Пдд комментарии разъяснения – Комментарии к Правилам дорожного движения
Полное собрание разъяснений ГИБДД к изменениям в ПДД и новым штрафам
Ситуация 1. Если на ТС, которое вы вознамерились обогнать, есть знак, обозначающий тихоходное транспортное средство, — значит, несмотря на то, что маневр обгона совершается в зоне действия запрещающего знака, нарушения в этой ситуации нет.
Ситуация 2. На дороге установлен временный знак, запрещающий обгон. И хотя он противоречит разметке, в Правилах прописано именно преимущество знака над разметкой. Однако обгон тихоходного транспортного средства здесь разрешен.
Ситуация 3. В зоне действия знака «обгон запрещен» разрешается обгонять мотоциклы без коляски и мопеды.
Ситуация 4. На тракторе установлен знак «ограничение скорости движения 30 км/час». При его обгоне надо помнить, что этот знак указывает лишь на то, что данное транспортное средство может двигаться, не превышая этого ограничения. Однако это не означает, что данное ТС тихоходное. Поэтому за такой обгон вас могут привлечь по части 4 статьи 12.15 КоАП и лишить прав на 4-6 месяцев.
Ситуация 5. Вы едете за ТС, обозначенным как тихоходное, по дороге, имеющей по одной полосе движения в каждую сторону. На дороге нанесена сплошная линия разметки. Нельзя совершать маневры, связанные с пересечением данной линии. Иначе наступит ответственность в виде лишения права управления за выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Ведь для сплошной линии разметки исключения в правилах нет. Ее запрещается пересекать в любой ситуации: есть знак, нет знака, тихоходное транспортное средство или нет. И стоящий на дороге знак «Обгон запрещен» не должен вводить вас в заблуждение и сбивать с толку.
Ситуация 6. Она почти аналогична предыдущему случаю. С той лишь разницей, что знака «обгон запрещен» нет. Все равно пересекать сплошную линию разметки запрещено. А исключение для тихоходных транспортных средств сделано только для знака, а не для любого случая запрещения обгона.
внимание
Поехали по кругу
В новых правилах не только уточняются термины, но и введены новые особенности проезда перекрестков
В Правилах появилось несколько новых понятий. Например, «дневные ходовые огни». Они устанавливаются на новых европейских автомобилях. Обычно это светодиоды большой яркости, обрамляющие или подчеркивающие фару. Если у нас до сих пор требовалось ездить по загородным дорогам с включенным ближним светом, то теперь в Правила добавилось исключение: «или с включенными дневными ходовыми огнями». При этом обладатели этой техники могут уже не включать ближний свет фар.
Кстати, в новой редакции Правил ближний свет или эти огни должны быть включены при движении не только за городом, но и в населенных пунктах. То есть везде и всегда.
Особое внимание стоит обратить на пункт, касающийся Правил проезда перекрестков с круговым движением. Когда Правила были только опубликованы, распространилось мнение, что на всех таких перекрестках поменяется движение. Если до сих пор водители пользовались правилом помехи справа, то теперь преимущество на круговом движении получат те, кто двигается по кругу. Это утверждение не совсем верно.
В Правилах четко прописано: если на круговом движении установлены знаки «уступите дорогу» или «проезд без остановки запрещен», то в этой ситуации транспортные средства, находящиеся на круговом движении, обладают преимуществом. То есть им должны уступить дорогу те, кто выезжает на перекресток. Причем водитель, выехавший на круг, уже точно будет знать, что он пользуется преимуществом в движении.
Кстати, практика применения подобной системы показала, что перекресток быстро освобождается, соответственно повышается его пропускная способность.
Если таких знаков не установлено, значит, на этом перекрестке по-прежнему действует правило «помехи справа». И тут уже те, кто двигается по кругу, должны уступить дорогу тем, кто выезжает на перекресток. Бывает необходимость организовывать движение именно таким образом.
Надо сказать, что нынешняя формулировка этого пункта правил полностью соответствует Международной конвенции о дорожном движении. То есть полностью соответствует западным требованиям.
На первое время водителям рекомендуется внимательно смотреть не только на знаки перед кругом, но и на поведение других участников дорожного движения. Понятно, что не все сразу после вступления в силу поправок в Правила дорожного движения будут их знать. К тому же у нас развита традиция ездить не по правилам и знакам, а по привычке и памяти. Будьте внимательны на дорогах.
На всех схемах изображены «идеальные» случаи. При этом не учитываются обстоятельства совершения того или иного нарушения. На практике зачастую эти обстоятельства важны для квалификации нарушения. Поэтому если у вас не идеальный случай, и инспектор квалифицировал его по другой статье, нежели в предложенных схемах, то разбираться с ним придется в суде.
