённой программой. Управление осуществляется при помощи процессора, получающего данные с панели от переключателей, регуляторов и датчиков.

Работа климат-контроля в автомобиле напрямую зависит от состояния его программы управления и компонентов.

Дополнительные режимы

Кроме основных функций для создания комфортного микроклимата, устройство может иметь ряд дополнительных режимов:

  • Обдува нижней части салона и ветрового стекла тёплым воздухом.
  • Ручного управления.
  • Обдува лобового стекла для предотвращения конденсации. Для этого воздух осушается, а вентилятор работает на полную мощность.
  • Подачи воздуха к различным частям тела: ногам, рукам, лицу отдельно либо в определённых комбинациях.
  • Рециркуляции.

Последний режим нужен для ускоренного охлаждения или прогрева салона, а также для езды в пробках. В последней ситуации воздух снаружи сильно загазован, и система климат-контроля автомобиля просто перекрывает его подачу в салон. Для этих целей в устройстве предусмотрен датчик, рабочий элемент которого состоит из оксида олова. Его сопротивление меняется в зависимости от уровня концентрации вредных веществ.

Специфика применения

Производители разрабатывают климат-контроль под линейку автомобилей или какую-то конкретную модель. Они различаются по устройству, степени сложности и алгоритму управления.

Недорогие установки обладают малой степенью автоматизации и довольно грубо регулируют воздухообмен. Очень часто при холодном двигателе в салон подаётся неразогретый поток.

В продвинутых установках таких вещей не происходит, так как они контролируют множество разных параметров. В дополнение к другим функциям, современные системы могут не только следить за качеством воздуха, но и задействовать при необходимости фильтры. В последних применяют угольные и бумажные картриджи, задерживающие взвешенные частицы пыли и вредные для человека газообразные вещества.

В современных системах кондиционирования регулировка температуры воздуха осуществляется в промежутке от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не стоит устанавливать очень низкие значения. Для комфортного пребывания водителя в салоне датчик температуры должен показывать разницу (между салоном и улицей) всего в 5-7 °C. Чтобы ускорить работу устройства, можно приоткрыть окна. Тогда кондиционированный воздух намного быстрее вытеснит их салона холод или тепло.

Двухзонный климат-контроль

Каждый человек обладает индивидуальным восприятием температуры. То есть одно и то же её значение для одного пассажира может быть нормальным, а для другого – дискомфортным. На этот случай автопроизводители придумали двухзонный климат-контроль, когда водитель может выставлять для себя и пассажиров оптимальную температуру.

Перечислим достоинства двухзонного климат-контроля:

  • Водитель и каждый пассажир устанавливает для себя наиболее комфортный микроклимат.
  • Система очень точно отрабатывает запрограммированный алгоритм.
  • Вследствие воздействия наружных и внутренних факторов в таких машинах почти невозможно запотевание окон.

Отличия от кондиционера

У читателей, которые плохо знают, что такое климат-контроль в автомобиле, может появиться вопрос: «Зачем настолько усложнять систему? Ведь вполне можно ограничиться летом кондиционером, а зимой – печкой».

В прошлом так и было, но есть один важный момент. Обе системы способны обеспечить оптимальный микроклимат в салоне, только если наружные и внутренние условия в машине будут неизменны. Для движущегося объекта, коим и является авто, это просто нереально. Напор и температура воздуха меняются вместе с направлением и скоростью движения.

Главное отличие кондиционера и климат-контроля заключается в присутствии системы управления, которая отслеживает все параметры и регулирует их без постороннего участия. Получается, что кондиционер – это один из компонентов установки, выполняющий функцию уменьшения влажности и охлаждения.

Управление климат-контролем зимой

При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.

Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.

Заключение

В этой статье мы выяснили, что такое климат-контроль в автомобиле. Кратко резюмируем всё описанное выше.

  • Установка системы нужна для создания комфортных условий в салоне машины с их автоматическим регулированием.
  • Современное авто с климат-контролем сделает максимально приятным и длительное путешествие, и кратковременную поездку.

Так что, если вы решили купить машину, то остановите выбор на варианте с наличием этого нужного устройства.

www.syl.ru

Как работает климат контроль в автомобиле, особенности, схемы

Особенности системы климат контроля

Содержание статьи

Сегодня все типы автомобилей оборудуются специальными устройствами, обеспечивающими в салоне благоприятный для водителя и пассажиров микроклимат. Это оборудование известно в мире авто под названием «климат контроль». Современные системы, создающие «погоду» в салоне автомобиля, представляют собой электронный комплекс, управляющий работой обогревателя, вентилятора, кондиционера и системы подачи и распределения воздуха.

Демонстрация работы климат контроля в салоне автомобиля. В данном случае но четырехзонный.

В недавнем прошлом весь климат в кабине создавался одной только «печкой», температура обогрева которой и сила наддува регулировались вручную, и использовалась она только в зимнее время. Летом обходились открыванием окон и форточек. Технический прогресс и рост благосостояния населения внёс весомый вклад в развитие систем обеспечения комфорта в управлении автомашин. Если раньше оборудованием климат контроля оснащались только эксклюзивные или престижные модели класса «премиум», то сегодня такое оборудование стало штатным для всех типов авто.