Материалы подготовил Владимир Баршев. Вся инфографика в «Полезной книжке» выполнена: «Инфографика «РГ»/Леонид Кулешов/Владимир Баршев.
quto.ru
Новые поправки в ПДД — комментарий юриста — журнал За рулем
В конце июня правительство приняло очередные изменения в Правила дорожного движения. Сегодня они вступили в силу.
Штатным ремнем
Материалы по теме
На детские кресла теперь можно не тратиться. Увы, несмотря на результаты многочисленных исследований и мнение большинства экспертов, в правительстве решили, что детей старше семи лет на заднем сиденье можно пристегивать штатными ремнями безопасности.Пункт 22.9 Правил дорожного движения сейчас выглядит так:
Правила перевозки детей изменились. Если на переднем сиденье детей в возрасте до 11 лет позволяется перевозить лишь с удерживающими устройствами, то на заднем маленьких пассажиров от 7 до 11 лет можно пристегивать штатными ремнями.«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка,
или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».
Правила перевозки детей изменились. Если на переднем сиденье детей в возрасте до 11 лет позволяется перевозить лишь с удерживающими устройствами, то на заднем маленьких пассажиров от 7 до 11 лет можно пристегивать штатными ремнями.
Одна часть автовладельцев облегченно вздохнет, дескать, теперь не нужно тратить лишние деньги на автокресла. Другая обеспокоенно задумается о тех последствиях, когда в столкнувшихся автомобилях окажется семилетний ребенок без автокресла. Буквально пару месяцев назад мы провели свое исследование, которое показало, что только с детским креслом можно спасти ребенка.
Дети в опасности?!
Сначала я подумал, что наше правительство проблемы детской безопасности не интересуют. Но, ознакомившись со следующей поправкой, понял, что это не так. Ну, по крайней мере, чиновники постарались показать себя детскими защитниками.
С этого дня детей до семи лет ни под каким предлогом нельзя оставлять одних в салоне автомобиля! Наказания пока нет, но уверен, что уже в скором времени депутаты партии большинства установят серьезное на
www.zr.ru
ПДД 2020 | Приоритет маршрутных ТС
ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн
18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
школьных автобусов;
транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;
транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (Примечание: абзац вступил в силу с 21.12.2018г.);
транспортных средств, которыми в период с 23 февраля по 14 марта 2019 г. перевозятся определенные Правительством Красноярского края по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске» клиентские группы (представители национальных федераций студенческого спорта, участники спортивных соревнований, представители Международной федерации студенческого спорта (FISU), представители средств массовой информации, технические официальные лица, иные лица, принимающие участие в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске), при наличии аккредитационного свидетельства, выдаваемого автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске».
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.
Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 — 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Правила предоставляют маршрутным ТС преимущество только при отъезде от остановочного пункта, обозначенного знаком 5.16 (или указателем маршрутов) или разметкой 1.17. Маршрутное ТС имеет право отъехать от остановки сразу во второй ряд — в этом случае оно также имеет преимущество перед не маршрутными ТС. Подробнее — в статьях Приоритет транспорта общего пользования и Проезд мимо остановки маршрутных ТС.
ПДД 2020 | Знаки приоритета
ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн
Приложение 1 ПДД
Дорожные знаки (по ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004)
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Подробные комментарии (пояснения) к знакам приоритета ПДД доступны в серии статей Дорожные знаки приоритета.
2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. |
2.2 «Конец главной дороги». |
2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой». |
2.3.2 — 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги». Примыкание справа — 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6, слева — 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7. |
Знаки 2.3.4-2.3.7 применяют, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляют менее 60 градусов.
Комментарии (пояснения) к знакам «Главная дорога», «Конец главной дороги», «Пересечение со второстепенной дорогой» и «Примыкание второстепенной дороги» — в статье Группа знаков «Главная дорога» 2.1-2.3.7.
2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной. |
Знак «Уступи дорогу» чаще всего устанавливают непосредственно перед перекрестком, однако вне населенного пункта на дорогах с покрытием ему может предшествовать такой же знак с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Эта информация необходима водителям, намеревающимся производить обгон (подробнее см. пункт.11.5 ПДД).
Знаки 2.4 и 2.5 не действуют, если на перекрестке движением управляет светофор (в режиме красный — желтый — зеленый) или регулировщик.
Таблички 8.13 «Направление главной дороги» используются в том случае, если главная дорога на перекрестке меняет направление. На них изображена схема перекрестка.
При движении через перекресток даже по главной дороге следует убедиться в отсутствии на второстепенном направлении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.
2.5 «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет — перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 — по главной дороге. Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии — перед знаком. |
Знак «Движение без остановки запрещено» устанавливается непосредственно перед перекрестком. Вне населенных пунктов на дорогах с покрытием ему может предшествовать знак 2.4 «Уступите дорогу» с табличкой 8.1.2, указывающей расстояние до этого знака.
Встретив знак 2.4 «Уступите дорогу», в соответствии с толкованием Правилами термина «Уступить дорогу (не создавать помех)» (см п.1.2) в зависимости от дорожной ситуации следует либо снизить скорость, либо остановиться, чтобы уступить дорогу. Если же транспорта, имеющего преимущество в движении нет, и вы убедились, что своим маневром не создадите никому помех, можно безостановочно продолжать движение.
Требование обязательной остановки возникает в тех местах, где водитель, не остановившись, не сможет обнаружить транспорт, имеющий преимущество, и убедиться в безопасности дальнейшего движения.
Знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» в отличии от знака 2.4 требует, прежде чем выехать на перекресток, полностью прекратить движение, т.е. сначала нужно остановиться, определить возможность безопасного проезда и продолжить движение.
Комментарии (пояснения) к знакам «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено», места и варианты размещения знаков — в статье Знаки приоритета «Уступи дорогу» 2.4 и 2.5.
2.6 «Преимущество встречного движения». Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему. |
Въезд на обозначенный участок дороги запрещен только в том случае, если вы можете затруднить встречное движение. Если транспорт, движущийся навстречу друг другу, может свободно разъехаться, то уступать дорогу нет необходимости.
2.7 «Преимущество перед встречным движением». Узкий участок дороги, при движении по которому водитель пользуется преимуществом по отношению к встречным транспортным средствам. |
Легко запомнить простое правило: круглый знак с красной каймой, похожий на запрещающий, требует уступить, квадратный знак с синим фоном дает преимущество. Уступить дорогу должен водитель того автомобиля, направление движения которого символизирует красная стрелка на знаках 2.6 и 2.7.
Комментарии (пояснения) к знакам «Преимущество встречного движения» и «Преимущество перед встречным движением» — в статье Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7.
avtonauka.ru
Комментарии ГИБДД к правилам дорожного движения Российской Федерации
Поиск по всем разделам
Госавтоинспекция
Участникам движения
Организациям
Сервисы
Новости
Контакты
Госфункции
Социальные кампании
xn--90adear.xn--p1ai
ПДД 2020 | Предписывающие знаки
ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн
Приложение 1 ПДД
Дорожные знаки (по ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004)
4.1.1 «Движение прямо». |
4.1.2 «Движение направо». |
4.1.3 «Движение налево». |
4.1.4 «Движение прямо или направо». |
4.1.5 «Движение прямо или налево». |
4.1.6 «Движение направо или налево». |
Разрешается движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками. Знаки, разрешающие поворот налево, разрешают и разворот (могут быть применены знаки 4.1.1 — 4.1.6 с конфигурацией стрелок, соответствующей требуемым направлениям движения на конкретном пересечении).
Действие знаков 4.1.1 — 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 4.1.1 — 4.1.6 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.
Действие знака 4.1.1, установленного в начале участка дороги, распространяется до ближайшего перекрестка. Знак не запрещает поворот направо во дворы и на другие прилегающие к дороге территории.
Более подробно о знаках 4.1.1 — 4.1.6 — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.1.1-4.1.6.
4.2.1 «Объезд препятствия справа». |
4.2.2 «Объезд препятствия слева». |
Объезд разрешается только со стороны, указанной стрелкой.
4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева». Объезд разрешается с любой стороны. |
Знаки 4.2.1-4.2.3 «Объезд препятствия» применяют для указания направлений объезда. Объезд разрешается со стороны, указанной стрелкой. Подробнее о знаках «Объезд препятствия» — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.2 — 4.3.
4.3 «Круговое движение». Разрешается движение в указанном стрелками направлении. |
Знак 4.3 устанавливают на каждом въезде на перекресток (площадь), на котором организовано движение по кругу. Подробнее о знаке 4.3 «Круговое движение» — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.2 — 4.3.
4.4.1 «Велосипедная дорожка». |
4.4.2 «Конец велосипедной дорожки». |
Более подробно о знаках 4.4.1, 4.4.2 и о правилах движения велосипедистов — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.4.1 — 4.5.7.
4.5.1 «Пешеходная дорожка». Разрешается движение пешеходам и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 — 24.4 настоящих Правил. |
4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)». |
4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением (конец велопешеходной дорожки с совмещенным движением)». |
4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения». Велопешеходная дорожка с разделением на велосипедную и пешеходную стороны дорожки, выделенные конструктивно и (или) обозначенные горизонтальной разметкой 1.2, 1.23.2 и 1.23.3 или иным способом. |
4.5.6, 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с разделением движения)». |
Более подробно о знаках «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка» и их совместных аналогах с общим и раздельным движением — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.4.1 — 4.5.7.