Однако в зависимости от класса машин система обеспечения климата в салоне имеет существенные различия в принципе работы, комплектации и функциональных возможностях. Нынешние продвинутые климатические системы автомобилей в большой степени автоматизированы. Они включают в себя электронный блок управления климат контролем, который с помощью датчиков, расположенных в разных местах салона, контролирует и регулирует работу кондиционера, обогревателя и фильтрующих элементов.

перед подачей в салон горячий и холодный воздух смешиваются до нужной температуры

Интеллектуальная система учитывает даже температуру наружного воздуха и уровень солнечной радиации. Изменением направления воздушного потока по разным зонам система контроля обеспечивает равномерное распределение тепла и холода по всему объёму, предупреждая простудные заболевания при долгом нахождении в салоне. Основным достоинством такой сложной системы является то, что она не сразу подаёт нагретый и охлаждённый воздух от двигателя и кондиционера в салон, а смешивает их в воздуховодах и распределяет полученную воздушную смесь по салону.

Таким образом, поддержание установленной температуры воздуха в салоне обеспечивается регулированием потока охлаждённого или нагретого воздуха, образующих смесь, и объёма поступающей в салон воздушной смеси. Это достигается использованием различных воздушных заслонок в воздуховодах, изменение положения которых приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока. Регулироваться положение этих заслонок может автоматически от блока управления климат контролем по сигналам датчиков или вручную.

Что лучше – климат контроль или кондиционер?

Большинство новичков из числа автовладельцев часто не различают устройство управления обычного кондиционера от системы управления контроля климата. Тем самым путают эти понятия, которые имеют принципиальные отличия. Изучая работу климат контроля или кондиционера, можно убедиться, что продвинутая интеллектуальная климатическая система имеет ряд преимуществ перед обычным кондиционером:

  • автоматически регулирует и поддерживает установленную водителем температуру в салоне;
  • безопасность для здоровья пассажиров обеспечивается селективной направленностью воздушного потока;
  • производит регулировку не только температуры, но и влажности, предотвращая запотевание стёкол и устраняя духоту в салоне;
  • возможность включения дополнительных функций, например, включение рециркуляции воздуха без забора снаружи, когда он задымлён, или включение освежителя, ароматизирующего воздух.

Выбирая климат контроль или кондиционер, следует учесть, что климатическая система – это дорогая и сложная система, обеспечивающая больший комфорт внутри автомобиля и применяется он практически независимо от сезона. А кондиционер стоит дешевле, более простой в устройстве и в работе, быстрее охлаждает салон, но используется в основном только летом. Длительное его использование может привести к простудным заболеваниям.

Видео: Kia Sportage 3 Самодиагностика и корректировка климат контроля

Особенности работы системы контроля климата

Принцип смешивания различных порций потока холодного и горячего воздуха, положенный в основу работы климат контроля и используемый для обеспечения постоянной температуры в салоне, позволяет конструкторам наращивать функциональные возможности системы для повышения комфортных условий нахождения внутри машины. Таким способом была организована полностью автономная система обеспечения микроклимата в салоне вне зависимости от внешних погодных условий. Она может:

  • быстро осушить воздух в кабине в дождливую и холодную погоду, чтобы удалить запотевание стёкол;
  • очистить воздух салона от пыли и дыма в знойном и загазованном городе;
  • дать возможность телу постепенно адаптироваться к прохладе при посадке в салон авто;
  • работать без забора воздуха снаружи.

Простейшая схема климатического контроля построена по принципу обеспечения одинаковой температуры во всём пространстве салона. Такая схема называется однозонной системой обеспечения микроклимата. Существуют более сложные схемы 2-х, 3-х и 4-х зонных систем контроля климата, в которых контроль обеспечивается по отдельным зонам.

Двухзонный климат контроль, его особенности

Двухзонный климат контроль. Водитель и передний пассажир могут выставить свою температуру

Многозонный контроль климата представляет собой систему обеспечения и поддержания разной температуры по зонам – посадочным местам. Наиболее распространённая среди них схема – это система двух зонного климат контроля. В этой схеме имеется возможность установки разной температуры в зоне водительского кресла и в зоне переднего пассажира. Особенностью такой системы является наличие ограничения на максимальную разность температур между соседними зонами контроля. Она обычно небольшая и не превышает 60С. Это значит, что если водитель поставил у себя 30 градусов, то пассажир не сможет выставить у себя меньше 24 градусов.

Трехзонный климат контроль — к двух передним счастливчикам присоединяется третий на заднем сидение

Трёхзонный вариант обеспечения микроклимата позволяет устанавливать различные температуры в трёх зонах:

  • в зоне водителя;
  • в зоне переднего пассажира;
  • в зоне задних сидений.

Четырёхзонный вариант позволяет устанавливать в зоне каждого сиденья свою отличную температуру. Учитывая, что личная машина редко загружается в полном объёме, 3-х и 4-х зонные системы контроля в большинстве случаев не используются по полной программе и являются избыточными. В этих вариантах контроля климата существуют такие же ограничения по градиенту температуры между соседними зонами, как в двухзонном климат контроле. Многозонные системы требуют большего количества воздуховодов, заслонок и датчиков, управляемых отдельным контроллером.