4.6 «Ограничение минимальной скорости». Разрешается движение только с указанной или большей скоростью (км/ч). |
4.7 «Конец зоны ограничения минимальной скорости». |
Знак 4.6 устанавливается для увеличения пропускной способности дороги. Если ТС не может двигаться со скоростью, указанной на знаке, то его водителю запрещается выезжать на такую дорогу.
Знак 4.6 с табличкой 8.14 «Полоса движения» может накладывать ограничения на скоростной режим движения по какой-либо одной полосе. Зона действия этого знака располагается от места его установки до знака 4.7. Более подробно — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.6 — 4.8.
4.8.1 — 4.8.3 «Направление движения транспортных средств с опасными грузами». Движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными таблицами) «Опасный груз», разрешается только в направлении, указанном на знаке: 4.8.1 — прямо, 4.8.2 — направо, 4.8.3 — налево. |
Подробнее о знаках 4.8.1-4.8.3, а также о штрафах за нарушение требований этих знаков — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.6 — 4.8.
avtonauka.ru
Читать книгу Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатции Коллектива авторов : онлайн чтение
С.Н. Антонов, М. Б. Афанасьев, В. Д. Кондратьев, В.В. Кузин, Д.В. Митрошин, Б.М. Савин, В.Г. Шиханов, А.Ю. Якимов
Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Введение
Безопасность дорожного движения обеспечивается, когда все составляющие комплекса «человек-автомобиль-дорога-окружающая среда» действуют согласованно. Неоптимальное функционирование этого комплекса (низкая дисциплина и ошибки участников дорожного движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, состояние дорожного покрытия и др.) способствует появлению причин дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). В 2010 г. общее количество ДТП в Российской Федерации составило 199431, в которых погибло 26567 человек и ранено 250635 человек. Среди пострадавших в результате ДТП более 70 % составляют водители и пассажиры транспортных средств. В 2010 г. в результате последовательной реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» отмечается снижение количества ДТП, числа погибших и раненых по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 2,1 %, 3,9 % и 1,9 % соответственно.
Основные причины и условия возникновения ДТП: нарушение установленных правил дорожного движения водителями – 85,0 %, нарушения соответствующих правил пешеходами – 16 %, неудовлетворительное состояние улиц и дорог – 21 %, технические неисправности транспортных средств – 0,6 %.
Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, качественной подготовки водителей и состояния дорожной инфраструктуры решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщиков.
Первые попытки регламентировать взаимоотношения между участниками дорожного движения зафиксированы историками в I веке до н. э. Так, Гай Юлий Цезарь своим указом вводил для колесниц одностороннее движение на улицах Древнего Рима, запрещал в рабочее время перемещаться по городу на колесницах, принадлежащих частным владельцам, а также обязывал приезжих оставлять «транспорт» за городской чертой, а дальше идти пешком. Эти меры были направлены как на поддержание порядка в густонаселенном городе, так и на обеспечение нормального функционирования городских служб.
Первые свидетельства нормативного регулирования дорожного движения на Руси относятся к XV веку. Во времена правления Ивана III были изданы правила пользования почтовыми трактами. Их задачей было не столько обеспечение безопасности передвижения по дорогам, сколько, как бы сказали сейчас, повышение пропускной способности дорог.
В 1683 году Петр Первый издал указ, которым, в частности, запрещалось «в санях на вожжах ездить». Императрица Анна Иоановна указом от 9 января 1730 года предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Одновременно была введена и ответственность для нарушителей, которых следовало «бить кнутом и ссылать на каторгу».
Дальнейшее развитие экономики страны и, следовательно, повышение мобильности населения потребовали совершенствования правового регулирования в области дорожного движения. Данный факт подтверждается имеющимися в архивах нормативными предписаниями органов власти крупных российских городов, датированными XVIII и XIX веками. В инструкции 1883 года, адресованной московским городовым, из 144-х параграфов 30 были посвящены безопасности передвижения на проезжей части и тротуарах.
К концу XIX века на дорогах стали все чаще появляться транспортные средства не только на конной тяге: паровые и бензиновые автомобили, трамваи. Этот период стал переломным моментом в истории развития правил дорожного движения.
Участившиеся дорожные аварии потребовали в большей степени заботиться о безопасности передвижения по улицам и дорогам. Стали более актуальными и вопросы обеспечения бесперебойного движения. При этом одной из главных опасностей для всех участников движения стало увеличение скоростей движения. В этой связи решениями местных градоначальников вводились ограничения максимальной скорости движения (как правило, от 12 до 20 верст в час).
Первым единым нормативным актом, регламентирующим правила движения по дорогам России, стало постановление Министра путей сообщения № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах», изданное в 1896 году.
В Санкт-Петербурге в 1900 году Городская дума утвердила «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях», в котором излагались требования к автомобилям (наличие регистрации, номерных знаков, прохождение ежегодного техосмотра), водителям (возраст не менее 21 года, получение водительского удостоверения после сдачи экзаменов, умение объясняться по-русски), а также к порядку стоянки и движения. Примерно в то же время на городских улицах появились регулировщики, сигналы которых, подаваемые с помощью белой трости (позднее для лучшей видимости на ней нанесли черные полосы), доводились до всех участников движения и были обязательны для исполнения.
Аналогичный документ появился и в Москве в 1912 году. Среди прочих требований им ограничивалась скорость движения автомобилей на уровне 20 верст в час, а для транспортных средств общим весом более 350 пудов -12 верст в час.
Отличительной чертой правил дорожного движения тех лет можно считать приоритет конного движения перед автомобилями, которые по-прежнему оставались в меньшинстве. В частности, водителям автомобилей предписывалось уступать дорогу конным экипажам, не обгонять их, не пугать лошадей сигналами и звуком двигателя.
Следует отметить, что аналогичные процессы шли и в других государствах. От попыток организовать конное движение к концу XIX века перешли к правовому регулированию эксплуатации «самоходных экипажей». Как следствие, правила дорожного движения появились во многих европейских странах. Первые «автомобильные» правила были введены 14 августа 1893 года во Франции.
Несмотря на очевидный прогресс в автомобилестроении и нередко вводились достаточно бессмысленные ограничения, касавшиеся водителей. Они становились следствием лоббистской политики конкурентов – владельцев крупных контор, осуществлявших конные перевозки. Например, в Англии впереди парового дилижанса должен был идти человек с красным фонарем, в Риме нельзя было ездить на автомобилях после 21 часа, в Швеции автомобилистам следовало уступать дорогу конным экипажам. В США в Техасе закон обязывал водителей автомобиля при встрече с табунами лошадей останавливаться и накрывать транспортное средство брезентом под цвет местности.
Тем не менее, развитие научно-технического прогресса, в том числе автомобилизация общества потребовали не просто регламентации правил движения по дорогам разных государств, но еще и унификации их между собой, что позволило бы облегчить международные перевозки грузов и пассажиров.
В этой связи важнейшей вехой в процессе правового регулирования в области дорожного движения стало подписание в 1909 году в Париже «Международной конвенции относительно передвижения автомобилей». Эта Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех предупреждающих дорожных знаков круглой формы, указывающих на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части. В Конвенции 1926 г. число дорожных знаков возросло до шести. Была установлена треугольная (вместо круглой) форма предупреждающих знаков.
Дальнейшим шагом в международной регламентации дорожного движения явилась Конвенция 1931 г., принятая в Женеве на очередной конференции по дорожному движению. В соответствии с этой Конвенцией число дорожных знаков увеличилось до 26, причем они уже были классифицированы по 3 группам: предупреждающие, предписывающие, указательные.
До второй мировой войны в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская и американская. Европейская система в основном соответствовала Конвенции 1931 г. и основывалась на применении преимущественно символов. В американской системе в большинстве случаев вместо символов использовались надписи. После окончания второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.
В 1949 г. в Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Советский Союз присоединился к ним в 1959 г.
К Конвенции 1949 г. и к Протоколу присоединились многие страны, что способствовало унификации национальных правил движения. Однако европейскую систему знаков не приняли США и ряд других стран, где продолжала действовать отличавшаяся от Протокола 1949 г. система дорожных знаков.
Следующим важным этапом в развитии международной регламентации дорожного движения стало принятие на конференции ООН в Вене в 1968 г.
Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах1
Конвенция о дорожном движении, Конвенция о дорожных знаках и сигналах, – М., Транспорт, 1970,– 120 с.
[Закрыть].
Эти Конвенции впоследствии были дополнены Европейскими соглашениями 1971 г., развивающими положения Конвенций применительно к условиям европейских государств. Советский Союз ратифицировал эти документы, поэтому их требования в обязательном порядке учитываются в нормативных документах, касающихся дорожного движения, которые действуют на территории Российской Федерации и в настоящее время.
За последние 15–20 лет в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) была проведена большая работа по обновлению упомянутых международных Конвенций и Соглашений с учетом опыта стран Европы и США.
В результате были разработаны и в 1993, 1995, 2001 и 2006 гг. вступили в силу поправки к этим документам, которые являются обязательными для применения на территории государств, ратифицировавших указанные Конвенции и Соглашения (или присоединившихся к ним)2
Конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах, – М.: Издательство «За рулем», 1999,– 176 с.