Блок управления климат контролем, режимы работы системы

Управление сложной системой контроля климата осуществляется с довольно простой панели, которая оборудована интуитивно понятными органами. Для того чтобы разобраться с их назначением, даже не нужно заглядывать в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Существует ручной и автоматический режим работы контроля климата. Использование ручного режима подразумевает знание всех тонкостей работы оборудования системы. Неправильные действия с органами управления приводят к сокращению срока службы оборудования.

Видео: Как работает климат контроль в автомобиле?

В этом режиме можно вручную регулировать обороты вентилятора, охлаждение и обогрев воздуха, поступление воздуха в салон. Преимущественно ручной режим используется тогда, когда надо быстро нагреть или охладить воздух в кабине. Автоматический режим работы используется в процессе продолжительной поездки. Для этого водитель должен только включить систему и выставить необходимую температуру. Все процедуры по регулировке заслонок, распределению потоков и их напора производятся системой автоматически под управлением электронного чипа.

Многие автолюбители не используют автоматический режим лишь по той причине, что вентилятор издаёт много шума. Однако это характерно только для начального этапа работы системы, когда она интенсивно нагоняет нужный температурный режим и вентилятор работает с полной нагрузкой. В последующем при достижении контрольной температуры воздуха система и вентилятор переходят на режим слежения, где шумы работающей системы практически не различимы на общем шумовом фоне.

Нужно иметь в виду, что в автоматическом режиме, который включается с помощью кнопки Auto, насос кондиционера продолжает работать независимо от температуры наружного воздуха. Если на улице прохладно и вы хотите сэкономить бензин, то можно перейти на ручной режим работы.

avtomotoprof.ru

принцип работы, типы и эксплуатация

Климат-контроль — это специализированная, электронная система по созданию и поддержанию в салоне авто приемлемой влажности и температурных показателей. Идеальность созданных условий в салоне авто в данном случае тесно связана с температурными показателями за бортом. Тщательно продуманная автоматика полностью освобождает водителя от необходимости осуществления ручной настройки системы.

Типы климат-контроля

Специфика климатообраующей системы, оснащенной разнообразными датчиками, дает ей шанс успешно варьировать температурные режимы в разных зональных отсеках авто. Так, к основным типам систем климат-контроля относятся:

  • 1-зонный;
  • 2-зонный;
  • 3-зонный;
  • 4-зонный.

Благодаря новейшей, прогрессивной электронике вариант четыреххзонной климатообразующей системы позволяет создавать комфортные температурные условия как для водителя авто, так и для его пассажиров.

Основные функции климатических систем в автомобиле на видео:

Как работают системы климат-контроля

Климатообразующая система представляет собой оборудование, состоящее из непосредственно самой климатической установки и программы по ее управлению. Климатическая установка является элементом гармоничного совмещения функций вентилирования, отопления и кондиционирования. Система управления отвечает за регулировку и контроль над используемым оборудованием. Она состоит из ряда датчиков:

  • Датчик определения давления системы кондиционирования;
  • Датчики определения температурных показателей воздуха внутри авто и за его бортом;
  • Датчик определения степени излучения солнца.

Суть ее работы заключается в приеме сигналов датчиков блоком управления и их передаче конкретному исполнительному устройству. На основе полученных данных происходит регуляция изменившихся показателей.

Как работает климат-контроль показано на видео:

Эксплуатационные особенности системы климат-контроля

Удобство эксплуатации климатообразующей системы состоит в ее полной автоматизации. Водителю достаточно указать на дисплее желаемые температурные показатели, после чего программа сама установит порядок действий, направленных на достижение указанного результата.

Самым оптимальным считается функционирование климатообразующей системы, когда внутренняя циркуляция системы вентилирования авто находится в режиме «ON». В данном случае климатообразующая система всегда находится в ждущем режиме, готовая своевременно произвести «корректировку» температурных условий в салоне авто. Тем не менее, операции по перекрытию дефлекторов и выбору необходимого направления воздушного потока водителю рекомендуется выполнять самостоятельно.

К рециркуляции воздуха нужно подходить максимально серьезно. Следствием нахождения охлаждения в режиме «OFF» может стать образование конденсата на испарителе , запотевание стекол и образование в салоне авто неприятного запаха.

В жаркое время года работа системы климат-контроля должна происходить следующим образом:

  1. Водитель должен приоткрыть двери и окна авто и дождаться момента, когда температурные показатели салона и окружающей среды сравняются.
  2. Закрыть двери и окна, поставить режим рециркуляции на максимум.
  3. На некоторое время выйти из авто.

В процессе движения автомобиля при включенной системе климат-контроля следует избегать попадания воздуха извне. Он может повлиять на изменение показателей датчиков. В любом случае вне зависимости от времени года климатообразующая система способствует увеличению показателей расхода топлива.