[Закрыть].
Основные положения международных Конвенций и Соглашений по дорожному движению реализованы в Правилах дорожного движения Российской Федерации и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с 1 июля 1994 г., а также в следующих действующих в настоящее время национальных стандартах: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Основные технические требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» и в ряде других.
В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Некоторый прогресс был достигнут после утверждения в 1940 г. типовых Правил движения, на базе которых стали создаваться более единообразные Правила на местах.
Существенным шагом в совершенствовании организации дорожного движения явилось создание в 1957 г. новых типовых Правил дорожного движения, в которых были устранены многие неоправданные ограничения. На основе этих типовых документов во всех республиках Советского Союза в 1957–1959 гг. были приняты республиканские Правила дорожного движения. Первые в СССР единые Правила дорожного движения были введены в действие с 1 января 1961 г. Эти Правила базировались на упомянутых Женевской Конвенции о дорожном движении и Протоколе о дорожных знаках и сигналах 1949 г.
С учетом опыта применения первых единых Правил дорожного движения возникла необходимость их корректировки, что и было сделано в переработанной редакции, введенной в действие с 1 января 1965 г. (этот документ назывался «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» и был утвержден приказом Министерства охраны общественного порядка РСФСР от 3 июня 1964 г. № 380).
После принятия в 1968 г. Конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, а в 1971 г. – дополняющих их Европейских соглашений Правила движения вновь подверглись существенной переработке. Их новая редакция по поручению Правительства СССР была введена в действие с 1 января 1973 г. приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. № 240.
До 1993 г. все последующие изменения и дополнения в Правила дорожного движения, а также их новые редакции тоже утверждались приказами МВД СССР по согласованию с Советами Министров союзных республик. Такие изменения и дополнения вносились в 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг. В 1980 и 1987 гг. фактически вводились новые редакции Правил, что было обусловлено большим объемом нововведений, касавшихся дорожных знаков и технических требований к транспортным средствам.
Напомним коротко о том, что нового вносилось в Правила дорожного движения за эти годы.
В 1975 г. появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности, комплектации автомобилей медицинскими аптечками и огнетушителями. С 1976 г. введено ограничение скорости вне населенных пунктов до 90 км/ч для всех легковых автомобилей и междугородных автобусов и до 70 км/ч – для грузовых автомобилей и мотоциклов. Были установлены и некоторые другие ограничения скоростного режима.
В 1979 г. в Правила внесены уточнения, касающиеся применения ремней безопасности, более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Редакция Правил дорожного движения 1980 г. отличалась от предшествующих полностью переработанным разделом по дорожным знакам, что было связано с введением новых ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия» и ГОСТ 23457-79 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».
В 1984 г. изменения и дополнения касались регламентации требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств. Это было обусловлено введением нового ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».
Редакция Правил, введенная в действие с 1 января 1987 г. (утверждена приказом МВД СССР от 16 июля 1986 г. № 139), отличалась от предшествующей включением нескольких новых дорожных знаков и принципиальным изменением понятия «обгон» (под обгоном в этой редакции понималось опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу или сторону проезжей части встречного движения), а также включением ряда новых положений.
После распада СССР начался активный процесс формирования российского законодательства и соответствующей подзаконной нормативной базы в сфере дорожного движения. Как уже отмечалось, к этому времени в рамках КВТ ЕЭК ООН завершался важный этап обновления Конвенций 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашений 1971 г. Эти обстоятельства и послужили основанием для подготовки российских Правил дорожного движения. Совет Министров – Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 июля 1992 г. № 520 поручили разработать Правила Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
В процессе подготовки обновленных Правил дорожного движения было признано целесообразным исключить из этого документа все положения, не имеющие непосредственного отношения к порядку дорожного движения (требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств; положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения). Соответствующие нормы объединены в самостоятельный документ: «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»3
Далее – Основные положения.
[Закрыть], который, как и «Правила дорожного движения Российской Федерации»4
Далее – Правила.
[Закрыть], утвержден постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Эти нормативные правовые акты вступили в силу с 1 июля 1994 г. (в дальнейшем изменения и дополнения в указанные правовые акты утверждались постановлениями Правительства Российской Федерации).
В обновленные Правила 1994 г. был включен ряд положений, вытекающих из нового российского законодательства, поправок к международным Конвенциям и Соглашениям. Существо этих нововведений сводилось к следующему.
В раздел 1 добавлено 6 новых терминов: «автомагистраль», «дорожно-транспортное происшествие», «организованная транспортная колонна», «организованная пешая колонна», «регулировщик», «прилегающая территория». Внесены изменения и дополнения в термины «дорога», «мотоцикл», «обгон», «перекресток» и др.