Диагностика исправности климат-контроля на видео:

Особенности управляющего механизма

Вся работа системы климат-контроля базируется на взаимодействии ЭБУ (электронного блока управления) и датчиков. Выступая в роли мозгового центра, ЭБУ принимает решение о корректировке температурных условий в салоне авто. Помощником в достижении необходимых температурных показателей также выступает устройство, именуемое блоком испарителя-отопителя. Вся работа климатообразующей системы носит исключительно автоматизированный характер.

Оперируя вентилятором и заслонками, ЭБУ определяется с выбором наиболее оптимального направления, температурного режима и силы воздушного потока. Так, существуют следующие варианты направления потока воздуха:

  • В область стекла;
  • В область ног;
  • В область стекла и ног;
  • В область лица;
  • В область ног и лица.

Осуществление работ по монтажу климатообразующей системы

Монтаж климат-контроля — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, в котором лучше всего довериться профессионалам. Специфика установки климатообразующей системы в зависимости от модели авто, производителя климатообразующей системы и ее комплектации вынуждает производить эту процедуру в автосервисе несмотря на высокий ценовой диапазон. Сэкономив на этой услуге и установив климатообразующую систему самостоятельно, можно стать инициатором поломки ряда важнейших элементов.

Этапы монтажа системы климат-контроля (могут быть отличными для различных моделей авто):

  1. Демонтаж бардачка автомобиля и его центральной консоли.
  2. Осуществление слива антифриза – демонтаж печки – удаляется аккумуляторное крепление.
  3. Вырезание отверстия, необходимого для рециркуляции с учетом произведенной разметки — создание для испарителя крепёжных отверстий и их подсоединение.
  4. Аккуратное проделывание отверстия в области моторного щита.
  5. Осуществление замены имеющейся проводки вентилятора охлаждения специализированной проводкой датчиков климатообразующей системы.
  6. Монтаж и последующее подключение таких датчиков, как потолочный и датчик с вентилятором.
  7. Протягивание провода АКБ и проводки – подключение колодок – монтаж блока отопителя и испарителя.
  8. Подсоединение ЭБУ.
  9. Осуществление предварительного контроля работоспособности всей системы.
  10. Монтаж радиатора, установка магистрали фреона и кронштейна для компрессора – закрепление компрессора – прикручивание шлангов – монтаж вентилятора.
  11. Установка осушителя и дросселя.
  12. Проверка всех рабочих магистралей и герметичности системы – заправка климатообразующей системы фреоном.
  13. Осуществление контроля правильности поступаемых с датчиков данных.

Специфика ухода за системой климат-контроля

Обязательными условиями надлежащей эксплуатации климатообразующей системы является промывание радиатора кондиционера (не менее 2-х раз в год) и осуществление своевременной дозаправки. Выполняя все правила эксплуатации устройства, можно долгие годы наслаждаться исправной и эффективной работой системы климат-контроля.

Как отремонтировать заслонки климат-контроля своими руками:

Цена климатообразующих систем

Системы климат-контроля отличаются высокой ценой. Как показывает статистика, средние ценовые предложения рынка колеблются в пределах 1 000 – 15 000$. Дешевые модели, как правило, отличаются ограниченным функционалом и низким качеством.

Плюсы и минусы систем климат-контроля

Плюсы:

  • Создание комфортных условий нахождения в салоне авто;
  • Наличие возможности определять температуру за бортом;
  • Отсутствие необходимости в ручной настройке системы;
  • Исключения вероятности переохлаждения и перегрева.

Минусы:

  • Высокий ценовой диапазон;
  • Увеличение показателей расхода топлива;
  • Вероятность поломки всей системы при наличии неисправностей в смежных отсеках.

2auto.su

AUTO.RIA – Как работает климат-контроль в автомобиле

Что такое «климат-контроль»?

Так называют систему, способную автоматически поддерживать заданные параметры температуры воздуха в салоне автомобиля. Климат-контроль выполняет свои функции либо в полностью автоматическом режиме, или же его можно перевести в ручное управление для использования отдельных возможностей – например, обдува лобового стекла или усиленного прогрева определенной части салона

Системы климат-контроля могут быть реализованы как однозонные (т.е. любая регулировка будет применима ко всему салону), либо с раздельными зонами действия (их может быть от 2-х до 4-х в легковом авто). Раздельные зоны дают возможность регулировать приток воздуха и его температуру индивидуально, водителю, переднему пассажиру, и на заднем ряду. Задача климат-контроля – обеспечить желаемый климат в салоне и поддерживать его автоматически.


Как отличить климат-контроль от обычной системы обогрева

Отличительным признаком присутствия системы климат-контроля в машине служит отдельный блок управления температурой в салоне, способный выполнять свои функции в полностью автоматическом режиме. Водителю следует задать лишь желаемую температуру, например 20 градусов, и система будет ее поддерживать при любых условиях климата за бортом. Если же в автомобиле установлены отдельные регуляторы вентилятора, температуры подаваемого воздуха (обычно со шкалой синий-красный сектор) и селектор зоны действия обдува, это просто блок управления системой вентиляции и обогрева. Присутствие кнопки отключения кондиционера (А/С, ЕСО) свидетельствует о наличии кондиционера с ручным управлением.


Как работает климат-контроль?

Система занимается управлением количеством подаваемого воздуха, распределением его по разным зонам, постоянно контролируя температуру в салоне с помощью датчиков. Например, водитель задает параметр 20 градусов. Система сравнивает заданное число с фактическим и принимает решение, какую функцию включить следующей. Если в салоне прохладнее, будет включена подача подогретого воздуха. Тепло отбирается от двигателя, в отдельных случаях от – автономного или вспомогательного отопителя.

Если в салоне теплее желаемого, система включит кондиционер, подавая охлажденный воздух, пока температура не станет совпадать с заданной на блоке управления. Эти циклы происходят постоянно, пока климат-контроль включен и работает двигатель (в машинах с ДВС). От водителя или пассажиров не требуется никаких дополнительных действий, поскольку пользуясь обратной связью, климат-контроль «знает», какая температура в салоне и поддерживает ее самостоятельно. Фактически, однажды установив комфортную температуру, обращаться к управлению климат-контролем приходится крайне редко.


Особенности работы климат-контроля

Поскольку тепло для подогрева воздуха отбирается из системы охлаждения двигателя, то моментально обогреть салон зимой невозможно, разве ваша машина оборудована автономным обогревателем, подключенным к системе. Так же и с охлаждением – для работы компрессора кондиционера необходима работа двигателя – если желаете прохлады на стоянке, необходимо держать двигатель заведенным. 

Система климат-контроля «любит», чтобы окна в машине были закрыты, иначе автоматика не сможет справиться с потоками воздуха, приходящими с улицы через открытые окна, а это приведет к повышению нагрузки на систему, увеличению потребления топлива и риском простудиться.

Особенности климат-контроля

Легенды об опасности кондиционера или климат-контроля в автомобиле сильно преувеличены. Действительно, если водитель открывает полностью свое окно, при температуре на улице +25, и при этом запускает охлаждение на максимум, подвергая себя обдуву воздухом с температурой гораздо ниже ноля, исход такой ситуации предвидеть несложно. Но, очевидно, что дело не в магии кондиционера, а в неосторожности пользователя.


Использование системы климат-контроля немного повышает расход топлива, особенно в теплые дни, когда в работу включается кондиционер. Расход, в зависимости от автомобиля повышается примерно на 0,4 – 1 литр топлива на каждые 100 км пробега.

Эффективность работы климат-контроля в значительной мере зависит от фильтра салонного воздуха. Если фильтр старый и забит пылью, окна будут запотевать, а обогрев и охлаждение будут очень слабыми. Фильтр следует менять регулярно, обычно 2 раза в год, или после езды по очень пыльным дорогам. Фильтры бывают обычные бумажные или с угольной фильтрующей вставкой, дающей более тонкую очистку воздуха; также в автомагазинах можно встретить специальные антибактериальные салонные фильтры.


Хорошая система климат-контроля работает всегда мягко и незаметно, не создавая в салоне резких потоков воздуха. Примитивные системы имеют склонность к более быстрому достижению результата и могут устроить в машине ураган – со свистом и шумом, что действительно рискованно для здоровья водителя и пассажиров.

 

auto.ria.com

Климат-контроль — Энциклопедия журнала «За рулем»

Климат-контроль — система, автоматически поддерживающая заданную температуру воздуха в салоне автомобиля. Может быть одно-, двух-, трех или четырехзонным. Двухзонный позволяет задать одну температуру воздуха для водителю и несколько отличающуюся — для переднего пассажира. Трехзонный дополнительно к этому позволяет задать температуру воздуха для пассажиров заднего сиденья, четырехзонный — раздельно температуру воздуха для каждого пассажира заднего сиденья.

Основное отличие климат-контроля от обычного кондиционера в том, что водителю достаточно лишь задать желаемую температуру и режим работы, после чего двигать рычаги заслонок вместо него будет автоматика. Микропроцессор, анализируя показания датчиков температуры, сам устанавливает нужные режимы работы.
Датчиков в системе несколько. Это – датчик температуры наружного воздуха, датчик температуры в салоне, температуры воздуха на выходе блока отопителя – кондиционера. В некоторых системах климат-контроля имеется также датчик интенсивности солнечного излучения.
Внутрисалонный датчик температуры бывает, как правило, с принудительным обдувом — чтобы его показания менялись немедленно, одновременно с изменением температуры в автомобиле. Расположен он обычно прямо в панели управления климатом, но на некоторых автомобилях его устанавливают на «торпедо», на потолке, под перчаточным ящиком.
Блока отопителя – кондиционера по командам микропроцессора готовит воздух заданной температуры, после чего распределяет его в нужных направлениях. Количество подаваемого воздуха (которое зависит от скорости работы вентилятора) также задает микропроцессор.
Микропроцессорный блок управления управляет всеми механизмами блока кондиционера – отопителя. Он двигает заслонки и задает скорость вращения вентилятора вместо человека.

Сервисные функции

Установка климат-контроля обладает и дополнительными сервисными функциями. Так, сущестует несколько режимов подачи охлажденного воздуха:
— автоматический
— ноги
— лицо
— лицо-ноги
— ветровое стекло-ноги
— ветровое стекло
Последний пункт, как правило, работает в режиме антизапотевания, с максимальной скоростью работы вентилятора и осушением воздуха.
Наиболее совершенные системы могут подавать в разных направлениях воздух разной температуры.
Установка климат-контроля обязательно имеет режим рециркуляции воздуха, он бывает полезен, например, при езде в пробках или для быстрого охлаждения салона в очень жаркий день.

wiki.zr.ru

Климат-контроль в автомобиле. Как правильно пользоваться?