В разделе 2 были уточнены обязанности водителя. В частности, внесены изменения в перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель механического транспортного средства; включены требования о предоставлении для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионной карточки, путевого листа и товарно-транспортных документов на перевозимый груз5
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», в соответствии с которым функции Российской транспортной инспекции возложены на эту службу.
[Закрыть].
В разделе 3 упрощен порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Раздел 6 дополнен новыми положениями о применении в реверсивных светофорах промежуточного сигнала в виде желтой наклонной стрелы, а на железнодорожных переездах – мигающего бело-лунного сигнала, разрешающего движение.
В раздел 8 введены ограничения на движение задним ходом, чего не было в предыдущих Правилах.
В разделе 9 более четко сформулированы требования по расположению транспортных средств на проезжей части.
Раздел 11 в связи с изменением понятия «обгон» во многом по-новому регламентировал действия водителей при совершении этого маневра.
Появился новый раздел 17, устанавливающий порядок движения в так называемых жилых зонах и на дворовых территориях (абсолютный приоритет пешеходов в любых местах при движении по проезжей части, для водителей предел скорости – 20 км/ч, введен ряд других ограничений).
Раздел 19 запрещает в темное время суток движение без включенных фар. Независимо от наличия наружного освещения на всех транспортных средствах должны быть включены фары ближнего или дальнего света.
В Правилах (Приложение 1) появилось 7 новых дорожных знаков и 2 дополнительные таблички.
Во второй документ – «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» – вошли все положения, не относящиеся непосредственно к регламентации порядка движения, а также новые нормативы, закрепленные в ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования»6
В настоящее время действуют соответственно ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».
[Закрыть] и в ряде других стандартов. В последующие годы в российские Правила дорожного движения неоднократно вносились изменения и поправки.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 3 и от 4 февраля 1997 г. № 138 в Правила дорожного движения были внесены изменения и дополнения, касающиеся применения специальных световых сигналов (проблесковых маячков) оранжевого или желтого цвета и установки любых маячков на транспортных средствах, а постановлением Правительства от 31 октября 1998 г. № 1272 внесены дополнения в пункты 2.2 и 2.4 Правил в связи с вступлением в силу с 4 ноября 1998 г. Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 370 в Правила и Основные положения были внесены существенные поправки, касающиеся установки и применения проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов, введенные в действие с 1 июля 2000 г. В частности, в Основных положениях приводится исчерпывающий перечень транспортных средств, которые должны быть оборудованы проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. Определено, что новый тип проблескового маячка бело-лунного цвета может устанавливаться только на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы.
Проблесковые маячки синего цвета могут устанавливаться только на транспортных средствах оперативных служб, а также на некоторых других транспортных средствах (без специальных цветографических схем на наружных поверхностях), перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.
Проблесковые маячки красного цвета могут устанавливаться в дополнение к маячку синего цвета на транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Военной автомобильной инспекции и Федеральной службы охраны Российской Федерации для их отличия от транспортных средств других оперативных служб.
Существенные изменения и дополнения в Правила и Основные положения были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67, которые введены в действие с 1 апреля 2001 г. Эти изменения затрагивали в том или ином виде 17 разделов Правил и оба Приложения к ним, а также многие пункты Основных положений. Необходимость внесения этих поправок была связана с происходящими изменениями нормативной правовой базы в сфере дорожного движения, в частности, с появлением ряда новых национальных стандартов.
Так, в раздел 1 дополнительно введены 4 новых термина: «дорожное движение», «опасный груз», «организованная перевозка группы детей», «пассажир», уточнено значение следующих терминов: «дорожно-транспортное происшествие», «обгон», «пешеходный переход», «регулировщик».
В раздел 2 введен запрет на употребление водителями алкогольных напитков, наркотических и психотропных или иных одурманивающих веществ после дорожно-транспортных происшествий, к которым они причастны, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об освобождении от такого освидетельствования. Установлен запрет на пользование телефоном во время движения (исключение сделано для водителей, пользующихся для разговора специальным устройством, позволяющим не держать телефонную трубку в руке).
В целях облегчения подъезда маршрутных автобусов и троллейбусов к обозначенным местам остановки, водителям других транспортных средств запрещено останавливаться ближе 15 м от них, за исключением случаев посадки и высадки пассажира и только при условии, что этим не будет создано помех движению маршрутных транспортных средств (раздел 12).
В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма в разделе 22 Правил запрещено осуществлять организованную перевозку групп детей на грузовом автомобиле с бортовой платформой (такие перевозки допускаются только в специально оборудованном кузове-фургоне грузового автомобиля, если нет возможности организовать перевозку в автобусе).