Необходимость климатических систем в автомобиле трудно переоценить. В жаркую погоду мы спасаемся в машине от духоты, а в холодную, напротив, спешим в авто отогреться. Но если с понятием «кондиционер» автолюбители давно свыклись, то что такое климат-контроль по существу знают немногие.


Фактически, климат-контроль – это высокотехнологичная климатическая установка, объединившая в себе несколько элементов и устройств, способных воздействовать на температуру и влажность в салоне автомобиля. Такая система включает:

  • Отопительную систему;
  • Кондиционер;
  • Системы фильтрации воздуха;
  • Специальные датчики температуры;
  • Блок управления на основе электроники.

Подобное сочетание устройств обеспечивает комфортный микроклимат и чистый воздух в машине в любую погоду. Нагревая или охлаждая воздух до определенной температуры и влажности, климат-контроль способен поддерживать их на нужном уровне столько, сколько это необходимо. Как только по каким-то причинам температура в авто меняется, датчики мгновенно сигнализируют системе об изменении «погоды».

По алгоритму заданной пользователем программы система смешивает два воздушных потока: холодный за пределами автомобиля и горячий, вырабатываемый в результате работы двигателя (радиатора). При этом растет уровень потребления топлива и увеличивается расход заряда аккумуляторной батареи.

Виды систем в современных автомобилях

В базовых комплектациях выпускаемых на заводах автомобилей чаще всего установлен наиболее простой вид климат-контроля — однозонный. Данное устройство рассчитано на обслуживание всего пространства салона и используется оно в основном только водителем.

Мультизонный климат-контроль – более сложная система, способная настраивать и поддерживать оптимальную температуру одновременно в различных зонах автомобиля.

  • двухзонный климат-контроль предусматривает индивидуальные настройки для водителя и пассажира переднего ряда;
  • трехзонный климат-контроль позволяет устанавливать разный температурный режим водителю, пассажиру спереди, а также пассажирам второго ряда сидений.
  • четырехзонный климат-контроль располагает пультами управления температурой в салоне для водителя, переднего пассажира, двух человек на заднем ряду.

В условиях высокой влажности воздуха, скажем, во время дождя, система климат-контроля поможет не только согреться, но и избавить стекла от запотевания. В этом случае необходимо правильно установить дефлекторы подачи воздуха в нужном направлении.


  • Климат-контроль работает в автономном режиме, избавляя водителя и пассажиров от постоянных регулировки, включения и выключения устройства. Установка работает в точном соответствии с заданной программой. 
  • Климат-контроль создает оптимальные условия существования человеческого организма. Благодаря интеллектуальной системе пассажиры авто могут избежать как перегрева, так и переохлаждения, как это бывает в случае использования вентилятора.
  • Индивидуальные настройки позволяют чувствовать себя комфортно всем без исключения пассажирам салона;
  • Климат-контроль способен очистить, поступающий в салон воздух, в том числе от неприятных запахов и болезнетворных бактерий.

Единственным недостатком климат-контроля можно назвать его стоимость. Как известно, обычный кондиционер стоит дешевле и в случае поломки отремонтировать его гораздо проще. Кстати, какой бы климатической установкой не был оснащен ваш автомобиль, помните о правилах эксплуатации подобных устройств. Необходимо периодически менять салонный фильтр и время от времени тщательно промывать конденсатор от пыли и грязи.

Климат-контроль расширил наши понятия о микроклимате в автомобиле. Теперь мы знаем, как не только управлять температурой воздуха, но и заботиться о его чистоте.

Приятных вам поездок!

favorit-motors.ru

Климат-контроль | Кондиционирование

Широкое распространение получили в настоящее время кондиционеры с электронным управлением – системы климат-контроля (HVAC – Heating, Ventilation and Air Conditioning).

Так, если обычный кондиционер работает только в режиме, который ему задает водитель (регулирует скорость потока воздуха и устанавливает интенсивность охлаждения), то автоматизированный климат-контроль с элект­ронным блоком управления допускает как руч­ную, так и автоматическую настройку.

Такая система, в отличие от традиционно­го кондиционера, ориентирована в первую очередь на автоматическую работу, то есть на поддержание заданной температуры и режима работы независимо от внешних условий. После включения автоматизированный климат-конт­роль переходит в режим ожидания, считывает информацию с датчиков и если определит, что микроклимат в салоне не соответствует пара­метрам комфорта, заданным водителем, либо хранящимся в памяти системы характеристи­кам, то он начинает самостоятельно функциони­ровать в соответствии с заданной программой.

Для поддержания комфортного микроклимата в салоне реализуются следующие основные функции климат-контроля – рассеивающая приточная вентиляция, прямоточная вентиляция, обогрев стекол с автоматическим включением при их запотевании, автоматическая или принудительная рециркуляция. Прямоточная подача свежего воздуха часто вызывает ощущение дискомфорта или сквозняка. Поэтому современные автомобили оснащаются рассеивающей системой вентиляции, которая может рассеивать воздух, поступающий в салон через высокорасходные дефлекторы.