Раздел 23 Правил разрешает без каких-либо специальных согласований движение транспортных средств и перевозку грузов при их общей ширине не более 2,55 м (ранее было ограничение до 2,5 м) или 2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов.
В Приложение 1 включены два новых дорожных знака по ГОСТ Р 51582-2000: 6.13 «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» и 6.14 «Пост дорожно-патрульной службы».
В Приложении 2 согласно ГОСТ Р 51256-99 появилась новая разметка оранжевого цвета, которая применяется в качестве временной для организации движения в местах проведения дорожных работ на проезжей части, при проведении каких-либо массовых мероприятий и т. п.
Для обозначения любых пешеходных переходов (регулируемых или нерегулируемых) установлен только один вид разметки – «зебра» (ранее для разметки регулируемых переходов применялась разметка в виде широких прерывистых линий).
Искусственные неровности, предназначенные для принудительного снижения скорости (так называемые «лежачие полицейские») в местах повышенной опасности, например, возле школ, медицинских учреждений, должны обозначаться разметкой в виде расположенных в шахматном порядке квадратов белого цвета.
На некоторых двухполосных дорогах с низкой интенсивностью движения в качестве краевой разметки может использоваться прерывистая линия белого цвета, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними. Для дублирования некоторых дорожных знаков на проезжей части может наноситься разметка с изображением этого знака (например, знака ограничения скорости).
В Основных положениях установлен предельный срок 30 суток, в течение которого после регистрации транспортного средства в ГИБДД или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, допускается его эксплуатация без прохождения государственного технического осмотра.
Этот срок реально необходим для того, чтобы водитель мог при необходимости укомплектовать транспортное средство знаком аварийной остановки, медицинской аптечкой, огнетушителем и осуществить иные необходимые действия.
В качестве знака аварийной остановки должен использоваться только треугольный знак, отвечающий требованиям ГОСТ Р 41.27-2001. Применение других приспособлений, в частности, красного мигающего фонаря, как это было ранее, не предусмотрено.
Введен новый опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство». Им должны быть обозначены все допускаемые к движению на дорогах механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. С 1 марта 2002 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. № 127 в Основные положения внесены изменения и дополнения в связи с введением с 1 января 2002 г. нового ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (взамен действовавшего ранее ГОСТ 25478-91). Эти изменения сводятся к уточнению содержания Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям). В том числе изменены нормы эффективности торможения; стали более жесткими требования по использованию шин различных размеров, конструкций, моделей и типов; введены повышенные требования по герметичности соединений и узлов двигателя, коробки передач, сцепления, заднего моста, системы охлаждения и др.
В связи с введением с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями)7
Далее – КоАП.
[Закрыть] в пункты 2.1, 2.2 и 2.7 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472 внесены соответствующие изменения и дополнения, касающиеся наличия у водителя временного разрешения на управление транспортным средством и доверенности на прицеп.
В 2003 г. в Правила и Основные положения изменения и дополнения вносились дважды. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 265 в Правила и Основные положения с 1 июля 2003 г. были внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся наличия у водителя страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а на транспортном средстве – специального знака государственного образца обязательного страхования (пункт 2.1.1 Правил и пункт 2 Основных положений). Кроме того, пунктом 12 Основных положений на должностных лиц возложена обязанность контроля за допуском к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих страхового полиса.
25 сентября 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 595 был утвержден пакет поправок к Правилам и Основным положениям, которые вступили в силу с 1 января 2004 г.
Поправки касались 13 пунктов Правил и 5 пунктов Основных положений. Суть этих поправок сводилась к следующему.
В пункт 1.2 для облегчения понимания отдельных положений Правил включено три новых термина («автопоезд», «опасность для движения» и «перестроение»). В частности, термин «перестроение» введен в связи с тем, что этот маневр неоднозначно понимается многими водителями, которые не считают нужным подавать соответствующие сигналы поворота при перестроении в пределах одной полосы движения (например, при взаимном перестроении или объезде какого-либо препятствия). Введение этого термина позволяет избежать конфликтных ситуаций при разборе ДТП и способствует повышению дисциплины на дорогах. Кроме того, была уточнена формулировка термина «прилегающая территория». Без внесенного уточнения из определения термина можно было сделать ошибочный вывод, что прилегающая территория не является дорогой и на нее не распространяются требования Правил со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
Используемые в Правилах термины «остановочный пункт», «остановка», «остановочная площадка» заменены единым общим термином «место остановки».
Редакция подпункта 2.3.3 Правил была приведена в соответствие с Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ и «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 с учетом всех последующих изменений и дополнений, внесенных в эти законодательные акты.
iknigi.net