Пример распределения воздушных потоков в салоне легкового автомобиля показан на рисунке:

Рис. Схема распределения воздушных потоков в салоне автомобиля:
1 – противопыльный фильтр; 2 – приточный вентилятор; 3 – правый теплообменник; 4 – дополнительный нагревательный элемент; 5 – дефлектор (заслонка) средней консоли; 6 – задние нижние дефлекторы; 7 – левый теплообменник; 8 – испаритель; 9 – кондиционер; 10 – поток воздуха

Под действием разрежения, создаваемого вентилятором, воздух проходит через противопыльный фильтр и поступает к испарителю. За испарителем воздушный поток, идущий через кондиционер, разветвляется в первый раз. Основная часть проходит через теплообменники, а остальная – в обход теплообменников, к заслонкам кондиционера, которые управляют подачей холодного воздуха. Конструктивная схема с двумя параллельными теплообменниками позволяет подавать воздух раздельными потоками в правую и левую зоны салона. Температуру воздуха в каждом из этих двух потоков определяют, в основном, настройки, которые задают водитель и передний пассажир. За теплообменниками воздушные потоки распределяются посредством электроприводных заслонок и направляются к дефлекторам в разных точках салона. При этом воздух, поступающий в салон через отверстия в средних стойках кузова и через задние нижние дефлекторы, может попутно подогреваться дополнительными нагревательными элементами.

Система с электронным управлением кондиционирования снабжена датчиками, клапанами, предохранителями.

Датчик низкого давления отключает компрессор при давлении в системе ниже 2 кг/см² и включает при 2,3 кг/см². Это необходимо для предотвращения заклинивания компрессора, так как при снижении давления во время аварийного сброса хладагента или его утечке нарушается циркуляция масла.

Датчик высокого давления отключает компрессор при давлении хладагента в системе 30…34 кг/см² и включает при 26 кг/см². Повышенное давление может возникнуть из-за неисправности расширительного клапана, нарушения теплообмена в конденсаторе при снижении интенсивности проходящего через него воздушного потока.

Датчик включения дополнительных электровентиляторов обдува конденсатора включает их при повышении давления в системе до 19…22 кг/см² и выключает при 14…16 кг/см².

Датчик температуры компрессора устанавливается на его корпусе, на стороне нагнетания, отключает электромагнитную муфту при температуре 90…100°С.

Электронное управление сервоприводов, определяющих положение заслонок, осуществляется по показаниям датчиков температуры, один из которых расположен в воздухопроводе, другой – на панели приборов.

Комбинированные датчики могут совмещать несколько функций, их устанавливают вместо перечисленных датчиков.

Отопитель и кондиционер обеспечивают как автоматический, так и принудительный обогрев стекол, что предотвращает запотевание стекол. Система управления микроклиматом непрерывно измеряет температуру лобового стекла, влажность воздуха и температуру в точке определения влажности. По результатам измерений определяется возможность запотевания стекла. Все три параметра измеряет психрометрический датчик. Он обычно устанавливается в основании салонного зеркала и генерирует соответствующие сигналы.

Для измерений влажности используется тонкопленочный емкостный датчик. Он работает на принципе пластинчатого электроконденсатора.

Рис. Принцип действия психометрического датчика влажности:
1 – сигнальное напряжение; 2 – электронный блок датчика; 3 – пластинчатый конденсатор; 4 – диэлектрик; 5 – водяные пары; а – без отсутствия водяных паров; б – с присутствием водяных паров

Емкость конденсатора, иначе говоря, его способность накапливать электрическую энергию, определяет площадь поверхности пластин, расстояние между ними и физические свойства наполнителя (диэлектрика), разделяющего две пластины. Диэлектрик, используемый в рассматриваемом измерительном конденсаторе, способен поглощать водяные пары. При этом изменяются его электрические свойства, а значит, и емкость конденсатора. Иными словами, измеряя емкость конденсатора, можно получить информацию о влажности воздуха. Электронный блок датчика преобразует измеренную электрическую емкость в сигнальное напряжение. Способность датчика накапливать в себе водяные пары зависит от температуры. Поэтому одновременно с влажностью необходимо определять и соответствующую температуру.

Для измерения температуры лобового стекла используются инфракрасные датчики:

Рис. Принцип действия инфракрасного датчика:
1 – поглощенное тепловое излучение; 2 – инфракрасный датчик; 3 – поглощенное тепловое излучение; 4 – электронный блок датчика; 5 – сигнальное напряжение; 6 – термометр; 7 – лобовое стекло; а – холодное лобовое стекло; б – нагретое лобовое стекло

Интенсивность инфракрасного излучения, исходящего от лобового стекла, измеряет предназначенный для этого высокочувствительный датчик. Вместе с температурой стекла изменяется и доля инфракрасных лучей в составе теплового излучения, исходящего от стекла. Датчик реагирует на такое изменение. Электронный блок датчика преобразует эту реакцию в сигнальное напряжение.

Для управления системой кондиционирования в первых управляющих системах использовались только датчики температуры в салоне, в настоящее время появились датчики качества воздуха, опре­деляющие концентрацию оксидов углерода и азота в окружающем воздухе, чтобы при необходимости система автоматически перехо­дила в режим рециркуляции, исключая исполь­зование забортного воздуха с повышенной концентрацией токсичных компонентов.

Рис. Принцип действия датчика воздуха:
1 – датчик; 2 – сигнальное сопротивление; 3 – электронный блок датчика; а – отсутствие вредных компонентов в воздухе; б – присутствие окисляемого газа; в – присутствие восстанавливаемого газа

Активной основой датчика является смесь окислов вольфрама или олова. Эти соединения изменяют свои электрические свойства при контакте с окисляемыми или восстанавливаемыми газами. К окисляемым газам относятся оксид углерода (CO), пары бензола и бензина, углеводороды, несгоревшие остатки топлива и продукты его неполного сгорания. Восстанавливаемыми газами являются оксиды азота NOx.

Упрощенно окислению соответствует поглощение кислорода химическим элементом, а восстановлению – выделение кислорода из химического соединения. Иными словами, окисляемые газы стремятся поглотить кислород и соединиться с ним. Восстанавливаемые газы, напротив, отдают кислород другим элементам или соединениям. Если находящаяся внутри датчика смесь оксидов вступает в контакт с окисляемым газом, последний начинает поглощать из окислов кислород. В результате изменяются электрические свойства смеси. Ее сопротивление уменьшается. Если же датчик подвергается воздействию восстанавливаемого газа, то смесь оксидов поглощает из этого газа кислород. При этом электрические свойства смеси также изменяются, но при этом сопротивление возрастает.

Используются также датчики наличия пассажиров в салоне, которые позволяют системе опреде­лять необходимый объем подаваемого возду­ха. В некоторые моделях используются фотодатчики солнечного излучения, позволяющие вычислять интенсивность и угол падения солнечных лучей и, исходя из этой информации, обеспечивать подачу до­полнительного прохладного воздуха в ту часть автомобиля, где воздействие прямых солнечных лучей оказывает особенно сильное влияние.

Рис. Принцип действия датчика солнечного излучения:
1 – фильтр; 2 – оптический элемент; 3 – фотодиод; а – направление солнечных лучей под углом спереди; б – направление солнечных лучей вертикально

Солнечный свет попадает через фильтр и оптический элемент на фотодиод. Фильтр предназначен для предотвращения повреждения фотодиода солнечными лучами. Фотодиод изменяет силу тока пропорционально попадающего на него потока солнечного света. Чем сильнее поток света, тем больше сила тока. Благодаря этому по повышению силы тока от датчика, блок управления опознает увеличение потока солнечного света и воздействует на систему управления кондиционированием с целью сохранения заданной температуры.

При направлении солнечных лучей под углом спереди, прямо на водителя и переднего пассажира температура в салоне повышается, при этом на светодиод попадает значительная часть светового излучения. Хладопроизводительность системы управления кондиционированием увеличивается, компенсируя нагревающее действие солнечного света.

При направлении солнечного света вертикально солнечные лучи задерживаются крышей автомобиля. В этом случае на оптический элемент света падает меньше и он направляет меньше света на светодиод. Хладопроизводительность системы управления кондиционированием уменьшается, поскольку пассажиры автомобиля не находятся под прямыми солнечными лучами.

Может также фиксироваться тем­пература и влажность тел водителя и пассажи­ров через перфорированную обивку сидений.

Для поддержания комфортного температурного режима в салоне автомобиля в холодное время года при неработающем двигателе могут применяться дополнительные обогреватели. Топливо для таких устройств, которые вырабатывают тепло без помощи работы двигателя, поступает или из стандартного топливного бака автомобиля, или из специального бака для транс­портных средств больших размеров. Электрический насос подает топливо к форсунке, которая впрыскивает распы­ленное топливо в камеру сгорания; рас­пыленное топливо смешивается с воз­духом и сгорает. Горячие отработавшие газы затем направляются к теплооб­меннику.

Рис. Вспомогательный воздухообогреватель (независимый от работы двигателя):
1 — воздухообогреватель с вентилятором, камерой сгорания и теплообменником; 2 — впуск воздуха; 3 — выпускное отвер­стие для воздуха, подаваемого в салон автомобиля; 4 — приток воздуха в камеру сгорания; 5 — подача питания: 6 — система выпуска отработавших газов; 7 — элек­тронный блок управления; 8 — тер­мостат и таймер для предварительного выбора продолжительности включения

Теплообменник может функциониро­вать одним из двух способов: или с помощью непосредственного подогрева воздуха салона, или посредством пере­дачи тепла в систему охлаждения дви­гателя. В последнем случае циркуляция поддерживается отдельным электри­ческим насосом, что предоставляет возможность использования стандарт­ного устройства обогрева, позволяюще­го подогревать воздух в пассажирском салоне. Этот тип вспомогательного по­догрева охлаждающей жидкости двига­теля также улучшает характеристику холодного запуска в зимний период.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *